Приказ Госатомнадзора РФ от 31 июля 2003 г. N 86 "Об
утверждении Положения о надзоре за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов"
С целью реализации
постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 962
"О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных
материалов" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое
Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов (РД-08-01-2003).
2. Управлению делами в
установленном порядке направить настоящий приказ на государственную регистрацию
в Министерство юстиции Российской Федерации.
Начальник Госатомнадзора России А.Б.Малышев
Руководящий
документ РД-08-01-2003 "Положение о надзоре за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов"
Настоящее положение,
разработанное в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 15.12.2000 г. N 962 "О порядке ведения государственного учета
и контроля ядерных материалов"*,
устанавливает цель, общие принципы и требования к организации надзора за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов Федеральным надзором
России по ядерной и радиационной безопасности (далее - Госатомнадзор России).
1. В целях настоящего
документа используются следующие термины и определения:
- аномалия в учете и контроле ядерных материалов
- недостача или излишек ядерных материалов, ошибки в учетных или отчетных
документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным материалам,
нарушения порядка производства, использования, передач ядерных материалов;
- комплексная инспекция Госатомнадзора России
(далее - комплексная инспекция) - инспекция, которая предусматривает проверку
деятельности организации по всему (или большей части) комплексу вопросов
обеспечения безопасности, находящихся в компетенции Госатомнадзора России,
включая проверку состояния государственного учета и контроля ядерных
материалов. Проводится комиссией в соответствии с программой комплексной
инспекции. Состав комиссии и программа комплексной инспекции утверждаются в
установленном Госатомнадзором России порядке;
- инспекция состояния учета и контроля ядерных
материалов (далее - инспекция) - форма надзора, осуществляемого
Госатомнадзором России, включающая проверку выполнения требований к учету и
контролю, условий лицензий и ранее вынесенных постановлений и выданных
предписаний Госатомнадзора России, наличия ядерных материалов в местах их
нахождения;
- инцидент - установленный факт недостачи,
излишков, а также несанкционированного использования и/или незаконного
перемещения ядерных материалов, в том числе через таможенную границу Российской
Федерации;
- оперативная инспекция Госатомнадзора России
(далее - оперативная инспекция) - инспекция, которая предусматривает проверку
состояния государственного учета и контроля ядерных материалов по отдельным
вопросам в организациях, в подразделениях и на рабочих местах организаций.
Проводится инспектором или группой инспекторов по плану или решению
структурного подразделения Госатомнадзора России или его территориального
органа;
- специальный отчет - отчет об
обстоятельствах и причинах аномалии в учете и контроле ядерных материалов;
- технические средства - средства
измерений количества и состава ядерных материалов, средства контроля доступа к
ядерным материалам, используемые при учете и контроле ядерных материалов и
надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;
- требования к учету и контролю -
совокупность требований по вопросам учета и контроля ядерных материалов,
устанавливаемых нормативными правовыми актами, федеральными и ведомственными
нормами и правилами;
- целевая инспекция Госатомнадзора России
(далее - целевая инспекция) - инспекция, которая предусматривает проверку
состояния государственного учета и контроля ядерных материалов в организации в
целом или по отдельным вопросам и проводится инспектором или группой
инспекторов Госатомнадзора России и привлекаемых, при необходимости, по
согласованию специалистов других организаций по программе, утвержденной в
установленном Госатомнадзором России порядке.
2. Надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку
выполнения федеральных и ведомственных норм и правил по ядерной, радиационной,
технической и пожарной безопасности в области государственного учета и контроля
ядерных материалов, условий лицензий, а также состояния государственного учета
и контроля ядерных материалов и их наличия на территории Российской Федерации
путем проведения инспекций.
Проверка состояния
государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку
выполнения требований к учету и контролю путем организации и проведения
инспекций, анализа информации и принятия мер при выявлении нарушений учета и
контроля ядерных материалов.
3. Положения настоящего
документа обязательны для юридических лиц независимо от организационно-правовой
формы и должностных лиц, осуществляющих деятельность в области государственного
учета и контроля ядерных материалов и надзора за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов.
4. Надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется с целью
выявления и предотвращения нарушений в функционировании системы
государственного учета и контроля ядерных материалов, причин этих нарушений,
факторов, препятствующих осуществлению государственного учета и контроля
ядерных материалов, предотвращения неконтролируемого распространения и
использования ядерных материалов.
5. Для достижения цели
надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов
Госатомнадзор России в пределах своих полномочий:
- получает и
анализирует информацию по вопросам функционирования системы государственного
учета и контроля ядерных материалов и ее составных частей;
- организует и
проводит инспекции состояния государственного учета и контроля ядерных
материалов, анализирует и обобщает результаты инспекций;
- принимает меры,
направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных
нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных
материалов и причин этих нарушений;
- предоставляет
информацию о результатах надзора за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов органам государственной власти Российской Федерации.
6.
В основе организации надзора за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов лежит следующее:
- взаимодействие
Госатомнадзора России с организациями, осуществляющими обращение с ядерными
материалами, с Российской академией наук, с федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной
энергии, государственное регулирование безопасности при использовании атомной
энергии;
- осуществление
надзора не должно необоснованно ограничивать деятельность организаций, осуществляющих
обращение с ядерными материалами, и иных организаций по осуществлению учета и
контроля ядерных материалов.
7. Надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется путем
проверки выполнения требований к учету и контролю организациями,
осуществляющими обращение с ядерными материалами, информационно-аналитическими
организациями, центрами сбора, обработки и передачи информации по учету и
контролю ядерных материалов, деятельность которых регламентируется нормативными
правовыми актами, органами управления, обеспечивающими функционирование системы
на федеральном и ведомственном уровне.
8. Госатомнадзор
России создает и ведет базы данных, необходимые для осуществления надзора за
системой государственного учета и контроля ядерных материалов. Накопление
учетных данных по ядерным материалам, а также ведение баз данных по учету и
контролю ядерных материалов Госатомнадзором России не осуществляется.
9. Организации,
осуществляющие обращение с ядерными материалами, и органы управления системы
государственного учета и контроля ядерных материалов не должны создавать
препятствий должностным лицам Госатомнадзора России при выполнении ими своих
функций по надзору за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов.
10. Доступ работников
Госатомнадзора России к информации организаций, к информации, содержащейся в
федеральной автоматизированной информационной системе государственного учета и
контроля ядерных материалов, в информационно-аналитических организациях и
центрах сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование
системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и
ведомственном уровне, осуществляется в соответствии с порядком, установленным
для этих организаций.
Доступ должностных лиц
Госатомнадзора России к материалам, составляющим государственную тайну,
осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Информация, получаемая
Госатомнадзором России в ходе осуществления надзора за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов, используется исключительно с целью, изложенной
в пункте 6 настоящего положения, с
соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации требований
по защите государственной и коммерческой тайны, а также прав на
интеллектуальную собственность.
11. Состояние
государственного учета и контроля ядерных материалов проверяется при целевых и
оперативных инспекциях и может проверяться в ходе комплексных инспекций.
Указанные инспекции
могут быть плановыми и внеплановыми.
О плановой комплексной
или целевой инспекции инспектируемая организация уведомляется заранее не
позднее чем за 15 рабочих дней до ее начала, о внеплановой - не позднее чем за
3 рабочих дня.
Внеплановые инспекции
могут проводиться в связи с выявленными инцидентами или аномалиями в учете и
контроле ядерных материалов и в других случаях по решению руководства
Госатомнадзора России или его территориальных органов.
12. Целевые инспекции
должны проводиться не реже одного раза в год по зонам баланса ядерного
материала и по инспектируемой организации.
Инспекции должны
проводиться с учетом особенностей технологического цикла инспектируемой
организации и необходимости проведения измерений при проверке наличия ядерных
материалов.
13. Каждая инспекция
должна включать в себя следующие этапы:
- подготовка к
проведению инспекции и организация инспекции;
- проведение
инспекции;
- оформление
результатов инспекции.
14. Инспекция, как
правило, должна включать проверку:
- наличия у
организации, подавшей заявление на получение разрешения (лицензии),
возможностей для осуществления лицензируемой деятельности с соблюдением
требований к учету и контролю ядерных материалов;
- выполнения условий
действия лицензий Госатомнадзора России;
- выполнения ранее
вынесенных постановлений и выданных предписаний Госатомнадзора России и его
территориальных органов;
- проведения
расследований аномалий в учете и контроле ядерных материалов и нарушений в
функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов;
- наличия ядерных
материалов в местах их нахождения путем проведения выборочных измерений
характеристик ядерных материалов;
- выполнения
требований к учету и контролю. Проверка выполнения требований по вопросам
защиты информации осуществляется представителями Государственной технической
комиссии при Президенте Российской Федерации, привлекаемыми по согласованию к
участию в проведении инспекции;
- соответствия
ведомственных нормативных документов по учету и контролю ядерных материалов
федеральным нормам и правилам, соответствия нормативных документов организации
федеральным и ведомственным нормам и правилам по учету и контролю ядерных
материалов;
- выполнения условий
разрешений Госатомнадзора России, выдаваемых руководящему персоналу объектов
использования атомной энергии, обеспечивающему учет и контроль ядерных
материалов;
- наличия системы
профессиональной подготовки персонала, осуществляющего деятельность по учету и
контролю ядерных материалов.
Конкретное содержание проверок устанавливается
программой инспекции, утверждаемой в установленном Госатомнадзором России
порядке.
15. Должностные лица
Госатомнадзора России в ходе проведения инспекций вправе запрашивать и получать
документы и материалы, необходимые для реализации целей инспекций, а также
получать объяснения должностных лиц и работников инспектируемой организации по
вопросам, непосредственно связанным с целями инспекции.
16. При осуществлении
надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов по
решению Госатомнадзора России или его территориальных органов могут применяться
технические средства. Применение технических средств согласовывается с
инспектируемой организацией по вопросам безопасности их использования.
Использование
технических средств при проведении инспекций должно осуществляться специально
обученными для этих целей работниками Госатомнадзора России при соблюдении
требований техники безопасности, радиационной безопасности и мер по защите
информации о ядерных материалах.
Территориальные органы
и организации Госатомнадзора России должны поддерживать работоспособность
принадлежащих им технических средств, а также обеспечивать своевременную
поверку и калибровку средств измерений, входящих в состав этих технических
средств. Измерения ядерных материалов в ходе инспекций должны проводиться в
соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками выполнения
измерений с использованием приборов, имеющих действующее поверочное клеймо.
17. По результатам
инспекций составляется акт или акт-предписание или предписание, экземпляр
которого после оформления выдается в установленном порядке инспектируемой
организации.
18. В случае выявления
нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных
материалов Госатомнадзор России и его должностные лица принимают в пределах
своих полномочий меры:
- выдают руководителям
и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об
устранении выявленных нарушений;
- выдают руководителям
и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания о
приостановке работ, проводимых с нарушениями требований федеральных норм и
правил и условий действия лицензий;
- приостанавливают или
прекращают действие разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в
области использования атомной энергии, выдаваемых должностным лицам
организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, отвечающим за
организацию и обеспечение учета и контроля ядерных материалов;
- приостанавливают или
прекращают действие выданных Госатомнадзором России или его территориальными
органами разрешений (лицензий) организациям, осуществляющим обращение с
ядерными материалами;
- привлекают к
административной ответственности организации, должностных лиц и граждан в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- направляют
правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской
Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм
и правил и условий действия лицензий (разрешений), если нарушения содержат
признаки преступлений согласно уголовному законодательству Российской
Федерации.
19. Учет и анализ
результатов надзора осуществляется:
- работником
подразделения, осуществляющего надзор за системой государственного учета и контроля
ядерных материалов, территориального органа Госатомнадзора России;
- подразделением
территориального органа Госатомнадзора России, ответственным за осуществление
надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;
- территориальным
органом Госатомнадзора России;
- подразделением
центрального аппарата Госатомнадзора России, выполняющим функции организации и
осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов.
20. Анализ
производится на основании следующих документов и информации:
- актов,
актов-предписаний и предписаний по результатам проведенных инспекций;
- отчетов по
результатам проведенных инспекций;
- информации о
состоянии учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих
обращение с ядерными материалами;
- специальных отчетов;
- отчетных документов
органов управления, обеспечивающих функционирование системы государственного
учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровне,
информационно-аналитических центров сбора, обработки и передачи информации и
организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, получаемых по
запросам Госатомнадзора России;
- отчетов организаций
о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России и его
территориальных органов;
- информации о
выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных
материалов.
21. По результатам
анализа готовится заключение о состоянии системы государственного учета и
контроля ядерных материалов.
Заключение о состоянии
системы государственного учета и контроля ядерных материалов готовится в сроки,
установленные положением о планировании и отчетности в системе Госатомнадзора
России для подготовки годового отчета о деятельности:
- территориального
органа;
- Госатомнадзора
России.
22. Учету и хранению в
Госатомнадзоре России подлежат:
- акты,
акты-предписания и предписания по результатам проведенных инспекций;
- отчеты по
результатам проведенных инспекций;
- акты по результатам
расследования инцидентов и аномалий в учете и контроле ядерных материалов;
- специальные отчеты
организаций;
- отчетные документы
организаций, получаемые по запросам Госатомнадзора России;
- отчеты организаций о
выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России и его
территориальных органов;
- информация о
выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных
материалов;
- заключения о
состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов.
______________________________
* Опубликовано в Сборнике законодательства Российской
Федерации от 25.12.2000 N 52, часть 2, ст.5745.