ОДМ 218.1.001-2005
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ
АГЕНТСТВО
(Росавтодор)
МОСКВА 2005
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН: Техническим
комитетом по стандартизации ТК-418 «Дорожное хозяйство», Московским
автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом),
Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) с учетом замечаний и
предложений ФГУ «Росдортехнология», Российского союза научных и инженерных
обществ, Российской академии транспорта, Российской ассоциации территориальных
органов управления автомобильными дорогами «Радор», Российской ассоциации
подрядных организаций в дорожном хозяйстве «Аспор», Ассоциации проектных
организаций «Родос», ОАО «Гипродорнии», ГП «Росдорнии», Дортранснии Ростовского
ГСУ
2. СОГЛАСОВАН: Национальным институтом
технического регулирования от 01.07.2005г. № 04/64
3. ВНЕСЕН: Управлением
организации научно-технических исследований и конкурсов и Управлением имущества
и правового обеспечения Федерального дорожного агентства
4. ИЗДАН на основании
распоряжения Федерального дорожного агентства от 08 июля 2005 г. №
ОБ-158-р
5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР
Содержание
Отраслевой дорожный
методический документ «Рекомендации по разработке и применению документов технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства» (далее - методический документ)
разработан в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом
регулировании» (далее - ФЗ «О техническом регулировании»)
и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
Настоящий методический
документ разъясняет и определяет принципы применения и соблюдения норм в сфере
дорожного хозяйства с учетом действия ФЗ «О техническом регулировании»,
а также классификацию, порядок разработки, экспертизы, регистрации, издания,
обновления, отмены и применения документов технического регулирования в
указанной сфере.
В настоящем методическом
документе использованы ссылки на следующие документы:
а) Федеральный закон от
27.12.2002 № 184-ФЗ
«О техническом регулировании»
б) ГОСТ
Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные
Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
в) ГОСТ
Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций.
Общие положения
г) ГОСТ
Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные
Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
д) ГОСТ
Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и
рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения,
пересмотра и отмены
е) ГОСТ Р
1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
В настоящем методическом
документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Дорожное хозяйство -
комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской
Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование,
изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание
автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований,
подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку
материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией,
ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Техническое регулирование -
правовое регулирование отношений в области установления, применения и
исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и
применения на добровольной основе требований к продукции, процессам
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в
области оценки соответствия (статья 2 ФЗ «О техническом
регулировании»).
Технический регламент -
документ, который принят международным договором Российской Федерации,
ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, или федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации,
или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные
для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования
(продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)
(статья 2 ФЗ
«О техническом регулировании»).
Стандарт - документ, в
котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются
характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ
или оказания услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии,
символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (статья 2
ФЗ «О
техническом регулировании»).
Национальный стандарт
Российской Федерации - стандарт, утвержденный Национальным органом Российской
Федерации по стандартизации (статья 2 ФЗ «О техническом
регулировании»).
Стандарт организации -
стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а
также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции,
выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования
полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний),
измерений и разработок (ГОСТ Р
1.12-2004).
Отраслевой дорожный
методический документ - акт рекомендательного характера, изданный распоряжением
федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий
методологию и положения нормативных правовых актов технического регулирования и
(или) содержащий технические рекомендации в области проектирования,
строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания, автомобильных
дорог и искусственных сооружений на них.
а) В соответствии со статьей
3 ФЗ «О
техническом регулировании» техническое регулирование осуществляется в соответствии
с принципами:
- применения единых правил
установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию
услуг;
- соответствия технического
регулирования уровню развития национальной экономики, развития
материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- независимости органов по
аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей
и приобретателей;
- единой системы и правил
аккредитации;
- единства правил и методов
исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной
оценки соответствия;
- единства применения
требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости ограничения
конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимости совмещения
полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимости совмещения
одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимости
внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением
требований технических регламентов.
б) В соответствии со
статьями 4, 8 и 13 ФЗ
«О техническом регулировании» к основным документам системы технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства относятся:
- технические регламенты
(общие и специальные);
- национальные стандарты,
правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации, общероссийские
классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций;
- акты рекомендательного
характера, издаваемые распоряжением федерального органа исполнительной власти в
дорожном хозяйстве.
в) В соответствии со
статьями 6 и 8 ФЗ
«О техническом регулировании» обязательные требования к отдельным видам
продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических
регламентов и специальных технических регламентов.
Требования общих технических
регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов
продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации.
Специальные технические
регламенты устанавливают обязательные требования только к тем отдельным видам
продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска
причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
Технические регламенты
принимаются только в целях:
- защиты жизни и здоровья
граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или
муниципального имущества;
- охраны окружающей среды,
жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий,
вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические регламенты
применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или)
места происхождения продукции, осуществления процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или
особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся
изготовителями, продавцами, приобретателями.
г) В соответствии со статьей
15 ФЗ «О
техническом регулировании» и ГОСТ
Р 1.2-2004 национальные стандарты применяются на добровольной основе равным
образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения
продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов
или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями,
продавцами, приобретателями.
д) В соответствии с ГОСТ
Р 1.10-2004 и ГОСТ Р
1.12-2004 правила (нормы) стандартизации устанавливают обязательные для
применения организационно-методические положения, которые дополняют или
конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и
определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации на период до
принятия соответствующих специальных технических регламентов, после чего данные
положения должны быть утверждены постановлением Правительства Российской Федерации.
е) В соответствии с ГОСТ
Р 1.10-2004 и ГОСТ Р
1.12-2004 рекомендации по стандартизации содержат советы
организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по
стандартизации и способствуют применению основополагающего национального
стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно
проверить на практике до их установления в основополагающем национальном
стандарте.
ж) В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677
общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации
(далее - общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный
перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных
группировок и направлены для применения при создании государственных
информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене
информацией.
и) В соответствии со статьей
17 ФЗ «О
техническом регулировании» и ГОСТ
Р 1.4-2004 стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере
независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления
процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и
(или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами,
приобретателями.
Стандарты организаций
применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования
производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания
услуг, а также для распространения и использования полученных в различных
областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Стандарты организации,
принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в
обязательном порядке.
Стандарты профессиональных
научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов, инженерных обществ и
других объединений юридических лиц обязательны для организаций, являющихся
членами этих объединений и официально подтвердивших готовность принять на себя
эти обязательства.
к) Документы рекомендательного
характера (далее - отраслевые дорожные методические документы) в сфере
дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для целей разъяснения
методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных
документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.
л) Совокупность документов
системы технического регулирования, обеспечивающих функционирование дорожного
хозяйства, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Документы технического
регулирования, применяемые в дорожном хозяйстве
№ п/п
|
Наименование
документа
|
Утверждающая
инстанция
|
Назначение
документа
|
Технические
регламенты
|
а)
|
Общие
технические регламенты
|
Принимаются международным
договором Российской Федерации, федеральным законом, Указом Президента
Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации
(статья 2 ФЗ «О техническом регулировании»)
|
Устанавливает
обязательные для применения и исполнения требования по вопросам:
|
- безопасной
эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
|
- безопасной
эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования
прилегающих к ним территорий;
|
- пожарной
безопасности;
|
-
биологической безопасности;
|
-
электромагнитной совместимости;
|
-
экологической безопасности;
|
- ядерной и
радиационной безопасности
|
б)
|
Специальные
технические регламенты
|
|
Устанавливают
требования только к тем объектам технического регулирования, в отношении
которых цели, определенные для принятия технических регламентов, не
обеспечиваются требованиями общих технических регламентов
|
Документы в
области стандартизации
|
в)
|
Национальные
стандарты
|
Утверждаются
Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (статья 14 ФЗ
«О техническом регулировании»)
|
Документ, в
котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются
характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может содержать требования к
терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их
нанесения. Национальные стандарты обеспечивают доказательную базу специальных
технических регламентов в сфере дорожного хозяйства в случаях, если в
регламентах на них имеется ссылка.
|
г)
|
Правила
(нормы) в области стандартизации
|
Утверждаются
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ
Р 1.10)
|
Устанавливают
обязательные для применения организационно-методические положения, которые
дополняют или конкретизируют отдельные положения - основополагающего
национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по
стандартизации.
|
д)
|
Рекомендации
по стандартизации
|
Утверждаются
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ
Р 1.10)
|
Содержат
советы организационно-методического характера, которые касаются проведения
работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего
национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно
предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем
национальном стандарте
|
е)
|
Общероссийские
классификаторы технико-экономической и социальной информации
|
Принимаются
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (постановление
Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года№ 677)
|
Устанавливают
систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и
(или) классификационных группировок и направлены для применения при создании
государственных информационных систем и информационных ресурсов и
межведомственном обмене информацией
|
ж)
|
Стандарты
организаций
|
Принимаются
организациями самостоятельно на основании п. 1 статьи 17 ФЗ
«О техническом регулировании» и могут согласовываться с
федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, (необходимость согласования определяется
организацией)
|
Применяются
для целей совершенствования производства
и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также
для распространения и использования
полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний),
измерений и разработок.
|
-
|
Стандарты
профессиональных научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и
т.п.
|
-
|
Стандарты
конкретных субъектов хозяйственной деятельности
|
Акты
рекомендательного характера
|
и)
|
Отраслевой
дорожный методический документ:
|
Издается
федеральным органом исполнительной
власти в области дорожного хозяйства на основании п. 3 статьи 4 ФЗ
«О техническом регулировании»
|
Применяются на
добровольной основе для целей разъяснения методологии и положений
нормативно-правовых актов, других документов системы технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства
|
-
|
Отраслевой дорожный
методический документ по организации технического регулирования в сфере
дорожного хозяйства
|
Систематизирует
отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняет
положения организационно-технических основ технического регулирования в сфере
дорожного хозяйства
|
-
|
Отраслевой
дорожный методический документ по автомобильным дорогам, конструкциям и
искусственным сооружениям на них
|
Содержит
методики расчета и (или) разъясняет положения, устанавливающие нормативные
параметры конструкций автомобильных дорог и искусственных сооружений на них,
а также - к их транспортно-эксплуатационному состоянию
|
-
|
Отраслевой
дорожный методический документ по ресурсам, используемым в дорожном
хозяйстве, и их сбережению
|
Содержит методики
расчета и (или) разъясняет положения технических и технико-экономических
нормируемых параметров ресурсов и их сбережение
|
-
|
Отраслевой
дорожный методический документ по дорожным и мостовым работам (услугам)
|
Содержит
методики расчета и (или) разъясняет положения технических параметров по
выполнению работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них
|
-
|
Отраслевой
дорожный методический документ по технологиям, используемым в дорожном
хозяйстве
|
Содержит технические
рекомендации по технологическим процессам выполнения работ на автомобильных
дорогах и искусственных сооружениях на них
|
-
|
Отраслевой
дорожный методический документ по обеспечению в дорожном хозяйстве
специальных условий
|
Содержит технические
рекомендации по обеспечению в дорожном хозяйстве выполнения специальных
государственно-регулируемых функций
|
-
|
Отраслевой
дорожный методический документ по оценке соответствия, аккредитации, сертификации
и контроля за соблюдением требований технических регламентов в дорожном
хозяйстве
|
Содержит технические
рекомендации и (или) разъясняет положения в области соответствия,
аккредитации, сертификации и контроля за соблюдением требований технических
регламентов в дорожном хозяйстве
|
-
|
Отраслевой
дорожный методический документ по информационному обеспечению в дорожном
хозяйстве
|
Содержит положения по сбору, обработке, хранению и использованию
банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования
интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве
|
а) Межгосударственные
стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р),
принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами и на
переходный период (до вступления в силу соответствующих технических
регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей
целям (статья 46 ФЗ
«О техническом регулировании»):
- защиты жизни и здоровья
граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или
муниципального имущества;
- охраны окружающей среды,
жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий,
вводящих в заблуждение приобретателей.
б) В переходный период (до
вступления в силу соответствующих технических регламентов) в дорожном хозяйстве
продолжают действовать на добровольной основе, за исключением обязательных
требований, соответствующих целям в пункте а)
настоящего раздела, следующие категории нормативных документов:
- отраслевые стандарты
дорожного хозяйства (ОСТ);
- строительные нормы и
правила (СНиП);
- санитарные нормы и правила
(СанПиН);
- отраслевые дорожные нормы
(ОДН);
- ведомственные строительные
нормы (ВСН);
- нормативные документы других
ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае их регистрации
Минюстом России;
- отраслевые дорожные
методические документы (ОДМ);
- стандарты субъектов
Российской Федерации;
- нормы субъектов Российской
Федерации;
- стандарты предприятий
дорожного хозяйства (СТП);
- технические условия (ТУ).
В данные категории
нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение
переходного периода положения данных нормативных документов должны быть
переведены либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо
правила (нормы) в области стандартизации, либо в рекомендации по
стандартизации, либо в общероссийские классификаторы технико-экономической и
социальной информации, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные
методические документы в соответствии с принципами технического регулирования.
В случае ссылки на
вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной)
документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения
сторонами, заключившими данный договор (контракт).
а) Для оптимизации и
систематизации работ отраслевые дорожные методические документы дорожного
хозяйства (далее - ОДМ) классифицируют по классификационным группам,
приведенным в таблице 2.
Таблица 2
Классификационные группы
отраслевых дорожных методических документов
Классификационная группа
|
Наименование классификационной группы
|
1
|
Организация технического регулирования в сфере дорожного хозяйства
|
2
|
Автомобильные дороги, конструкции и искусственные сооружения на них
|
3
|
Ресурсы, используемые в дорожном хозяйстве, и их сбережение
|
4
|
Дорожные и мостовые работы (услуги)
|
5
|
Технологии, используемые в дорожном хозяйстве
|
6
|
Обеспечение в дорожном хозяйстве специальных условий производства
|
7
|
Оценка соответствия, в т.ч. аккредитация, сертификация и контроль за соблюдением
требований технических регламентов в дорожном хозяйстве
|
8
|
Информационное обеспечение в дорожном хозяйстве
|
9
|
Другие
|
б) В ОДМ классификационной группы 1
систематизируются отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и
разъясняются положения организационно-технических основ технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства.
в) В ОДМ классификационной
группы 2
разъясняются положения, устанавливающие:
вI) параметры
конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам:
- земляное полотно;
- дорожная одежда;
- дренаж и водоотвод.
вII)
параметры искусственных сооружений по составляющим компонентам:
- тоннели и трубы;
- мосты, путепроводы и
эстакады;
- защитные сооружения;
- объекты сервиса и элементы
обустройства автомобильных дорог.
вIII)
нормируемые параметры транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных
дорог и искусственных сооружений на них.
г) ОДМ классификационной
группы 3
разъясняют положения технических и технико-экономических параметров ресурсов,
используемых в дорожном хозяйстве, и их сбережения:
- энергия;
- сырье;
- материалы;
- изделия и конструкции;
- рабочая сила.
д) ОДМ классификационной группы 4 разъясняют
положения технических параметров выполнения работ на автомобильных дорогах и
искусственных сооружениях на них (мосты, тоннели, эстакады и др.):
- строительство;
- реконструкция;
- модернизация;
- ремонт;
- содержание;
- утилизация.
е) ОДМ классификационной группы 5
разъясняют положения по технологическим процессам выполнения работ на
автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них.
ж) ОДМ классификационной группы
6 разъясняют положения по обеспечению в дорожном хозяйстве выполнения
специальных государственно-регулируемых функций:
- обеспечение безопасности
автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по
дорогам;
- обеспечение экологической
безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов
движения по автомобильным дорогам;
- обеспечение единства
измерений.
и) ОДМ классификационной группы
7 разъясняют положения организационно-технических и других требований в
области оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, сертификации и контроля за
соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве.
к) ОДМ классификационной группы 8
разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков
данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной
интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.
а) Общие и специальные технические
регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в порядке,
установленном статьями 9 и 10 ФЗ «О техническом
регулировании».
б) Правила разработки
национальных стандартов Российской Федерации определены в статье 16 Федерального
закона «О техническом регулировании». При этом проекты национальных
стандартов Российской Федерации, относящиеся к сфере дорожного хозяйства, в
соответствии со статьей 16 ФЗ «О техническом
регулировании» представляются разработчиками в ТК-418 для организации
проведения экспертизы.
В случае ссылки на
утвержденные национальные стандарты в договорной (контрактной) документации,
положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами,
заключившими данный договор (контракт).
в) Общероссийские
классификаторы разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и
применяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 10 ноября 2003 г. № 677.
г) Правила стандартизации и рекомендации
по стандартизации разрабатываются, утверждаются, изменяются, пересматриваются и
отменяются в порядке, установленном ГОСТ
Р 1.10-2004.
д) Стандарты организаций
разрабатываются, утверждаются, учитываются, изменяются и отменяются
организациями самостоятельно с учетом положений статей 12 и 12 ФЗ «О
техническом регулировании» и ГОСТ
1.4-2004.
Стандарты организации могут
разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и
оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую
данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые
данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в
соответствии с заключенными договорами (контрактами) (ГОСТ
Р 1.4-2004),
В случае ссылки на
утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации,
положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами,
заключившими данный договор (контракт).
По решению организации
утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган исполнительной
власти в области дорожного хозяйства для согласования в порядке, изложенном в разделе
8 настоящего методического документа.
е) ОДМ разрабатываются в
порядке, изложенном в разделах
9 и 10
настоящих рекомендаций. В случае ссылки на официально принятые ОДМ в договорной
(контрактной) документации, положения данных документов становятся
обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
а) Разработчиком проекта стандарта
организации может быть любое юридическое и (или) физическое лицо, прежде всего
организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею
стандарта организации.
Разработанный проект
стандарта организации с пояснительной запиской такая организация может
разослать на отзыв заинтересованным субъектам хозяйственной деятельности
дорожного хозяйства и другим организациям для возможно полного учета их опыта и
интересов.
б) Перед утверждением
организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею
стандарта организации, вправе направить окончательную редакцию проекта
стандарта организации с пояснительной запиской, поступившими предложениями и
замечаниями, со сводкой отзывов в федеральный орган исполнительной власти в
области дорожного хозяйства на согласование.
В случае, когда
разработанный проект стандарта организации является стандартом профессиональных
научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и других объединений
юридических лиц, то дополнительно в федеральный орган исполнительной власти в
области дорожного хозяйства исполнительным органом таких объединений
направляется список организаций (с указанием их реквизитов) - участников
вышеперечисленных организаций, ассоциаций и других объединений юридических лиц,
готовых принять на себя обязательства соблюдения данного стандарта организации.
В пояснительной записке к
проекту стандарта приводят:
- наименование стандарта
организации;
- название
организации-разработчика (или паспортные данные физического лица);
- контактное лицо от
организации-разработчика (или физическое лицо);
- основание для разработки
проекта стандарта организации;
- краткую характеристику
объекта стандартизации;
- сведения о соответствии
проекта стандарта организации законодательству Российской Федерации,
обязательным требованиям принятых технических регламентов, а также национальным
стандартам;
- сведения о рассылке на
отзыв проекта стандарта организации и обобщенную характеристику принципиальных
замечаний и предложений (сводку замечаний);
- подписи руководителя (зам.
руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя (или
физического лица - разработчика).
Построение, изложение,
оформление и содержание стандартов организаций осуществляется по ГОСТ
Р 1.5-2004.
в) Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект
стандарта организации на предмет соответствия:
- действующим федеральным
законам, действующим техническим регламентам;
- целям и принципам
стандартизации, в том числе положениям, установленным настоящим методическим
документом;
- правилам и нормам, рекомендациям
и классификациям в области стандартизации, общероссийским классификаторам;
- ГОСТ
Р 1.5-2004;
- действующим национальным
стандартам, нормативным и методическим документам, включая рекомендации
настоящего ОДМ, в части показателей потребительских свойств продукции.
При рассмотрении комплекта
документов, упомянутых в п. б) раздела 8,
федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства в
установленном порядке организовывает экспертизу всех представленных материалов
научными, проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в
том числе Техническим комитетом по стандартизации «Дорожное хозяйство» ТК-418.
г) В случае соответствия
проекта стандарта организации позициям, указанным в п.
в) раздела 8,
федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства
согласовывает его письмом за подписью заместителя руководителя федерального
органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства или начальника
профильного подразделения его центрального аппарата.
В случае если стандарт
организации отклонен, мотивированное решение федерального органа исполнительной
власти в дорожном хозяйстве с приложением замечаний в письменной форме
направляется в организацию, представившую на согласование проект своего
стандарта.
д) Внесение изменений в
стандарт организации и его пересмотр осуществляют в порядке, установленном для
разработки стандартов организации (ГОСТ
Р 1.4-2004).
При наличии согласования
стандарта федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства инициатор внесения изменений в стандарт направляет мотивированное
обращение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного
хозяйства, в который вносится предложение по внесению изменений в стандарт
организации с изложением объективных причин и технико-экономическим
обоснованием.
Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения
внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому
предложению может согласовать изменения в стандарт организации.
ж) Отмена стандарта
организации проводится в установленном порядке и осуществляется организацией,
утвердившей данный стандарт.
При наличии согласования
стандарта организации федеральным органом исполнительной власти в области
дорожного хозяйства инициатор отмены стандарта организации направляет
мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области
дорожного хозяйства, в который вносится предложение по отмене стандарта
организации с изложением объективных причин и технико-экономическим
обоснованием.
Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения
внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому
предложению может отозвать свое согласование.
з) В случае выхода или
вступления новых участников в профессиональные научные, общественные,
инженерные организации, ассоциации и другие объединения юридических лиц,
готовых принять на себя обязательства по соблюдению ранее согласованного
федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства
стандарта организации, исполнительным органом указанных организаций
направляется официальное уведомление в федеральный орган исполнительной власти
в области дорожного хозяйства с указанием наименования этого стандарта, ссылкой
на имеющееся согласование и реквизитов выбывших участников или новых
участников, принимающих на себя обязательства соблюдения стандарта организации.
и) Стандарты организаций,
согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства, применяются наряду с изданными в дорожном хозяйстве в установленном
порядке ОДМ. При этом на титульном листе (или в предисловии) стандарта
организации могут указываться реквизиты официального согласования федерального
органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства, полученного в
соответствии с п. г) раздела 8
настоящего методического документа.
к) Отсутствие согласования
федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства не
исключает возможности принятия стандарта организации.
а) Организация разработки
ОДМ включает в себя подготовку и представление заявок на разработку данного
документа в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в
области дорожного хозяйства в соответствии с установленным регламентом данной
процедуры.
Предпочтение для разработки
получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности,
обладающие наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим
потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической
информацией.
Разработка ОДМ может
проводиться и представляться на рассмотрение в федеральный орган исполнительной
власти, в области дорожного хозяйства любой организацией в инициативном порядке
при условии соблюдения рекомендаций настоящего методического документа.
б) Организация, получившая
заказ на разработку (размещение государственного заказа осуществляется путем
проведения конкурсов), формирует рабочую группу, готовит проект ОДМ (первую
редакцию) с пояснительной запиской к нему и рассылает на отзыв в
заинтересованные организации.
В пояснительной записке
приводятся:
- наименование документа;
- название
организации-разработчика;
- контактное лицо от
организации-разработчика;
- основание для разработки
документа;
- краткая характеристика
объекта рекомендаций (ОДМ);
- сведения о взаимодействии с
техническими регламентами, национальными стандартами и стандартами организаций,
согласованными с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства;
- сведения о рассылке на
отзыв проекта документа и обобщенная характеристика принципиальных замечаний и
предложений (сводка замечаний);
- подписи руководителя
(заместителя руководителя) организации-разработчика и ответственного
исполнителя.
в) Построение, изложение и
оформление ОДМ осуществляется согласно ГОСТ
Р 1.5-2004 и настоящему методическому документу.
В структуру ОДМ входят:
титульный лист, предисловие, содержание, область применения, нормативные ссылки,
определения, содержательная часть документа (может состоять из нескольких
глав), ключевые слова, приложения.
Титульный лист ОДМ оформляют
в соответствии с Приложением А.
Наименование ОДМ должно быть кратким (Приложение Б), точно характеризовать область
распространения и обеспечивать правильное отнесение документа к конкретной
классификационной группе по таблицам
1и 2.
В предисловии к ОДМ
приводятся: состав разработчиков проекта документа, сведения о согласовании,
основание для издания, данного ОДМ, указание о рекомендательном характере
документа, а также информация о новизне документа («вводится впервые») или об
отмене предшествующих («взамен»).
В структурный элемент
«Нормативные ссылки» включаются: общие и специальные технические регламенты,
национальные стандарты, отраслевые дорожные методические документы и другие
нормативно-технические документы (в том числе в установленном порядке
согласованные федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства).
г) Организация-разработчик с
учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта ОДМ и
представляет ее вместе с пояснительной запиской в федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства, который в установленном
порядке организовывает экспертизу всех представленных материалов научными,
проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе в
ТК-418.
д) Экспертиза окончательной
редакции проекта ОДМ проводится на соответствие:
- действующим федеральным
законам и техническим регламентам;
- целям и принципам системы
технического регулирования в сфере дорожного хозяйства, в том числе положениям,
установленным настоящим методическим документом;
- правилам и нормам,
рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским
классификаторам;
- действующим национальным
стандартам, стандартам организаций, согласованным с федеральным органом
исполнительной власти в области дорожного хозяйства, нормативным и методическим
документам, включая рекомендации настоящего ОДМ.
е) Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект ОДМ,
результаты проведенной экспертизы и в случае положительного решения рекомендует
к изданию и применению ОДМ распоряжением (подписанным руководителем или
заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти в области
дорожного хозяйства).
ж) После принятия ОДМ
направляется в ТК-418 для регистрации и включения в реестр, а также в
издательство (организацию), определенное в установленном порядке федеральным
органом исполнительной власти в дорожном хозяйстве, для издания и
распространения. Информация о принятых ОДМ публикуется в периодических изданиях
федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
з) Внесение изменений в ОДМ
и его пересмотр осуществляют в том же порядке, что и разработка.
и) Отмена ОДМ проводится в
следующем порядке:
- организация-инициатор
отмены ОДМ направляет в федеральный орган исполнительной власти в области
дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (заместителем
руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене ОДМ
с изложением объективных причин;
- федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное
предложение и в случае положительного решения издает соответствующее
распоряжение и направляет его копию в ТК-418 для исключения данного документа
из реестра. Информация об отмене
ОДМ опубликовывается в периодических изданиях федерального органа
исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Обозначение отраслевых
дорожных методических документов состоит из его номера, включающего в себя:
- аббревиатуру «ОДМ»;
- трехзначное число с
точкой, обозначающее комплекс дорожного хозяйства;
- однозначное число,
обозначающее классификационную, группу документа по таблице
2 настоящего методического документа;
- трехзначное число,
обозначающее порядковый номер документа в классификационной группе;
- четырехзначное число,
обозначающее год регистрации документа.
Пример обозначения настоящего отраслевого дорожного
методического документа:
ОДМ
|
|
218
|
|
1
|
|
001
|
|
2005
|
|
|
Отраслевой дорожный методический документ
|
|
Комплекс дорожного
хозяйства
|
|
Классификационная группа «1»
|
|
Порядковый номер документа в
классификационной группе «1»
|
|
Год регистрации документа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключевые слова: дорожное хозяйство, общий и
специальный технические регламенты, национальный стандарт, отраслевой дорожный
методический документ, стандарт организации, порядок разработки и применения
обозначение документа
|
ОТРАСЛЕВОЙ
ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
|
|
наименование документа
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(Росавтодор)
МОСКВА 200_
В наименовании отраслевых
дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства не допускаются сокращения
(кроме условных обозначений продукции), математические знаки, римские цифры и
греческие буквы.
Наименования отраслевых
дорожных методических документов могут носить следующие формулировки (примеры):
1. Техническая классификация
автомобильных дорог.
2. Методические
рекомендации по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
3. Рекомендации
по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте
автомобильных дорог.
4. Руководство
по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций.
5. Правила по ремонту и
содержанию автомобильных дорог.
6. Методика испытания
противогололедных материалов.
7. Пособие
по охране окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов.
8. Технологические
карты по устройству земляного полотна и дорожных одежд автомобильных дорог.