Основные ссылки
|
Рекомендации Рекомендации по проектированию пунктов уничтожения твердых отходов в аэропортах.
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Государственный
проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПУНКТОВ УНИЧТОЖЕНИЯ
ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ В АЭРОПОРТАХ
Москва
1984
Рекомендации предназначены для предприятий и организаций
гражданской авиации, осуществляющих проектирование мусоросжигательных пунктов и
подготавливающих для этой цели исходные данные по объемам накопления и составу
твердых отходов в аэропортах.
Рекомендации разработал канд.техн.наук С.Э. Демешкевич.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ТВЕРДЫЕ ОТХОДЫ В АЭРОПОРТАХ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. В процессе эксплуатации и строительства
производственных и вспомогательных зданий и сооружении аэропорта образуется
значительное количество твердых отходов, имеющих различный морфологический и
фракционный состав.
Изучение и учет твердых отходов имеет важное
народно-хозяйственное значение и способствует качественному определению
объемов, состава и источников формирования вторичных сырьевых ресурсов в
стране; выбору и разработке эффективных средств и систем сбора, удаления,
обезвреживания и использования твердых бытовых и производственных отходов;
составлению«локальных схем санитарной очистки и уборки территории аэропортов;
нормированию объемов накопления, утилизации и обезвреживания твердых отходов;
оценки возможных последствий экологического и санитарно-эпидемиологического
воздействия отходов производства и потребления.
1.2. Твердые отходы классифицируются по месту образования:
отходы пронзводства, отходы потребления и твердые продукты, уловленные на
очистных сооружениях и установках.
1.3. К отходам производства относятся следующие:
- промышленные (производственные) отходы - черный и цветной
металлолом, древесина, бумага, текстильные отходы натуральных и синтетических
тканей, пластмасса всех видов, резина, кожа и кожезаменители, соли, шлаки,
зола, лакокрасочные материалы, консистентные смазки, жиры и другие материалы,
утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства (химические
и физические);
- продукты физико-химической переработки сырья (полезных
ископаемых), получение которых не является целью производственного процесса и
которые могут быть в том или ином виде использованы в народном хозяйстве в
качестве топлива или сырья для производства других отраслей.
К отходам производства могут быть отнесены отхода
производственных процессов авиационно-технических баз (АТБ),
строительно-монтажных управлений, материально-технических и вещевых складов,
складов горюче-смазочных материалов (тара), складов черных и цветных металлов и
других служб гражданской авиации.
1.4. Отходы потребления - это бывшие в употреблении или в
эксплуатации изделия и материалы, которые в результате физического или
морального износа потеряли свои потребительские свойства, списанные в
установленном порядке или выбрасываемые населением.
К отходам потребления относятся следующие:
бытовые отходы жилых зданий (авиагородков и поселков) -
пищевые отходы, стекло, кока, бумага, металл, тряпье, отходы от ремонта квартир
и зданий, зола, шлак из отопительных устройств при местном отоплении, предметы
домашнего обихода (старая мебель, инвентарь и т.д.), бытовая пластмасса и
изделия из синтетических материалов, комнатный и дворовый смет и др.;
отходы учреждений административного и общественного
назначения - преимущественно бумага, дерево, текстиль, стекло, комнатный смет;
отходы торговых и складских помещений - бумага, деревянная,
картонная и металлическая тара, упаковочный материал, смет и др.;
отходы предприятий общественного питания (столовые, кафе,
рестораны, цехи бортового питания) - преимущественно пищевые отходы, кости,
бумага, стекло, битая тара и посуда, смет;
строительные отходы - отходы строительных материалов, бетонных,
железобетонных и деревянных конструкций, бой кирпича, стеклобой, мусор и
другие;
отходы, образующиеся на территориях предприятий - смет с
привокзальной площади и с искусственных покрытий перрона, мест стоянок,
рулежных дорожек, взлетно-посадочной полосы, внутриаэропортовых автодорог и
пешеходных дорожек (продукты разрушения и истирания искусственных покрытий,
пыль, земля, бумага, опавшая листва, отходы из урн и мусоросборников,
ветошь и т.п.).
1.5. Твердые продукты, уловленные на очистных сооружениях и
установках, - это различного рода шламы, ил, осадки и взвеси, удаляемые из
сооружений, установок и устройств по очистке технологических и вентиляционных
газовоздушных смесей, выбрасываемых в атмосферу, а также по очистке и
обезвреживанию хозяйственно-фекальных, производственных и поверхностных
(ливневых, талых) сточных вод.
1.6. Отходы
производства и потребления делятся на используемые и неиспользуемые.
1.7. К используемым отходам относятся твердые отходы,
которые используются в народном хозяйстве в качестве топлива, кормов, удобрений
или сырья (полуфабрикатов) для выработки определенных видов продукции как на
самом предприятии, где образуются эти отходы, так и за его пределами (в других
отраслях).
1.8. Неиспользуемыми отходами считаются отходы(отбросы) ,
которые на современном уровне развития науки и техники не могут быть
использованы в народном хозяйстве, либо их использование экономически
нецелесообразно. Сюда же относятся отходы, которые не используются в аэропортах
из-за отсутствия необходимых капитальных вложений на их переработку,
потребителей продукции, изготавливаемой из этих отходов,
организационно-технических мероприятий (технической документации, необходимого
оборудования и т.д.) по их использованию и др.
2. САНИТАРНАЯ И ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ТВЕРДЫХ
ОТХОДОВ
2.1. Твердые отходы опасны в санитарно-гигиеническом и
пожарном отношениях. Они являются благоприятной средой для развития патогенной
микрофлоры, служат питательной средой для насекомых и грызунов, являющихся
переносчиками инфекционных заболеваний. Отходы с большим содержанием
органических к пищевых продуктов быстро разлагаются, выделяя неприятный запах.
2.2. В
условиях достаточного снабжения кислородом начинается аэробное разложение
твердых отходов, сопровождающееся саморазогреванием внутренних слоев до
температуры 70-90°С. Верхний сдой отходов, как правило, быстро сохнет и легко
воспламеняется.
2.3. При
большой увлажненности (85-95%) и недостатке кислорода, что характерно для
неорганизованного складирования отходов, начинается их анаэробное разложение с
выделением сероводорода и более сложных соединений с резким неприятным запахом
(индол, скатол и др.). Выделяющаяся при этом влага приводит к загрязнению почвы
и грунтовых вод, попадает с поверхностным стоком ливневых и талых вод в
поверхностные водоемы и активно их загрязняет.
2.4.
Примерно 65% твердых отходов, накапливаемых в крупных аэропортах, относятся к
категории неутилизируемых (неиспользуемых)
и делятся по гигиеническому принципу их обезвреживания и уничтожения на шесть
категорий (табл.1).
2.5. К
самовозгорающимся относятся отходы второй и четвертой категорий. При их горении
на открытом воздухе температура в горящей массе быстро поднимается до 400-600°С
с активным газовым выделением. Тушение локального очага возгорания отходов целесообразно
проводить огнетушителями.
Таблица 1
Категория
|
Гигиеническая: характеристика отходов по виду
содержащихся в них загрязнений
|
Примерное годовое накопление, % к общему
объему
|
Рекомендуемые методы обезвреживания и уничтожения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Первая
|
Инертные
(зола, шлак, смет с искусственных покрытий, строительный мусор)
|
36
|
Использование при планировочных и строительных
работах
|
Вторая
|
Биологически окисляемые и легко разлагающиеся
органические вещества (бумага, картон, отходы пищи, опилки растительность
|
29
|
Сжигание или
складирование на полигоне
|
Третья
|
Слаботоксичные
малорастворимые в воде (шламы очистных сооружений, отходы масляных лаков и красок,
минеральные масла*)
|
5
|
То же
|
Четвертая
|
Нефтемаслоподобные
(нефтепродукты*), масла*, промасленная ветошь,
смазки, бензин, керосин)
|
28
|
Сжигание
|
Пятая
|
Токсичные со слабым
загрязнением воздуха (отходы {нитроэмалевых и синтетических лакокрасочных
покрытий, резина, пластмассовые изделия)
|
1.5
|
Высокотемпературное
сжигание, складирование на специальном полигоне
|
Шестая
|
Токсичные ограниченного применения {вещества
и изделия, содержащие фенол, мышьяк, ртуть, сернистую и соляную кислоты,
цианиды, соединения хрома, ядохимикаты)
|
0,5
|
Захоронение,
обезвреживание на специальных установках
|
* Непригодные для дальнейшего
использования.
2.6. Исходя
из санитарно-гигиенической и пожарной опасности максимальный срок хранения
твердых отходов в локальных мусоросборкниках не должен превышать трое суток.
3. СОСТАВ И ОБЪЕМЫ НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ В
АЭРОПОРТАХ
3.1.
Состав, свойства и объем накопления твердых отходов в аэропортах меняются в
зависимости от климатических условий,
периодов года, степени благоустройства аэропортов, их пропускной способности и
географического) положения.
3.2. Примерный
морфологический состав отходов, образующихся в аэропортах, приведен ниже, а
объем их накопления по классам аэропортов - в табл.
2.
3.3. Среднесуточные нормы накопления твердых; отходов на основных
объектах аэропортов приведены в Нормах технологического проектирования
аэропортов.
3.4. Коэффициент,
учитывающий неравномерность накопления отходов и представляющий собой отношение
максимальной величины суточного накопления к среднесуточному за год, может быть
принят для ориентировочных расчетов в аэропортах I - Ш классов равным 1,4, а в аэропортах IV и V
классов 0,25.
3.5. Относительная
влажность отходов, собранных в открытые мусоросборники в дни снегопадов
или дождя. в среднем на 3-7% выше, чем в остальные дни. Средняя объемная
масса,накапливаемых в аэропорту отходов равна 0,2 - 0,35 т/м3
при относительной влажности 45 - 65%.
Морфологический состав отходов потребления и производства в аэропортах, %
Отходы потребления
Бумага, картон
|
60
|
Пищевые отходы (непригодные для использования)
|
8
|
Пластмассы
|
13
|
Шлак, зола от котельных
|
3
|
Мелкий мусор
|
16
|
Прочие
|
10
|
Отходы производства
Лакокрасочные отходы
|
5
|
Текстиль, лакоткань
|
5
|
Резина, кожезаменители
|
8
|
Полимерные материалы (в том числе
с металлическими включениями)
|
22
|
Нефтепродукты, масла, смазка
|
40
|
Дерево и древеснослоистые пластики
|
5
|
Прочие отходы
|
15
|
Твердые отходы сооружений для очистки производственных стоков
Шлам мусора
|
40
|
Парафинированные нефтепродукты
|
10
|
Песок
|
25
|
Прочие
|
25
|
Таблица 2
Показатели накопления
|
Аэропорт
|
I класс и выше
|
II-III классы
|
IV-V классы
|
Твердые
отходы потребления
|
|
|
|
Объем
накопления:
|
|
|
|
среднесуточный, т/сут
|
4,2 (5,6)
|
3,1 (4,9)
|
1,3
|
среднегодовой,
т/год
|
1210 (1600)
|
900 (1200)
|
365
|
Отношение к общему объему отходов, %
|
40,7 (47,5)
|
39,0 (45,8)
|
28,3
|
Твердые
отходы производства
|
|
|
|
Объем накопления:
|
|
|
|
среднесуточный,
т/сут
|
2,9
|
2,4
|
1,8
|
среднегодовой,
т/год
|
870
|
720
|
500
|
Отношение к общему объему отходов, %
|
29,2 (25,8)
|
31,0 (27,5)
|
39,0
|
Твердые
строительные отходы
|
|
|
|
Объем накопления:
|
|
|
|
среднесуточный,
т/сут
|
3,2
|
2,5
|
1,5
|
среднегодовой,
т/год
|
900
|
700
|
420
|
Отношение к общему объему отходов, %
|
30,2 (26,7)
|
30,0 (26,7)
|
32,7
|
Общий объем накопления:
|
|
|
|
среднесуточный,
т/сут
|
10,3 (11,7)
|
8,0 (9,8)
|
4,6
|
среднегодовой,
т/год
|
2980 (3370)
|
2320 (2620)
|
1285
|
Всего, %
|
100
|
100
|
100
|
|
|
|
|
Примечание. Цифры в
скобках даны с учетом авиагородка.
4. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДУ И ПРОЦЕССУ ТЕРМИЧЕСКОГО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ
ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ
4.1. Выбор метода
обезвреживания и уничтожения твердых отходов (вывоз на свалку или полигон,
переработка в компост, захоронение, сжигание и т.д.) должен обусловливаться
возможностями аэропорта, санитарно-гигиеническими требованиями,
технико-экономической целесообразностью и другими факторами.
4.2.
Целесообразность термического метода обезвреживания и уничтожения отходов может
быть оценена исходя из следующих критериев:
капитальные
затраты на 1 м3 или тонну годового накопления отходов;
эксплуатационные
затраты;
эффективность
и окупаемость мероприятия по обезвреживанию или уничтожению отходов;
возможность
использования в народном хозяйстве как самих отходов (или их части), так и
продуктов переработки;
уровень
механизации процесса загрузки твердых отходов и удаления золы (шлака) из печи;
санитарная
оценка планируемого мероприятия с учетом требований охраны окружающей среды.
4.3.
Термический метод (сжигание) рекомендуется в следующих случаях: при содержании
в отходах менее 30% активного органического вещества, при отсутствии
гарантированных потребителей отходов (полигонов, мусороперерабатывающих
заводов) в радиусе не более 15 км, в условиях повышенных санитарных требований
к обезвреживанию отходов, особенно в аэропортах международных авиалиний и
аэропортах, обеспечивающих полеты в южные районы страны.
4.4. При
проектировании пункта обезвреживания отходов в аэропорту следует учитывать
следующие достоинства и недостатки метода сжигания отходов в сравнении с
биотермическим или физико-химическим методами.
Метод сжигания отходов характеризуется следующими факторами:
не требует
большого земельного участка для размещения мусоросжигательного оборудования;
исключает необходимость
транспортировки отходов на значительные расстояния к месту их сбора или
переработки и тем самым экономит транспортные расходы, снижает
потребность в мусоросборной технике;
обеспечивает
полное обеззараживание отходов, обладающих высокой инфицированностью и
повышенными санитарными требованиями к их обеззараживанию (отходы, образующиеся
в гостинице, аэровокзальном комплексе, в пунктах службы быта, медицинских
пунктах и т.д.);
обеспечивает
ликвидацию производственных отходов АТБ, значительная часть которых не может
быть использована в качестве вторичного сырья или для приготовления удобрения;
вследствие
высокой теплотворной способности сжигаемых отходов (до 14,65 МДж/кг) позволяет
экономить расход газа на первом этапе сжигания за счет хорошей воспламеняемости
отходов;
не требует
больших затрат на охрану окружающей среды;
обеспечивает
высокую степень механизации и автоматизации основных операций, а также снижение
до минимума количества обслуживающего персонала.
К основным недостаткам метода уничтожения отходов сжиганием
относятся:
сложность
утилизации тепла от сжигания малых количеств отходов и неравномерности их
горения;
необходимость
создания высоких (до 1000°С) температур, а следовательно, более сложного и
дорогого оборудования и автоматики терморегулирования процесса горения;
необходимость
обеспечения эффективной очистки дымовых газов от вредных примесей и летучей
золы.
4.5.
Технологический процесс термического уничтожения твердых отходов должен
включать механизированную транспортировку отходов к станции, выгрузку отходов в
бункер-накопитель, механизированную подачу отходов к приемному бункеру
мусоросжигательной печи, сжигание отходов в печи, механизированное удаление
золы и шлака из печи.
4.6.
Транспортировка отходов к мусоросжигательной станции может быть обычной (с
применением автомобилей-мусоровозов) или пневматической (вакуумной). Последний
метод требует детального технико-экономического обоснования, не всегда
исключает применение мусоровозов, но успешно может быть совмещен с вакуумной
уборкой производственных помещений аэровокзала, АТБ и других служб аэропорта.
4.7.
Вакуумная система сбора твердых отходов имеет ряд технических и
санитарно-гигиенических преимуществ по сравнению с транспортированием отходов с
помощью мусоровозов. К таким преимуществам относятся:
отсутствие
контакта персонала с гниющими отходами;
исключение
ручного труда при погрузочно-разгрузочных и транспортных работах;
возможность
полной автоматизации сбора отходов;
сокращение
площадей подъездных путей к мусороприемным камерам.
5. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ
МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНОЙ ПЕЧИ
5.1.
Современные мусоросжигательные установки должны удовлетворять следующим
основным санитарно-гигиеническим требованиям:
полное
обезвреживание высокоинфицированных отходов;
минимальное
содержание в золе органической части отходов;
отсутствие
в газовых выбросах и. в золе токсичных и ядовитых веществ;
герметичность
приемного отделения и полное отсутствие контакта персонала аэропорта с
отходами, предназначенными для сжигания.
5.2.
Конструкция установки должна обеспечивать:
равномерное
и легкорегулируемое полное сжигание при стабильной температуре 900-1100°С
независимо от состава и размера отходов;
перемешивание
отходов в процессе горения;
стерильность
шлака и отсутствие в нем гниющих остатков;
эффективность
очистки дымовых газов от вредных примесей и летучей золы;
высокую
степень механизации и автоматизации работы по загрузке отходов и удалению из
печи золы и шлака;
снижение до
минимума количества обслуживающего персонала;
простоту
обслуживания и ремонта;
высокую
износо- и коррозионную устойчивость всех деталей конструкции;
потребность
в небольших площадях производственных помещений и земельного участка;
возможность
утилизации тепла от сжигания отходов.
5.3. По
производительности и необходимой санитарно-защитной зоне
мусоросжигательные установки можно разделять на следующие четыре группы (табл.
3),
Таблица 3
Вид установки
|
Средняя; теплота сгорания
отходов
|
Номинальная производительность, кг/ч
|
Минимальный размер санитарно-защитной зоны, м
|
Дж/кг
|
кал/кг
|
Мелкая
Небольшая
Средняя
Крупная
|
12560
12560
10470
8370
|
3000
3000
2500
2000
|
До 100
100-500
500-3000
3000 и более
|
100
150
200
300
|
5.4. В зависимости от конструкции топочного устройства
различают печи с топками без шурующего аффекта и топками с шурующим эффектом
(табл. 4). Шуровка (перемешивание) должна обеспечивать аэрацию слоя горящих
отходов путем расшлаковки спекшихся частей.
Таблица 4
Вид топки
|
Системы
|
с колосниковой решеткой
|
без колосниковой решетки
|
Без шурующего эффекта
|
Наклонные, горизонтальные, опрокидывающиеся, цепные
механические
|
Шахтные, пламенные
|
С
шурующим эффектом
|
Каскадные, валковые, качающиеся, цилиндрические и конические
вращающиеся, переталкивающие (наклонные, горизонтальные)
|
Циклонные, псевдосжиженные, многоподовые, барабанные
(прямоточные, противоточные, комбинированные)
|
5.5.
Конструкция мусоросжигательной печи должна обеспечивать выполнение следующих последовательных
стадий процесса сжигания отходов: сушку, горение, дожигание.
Сушку отходов целесообразно осуществлять при излучении тепла
отходящими газами через слой отходов или за счет теплообмена с горячим
воздухом, когда он проходит через слой отходов. В последнем случае температура
дутьевого воздуха должна быть не менее 200° С.
На стадии горения сгорают в основном летучие составлявшие
отходов и должны быть обеспечены хорошие воспламенение и постоянный контакт с
большим количеством воздуха. На третьей стадии происходит дожигание наиболее
трудно горящих компонентов. Для дожигания необходимы сравнительно небольшое
количество дутьевого воздуха, глубокая шуровка, хороший контакт между
отходящими газами и кислородом воздуха, достаточное время для сгорания отходов
и хорошая футеровка стенок для сохранения тепла.
5.6. По
теплотехническим свойствам общая масса твердых отходов аэропортов близка к
аналогичным свойствам горения дерева и деревянных изделий с той лишь разницей,
что при сжигании отходов выделяются соединения серы, в частности сернистый
ангидрид.
5.7.
Типовой процесс сгорания твердых отходов, приведенный к процессу сгорания
сухого дерева, сопровождается следующими показателями:
Температура в топочной камере, °С
|
850-1150
|
Температура отходящих газов на
выходе из топки, °С, не менее
|
750
|
Температура отходящих газов на
выходе из трубы, °С, не менее
|
250
|
Допустимая тепловая нагрузка
камеры сгорания, Гкал/м3 (МВт/м3):
|
|
максимальная
|
0,12(0,139)
|
минимальная
|
0,04(0,046)
|
Потери тепла от механической
неполноты сгорания отходов и теплопроводности стенок печи, %.
|
4-5
|
Скорость газовоздушной смеси на
выходе из печи, м/с
|
4,5 - 6
|
Коэффициент избытка воздуха
|
1,4-1,5
|
Общая масса газов, образующихся при неполном сжигании 1 кг отходов,
кг:
|
|
влаги
|
0,53
|
сернистого ангидрида
|
0,01
|
двуокиси углерода
|
1,25
|
окиси углерода
|
0,79
|
двуокиси азота
|
0,02
|
азота
|
4,14
6,74
|
Средняя масса золы, выносимая из печи при неполном сжигании отходов,
кг золы/кг отходов
|
0,025
|
Исходя из
приведенных данных, можно выбрать топочную решетку, подобрать вентиляторы и дымососы,
подсчитать скорости газовых потопов и подучить другие параметры, необходимые
для эксплуатации и конструирования мусоросжигательной установки.
6. ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ
6.1. Горение твердых
отходов подчиняется тем же физическим законам, что и горение любого другого
топлива. Тепло технические свойства общей массы отходов (без учета
строительного мусора) примерно соответствуют свойствам дерева и изделий из
него.
К основным
теплотехническим показателям твердых отходов относятся:
элементарный состав
рабочей массы отходов (влажноcть
WP , зольность AP , содержание азота NP , серы SP , углерода СР, водорода HP и кислорода OP ), %;
теплота сгорания Qp , кДж/кг (I кДж = 0,2388 ккал);
выход летучих
веществ VГ , % от горючей массы.
6.2. Рабочей
массой принято считать массу отходов в том виде, в каком она сжигаетоя, т.е.
поступает в топку печи. Уравнение состава рабочей массы отходов,
выраженное через элементарный состав, имеет следующий вид:
СР + HP + OP
+ NP + SP + AP +
WP = 100%
|
(1)
|
6.3. Помимо
состава рабочей массы условно различают в твердых отходах горючую и сухую
массы. Эти массы соответственно обозначаются индексами "г" и
"с". Например, состав горючей массы, т.е. обезвоженных и обеззоленных
отходов, выражается уравнением:
СГ
+ НГ + ОГ + NГ+ SГ = 100%
|
(2)
|
6.4. Теплота сгорания твердых отходов зависит в большой
степени от его влажности. Она достигает максимума летом и минимума зимой при
наибольшей влажности.
Различают высшую и низшую теплоту сгорания отходов. Высшей теплотой
сгорания QPB
называют количество тепла, выделяемое при полном сгорании отходов, о учетом
тепла, идущего на образование водяных паров, которые образуются при горении.
Низшая теплота сгорания QPH отличается от высшей тем, что не учитывает тепло, затрачиваемое
на образование водяных паров, которые находятся в продуктах сгорания. При
расчетах, как правило, принимается величина низшей теплоты сгорания.
Низшую теплоту сгорания QPH можно рассчитать по формуле Д.И.Менделеева
QPH = 339,5 · СР + 1256 · HP - 109 · (OP - SP) - 25,14-(9 HP + WP), кДж/кг
|
(3)
|
6.5.
Взаимосвязь высшей и низшей теплоты сгорания рабочей массы отходов, так же как
и для твердых видов топлива, определяется уравнением
QPB = QPH + 25,14
· (9 · HP
+ WP),
кДж/кг
|
(4)
|
6.6. Низший предел теплоты сгорания твердых отходов, при
котором они могут сгорать без дополнительного топлива, составляет примерно 3350
кДж/кг (800 ккал/кг). Удельная теплота сгорания условного топлива 29330 кДж/кг
(7000 ккал/кг).
6.7. Значительная часть твердых отходов в аэропортах
различных классов имеет однородный характер и состоит из пищевых отходов,
упаковки, производственных отбросов, растительного мусора и смета с
искусственных покрытий. В авиагородках состав бытовых отходов отличается
увеличенным объемом макулатуры, тряпья и деревянных изделий.
6.8. Теплотехнические свойства рабочей массы твердых отходов
потребления и производства, образующихся в аэропортах гражданской авиации,
приведены в табл. 5 и 6.
Для пересчета рабочей массы отходов в сухую или горючую
массу следует пользоваться формулами, приведенными в табл. 7.
Таблица 5
Вид отходов
|
Элементарный состав,
массовая
плотность, %
|
Удельная теплота
сгорания QP,кДж/кг
|
влажность
WP
|
Летучие вещества VГ
|
углерод
СР
|
водород
HP
|
кислород
OP
|
азот
NP
|
сера
SP
|
зола
AP
|
с учетом влажности
|
в пересчете на сухую основу
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Бумага:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
газетная
|
6,0
|
80
|
46,2
|
5,6
|
40,5
|
0,05
|
0.15
|
1.5
|
18500
|
19700
|
грубая оберточная
|
5,6
|
83
|
42,6
|
5,7
|
44,5
|
0,0
|
0,1
|
1,03
|
16880
|
17900
|
журнальная
|
4,5
|
66
|
31,5
|
4,8
|
36,8
|
0,07
|
0,09
|
22,24
|
12200
|
12700
|
картонная
|
5,2
|
77
|
41,5
|
5,4
|
42,8
|
0,09
|
0,21
|
4,8
|
16400
|
17300
|
покрытая пластиком
|
4,7
|
84
|
43,0
|
5,9
|
43,5
|
0,19
|
0,08
|
2,63
|
17000
|
17900
|
вощеная молочных пакетов
|
3,5
|
90
|
57,2
|
8,9
|
29,0
|
0,12
|
0,1
|
1,18
|
26300
|
27200
|
оберточная продуктов
питания
|
6.3
|
76
|
42,2
|
5,7
|
39,3
|
0,15
|
0,15
|
6,2
|
16900
|
17800
|
почтовой корреспонденции
|
4,6
|
73
|
36,2
|
5,2
|
41,0
|
0,2
|
0,1
|
12,7
|
14000
|
14800
|
Отходы растительной пищи
|
78,5
|
17
|
10,6
|
1,5
|
3,2
|
0,46
|
0,04
|
0,7
|
4200
|
19200
|
Кожура и зерна цитрусовых
|
79,0
|
17
|
10,2
|
1,2
|
8,9
|
0,25
|
0,03
|
0,42
|
4000
|
18700
|
Остатки обработанного мяса
|
39,0
|
56
|
36,5
|
5,8
|
16,0
|
0,68
|
0,12
|
1,9
|
17700
|
29900
|
Жир от жарения
|
0,0
|
98
|
73,2
|
11.5
|
14,8
|
0,43
|
0,07
|
0,0
|
38300
|
38300
|
Обувь кожаная
|
8,0
|
57
|
39,0
|
5,0
|
21,5
|
5,6
|
0,9
|
20,0
|
16800
|
18000
|
Каблуки и подметки из резины
|
1.7
|
67
|
53,2
|
7,1
|
8,0
|
0,5
|
1.5
|
28,0
|
25300
|
25600
|
Мусор из пылесоса
|
6,0
|
56
|
33,8
|
4,7
|
20,1
|
6,25
|
1,15
|
28,0
|
14800
|
15700
|
Деревянная упаковка, мебель, крупные сухие ветки
|
40,0
|
85
|
30,3
|
3,6
|
25,1
|
0,4
|
0,0
|
0,6
|
10200
|
17000
|
Обрезки зеленых кустарников
|
69,0
|
25
|
15,0
|
2,0
|
12,6
|
0,53
|
0,06
|
0,81
|
6300
|
20300
|
Ветки хвойных деревьев
|
74,0
|
21
|
13,8
|
1.74
|
9,2
|
0,38
|
0,05
|
0,83
|
5700
|
22000
|
Цветы садовых растений
|
54,0
|
36
|
21,5
|
3,0
|
18,5
|
0,58
|
0,12
|
2,3
|
8600
|
18600
|
Трава зеленых газонов
|
75,2
|
19
|
11,5
|
1.5
|
9,0
|
1,1
|
од
|
1,6
|
4780
|
19300
|
Опавшие листья деревьев
|
10,0
|
67
|
46,9
|
5,5
|
27,4
|
6,26
|
0,14
|
3,8
|
18500
|
20600
|
Среднее значение общей массы отходов
|
34,0
|
71,5
|
37,3
|
3,0
|
18,0
|
0,5
|
0,2
|
7,0
|
14900
|
15600
|
Таблица 6
Вид отходов
|
Теплота сгорания рабочей основы кДж/кг
|
Температура вспышки,°С
|
Температура воспламенения,°С
|
Температура плавления золы,
°С
|
Плотностъ
rот,кг/м3
|
Доля летучих веществ VГ,%
|
Влажность WP %
|
Зольность AP
|
Массовая доля серы
SP %
|
Массовая доля сухих
горючих веществ,
%
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
II
|
Пленка полиэтиленовая
|
44600
|
82
|
93
|
-
|
91
|
99,0
|
0,15
|
1,5
|
0
|
98,5
|
Пенопласт
|
28500
|
85
|
116
|
-
|
146
|
76,0
|
10
|
25,5
|
1,4
|
75,0
|
Полиметилметакрилат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(органическое стекло)
|
18400
|
149
|
166
|
-
|
152
|
15,1
|
0,51
|
56,7
|
0,02
|
43,3
|
Винил (обрезки)
|
26600
|
68
|
74
|
-
|
375
|
75,0
|
0,56
|
4,5
|
0,02
|
95,4
|
Изделия из прессованного
термопластика
|
36000
|
-
|
160
|
1540
|
1230
|
62,4
|
0,9
|
9,1
|
1,0
|
-
|
Ройелит
|
47200
|
132
|
138
|
-
|
389
|
82,0
|
0,4
|
9,6
|
0,04
|
90.4
|
Ткань:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нейлоновая
|
30700
|
330
|
338
|
-
|
102
|
100
|
1,7
|
0,13
|
0
|
99,8
|
покрытая резиной
|
25600
|
130
|
132
|
-
|
388
|
81,2
|
1,04
|
21,2
|
0,79
|
79,0
|
шерстяная, покрытая
винилом
|
25700
|
74
|
77
|
-
|
171
|
81,0
|
1.59
|
П.4
|
0,8
|
88,6
|
хлопчатобумажная, покрытая
винилом
|
20700
|
68
|
80
|
-
|
162
|
84,0
|
1,48
|
6,3
|
0,02
|
93,7
|
суконная
|
17000
|
146
|
149
|
-
|
216
|
70,7
|
1,25
|
24,1
|
0,4
|
75,9
|
на вспененной подкладке
|
23700
|
102
|
ИЗ
|
-
|
181
|
55,1
|
0,4
|
31,9
|
1,44
|
68,1
|
из хлопка и вискозы
|
18000
|
-
|
105
|
-
|
504
|
90,3
|
6,6
|
0,61
|
0,15
|
-
|
Клеенчатая прорезиненная
|
17000
|
130
|
150
|
1220
|
1590
|
51,0
|
1,0
|
40,0
|
0.8
|
-
|
Среднее значение общей массы отходов
|
26600
|
-
|
-
|
-
|
280
|
86,0
|
1,1
|
12,0
|
0,85
|
83,0
|
Таблица 7
Исходная масса топлива
|
Определяемая масса топлива
|
рабочая
|
аналитическая
|
сухая
|
горючая
|
органическая
|
Рабочая
|
I
|
100 -Wa
100 -Wp
|
|
100
|
|
|
100
|
|
|
100
|
|
100 - WP
|
100 - WP- AР
|
100 - WP- AР-SPк
|
Аналитическая
|
100 - WP
100 - Wа
|
I
|
|
100
|
|
|
100
|
|
|
100
|
|
100 - Wа
|
100 - Wа- Aа
|
100 - Wа- Aа-Sак
|
Сухая
|
100 - WP
100
|
100 - Wа
100
|
I
|
|
100
|
|
|
100
|
|
100 - Ac
|
100 - Aс- Sск
|
Горючая
|
|
100 - WP- AP
|
|
|
100 - Wа- Aа
|
|
100- Aс
100
|
I
|
|
100
|
|
100
|
100
|
100 - Sгк
|
Органическая
|
|
100 - WP- AP- SPк
|
|
|
100 - Wа- Aа- Sак
|
|
100 - Aс- Sск
100
|
100 - Sгк
100
|
I
|
100
|
100
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПУНКТОВ
СЖИГАНИЯ ОТХОДОВ
7.1. Необходимая мощность MОT
мусоросжигательной станции рассчитывается по формуле
,
|
(5)
|
где Q0T- максимальная
суточная масса накапливаемых в аэропорту твердых отходов, подлежащих сжиганию,
кг/сут.;
n - количество смен работы станции в течение суток,
n
= 2 - 3;
Фсм - действительный фонд времени работы
оборудования станции в течение одной смены,
Фсм = 7,5 ч.
7.2. Максимальная суточная масса твердых отходов Q0T определяется непосредственным замером массы
накапливаемых отходов в течение месяца (месяц "пик") с наибольшей
интенсивностью пассажирских перевозок.
Ориентировочное значение Q0T можно
рассчитать по формуле
|
(6)
|
где ПГ – годовой объем пассажирских
перевозок, пасс;
СМ - отношение объема пассажирских
перевозок в месяц "пик" к годовому объему ПГ, %;
ориентировочно СМ = 11-13,5 %;
qc - среднесуточная норма накопления
общей массы твердых отходов, приходящаяся на одного пассажира, кг/пасс;
для аэропортов I-П классов qc = 0,42 кг/паcс,
для аэропортов Ш-V классов qc = 0,51 кг/паcс;
коT -
коэффициент, учитывавший неравномерность накопления отходов в течение суток,
принимаемый для аэропортов 1-III
классов коT= 1,4, для аэропортов 1V и V клаccов
коT
= 1,25;
а - количество календарных дней в месяц "пик" (например, в августе а = 31, в июне а =
30 дней).
7.3. В составе мусоросжигательной станции должен быть
специальный бункер-накопитель закрытого типа для временного хранения твердых
отходов. Объем бункера Wб
с учетом запаса отходов рассчитывается по формуле
|
(7)
|
где m
- коэффициент суточного запаса, m = 2;
рOT - массовая плотность отходов, кг/м
, среднее значение рOT = 250 кг/м3.
Глубину ямы бункера целесообразно выбирать в диапазоне 2,0 -
3,5 м.
7.4. К бункеру необходимо подвести холодную и горячую воду
для очистки пола и стен бункера от прилипших и загрязненных отходов. Расход
воды не менее 6 л/м2 обрабатываемой поверхности ямы бункера. В полу
бункера должен быть трап для слива сточной воды в канализации аэропорта.
7.5. Сточную воду
из бункера перед сбросом в канализацию аэропорта необходимо обрабатывать
хлором, раствором формальдегида или другим дезинфицирующим средством? из
расчета 15 г/м3 сточных вод.
7.6. Загрузка отходов в бункер в зависимости от
производительности станции может осуществляться либо непосредственно
мусоровозами, либо с помощью загрузочного ленточного конвейера, выведенного за
пределы помещения бункера.
Загрузка отходов в печь производится с помощью челюстного
грейфера или ленточного транспортера прерывистого действия. В пожарном
отношении грейфер является менее опасен в случае применения его для загрузки
печи с проталкивателем или самопровалом отходов. Ленточный транспортер
обеспечит непрерывную подачу отходов из бункера-накопителя к загрузочному
бункеру печи, который должен оборудоваться автоматическим дозатором.
7.7. При выборе или конструировании печи следует
ориентироваться на наиболее высокое среднее значение теплоты сгорания в
пределах предполагаемого морфологического состава отходов. В противном случае
можно ошибиться в выборе объема печи или площади решеток, которые не смогут
обеспечить нормальное горение отходов.
7.8. Необходимо предусматривать мероприятия по
антикоррозийной защите оборудования и строительных конструкций
мусоросжигательной станция (МСС), так как при сжигании твердых отходов
(особенно отходов от АТБ) будут образовываться сажа, окислы серы, хлористые,
метановые и другие углеводородные соединения, которые будут попадать в
помещение станции через неплотности в газоходах и при удалении из печи золы и
шлака. Эти соединения, осаждаясь на стенах, потолке и оборудовании и вступая в
реакцию с влагой воздуха, в свою очередь могут образовывать вещества (например,
соляную и серную кислоты), вызывающие коррозию металла и устойчивое загрязнение
оборудования и строительных конструкций.
В связи с этим целесообразно стены машинного зала и
помещение бункера выложить глазурованной керамической плиткой или другим
кислотостойким отделочным материалом.
7.9. Двери помещения приемного бункера должны иметь размеры
не менее 4,2 х 4,2 м для въезда мусоровоза и снабжены механизмом для открывания
и закрывания.
7.10. В целях исключения распространения запаха от гниющего
мусора забор воздуха для подачи его в печь целесообразно производить из
помещения бункера, для чего необходимо предусмотреть специальные решетки
(жалюзи) на высоте 2-2,5 м в стене здания или на створках ворот.
7.11. В составе мусоросжигательной
станции должны быть помещения:
для печей (машинный зал);
бункера-накопителя мусора;
станции пожаротушения (при невозможности подключения в
централизованной системе пожаротушения);
золоуловителей и оборудования газоочистки;
ремонтной мастерской;
кладовой запасных частей;
хлораторной;
пульта управления;
административно-бытовые.
7.12. Общая площадь машинного зала может быть определена по
формуле
где N - количество печей;
Sn-
удельная площадь на одну печь, м2
.
Удельная площадь принимается для печи производительностью до
0,5 т/ч - 40 м2, производительностью 0,5-1,0 т/ч-54 м2, производительностью
1,0-3,0 т/ч - 66 м2.
7.13.
Золоуловители и оборудование газоочистки целесообразно располагать вне здания
станции. Необходимая для них площадь вычисляется по формуле
|
(9)
|
где Qr - расчетная часовая производительность
очистного оборудования, м3 /ч;
Sу
- удельная площадь для размещения золоуловителей, м2, на 1000 м3/ч
очищаемого газа.
Для батарейных и одиночных циклонов типа "ЦН" и
"Ц" Sу
= 0,5 м2·ч/1000
м3, для дымососа-золоуловителя Sу = = 0,22 м2 ·ч /1000 м3.
7.14. Площадь помещения бункера-накопителя
7.15. Площадь помещения ремонтной мастерской принимается
равной 10-12 % от площади машинного зала.
7.16. Площади помещений
станции пожаротушения, административно-бытовых, кладовой и других принимаются
по соответствующим СНиП.
7.17. Для приготовления и хранения растворов для дезинфекции
отходов и сточных вод из ямы бункера необходимо предусмотреть помещение
площадью не менее 10 м2.
7.18.
Установка промышленного телевидения определяется производственной
необходимостью.
7.19. Мусоросжигательная станция должна иметь несгораемые
ограждающие конструкции с пределом огнестойкости не менее I ч. В машинном зале, в помещении бункера-накопителя
и станции пожаротушения устраиваются обособленные выходы наружу.
7.20. Рядом с мусоросжигательной станцией необходимо
предусмотреть площадку для временного хранения в контейнерах суточного
накопления золы и шлака из расчета 0,8 м2 на один контейнер емкостью
0,75 - 1 м3.
7.21. Полы в машинном зале и в помещении бункера-накопителя
должны быть водостойкими, не скользкими и легко очищаться от пыли и мусора.
7.22. Проектирование систем теплоснабжения и вентиляции
следует осуществлять в соответствии с требованиями глав СНиП "Тепловые сети", "Горячее
водоснабжение", "Отопление, вентиляция и кондиционирование
воздуха" и других нормативных документов.
7.23. В том случае, когда МСС проектируется для международного
аэропорта и в ней предполагается сжигание большого количества (свыше 5 т в
сутки) отходов из карантинно-дезифекционного пункта, аэровокзала и самолетов,
то в составе помещений МСС (см. п.7.11)
необходимо предусматривать специальную, изолированную камеру для мойки
контейнеров и временного хранения (не более суток) твердых отходов из указанных
объектов. Смешивать эти отходы с другими отходами аэропорта запрещается.
Твердые отходы в количестве менее 5 т в сутки допускается хранить и
транспортировать в плотной полиэтиленовой упаковке (мешках).
Площадь камеры определяется расчетом и принимается не менее
6 м2 . Пол камеры должен быть водонепроницаемым и выполнен с
уклонами к трапу сливного приямка, соединенного с системой канализации
аэропорта.
Сточные воды от мойки и дезинфекции контейнеров и
мусоросборной камеры перед сбросом в канализацию в обязательном порядке должны
пройти дополнительное обеззараживание в сливном приямке, для чего выпуск из
приямка необходимо оборудовать специальным механическим или электромеханическим
затвором. Затвор должен открываться на слив только по истечении срока,
установленного санитарными органами и необходимого для уничтожения возможных
возбудителей инфекционных заболеваний. Этот же срок, а также количество
обрабатываемых контейнеров в течение суток определяют необходимый объем
сливного приямка.
Доступ насекомых и грызунов в мусоросборную камеру должен
быть исключен.
В мусоросборную камеру необходимо подвести холодную и
горячую воду для мойки контейнеров и уборки камеры. Сеть холодного и горячего
водоснабжения должна быть рассчитана на пропускную способность до 25 м3/ч.
7.24. При проектировании станции должны соблюдаться
противопожарные требования, изложенные в соответствующих главах СНиП.
7.25. Водоснабжение для целей пожаротушения необходимо
проектировать по СНиП "Водоснабжение.
Наружные сети и сооружения", "Внутренний водопровод и канализация зданий".
8. САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА
8.1. Санитарно-защитная зона (СЗЗ)
устанавливается в тех случаях, когда МСС располагается вблизи границы жилой
застройки или служебно-технической территории (СТТ) аэропорта, а также в том
случае, когда рядом с МСС имеются посадки фруктовых деревьев и других сельскохозяйственных
культур.
8.2. На размер СЗЗ влияют следующие факторы:
фоновая концентрация (без учета влияния выбросов из трубы
МСС) вредных веществ;
эффективность имеющихся или предусматриваемых для
осуществления методов очистки выбросов в атмосферу;
способ очистки газовых выбросов;
расположение указанных в п.
8.1 объектов с подветренной стороны по отношению к МСС;
роза ветров и другие неблагоприятные местные условия
(например, частые туманы или штили, среднегодовая .скорость ветров);
количество выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ
(особенно обладающих эффектом суммации вредного действия);
высота трубы МСС.
8.3. Существующие (фоновые) загрязнения
атмосферного воздуха в районе аэропорта устанавливаются местными органами
санитарно-эпидемиологической или гидрометеорологической служб . При
отсутствии таких данных фоновые концентрации Сф по основным
веществам (пыли, золы, окислам азота, окиси углерода и сернистому ангидриду)
следует принимать в аэропортах I-III класса 0,5, а в
аэропортах IV и V класса 0,3 предельно
допустимой концентрации (ПДК). Этот фон создают продукты сгорания топлива в
котельной и двигателях воздушных судов.
8.4. Территория СЗЗ должна быть благоустроена и озеленена по
проекту благоустройства, разрабатываемому одновременно с проектом строительства
МСС в соответствии с требованиями СНиП по проектированию генеральных планов
промышленных предприятий.
8.5. Размеры
СЗЗ определяются расчетом в соответствии с требованиями СН 369-74 для самых
неблагоприятных метеорологических условий. Внешняя граница СЗЗ, т.е. расстояние
l от источника до объектов, указанных в п. 8.1,
определяется по формуле
|
(10)
|
где Lo
- расчетное расстояние, м, от источников выброса до границы санитарно-защитной
зоны;
Р - среднегодовая повторяемость направлений ветров
одного румба, %;
Ро - повторяемость направлений ветров
одного румба, %, при восьми румбовой розе ветров Ро =
12,5%.
8.6. Величина Lo (радиус круговой СЗЗ) определяется расчетом по
СН 369-74 для участков территории, на которых концентрация веществ С1
= ПДК - Сф.
Наиболее точная граница СЗЗ получается при расчете на ЭВМ по
программам "Эфир" или УПРЗА-1-ЕС, которые осуществляют расчет
концентраций при нескольких значениях скоростей ветра, выбирают опасное направление
ветра, указывает источники, дающие максимальный вклад в загазованность
территории аэропорта, позволяют определить графически размеры СЗЗ, а также
значение концентрации вещества в любой точке, как внутри СЗЗ, так и вне ее.
8.7. Величина радиуса Lo круговой СЗЗ, рассчитанная на ЭВМ с учетом
условия п. 8.3 для МСС различной
производительности, приведена в табл. 3.
Окончательный контур СЗЗ формируется с учетом повторяемости
направлений ветра и данных расчета по формуле (10).
Источник информации: https://internet-law.ru/stroyka/text/46212
На эту страницу сайта можно сделать ссылку:
На правах рекламы:
|