Постановление
Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 86
"О штабах по обеспечению безопасности электроснабжения"
(Извлечение)
В соответствии со статьей 21 Федерального закона
"Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации
постановляет:
3. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся
в раздел IV Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5518).
Председатель Правительства
Российской Федерации В. Зубков
Изменения,
которые вносятся в раздел IV Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004
г. N 854
Дополнить пунктами 47.1 - 47.7 следующего содержания:
"47.1. В случае возникновения или угрозы возникновения
нарушения электроснабжения по причинам, не зависящим от действий субъектов электроэнергетики
и вызванным в том числе опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями
(далее - угроза нарушения электроснабжения), либо возникновения или угрозы возникновения
аварийного электроэнергетического режима системный оператор (в технологически изолированной
территориальной электроэнергетической системе - соответствующий субъект оперативно-диспетчерского
управления) вправе принять решение о направлении руководителю штаба по обеспечению
безопасности электроснабжения уведомления о необходимости созыва заседания штаба.
47.2. Угроза нарушения электроснабжения (режим с
высокими рисками нарушения электроснабжения) характеризуется наличием следующих
обстоятельств:
снижение фактического резерва генерирующей мощности
(с учетом внешних поставок) ниже 3,5 процента максимальной фактической нагрузки
на территории операционной зоны соответствующего диспетчерского центра;
прекращение или наличие угрозы прекращения топливообеспечения
либо обеспечения гидроресурсами электростанций суммарной располагаемой мощностью
свыше 10 процентов всей располагаемой мощности электростанций в операционной зоне
соответствующего диспетчерского центра;
дефицит пропускной способности электрической сети;
понижение до аварийно допустимых значений уровней
напряжения;
повышенная вероятность нарушения устойчивости электроэнергетической
системы или ее частей;
температура окружающего воздуха, выходящая за границы
расчетных климатических условий для данного региона;
прогнозируемое наступление таких неблагоприятных
природных явлений, которые могут привести к массовому отключению электросетевого
оборудования, как массовые грозовые явления, обильные ливневые дожди, ураганный
ветер, обильные снегопады, сопровождающиеся интенсивным налипанием снега на провода,
грозозащитные тросы, опоры воздушных линий электропередачи и на оборудование объектов
электроэнергетики, гололедообразование на проводах и грозозащитных тросах воздушных
линий электропередачи, а также резкие изменения метеорологических условий;
аварийный выход из строя электросетевого или генерирующего
оборудования, приводящий к электроэнергетическому режиму энергосистемы с превышением
максимально допустимых перетоков длительностью более 3 часов;
аварийный выход из строя длительностью более одних
суток средств связи диспетчерских центров, центров управления сетями в сетевых организациях
и объектов электроэнергетики;
угроза наводнения с подтоплением электрических подстанций,
относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
возникновение или угроза возникновения чрезвычайных
ситуаций природного и (или) техногенного характера;
угроза иных стихийных бедствий;
наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о существенном
повышении риска возникновения нарушения электроснабжения.
47.3. При угрозе нарушения электроснабжения или возникновения
аварийного электроэнергетического режима системный оператор (в технологически изолированной
территориальной электроэнергетической системе - соответствующий субъект оперативно-диспетчерского
управления) вправе принимать решения:
о запрете на проведение всех видов ремонта объектов
электроэнергетики, за исключением случаев, когда такие виды ремонта вызваны необходимостью
предотвращения аварийных ситуаций на генерирующих установках и других негативных
последствий, способных привести к нарушению пределов их безопасной эксплуатации,
и энергетических установок потребителей электрической энергии;
об экстренном введении в работу находящихся в плановом
ремонте объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической
энергии, а также отдельного оборудования объектов электроэнергетики;
об использовании перегрузочной способности линий
электропередачи и оборудования на основании сведений о значениях, характеризующих
текущую перегрузочную способность линий электропередачи и оборудования, а при отсутствии
таких сведений - в пределах, установленных нормативными и техническими требованиями
к оборудованию;
о применении ограничений или временных отключений
электроснабжения потребителей электрической энергии в объемах, установленных решениями
штаба по обеспечению безопасности электроснабжения и превышающих объемы, предусмотренные
графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии.
47.4. Решения системного оператора (в технологически
изолированной территориальной электроэнергетической системе - соответствующего субъекта
оперативно-диспетчерского управления), предусмотренные пунктом 47.3 настоящих Правил,
подлежат согласованию со штабом по обеспечению безопасности электроснабжения в случае,
если они влекут угрозу повреждения оборудования, угрозу причинения материального
ущерба или угрозу жизни и здоровью людей.
47.5. Решения системного оператора (в технологически
изолированной территориальной электроэнергетической системе - соответствующего субъекта
оперативно-диспетчерского управления), предусмотренные пунктом 47.3 настоящих Правил,
направляются (в письменной форме) в штаб по обеспечению безопасности электроснабжения
для согласования в случаях, предусмотренных пунктом 47.4 настоящих Правил. Указанные
решения должны содержать варианты мер, направленных на эффективное управление энергосистемой
в условиях нарушения электроснабжения, а также описание возможных неблагоприятных
последствий, риск возникновения которых связан с принятием и исполнением каждого
из вариантов предложенных мер.
47.6. В целях принятия решений о применении мер,
предусмотренных пунктом 47.5 настоящих Правил, системный оператор (в технологически
изолированной территориальной электроэнергетической системе - соответствующий субъект
оперативно-диспетчерского управления) вправе запрашивать у субъектов электроэнергетики
и потребителей электрической энергии необходимые сведения, в том числе сведения:
о значениях, характеризующих текущую перегрузочную
способность электроэнергетического оборудования;
о возможности изменения параметров работы систем
теплоснабжения;
о функционировании объектов электроэнергетики и энергетических
установок потребителей электрической энергии с наибольшими отклонениями параметров
функционирования от нормальных (допустимых) значений, определенных в соответствии
с техническими регламентами и иными нормативными требованиями;
о параметрах работы энергетических установок потребителей
электрической энергии, нагрузка которых превышает заявленную активную и (или) реактивную
мощность;
о применении резервных источников электроснабжения
исполнителями, осуществляющими оказание коммунальных услуг, а также о применении
этих источников на объектах социальной сферы.
47.7. Сведения, предоставление которых необходимо
в соответствии с запросом системного оператора (в технологически изолированной территориальной
электроэнергетической системе - соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского
управления), подлежат представлению в течение 2 часов с момента получения запроса
или в иные предусмотренные запросом сроки."