МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
(НИИ АТМОСФЕРА)
ФИРМА «ИНТЕГРАЛ»
Утверждаю
Министр природных ресурсов
Российской
Федерации
____________ Б.А. Яцкевич
«_14_»
____02____ 2001 г.
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ
ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ОТ СТАЦИОНАРНЫХ
ДИЗЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК
Санкт-Петербург
2001
РАЗРАБОТЧИКИ:
от
НИИ Атмосфера: кандидат физ. мат. наук В.Б. Миляев, кандидат геогр. наук Н.С.
Буренин;
от
СПб университета МВД России: доктор техн. наук, проф. В.Н. Ложкин;
от
ООО «Фирма «Интеграл»: кандидат физ. мат. наук В.И. Лайхтман
При
разработке данного документа учтены результаты практической оценки выбросов при
проведении расчетов загрязнения атмосферы дизельэлектрическими станциями
предприятий Акционерной компании «Якутскэнерго», а также замечания и
предложения специалистов территориальных органов по охране окружающей среды и
других организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха.
Методика
расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных дизельных
установок (далее - Методика):
устанавливает
порядок расчета выбросов от стационарных дизельных установок на основе удельных
показателей;
распространяется
на все типы стационарных дизельных установок дизельгенераторы, буровые
агрегаты, мотопомпы, мотокомпрессоры, мотовентиляторы и т.п.;
применяется
территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации
и организациями, проводящими работы по инвентаризации, нормированию, учету
выбросов загрязняющих веществ.
Полученные
в соответствии с настоящим документом результаты используются в качестве
исходных данных при учете и нормировании выбросов стационарных дизельных
установок на действующих предприятиях и объектах, а также при разработке
предпроектной и проектной документации на новое строительство.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Методика предназначена для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными
дизельными установками при их эксплуатации.
2.
В соответствии с Методикой производится расчет максимальных разовых за 20-ти
минутный период времени и валовых за год выбросов в атмосферу стационарной
дизельной установкой. В качестве исходных данных для расчета максимальных
разовых выбросов используются сведения из технической документации
завода-изготовителя дизельной установки об эксплуатационной мощности (если
сведения об эксплуатационной мощности не приводятся, - то номинальной
мощности), а для расчета валовых выбросов в атмосферу, - результаты учетных
сведений о годовом расходе топлива дизельного двигателя.
3.
Методика позволяет, в зависимости от наличия или отсутствия, а также полноты
имеющейся информации по выбросам вредных веществ, приводимых в сопровождаемой
технической документации на стационарную дизельную установку, или располагаемых
возможностей на выполнение соответствующего инструментального контроля
выбросов, осуществлять расчет выбросов:
с
использованием усредненных значений удельных выбросов в зависимости от мощности
и частоты вращения коленчатого вала дизельного двигателя;
по
данным инструментального контроля выбросов в условиях эксплуатации.
4.
Приведенные в документе усредненные удельные значения показателей выбросов
отражают основные закономерности изменения параметров токсичности дизелей в
зависимости от нагрузочно-скоростного режима работы силовой установки, а также
мощности и быстроходности дизельного двигателя *[1], *[5], *[6]. При этом учитывается, что в реальной эксплуатации
в течение года *[2], *[3], *[7] в соответствии с изменением характера внешних
условий стационарная дизельная установка работает на некоторой совокупности
установившихся дискретных режимов, для которой значения удельных выбросов
усредняются *[5].
Принимаются во внимание также особенности организации рабочего процесса
многоцилиндровых мощных дизельных установок.
5.
Расчеты выбросов выполняются для следующих вредных веществ, поступающих в
атмосферу с отработавшими газами стационарных дизельных установок:
•
оксид углерода (СО);
•оксиды
азота (NOх)
(в пересчете на NO2);
•
углеводороды (СН)1);
1) для стационарных
дизельных установок при проведении расчетов загрязнения атмосферы используется
ПДКм.р. по керосину (код 2732) *[4].
•
сажа (С);
•
диоксид серы (SO2);
•
формальдегид (СН2О);
•
бенз(a)пирен
(БП).
В
соответствии с основными классификационными признаками мощности,
быстроходности, числа цилиндров дизельных двигателей *[1], которые определяют способ организации
рабочего процесса и, следовательно, токсикологические свойства выделяемых
веществ, стационарные дизельные установки условно подразделяются на четыре
группы (Ne
- номинальная мощность, n
- число оборотов, i
- число цилиндров):
А
- маломощные, быстроходные и повышенной быстроходности (Ne
< 73,6 кВт, n
= 1000 - 3000 мин-1). Например, дизельгенераторы 0801 - 08011
(2Ч9,5/10), 1601 - 1612 (4Ч9,5/10), 3001 - 3012 (8Ч9,5/10);
дизель-электрический агрегат 2Э-16А (4Ч8,5/11), А-01М и т.д.;
Б
- средней мощности, средней быстроходности и быстроходные (Ne
= 73,6 - 736 кВт, n
= 500 - 1500 мин-1). Например, газомотокомпрессор КС-550/4-64
(8Д22/22,5), автоматизированный дизель-электрический агрегат АСДА-200 (дизель
1Д12В-300), дизельгенератор ДГР 300/500-4 (64Н25/34), дизель-насосная установка
ДНУ 120/70 (6ЧН12/14), энергетические установки на базе
дизеля ЯМЗ-238, дизельгенераторы ДГА-315, 320 (6ЧН25/34), Г-72 (6ЧН36/45), КАС
315 (12ЧН18/20), КАС 630Р (12ЧН18/20), AC 630M (12ЧН18/20) и т.д.;
В
- мощные, средней быстроходности (Nе = 736 - 7360 кВт, n = 500 - 1000
мин-1). Например, буровой агрегат 1А-6Д49 (8ЧН26/26), 1-9ДГ
(16ЧН26/26), 14ДГ (дизель 14Д40), Г-99 (6ЧН12А36/45), ПЭ-6 (12ЧН26/26),
дизельгенератор ДГ-4000 (дизель 64Г базовой модели 61В-3) и т.д.;
Г
- мощные, повышенной быстроходности, многоцилиндровые (Ne = 736 - 7360 кВт, n = 1500 - 3000
мин-1, i
> 30). Например, АСДГ-800 (42ЧСПН16/17), ДГ-2000 (56ЧСПН16/17) и т.д.
Современные
требования стандартов зарубежных стран к выбросам стационарных дизельных установок
существенно отличаются от требований стандартов Российской Федерации *[2], *[3]. Кроме того, после капитального ремонта, происходит
изменение количества выбросов дизельными двигателями. В связи с тем, что в ряде
организаций Российской Федерации находятся в эксплуатации как зарубежные
стационарные дизельные установки, так и установки капитально отремонтированные,
данные по выбросам корректируются в соответствии с указанными обстоятельствами.
6.
Максимальный выброс i-того
вещества (г/с) стационарной дизельной установкой определяется по формуле:
Мi
= (1/3600) · еМi
· Рэ (1)
еМi
(г/кВт · ч) - выброс i-го вредного вещества на единицу полезной
работы стационарной дизельной установки на режиме номинальной мощности,
определяемый по таблице 1 или
таблице 2;
Рэ
(кВт) - эксплуатационная мощность стационарной дизельной установки, значение
которой берется из технической документации завода изготовителя. Если в
технической документации не указывается значение эксплуатационной мощности, то
в качестве Рэ принимается значение номинальной мощности стационарной
дизельной установки (Ne);
(1/3600)
- коэффициент пересчета «час» в «сек».
Таблица 1
Значения выбросов
еМi (г/кВт · ч) для различных групп стационарных дизельных установок
до капитального ремонта
Группа
|
Выброс, г/кВт · ч
|
СО
|
NOx
|
СН
|
С
|
SO2
|
СН2О
|
БП
|
А
|
7,2
|
10,3
|
3,6
|
0,7
|
1,1
|
0,15
|
1,3 · 10-5
|
Б
|
6,2
|
9,6
|
2,9
|
0,5
|
1,2
|
0,12
|
1,2 · 10-5
|
В
|
5,3
|
8,4
|
2,4
|
0,35
|
1,4
|
0,1
|
1,1 · 10-5
|
Г
|
7,2
|
10,8
|
3,6
|
0,6
|
1,2
|
0,15
|
1,3 · 10-5
|
Таблица 2
Значения выбросов
еМi (г/кВт · ч) для
различных групп стационарных дизельных установок, прошедших капитальный ремонт
Группа
|
Выброс, г/кВт · ч
|
СО
|
NOx
|
СН
|
С
|
SO2
|
СН2О
|
БП
|
А
|
8,6
|
9,8
|
4,5
|
0,9
|
1,2
|
0,2
|
1,6 · 10-5
|
Б
|
7,4
|
9,1
|
3,6
|
0,65
|
1,3
|
0,15
|
1,5 · 10-5
|
В
|
6,4
|
8,0
|
3,0
|
0,45
|
1,5
|
0,12
|
1,4 · 10-5
|
Г
|
8,6
|
10,3
|
4,5
|
0,75
|
1,3
|
0,2
|
1,6 · 10-5
|
7. Валовый выброс i-того вещества за год (т/год)
стационарной дизельной установкой определяется по формуле:
Wэi
= (1/1000) · qэi · Gт (2)
qэi
(г/кг
· топл.) - выброс i-го вредного вещества, приходящегося на один кг
дизельного топлива, при работе стационарной дизельной установки с учетом
совокупности режимов, составляющих эксплуатационный цикл *[2]; определяемый по табл. 3 или табл. 4;
Gт
(т) - расход топлива стационарной дизельной установкой за год (берется по
отчетным данным об эксплуатации установки);
(1/1000)
- коэффициент пересчета «кг» в «т».
Таблица 3
Значения выбросов
qэi (г/кг · топл.) для различных групп стационарных дизельных
установок до капитального ремонта
Группа
|
Выброс, г/кг · топл.
|
СО
|
NOx
|
СН
|
С
|
SO2
|
СН2О
|
БП
|
А
|
30
|
43
|
15,0
|
3,0
|
4,5
|
0,6
|
5,5 · 10-5
|
Б
|
26
|
40
|
12,0
|
2,0
|
5,0
|
0,5
|
5,5 · 10-5
|
В
|
22
|
35
|
10,0
|
1,5
|
6,0
|
0,4
|
4,5 · 10-5
|
Г
|
30
|
45
|
15,0
|
2,5
|
5,0
|
0,6
|
5,5 · 10-5
|
Таблица 4
Значения выбросов
qэi (г/кг · топл.) для различных групп стационарных дизельных установок,
прошедших капитальный ремонт
Группа
|
Выброс, г/кг · топл.
|
СО
|
NOx
|
СН
|
С
|
SO2
|
СН2О
|
БП
|
А
|
36
|
41
|
18,8
|
3,75
|
4,6
|
0,7
|
6,9 · 10-5
|
Б
|
31
|
38
|
15,0
|
2,5
|
5,1
|
0,6
|
6,3 · 10-5
|
В
|
26
|
33
|
12,5
|
1,9
|
6,1
|
0,5
|
5,6 · 10-5
|
Г
|
36
|
43
|
18,8
|
3,15
|
5,1
|
0,7
|
6,9 · 10-5
|
8.
Для стационарных дизельных установок зарубежного производства, отвечающих
требованиям природоохранного законодательства стран Европейского Экономического
Сообщества, США, Японии, значения выбросов по табл. 1, 2, 3, 4 могут быть соответственно уменьшены по СО в 2 раза; NO2
и NO
в 2,5 раза; СН, С, СН2О и БП в 3,5 раза.
9.
При внедрении различных природоохранных технологий (жидкостные и каталитические
нейтрализаторы, сажевые фильтры, «экологически чистые» виды топлив и т.п.,
табл. 5), эффективность очистки
отработавших газов должна быть подтверждена соответствующими данными
инструментального контроля выбросов в условиях эксплуатации стационарной
дизельной установки.
Таблица 5
Сведения об
эффективности природоохранных технологий
№ п/п
|
Наименование технологии
|
Вещество
|
% очистки
|
1.
|
Окисление в
каталитическом нейтрализаторе (активная фаза платина Рt)
|
СО
|
90 - 95
|
|
СН
|
70 - 80
|
|
с
|
30 - 50
|
|
СН2О
|
50 - 60
|
2.
|
Окисление в
каталитическом нейтрализаторе с принудительным разогревом реактора (активная
фаза платина Pt)
|
со
|
98 - 100
|
|
СН
|
98 - 100
|
|
с
|
50 - 60
|
|
СН2О
|
90 - 95
|
3.
|
Окисление и фильтрация
в регенерируемых каталитических фильтроэлементах (активная фаза платина Pt)
|
со
|
98 - 100
|
|
СН
|
98 - 100
|
|
с
|
90 - 95
|
|
СН2О
|
90 - 95
|
4.
|
Применение
вододиспергированного топлива
|
NOх
|
до 50
|
|
с
|
60 - 80
|
5.
|
Применение
топлива с пониженным содержанием серы
|
SО2
|
До 95
|
6.
|
Восстановление
NO2 аммиаком в сотово-блочных катализаторах
(активная фаза V2O5(WO3)/(TiО2))
|
NOх
|
до 80
|
7.
|
Промывка в
водных растворах (жидкостная нейтрализация)
|
NOх
|
до 40
|
|
С
|
до 50
|
|
СН2О
|
до 80
|
10.
При наличии, в сопровождаемой стационарную дизельную установку документации, сведений
о выбросах вредных веществ в зависимости от нагрузки и частоты вращения
коленчатого вала дизеля, расчеты выбросов выполняются с использованием этих
данных на основе учета в течение года режимов и времени работы на них
установки. При этом значения расходов отработавших газов на стационарных
режимах работы установки берутся из технической документации, или
рассчитываются в соответствии с нормативным документом *[2], а для расчетов загрязнения
атмосферы принимаются максимальные значения выбросов.
11.
Инструментальные замеры выбросов должны выполняться на характерных, для условий
реальной эксплуатации в течение года, режимах работы стационарной дизельной
установки и использоваться в дальнейшем для расчета максимальных и валовых
показателей выбросов аналогично п. 7
на основе учета в течение года данных по загрузке установки.
12.
Допускается использовать комбинированные методы оценки выбросов стационарными
дизельными установками на основе расчетов выбросов с использованием усредненных
показателей и оценки выбросов по данным технической документации завода
изготовителя и инструментального контроля.
*[1]. Теория двигателей внутреннего
сгорания/Под. ред. проф. д-ра техн. наук Н.Х. Дьяченко. Л., Машиностроение
(Ленингр. отделение), 1974.
*[2]. ГОСТ Р 51249-99.
Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Выбросы вредных веществ с
отработавшими газами. Нормы и методы определения. М., Издательство стандартов,
1999.
*[3]. ГОСТ Р 51250-99.
Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Дымность отработавших газов. Нормы
и методы определения. М., Издательство стандартов, 1999.
*[4]. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный
воздух. СПб., 2000.
*[5]. Экспериментально-расчетная оценка
выбросов вредных веществ с отработавшими газами ДВС на эксплуатационных режимах
работы/О.И. Демочка, В.Н. Ложкин и др. Технический отчет по НИР. СПб., НПО
ЦНИТА, 1990.
*[6]. Жегалин О.И., Лупачев П.Д. Снижение
токсичности автомобильных двигателей. М., Транспорт, 1985.
*[7]. Орлов Н.И., Смайлис В.И. Временные
рекомендации по расчету выбросов от стационарных дизельных установок. Л., 1988.
Приложение
к
методике расчета выбросов
загрязняющих веществ в
атмосферу от стационарных
дизельных установок
Расход
отработавших газов от стационарной дизельной установки в соответствии с *[1] определяется по выражению:
Goг = Gв · {l + l/(j · a · L0)}, (П1)
где Gв - расход воздуха, определяемый по
соотношению *[1]:
Gв = (1/1000) · (1/3600) · (bэ · Рэ · j · a · L0), (П2)
где: bэ - удельный расход топлива на
эксплуатационном (или номинальном) режиме работы двигателя, г/кВт · ч (берется
из паспортных данных на дизельную установку);
j
≈ 1,18 - коэффициент продувки;
a
≈ 1,8 - коэффициент избытка воздуха;
L0 ≈ 14,3
кг воздуха/кг топлива - теоретически необходимое количество кг воздуха для
сжигания одного кг топлива; значение остальных коэффициентов и параметров такое
же, как и в (1) и (2).
После
подстановки (П2) в (П1) окончательная формула для расчета расхода отработавших
газов от стационарной дизельной установки приобретает вид:
Goг ≈ 8,72 · 10-6 ·
bэ · Рэ, кг/с. (П3)
Объемный
расход отработавших газов определяется по формуле:
Qoг = Goг/γoг, м3/с, (П4)
где: γoг
- удельный вес отработавших газов, рассчитываемый по формуле:
γoг = {γoг (при t = 0 °C)}/(1 + Тoг/273), кг/м3, (П5)
где: {γoг (при t = 0 °C)}
- удельный вес отработавших газов при температуре, равной 0 °С; значение
которого согласно *[1],
*[6] можно принимать
1,31 кг/м3;
Тог
- температура отработавших газов, K.
При
организованном выбросе отработавших газов в атмосферу, на удалении от стационарной
дизельной установки (высоте) до 5 м, значение их температуры можно принимать
равным 450 °С, на удалении от 5 до 10 м - 400 °С.