ГОСТ 1.0-92
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Межгосударственная система стандартизации
Основные положения
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан группой экспертов Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации
ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 7 октября 1992 г.
За принятие проголосовали:
Наименование государства
|
Наименование национального органа
по стандартизации
|
Азербайджанская Республика
|
Азгосстандарт
|
Республика Армения
|
Армгосстандарт
|
Республика Беларусь
|
Госстандарт Беларуси
|
Грузия
|
Грузстандарт
|
Республика Казахстан
|
Госстандарт Республики Казахстан
|
Киргизская Республика
|
Киргизстандарт
|
Республика Молдова
|
Молдовастандарт
|
Российская Федерация
|
Госстандарт России
|
Республика Таджикистан
|
Таджикгосстандарт
|
Туркменистан
|
Главная государственная инспекция Туркменистана
|
Республика Узбекистан
|
Узгосстандарт
|
Украина
|
Госстандарт Украины
|
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4 ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, принятыми МГС; № 4, 5, 6 (ИУС 10-96), (ИУС 8-98), (ИУС 9-2002)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Межгосударственная система стандартизации
Основные положения
Interstate System for
Standardization.
Basic principles
Дата введения - 1993-01-01
Настоящий стандарт устанавливает цели и общие принципы межгосударственной стандартизации, основные направления работ в этой области, объекты межгосударственной стандартизации, виды документов по межгосударственной стандартизации.
Стандарт разработан в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Соглашение) - Москва, 13.03.92-12/1 и протоколом совещания руководителей органов государственного управления строительством «Об организации межгосударственного сотрудничества в области стандартизации и технического нормирования в строительстве» - Минск, 06.06.92.
(Измененная редакция, Изм. № 5).
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:
Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации - Москва, 13.03.92-12/1
Протокол совещания руководителей органов государственного управления строительством «Об организации межгосударственного сотрудничества в области стандартизации и технического нормирования в строительстве» - Минск, 06.06.92
ГОСТ 1.2-97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
(Измененная редакция, Изм. № 6).
3.1 межгосударственный стандарт (ГОСТ): Стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Межгосударственный совет) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (далее - МНТКС).
3.2 межгосударственная стандартизация: Стандартизация объектов, представляющих межгосударственный интерес.
Примечание - Межгосударственная стандартизация открыта для других государств, признающих ее
принципы и присоединившихся к Соглашению.
4.1 Основными целями межгосударственной стандартизации являются:
- защита интересов потребителей и каждого государства - участника Соглашения в вопросах качества продукции, услуг и процессов (далее - продукция), обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;
- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих межгосударственный интерес;
- содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства государств - участников Соглашения;
- устранение технических барьеров в производстве и торговле, содействие повышению конкурентоспособности продукции государств - участников Соглашения на мировых товарных рынках и эффективному участию государств в межгосударственном и международном разделении труда;
- содействие повышению безопасности хозяйственных объектов государств-участников Соглашения при возникновении природных и техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.
5.1 Взаимное стремление всех заинтересованных государств - участников Соглашения к достижению согласия по обеспечению качества взаимопоставляемой продукции.
5.2 Целесообразность разработки межгосударственного стандарта, учитывающая его социальную, экономическую, техническую необходимость и приемлемость для применения государствами - участниками Соглашения.
5.3 Обеспечение гармонизации межгосударственных стандартов с международными и региональными стандартами.
5.4 Пригодность межгосударственных стандартов в целях сертификации продукции и услуг.
5.5 Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов путем согласования требований к этим объектам и увязки сроков введения в действие нормативных документов по стандартизации.
5.6 Обеспечение соответствия межгосударственных стандартов современным достижениям науки, техники и передового опыта.
6.1 Принятие приоритетных направлений и форм межгосударственного сотрудничества по реализации согласованной политики в области стандартизации осуществляет Межгосударственный совет, а в области строительства - МНТКС.
6.2 Основными направлениями проведения согласованной межгосударственной политики в области стандартизации являются:
- принятие общих правил проведения работ по межгосударственной стандартизации;
- установление единых (согласованных, гармонизированных) требований к продукции, обеспечивающих ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов контроля (испытаний);
- стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;
- организация ведения классификаторов технико-экономической информации, систем кодирования и их развитие;
- формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран при наличии соответствующих соглашений и договоренностей, обеспечение государств - участников Соглашения этими стандартами, ведение и хранение действующих отраслевых стандартов на важнейшие группы продукции, представляющей межгосударственный интерес;
- издание и распространение межгосударственных стандартов и других межгосударственных документов по стандартизации;
- координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации;
- научно-техническое сотрудничество в работах по международной стандартизации.
6.3 Решения по вопросам межгосударственной стандартизации, принятые Межгосударственным советом, национальные органы по стандартизации государств - участников Соглашения реализуют соответствующими организационно - распорядительными документами.
7.1 Объектами межгосударственной стандартизации являются:
- общетехнические нормы и требования, в том числе единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж и др.), совместимые программные и технические средства информационных технологий, справочные данные о свойствах материалов и веществ;
- объекты крупных промышленных и хозяйственных комплексов (транспорт, энергетика, связь и др.);
- объекты крупных межгосударственных социально-экономических и научно-технических программ, таких как обеспечение населения питьевой водой, создание системы контроля среды обитания, обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, обеспечение безопасности населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и др.;
- взаимопоставляемая продукция, выпускаемая в ряде государств.
7.2 В межгосударственные стандарты включают:
- требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;
- требования техники безопасности и производственной санитарии;
- требования к совместимости и взаимозаменяемости продукции;
- параметрические ряды и типовые конструкции изделий;
- основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;
- методы контроля требований к продукции;
- требования, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации (применении) и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, термины и их определения, обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы;
- правила обеспечения качества продукции;
- требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов.
7.3 В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований предусмотрены следующие основные виды межгосударственных стандартов:
- стандарты основополагающие;
- стандарты на продукцию (услуги);
- стандарты на процессы;
- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
7.4 Основополагающие межгосударственные стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы, правила), обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессе создания и использования продукции, охрану окружающей среды, охрану труда и другие общетехнические требования.
7.5 Межгосударственные стандарты на продукцию устанавливают требования к группам однородной продукции и, при необходимости, к конкретной продукции.
7.6 Межгосударственные стандарты на процессы устанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.
7.7 Межгосударственные стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, режимы и др.) проведения испытаний продукции при ее создании, сертификации и использовании (применении).
7.8 Для решения задач по организации и координации работ по межгосударственной стандартизации Межгосударственный совет, а в области строительства - МНТКС, после обсуждения с национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) принимает правила по межгосударственной стандартизации (ПМГ) и рекомендации по межгосударственной стандартизации (РМГ).
7.9 Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации - по ГОСТ 1.2, а межгосударственных нормативных документов в строительстве - в соответствии с нормами, принятыми МНТКС [1].
(Введен дополнительно, Изм. № 5).
7.10 Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации - по ГОСТ 1.5, а межгосударственных нормативных документов в строительстве - по ГОСТ 1.5 и нормам, принятым МНТКС [1].
(Измененная редакция, Изм. № 6).
Раздел 8. (Исключен, Изм. № 5).
Приложение А. (Исключено, Изм. № 5).
(справочное)
Библиография
[1] МСН 1.01-01-96 Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения
Ключевые слова: стандартизация
межгосударственная; цели, задачи, принципы, правила разработки, принятия,
применения межгосударственных стандартов; сотрудничество научно-техническое
государств - участников Соглашения по межгосударственной стандартизации
СОДЕРЖАНИЕ