СССР
Министерство транспортного строительства
ГЛАВТРАНСПРОЕКТ
ГИПРОПРОМТРАНССТРОЙ
УКАЗАНИЯ
по сбору данных для составления
проектов организации строительства
железных и автомобильных дорог
УТВЕРЖДЕНЫ
Главтранспроектом 17 марта 1965 г.
МОСКВА 1966
Указания составлены Нормативным отделом Гипропромтрансстроя
Главтранспроекта
Замечания и пожелания по Указаниям
просьба направлять по адресу:
Москва, К-64, п/ящ. 1226, Гипропромтрансстрой, Нормативный отдел
Настоящие указания составлены для проектных организаций, занимающихся проектированием железных и автомобильных дорог с целью облегчить сбор данных, необходимых для составления проектов организации строительства /ПОС/.
Основным руководящим документом для составления ПОС
является Инструкция о порядке составления и утверждения
проектов организации строительства и проектов производства
строительных и монтажных работ.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми указанной инструкцией, и составлены настоящие указания.
Собранные для ПОС данные, как правило, должны обеспечивать возможность составления и сравнения нескольких
схем решений основных, для данного строительства, вопросов ПОС с целью выбора наиболее экономичного варианта.
При сборе данных, относящихся к транспортировке строительных материалов, следует иметь ввиду, что при переходе на новую методику ценообразования, устанавливающую твердую сметную цену этих материалов франко-строительная площадка, расстояния и способы перевозки материалов не
будут влиять на сметную стоимость строительства.
В
тех случаях, когда транспорт материалов будет производиться силами строительной организации, или за ее счет,
эти расстояния и способы скажутся на себестоимости строительных работ и потому должны быть отражены в проектных
разработках.
Таким образом и при новой методике ценообразования эти данные могут потребоваться, но при этом отпадает необходимость их согласования
с заказчиком.
Собранные по этому вопросу данные заносятся в ведомость, форма которой приведена в приложении 1.
Получаемые от различных организаций справки, письма, акты и другие документы, должны быть достаточно полными, содержать все необходимые сведения по затронутому вопросу и надлежащим образом оформлены. Для обеспечения этого при составлении письменных или телеграфных запросов
следует четко и ясно ставить вопросы и подробно указывать, какие именно сведения требуются.
При получении противоречивых сведений по одному и
тому же вопросу необходимо производить дополнительную
проверку и уточнение полученных данных.
В тех случаях, когда по какому-либо вопросу имеется
согласование,
полученное ранее, надо убедиться в том, что условия не изменились и согласование не потеряло свою
силу.
Указания не предрешают вопроса о том, какие данные должны быть собраны изыскательскими партиями, какие - авторами отдельных разделов проекта и какие - специалистами, ведущими разработку ПОС. Однако, во всех случаях, сбор и координация данных для составления проекта организации
строительства и сметной документации должны поручаться специалистам, хорошо знающим современное строительство, его техническую оснащенность и организационные формы.
Необходимо чтобы автор ПОС выезжал на место и лично
знакомился
с условиями строительства.
Образцы письменных запросов, направляемые в различные организации, приводятся в приложениях 2 - 8.
Для проекта организации строительства кроме топографических материалов, входящих в состав комплексного
проекта
(планы в горизонталях, продольные и поперечные профили, планы карьеров, переходов рек и др.) должны быть представлены топографические материалы, по которым можно запроектировать временные сооружения, предусматриваемые
вне полосы отвода проектируемого основного объекта (переправы, автодороги, склады,
базы, поселки, подсобные предприятия и др.).
Если появится необходимость провести дополнительные
топографические работы, то до их начала надо выяснить не
производились ли ранее в районе строительства такие работы
и если производились и имеются материалы, то их необходимо использовать. Сведения можно получить на месте в исполнительных комитетах, городских и поселковых советах и в
проектных организациях.
При получении материалов ранее произведенных съемок
должно быть установлено соответствие ситуационных данных
существующему положению (границы населенных пунктов, лесных угодий, схемы путей сообщения и коммуникации и др.). В случае происшедших изменений в материалы вносятся коррективы.
Климатические условия района строительства определяют
конструктивные решения и организацию строительства всех
проектируемых сооружений и поэтому они получают соответствующее отражение в проекте.
Должны быть собраны следующие данные:
а)
средняя по месяцам температура воздуха, сроки первых и последних заморозков;
б)
направление, повторяемость и сила ветра
- розы ветров. Надо помнить, что при
изменении рельефа и линейном характере строек,
розы ветров могут резко меняться;
в)
среднегодовая и максимальная суточная величина
атмосферных осадков, толщина снегового покрова и число
дней с гололедом;
г) глубина промерзания почвы;
д)
количество дней в году, в которые невозможно производство работ на открытом воздухе (низкая температура, метели).
Перечисленные данные можно получить на ближайших
к строительству метеорологических станциях, отделениях Главного управления гидрометеорологической службы, сельскохозяйственных отделах исполнительных комитетов, метеослужбах аэродромов.
Некоторые данные можно взять из
«Климатического справочника» Гидрометеоиздата.
Попикетное и поучастковое описание инженерно-геологических и
гидрогеологических условий строительства, наряду с другими данными, имеющимися в полевой документации изысканий и в составе проекта, как правило, обеспечивают возможность решения всех вопросов, связанных с проектированием организации строительства постоянных
сооружений.
Необходимость в проведении дополнительных геологических и гидрогеологических обследований может возникнуть
при разведке карьеров, размещении временных сооружений, изысканиях источников временного водоснабжения и др., если
они располагаются вне полосы обследований при изысканиях.
В
этих случаях данные собираются согласно перечню, приведенному в соответствующем разделе настоящих указаний.
При обследовании необходимо установить:
а)
принадлежность земель (колхозам, совхозам, местным Советам депутатов трудящихся и различным предприятиям
и ведомствам) и дать их краткое описание;
б)
наличие на отводимых землях: предприятий, дорог, угодий (леса,
сады, пашни, луга и т.д.),
линий связи и
энергоснабжения
(воздушные, кабельные), трубопроводов, жилых и нежилых строений, подлежащих сносу и переносу, при этом намечаются строения, которые могут быть оставлены и
использованы строительством как временно, так и постоянно;
в) численность переселяемого населения, намечаемые места и условия переноса строений и переселения;
г)
размеры и порядок возмещения за земли, насаждения, посевы, строения и др.
д)
санитарные условия района строительства.
Многие данные могут быть получены в архитектурно-планировочных управлениях, сельскохозяйственных отделах
исполкомов,
проектных организациях, занимающихся проектированием различных объектов в районе строительства дороги и т.д.
Отвод земель под все объекты строительства, как постоянные, так и временные, сносы и переносы строений и
др. должен быть согласован в районных, городских, областных (краевых) исполнительных комитетах.
В тех случаях, когда размещение объектов предусматривается на землях, принадлежащих колхозам, необходимо отвод земли согласовать с правлениями этих колхозов, на землях, подлежащих Гослесфонду - с местными органами лесного хозяйства и на землях совхозов и подсобных хозяйств
предприятий и учреждений - с директорами этих организаций. В необходимых случаях согласования производятся ведомствами, в подчинении которых находятся указанные организации.
В обязанность проектных организаций входит лишь
установление принципиальных возможностей отвода земельных
участков,
необходимых строительству. Возбуждение официальных ходатайств об отводе земельных участков и получение
соответствующих разрешений на занятие этих участков возлагается на застройщика (дирекцию строящегося предприятия
или заказчика).
Прежде чем принять решение об открытии собственного
предприятия, (карьера) надо иметь твердую уверенность в
том, что нельзя или неэкономично получать материалы от существующих в этом района предприятий (карьеров) строительных материалов.
Кроме того,
надо обследовать и имеющиеся в данном
районе строительства и установить возможность использования их подсобных производств.
До начала работ по поискам местных строительных материалов надо собрать следующие сведения:
а) наличие в районе строительства предприятий по добыче и производству строительных материалов (заводы железобетонных и бетонных конструкций, кирпичные заводы, карьеры камня, гравия и песка, деревообрабатывающие предприятия и т.п.);
б)
мощность предприятий и номенклатура их продукции;
в) наименование и количество материалов, которые могут быть выделены строительству, условия их выделения;
г)
условия транспортировки материалов от предприятий до строительства
(расстояния перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, тарифы и др.);
д)
согласовать возможность кооперации строительства с
действующими предприятиями. В этом случае надо получить сведения об условиях кооперации (реконструкция или расширение, выпуск продукции из сырья строительства, количество продукции, ее характеристика и стоимость).
После
изучения данных, которые будут получены от
действующих в районе строительства предприятий, надо установить - потребность в каких материалах будет полностью
покрыта существующими предприятиями (для этого необходимо знать потребность строительства в основных материалах), и какие материалы и в каком объеме должны быть изысканы. При этом надо учитывать, что объекты железнодорожного и
автодорожного строительства, как правило имеют линейный
характер, а это создает иногда такое положение, когда
при наличии существующего карьера, запасы которого покрывают всю потребность строительства, например, в камне или
песке, все же целесообразно открыть дополнительно один
или несколько карьеров, так как транспортные расходы настолько возрастают, что использование существующего карьера становится невыгодным.
При использовании существующих карьеров необходимо
согласовать:
а) взаимоотношения и взаимообязательства (кто производит разработку и отгрузку материала, какого качества, кто обеспечивает производство вскрышных работ, обязательства по выделению техники, рабочих и др.);
б)
условия оплаты за материалы: отпускная стоимость, стоимость погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки, затраты по содержанию карьера и пр.;
в) обязательства строительства по производству горно-подготовительных работ в карьере: устройству новых забоев, пионерных и откаточных траншей, подъездных путей и пр.
Кроме сбора сведений о действующих предприятиях,
надо выяснить, нет ли в районе строительства разведанных, но не
эксплуатируемых месторождений и если они есть, то получить
по ним данные об утверждении, качестве и наличии полезного
ископаемого,
о мощностях его пластов и вскрышных пород, обводненности и др.
Таким образом, сбор данных, необходимых для организации собственных подсобных производств строительных материалов и изыскания карьеров производятся, если существующие предприятия строительных материалов и разведанные
(с утвержденными запасами полезного ископаемого) месторождения не могут полностью удовлетворить всех нужд строительства или использование их экономически нецелесообразно.
При размещении подсобных производственных предприятий
строительства надо руководствоваться следующим: объекты должны быть максимально приближены к источникам материалов
и сырья,
иметь удобный и возможно более короткий подъезд к
строительству и в
то же время подсобные предприятия надо
располагать компактно и ближе к населенным пунктам с целью использования имеющихся культурно-бытовых учреждений и предприятий и сетей водо- и энергоснабжения, связи,
канализации и др.
При поисках нерудных ископаемых не следует забывать
такой источник информации, как опрос местных жителей.
Разведка месторождений строительных материалов производится в соответствии с существующими инструкциями и по
каждому месторождению представляется паспорт и пояснительная записка, в которой освещаются следующие вопросы: рекомендации по способам разработки вскрыши и полезного слоя, возможность использования материала вскрыши, места отвалов, условия транспортировки материалов (род транспорта, объемы работ по сооружению подъездных путей и др.), необходимость в сортировке, промывке, дроблении и способы обогащения, а также места,
где целесообразно расположить установки по обогащению и переработке материалов, условия и объемы работ по водоснабжению и энергоснабжению карьера и
размещению обслуживающего персонала.
При решении вопроса обеспечения строительства лесоматериалами, кроме сбора данных о существующих лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятиях, надо рассмотреть вопрос о целесообразности организации собственных лесных заготовок. В этом случае необходимы сведения о
возможности и условиях выделения лесных участков и их характеристика (порода леса, выход деловой древесины), условия заготовки и вывозки леса, как летом,
так и зимой, площадки для расположения деревообрабатывающих предприятий
и места для выгрузки и складирования леса.
Попутно надо установить наличие питомников лесных насаждений и выяснить условия получения саженцев для нужд
строительства
(благоустройство, снего- и пескозащита).
Производя поиски местных строительных материалов, надо
учитывать возможность использования отходов некоторых промышленных предприятий, в том числе и сельскохозяйственных (опилки, шлаки,
солому и др.). При наличии отходов, которые могут быть использованы на строительстве, надо установить их количество, характеристику и выяснить условия получения и транспортировки. Все вопросы должны быть согласованы с владельцем (дирекцией) предприятия.
Обследование и сбор данных должны охватить все виды
транспорта,
которые могут быть использованы во время строительства.
По транспорту должны быть собраны следующие данные:
а) Схема существующих автомобильных дорог и их обустройств (баз, гаражей, мастерских, складов и пр.), в районе строительства;
б) характеристика дорог (ширина земляного полотна, тип покрытия, состояние проезжей части, пропускная способность мостов, объемы работ по ремонту дорог и др.);
в) соображения о схеме автодорог строительства, объемах работ по ним и местах примыкания их к существующим автодорогам;
г) возможность долевого участия местных организаций и
предприятий в строительстве отдельных участков дороги и ее
обустройств
(городских участков, подъездов к населенным
пунктам и предприятиям, городских мостов, павильонов, автовокзалов, гостиниц и пр.) и установление объема долевого участия;
д) если в районе строительства имеются сооружения, принадлежащие организациям занимающимися автоперевозками (гаражи, ремонтные мастерские, базы ГСМ и др.), выяснить возможность и условия их использования, особенно это необходимо на начальный период строительства.
Многие данные можно получить в дорожных отделах районных или областных (краевых) исполнительных комитетах, эксплуатационных органах автомобильных дорог, проектных организациях и т.д.
Если автодорога строительства пересекает существующую автомобильную или железную дорогу, пересечения должны быть согласованы с соответствующими эксплуатационными управлениями.
Также подлежит согласованию и трасса автодороги, проходящая по территории населенных пунктов, землям совхозов и колхозов и др.
а) Схема водных путей сообщения и основных портовых
сооружений и их характеристика: сроки навигации, мощность погрузочно-разгрузочных средств, тоннаж судов, которые могут быть использованы для перевозки грузов, условия сплава, погрузки и разгрузки, стоимость перевозок и др.;
б)
возможность и условия использования существующих пристаней, погрузочно-разгрузочных средств, складов, судов, а также условия сооружения собственных временных причалов, складов и др.;
в)
в случаях возведения на водных путях сообщения
каких-либо сооружений для нужд строительства, должно быть
произведено согласование с управлениями соответствующих
пароходств.
Материалы по водному транспорту можно получить в Управлениях пароходств или лесосплавных организациях.
Составляется схема железных дорог в районе строительства с показанием основных сооружений, принадлежащих железной дороге.
В управлениях (отделениях) железных дорог или дирекциях местных предприятий (в зависимости от принадлежности), выяснить:
а) условия перевозки грузов строительства и стоимость
перевозки;
б)
пункты, в которых можно организовать разгрузку, перегрузку и складирование грузов;
в)
возможные точки примыкания временных железнодорожных путей строительства (без ГСМ,
звеносборочных баз, полигонов и заводов ЖБК, карьеров и т.д.);
г) возможность использования для нужд строительства
существующих железнодорожных путей и сооружений (депо,
мастерских, складов и др.), принадлежащих как МПС, так
и местным предприятиям.
Для решения перечисленных выше вопросов, в управлении (отделении) железной дороги или в дирекцию предприятия, необходимо представить сведения о количестве и направлении
следования грузов строительства и желательных пунктах разгрузки и складирования их.
При положительном решении вопроса использования существующих сооружений железных дорог надо дать соображения
о возможности и целесообразности собственных обустройств
(примерные объемы работ).
Перевозка грузов, точки примыкания и пересечения дорог, организация прирельсовых складов, долевое участие в
расходах по эксплуатации путей и обустройств и другие мероприятия, затрагивающие интересы существующих железных дорог, должны быть согласованы в установленном порядке, согласно Уставу железных дорог СССР.
Если примыкание намечено осуществить не непосредственно к путям МПС, а к подъездным путям других ведомств, необходимо произвести согласования с министерством или
ведомством -
владельцем железнодорожного подъездного пути, а затем с МПС.
При наличии в районе строительства подвесных дорог и
целесообразности их использования, надо согласовать с владельцем дороги условия ее использования для нужд строительства (плата,
объемы работ по реконструкции, если таковая потребуется, совместное обслуживание и т.д.).
Кроме того,
должен быть установлен перечень материалов и оборудования, которые могут быть перевезены и согласован график и сроки работы дороги.
Иногда может оказаться целесообразным сооружение собственной подвесной дороги (чаще через реку,
в горах). В этом случае надо дать соображения о строительстве такой дороги (трасса, опоры и условия их сооружения, а при переходах рек - допустимые отметки и т.д.).
Схемы путей сообщения, как правило, составляются общие для всех видов транспорта, на них кроме существующих - показываются строящиеся и проектируемые дороги,
по которым должны быть представлены те же данные, что и по существующим.
Согласованию подлежат как постоянные, так и временные
дороги строительства (автомобильные, железные, подвесные).
При обследовании необходимо:
а) установить виды связи, существующие в районе строительства, их принадлежность, назначение и дать краткую характеристику;
б)
выяснить возможность и условия использования существующих устройств связи (точки примыкания, необходимость расширения имеющихся обустройств и т.д.);
в) дать соображения и объемы работ по сооружению связи строительства.
Данные по связи могут быть получены в местных отделениях Министерства связи и ведомствах, которым принадлежат устройства связи.
Необходимо установить возможные места и условия разгрузки и складирования грузов с железнодорожного, водного и автомобильного транспорта. Особенно важно решить этот
вопрос для начального периода строительства.
Выяснить возможность и условия использования (кооперирования) складских хозяйств и подъездных путей, имеющихся в районе строительства и принадлежащих
соседним предприятиям, как на первый период строительства, так и постоянно
(на договорных началах с их владельцами).
Наметить и согласовать площадки, где строительством могут быть организованы собственные склады горюче-смазочных
материалов
(ГСМ), лесоматериалов, технического снабжения и др.
При выборе площадок необходимо учитывать, что склады:
а) желательно располагать у железнодорожных и водных
путей;
б)
должны иметь автомобильные подъезды;
в)
должны быть расположены возможно ближе к объектам
строительства;
г)
должны располагаться с соблюдением пожарных и санитарных норм;
д)
целесообразно располагать так, чтобы они после окончания строительства могли быть использованы как постоянные.
9. Водоснабжение
Для водоснабжения могут быть использованы артезианские и грунтовые воды, воды рек и озер,
а также вода, получаемая от существующих систем водоснабжения близлежащих
предприятий и населенных пунктов.
По артезианским и грунтовым водам требуются данные о
наличии в районе строительства артезианских скважин и колодцев, их дебите и качестве воды.
При использовании рек и озер необходимы данные о
местах водозабора и зимнем режиме источников (сроки замерзания, вскрытия и прохождения паводка, толщина льда и др.).
При получении воды из существующих систем водоснабжения нужно:
а) согласовать места примыкания;
б)
согласовать количество воды, которое может быть отпущено для нужд строительства, условия получения воды и ее стоимость;
а)
получить суточный график подачи воды.
При любом источнике водоснабжения необходимо иметь
анализы воды
(химический, бактериологический) и получить
заключение Госсаннадзора о пригодности воды для хозяйственно-питьевых нужд.
Следует иметь ввиду, что многие данные по рекам, артезианским водам и другим источникам, можно получить в соответствующих учреждениях и изданиях гидрометеорологической
службы СССР.
10. Электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и
сжатый воздух.
При обследовании необходимо собрать следующие данные:
а) краткую характеристику и привязку (с указанием владельца) источников электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения, имеющих возможность снабжать строительство;
б) количество и параметры электроэнергии, тепла (пар,
горячая вода) и газа, которые могут быть выделены строительству;
в) условия получения электроэнергии,
тепла и газа (согласовать точки присоединения, расширение или реконструкцию существующих устройств, стоимость электроэнергии, тепла и газа и т.д.);
г) соображения о снабжении водой временных стационарных компрессорных установок (если таковые будут намечены) в местах сосредоточенных объемов работ, требующих применения пневматического оборудования. Потребность в воде таких
установок составляет 7 - 8 литров воды на 1 м3 сжатого воздуха.
11. Рабочие кадры и их расселение.
При обследовании необходимо:
а) установить возможность привлечения населения
близлежащих населенных пунктов к работам на строительстве, при этом устанавливается какое количество людей может остаться
в занимаемом жилье и какое должно быть переселено в жилфонд строительства;
б) выявить транспортные связи населенных пунктов со строительством;
в) выяснить возможность и условия расселения рабочих в близлежащих населенных пунктах
(согласовывается местный жилой фонд, который временно может быть использован);
г)
установить наличие и возможность использования
культурно-бытовых предприятий (клубов, кино, столовых, бань,
магазинов и т.д.) в близлежащих населенных пунктах;
д)
дать соображения о площадках под строительство временных жилых поселков. При
этом необходимо обращать
внимание на:
водоснабжение, электроснабжение, приближение к населенным пунктам и объектам строительства, геологические условия, транспортные связи со строительством, санитарные условия и др.
Размещение жилищно-бытовых сооружений следует предусматривать возможно более компактным, объединяя ряд комплексов на одной площадке, что облегчает водо- и энергоснабжение объектов и организацию временной связи.
При осмотре трассы необходимо установить наиболее
целесообразные методы производства земляных и укрепительных
работ и сделать соответствующие записи.
Особое внимание следует обратить на места, где трасса проходит по крутым косогорам, будут отсыпаться высокие
насыпи,
разрабатываться глубокие выемки, пересыпаться болота и поймы рек, возводиться большие мосты и сооружаться
другие крупные и сложные объекты.
Необходимо на месте наметить схему и способы транспортировки материалов от источников их получения (карьеров грунта и камня, мест,
где может быть получен дерн, песок и др.)
к строительным объектам.
На месте надо выяснить возможность и условия применения гидромеханизации.
В техническом задании на проектирование заказчик
должен указать следующее:
1. Директивные сроки строительства дороги, отвечающие действующим нормам СНиП.
2. Очередность строительства и ввода в действие отдельных участков дороги.
3. Наименование строительной организации, на которую возлагается строительство.
4. Какие льготы, коэффициенты к заработной плате, надбавки и дополнительные выплаты предусмотрены специальными постановлениями правительства для данной стройки, со ссылками на эти постановления.
5. Предусматривать ли затраты на передислокацию строительных подразделений.
6. Сведения о наличии и расположении существующих разгрузочных баз, пристаней, принадлежащих заказчику или строительной организации или ими используемых и намечаемых к использованию при строительстве данного объекта.
7. Прочие данные и условия, подлежащие учету при разработке проекта организации строительства и составлении сметно-финансового расчета.
8. Группа строительства и принятые размеры начислений.
Кроме вопросов, указанных в пунктах 1 - 8 с заказчиком должна быть согласована возможность получения для нужд
строительства электроэнергии, воды, строительных материалов, конструкций, полуфабрикатов и др. из источников, карьеров, предприятий, принадлежащих заказчику, а также предоставления строительству во временное пользование
зданий и сооружений всех назначений.
Перед выездом на полевые работы, как изыскательские подразделения, так и специально выделенные обследователи
должны получить у главного инженера проекта задание на сбор данных необходимых для составления ПОС и ориентировочную потребность проектируемого объекта в важнейших строительных
материалах,
полуфабрикатах, электроэнергии и пр.
Главный инженер проекта, учитывая стадию проектирования, местные условия и специфику проектируемого объекта, может вносить коррективы в перечень и полноту данных, которые необходимо собрать согласно настоящим указаниям.
Если
сбор данных будет производиться несколькими лицами, главный инженер проекта должен четко разграничить кто, какие данные должен собрать, это записывается в выдаваемых обследователям заданиях.
В тех случаях, когда сотруднику, собирающему данные, не удалось получить их по какому-либо вопросу, он обязан поставить об этом в известность руководство (нач.
экспедиции, главного инженера проекта).
Сотрудник, выделенный для сбора данных и согласований, работает в оперативном подчинении начальника изыскательской
экспедиции и главного инженера проекта и совместно с ними
намечает план работ по
сбору данных и производству согласований. О ходе работы и результатах он ставит в известность начальника экспедиции и главного инженера проекта. Ему также необходимо ознакомиться с теми полевыми материалами
изыскательского подразделения, которые будут использованы
для решения вопросов ПОС и убедиться, что их объем достаточен. Если по его мнению какой-либо участок требует производства дополнительных топографических или геологических
работ, например, для размещения подсобного предприятия, базы,
то через начальника изыскательской экспедиции он должен дать задание на дополнительное обследование этого участка.
В случаях необоснованных отказов отдельных организаций от необходимых согласований, вызываемых узковедомственными или местническими соображениями, следует обращаться в
местные партийные и советские органы за помощью в получении
требуемых согласований.
Начальники экспедиций и главные инженеры проектов обеспечивают необходимую помощь сотрудникам, осуществляющим сбор данных, контролируют и направляют их работу, проверяют полноту собранных данных и согласований.