МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ВОЗДУХОВОВЛЕКАЮЩЕЙ ДОБАВКИ ППФ
В МОНОЛИТНОМ БЕТОНЕ
ДЛЯ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
И АЭРОДРОМОВ
Утверждены
директором
Союздорнии
канд. техн. наук
Э.М.
Добровым
Одобрены Главным
техническим
управлением
(письмо
№ 37-7-18 от 30.11.82 г.)
Москва 1984
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ВОЗДУХОВОВЛЕКАЮЩЕЙ ДОБАВКИ ППФ В МОНОЛИТНОМ БЕТОНЕ ДЛЯ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ. Союздорнии. М., 1984.
Даны рекомендации по применению в дорожных бетонах новой
воздухововлекающей добавки на основе очищенного сульфатного мыла - ППФ с целью
создать определенный объем условно-замкнутых пор в структуре бетона, которые
обеспечивают необходимую морозостойкость бетона.
Изложены основные требования к приготовлению бетонной смеси
с добавкой ППФ, характеристика и состав добавки, особенности производства
работ.
Табл. 2.
Современная технология дорожного бетона предусматривает
применение воздухововлекающих добавок - поверхностно-активных веществ,
значительно повышающих его морозостойкость и срок службы покрытий автомобильных
дорог и аэродромов.
В связи с дефицитом воздухововлекающих добавок, вызванным
резким сокращением производства стандартной добавки СНВ, разработана новая
воздухововлекающая добавка - ППФ, которая является попутным продуктом,
получаемым при производстве фитостерина.
В Союздорнии проведены исследования дорожных бетонов с воздухововлекающей
добавкой ППФ, выпускаемой на опытно-промышленной установке Соломбальского ЦБК,
которые были проверены в производственных условиях при устройстве дорожного
покрытия трестом «Центрдорстрой».
Применение добавки ППФ и комплексной добавки СДБ + ППФ
расширит номенклатуру воздухововлекающих добавок и снизит стоимость
приготовления бетонных смесей, используемых в дорожном и аэродромном
строительстве.
Настоящие «Методические рекомендации по применению
воздухововлекающей добавки ППФ в монолитном бетоне для покрытий автомобильных
дорог и аэродромов» составлены канд. техн. наук Э.Г. Пинусом и инж. Г.В.
Грачевой.
1.1. Союздорнии разработаны
воздухововлекающие добавки ОСМ-2* и ППФ и комплексы их с СДБ с использованием
изобретений по авторским свидетельствам № 423766 и № 500197. Указанные добавки
близки по химическому составу и влиянию на свойства бетонных смесей и бетонов,
отличаясь составом исходного сырья и технологией производства.
* Методические
рекомендации по применению воздухововлекающей добавки ОСМ-2 в дорожном бетоне
(Союздорнии. М., 1976).
Необходимость разработки добавки ППФ обусловлена
дефицитом воздухововлекающих добавок, обеспечивающих морозостойкость дорожного
бетона, из-за резкого сокращения производства стандартной добавки СНВ (смола
нейтрализованная воздухововлекающая по ТУ 81-05-75-74).
1.2.
Настоящими «Методическими рекомендациями» следует руководствоваться при
устройстве монолитных цементобетонных покрытий автомобильных дорог и
аэродромов, а также при бетонировании других сооружений и конструкций.
1.3. Для
получения экономичных по расходу цемента составов морозостойкого дорожного
бетона предусматривается применение добавки ППФ в комплексе со стандартной
пластифицирующей добавкой СДБ (ОСТ 81-79-74).
1.4.
Добавка ППФ вводится в бетонную смесь при ее приготовлении в количестве,
обеспечивающем нормированный объем вовлеченного воздуха (5 - 6%) в соответствии с ГОСТ 8424-72 «Бетон
дорожный» с целью придать необходимую долговечность (морозостойкость) дорожному
бетону.
Характеристика и свойства добавки ППФ приводятся в приложении.
1.5.
«Методические рекомендации» составлены с учетом технологии строительства
дорожных и аэродромных
покрытий, регламентированной СНиП III-46-79 «Аэродромы», СНиП III-40-78 «Автомобильные дороги». Они
предусматривают применение бетонных смесей и бетонов, отвечающих требованиям
ГОСТ 8424-72 «Бетон дорожный».
1.6.
Составы дорожного бетона с добавкой ППФ подбирают так же, как с традиционной
воздухововлекающей добавкой СНВ, - в соответствии с методикой, приведенной в СНиП
III-46-79,
«Руководстве по организации и технологии строительства аэродромных
цементобетонных покрытий (М., 1982), «Инструкции по строительству
цементобетонных покрытий автомобильных дорог» ВСН
139-80
Минтрансстроя, «Методических рекомендациях по подбору состава дорожного бетона»
(Союздорнии. М., 1973).
2.1.
Добавку ППФ следует перевозить в металлических бочках всеми видами транспорта
или в железнодорожных цистернах с нижним сливным краном. Сбрасывание бочек с
добавкой ППФ при выгрузке не допускается.
2.2. На
бочке с ППФ несмываемой краской указывают название продукта, дату изготовления,
номер партии.
2.3.
Каждая партия должна сопровождаться документом, подтверждающим соответствие качества
продукта требованиям технических условий.
2.4.
Бочки с ППФ хранят на складах или на открытой площадке под навесом.
2.5.
Гарантийный срок хранения добавки ППФ - 3 года со дня изготовления. По
истечении указанного срока продукт можно применять только после проверки его
качества на соответствие требованиям ТУ ОП 13-05-109-89.
2.6.
Добавка ППФ не теряет своих свойств в процессе хранения при температуре от -40
до +40 °С.
2.7. Для
точного стабильного дозирования добавки ППФ при приготовлении рабочего раствора
необходимо тщательно перемешивать добавку в бочке или цистерне, барботируя ее
сжатым воздухом или перемешивая механически, так как при длительном хранении
добавка ППФ, не изменяя технологических свойств, расслаивается по высоте бочки
(или цистерны).
3.1.
Добавку ППФ в целях экономии цемента следует применять в комплексе с
пластифицирующей добавкой СДБ (по ОСТ 81-79-74) или в сочетании с
добавками-суперпластификаторами на нафталинформальдегидной основе (С-3 по ТУ
6-14-60-25-80 и НФ по ГОСТ 6848-79 «Диспергатор НФ технический. Технические
условия»).
3.2.
Оптимальная дозировка добавки ППФ для дорожных бетонов - 0,008 - 0,02 % массы
цемента (в расчете на сухое вещество добавки) - в зависимости от свойств
пластифицирующих добавок, применяемых в комплексе с ней, характеристики заполнителей, условий
приготовления бетонных смесей и типа бетоносмесителя.
3.3.
Методика подбора состава дорожного бетона с новой воздухововлекающей добавкой
ППФ и комплексной добавкой СДБ + ППФ такая же, как и с добавкой СНВ и СДБ + СНВ
(см. п. 1.6 настоящих «Методических рекомендаций»).
3.4.
Добавка ППФ вводится в бетонные смеси в виде водного раствора 10- или 20 %-ной
концентрации непосредственно в бетоносмеситель или совместно с водой затворения
с предварительно введенной в нее добавкой (в товарном виде).
Приготовление рабочего раствора добавки сводится к
растворению определенного для заданной концентрации количества продукта ППФ в
воде затворения без предварительного нагрева.
3.5. Для
контроля дозирования добавки ППФ необходимо на ЦБЗ не менее двух раз в смену
определять плотность ее водных растворов (см. таблицу).
Концентрация
раствора, %
|
Плотность раствора при -20 °С, , кг/м3
|
Концентрация раствора, %
|
Плотность раствора при 20 °С, , кг/м3
|
1
|
1,001
|
15
|
1,012
|
3
|
1,003
|
20
|
1,016
|
5
|
1,004
|
25
|
1,021
|
7
|
1,006
|
30
|
1,025
|
10
|
1,008
|
|
|
3.6.
Содержание сухого вещества в добавке ППФ (в товарном продукте или рабочем
растворе) определяется после высушивания ее до постоянной массы в термостате
при температуре 105 - 110 °С.
3.7. При
применении добавки ППФ вместо добавки СНВ технология приготовления бетонной
смеси и устройства
бетонных покрытий, контроль качества бетонной смеси и бетона не изменяются (см.
пп. 1.5
и 1.6 настоящих «Методических рекомендаций»).
4.1. При
производстве работ по приготовлению бетонной смеси и укладке в покрытие
дорожного бетона с воздухововлекающей добавкой ППФ следует руководствоваться
требованиями СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве»,
«Инструкцией по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог» ВСН
139-80
(разд. 8).
4.2.
Перед допуском к работе с добавками рабочие должны пройти специальный
инструктаж по технике безопасности.
4.3. При
приготовлении растворов добавок рабочие должны быть в спецодежде из водоотталкивающей
ткани, защитных очках, резиновых сапогах и перчатках.
Характеристика
и свойства добавки ППФ
1. Добавка ППФ является
поверхностно-активным веществом и по основному действию на бетонные смеси и
бетоны (регулирование пористости) относится к воздухововлекающим добавкам.
Применение добавки ППФ в дорожном бетоне обеспечивает создание системы
условно-замкнутых пор в его структуре и, тем самым, - необходимой
морозостойкости и, кроме того, пластифицирует бетонные смеси и повышает их
стойкость против расслоения.
2. Добавка ППФ - продукт
очистки сырого сульфатного мыла, производится на опытно-промышленной установке
по производству фитостерина на Соломбальском целлюлозно-бумажном комбинате (ПО
«Соломбальский» ЦБК Минлесбумпрома СССР, г. Архангельск).
3. Добавка ППФ по
химическому составу представляет собой водный раствор смеси натриевых солей
смоляных и жирных кислот с включением небольшого количества неомыляемых веществ
и до 4 % этилового спирта.
4. Добавка ППФ
производится в виде жидкого продукта однородной консистенции темно-коричневого
цвета. Она нетоксична, легко растворяется в воде, не пожароопасна.
5. Добавка ППФ по
эффективности применения в дорожных бетонах не уступает стандартной добавке
СНВ, т.е. при одинаковых с ней дозировках обеспечивает примерно одинаковые
воздухововлекающий и пластифицирующий эффекты, характеристики поровой структуры
бетона, показатели его прочности и морозостойкости.
Добавка ППФ более технологична, чем СНВ: при приготовлении
рабочего раствора она не требует предварительного измельчения и обязательного
нагревания; стоимость ее примерно в два раза ниже.
6. По своим свойствам
добавка ППФ должна отвечать требованиям ТУ ОП 13-05-109-82 (с изменением № 1)
Минлесбумпрома СССР «Мыло сульфатное облагороженное (ППФ)» для продукта ППФ
марки А:
Содержание воды, % массы, не более................................. 70
Массовая доля жирных, смоляных кислот и
неомыляемых веществ, % массы абсолютно
сухого вещества, не менее.................................................... 80
Количество спирта, % массы, не более............................... 4
Количество растворимых в воде веществ,
%
массы, не менее................................................................. 90
Объем пены, см3, не менее................................................... 75
Избыточная щелочность, мл 0,1 Н раствора,
не более.................................................................................. 0,5
СОДЕРЖАНИЕ