Государственное
санитарно-эпидемиологическое нормирование
Российской Федерации
Временные
методические рекомендации
по применению требований СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03
«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и
иных объектов» в части размещения гаражей и автостоянок различных типов и
вместимости на территории города Москвы
Методические рекомендации
МР 2.2.1/2.1.1.1936-04
Москва
1.
Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (А.Ч. Юань); Российской академией последипломного
образования Министерства здравоохранения РФ (к.м.н. Л.Е. Беспалько, к.м.н. Т.Е.
Бобкова, к.м.н. А.Л. Прядко); Центром госсанэпиднадзора в г. Москве (к.м.н.
С.Г. Фокин).
2.
Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека – Главным государственным санитарным
врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 9 декабря 2004 г. МР
2.2.1/2.1.1.1936-04, срок действия: 3 года.
Содержание
УТВЕРЖДАЮ
|
Руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека – Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
|
Г.Г.
Онищенко
|
09
декабря 2004 г.
|
Срок
действия: 3 года
|
Временные
методические рекомендации
по применению требований СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03
«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и
иных объектов» в части размещения гаражей и автостоянок различных типов и
вместимости на территории города Москвы
Методические
рекомендации
МР 2.2.1/2.1.1.1936-04
1.1. Настоящие методические рекомендации направлены на
предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания человека при
размещении и эксплуатации гаражей и автостоянок на здоровье населения.
1.2. Методические рекомендации могут быть использованы
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами,
деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и
эксплуатацией гаражей и автостоянок различных типов и вместимости, постоянного
и временного хранения в различных функциональных зонах.
2.1.
Удаленность автостоянок, гаражей-стоянок от границ жилой застройки,
ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта определяется санитарным
разрывом в соответствии с табл. 4.4.1 санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиП
2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов». Санитарный разрыв имеет режим
санитарно-защитной зоны, но не требует разработки проекта его организации.
Санитарные разрывы могут уменьшаться при внедрении наиболее
совершенных мер по защите атмосферного воздуха на основании расчетов
загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов для проектируемых
объектов, а также подтверждаются натурными наблюдениями для действующих
объектов в соответствии с п.2.18 санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиП
2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов».
2.2. Вместимость гаражей и стоянок индивидуального легкового
автотранспорта рекомендуется рассчитывать с учетом перспективной численности
населения и ожидаемого увеличения числа автомобилей.
2.3. Для зданий административного назначения, торговых
центров, культурно-развлекательных и других объектов сферы обслуживания
населения (массовой посещаемости) целесообразно предусматривать места
кратковременного хранения автотранспорта.
2.4. Места хранения автотранспорта могут быть открытыми,
закрытыми, подземными и др.
2.5. Объекты хранения индивидуального легкового
автотранспорта могут размещаться в подвальных, цокольных или первых надземных
этажах, кроме случаев, предусмотренных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиП
2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.1375-03 «Гигиенические
требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц,
родильных домов и других лечебных стационаров», СанПиН 2.4.1778-02
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях».
2.6. При размещении гаражей-стоянок в зданиях различного
типа следует предусматривать преимущественное расположение въезда-выезда
автомобилей со стороны глухих торцов. При невозможности организации
въезда-выезда автомобилей со стороны глухих торцов следует предусматривать
пандусы, навесы и другие противошумные конструкции. Вентиляцию следует
предусматривать механическую вытяжную выше конька крыши здания, на высоту,
обоснованную расчетами рассеивания загрязнений атмосферного воздуха.
2.7. Расстояние от въездов (выездов) гаражей-стоянок до окон
отдельно стоящих индивидуальных коттеджей, в которые они встраиваются, не
нормируется.
2.8. В случае надземного размещения гаражей-стоянок в
зданиях, их следует отделять техническим этажом либо применять шумозащитные
мероприятия.
3.1. Гаражи-стоянки
различных типов в зависимости от вместимости целесообразно размещать в
различных функциональных зонах.
3.2. В
границах жилой территории возможно размещение гаражей-стоянок вместимостью до
500 машино-мест. Предпочтение следует отдавать территориям в местах пересечения
транспортных магистралей, под эстакадным пространством, техническим зонам
полосы отвода железных дорог, линий метрополитена (с использованием рельефа
местности).
Гаражи-стоянки
вместимостью до 500 машино-мест могут размещаться на территории жилых групп и
микрорайонов при соблюдении нормативных требований обеспеченности территорий
элементами благоустройства по площади и наименованиям (детские площадки,
площадки отдыха, игр и спорта, хозяйственные площадки, зеленые насаждения, гостевые
парковки и др.).
Подземные
гаражи-стоянки могут располагаться под проездами, дорогами, площадями,
скверами, газонами, под функционально-планировочными элементами придомовых
территорий.
3.3. Не
следует размещать стоянки индивидуального грузового автотранспорта на
придомовой и территориях жилых групп.
3.4.
Объекты хранения ведомственного и коммунального транспорта предлагается
размещать в коммунально-складских, промышленных и транспортных зонах города. В
общественно-деловых зонах города возможно размещение ведомственных гаражей
малой и средней вместимости с организацией санитарного разрыва.
3.5. Не
следует размещать гаражи и автостоянки в санитарно-защитных зонах промышленных
предприятий и других объектов за счет площади, предусмотренной под
санитарно-защитное озеленение.
4.1. В
случае наличия мойки для автомашин в составе гаража-стоянки, расположенного на
жилой территории, ее эксплуатация возможна только для обслуживания автомобилей
этого гаража.
4.2. В
случае необходимости размещения помещений технического обслуживания автомобилей
в гараже-стоянке на территории жилой застройки должны быть соблюдены нормативы
качества атмосферного воздуха и нормативные уровни шума.
4.3. В
пристроенных гаражах-стоянках, оснащенных подъемниками, системами механической
вентиляции, следует предусматривать мероприятия, позволяющие обеспечить
достижение нормативных уровней шума и вибрации в помещениях жилых и
общественных зданий. Одним из наиболее эффективных мероприятий по
предупреждению передачи структурного шума (вибрации) является наличие зазора
между стенами здания и пристроенного гаража-стоянки, достаточность разрыва
подтверждается расчетами.
4.4. На
территории с высокоплотной застройкой с повышенным уровнем загрязнения
атмосферного воздуха для гаражей закрытого типа следует предусматривать систему
очистки вентиляционных выбросов на объектах хранения автотранспорта.
4.5.
При использовании механической вентиляции помещений встроенных и пристроенных гаражей-стоянок
проектные решения по шумозащите от вентиляционного оборудования рекомендуется
обосновывать акустическим расчетом и с учетом работы вентиляции в ночное время.
4.6.
Гаражи-стоянки, размещаемые под жилыми и общественными зданиями, рекомендуется
обеспечивать автономными вводами систем водопровода, канализации.
4.7. На
территории объектов хранения индивидуального легкового автотранспорта следует
предусматривать твердые покрытия проездов и площадок в зонах движения и стоянки
автомашин.
4.8.
Поверхностные воды с указанных территорий целесообразно собирать и очищать на
локальных сооружениях до степени, позволяющей принять их в системы канализации
либо допустимой для отведения в водных
объект.
4.9.
При наличии на территории гаражей и стоянок зон ремонта или эстакад для ремонта
автомашин под ними рекомендуется оборудовать поддон или установить емкость для
сбора замазученных отходов с целью предотвращения загрязнения почв с
последующим вывозом и утилизацией в установленном порядке.
4.40. В
гаражах, не оборудованных системами водоснабжения и канализации, и на
охраняемых автостоянках рекомендуется устройство туалета для персонала и
водителей, а также площадки для сбора мусора.
В
предпроектные и проектные документы на строительство объектов хранения
автотранспорта, представляемые в органы, уполномоченные осуществлять
государственный санитарно-эпидемиологический надзор, включают следующие
материалы:
· пояснительную записку
(градостроительную ситуацию, существующее положение, функциональное назначение
территории, технико-экономические показатели и т.д.);
·
архитектурно-строительную
часть;
·
раздел
«Охрана окружающей среды» (качественные и количественные характеристики
выбросов вредных веществ в атмосферу; расчеты рассеивания вредных выбросов в
атмосферном воздухе; расчет по возможным объемам образующихся отходов
производства и потребления и условиям их размещения; условия отведения сточных
вод; оценка состояния почв);
·
раздел
«Защита от шума»;
·
мероприятия
по охране окружающей среды с гарантией их финансирования;
·
графические
материалы (генплан М 1:500, ситуационный план М 1:2 000, планы и размеры здания
гаража-стоянки с указанием высотных отметок, схема транспортных проездов,
благоустройства прилегающей территории и окружающих существующих и
перспективных объектов).