Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54
О государственном строительном надзоре в
Российской Федерации
(с изменениями от 16 февраля 2008 г., 10 марта 2009
г.)
В соответствии со
статьей 54 Градостроительного
кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить
прилагаемое Положение об осуществлении государственного строительного надзора в
Российской Федерации.
Постановлением
Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N
204 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Федеральными
органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного
строительного надзора, являются:
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве,
реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 51 статьи 6
Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в
отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами
Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы
исполнительной власти;
Министерство обороны
Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации,
Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральные органы
исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации
возложено осуществление государственного строительного надзора.
Постановлением
Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N
204 настоящее постановление дополнено пунктом 2.1
2.1. Государственный
строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом,
осуществляемыми на территории г. Москвы, в части уникальных объектов, указанных
в абзаце втором пункта 2 настоящего постановления, до 1 января 2011 г.
осуществляется уполномоченным на это органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
3. Установить, что
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
организует научно-методическое обеспечение государственного строительного
надзора в Российской Федерации.
4. Утратил
силу.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков
Утверждено
Постановлением Правительства РФ
от 1 февраля 2006 г. № 54
Постановлением
Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N
204 в настоящее Положение внесены изменения
Положение
об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации
1. Настоящее Положение
устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в
Российской Федерации.
2. Государственный
строительный надзор осуществляется:
а) при строительстве
объектов капитального строительства, если проектная документация на их
строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49
Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной
документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение
государственной экспертизы;
б) при реконструкции,
капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная
документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов
капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии
со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3. Задачей
государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и
пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим
строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее -
подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том
числе технических регламентов, и проектной документации.
4. Предметом
государственного строительного надзора является проверка:
а) соответствия
выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе
строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального
строительства, а также результатов таких работ требованиям технических
регламентов, иных нормативных актов и проектной документации;
б) наличия разрешения
на строительство;
в) выполнения
требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской
Федерации.
4.1. В случае
отсутствия технических регламентов предметом государственного строительного
надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых
строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и
правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной
энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям
пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды,
требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям
к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правилам
инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной
безопасности, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным
правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других
нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению
при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального
строительства (далее - нормы и правила).
5. Государственный
строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти,
уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными
на осуществление государственного строительного надзора (далее - органы
государственного строительного надзора).
Если при
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального
строительства предусмотрено осуществление государственного строительного
надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках
государственного строительного надзора осуществляется государственный пожарный
надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также, за
исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской
Федерации, государственный контроль в области охраны окружающей среды
(государственный экологический контроль).
6. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на
осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор
при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в
пункте 51 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
7. Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на
осуществление государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор
за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в
пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление
государственного строительного надзора.
8. Государственный
строительный надзор осуществляется органом государственного строительного
надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса
Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии
построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального
строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных
нормативных правовых актов и проектной документации (далее - заключение о
соответствии).
Все документы,
составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного
надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного
строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе
определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам,
устанавливается Министерством
природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
9. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
10. Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных
материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта
объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических
регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых
актов и проектной документации подлежит соблюдение:
а) при строительстве -
требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных
работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей,
сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных
сетей), инженерных систем и оборудования;
б) при реконструкции -
требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства
для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций
подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального
строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;
в) при капитальном
ремонте - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального
строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ,
включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной
частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и
наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
11. Проверки
проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного
строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего
распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его
имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа
государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а
также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3
статьи 53 Градостроительного
кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц,
органов государственной власти и органов местного самоуправления.
12. Программа проверок
разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора
с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства
и выполнения работ по его строительству, реконструкции, капитальному ремонту,
условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в
соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных
нормативных правовых актов и проектной документации.
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N
87 в пункт 13 настоящего Положения внесены изменения
13. Для определения
соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и
правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации должностным лицом органа
государственного строительного надзора проверяется:
а) соблюдение
требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;
б) соблюдение порядка
проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов,
в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные
журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования
работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных
журналов, исполнительной документации устанавливается Министерством природных
ресурсов и экологии Российской Федерации;
в) устранение
выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении
государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ
требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых
актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета
приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких
нарушений;
г) соблюдение иных
требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами
(нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной
документацией.
Осуществление проверки
может быть сопряжено с проведением органом государственного строительного
надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных
работ и применяемых строительных материалов.
14. При выявлении в
результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа
государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием
для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в
соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за
допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании
указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила),
иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых
нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом
конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Иные результаты
проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного
надзора в общий и (или) специальный журналы.
15. Акт, составленный
по результатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются в
2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо
полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые
экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются
заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в
соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за
допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также
составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются
в деле органа государственного строительного надзора.
16. После завершения
строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального
строительства органом государственного строительного надзора проводится
проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и
принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче
такого заключения.
17. Орган
государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если
при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального
строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ
требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых
актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты
выдачи заключения о соответствии.
В целях получения
заключения о соответствии в отношении объектов капитального строительства,
строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществлялись в
период с 30 декабря 2004 г. по 1 января 2007 г., но разрешения на ввод в
эксплуатацию которых не получено, заявитель вправе представить органу
государственного строительного надзора документы, подтверждающие соответствие
результатов строительства и строительных материалов требованиям
законодательства, исполнение которых подлежало проверке при осуществлении
государственного контроля (надзора) в случае, если проведение такого контроля
(надзора) было предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В этом случае
подготовка заключения о соответствии или уведомления об отказе в выдаче такого
заключения осуществляется органом государственного строительного надзора с учетом
указанных документов, а сами документы прилагаются к заключению о соответствии
или отказу в выдаче заключения о соответствии.
Органы
государственного строительного надзора по запросу федеральных органов
исполнительной власти безвозмездно предоставляют им информацию о выданных
заключениях о соответствии построенных, реконструированных и капитально
отремонтированных объектов капитального строительства, содержащую сведения о
лице, которому выдано заключение, дате утверждения заключения, наименовании и адресе
(почтовом или строительном) объекта капитального строительства, в отношении
которого осуществлялся государственный строительный надзор, или об отказе в
выдаче заключения о соответствии.
18. Орган
государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о
соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта
капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных
работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных
правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до
даты выдачи заключения о соответствии.
19. Заключение о
соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом
государственного строительного надзора застройщику или заказчику в течение 10
рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в орган
государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе
в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого
отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный
правовой акт, проектную документацию.
20. Заключение о
соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в 2
экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа
государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), и
утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного
надзора.
Первый экземпляр
заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения
передается застройщику или заказчику, второй экземпляр заключения о
соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле
органа государственного строительного надзора.
21. Решение об отказе
в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком или
заказчиком в судебном порядке.
22. Государственный
строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте
объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов
хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных
объектов, гидротехнических
сооружений осуществляется в комплексе с проверками и
инспекциями, предусмотренными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере обеспечения безопасности
указанных объектов.
23. Сведения,
полученные в ходе осуществления государственного строительного надзора,
подлежат обобщению и включению в создаваемые органами государственного
строительного надзора информационные системы государственного строительного
надзора.
24. Должностные лица
органов государственного строительного надзора при проведении проверок
осуществляют следующие полномочия:
а) беспрепятственно
посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных
обязанностей;
б) требуют от заказчика,
застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ,
исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов
освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического
обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
в) требуют от
заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний,
экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно
требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
г) составляют по
результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об
устранении выявленных нарушений;
д) вносят записи о
результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
е) составляют протоколы
об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об
административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по
делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
ж) осуществляют иные
полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
25. Органы
государственного строительного надзора и их должностные лица в случае
ненадлежащего осуществления государственного строительного надзора несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение
Критерии отнесения объектов капитального
строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам
Утратило
силу.