МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОВОЙ
ПЛАСТИФИЦИРОВАННОЙ
БИТУМНО-БУТИЛКАУЧУКОВОЙ
МАСТИКИ ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ
ШВОВ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ
ПОКРЫТИЙ
Утверждены
заместителем директора
Союздорнии
кандидатом технических наук
В.М.
Юмашевым
Одобрены
Главным техническим управлением
Минтрансстроя
(письмо ГТУ № 373-4д
от
21.03.83)
Москва 1985
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОВОЙ ПЛАСТИФИЦИРОВАННОЙ
БИТУМНО-БУТИЛКАУЧУКОВОЙ МАСТИКИ ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ШВОВ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ.
Союздорнии. М., 1985.
Даны
рекомендации по применению пластифицированных битумно-бутилкаучуковых мастик
МББП-65 (Лило-1) и МББП-80 (Лило-2) для герметизации деформационных швов
бетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов, технические требования,
предъявляемые к мастике, ее состав и требования к компонентам.
Приведены
технология подготовки и заполнения деформационных швов мастиками с помощью
комплекта оборудования ДС-67А, контроль качества производства работ и основные
требования техники безопасности.
Табл. 1.
В
настоящее время для заполнения деформационных швов бетонных покрытий используют
мастики на основе битума. Чтобы повысить эластичность, теплостойкость,
сцепление с бетоном, атмосферостойкость и другие свойства мастики, в СССР и за
рубежом практикуется добавление в нее резиновой крошки, натуральных и
синтетических каучуков. Наиболее эффективным способом повышения механической
прочности мастики является введение полимеров в виде порошков, латексов или
растворов. С этой целью в результате совместного поиска, ВНИИкровля и
Союздорнии разработали для заполнения деформационных швов бетонных покрытий
пластифицированные битумно-бутилкаучуковые мастики МББП-65 (Лило-1) и МББП-80
(Лило-2).
По
результатам исследований разработаны настоящие «Методические рекомендации по
применению новой пластифицированной битумно-бутилкаучуковой мастики для
герметизации швов цементобетонных покрытий». Использование разработанных
«Методических рекомендаций» будет способствовать повышению качества и
долговечности герметизации деформационных швов бетонных покрытий автомобильных
дорог и аэродромов (авт.
свид. № 834049).
«Методические рекомендации» разработаны
кандидатами технических наук А.Г. Гулимовым, А.М. Шейниным, В.И. Коршуновым
(Союздорнии) при участии канд. техн. наук А.Р. Нуралова и инж. В.И. Мизоновой
(ВНИИкровля).
1.1.
Настоящими «Методическими рекомендациями» можно руководствоваться при заполнении
деформационных швов цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов
мастиками битумно-бутилкаучуковыми пластифицированными марок МББП-65 (Лило-1) и МББП-80 (Лило-2).
1.2.
Подготовка деформационных швов, их заполнение, соблюдение режима разогрева
мастик предопределяют качество и срок службы мастики в швах.
1.3.
Заполнять деформационные швы пластифированными битумно-бутилкаучуковыми
мастиками Лило-1 и Лило-2 рекомендуется с помощью заливщика ДС-67А.
При
температуре окружающего воздуха не ниже 10 °С допускается использовать для этой
цели конусные лейки.
1.4. До
заполнения деформационных швов мастиками Лило-1 и Лило-2 необходимо
предварительно промыть, просушить, обеспылить, подгрунтовать пазы швов.
1.5.
Работы по заполнению пазов швов должно выполнять специализированное звено
дорожных рабочих под руководством мастера с соблюдением правил техники
безопасности.
1.6. При
проведении работ следует руководствоваться, кроме настоящих «Методических
рекомендаций», СНиП III-40-78
«Автомобильные дороги», СНиП III-46-79 «Аэродромы» и «Руководством по организации
и технологии строительства аэродромных цементобетонных покрытий» (М., 1981).
1.7.
Каждая партия мастики, выпускаемая заводом-изготовителем, должна сопровождаться
паспортом, в котором
указывается номер партии, результаты испытаний и номер ТУ.
2.1.
Физико-механические свойства мастик должны соответствовать требованиям ТУ
21-27-40-83 (прил. 1).
2.2.
Вязкость мастик Лило-1 и Лило-2, разогретых соответственно до 150 и 180 °С, при
истечении через отверстие диаметром 20 мм при объеме мастики 2,5 л должна быть
не более 50 с.
2.3.
Относительное удлинение мастик Лило-1 и Лило-2 при температуре 20 °С должно
составлять не менее 20 %, а прочность образца-шва, определяемая факультативно,
- не менее 0,05 МПа (прил. 2).
2.4.
Время выдержки мастики при температуре 150 - 180 °С - не
более 5 ч.
2.5.
Температура хрупкости мастик Лило-1 и Лило-2 по Фраасу должна составлять минус
50 °С (определяется факультативно по ГОСТ
11507-78).
3.1.
Мастики битумно-бутилкаучуковые пластифицированные рекомендуются для заполнения
деформационных швов бетонных покрытий автомобильных дорог I - III категорий (Лило-1) и
аэродромов классов А, Б, В, Г, Д; ВПП, МРД, ГД и МС (Лило-2).
Состав
мастики, % массы
Лило-1 Лило-2
Смесь битумов БН-IV и БНД-40/60....................................... 77 72
Бутилкаучук............................................................................. 5 10
Пластификатор....................................................................... 8 8
Тальк........................................................................................ 10 10
Исходное
сырье
|
Показатель, обязательный для проверки перед
использованием в производстве
|
Значение показателя
|
Показатель взрывопожароопасности
|
Битум
нефтяной (ГОСТ 9548-74, ГОСТ 22245-76)
|
Температура размягчения
по методу КиШ, °С
|
60 - 70
|
Показатель
возгораемости более 2
|
Глубина
проникания иглы при 25 °С
|
³ 16
|
Температура
вспышки выше 240 °С
|
Бутилкаучук
(ТУ 38-003-169-79)
|
Вязкость по
Муни при 100 °С
|
38 - 50
|
Показатель
возгораемости 2
|
Непредельность,
%
|
1 - 1,6
|
Пластификатор
(ТУ 38-40126-83)
|
Вязкость при
100 °С, сст
|
6,8 - 8,9
|
Температура
вспышки 195 °С
|
Тальк (ГОСТ 21235-75)
|
Влажность, %
|
£ 1
|
Огнеупорный
|
Размер частиц,
мм
|
£ 0,5
|
|
3.2. При
приготовлении пластифицированных битумно-бутилкаучуковых мастик используются
материалы, которые должны отвечать требованиям, изложенным в таблице.
4.1. На
строительные объекты мастики поставляют кусками или брикетами массой 15 - 20
кг, посыпанными тальком или другими аналогичными материалами.
4.2. Для
обеспечения требуемого сцепления мастик с бетоном стенки пазов швов необходимо
грунтовать мастикой, растворенной в керосине в соотношении 1 : 1.
Куски
мастики расплавляют при постоянном перемешивании до исчезновения комков. В
емкость с требуемым количеством растворителя вводят тонкой струйкой, непрерывно
перемешивая, расплавленную мастику при температуре не выше 120 °С.
Полученный
грунтовочный материал без видимых комков битума следует наносить на боковые
грани швов (ориентировочный расход грунтовочного материала 0,2 кг на 1 м2
при температуре 20 °С).
4.3. До
заполнения мастикой деформационные швы необходимо подготовить:
промыть
паз шва сразу же после нарезки;
просушить,
в зависимости от температуры окружающего воздуха, в течение 1,5 - 2,5 ч с
момента их промывки;
обеспылить
пазы швов (если это требуется) сжатым воздухом под давлением не менее 0,5 МПа;
для
улучшения условий работы мастики в шве и снижения ее расхода в нижнюю часть
паза вложить прокладку (хлопчатобумажный шнур, резиновые трубки,
пороизол, гернит и т.п.) на глубину, равную 2 - 3 величинам ширины шва;
подгрунтовать
пазы швов.
Заполнять
деформационные швы мастикой необходимо не ранее чем через 30 мин после
нанесения грунтовочного слоя на стенки пазов швов.
4.4.
Перед заполнением емкости заливщика ДС-67А мастику необходимо разогреть в
котлах с принудительным перемешиванием, оборудованных термометром (прил. 3).
5.1.
Гарантийный срок хранения мастик Лило-1 и Лило-2 - 6 мес со дня отгрузки
потребителю. По истечении гарантийного срока мастика может применяться после
проверки ее на соответствие требованиям ТУ 21-27-40-83 (см. прил. 1).
5.2. При
контроле пазов швов проверяют:
ширину и глубину их нарезки;
тщательность
промывки, сушки и обеспыливания;
глубину
заполнения мастикой;
качество
подгрунтовки.
5.3. При
разогреве мастики в котлах следует контролировать:
присутствие
посторонних примесей в мастике (бумаги, грунта и пр.);
температуру
разогрева мастики и время выдержки ее в нагретом состоянии.
5.4.
Деформационные швы следует заливать мастикой до уровня покрытия или ниже на 1 -
3 мм.
6.1. К
работам по герметизации пазов швов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие
специальный инструктаж и аттестацию, а также инструктаж по технике
безопасности.
6.2. Лица,
занятые разогревом и транспортированием горячих мастик Лило-1 и Лило-2, должны
быть предварительно проинструктированы о безопасных способах загрузки и
разгрузки котла, разогрева готовых мастик, транспортирования горячих мастик.
6.3. Все
работающие с мастиками должны быть обеспечены спецодеждой (хлопчатобумажным
комбинезоном, резиновыми сапогами, брезентовыми рукавицами или пастами типа
ПМ-1 или «Хлот БТ»).
6.4. Так
как мастики битумно-бутилкаучуковые являются пожароопасными (по ГОСТ
12.1.021-80 температура вспышки 315 °С, температура воспламенения 340 °С),
запрещаются работы с открытым огнем, курение, а также работы, вызывающие
искрение.
6.5.
Необходимо довести до сведения всех работающих с битумно-бутилкаучуковыми
мастиками, что мастики токсичны, так как при их изготовлении и применении при
температуре 150 - 180 °С из компонентов мастики выделяются незначительное
количество непредельных углеводородов и мономеры, и их систематическое
попадание на кожу может привести к дерматитам и экземам (см.: Лазарев Н.В.
Вредные вещества в промышленности. - М.: Химия, 1977).
6.6.
Содержание в воздухе рабочей зоны выделяющихся при разогреве и применении
мастик вредных веществ не должно превышать норм, указанных в ГОСТ 12.1.005-76.
6.7.
Определение концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны разогрева и применения мастик должно
осуществляться по «Техническим условиям на методы определения вредных веществ в
воздухе» вып. I
- ХII
(М.: Медицина, 1968).
6.8. При
работе с мастиками должны быть обеспечены безопасные для работающих условия в
соответствии с требованиями СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве» и ГОСТ
12.3.002-75.
6.9.
Режим слива и налива мастик должен соответствовать приведенному в «Правилах
защиты от статического электричества в производствах химической,
нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности», утвержденных Госстроем
СССР, ЦК профсоюзов рабочих нефтяной и химической промышленности и
Госгортехнадзором СССР.
Помещения,
в которых ведется работа с мастиками, должны быть снабжены приточно-вытяжной
вентиляцией.
6.10. В
помещениях, предназначенных для хранения и применения мастик, запрещается пользоваться открытым
огнем. В случае загорания мастик следует применять пенный огнетушитель,
асбестовое полотно или песок.
6.11. Все
противопожарные мероприятия, осуществляемые на строительном объекте, подлежат
согласованию в местном отделении Госпожнадзора.
Показатели
физико-механических свойств мастик
(Извлечение из ТУ-21-27-40-83)
Показатель
|
Норма для мастики марки
|
Метод испытания
|
МББП-65 (Лило-1)
|
МББП-80 (Лило-2)
|
Температура
размягчения по методу КиШ, °С
|
70 ± 5
|
80 ± 5
|
По ГОСТ 11506-73
|
Глубина
проникания иглы при 25 °С, не менее
|
35
|
30
|
По ГОСТ 11501-78
|
Гибкость
образца мастики толщиной 1 мм на стержне диаметром 10 мм после выдерживания
при минус 20 °С
|
-
|
-
|
По прил. 4 к настоящим
«Методическим рекомендациям»
|
Водопоглощение
за 24 ч, %, не более
|
1
|
1
|
По ГОСТ 2678-81
|
Растяжимость
при 25 °С, см, не менее
|
3
|
3
|
По ГОСТ 11505-75
|
Определение предела
прочности и относительного удлинения при растяжении
Предел
прочности и относительное удлинение мастики определяют на разрывной машине типа
ЦД-4 следующим образом.
Для
испытания изготавливают образцы-швы, представляющие собой две бетонные балочки
размером 40´40´160
мм, соединенные мастикой на длину 100, высоту 40, ширину 10 мм. Образцы-швы
выдерживают 5 сут при температуре 20 ± 2 °С. Число испытуемых образцов-швов
должно быть не менее трех.
Образец-шов
устанавливают в зажимы разрывной машины, проверяют установку приборов на нуль,
замеряют ширину образца-шва, включают разрывную машину и растягивают
образец-шов до разрушения. Скорость приложения нагрузки - 1 мм/мин.;
контролируется с помощью индикатора часового типа и секундомера. По шкале
прибора фиксируют разрушающую нагрузку, по индикатору - приращение ширины паза
шва в момент разрушения образца-шва.
Предел
прочности образца-шва при растяжении (Rp, МПа) вычисляют по формуле
где Р - нагрузка, при
которой происходит разрыв образца-шва, Н;
S - площадь сечения мастики, м2.
При
разрушении образца-шва по мастике следует вычислять предел прочности мастики (s),
а при разрушении по контактному слою «мастика-бетон» необходимо вычислять
сцепление мастики с бетоном (t).
Относительное
удлинение при растяжении (eр, %) определяют
по формуле
где
lp - ширина паза шва в
момент разрыва, мм;
l0
- начальная ширина паза шва, мм.
Оборудование для
заполнения швов мастиками
Комплект
оборудования ДС-67А обеспечивает выполнение следующих операций: очистку пазов
сжатым воздухом, их подгрунтовку, а также заполнение деформационных швов.
Базовой машиной является автомобиль УАЗ-452Д. На шасси автомобиля также
установлены бак для расходного запаса мастики, компрессор, оборудование для
обогрева мастики.
Оборудование
для подгрунтовки стенок пазов швов жидким битумом или раствором мастики в
керосине (соотношение 1 : 1) состоит из красконагнетателя (С-764) и удочки со
шлангом и распылителем от агрегата С-562А. На платформе автомобиля
транспортируется также заливщик швов. Бак для мастики вместимостью 300 л имеет
термоизоляционную оболочку, внутренние обогревательные каналы. Встроенный в бак
битумный насос обеспечивает циркуляцию мастики и закачку ее в емкость заливщика
швов. Уровень мастики в емкости заливщика контролируется поплавковым
указателем, температура - термодатчиками, которые выведены на панель приборов в
кабине водителя. Бак имеет вспомогательную емкость для промывки его и заливщика
швов керосином под давлением до 0,05 МПа. Привод битумного насоса и компрессора
осуществляется от двигателя автомобиля (ЗМЗ-451) через дополнительную раздаточную
коробку передач.
Техническая
характеристика комплекта оборудования ДС-67А
Базовая машина................................................................................ УАЗ-452Д
Двигатель, модель............................................................................ ЗМЗ-451
Вместимость бака для мастики, л.................................................. 300
Вместимость промывочного бака, л.............................................. 50
Давление воздуха при промывке, МПа.......................................... 0,05
Подача битумного насоса, л/мин................................................... 100
Термодатчики................................................................................... С
логомерами ЛМ-06
Компрессорная установка, модель................................................. СО-7А
Бак для подгрунтовки пазов швов, модель.................................... С-764
(СО-42)
Вместимость бака, л........................................................................ 40
Удочка (длина 1,2 м, масса 1,5 кг)................................................. От
агрегата С-562
Давление воздуха, МПа
при
подгрунтовке...................................................................... 0,6
при
очистке швов...................................................................... 0,6
Методика
определения гибкости мастики
(Извлечение из ТУ-21-27-40-83)
Применяемые
приборы и материалы:
холодильная
камера;
термометр
с ценой деления 1 °С;
металлический
стержень диаметром 10 мм;
образцы
пленки мастики размером 20´50 мм.
Проведение
испытания.
Образцы
пленки мастики вместе со стержнем выдерживают 30 мин в холодильнике при
температуре минус 20 °С, после чего образцы вынимают и медленно огибают по
полуокружности стержня. Огибание производится равномерно в течение 2 с.
Время
с момента изъятия образцов из холодильной камеры и изгибания его по
полуокружности стержня не должно превышать 10 с.
Мастику
считают выдержавшей испытание, если на образцах не будет обнаружено трещин.
СОДЕРЖАНИЕ