МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ БИТУМОМИНЕРАЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
В РАЙОНАХ СУРОВОГО КЛИМАТА
И ВЫСОКОЙ ВЛАЖНОСТИ
(В ТОМ ЧИСЛЕ В НЕФТЕГАЗОНОСНЫХ РАЙОНАХ
ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)
Одобрены
Техническим управлением
Минтрансстроя
Москва
1974
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ БИТУМОМИНЕРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ В
РАЙОНАХ СУРОВОГО КЛИМАТА И ВЫСОКОЙ ВЛАЖНОСТИ (В ТОМ ЧИСЛЕ В НЕФТЕГАЗОНОСНЫХ
РАЙОНАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ). Союздорнии. М., 1974.
Разработаны
в развитие действующих нормативно-технических документов применительно к
региональным условиям II
дорожно-климатической зоны в пределах Западной Сибири.
По
условиям строительства и эксплуатации дорожных покрытий из битумоминеральных
материалов район разделен на две подзоны. Для каждой из подзон рекомендованы
конкретные типы асфальтобетонных и битумоминеральных смесей. Даны рекомендации
по использованию в составе асфальтобетонных и битумоминеральных смесей щебня из
отходов горнорудных предприятий Урала и Кузбасса, а также местных гравийных
материалов и керамдора.
Табл.
- 3, рис. - 1, приложений - 6.
В
ряде районов нашей страны, в частности в Западной Сибири, включая развивающиеся
районы добычи нефти и газа в Тюменской и Томской областях, до настоящего
времени не накоплено достаточного положительного опыта строительства, ремонта и
содержания дорожных покрытий из битумоминеральных материалов.
В
связи с этим Омским филиалом Союздорнии проведены исследования службы
битумоминеральных покрытий в районах с суровым климатом II дорожно-климатической зоны (в пределах
Западной Сибири).
Настоящие
«Методические рекомендации по применению битумоминеральных материалов для
дорожных покрытий в районах сурового климата и высокой влажности (в том числе в
нефтегазоносных районах Западной Сибири)» разработаны в развитие действующих
нормативно-технических документов (СНиП 1-Д.2-70, ГОСТ
9128-67, ГОСТ 17060-71).
В
них рассмотрены вопросы выбора рациональных типов асфальтобетонных и
битумоминеральных смесей применительно к конкретным климатическим условиям, а
также использования некоторых местных материалов и отходов горнорудной
промышленности в составе битумоминеральных смесей.
В
«Методических рекомендациях» не освещаются вопросы выбора конструкций дорожных
одежд и типа покрытий (жесткие или нежесткие). Эти вопросы должны решаться на
основе технико-экономического сравнения вариантов.
«Методические рекомендации» предназначены
для широкой опытной проверки при строительстве битумоминеральных покрытий во II дорожно-климатической зоне (в пределах
Западной Сибири).
«Методические рекомендации» составили
кандидаты технических наук Н.В. Матлаков, Ю.Е. Никольский и инженеры А.С.
Барановский и А.Г. Широков.
Замечания
и пожелания по данной работе просьба направлять по адресу: 143900 Московская
обл., Балашиха-6, Союздорнии, или Омск-80, проспект Мира, 3, Омский филиал
Союздорнии.
1. Настоящие «Методические рекомендации»
предназначены для руководства при проектировании асфальтобетонных и
битумоминеральных смесей и строительстве из них дорожных покрытий в районах с
суровым климатом и высокой влажностью.
2. Показатели физико-механических свойств и
структуры асфальтобетонных и битумоминеральных смесей должны
соответствовать требованиям ГОСТ
9128-67 «Смеси асфальтобетонные (горячие и теплые) дорожные и аэродромные.
Технические требования» и ГОСТ 17060-71 «Смеси битумоминеральные (горячие,
теплые, холодные) дорожные и аэродромные. Технические условия».
Исходные
материалы: щебень, песок, минеральный порошок и битум - должны соответствовать
требованиям действующих ГОСТов (ГОСТ
8267-64, ГОСТ 10260-62, ГОСТ 8736-67, ГОСТ
9128-67, ГОСТ 17060-71, ГОСТ 11954-66, ГОСТ 11955-66,
ГОСТ 1544-52, ГОСТ 1972-52).
3. Строительство дорожных покрытий из
асфальтобетонных и битумоминеральных смесей должно осуществляться в
соответствии с указаниями «Инструкции по строительству дорожных
асфальтобетонных покрытий» ВСН 93-73 и «Инструкции по устройству покрытий и
оснований из щебня (гравия), обработанного органическими вяжущими» ВСН
123-65.
4. К
районам с суровым климатом и высокой влажностью относятся территории, для
которых характерны значения средней температуры самого холодного месяца
(января) ниже -17 °С и комплексного показателя влажности -
индекса сухости - менее 1,0. В Западной Сибири - это вся
территория II
дорожно-климатической зоны (см. рисунок).
5. Условия работы дорожных покрытий из битумоминеральных
материалов следует характеризовать расчетными температурами (летней и зимней)
покрытия и количеством переходов температуры покрытия через 0 °С в течение
года. В рассматриваемом районе расчетные зимние температуры покрытия составляют
от -32 до -38 °С; летние температуры
покрытия - от +42 до +48°; количество переходов температуры покрытия через 0 °С
в течение года составляет от 58 до 64.
По
условиям работы дорожных покрытий в этом районе выделено две подзоны: 1-я
(северная) - с расчетными температурами покрытия ниже -35 °С зимой и до +45 °С
летом; 2-я (южная) - с расчетными температурами покрытия до -35 °С зимой и выше
+45 °С летом (приложение 1).
Продолжительность
сезона строительства покрытий из битумоминеральных материалов составляет: в
первой подзоне - 70 - 90 дней (из горячих смесей) и 100 - 150 дней (из теплых
смесей); во второй подзоне 80 - 110 дней (из горячих смесей) и 140 - 170 дней
(из теплых смесей).
6. Тип асфальтобетонной или
битумоминеральной смеси по зерновому составу и марку вяжущего выбирают с учетом
назначения слоя покрытия, интенсивности движения автомобилей и условий работы
дорожного покрытия в конкретном районе.
7. Для дорожных покрытий в рассматриваемом
районе рекомендуются теплые и горячие асфальтобетонные и битумоминеральные
смеси, тип которых назначается исходя из необходимости обеспечения устойчивости
покрытия в различные периоды года (трещиностойкость - зимой,
водо- и морозостойкость - весной и осенью, сдвигоустойчивость - летом).
8. Асфальтобетонные смеси I марки наиболее приемлемы для устройства
покрытий на дорогах I и II категорий, а II марки - на дорогах II и III категорий. Применение асфальтобетонных
смесей I марки на
дорогах III
категории и асфальтобетонных смесей II марки на дорогах IV категории возможно при условии экономической целесообразности.
Битумоминеральные
смеси (I
марки) следует применять на дорогах III и IV категорий.
9. Для верхнего
слоя двухслойных покрытий, а также для однослойных покрытий в рассматриваемом
районе рекомендуются (табл. 1) горячие и теплые смеси плотных составов:
асфальтобетонные - типов Б, В и Г (ГОСТ
9128-67) и
битумоминеральные (ГОСТ 17060-71). В качестве вяжущего следует применять вязкие
нефтяные дорожные битумы марок БНД-90/130 (для горячих смесей), БНД-130/200 и
БНД-200/300, а также жидкие битумы, густеющие со средней скоростью, марки
СГ-130/200.
Таблица 1
Категория дороги
|
Тип
смеси
|
Марка вяжущего
|
I
|
Асфальтобетонные смеси I марки тип Б
|
БНД-90/130
|
II
|
Асфальтобетонные
смеси I и II марок:
|
|
|
а) в I подзоне
|
|
|
тип Б
|
БНД-130/200;
БНД-200/300
|
|
тип В
|
БНД-130/200
|
|
б) во II подзоне
|
|
|
тип Б
|
БНД-90/130;
БНД-130/200;
БНД-200/300
|
|
тип В
|
БНД-90/130;
БНД-130/200
|
III
|
Асфальтобетонные
смеси II марки:
|
|
|
а) в I подзоне
|
|
|
тип Б
|
БНД-130/200;
БНД-200/300;
СГ-130/200
|
|
тип В
|
БНД-130/200;
БНД-200/300
|
|
тип Г
|
БНД-200/300
|
|
б) во II подзоне
|
|
|
тип Б
|
БНД-90/130;
БНД-130/200;
БНД-200/300
|
|
тип В
|
БНД-90/130; БНД-130/200
|
|
тип Г
|
БНД-130/200
|
|
Битумоминеральные
смеси I марки:
|
|
|
а) в I подзоне
|
БНД-130/200;
БНД-200/300
|
|
б) во II подзоне
|
БНД-90/130;
БНД-130/200
|
IV
|
Битумоминеральные
смеси I марки:
|
|
|
а) в I подзоне
|
БНД-130/200;
БНД-200/300;
СГ-130/200
|
|
б) во II подзоне
|
БНД-90/130;
БНД-130/200;
БНД-200/300
СГ-130/200
|
10.
Для устройства нижнего слоя двухслойных покрытий на порогах I и II категорий следует применять горячие крупно-
или среднезернистые пористые асфальтобетонные смеси с использованием битума
марки БНД-90/130; на дорогах III и IV
категорий возможно применение теплых крупно- или среднезернистых смесей
(асфальтобетонных и битумоминеральных) с использованием битума марки
БНД-130/200.
11. Щебень
для приготовления асфальтобетонных и битумоминеральных смесей должен отвечать
требованиям табл. 2.
12. В составе асфальтобетонных и
битумоминеральных смесей рекомендуется применять щебень из отходов горнорудных
предприятий Урала (Первоуральского и Высокогорского) и Кузбасса (рудники
Шерегеш, Шалым, Таштагол, Темир-Тау, Каз, Абаканский железный рудник (приложение
2
и 3)).
Щебень
из отходов дробильно-обогатительных фабрик Гороблагодатского рудоуправления и
Качканарского горно-обогатительного комбината разрешается использовать для
строительства покрытий на дорогах II - IV категорий в составе асфальтобетонных смесей II марки (тип В), а также битумоминеральных
смесей I
марки.
13. Щебень из гравия местных месторождений
(Калиновореченского, Салехардского, Томского и Кулаковского), удовлетворяющий
требованиям ГОСТ 10260-62, и щебень из гравия (с содержанием дробленых зерен 50
- 70 %), полученный в дробилках ударного действия, рекомендуется использовать в
составе асфальтобетонных смесей II марки и битумоминеральных смесей для строительства
покрытий на дорогах III
- IV
категорий с интенсивностью движения до 2000 авт/сутки.
Для
получения качественного материала необходима предварительная переработка
гравийно-песчаных смесей перечисленных месторождений, включающая отделение от
исходной смеси мелких фракций (мельче 5 - 10 мм), содержащих, как правило,
значительное количество пылеватых и глинистых частиц.
14. Для приготовления битумоминеральных
смесей, а также асфальтобетонных смесей II марки (тип В) вместо привозного щебня
можно применять искусственный каменный материал - керамдор полученный из
природного глинистого сырья Локосовского, Воронинского, Каменномысовского
месторождений Тюменской области и Большеуковского, Знаменского,
Седельниковского месторождений Омской обл.
При
проектировании состава минеральной части смесей с использованием керамдора
следует ограничивать его содержание 45 % по объему; содержание минерального
порошка (частиц мельче 0,071 мм) в смеси должно быть не менее 12 %. Кроме того,
необходимо учитывать значительную разницу объемного веса керамдора и остальных
компонентов минеральной части смеси (песка и минерального порошка), для чего
его весовое содержание следует уменьшить на величину K (приложение 4):
где gк
- объемный вес керамдора;
gп.м.п - объемный вес песка, минерального
порошка.
Таблица 2
Назначение щебня или гравия
|
Марка
щебня или щебня из гравия по дробимости при сжатии в цилиндре в
водонасыщенном состоянии
|
Марка
щебня или щебня из гравия по износу (потери в весе при испытании в полочном
барабане, %, не более)
|
Морозостойкость
щебня или щебня из гравия
|
из
изверженных и метаморфических пород
|
из
осадочных карбонатных пород
|
из
изверженных и метаморфических пород
|
из
осадочных карбонатных пород
|
из
изверженных метаморфических и из осадочных карбонатных пород
|
Для горячих и теплых асфальтобетонных
смесей
|
|
|
|
|
|
Верхний слой
|
|
|
|
|
|
I
марка смесей:
|
|
|
|
|
|
среднещебенистая
(тип Б)
|
1200
|
-
|
И-I (25)
|
-
|
Мрз.
50
|
малощебенистая (тип В)
|
1200
|
1000
|
И-I (25)
|
И-I (30)
|
Мрз.
50
|
II
марка смесей:
|
|
|
|
|
|
среднещебенистая (тип Б)
|
1000
|
800
|
И-II (35)
|
И-II (40)
|
Мрз.
50
|
малощебенистая (тип В)
|
800
|
600
|
И-III (45)
|
И-III (45)
|
Мрз.
25
|
Нижний слой
|
800
|
600
|
И-III (45)
|
И-III (45)
|
Мрз.
25
|
Для
битумоминеральных смесей
|
|
|
|
|
|
Верхний слой
|
|
|
|
|
|
I марка
смесей:
|
|
|
|
|
|
для щебня из
естественного камня
|
800
|
600
|
И-III (45)
|
И-IV (55)
|
Мрз. 25
|
для щебня из
гравия
|
Др. 12
|
-
|
И-III (45)
|
И-IV (55)
|
Мрз. 25
|
Нижний слой
|
|
|
|
|
|
для щебня из
естественного камня
|
800
|
600
|
И-IV (55)
|
И-IV (60)
|
Мрз. 25
|
для щебня из
гравия
|
Др. 16
|
-
|
И-IV (55)
|
И-IV (60)
|
Мрз. 25
|
Примечания: 1. Количество лещадных и игольчатых
зерен в щебне допускается для асфальтобетонных смесей типа Б - до 25, типа В -
до 35 % по весу.
2. Содержание
зерен слабых и выветрелых пород в щебне не должно превышать 15 %.
15. Модуль крупности (mк) песка для асфальтобетонных и битумоминеральных смесей должен
быть более 2,0. Этот модуль крупности характерен для
среднезернистых песков Омск-Иртышского и Обского месторождений, а также для
классификационного песка, полученного в процессе переработки гравийно-песчаной
смеси Калиновореченского месторождения.
Применение
песков с модулем крупности менее 2,0 (Полысаевское месторождение Кемеровской области,
Томское месторождение Томской области, Сургутское месторождение Тюменской
области и др.) в смесях непрерывной гранулометрии допускается при условии
обогащения этих песков добавкой крупного песка или высевок.
При
отсутствии крупно- или среднезернистых песков и невозможности обогащения мелких
и тонких песков отходами камнедробления проектирование смесей необходимо вести
по принципу прерывистой гранулометрии.
16. Минеральный
порошок может быть приготовлен на базах дорожно-строительных организаций
путем помола в шаровых или вибрационных мельницах известняков Сухоложского
щебзавода (Свердловская обл.), Мозжухинского и Яшкинского карьеров (Кемеровская
обл.), высевок Искитимского карьера (Новосибирская обл.), а также отходов
асбестообогатительных фабрик.
В
качестве минерального порошка для асфальтобетонных смесей II марки и битумоминеральных смесей в
рассматриваемом районе могут быть применены отходы асбестообогатительных фабрик
(г. Асбест, Свердловская обл.), ферро-хромовая пыль (отходы металлургического производства,
г. Челябинск), инертная пыль (Калзагайская фабрика инертной пыли, Кемеровская
обл.), а также золы уноса ТЭС (приложение 5) и отходы цементной
промышленности.
Для
повышения водо- и морозостойкости битумоминеральных материалов, а также
улучшения технологии приготовления и укладки смесей в покрытие минеральные
порошки рекомендуется активировать в процессе их размола 1,5 -
2,5 % активирующей смеси, состоящей из вязкого битума и поверхностно-активного
вещества, взятых в соотношении 1 : 1.
17. Битумы,
рекомендуемые для приготовления асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в
рассматриваемом районе, перечислены в п. 9.
При
отсутствии битумов указанных марок для приготовления теплых смесей допускается
применять разжиженные битумы, получаемые путем смешения битума марки БНД-60/90
или БНД-90/130 с разжижителями (керосин, моторное топливо, топочный мазут,
каменноугольный деготь и т.п.). Количество разжижителя зависит от типа
разжижителя, марки исходного битума и требуемой вязкости разжиженного битума
(табл. 3).
18. Разжижители должны отвечать требованиям
ГОСТ: керосин - ГОСТ 1842-52*; топливо моторное для тихоходных дизелей ГОСТ
1667-68; мазут (жидкое котельное топливо) - ГОСТ 10585-63;
каменноугольный деготь - ГОСТ
4641-49*.
Разжиженные
битумы с глубиной проникания (П25) 130 - 200 и 200 - 300 могут не
соответствовать ГОСТ 11954-66 по глубине проникания при 0 °С, температуре
размягчения, растяжимости, температуре хрупкости, по свойствам остатка после
прогрева и температуре вспышки.
19. Поверхностно-активные
вещества (ПАВ) применяют в составе асфальтобетонных и битумоминеральных
смесей для повышения водо- и морозостойкости покрытий за счет улучшения
сцепления битума с минеральной поверхностью, для замедления процессов старения
и повышения деформативной способности покрытия при отрицательных температурах.
В
битумоминеральные и асфальтобетонные смеси с использованием керамдора,
гравийных материалов и отходов горнорудных предприятий необходимо вводить
поверхностно-активные вещества, улучшающие сцепление битума с минеральной
поверхностью.
Таблица 3
Требуемая вязкость битума
|
Марка
исходного битума
|
Количество
разжижителя для получения битума заданной вязкости, %
|
Осветительный
керосин
|
Моторное
топливо
|
Мазут (котельное топливо)
|
Каменноугольные
дегти марок
|
Д-3,
Д-4
|
Д-5
|
П25
= 130 ¸ 200
|
БНД-90/130
|
2
|
5
|
6
|
6
|
9
|
П25
= 200 ¸ 300
|
БНД-90/130
|
5 - 7
|
8 - 9
|
11 - 16
|
11 - 15
|
13 - 18
|
БНД-60/90
|
8 - 10
|
10 - 14
|
13 - 17
|
13 - 18
|
15 - 20
|
С560
= 130 ¸ 200
|
БНД-90/130
|
10 - 11
|
-
|
-
|
-
|
-
|
БНД-60/90
|
12 - 15
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Примечание. Количество разжижителя уточняется
лабораторными испытаниями.
В
качестве ПАВ рекомендуются анионактивные вещества, продукты органического синтеза,
смолы твердых топлив и полимеры, выпускаемые промышленностью Сибири. К числу
этих добавок относятся окисленный рисайкл, каменноугольная тяжелая смола
полукоксования, кубовые остатки производства a-метилстирола,
кубовые остатки производства этилбензола и бутилбензола, синтетический каучук
СКМС-30. Краткая характеристика этих веществ приведена в приложении 6.
20. Выбор поверхностно-активных веществ и технология
их введения в битум должны соответствовать требованиям «Инструкции по
использованию поверхностно-активных веществ при строительстве дорожных покрытий
с применением битумов» ВСН 59-68.
21. Синтетический каучук перед введением в
битум необходимо растворить в смоле группы «М» (кубовые остатки производства a-метилстирола) в соотношении 1:20.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Населенный
пункт
|
Расчетная
температура покрытия. °С
|
Количество
переходов температуры покрытия через 0 °С
|
Продолжительность
сезона строительства покрытий, дни
|
|
летняя
|
зимняя
|
|
из горячих
смесей
|
из теплых
смесей
|
|
Няксимволь
|
43
|
-36
|
-
|
80
|
141
|
|
Ларьяк
|
43
|
-36
|
-
|
80
|
141
|
|
Сургут
|
42
|
-37
|
64
|
77
|
135
|
|
Ханты-Мансийск
|
43
|
-35
|
64
|
92
|
134
|
|
Леуши
|
44
|
-34
|
-
|
79
|
125
|
|
Демьянское
|
44
|
-35
|
-
|
93
|
151
|
|
Тобольск
|
45
|
-32
|
59
|
120
|
158
|
|
Тюмень
|
45
|
-32
|
58
|
110
|
176
|
|
Ишим
|
46
|
-34
|
59
|
116
|
158
|
|
Бердюжье
|
46
|
-35
|
-
|
125
|
207
|
|
Усть-Ишим
|
45
|
-34
|
-
|
103
|
154
|
|
Васис
|
45
|
-35
|
-
|
97
|
130
|
|
Тара
|
45
|
-34
|
-
|
100
|
144
|
|
Александровское
|
43
|
-35
|
-
|
76
|
157
|
|
Напас
|
44
|
-37
|
-
|
87
|
145
|
|
Васюганское
|
44
|
-35
|
-
|
83
|
105
|
|
Парабель
|
44
|
-36
|
61
|
91
|
143
|
|
Палочка
|
45
|
-36
|
-
|
93
|
147
|
|
Колпашево
|
45
|
-35
|
-
|
73
|
134
|
|
Пудино
|
45
|
-35
|
-
|
72
|
152
|
|
Томск
|
46
|
-34
|
-
|
90
|
135
|
|
Болотное
|
47
|
-34
|
-
|
102
|
146
|
|
Мариинск
|
46
|
-33
|
-
|
102
|
154
|
|
Верхне-Имбатское
|
42
|
-38
|
-
|
69
|
102
|
|
Ярцево
|
46
|
-38
|
-
|
81
|
147
|
|
Енисейск
|
46
|
-37
|
-
|
92
|
146
|
|
Казачинское
|
46
|
-36
|
-
|
95
|
143
|
|
Ачинск
|
48
|
-32
|
-
|
100
|
150
|
|
Красноярск
|
47
|
-32
|
-
|
106
|
174
|
|
Материал
|
Поставщик
|
Местонахождение
|
Производительность
тыс. м3 в год
|
Тарифная станция (пристань
отправления)
|
Щебень
|
Исетский
щебзавод, Свердловская железная дорога
|
Свердловская область
|
685
|
ст.
Исеть, Свердловская железная дорога
|
То же
|
Исетский
гранитный карьер треста «Уралнеруд»
|
То же
|
|
То
же
|
"
|
Шарташский
гранитный карьер Главсредуралстроя
|
"
|
490
|
ст.
Шарташ, Свердловская железная дорога
|
"
|
Богдановический
комбинат строительных материалов
|
"
|
250
|
ст.
Богданович, Свердловская железная дорога
|
"
|
Сухоложский
завод
|
"
|
250
|
ст.
Сухой Лог, Свердловская железная дорога
|
"
|
Курманский
каменно-щебеночный карьер
|
"
|
485
|
ст.
Баженово, Свердловская железная дорога
|
"
|
Багарякский
известняковый карьер
|
"
|
40
|
ст.
Багаряк, Свердловская железная дорога
|
"
|
Баскусканский
щебзавод,
Западно-Сибирская
железная дорога
|
Кемеровская область
|
460
|
ст.
Багаты, Западно-Сибирская железная дорога
|
Щебень
|
Первоуральское
рудоуправление
|
Свердловская область
|
1140
|
ст.
Хромпик, Свердловская железная дорога
|
То же
|
Высокогорское
рудоуправление
|
То же
|
850
|
ст.
Н. Тагил, Свердловская железная дорога
|
"
|
Гороблагодатское
рудоуправление
|
"
|
750
|
ст.
Гороблагодатская, Свердловская железная дорога
|
"
|
Качканарский
горно-обогатительный комбинат
|
"
|
114
|
ст.
Качканар, Свердловская железная дорога
|
"
|
Рудник
Шерегеш
|
Кемеровская область
|
290
|
|
"
|
Рудник
Шалым
|
То же
|
300
|
|
"
|
Рудник
Таштагол
|
"
|
180
|
ст.
Таштагол, Западно-Сибирская железная дорога
|
"
|
Рудник
Темир-Тау
|
"
|
240
|
ст.
Темир-Тау, Западно-Сибирская железная дорога
|
"
|
Рудник
Каз
|
"
|
245
|
Ст.
Каз, Западно-Сибирская железная дорога
|
"
|
Абаканский
железный рудник
|
Красноярский край
|
|
|
Песчано-гравийная смесь
|
Кулаковский
карьер Главстройпрома
|
Кемеровская область
|
200
|
Пристань
Кулаково
|
Песчано-гравийная смесь
|
Томский
карьер Главзапсибстроя (Томское островное месторождение)
|
Томская область
|
|
Томский
речной порт
|
Асбестовый балласт
|
Трест
«Союзасбест»
|
Свердловская область
|
|
ст.
Асбест, Свердловская железная дорога
|
Песок среднезернистый
|
Омский
речной порт
|
Омская область
|
|
Омский
порт
|
То же
|
Обское
месторождение
|
Новосибирская область
|
|
Новосибирский
порт
|
Предприятие
|
Горная порода
|
Размер фракции, мм, или фракционного
щебня или максимальная крупность кусков для рядового
|
Объемный вес в куске, г/см3
|
Водопоглощение, %, и морозостойкость
|
Потеря при износе в полочном барабане,
%
|
Марка щебня по дробимости или
прочности при сжатии
|
Класс щебня по СНиП 1-Д.2-70
|
Исетский
щебзавод, Свердловская железная дорога
|
Гранит
|
7 - 25; 25 - 70 Рядовой до 100
|
2,64
|
0,4;
Мрз. 50
|
34,4
|
1000
|
2
|
Исетский
гранитный карьер треста «Уралнеруд»
|
То
же
|
Рядовой
до 100
|
2,64
|
0,6
|
40,3
|
800
|
3
|
Шарташский
гранитный карьер
|
"
|
Фракционированный
|
|
|
|
|
|
Богдановический
комбинат строительный материалов
|
Известняк
|
20 - 40; 40 - 70 Рядовой до 120 и 40
|
2,90
|
0,3;
Мрз. 25
|
29,2
|
800
|
2
|
Сухоложский завод
|
Известняк
|
20 -
40; 40 - 80; Рядовой до 100
|
|
|
|
|
|
Курманский каменно-щебеночный карьер
|
Изверженные породы
|
3 -
20; 20 - 40; Рядовой до 100
|
2,68
|
0,4;
Мрз. 100
|
27,0
|
1000
|
2
|
Багарякский известняковый карьер
|
Известняк
|
20 -
40; 20 - 70
|
2,70
|
0,2
|
25,5
|
1200
|
1
|
Баскусканский
|
То же
|
25 -
70; 7 - 25
|
2,65
- 2,68
|
0,29
- 0,55
|
|
|
|
Первоуральское рудоуправление
|
Горнблендит
|
Рядовой до 70
|
3,23
|
0,4
|
35,0
|
1000
|
2
|
Высокогорское рудоуправление
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокогорский рудник
|
Изверженные и метаморфические породы
|
Рядовой до 25
|
3,11
|
0,4
|
20,0
|
1200
|
1
|
Лебяжинский рудник
|
Рядовой до 40
|
2,85
|
0,4
|
20,0
|
1200
|
1
|
Гороблагодатское рудоуправление
|
То же
|
Рядовой до 150
|
3,22
|
0,6
|
43,0
|
800
|
3
|
Качканарский горно-обогатительный
комбинат
|
Изверженные породы
|
Рядовой до 40
|
2,85
|
0,5
|
44,0
|
800
|
3
|
Рудник Шерегеш
|
Скарны, сиениты
|
Рядовой до 100
|
3,17
|
0,6
|
19,7
|
1200
|
1
|
Рудник Шалым
|
Сиениты
|
Рядовой до 70
|
2,78
|
0,9
|
16,7
|
1200
|
1
|
Рудник Таштагол
|
Скарны, сиениты
|
Рядовой до 70 и до 40
|
2,79
|
0,4
|
17,8
|
1200
|
1
|
Рудник Темир-Тау
|
Скарны
|
Рядовой до 100
|
3,02
|
0,6
|
15,3
|
1200
|
1
|
Рудник
Каз
|
Изверженные
и метаморфические породы
|
15 - 40; 5 - 15 Рядовой до 40
|
2,93
|
0,2
Мрз. 200
|
16,0
|
1200
|
1
|
Абаканский
железный рудник
|
Метаморфические
породы
|
0 - 25
|
2,88
|
1,0;
фр. 5 - 10 Мрз. 25 фр. 10 - 20 Мрз. 100
|
15,0
|
1200
|
1
|
Наибольшее
распространение в настоящее время получило проектирование минеральной части
асфальтобетонных и битумоминеральных смесей по принципу подбора
гранулометрического состава, обеспечивающего его оптимальную плотность. Этот
метод положен в основу проектирования гранулометрического состава смеси
действующими нормативными документами. В этих документах (ГОСТ
9128-67, ГОСТ 17060-71) содержание зерен минерального материала указано в
процентах по весу материала. При таком проектировании в случае незначительных
расхождений в объемном весе используемых материалов (щебень, песок, минеральный
порошок) сохраняется принцип создания оптимальной плотности минеральной части
смеси.
В
случае использования в составе битумоминеральной смеси керамдора, имеющего по
сравнению с другими материалами значительно меньший объемный вес,
проектирование минеральной части осуществляется указанным выше методом.
Однако,
если не учесть разницу в объемном весе составляющих материалов, то
запроектированная минеральная часть смеси не будет обладать оптимальной
плотностью. Поэтому при назначении компонентного состава смеси в целях
сохранения оптимальной плотности смеси и необходимо ввести корректировку на
весовое содержание керамдора. Так, например, в результате подбора был
запроектирован следующий компонентный состав смеси:
%
Керамдор фракции 5 - 15 мм................. 30
Керамдор фракции 0 - 5 мм................... 10
Песок........................................................ 45
Минеральный порошок.......................... 15
Объемный
вес керамдора - 2,10 г/см3; песка - 2,60 г/см3;
минерального порошка - 2,62 г/см3.
При
весовой дозировке разница в объемном весе песка и минерального порошка не
окажет существенного влияния на запроектированную плотность минеральной части
смеси.
Весовое
содержание керамдора должно быть скорректировано следующим образом:
Керамдор фракции 5 - 15 мм - %;
Керамдор фракции 0 - 5 мм - %;
Следовательно,
окончательный компонентный состав смеси будет:
%
Керамдор фракции 5 - 15 мм................. 24,3
Керамдор фракции 0 - 5 мм................... 8,1
Песок........................................................ 45
Минеральный порошок.......................... 15
Именно
такой состав обеспечит оптимальную (запроектированную) плотность минеральной
части смеси.
Наименование показателей
|
Единица измерения
|
Нормы
|
Зерновой
состав
|
% по
массе
|
|
мельче
5 мм, не менее
|
|
100
|
мельче
0,315 мм, не менее
|
|
55
|
мельче
0,071 мм, не менее
|
|
35
|
Пористость,
не более
|
% по
объему
|
45
|
Коэффициент
водостойкости образцов из смеси золы с битумом, не менее
|
|
0,6
|
Показатель
битумоемкости, не более
|
г/100 см3 абсолютного объема
|
100
|
Влажность
по массе, не более
|
%
|
2
|
Количество
водорастворимых соединений, не более
|
% по
весу
|
1
|
Потери
при прокаливании, не более
|
% по
весу
|
20
|
Свободная
окись кальция
|
-
|
Отсутствует
|
Примечание. Пористость, коэффициент водостойкости и
битумоемкости золошлаковых смесей определяются для той их части, которая
проходит сито с отверстиями размером 0,315 мм.
х) Требования разработаны Союздорнии и
утверждены Техническим управлением Минтрансстроя.
Поверхностно-активная
добавка
|
Обозначение
|
Краткая техническая характеристика
|
Количество добавки по весу битума
|
Организация-поставщик
|
Окисленный
рисайкл
|
ОР
|
Продукт
окисления деароматизированного рисайкла для получения жирных кислот. Жидкость
светло-коричневого цвета. Кислотное число - 80 - 100 мг.КОН/г, число омыления
- около 200 мг.КОН/г
|
7 - 9
|
Ангарский
нефтехимкомбинат
|
Каменноугольная
тяжелая смола полукоксования
|
АТС
|
Вязкий
продукт с удельным весом 1,05 - 1,1. Содержание фенолов - более 45 %,
водорастворимых соединений - не более 2 %, свободного углерода - 2,5 %.
Температура размягчения не выше 45 °С.
|
10 -
12
|
Ангарский
нефтехимкомбинат
|
Кубовые
остатки производства этилбензола и бутилбензола
|
|
Вязкая
жидкость темно-коричневого цвета. Температура начала кипения +53 °С, конца
кипения +176 °С; температура замерзания - 50 °С
|
2 - 4
|
Омский
завод СК
|
Синтетический
каучук
|
Полимер
|
Состав:
масла - 28 - 29,5 %; свободные органические кислоты - 3,9 ¸ 5,7
%; связанные органические кислоты - не более 0,3 %; неазон Д - 1,0 ¸ 1,6
%; зола - 0,4 %; железо - не более 0,006 %; медь - не более 0,0002 %; летучие
(влага) - не более 0,4 % Относительное удлинение - не менее 530
Эластичность
по отскоку - 28 %
|
0,5
|
Омский
завод СК
|
Кубовые
остатки производства a-метилстирола (фракция от 42 до 46 %)
|
|
Жидкость
коричневого цвета, состоящая из трех продуктов:
a-Метилстирола (фракция от 42 до 46 %); димераметилстирола;
смолы Молекулярный вес - 145
Температура
застывания - 7 °С, температура кипения - 300 °С
Среда
нейтральная. Число омыления - 5,25 мг.КОН/г.
|
2 - 4
|
Омский
завод СК
|
Кремнийорганическая
жидкость ГКЖ-94
|
ГКЖ-94
|
Полиэтилгидросилоксановая
жидкость состава /С2Н5si(НО)n/, где n ³ 3.
Жидкость, нерастворимая в воде. Стоимость 4800 руб. за 1 т.
|
|
Данковский
химический завод (Липецкая обл.)
|
Примечание. Кремнийорганическая жидкость ГКЖ-94
используется в качестве одной из составляющих активирующей смеси для активации
минеральных порошков.
СОДЕРЖАНИЕ