МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ БИТУМНЫХ ЭМУЛЬСИЙ,
ОСВЕТЛЕННЫХ АЛЮМИНИЕВОЙ ПУДРОЙ,
ДЛЯ УХОДА
ЗА СВЕЖЕУЛОЖЕННЫМ БЕТОНОМ
Одобрены Минтрансстроем
Москва
1981
В
целях повышения эффективности ухода за свежеуложенным бетоном в Союздорнии
разработан новый способ осветления битумных эмульсий суспензией алюминиевой
пудры (авторское свидетельство № 617446). Существо предложенного способа
заключается в том, что на свежеуложенное бетонное покрытие наносят битумную
эмульсию, а затем сразу же - осветляющую суспензию, состоящую из пигментной
всплывающей алюминиевой пудры и керосина.
Применение
нового способа обеспечивает существенные технические и экономические
преимущества по сравнению с известными ранее (побелка известью, засыпка
песком), так как надежность защиты повышается, а количество используемых
материалов невелико. Кроме того, механизированное нанесение эмульсии и
осветляющего состава можно выполнить одной машиной.
Настоящие
«Методические рекомендации» позволят готовить необходимые пленкообразующие и
осветляющие составы, подбирать, в соответствии с условиями работы, средства
механизации и настраивать их на заданную норму расхода жидкостей, а также
выполнять работы качественно и безопасно.
К
наиболее эффективным из применяемых в настоящее время для ухода за бетоном
покрытий дорог и аэродромов пленкообразующих материалов следует отнести водные
битумные эмульсии, которые в жаркую погоду требуют осветления. Однако известные
методы осветления - путем засыпки сформировавшейся пленки песком или покраска
ее известковым раствором - технически малоэффективны и трудоемки.
В
1976 - 1979 гг. в Союздорнии разработан новый способ осветления битумных
эмульсий, применяемых для ухода за бетоном, с использованием суспензии
алюминиевой пудры.
Применение
этого способа в соответствии с указаниями настоящих «Методических рекомендаций»
позволит существенно повысить эффективность применения битумных эмульсий для
защиты твердеющего бетона: готовить необходимые пленкообразующие и осветляющие
составы, подбирать средства механизации в соответствии с условиями работы,
настраивать механизмы на заданные нормы расхода, выполнять работы качественно и
безопасно.
Настоящие
«Методические рекомендации» разработал канд. техн. наук Г.Н. Фабрикантов при
участии канд. техн. наук Э.Р. Пинуса и инж. О.С. Отпущенниковой.
Все
замечания и пожелания просьба направлять по адресу: 143900, Балашиха-6
Московской обл., Союздорнии.
1.1. «Методические рекомендации по
применению битумных эмульсий, осветленных алюминиевой пудрой, для ухода за
свежеуложенным бетоном» разработаны в развитие действующих нормативных
документов по строительству автомобильных дорог и аэродромов (СНиП III-40-78,
СНиП III-47-80 и «Инструкции по строительству цементобетонных покрытий
автомобильных дорог» ВСН 139-80
Минтрансстроя) в части ухода за свежеуложенным бетоном с применением битумных
эмульсий в жаркую погоду - при температуре воздуха выше 25 °С
и относительной влажности воздуха менее 50 %. В этих условиях битумные
эмульсии, нанесенные на поверхность бетона, необходимо осветлять во избежание
появления опасных температурных напряжений в покрытии.
1.2. Предлагаемый новый метод осветления
битумных эмульсий основан на применении суспензии алюминиевой пудры, которая
наносится на несформировавшийся слой битумной эмульсии*. При этом
операция осветления практически выполняется одновременно с нанесением битумной
эмульсии, обеспечивая немедленную тепловую защиту поверхности бетона в жаркие
солнечные дни.
*) Авторское
свидетельство № 617446.
1.3. Новый способ осветления битумных
эмульсий с помощью суспензии алюминиевой пудры имеет существенные технические и
экономические преимущества по сравнению с известными ранее (побелка известью,
засыпка песком), так как требует незначительного расхода осветляющих материалов
и позволяет наносить эмульсию и осветляющий состав одной машиной.
1.4. Осветленная битумная эмульсия в ряде
случаев может заменить пленкообразующие материалы типа «Помароль» (ПМ-86,
ПМ-86Б) благодаря повышенным защитным свойствам, низкой стоимости, возможности
избежать ненужного осветления при температуре ниже 25 °С, использованию менее
дефицитных и нетоксичных материалов.
Применение
осветленной битумной эмульсии в этом случае обеспечит экономию 700 - 800 руб.
на 1 км дорожного покрытия шириной 7,5 м.
2.1. Для ухода за свежеуложенным бетоном с
последующим осветлением поверхности алюминиевой пудрой следует применять
битумные эмульсии, отвечающие требованиям ГОСТ 18659-73 «Эмульсии дорожные битумные»,
быстрораспадающиеся класса БА-2, анионные.
2.2. Для приготовления эмульсии
рекомендуются эмульгаторы, соответствующие требованиям ГОСТ 13302-77
«Кислоты нефтяные. Технические условия»: асидол-мылонафт 1-го и 2-го сортов,
мылонафт 1-го и 2-го сортов, а также сульфатное мыло (СТУ 374-63). Состав
раствора эмульгатора следует назначать в соответствии с требованиями ГОСТ 18659-73
или «Технических указаний по приготовлению и применению дорожных эмульсий» ВСН 115-75
Минтрансстроя. Битум для приготовления эмульсии должен иметь глубину проникания
40 - 60.
2.3. Эмульсию готовят в диспергаторах
механического действия. Концентрация битума в эмульсии должна составлять 50 -
55 %.
2.4. Осветляющую суспензию готовят из
пигментной алюминиевой пудры ПАП-1 (ГОСТ 5494-71
«Пудра алюминиевая пигментная»), условная кроющая способность которой равна
7000 см2/г, с использованием осветительного керосина. Соотношение
составляющих суспензии должно быть (масс. ч.): алюминиевой пудры - 1; керосина
- 3.
Вязкость
суспензии по вискозиметру ВЗ-4 - 10 - 12 с.
2.5. Для проведения строительных работ
небольшого объема суспензию можно готовить, смачивая алюминиевую пудру
керосином в соотношении по массе 1:1 непосредственно в жестяном барабане - таре
поставщика пудры. Смоченную пудру загружают в расходный бак
машины-распределителя, куда заливают остаток керосина, чтобы довести суспензию
до требуемого соотношения компонентов (1:3).
2.6. При значительных объемах использования
осветляющих составов пасту следует получать в готовом виде с заводов
Минцветмета СССР.
Состав
пасты (%): алюминиевый порошок, гидрофобизированный стеарином - 65 - 75;
уайт-спирит - 25 - 35.
Условная
кроющая способность такой пасты очень высока и достигает 17000 см2/г.
В расходном баке пасту следует разбавить до рабочей консистенции (1:3),
определив расчетом необходимое количество разбавителя (уайт-спирита или
керосина).
3.1. Битумную эмульсию наносят на бетонное
покрытие сразу после окончания отделки поверхности, не ожидая исчезновения
пленки воды, за два прохода машины. Норма расхода эмульсии составляет 600 г/м2.
Эмульсию следует наносить в теплом виде, хранить ее на участке строительства в
теплоизолированных емкостях, а в случае остывания подогревать до температуры 40
- 60 °С при непрерывной циркуляции.
3.2. Сразу после распределения эмульсии - до
образования пленки - ее следует осветлять суспензией алюминиевой пудры. Норма
расхода суспензии 50 - 70 г/м2.
Для равномерного нанесения суспензии с такой малой нормой расхода
необходимо тщательно подготовить оборудование, суспензию в расходном баке тщательно перемешать,
фильтры и распылители промыть в керосине. Для предотвращения оседания
алюминиевой пудры в процессе нанесения суспензию нужно интенсивно перемешивать
в расходном баке, постоянно омывая заборный фильтр.
3.3. Для нанесения битумной эмульсии и
последующего ее осветления суспензией алюминиевой пудры следует использовать
распределители пленкообразующих жидкостей ДС-105 и ЭНЦ-3, входящие в состав
бетоноукладочных комплектов.
3.4. При использовании распределителя ДС-105
на нем устанавливают дополнительное оборудование для нанесения битумной
эмульсии с подогревом и циркуляцией. Монтаж оборудования следует выполнять в
соответствии с заводской инструкцией. Основную многосопловую систему
распределения машины ДС-105 используют для нанесения осветляющего состава. Для
обеспечения требуемого расхода закрывают половину распылителей (через один), а
распределительную штангу поднимают на высоту 1 - 1,2 м. Осветляемый участок
проходят с повышенной рабочей скоростью.
3.5. Рабочую скорость распределителя ДС-105
устанавливают в следующем порядке:
взвешиванием
определяют расход жидкости из одного распылителя за 1 мин;
умножая
полученный результат на количество действующих распылителей, кроме боковых,
получают общий расход жидкости Q, кг/мин, поступающей на покрытие за 1
мин.
Для
обеспечения заданной нормы расхода С,
кг/м2, необходимо рассчитать рабочую скорость движения
распределителя V, м/мин, с учетом ширины
покрытия b, м:
.
Ввиду
отсутствия на распределителе ДС-105 спидометра для поддержания необходимой
рабочей скорости движения следует обозначить вешками отрезки обрабатываемого
участка определенной длины (15 или 20 м), вычислить по заданной рабочей
скорости время их прохождения и выдерживать это время, пользуясь секундомером.
Периодически
следует контролировать фактический удельный расход жидкости, сопоставляя
площадь обработанного участка и количество израсходованной жидкости.
3.6. При использовании распределителя ЭНЦ-3
на его платформе вместо расходного бака для известного раствора надо
устанавливать специальное оборудование, разработанное для этой цели. На каретке
системы распределения машины ЭНЦ-3 необходимо закреплять дополнительный
распылитель и соединять его шлангом с нагнетательно-циркуляционной системой
специального оборудования. Шланг закрепляют на шарнирном трубопроводе системы
распределения машины ЭНЦ-3.
Для
нанесения битумной эмульсии используют основную систему распределения машины
ЭНЦ-3, которая при необходимости может обеспечить подогрев и циркуляцию
эмульсии перед нанесением.
3.7. При небольших объемах работ для
нанесения битумной эмульсии можно применять малогабаритные распределители на
базе грузового мотороллера «Тула», а для нанесения осветляющей суспензии -
ручные насосы или пневматические опрыскиватели, широко используемые в сельском
и лесном хозяйстве. Для этой же цели можно применить ручной передвижной
распределитель Харьковского завода, заменив окрасочный валик имеющимся в
комплекте центробежным распылителем.
3.8. Скорость передвижения машины ЭНЦ-3
постоянна (1,5 м/мин), поэтому при настройке на заданную норму расхода С, кг/м2, можно варьировать
только общий расход жидкости Q, кг/мин, подбирая распылитель с соответствующим диаметром
выходного отверстия или изменяя в пределах 0,2 - 0,5 МПа (2 - 5 кгс/см2)
давление в системе распределения.
3.9. Первыми двумя проходами распределителя
наносят битумную эмульсию, затем возвращаются к началу обработанного участка и
за один проход наносят осветляющий состав.
3.10. Качество защитной пленки проверяют по
методике, изложенной в «Инструкции по строительству цементобетонных покрытий
автомобильных дорог» ВСН 139-80
Минтрансстроя, с использованием фенолфталеина. Покраснение поверхности
допустимо не более чем в двух точках на 100 см2 покрытия. В
противном случае покрытие необходимо дополнительно обработать битумной
эмульсией и осветляющим составом.
4.1. При уходе за бетоном с применением
битумной эмульсии следует выполнять «Правила техники безопасности при
строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (М., «Транспорт»,
1978), а также правила техники безопасности, изложенные в заводских инструкциях
по эксплуатации распределителей ДС -105, ЭНЦ-3 и сменного оборудования к ним
для нанесения битумной эмульсии и осветляющего состава.
4.2. Сухую алюминиевую пудру необходимо
предохранять от раздувания ветром и увлажнения водой. Влажная алюминиевая пудра
склонна к самовозгоранию.
4.3. Емкости с пастой или суспензией
алюминиевой пудры должны быть плотно закрыты во избежание испарения разбавителя
(керосин, уайт-спирит). При транспортировке и хранении алюминиевой пудры или
пасты нельзя нарушать герметичность тары. Тара должна быть прочной и иметь
защитный слой для предохранения от коррозии.
4.4. Курение или пользование открытым огнем
при приготовлении и нанесении суспензии алюминиевой пудры запрещается.
4.5. Для борьбы с пожаром, вызванным
загоранием алюминиевой пасты или пудры, пригоден сухой песок.
Использование
воды не допускается.
СОДЕРЖАНИЕ