Утверждено
постановлением
Госгортехнадзора
России от 22.05.01 № 18
Введено в действие с
01.07.01
постановлением Госгортехнадзора
России от 20.06.01 №20
ПОЛОЖЕНИЕ О ГЕОЛОГИЧЕСКОМ И
МАРКШЕЙДЕРСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И ОХРАНЫ НЕДР *
* Редакционная комиссия: В.В. Грицков, Я.И.
Васильев, М.Г. Козаченко, А.В. Денисов, B . C . Зимич, Д.В. Кантор. Положение подготовлено
рабочей группой в составе: В.В. Грицков, Я.И. Васильев, М.Г. Козаченко, B . C . Зимич, О.А. Коняхина, Л.И. Моторная.
РД 07-408-01
Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении
промышленной безопасности и охраны недр разработано в целях нормативного
обеспечения контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и
охраны недр геолого-маркшейдерскими службами организаций по добыче полезных
ископаемых и использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В Положении учтены требования законодательства о недрах и промышленной
безопасности.
Требования Положения являются обязательными для всех
организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию,
консервацию и ликвидацию организаций по добыче и переработке полезных
ископаемых, а также пользование недрами в целях, не связанных с добычей
полезных ископаемых, на территории Российской Федерации и в пределах ее
континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской
Федерации.
I . ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1 . Настоящее Положение разработано с учетом требований
Закона Российской Федерации «О недрах» в редакции
Федерального закона от 3.03.95 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации «О недрах» с изменениями и
дополнениями от 2.01.2000 г. № 20-ФЗ (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, № 10, ст. 823; 2000, № 287, ст. 141), Федерального закона от
21.07.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст.
3588), Правил организации и осуществления производственного контроля за
соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном
объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
10.03.99 г. № 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 11,
ст. 1305), Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 г. № 234
(Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 8, ст.
657).
2 . Требования настоящего Положения являются
обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности (далее - организации), осуществляющих проектирование,
строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию объектов по добыче и
переработке полезных ископаемых, а также объектов пользования недрами в целях,
не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе строящихся тоннелей,
метро и иных подземных горных выработок и сооружений (далее - опасные
производственные объекты) на территории Российской Федерации и в пределах ее
континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской
Федерации.
3 . Для осуществления в установленном порядке контроля
за вопросами промышленной безопасности и охраны недр федеральные органы
исполнительной власти и иные организации в соответствии с настоящим Положением
могут принимать по согласованию с Госгортехнадзором России отраслевые
положения.
4 . В соответствии со статьей 24 Закона Российской
Федерации «О недрах» пользователи
недр обязаны обеспечить проведение комплекса геологических, маркшейдерских и
иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла
работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение
на планы горных работ опасных зон. В соответствии со статьей 22 указанного
Закона пользователь недр обязан обеспечить ведение геологической,
маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и
ее сохранность.
5 . Для реализации требований законодательства О недрах организации могут образовывать в своем составе самостоятельные
структурные подразделения - службы главного геолога и главного маркшейдера либо
привлекать по договору сторонние организации или физические лица, имеющие
лицензии на производство соответствующих работ. Главный геолог и главный
маркшейдер подчиняются непосредственно руководителю организации.
6 . Деятельность служб осуществляется в соответствии с
условиями лицензий на производство маркшейдерских работ (служба главного
маркшейдера) и на эксплуатацию горных производств и объектов (служба главного
геолога), положениями, разработанными в соответствии с настоящим Положением, а
также другими нормативными правовыми актами.
7 . Организация, эксплуатирующая опасный
производственный объект, для выполнения всего или части комплекса геологических
и маркшейдерских работ может привлекать организации, имеющие соответствующие
лицензии на эти виды деятельности.
8 . Деятельность геологических и маркшейдерских служб
организаций является составной частью производственного контроля за соблюдением
требований промышленной безопасности и системы управления промышленной
безопасностью.
II .
ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО И МАРКШЕЙДЕРСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ НЕДР
9 . Деятельность служб главного геолога и главного
маркшейдера должна быть направлена на обеспечение эффективности производства и
промышленной безопасности, предупреждение нерационального использования недр и
нарушений требований по их охране.
10 . Работники, ответственные за осуществление производственного
контроля, при производстве геологических и маркшейдерских работ должны иметь:
высшее техническое образование соответствующего
профиля;
стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе
на опасном производственном объекте отрасли;
удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации
по промышленной безопасности и охране недр.
11 . Главный маркшейдер и главный геолог организации
соответственно обеспечивают:
ежегодное планирование работы маркшейдерских и
геологических служб в соответствии с годовым планом развития горных работ
(годовой программой работ) и установленными требованиями;
проведение в пределах своей компетенции проверок
соответствия фактического и планового ведения горных работ, соблюдения
технических проектов и технологической дисциплины, параметров горных выработок
и состояния целиков, выполнения указаний работников служб;
участие служб в разработке планов мероприятий по
обеспечению промышленной безопасности и охраны недр и техническом расследовании
причин аварий, инцидентов и несчастных случаев;
приемку маркшейдерских, топографо-геодезических,
землеустроительных и геологических работ, выполняемых сторонними организациями
на договорной основе;
передачу маркшейдерской, топографо-геодезической,
землеустроительной и геологической документации соответствующим организациям,
являющимся правопреемниками реорганизуемых организаций по добыче полезных
ископаемых, а при ликвидации и консервации организаций - в соответствующий
государственный архив субъекта Российской Федерации.
12 . Руководители маркшейдерской и геологической служб
организаций осуществляют в системе производственного контроля следующие
функции:
доведение до руководителей участков, цехов и других
подразделений организации обязательных для исполнения указаний по вопросам
маркшейдерского и геологического обеспечения горных работ, а также по
устранению нарушений требований законодательства о недрах, промышленной
безопасности, охране недр и окружающей природной среды, проектной и
технологической документации, годовых планов развития горных работ (годовых
программ работ) в целях предотвращения случаев аварий и травматизма,
сверхнормативных потерь полезных ископаемых, выборочной отработки богатых
участков месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых,
и недопущения других нарушений законодательных требований;
внесение предложений руководителю организации по
приостановке работ по строительству, реконструкции, эксплуатации, консервации
или ликвидации объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений,
не связанных с добычей полезных ископаемых, если проведение этих работ может
повлечь за собой порчу месторождений полезных ископаемых, прорыв в горные
выработки воды и вредных газов, возникновение опасных деформаций горных
выработок, охраняемых объектов поверхности и других аварийных ситуаций, а также
в случае отступлений и нарушений требований проекта и установленных норм и
правил, незамедлительно ставя об этом в известность руководителя организации и
работников, ответственных за осуществление производственного контроля;
браковку работ, выполненных с отступлениями от
утвержденных годовых планов развития горных работ (годовых программ работ),
проектной и технической документации;
организацию подготовки и аттестации работников служб в
области промышленной безопасности и охраны недр;
внедрение в производство геологических и
маркшейдерских работ новейших достижений науки и техники;
доведение до сведения работников служб информации об
изменении требований нормативно-технических документов в области геологического
и маркшейдерского обеспечения горных работ, промышленной безопасности, охраны
недр, их обеспечение нормативными документами;
совершенствование организации и методов ведения
геологических и маркшейдерских работ на основе широкого внедрения новейших
достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта на
базе развития и освоения геофизической аппаратуры, оптико-электронной,
гравиметрической техники, систем глобального позицирования, лазерных,
гироскопических, инерциальных систем, геоинформационных и иных компьютерных
технологий обработки геологической и маркшейдерской информации;
внесение руководителю организации предложений:
о проведении мероприятий по обеспечению охраны недр и
промышленной безопасности, выполнению условий лицензий на пользование недрами и
видов деятельности;
об устранении нарушений установленных требований по
охране недр и промышленной безопасности согласно указаниям работников служб;
о поощрении за рациональное использование недр и
высокое качество выполнения геологических и маркшейдерских работ сотрудников
служб, а также о наложении на них взысканий за нарушение требований
законодательства о недрах и утвержденной проектной и технической документации;
о привлечении к ответственности лиц, нарушивших
установленные требования и уклоняющихся от выполнения указаний служб.
13 . Маркшейдерская документация: каталоги координат,
планы горных работ, поперечные и продольные разрезы горных выработок, планы
земной поверхности, планы горных отводов, проекции горных выработок на
вертикальную плоскость, профили горных выработок, исполнительные чертежи и
схемы, акты о выполненных горных работах и другая маркшейдерская документация
заверяется главным маркшейдером организации.
14 . Обязанности и права руководителей и работников служб
главного геолога и главного маркшейдера определяются в положениях, должностных
инструкциях и договорах (контрактах).
15 . Руководители служб могут включаться в состав
комиссии организации по производственному контролю.
III . ФУНКЦИИ
СЛУЖБ ГЛАВНОГО ГЕОЛОГА И ГЛАВНОГО МАРКШЕЙДЕРА
16 . Основными функциями служб являются:
участие в осуществлении контроля за соблюдением
требований Закона Российской Федерации «О недрах», Федерального
закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», иных
федеральных законов и нормативно-правовых актов;
своевременное и качественное проведение
предусмотренного нормативными требованиями комплекса геологических и
маркшейдерских работ, достаточных для обеспечения безопасного ведения работ,
связанных с пользованием недрами, наиболее полного извлечения из недр запасов
полезных ископаемых, обеспечения технологического цикла горных,
строительно-монтажных и иных видов работ, а также для прогнозирования опасных
ситуаций при ведении таких работ;
выполнение условий лицензий на пользование недрами, а
также соблюдение условий лицензий на производство маркшейдерских работ и
условий ведения геологических работ, лицензий на эксплуатацию горных
производств и объектов;
определение и своевременное нанесение на
горно-графическую документацию опасных зон возможного прорыва воды и газа в
действующие выработки, зон повышенного горного давления, газодинамических
проявлений, выбросов и горных ударов;
контроль за выполнением мероприятий по безопасному
ведению горных работ в опасных зонах, охране зданий, сооружений и природных
объектов от вредного влияния горных разработок, охране окружающей природной
среды;
контроль за соблюдением проектов организаций по добыче
полезных ископаемых и строительству подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых, планов развития горных работ, технологических схем
разработки месторождений нефти, газа и подземных вод и иной проектной и технической
документации;
ведение работ по геологическому изучению и
использованию недр методами и способами, исключающими экономически не
обоснованные потери полезных ископаемых в недрах и снижение их качества,
повышение достоверности разведанных запасов полезных ископаемых, наиболее
полное и комплексное использование месторождений полезных ископаемых;
своевременное и качественное геологическое и
маркшейдерское обеспечение работ при проектировании, строительстве,
эксплуатации, реконструкции, консервации или ликвидации объектов по добыче
полезных ископаемых, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых;
контроль за правильностью разработки месторождений
полезных ископаемых, включая техногенные, охраной недр, рациональным и
комплексным их использованием;
ведение мониторинга состояния недр, включая процессы
сдвижения горных пород и земной поверхности, геомеханических и геодинамических
процессов при недропользовании в целях предотвращения вредного влияния горных
разработок на горные выработки, объекты поверхности и окружающую природную
среду;
обоснование нормативов потерь и разубоживания полезных
ископаемых при их добыче;
подготовка материалов по переоценке и списанию с учета
организации запасов полезных ископаемых, исходным данным для исчисления
платежей при пользовании недрами, оформлению горных и земельных отводов,
лицензий на пользование недрами, геометризации месторождений полезных
ископаемых;
ведение установленных федеральных форм
государственного статистического наблюдения по учету запасов полезных
ископаемых, объемов добычи, извлечения и потерь полезных ископаемых и др.;
анализ состояния промышленной безопасности в части
вопросов геолого-маркшейдерского контроля, охраны недр в организации, в том
числе путем проведения соответствующих экспертиз;
разработка мер, направленных на улучшение состояния
промышленной безопасности в части геолого-маркшейдерского обеспечения горных
работ, охраны недр, предотвращение ущерба окружающей природной среде;
выполнение работ, направленных на предупреждение
аварий;
своевременное проведение испытаний и технических
освидетельствований технических устройств, применяемых для производства
геологических и маркшейдерских работ, ремонта и поверки контрольных средств
измерений;
участие ведущих геологов и маркшейдеров организации в
работе международных, всероссийских, региональных конференций, симпозиумов и
совещаний по вопросам недропользования и совершенствования геологического и
маркшейдерского обеспечения горных работ.
17 . Наряду с указанными в п. 16 функциями служба
главного геолога обеспечивает:
контроль за состоянием минерально-сырьевой базы и
обеспеченностью организации разведанными запасами полезных ископаемых;
своевременную доразведку месторождений полезных
ископаемых в целях уточнения количества и качества запасов основных и совместно
с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них основных и попутных
полезных компонентов, а также горнотехнических, гидрогеологических и других
условий разработки месторождений полезных ископаемых.
18 . Наряду с указанными в п. 16 функциями служба
главного маркшейдера обеспечивает:
построение и развитие маркшейдерских опорных и
съемочных сетей на земной поверхности и в горных выработках, производство
съемок горных выработок и земной поверхности, составление и пополнение
маркшейдерской документации, перенесение в натуру геометрических элементов
проектов горных выработок, технических сооружений, зданий и коммуникаций, а
также трасс метрополитена и транспортных тоннелей, границ безопасного ведения
горных работ, барьерных и предохранительных целиков;
определение наиболее рациональных и эффективных схем
развития горных работ, способов управления налегающим горным массивом на основе
детального изучения горнотехнических, гидрогеологических и других условий
разработки месторождений полезных ископаемых и строительства подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
контроль за фактическими размерами несущих
конструктивных элементов системы разработки (целиков различного назначения,
потолочин и других конструкций, созданных в процессе ведения горных работ),
пространственным расположением скважин различного назначения, графиками
закладочных работ;
выполнение нивелировок откаточных (транспортных)
путей, проверок соотношения геометрических элементов подъемных комплексов,
профилировок шахтных стволов, вертикальности копров шахтных стволов в
установленные сроки и других работ, направленных на предупреждение аварий.
19 . Службы в пределах своей компетенции участвуют:
в разработке проектов строительства, реконструкции,
консервации и ликвидации объектов по добыче полезных ископаемых, подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, годовых планов развития
горных работ (годовых программ работ), рекультивации земель, нарушенных горными
работами;
в работе по приемке в эксплуатацию новых и
реконструированных объектов по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений,
не связанных с добычей полезных ископаемых, а также по приемке работ по их
консервации и ликвидации;
в разработке и реализации мероприятий по безопасному
ведению горных работ вблизи опасных зон, предупреждению и ликвидации аварий,
охране зданий, сооружений и окружающей природной среды от вредного влияния
горных разработок, рациональному и комплексному использованию месторождений
полезных ископаемых, а также в рассмотрении и решении других вопросов,
связанных с геологическим и маркшейдерским обеспечением.
IV .
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ О ГЕОЛОГИЧЕСКОМ И МАРКШЕЙДЕРСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ НЕДР
20 . На основании данного Положения
организации-недропользователи разрабатывают положения о службах главного
геолога и главного маркшейдера (далее - положения), которые утверждаются
руководителем организации-недропользователя по согласованию с Госгортехнадзором
России или его территориальным органом.
21 . Положения разрабатываются с учетом профиля
организации в соответствии с требованиями промышленной безопасности и охраны
недр.
22 . Функциональные обязанности главного геолога и
главного маркшейдера в организации определяются с учетом их ответственности за
создание горно-графической документации и ведение первичного учета добычи и
потерь полезных ископаемых, являющихся собственностью государства.
23 . Штат служб главного геолога и главного маркшейдера
устанавливается исходя из необходимости своевременного, качественного и в
установленные требованиями нормативных документов сроки выполнения всего
комплекса геологических и маркшейдерских работ с учетом видов полезного
ископаемого, геологического строения месторождения, горнотехнических и
гидрогеологических факторов, объемов и технологии ведения горных,
горнопроходческих, строительно-монтажных и строительных работ, площади горного
и земельного отводов, их застроенности, а при открытом способе разработки - и
климатических условий региона. Численность служб организации определяется в
соответствии с методикой, которую утверждает руководитель организации по
согласованию с территориальным органом Госгортехнадзора России.
24 . Сокращение численности служб должно быть
обоснованным (значительное сокращение объемов производства, внедрение более
высокопроизводительных приборов и инструментов, технологии производства работ)
и допускается только по согласованию с главным геологом или главным
маркшейдером организации (с главным геологом и главным маркшейдером вышестоящей
организации при ее наличии) и после внесения в установленном порядке изменений
в условия лицензий на производство маркшейдерских работ и эксплуатации горных
производств и объектов.
25 . Возложение на работников служб функций, не связанных
с осуществлением задач, определенных настоящим Положением, не допускается.
V . КОНТРОЛЬ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ
26 . Государственный горный надзор за соблюдением всеми
пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в
установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению горных
работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую
природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр
осуществляют органы Госгортехнадзора России 1 .
1 Пункт 2 Положения о Федеральном горном и
промышленном надзоре России, утвержденного Указом Президента Российской
Федерации от 18.02.93 № 234.
27 . Лица, виновные в нарушении Закона Российской
Федерации «О недрах», в нарушениях
утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному
ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей
природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и
приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, не пригодное для
эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также административную
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации 2 .
2 Статья 49 Закона Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона от 3.03.95 №
27-ФЗ.
СОДЕРЖАНИЕ