Постановление
Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 712
Об утверждении Положения о
государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий
(с
изменениями от 22 апреля 2009 г.)
Правительство
Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение
о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Председатель
Правительства Российской Федерации М.
Фрадков
Положение о государственном надзоре
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
1. Государственный
надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее - государственный надзор в области
защиты от чрезвычайных ситуаций) осуществляется в соответствии с задачами, возложенными
на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в
случае их возникновения.
Постановлением Правительства РФ от 22 апреля
2009 г. N
346 пункт 2 настоящего Положения изложен в новой редакции
2. Государственный надзор
в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий и его территориальные органы (далее - органы государственного надзора в
области защиты от чрезвычайных ситуаций).
3. Органы государственного
надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководствуются в своей
деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми
актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение
задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также настоящим Положением.
4. Органы
государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах
своих полномочий:
а) организуют и
осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в
области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения
чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах
жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и
средств к действиям в случае их возникновения;
б) участвуют в
рассмотрении проектов программ социально-экономического развития территорий,
федеральных и региональных целевых программ, а также приоритетных научных и
научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) организуют и
осуществляют проведение на потенциально опасных объектах и объектах
жизнеобеспечения населения комплексных проверок в области защиты от
чрезвычайных ситуаций с участием представителей заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
г) взаимодействуют при
осуществлении государственного надзора в области защиты от чрезвычайных
ситуаций с органами государственного пожарного надзора;
д) организуют и
проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты
от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов,
устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений
органов государственной власти;
е) информируют органы
государственной власти и население о принимаемых и принятых мерах в области
предупреждения чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и
средств к действиям в случае их возникновения;
ж) осуществляют взаимодействие
с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области
защиты от чрезвычайных ситуаций;
з) проводят анализ
эффективности выполнения требований нормативных правовых актов в области защиты
от чрезвычайных ситуаций;
и) проводят анализ
деятельности по прогнозированию чрезвычайных ситуаций, разработке и внедрению
показателей риска чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, на
потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения,
разрабатывают предложения по повышению эффективности мер, направленных на
совершенствование профилактической деятельности в области предупреждения
чрезвычайных ситуаций;
к) осуществляют
подготовку заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной
безопасности опасных производственных объектов, а также по результатам
проведения специализированной экспертизы градостроительной, предпроектной и
проектной документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
л) рассматривают в
установленном порядке обращения, жалобы граждан и юридических лиц.
5. Государственный
надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется лицами,
перечень должностей которых утверждается Министром Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий.
6. Должностные лица
органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в
пределах своей компетенции имеют право:
а) осуществлять
проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций,
готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их
возникновения;
б) запрашивать
необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления и организациями требований в
области защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) выдавать
организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от
чрезвычайных ситуаций;
г) принимать участие в
работе комиссий по установлению причин возникновения чрезвычайных ситуаций
техногенного характера и комиссий по проведению пуско-наладочных работ,
испытаний и приемке потенциально опасных объектов в эксплуатацию;
д) прекращать
кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность
филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица,
производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий и
сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг,
если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью
людей, возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и если
предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;
е) направлять органам,
осуществляющим в соответствии с законодательством
Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, предложения о
приостановлении действия лицензии на осуществление опасного вида деятельности в
случае невыполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
ж) составлять
протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Должностные лица
органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций
обязаны:
а) использовать
своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению,
обнаружению и пресечению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
б) не разглашать
информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну,
которая может стать им известна при осуществлении государственного надзора в
области защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) осуществлять в ходе
проведения мероприятий по надзору разъяснительную работу по применению законодательства
Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
г) соблюдать права и
законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;
д) не препятствовать
представителям юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его
представителю присутствовать при проведении мероприятий по надзору, давать
разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
е) знакомить
должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей либо их
представителей с результатами проведения мероприятий по надзору;
ж) выполнять
требования законодательства Российской Федерации, требования нормативных
правовых актов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по
организации и осуществлению государственного надзора в области защиты от
чрезвычайных ситуаций;
з) доказывать
законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
и) осуществлять в
установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность
юридического лица или индивидуального предпринимателя в области защиты от
чрезвычайных ситуаций;
к) осуществлять в
пределах своей компетенции взаимодействие с другими надзорными органами и
органами исполнительной власти Российской Федерации;
л) анализировать
организацию работы в области защиты от чрезвычайных ситуаций на поднадзорных
(подконтрольных) объектах;
м) выполнять иные
обязанности по надзору в области защиты от чрезвычайных ситуаций, установленные
законодательством Российской Федерации.
8. Должностные лица
органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций несут
установленную законодательством Российской Федерации ответственность за
невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и функций.
9. Указания и
распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного надзора в
области защиты от чрезвычайных ситуаций обязательны для исполнения нижестоящими
должностными лицами.
10. Решения и
требования должностных лиц органов государственного надзора в области защиты от
чрезвычайных ситуаций по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны
для организаций и граждан.
11. Решения
должностных лиц органов государственного надзора в области защиты от
чрезвычайных ситуаций могут быть обжалованы в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.
12. Запрещаются любые
воздействия на должностных лиц органов государственного надзора в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, препятствующие правомерному выполнению ими
должностных обязанностей, или вмешательство в каком бы то ни было виде в их
деятельность.
13. Должностные лица
органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций
назначаются и освобождаются от должности в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.
14. Квалификационные
требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей должностными лицами органов государственного надзора в
области защиты от чрезвычайных ситуаций, устанавливаются Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
15. Государственный
надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций в отношении специальных
объектов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти,
осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.