ОАО ЦНИИПромзданий
Центральный научно-исследовательский
и проектно-экспериментальный институт
промышленных зданий и сооружений
РЕКОМЕНДАЦИИ
по регулированию плотности застройки
промышленных территорий в городе
(Одобрены и рекомендованы к распространению
секцией НТО института «Архитектура»)
Москва 1993 г.
Настоящие рекомендации
предназначены для органов архитектуры и градостроительства субъектов Российской
Федерации, главных архитекторов городов, а также проектных институтов
градостроительного и промышленного профиля.
Рекомендации углубляют и
конкретизируют положения, изложенные в СНиП
2.07.01-89* «Планировка и застройка городских поселений» п.п. 3.5, 3.6, 3.7, а также СНиП II-89-80*
«Генеральные планы промышленных предприятий» п.п. 2.10, 2.11, 2.12, 3.2 и
Приложение к СНиП.
Использование рекомендаций
будет благоприятно влиять на оздоровление окружающей среды, экономию ценных
городских земель, а также на сохранение памятников материальной культуры и
архитектуры. Они будут полезны при обосновании дифференцированной арендной
платы за территорию, занимаемую промышленным предприятием, в зависимости от его
расположения в планировочной структуре города.
В 1997 г. Минздрав России
выпустил СанПиН
2.2.1/2.1.1.567-96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов». Основное отличие нового нормативного
документа от отмененного СН 245-71
заключается в переводе ряда предприятий II - III класса вредности в I - II
класс, а также в существенном (в 2 - 3 раза) увеличении СЗЗ для всех
предприятий, приведённых в нормативах Минздрава.
Поскольку, в настоящее
время, выпущенный новый нормативный документ не прошел рассмотрения и
согласования в Государственной экологической экспертизе и в Госстрое России и
не был передан в Минюст России на государственную регистрацию, требования
изложенные в СанПиНе, не могут считаться окончательными. Тем не менее
ЦНИИпромзданий счёл целесообразным включить ряд положений новой санитарной
классификации в настоящие «Рекомендации».
Работа выполнена в АСО-1
ЦНИИпромзданий, руководитель отдела зам. директора ин-та, к. а. Лейкина Д.К.,
руководитель и ответственный исполнитель темы гл. науч. сот., д. а, проф.
Матвеев Е.С., архитектор Мордашев Н.М.
СОДЕРЖАНИЕ
Госстрой России своим
Постановлением № 18-65 от 05.11.97 г. утвердил «Примерное положение об органе
архитектуры и градостроительства исполнительной власти субъекта Российской
Федерации». В этом документе утверждается структура Органа и перечислены
основные задачи на него возложенные. К ним относятся: бережное
природопользование, сохранение исторического и культурного наследия, повышение
уровня архитектурно-художественной выразительности застройки городов, а также
внедрение технологий для обеспечения ресурсо- и энергосбережения. Он также
обязан обеспечивать контроль за использованием и охраной земель в городах и
поселениях и др. Это Постановление подтверждает актуальность и своевременность
выпуска Рекомендаций по регулированию плотности застройки промышленных
предприятий, в зависимости от их размещения в городской среде.
Существующие показатели
интенсивности использования территории под промышленную застройку не отвечают
современным требованиям, предъявляемым к размещению предприятий в городе. В
настоящих Рекомендациях сделана попытка установить комплексный
дифференцированный показатель размещения промышленного предприятия в
зависимости от его положения в планировочной структуре города.
В рекомендации введены
следующие понятия:
Явные территориальные
резервы предприятий - участки в границах промышленного предприятия, предусмотренные заданием
на проектирования для последующего расширения предприятия, а также участки, на
которых в данный момент не ведутся строительные работы.
Скрытые резервы территории - не рационально
используемые территории в отведенных границах действующего предприятия. К ним
относятся площадки объектов не производственного назначения; территории
предприятий подлежащих выносу или ликвидации; свалки и шламонакопители;
площадки не удобные для размещения промышленных предприятий; участки с низкой
плотностью
застройки и др.
1. Зона ограничения промышленной
застройки - это часть территории города, которой свойственен ряд общих
признаков (функциональное назначение, архитектурная и историческая ценность
застройки, способность к развитию, особенности транспортного обслуживания
трудящихся, эстетические требования и др.).
2. Для каждой зоны установлены
требования, которые будут ограничивать размещение в них промышленных
предприятий, как для нового строительства, так и для условий их реконструкции и
расширения. Рекомендуется выделить четыре зоны:
-
зона строгого режима размещения промышленной застройки (историческая,
центральная часть города);
-
зона регулирования промышленной застройки (территории массовой жилой,
гражданской и экологически допустимой промышленной застройки (срединная часть
города);
-
зона окраин и ближайших пригородов (периферийная часть города);
-
зона размещения предприятий I и II классов вредности (вне границ
городской застройки).
3. Зона строгого режима промышленной застройки города
практически не допускает строительства новых предприятий, за исключением малых
предприятий с числом трудящихся 10 - 20 человек. Застройка такой зоны
характеризуется наличием уникальных памятников, имеющих историческое,
градостроительное и архитектурное значение.
4. Зона регулирования промышленной
застройки допускает размещение предприятий IV
и V
классов вредности, к которым относятся предприятия среднего и легкого
машиностроения, пищевой и легкой промышленности. Эти объекты характеризуются
значительным количеством мест приложения труда и при выполнении природоохранных
требований могут располагаться в окружении селитебной застройки.
5. Периферийная зона города допускает
размещение механосборочных цехов предприятий
машиностроения, а также, при соответствующем санитарно-гигиеническом
обосновании некоторых объектов строительной индустрии (полигонов по
изготовлению деталей и изделий, предназначенных для промышленного, жилого и
гражданского строительства).
6. Зона размещения предприятий I
и II
классов вредности, несмотря на свою удалённость, имеет непосредственные
трудовые связи с городом и требует создания надёжной системы доставки
трудящихся к местам приложения труда. К таким предприятиям относятся
металлургические и целлюлозно-бумажные комбинаты, предприятия тяжёлого
машиностроения, объекты химической и нефтехимической профиля и др. Находясь на
расстоянии 15 - 20 км от города они требуют создания мощной природоохранной системы,
включающей в себя утилизацию вредных выбросов.
7. Условия размещения предприятий в
различных зонах города сведены в табл. 1.
8. Существует два показателя
интенсивности (плотности) застройки территории, занятой промышленными
предприятиями в ограде или в условных границах объекта. К ним относятся:
-
показатель минимальной плотности застройки площадок промышленных предприятий
(К1), регламентируемый СНиП II-89-80*
«Генеральные планы промышленных предприятий» Приложение.
-
показатель минимальной развёрнутой площади зданий и сооружений на 1 га
территории промышленных предприятий (К2), регламентируемый ВСН 2-85 «Нормы
проектирования планировки и застройки Москвы» (стр. 91 табл.) Этот показатель
до сих пор не
является обязательным для всех субъектов Российской Федерации и
распространяется только на профилирующие предприятия Москвы.
9. Отличие этих показателей
заключается в том, что К1 дает только двухмерную плоскостную характеристику
застройки территории и не отражает эффективность её использования, в то время
как К2 учитывает трехмерную пространственную степень использования территории
под промышленную застройку. Однако он не выявляет
эффективности использования территории с позиций размещения предприятия в
планировочной структуре города.
10. Нормативный показатель минимальной
плотности застройки выражается в процентах использования территории
непосредственно связанной с технологическим процессом. Этот показатель всегда
будет меньше 100 % и более 0 %. Фактическая плотность застройки площадки
предприятия К1ф подсчитывается по форме, приведённой в табл. 2.
Сопоставление фактической плотности застройки территории предприятия с
нормативной даёт представление об эффективности использования территории,
заложенной в проекте нового предприятия. Используя эти показатели можно
определить скрытые резервы территории предприятия по формуле, приведенной в
табл. 2.
11. Нормативный показатель К2
выражается в минимально допустимой развёрнутой площади зданий и сооружений в м2/на
1 га территории в установленных границах промышленного предприятия. Фактическая
развернутая площадь предприятия может быть подсчитана по форме, приведенной в
табл. 3.
Условно этот показатель
можно разделить на две части: одна из которых характеризует плоскостное
решение, а другая объемное. Плоскостное решение в показателе К2 является
базовым и соответствует величине минимальной плотности застройки К1, выраженной
в м2/на га, считая, что 1 % плотности застройки эквивалентен одной
сотой га или 100 м2 развёрнутой площади.
12. Фактический показатель К2ф даже
при одноэтажном решении основных зданий всегда будет несколько выше, чем
эквивалентный ему показатель К1ф за счёт использования цокольных и подземных
этажей и других ярусных зданий и сооружений. По экспертной оценке ряда
генеральных планов промышленных предприятий, увеличение развёрнутой площади
будет составлять, в среднем, 20 % по отношению к величине нормативной
минимальной плотности застройки.
13. Базовое значение К2 позволяет
выделить его наиболее устойчивую часть. Поэтому при достижении минимальной
развёрнутой площади нормативный показатель минимальной плотности может быть
уменьшен, для срединной зоны на 5 %, а для центральной части города на 10 %, от
величины, приведённой в СНиП II-89-80* (Приложение).
14. За основу назначения показателя
градостроительного регулирования размещением предприятий в планировочной
структуре города был принят перечень объектов, приведенных в приложении к СНиП II-89-80*,
в котором даны показатели К1 для 245 промышленных объектов. Из этого перечня
исключено 42 предприятия, связанных с добычей и первичной переработкой сырьевых
ресурсов и других объектов, практически не оказывающих непосредственного
влияния на характер размещения промпредприятий в городе. Для остальных
предприятий назначены показатели минимальной развёрнутой площади на 1 га.
Рекомендуемая величина К2 для различных отраслей промышленности, в зависимости
от размещения их в планировочной структуре города приведены в табл. 4.
15. Величина К2 находится в прямой
зависимости от характера производимых работ. Если это строительство нового
предприятия то к нему должны относится все требования, предъявляемые к
специфике его размещения в городской среде. В тоже время в современных
социально-экономических условиях приоритетным направлением являются
реконструкция и расширение существующих предприятий, связанных с техническим
перевооружением, разукрупнением и перепрофилированием объектов. Такие
предприятия размещаются, как правило, в срединной и центральной зоне города.
Поэтому первостепенной задачей при проведении указанных выше работ являются
мероприятия, связанные с устранением пагубного влияния производств на
окружающую среду, как в границах предприятия, так и за его пределами. Другим
обязательным требованием является сохранение отведенных границ промпредприятий,
а в случае наличия значительных скрытых и явных территориальных резервов обоснование
их использования для других целей, в том числе для расширения
санитарно-защитных зон, величина которых в условиях существующей застройки, как
правило, недостаточна.
16. При назначении К2 рассматриваемые
производства разделены на шесть типологических групп, в зависимости от их объемно-планировочных особенностей:
I
- крупные предприятия со сложным производством, включающим в себя цепочку
переделов с числом зданий и сооружений, достигающих нескольких десятков единиц
основного и вспомогательного назначения (предприятия черной и цветной
металлургии, целлюлозно-бумажные комбинаты, некоторые предприятия химической и
нефтехимической промышленности). Для этих предприятий К2 назначен, исходя из
увеличения базового показателя на 20 %.
II
- предприятия, технологический процесс в которых осуществляется в крупных
одноэтажных зданиях, включая основные и вспомогательные производства
(предприятия тяжелого машиностроения, электростанции, некоторые объекты
строительной индустрии и др.). Назначения К2 то же, что и для I
группы.
III
- предприятия, в которых основное и, частично, вспомогательное производство в
одно- двух- и трехэтажных зданиях (производство легковых автомобилей и др.
предприятий среднего машиностроения, прядильно-ткацкие фабрики, предприятия
строительной индустрии). Предприятия этой группы могут быть специализированными
и комплексными. Для них допустимо увеличение К2 против базового в 1,5 - 2 раза.
IV
- предприятия, технологический процесс в которых теоретически не ограничивает
количества этажей основного и вспомогательного производства (некоторые
предприятия легкой промышленности, приборостроения, радиоэлектроники и др.
аналогичные производства). Допустимо увеличение К2 в 3 - 4,5 раза против
базового.
V
- специфические производства, в которых технологический процесс объединяет в
одном здании конгломерат разновысотных и разноэтажных цехов, а также сооружений
(комбинаты хлебопродуктов, пивзаводы, мясокомбинаты, молокозаводы и др.
аналогичные предприятия). Для этих производств К2 допустимо увеличивать в 1,5 -
2 раза против базового.
VI
- сравнительно небольшие предприятия, в которых технологический процесс может
размещаться в трех- четырехэтажных зданиях (ряд предприятий легкой и пищевой
промышленности: швейные фабрики, хлебозаводы и др.). Увеличение базового коэффициента
допустимо в 2 - 2,5 раза.
17. Повышение эффективности
градостроительного регулирования промышленной застройки и, в частности,
улучшения экологической обстановки при проведении расширения и реконструкции
промышленных предприятий, является строительство малых предприятий на
выявленных скрытых резервных территориях.
18. Использование скрытых резервов
представляет определенные трудности, связанные с их вычленением из сложившейся
промышленной застройки, непредсказуемой конфигурации и величины. Поэтому
создание на них малых предприятий может оказаться единственным направлением их
реализации.
19. Анализ отраслевой направленности
ряда проектов, разработанных в последнее десятилетие в России и за рубежом,
показал, что среди большого разнообразия малых предприятий, особенно
эффективными в условиях реконструкции и расширения предприятий будут объекты,
способствующие улучшению экологической обстановки на территории предприятия и
за его пределами. Площадь таких предприятий колеблется в пределах от 0,05 до
0,80 и редко возрастает до 1 га. В перечень таких объектов входят: предприятия
по переработке отходов нефтяной и газовой промышленности; установки для
производства кислорода, азота, ацетона из отходов предприятий; объекты по
восстановлению и охлаждению отработанных масел; специализированные прачечные и
химчистки; предприятия стройиндустрии и деревообрабатывающей промышленности;
ремонтные мастерские; установки, предназначенные для очистки отводящих газов и
воздуха для заводов цветной и черной металлургии; очистки агрессивных газов от пыли и их сжиганию; абсорбции и поглощению химических веществ,
выделяемых химическими, литейными, мусоросжигательными и др. предприятиями;
обработке промышленных сточных вод до требуемого качества, включая уплотнение и
обезвоживание осадков; создание производств по хранению и утилизации отходов и
возведение предприятий «чистой энергии» на электростанциях, работающих на угле,
газе, жидком топливе и др.
20. Практическое значение
разработанных ЦНИИпромзданий рекомендаций и их использование в практике
градостроительного проектирования будет способствовать повышению надёжности
природоохранных мероприятий; позволит улучшить эстетические качества
промышленной и жилой застройки; повысит гарантию экономного использования
ценных городских территорий; будет способствовать обоснованности установления
арендной платы за территорию, занимаемую действующими предприятиями и вновь
возводимыми промышленными объектами.
21. Введение показателей эффективности
промышленной застройки в СНиП 2.07.01-89
«Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» и в
СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных
предприятий» создаст надёжную базу для регулирования размещением промышленных
предприятий в планировочной структуре города.
Таблица 1
Условия размещения предприятий
|
Зоны
размещения предприятий в городской застройке
|
историческая
часть города (зона строгого режима промышленной застройки)
|
срединная
часть города (зона регулирования промышленной застройки)
|
периферийная
часть города (окраины и ближние пригороды)
|
зона
размещения предприятий I - II класса вредности (вне
городской застройки)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Градостроительные требования
|
Соответствие
утвержденному генеральному плану города
|
Отраслевая направленность предприятий
|
Пищевая, легкая, радиоэлектроника,
приборостроение, малые предприятия в т.ч. с целью улучшения экологической
обстановки
|
Предприятия легкого и среднего
машиностроения, пищевой и легкой промышленности, станко-инструментальной
промышленности
|
Специализированные сборочные предприятия
тяжелого машиностроения, легкая и пищевая промышленность, некоторые
предприятия химической промышленности и стройиндустрии
|
Предприятия черной и цветной металлургии,
целлюлозно-бумажной, химической и нефтеперерабатывающей промышленности
|
Специальные требования к застройке зон
города
|
Запрет нового строительства предприятий.
Допустимость реконструкции и техперевооружения с целью улучшения
экологической обстановки
|
Расширение и реконструкция действующих предприятий.
Допустимость нового строительства при условии сохранения экологической
обстановки и ее улучшения
|
Новое строительство, расширение и
реконструкция действующих предприятий. Улучшение экологической обстановки
|
Новое строительство, реконструкция и расширение
действующих объектов создание безотходных и малоотходных предприятий
|
Наличие скрытых и явных территориальных
резервов и направление их использования
|
Скрытые, пригодные для размещения малых
предприятий
|
Преимущественно скрытые, ограниченное
количество явных территориальных резервов, пригодных в основном для
расширения и реконструкции предприятий
|
Ограниченное количество явных
территориальных резервов, пригодных для нового строительства; наличие скрытых
и явных площадей для расширения и реконструкции объектов
|
Ограниченное количество явных
территориальных резервов, наличие значительного количества скрытых резервов
территорий, использование которых возможно в результате существенной
реконструкции предприятий
|
Допустимый класс вредных предприятий с
учетом фонового загрязнения
|
V
|
V - IV
|
IV и III при соответствующем
обосновании
|
III - II - I
|
Преимущественный характер размещения
предприятий
|
Изолированно
|
Одиночное и в группах предприятий
|
Преимущественно в составе примрайонов и
промузлах
|
Одиночное, с группой сопутствующих и
обслуживающих предприятий
|
Санитарно-защитные зоны и способы очистки
вредных выбросов
|
При невозможности устройства СЗЗ
предусмотреть технологическую очистку, в т.ч. размещением малых предприятий,
способствующих локализации вредных выбросов
|
При отсутствии СЗЗ требуемой величины
сочетать технологические мероприятия с благоустройством и озеленением
реальной СЗЗ
|
При групповом размещении предприятий
учитывать реальную ширину СЗЗ, полученную на основе расчета и фоновое
загрязнение окружающей среды, создаваемое действующими предприятиями
|
Размещение предприятий I и II класса вредности на
удалении от селитебной территории на ширину, соответствующую расчету
|
Отношение к авто- и железнодорожному
транспорту
|
Городской транспорт для доставки
трудящихся. Грузовой автотранспорт ограничен 5 - 6 машинами в сутки для всех
предприятий
|
Городской транспорт для перевозки
трудящихся. Грузовой транспорт ограничен 10 - 20 машинами в сутки. Подъездной
ж/д транспорт только существующий. Желательна замена на автотранспорт
|
Городской транспорт для перевозки
трудящихся. Грузовой автотранспорт для обслуживания предприятий. Возможно,
при соответствующем обосновании, устройство ж/д подъездных путей к новым
предприятиям
|
Специальный авто- и железнодорожный
транспорт (для доставки трудящихся. Грузовой авто- и железнодорожный
транспорт к предприятиям в пределах потребностей производства
|
Хранение и утилизация отходов производств
|
В
специально отведенных местах за границей города
|
Характер сложившейся застройки в различных
зонах города
|
Уникальная, исторически сложившаяся,
наличие значительного количества памятников материальной культуры,
градостроительства и архитектуры
|
Ценная, наличие в рядовой жилой и
гражданской застройке охраняемых памятников культуры и архитектуры, требующих
создания охранных зон
|
Массовая жилая и гражданская застройка с
вкраплением охраняемых памятников культуры и архитектуры
|
Уникальная промышленная застройка,
удаленная от сельских поселений и ценных урбанизированных и природных
ландшафтов
|
Архитектурно-художественные требования
|
Достижение средствами архитектуры
органичного сочетания промышленных предприятий с характером окружающей
застройки
|
Новое строительство по индивидуальному
проекту, учитывающему специфику сложившегося ансамбля, расширение и
реконструкция без нарушения существующей объемно-пространственной композиции
|
Решение облика зданий и сооружений
предприятий с учетом их расположения (изолированно или в составе группы
предприятий), упорядочение промышленной застройки и ее контактов с другими
функциональными зонами города
|
Благоустройство предзаводских территорий и
транспортных подходов к ним, пространственная увязка нового строительства,
реконструкции и расширение действующих предприятий в зависимости от их
расположения в составе промышленных комплексов
|