Письмо
Государственного комитета Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу от 11.09.2003 г. № НК-5636/10
О
переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве
В соответствии с постановлением Госстроя
России от 08.04.2002 №
16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования
в строительстве» (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением
Госстроя России от 27.01.2003 № 14) с 01.09.2003 вновь разрабатываемая сметная
документация должна формироваться на основе сметно-нормативной базы
ценообразования 2001 года, составленной в уровне цен по состоянию на
01.01.2000.
В связи с поступающими запросами о
порядке применения документов новой системы ценообразования в строительстве для
составления сметной документации и расчетов за выполненные
строительно-монтажные работы Госстрой России дает необходимые разъяснения.
1. Сметная
документация, государственная экспертиза которой завершена до 01.09.2003,
обязательному пересчету не подлежит. При этом расчеты за выполненные работы
осуществляются в пределах сметного лимита, установленного по сметной
документации, составленной в нормах и ценах 1984 (1991) гг., с использованием
индексов, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Госстроем России.
В тех случаях, когда производится
расконсервация строительства и его остаточная стоимость составляет более 50% от
сметной, целесообразен пересчет остатков сметной стоимости по нормативам новой
базы ценообразования 2001 года. Решение о пересчете принимается заказчиком.
Пересчет сметной документации
следует производить за счет средств, предусмотренных в сводном сметном расчете
стоимости строительства по статье «резерв средств на непредвиденные расходы и
затраты», а в случае его исчерпания - за счет экономии по другим статьям
сводного сметного расчета.
2. Определение
стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта осуществляется в
текущем уровне цен следующими способами;
2.1. При наличии территориальных сметных нормативов (ТЕР-2001),
утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке, составление сметной
документации целесообразно выполнять базисно-индексным методом на основе
ТЕР-2001 с применением индексов пересчета сметной стоимости в текущий уровень
цен.
При определении стоимости
строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов, финансируемых с
привлечением средств федерального бюджета, пересчет стоимости строительства в
текущий (прогнозный) уровень цен осуществляется в соответствии с индексами,
ежеквартально сообщаемыми Госстроем России, а также индексами по видам работ,
утверждаемыми администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации в
пределах средних показателей, устанавливаемых Госстроем России.
Индексы изменения стоимости
строительно-монтажных работ на III квартал 2003 г. установлены письмом Госстроя
России от 04.08.2003 № НК-4732/10.
Для пересчета стоимости строительно-монтажных
работ, осуществляемых за счет средств регионального (территориального) бюджета,
из базисного уровня цен 2001 года в текущий уровень цен используются индексы,
утвержденные (согласованные) органами исполнительной власти субъекта Российской
Федерации.
2.2. Текущая стоимость
строительства наряду с базисно-индексным методом может быть определена ресурсным
методом на основе сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001)
в соответствии с действующими указаниями по разработке сметной документации
ресурсным методом.
При определении стоимости
строительной продукции указанным методом стоимость материальных ресурсов и
оборудования, определяемая в текущем уровне цен, должна обосновываться данными
мониторинга стоимости ресурсов (с учетом транспортных затрат,
заготовителъно-складских расходов и расходов посредников в сфере обращения) и
экономической целесообразностью.
В случае отсутствия ГЭСН-2001
на отдельные виды работ допускается разработка и применение соответствующих
индивидуальных сметных норм в соответствии с п. 2.4 Указаний по применению
государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные
работы (МДС
81-28.2001), утвержденных постановлением Госстроя России от 23.07.2001. №
85.
Использование индивидуальных
сметных норм в качестве территориальных допускается в течение шести месяцев с
даты их утверждения администрацией субъекта Российской Федерации при условии их
одновременного представления на регистрацию в Госстрой России.
2.3. По объектам, финансирование
которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, могут применяться
федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) с пересчетом их в территориальный
уровень цен по состоянию на 01.01.2000. Пересчет должен осуществляться с
применением территориальных (региональных) поправочных коэффициентов,
учитывающих местные условия строительства, разрабатываемых в порядке,
установленном Методическими рекомендациями по использованию ФЕР-2001 при
определении стоимости строительной продукции на территории субъектов Российской
Федерации, утвержденными Госстроем России письмом от 30.04.2003 № НЗ-2626/10.
В ходе составления
общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере, а также при подготовке
стартовой цены на подрядных торгах по объектам, финансирование которых
осуществляется за счет средств федерального бюджета, для пересчета сметной
стоимости строительно-монтажных работ из базисного уровня цен, полученного на
основании сборников ФЕР-2001, в текущий уровень цен следует применять индексы,
приведенные в приложении к настоящему письму.
2.4. При формировании инвесторских
смет, до введения в действие новой номенклатуры укрупненных показателей
базисной стоимости строительства и сборников цен на оборудование, изделия и
конструкции, а также оптовых цен типовых наборов инструмента, оборудования и
инвентаря производственных объектов и зданий общественного и административного
назначения, допускается использование укрупненных показателей базисной
стоимости (УПБС), а также соответствующих ценников сметно-нормативной базы 1984
(1991) гг. с приведением ее в текущий уровень цен методом индексации. При этом
используется основная номенклатура и новые материально технические ресурсы,
отвечающие современным требованиям.
Использование нормативов новой базы
ценообразования в строительстве 2001 года, не зарегистрированных Госстроем
России, не допускается.
Одновременно Госстрой России
обращает внимание руководителей органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации на необходимость формирования и обновления территориальных
единичных расценок, а также сборников (каталогов) средних цен на строительные
материалы, изделия и конструкции, машины и механизмы, транспортировку грузов, и
предлагает установить постоянный контроль за ходом внедрения региональной
сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
Для выполнения этой работы органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отраслевым
министерствам и ведомствам Госстрой России рекомендует предусмотреть в бюджете
на 2004 год средства на совершенствование территориальной (отраслевой)
сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
Применение нормативных документов
Госстроя СССР, составленных в уровне цен, предусмотренном сметно-нормативными
базами 1984 (1991) гг., допускается в исключительных случаях решением Госстроя
России по представлению администраций субъектов Российской Федерации, а также
государственных заказчиков.
Письмо Госстроя России от
03.02.2003 № НК-568/10
утрачивает силу после выхода настоящего письма.
Н.П. Кошман
Приложение к письму Госстроя России
от 11.09.03 № НК-5636/10
Расчетные индексы изменения сметной
стоимости СМР по регионам Российской Федерации к базисной стоимости СМР,
определенной по сборникам ФЕР-2001 с учетом накладных расходов и сметной прибыли (без НДС)
Наименование региона
|
Индекс к ФЕР-2001
|
Тоже для районов Крайнего Севера
|
Республика Карелия
|
3,22*
|
3,26
|
Республика Коми
|
3,03*
|
3,07
|
Архангельская область
|
3,30*
|
3,37
|
Вологодская область
|
2,32
|
|
Мурманская область
|
|
3,68
|
Ленинградская область
|
2,34
|
|
Санкт-Петербург
|
2,46
|
|
Новгородская область
|
2,12
|
|
Псковская область
|
2,25
|
|
Калининградская область
|
2,58
|
|
Брянская область
|
1,88
|
|
Владимирская область
|
1,93
|
|
Ивановская область
|
1,89
|
|
Калужская область
|
1,97
|
|
Костромская область
|
2,19
|
|
Москва
|
2,25
|
|
Московская область
|
2,14
|
|
Орловская область
|
1,86
|
|
Рязанская область
|
1,97
|
|
Смоленская область
|
1,90
|
|
Тверская область
|
2,20
|
|
Тульская область
|
2,18
|
|
Ярославская область
|
2,15
|
|
Республика Марий Эл
|
2,04
|
|
Республика Мордовия
|
2,13
|
|
Чувашская Республика
|
1,96
|
|
Кировская область
|
2,19
|
|
Нижегородская область
|
2,08
|
|
Белгородская область
|
1,91
|
|
Воронежская область
|
1,94
|
|
Курская область
|
2,02
|
|
Липецкая область
|
1,92
|
|
Тамбовская область
|
1,90
|
|
Республика Калмыкия
|
1,95
|
|
Республика Татарстан
|
1,98
|
|
Астраханская область
|
1,90
|
|
Волгоградская область
|
1,95
|
|
Пензенская область
|
1,91
|
|
Самарская область
|
2,35
|
|
Саратовская область
|
1,95
|
|
Ульяновская область
|
1,91
|
|
Республика Адыгея
|
1,83
|
|
Республика Дагестан
|
1,96
|
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
1,87
|
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
1,81
|
|
Республика Северная Осетия-Алания
|
1,92
|
|
Чеченская Республика
|
1,96
|
|
Республика Ингушетия
|
1,95
|
|
Краснодарский край
|
2,01
|
|
Ставропольский край
|
2,00
|
|
Ростовская область
|
1,98
|
|
Республика Башкортостан
|
2,13
|
|
Удмуртская Республика
|
2,10
|
|
Курганская область
|
2,21
|
|
Оренбургская область
|
2,06
|
|
Пермская область
|
2,20*
|
|
Свердловская область
|
2,25
|
|
Челябинская область
|
2,15
|
|
Алтайский край
|
2,18*
|
|
Республика Алтай
|
2,28*
|
|
Кемеровская область
|
2,41
|
|
Новосибирская область
|
2,70
|
|
Омская область
|
2,32
|
|
Томская область
|
2,68*
|
|
Тюменская область
|
2,37*
|
2,41
|
Ханты-Мансийский автономный округ
|
3,75*
|
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
|
3,85
|
Республика Бурятия
|
2,60*
|
|
Республика Тыва
|
2,20*
|
2,24
|
Республика Хакасия
|
2,27
|
|
Красноярский край
|
2,37*
|
2,41
|
Иркутская область
|
2,69*
|
2,74
|
Читинская область
|
2,48*
|
|
Республика Саха (Якутия)
|
|
4,14
|
Чукотский автономный округ
|
|
4,20
|
Приморский край
|
2,92*
|
|
Хабаровский край
|
2,99*
|
3,05
|
Амурская область
|
2,63*
|
|
Камчатская область
|
|
4,73
|
Корякский автономный округ
|
|
4,70
|
Магаданская область
|
|
4,86
|
Сахалинская область
|
4,94*
|
5,01
|
Примечание:
* отмечены коэффициенты для
районов, приравненных к районам Крайнего Севера;
** индексы действуют в течение III квартала 2003 г.