ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ МОСКОМАРХИТЕКТУРА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по
составлению московских городских
строительных норм
проектирования
зданий и сооружений
(территориальные
строительные нормы г.
Москвы)
2005
Содержание
1. РАЗРАБОТАНЫ ФГУП
"Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве"
(ФГУП ЦНС)
2. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ Управлением
перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских
работ Москомархитектуры
3. СОГЛАСОВАНЫ с
Москомархитектурой
4. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В
ДЕЙСТВИЕ приказом Москомархитектуры от 08.08.2005г № 102
Настоящие Методические
указания распространяются на территориальные строительные нормы г. Москвы
(московские городские строительные нормы - МГСН) по проектированию зданий и
сооружений различного назначения для строительства в г. Москве. Методические
указания содержат требования к содержанию, построению и изложению московских
городских строительных норм, а также к планированию разработки, к порядку
разработки, согласования, экспертизы, утверждения и введения в действие этих
документов.
Настоящие методические
указания не распространяются на Московские городские нормы градостроительного
проектирования, которые разрабатываются в соответствии с Федеральным законом
"О техническом регулировании", Градостроительным кодексом Российской
Федерации и Законом огорода Москвы "О градостроительных нормативах и
правилах города Москвы".
В настоящих Методических
указаниях приведены ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ
Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные
Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
В настоящих Методических указаниях
применены термины, определения которых приведены в Градостроительном кодексе
Российской Федерации, в Федеральном законе "О техническом
регулировании", а также в настоящем разделе.
Территориальные строительные
нормы -
нормативный документ, принятый органом власти субъекта Российской Федерации и
устанавливающий предназначенные для применения на соответствующей территории
нормы и правила в области строительства.
Московские городские
строительные нормы - нормативный документ, принятый Правительством Москвы, устанавливающий
предназначенные для применения на территории г. Москвы нормы и правила в
области строительства.
Продукция строительства - законченные строительством
здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы.
Строительное сооружение - единичный результат
строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных
потребительских функций
Здание - наземное строительное
сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения
производств, хранения продукции или содержания животных
Помещение - пространство внутри здания,
имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное
строительными конструкциями.
Строительная конструкция - часть здания или другого
строительного сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или)
эстетические функции.
Система инженерного
оборудования -
часть здания или другого строительного сооружения, представляющая собой
совокупность оборудования, приборов и арматуры и для водоснабжения,
канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, газо- и
электроснабжения, а также для обеспечения связи.
Строительное изделие - изделие, предназначенное
для применения в качестве элемента строительных конструкций или систем
инженерного оборудования зданий и сооружений.
Строительный материал - материал (в т.ч. штучный),
предназначенный для создания строительных конструкций зданий и сооружений и
изготовления строительных изделий.
4.1 Территориальные
строительные нормы г. Москвы (московские городские строительные нормы - МГСН)
разрабатываются в интересах обеспечения безопасности и защиты здоровья
населения Москвы, удовлетворения потребностей населения в благоприятной
жизненной среде, охраны окружающей урбанистической и природной среды. Разработка
московских городских строительных норм осуществляется с учетом целей социальной
и экономической политики, проводимой законодательными и исполнительными
органами государственной власти г. Москвы.
4.2 В московских городских
строительных нормах устанавливают в соответствии с законодательством Российской
Федерации и г. Москвы нормы и правила организационного, типологического,
социально-экономического и технического характера с учетом
природно-климатических, социально-демографических, экономических и иных особенностей
Москвы как субъекта Российской Федерации.
В обоснованных случаях в
московских городских строительных нормах могут также приводиться конкретные
методические положения в части:
- организации производства,
способов и методов производства работ при строительстве и эксплуатации зданий и
сооружений;
- методов расчета и
проектирования строительных конструкций, оснований зданий и сооружений и их
инженерных систем, прогнозирования срока службы, обеспечения долговечности и
ремонтопригодности зданий, сооружений и их элементов;
- выбора типологических,
объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений различного
назначения и их частей:
- применения новых
материалов, изделий и оборудования, элементов строительных конструкций и
инженерных систем при строительстве зданий и сооружений.
4.3 Положения московских
городских строительных норм должны соответствовать требованиям или
разрабатываться в обеспечение выполнения требований технических регламентов в
области строительства, а также строительных норм и правил (в части требований к
безопасности строительной продукции и территорий застройки, которые, согласно
Федеральному закону "О техническом регулировании", до 2010 г.
являются обязательными для применения и исполнения). Эти положения должны
устанавливаться с учетом природно-климатических, социально-демографических,
экономических и иных особенностей Москвы как субъекта Российской Федерации.
4.4 Московские городские
строительные нормы должны разрабатываться в случаях:
- отсутствия в нормативных
документах федерального уровня положений, которые необходимы для эффективной
реализации политики Правительства Москвы в области строительства;
- несоответствия положений
действующих нормативных документов федерального уровня вновь введенным в
действие законодательным актам Российской Федерации и города Москвы;
- необходимости конкретизации
или детализации отдельных положений нормативных актов федерального уровня с
учетом конкретных природно-климатических условий, характера застройки,
применяемых конструкций, материалов и изделий, задач, связанных с реализацией
конкретных программ Правительства Москвы, а также особенностей структуры
управления строительством г. Москвы.
4.5 При составлении московских
городских строительных норм при необходимости приводятся ссылки на положения
нормативных документов федерального уровня, а также на государственные и
межгосударственные стандарты и другие нормативные документы в строительстве,
действующие на территории г. Москвы. Цитирование или изложение этих положений
не допускается.
Ссылки на положения
международных или региональных (в частности, европейских) стандартов
допускается приводить только в случае, если эти документы официально изданы на
русском языке. В то же время сведения о гармонизации московских городских
строительных норм с международными или региональными стандартами, если она
осуществлена, должны приводиться во введении к этим нормам.
4.6 Московские городские
строительные нормы разрабатываются по направлениям, указанным в следующей
таблице.
Объект нормирования в территориальных строительных
нормах
|
Обоснование необходимости разработки
территориальных строительных норм
|
Нормы и правила, относящиеся
к проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений различного
назначения
|
Отсутствие
нормативной базы федерального уровня по отношению к проектированию,
строительству и эксплуатации зданий и сооружений определенного функционального
назначения, предназначенных для осуществления определенных технологических
процессов.
Целесообразность в конкретном учете требований нормативных документов
различных органов государственного надзора, на которые в нормативных
документах федерального уровня, как правило, приводятся явные или скрытые
ссылки.
|
Нормы и правила в
отношении учитываемых нагрузок и воздействий, климатических,
гидрографических, инженерно-геологических особенностей регионов
|
Необходимость в конкретизации
и развитии положений нормативных документов федерального уровня применительно
к условиям конкретного субъекта РФ.
|
Нормы в области
энергопотребления и тепловой зашиты зданий
|
Необходимость в
конкретизации и развитии положений нормативных документов федерального уровня
применительно к условиям конкретного субъекта РФ
|
Прочие нормы,
относящиеся в основном к определенным конструктивным элементам зданий или к
их защите от климатических воздействий
|
Отсутствие или
недостаточность нормативной базы федерального уровня.
Создание благоприятных инвестиционных условий в отдельных конкретных сферах
строительного комплекса
|
4.7 Московские городские
строительные нормы разрабатывают научно-исследовательские, проектные и другие организации
и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и
необходимым опытом практической работы в соответствующей области.
К разработке могут
привлекаться общественные строительные, архитектурные и проектные союзы и
ассоциации.
4.8 Заказчиком на разработку
московских городских строительных норм, как правило, является
Москомархитектура, но могут быть также отраслевые департаменты и другие
подразделения Правительства Москвы или любая другая организация (предприятие), заинтересованная
в разработке городских строительных норм.
4.9 Финансирование разработки
московских городских строительных норм осуществляется, как правило, за счет
бюджетных средств Правительства Москвы. К финансированию могут быть привлечены
также заинтересованные инвестиционные, строительные и страховые компании.
5.1 Разработка московских
городских строительных норм в основном осуществляется в
соответствии с ежегодными
тематическими планами по пересмотру действующих и разработке новых нормативных
документов по проектированию и строительству по Москомархитектуре
(государственный заказчик).
5.2 Заявки на включение тем в
тематический план по пересмотру действующих и разработке новых нормативных
документов по проектированию и строительству должны содержать обоснование
необходимости разработки МГСН. Если заявка вносится от имени организации,
которая предлагает себя в качестве разработчика, то в ней должны быть указаны
цели и задачи разработки, этапы работ, сроки их выполнения, ориентировочный
объем финансирования. В заявке должны быть приведены аргументы, доказывающие:
невозможность или нецелесообразность решения вопросов, которым предполагается
посвятить планируемые к разработке МГСН, на основе использования нормативных
документов федерального уровня; эффективность затраты средств на разработку
МГСН с учетом прогнозируемого эффекта от их введения в действие.
Примеры обоснований для
включения тем в тематический план по пересмотру действующих и разработке новых
нормативных документов по проектированию и строительству приведены в таблице
п.4.6.
5.3 Заявки на включение в
тематический план по пересмотру действующих и разработке новых нормативных
документов по проектированию и строительству вносятся в Департамент
экономической политики и развития города и Москомархитектуру.
6.1 Разработка Московских
городских строительных норм (далее - МГСН), как правило, состоит из следующих
стадий:
1-я стадия - организация
разработки МГСН;
2-я стадия - разработка
проекта МГСН в первой редакции, получение отзывов и заключения головной
организации по соответствующему направлению нормирования, проведение
согласительного совещания по первой редакции МГСН;
3-я стадия - подготовка
проекта МГСН в окончательной редакции разработчика, согласование проекта,
получение результатов научно-технической экспертизы и представление проекта
заказчику;
4-я стадия - рассмотрение,
согласование с заинтересованными городскими организациями, принятие заказчиком,
утверждение МГСН Правительством Москвы;
5-я стадия - регистрация МГСН
в Министерстве регионального развития Российской Федерации и направление на
издание.
Допускается совмещение стадий
или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета
(основных положений, концепций); опытное проектирование и др.
6.2 Организация разработки
документа включает в себя определение содержания и объемов работ и заключение
договоров на их выполнение между заказчиком, основным разработчиком и, при
необходимости, соисполнителями.
При заключении договора
заказчик совместно с разработчиком подготавливает, согласовывает и представляет
на утверждение Первому заместителю Мэра Москвы задание на разработку МГСН, в
котором указаны основные цели и задачи разработки, структура документа,
требования к содержанию работы и сроки ее выполнения, наименования
организаций-соисполнителей, а также организаций, которым документ направляют на
отзыв и на согласование.
Информация о начале
разработки МГСН публикуется в периодической печати города Москвы. На основе
этой информации заинтересованные организации и предприятия могут направлять разработчику
заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (первой
редакции).
6.3 Изложение проекта МГСН
должно соответствовать правилам изложения стандартов по ГОСТ
Р 1.5.
В состав проекта МГСН в
обязательном порядке должны включаться разделы:
1 - область применения;
2 - нормативные ссылки;
3 - термины и определения;
4 - общие положения.
Наименования остальных
разделов документа принимаются разработчиком в зависимости от содержания
документа.
Оформление титульного листа и
первого листа МГСН, а также предисловия - согласно приложению
1 к настоящим методическим указаниям.
6.4 Разработка первой
редакции проекта МГСН организуется основным разработчиком и соисполнителями в
согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку
документа в сроки, установленные договором.
Подготовленную первую
редакцию проекта документа рассматривают на научно-техническом совете основного
разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской. В пояснительной записке
к первой редакции проекта указывают:
- основание для разработки
норм с указанием заказчика разработки;
- краткую характеристику
объекта нормирования,
- обоснование
целесообразности разработки;
- описание ожидаемой
экономической, социальной и/или иной эффективности от применения норм;
- сведения о соответствии
проекта норм федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным
правовым актам Российской Федерации и города Москвы, которые содержат
требования к объекту и/или аспекту нормирования;
- перечень исходных
документов и другие источники информации, использованные при разработке проекта
норм, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к
объектам патентного или авторского права;
- сведения о разработчике
норм с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса
электронной почты (при его наличии у разработчика).
Отзыв по проекту документа
направляют разработчику не позднее, чем через месяц со дня получения проекта.
6.5 Подготовку проекта МГСН в
окончательной редакции для представления его на утверждение и согласование
разработчик осуществляет с учетом полученных отзывов.
Для рассмотрения замечаний и
предложений согласующих организаций по проекту документа основной разработчик
при необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с
ответственными представителями этих организаций. Принятые на совещании решения
оформляются протоколом и отражаются в сводке замечаний.
6.6 Разработчик до
представления документа заказчику согласовывает проект МГСН с органами
государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом
задании на его разработку.
6.7 Проект МГСН направляется
на отзывы и согласование с сопроводительным письмом заказчика. Копии отзывов и
согласований заказчик передает разработчику для составления сводки отзывов и
замечаний, проведения согласительных совещаний и подготовки окончательной
редакции.
Рассмотрение проекта
осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют
письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.
6.8 Разногласия, возникшие
при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по
разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными
организациями принимает Заместитель Мэра Москвы, вносящий документ в
Правительство Москвы на утверждение.
6.9 Подготовленный к
утверждению проект МГСН, согласованный со всеми заинтересованными
организациями, направляется на экспертизу в ФГУП ЦНС («Центр методологии
нормирования и стандартизации в строительстве»). Экспертиза проводится на
предмет соответствия документа действующему законодательству, требованиям
технических регламентов и нормативных документов федерального уровня в части
обеспечения безопасности, а также целесообразности включения документа в
федеральную систему нормативных документов в области строительства.
Решение не включать документ
в федеральную систему нормативных документов в области строительства не
является препятствием для его применения на территории г. Москвы.
Экспертиза осуществляется на
договорной основе. Договор на проведение экспертизы заключается с заказчиком (см.
4.8) или, если это предусмотрено договором на разработку МГСН, основным
разработчиком.
6.10 Согласованный и
отредактированный для публикации проект МГСН представляется основным
разработчиком заказчику нормативного документа в 4 экземплярах, а также в
электронном виде, если иное не определено договором.
6.11 Рассмотрение и принятие
заказчиком проекта МГСН осуществляется в порядке, предусмотренном договором
между заказчиком и разработчиком.
7.1 Московские городские
строительные нормы утверждаются Правительством Москвы в установленном им
порядке.
7.2 Проект МГСН
представляется на утверждение заказчиком разработки документа.
7.3 На утверждение проект
МГСН направляется с подлинниками согласований и экспертным заключением ФГУП
ЦНС.
7.4 Утвержденный документ с
экспертным заключением ФГУП ЦНС направляется в Министерство регионального
развития Российской Федерации на регистрацию в качестве территориальных
строительных норм и включение в Указатель нормативных документов в области
строительства, действующих на территории Российской Федерации.
При регистрации московских
городских строительных норм им присваивается обозначение, включающее:
- аббревиатуру МГСН и
регистрационный номер согласно порядку, принятому для московских нормативных
документов в области строительства;
- в скобках - аббревиатуру
ТСН (территориальные строительные нормы) и регистрационный номер согласно
порядку, принятому для нормативных документов в области строительства
Министерством регионального развития РФ; после регистрационного номера
добавляются слова "г. Москвы").
7.5 Утвержденные и зарегистрированные московские
городские строительные нормы направляются для официального издания в порядке,
установленном Правительством Москвы.
7.6 Московские городские строительные
нормы вступают в действие в порядке, установленном Законом города Москвы «О
градостроительных нормативах и правилах города Москвы»
7.7 Московские городские
строительные нормы отменяются Правительством Москвы по обоснованному
предоставлению Москомархитектуры или другого заказчика.
8.1 Изменения к московским
городским строительным нормам разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном
порядку разработки, согласования и утверждения основного документа (МГСН),
приведенному в настоящих Методических указаниях.
В случаях, предусмотренных
техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен.
8.2 Внесение изменений в
московские городские строительные нормы в ином порядке не допускается.
Хранение утвержденного подлинника МГСН, изменений и
поправок к ним, прошедших регистрацию в Министерстве регионального развития РФ,
а также писем о согласовании и регистрации МГСН осуществляет протокольный отдел
Правительства Москвы.
Типовые формы листов
московских городских строительных норм
а) Титульный лист
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
|
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
|
МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ
НОРМЫ
|
|
(наименование
документа}
|
|
|
МГСН
|
(ТСН г. МОСКВЫ)
|
|
МОСКВА-....г.
|
б) Первый лист
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
|
МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ
НОРМЫ
|
МГСН...............
|
РАЗРАБОТАНЫ ВПЕРВЫЕ
|
|
|
(наименование
документа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МГСН............................................
|
|
|
(ТСН....................................... г. МОСКВЫ)
|
|
|
ВНЕСЕНЫ
…………..
|
УТВЕРЖДЕНЫ
Правительством Москвы постановлением
от...…....г. №.…...
|
СРОК ВВЕДЕНИЯ
в действие
с....…….....г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в) ПРЕДИСЛОВИЕ
1.
РАЗРАБОТАНЫ...................................................
2.
ВНЕСЕНЫ..........................................................
3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению
и изданию........................................
4.
СОГЛАСОВАНЫ............................................................................
5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В
ДЕЙСТВИЕ с...........г. постановлением Правителю» Москвы от........г.
№..........
6. Зарегистрированы Министерством
регионального развития РФ в качестве территориальных строительных норм - ТСН
..............г. Москвы (письмо от......№..............).
Ключевые
слова: территориальные строительные нормы, московские государственные
строительные нормы, разработка, согласование, утверждение, регистрация