Об общероссийских классификаторах в свете
Федерального закона «О техническом регулировании»
М.Л. Рахманов, А.А. Саков
Современный этап развития работ по
общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации
связан с выходом Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании» и принятыми в его развитие постановлениями
Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об
общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в
социально-экономической области» и от 4 августа 2005 г. № 493 « О внесении
изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003
г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной
информации в социально-экономической области».
Особенность текущего этапа обусловлена тем,
что национальные стандарты и общероссийские классификаторы представляют собой
национальную систему стандартизации. При этом не предусмотрено существование
ранее действовавшей в стране Единой системы классификации и кодирования
технико-экономической и социальной информации. Соответственно в составе
документов в области стандартизации, используемых на территории Российской
Федерации, отсутствуют отраслевые классификаторы и классификаторы организаций.
Вместе с тем, роль общероссийских классификаторов значительно повышается.
Впервые законодательно установлено, что
применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании
государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при
межведомственном обмене информацией. Наряду с этим, общероссийские
классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области
для однозначной идентификации объектов правоотношений, в том числе в области
прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности,
налогообложения.
Указанными нормативными правовыми документами
также устанавливаются основные положения разработки, принятия, введения в
действие и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и
социальной информации.
Определено, что общероссийские классификаторы
являются нормативными документами в области стандартизации, распределяющими
технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее
классификацией (классами, группами, видами и другими группировками).
Основными задачами разработки общероссийских
классификаторов являются:
·
обеспечение
совместимости государственных информационных систем и информационных ресурсов;
·
обеспечение
межведомственного обмена информационными ресурсами;
·
создание
условий для формирования единого информационного пространства на территории
Российской Федерации;
·
систематизация
информации по единым классификационным правилам и их использование при
прогнозировании социально-экономического пространства страны, организации
статистического учета и отчетности и в банковской деятельности;
·
упорядочение
работ по разработке технических регламентов, по стандартизации и сертификации
выпускаемой продукции и оказанию услуг;
·
информационное
обеспечение основных инструментов регулирования рыночной экономики, включая
налогообложение, лицензирование, квотирование, операции с недвижимостью,
социальное страхование, финансовое посредничество;
·
гармонизация
общероссийских классификаторов с международными и региональными классификациями
и стандартами по классификации.
Общероссийские классификаторы создаются
федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством
промышленности и энергетики Российской Федерации, Российским агентством по
техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной
статистики и Министерством экономического развития и торговли Российской
Федерации.
Общероссийские классификаторы разрабатываются
по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой
при создании государственных информационных и информационных ресурсов, а также
при межведомственном обмене информацией.
Разработка общероссийских классификаторов
обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и включает в себя
создание и экспертизу проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них
изменений, соответствующих правил стандартизации, а также методическое
обеспечение ведения и применения общероссийских классификаторов.
Ведение общероссийских классификаторов
включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в
общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную
сеть Федеральной службы государственной статистики, в федеральный
информационный фонд технических регламентов и стандартов, для их официального опубликования,
а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских
классификаторов.
Обеспечение обязательного применения
общероссийских классификаторов осуществляется путем:
·
прямого
использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов
и наименований позиций;
·
включения в
общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и
классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций
общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.
Определение по общероссийскому классификатору
кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего
субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения
этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского
классификатора.
Применение общероссийских классификаторов
обеспечивает:
·
повышение
качества регулирования рыночной экономики на различных уровнях и в различных ее
секторах;
·
непосредственное
влияние на повышение качества продукции и уровня оказываемых услуг на всех
этапах их жизненного цикла.
·
Головным
федеральным органом исполнительной власти в стране по вопросам классификации и
кодирования технико-экономической и социальной информации определено
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое:
·
осуществляет
принятие и введение в действие общероссийских классификаторов;
·
проводит
межведомственную координацию работ по разработке, ведению и применению общероссийских
классификаторов;
·
обеспечивает
проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по
общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских
классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов
общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;
·
определяет при
принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом
исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого
общероссийского классификатора, дату введения его в действие;
·
обеспечивает
включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в
федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов;
·
осуществляет
официальное опубликование всех общероссийских классификаторов и внесенных в них
изменений в виде печатных изданий и официальных публикаций в
электронно-цифровой форме в составе Единой информационной системы по
техническому регулированию;
·
обеспечивает
представление в Федеральную службу государственной статистики принятых
общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.
Перечень 31-го общероссийского классификатора
и федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие их разработку,
ведение и применение приведены в таблице 1.
Таблица 1
ПЕРЕЧЕНЬ
общероссийских классификаторов
Наименование и обозначение
общероссийского классификатора
|
Федеральный орган
исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение
общероссийского классификатора
|
|
Ростехрегулирование
|
Общероссийский
классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002-93
|
Ростехрегулирование
|
|
Ростехрегулирование
|
Общероссийский
классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93
|
Ростехрегулирование
|
Общероссийский
классификатор управленческой документации
(ОКУД) ОК 011-93
|
Ростехрегулирование
|
Общероссийский
классификатор изделий и конструкторских документов (ОКЕСКД) ОК 012-93
|
Ростехрегулирование
|
Общероссийский
классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94
|
Ростехрегулирование
|
Общероссийский
классификатор валют
(ОКВ) ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000
|
Ростехрегулирование
|
Общероссийский
классификатор единиц измерения
(ОКЕИ) ОК 015-94 (МК 002-97)
|
Ростехрегулирование
|
Общероссийский
классификатор информации о населении (ОКИН) ОК 018-95
|
Ростехрегулирование
|
Общероссийский
классификатор деталей, изготавливаемых сваркой,
пайкой, склеиванием и термической резкой (ОКД) ОК 020-95
|
Ростехрегулирование
|
Общероссийский
технологический классификатор деталей
машиностроения и приборостроения (ОТКД) ОК 021-95
|
Ростехрегулирование
|
Общероссийский
технологический классификатор сборочных единиц
машиностроения и приборостроения (ОТКСЕ) ОК 022-95
|
Ростехрегулирование
|
Общероссийский
классификатор стран мира
(ОКСМ) ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001
|
Ростехрегулирование
|
Общероссийский
классификатор информации об общероссийских
классификаторах (ОКОК) ОК 026-2002
|
Ростехрегулирование
|
Общероссийский
классификатор органов государственной власти и
управления (ОКОГУ) ОК 006-93
|
Росстат
|
Общероссийский
классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) ОК
019-95
|
Росстат
|
Общероссийский
классификатор предприятий и организаций
(ОКПО) ОК 007-93
|
Росстат
|
Общероссийский
классификатор форм собственности (ОКФС) ОК 027-99
|
Росстат
|
Общероссийский
классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99
|
Росстат
|
Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности,
продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93
|
Минэкономразвития России
|
Общероссийский
классификатор экономических регионов
(ОКЭР) ОК 024-95
|
Минэкономразвития России
|
Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности
(ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1)
|
Минэкономразвития России
|
Общероссийский
классификатор специальностей по образованию
(ОКСО) ОК 009-2003
|
Минобрнауки России
|
Общероссийский
классификатор специальностей высшей научной
квалификации (ОКСВНК) ОК 017-94
|
Минобрнауки России
|
Общероссийский
классификатор начального профессионального
образования (ОКНПО) ОК 023-95
|
Минобрнауки России
|
Общероссийский
классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-93
|
Минсоцздравразвития России
|
Общероссийский
классификатор профессий рабочих, должностей
служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК 016-94
|
Минсоцздравразвития России
|
Общероссийский
классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ) ОК 032-2002
|
МПР России
|
Общероссийский
классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ) ОК
031-2002
|
Росжелдор
|
Общероссийский
классификатор гидроэнергетических ресурсов
(ОКГР) ОК 030-2002
|
Росэнерго
|
Федеральные органы исполнительной власти
обеспечивают также предоставление органам государственной власти, органам местного
самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся
закрепленных за ними общероссийских классификаторов и внесенных в них
изменений. При этом Федеральной службой государственной статистики
осуществляется с использованием информационно-вычислительной сети этой Службы
предоставление актуализированных текстов всех общероссийских классификаторов с
внесенными в них изменениями.
Построение общероссийских классификаторов на
базе международных классификаций и стандартов по классификации Организации
Объединенных Наций, Международной организации по стандартизации, Европейского
Союза и других международных и региональных организаций, их широкое применение
позволяет обеспечивать отражение состояния и развития экономики Российской
Федерации и построения государственных информационных систем и информационных
ресурсов в соответствии с международными требованиями, а также вхождение
Российской Федерации в международные и региональные организации и ее
эффективное взаимодействие с другими странами.
Дальнейшие первоочередные работы в области
общероссийских классификаторов предусматривают в том числе:
разработку Общероссийского классификатора
продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), построенного на основе
гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в
Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002) - Statistical Classification
of Products by Activity in the European Economic Community, 2002 version (CPA
2002) и PRODCOM List 2003/ПРОДКОМ (Перечень продукции Европейского Союза).
Принятие ОКПД предполагает отмену Общероссийского классификатора продукции
(ОКП), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности,
продукции и услуг (ОКДП) Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН).
При этом предусматривается 3-х летний переходный период для данной замены.
В связи с принятием ОКПД предстоит
пересмотреть Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), 3-9–й знаки в
структуре кодового обозначения которого соответствуют кодам отменяемого ОКДП.
В целях выполнения требований постановлений
Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 и от 4 августа
2005 г. № 493 будут обеспечиваться на плановой основе работы по разработке,
ведению и применению общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений,
а также методическое обеспечение этих работ.