Полное меню
Приложение Б
|
S |
АО «ДИСК» J×14 FH 36 01 02 ab123 |
Приведенный пример маркировки отражает следующую информацию о колесе:
- латинская буква I или S, заключенная в квадрат;
- изготовлено АО «ДИСК» (название условное);
- размерность обода «J»;
- неразъемная конструкция - «×»;
- код номинального посадочного диаметра «14»;
- плоская конфигурация подката (хампа) на посадочной полке и только с одной стороны- «FH» - маркировка факультативная;
- вылет обода 36 мм;
- изготовлено в январе 2002 г. «01 02»;
- заводской номер детали «ab123».
Обозначение размерности обода должно включать в себя данные в следующем порядке: обозначение размера обода, конструкцию, обозначение номинального посадочного диаметра, расположение монтажного ручья и конфигурацию посадочной полки (полок), как в приведенном выше примере J×14 FH. Допускается также приводить обозначения первых трех элементов в обратном порядке, например 14×J FH.
Указания вылета, даты производства и заводского номера детали могут быть расположены на большем расстоянии от основной маркировки.
Должны быть проведены металлургические анализы следующих видов, результаты которых должны быть зарегистрированы (см. таблицу В.1):
Таблица В.1 - Виды испытаний, которым подвергают исходный материал и готовые изделия
Материал |
Вид испытания |
Алюминиевый сплав |
а, в, д |
Магниевый сплав |
а, в, д |
а) химический анализ сырья;
б) проверка следующих механических характеристик: σ0,2, σВ и δ в зависимости от материала:
- относительное удлинение - это отношение разности длин контрольного образца после достижения момента разрыва и до начала растяжения (Lu - L0) к длине контрольного образца до начала растяжения L0,
где Lu - длина контрольного образца после разрыва при приложении растягивающего напряжения; L0 - длина контрольного образца до растяжения;
- предел текучести или непропорционального удлинения σ: напряжение, при котором непропорциональное удлинение (остаточная деформация) равно установленному проценту длины базы тензометра Le. Используемый символ дополняют индексом, указывающим предписанное значение остаточного удлинения, например σ0,2;
- предел прочности σВ: напряжение, соответствующее максимальному усилию при разрушении контрольного образца;
в) проверка следующих механических характеристик: σ0,2, σВ и δ на контрольных образцах, изготовленных из материала, взятого в качестве фрагмента готового изделия: колеса из дисковой его части или из зоны, переходной от диска к ободу, или из зоны возможного разрушения при его наличии;
г) анализ металлургических дефектов и структуры исходного материала;
д) анализ металлургических дефектов и структуры материала контрольных образцов, изготовленных из материала, взятого в качестве фрагмента готового изделия: колеса из ступичной его части или из зоны, переходной от ступицы к ободу, или из зоны возможного разрушения при его наличии.
Г.1 Испытания проводят посредством воздействия на изделие соляного раствора в соответствии с [1] в течение 240 ч.
Г.1.1 Подготовка образцов
На образцы колес с заводским покрытием, взятые с производства, наносят сетки в виде пересекающихся царапин и проводят абразивную обработку для имитации повреждений, имеющих место в эксплуатации. Указанная обработка должна быть проведена в области фланца обода и на внутренней поверхности колеса.
Г.1.2 Проведение испытаний
На образцы колес путем распыления наносят соляной раствор. При этом колесо в сборе с теми компонентами транспортного средства, которые обычно находятся в контакте с ним (шина, ступица, детали крепления), должны быть помещены в камеру с соляными парами в положение, в котором они находятся на транспортном средстве. Образцы необходимо поворачивать на 90° каждые 48 ч испытания.
Г.1.3 Обработка результатов
При проведении испытаний должны быть учтены конструктивные особенности, способные повлиять на коррозионную стойкость колеса (колпаки, детали крепления, наличие оцинкованных и кадмированных деталей, специальные детали, закрывающие поверхность колеса, и т.п.).
В комплект документации, оформляемой по результатам испытаний, должны входить фотографии, показывающие основные очаги коррозии. Последние должны быть промыты для лучшего проявления дефектов материала.
После 240 ч испытаний функциональные свойства колеса должны быть подтверждены последующим испытанием на изгиб. Компонент, на котором колесо смонтировано, и посадочные места колеса, на которых монтируют шину, не должны измениться в худшую сторону в результате коррозии. Это должно быть подтверждено последующим испытанием на изгиб с вращением в соответствии с приложением Д или испытанием на усталость при динамической радиальной нагрузке согласно приложению Е в зависимости от мест наибольшего распространения коррозии.
Д.1 Проведение испытаний
При испытаниях колес на стенде при нагружении изгибом с вращением моделируют эффект боковых сил, воздействующих на колесо в движении на повороте.
Должны быть проведены испытания четырех образцов колес: по два при 50 % и 75 % максимального значения изгибающего момента соответственно. Обод колеса жестко фиксируют на испытательном стенде, а изгибающий момент Мb прилагают к монтажной площадке ступицы колеса через нагрузочный вал с фланцем, имеющим основные присоединительные размеры деталей крепления колеса, применяемых на транспортном средстве, для которого предназначено колесо. Колеса из легкого сплава крепят к стенду за внутренний фланец обода при помощи приспособлений в виде двух полуколец.
В случае применения других способов крепления должна быть подтверждена их эквивалентность.
Болты или гайки крепления колеса должны быть затянуты моментом, предписанным изготовителем транспортного средства. После первых 10000 (приблизительно) циклов испытаний должна быть проведена подтяжка деталей крепления.
Д.2 Максимальный исходный изгибающий момент Mbmax, H·м, рассчитывают по формуле
Mbmax=sFv(μrст+d), (Д.1)
где s - коэффициент перегрузки;
Fv - максимальная вертикальная статическая нагрузка на колесо, Н;
rст - статический радиус шины наибольшего размера, рекомендуемой изготовителем транспортного средства к установке на данное колесо, мм;
d - вылет, мм;
μ - коэффициент сцепления между шиной и дорогой.
Д.3 Испытания следует проводить с применением двух уровней изгибающего момента (50 % и 75 % максимального) исходя из предпосылок, указанных в таблицах Д.1 - Д.3.
Таблица Д.1 - Значения параметров испытаний
Параметр |
Значение |
Коэффициент сцепления |
0,9 |
Коэффициент перегрузки |
2,0 |
Частота циклического нагружения, цикл/мин |
Число циклов в минуту должно быть максимально возможным, но вне области резонанса испытательного стенда |
Таблица Д.2 - Значения параметров испытаний для двух уровней изгибающего момента
Параметр |
Значение для материала |
|||
Алюминиевый сплав/магниевый сплав |
Сталь |
|||
Категория транспортного средства |
||||
М1 и M1G |
О1 и О2 |
М1 и М1G |
О1 и O2 |
|
Минимальное число циклов нагружения при 75 % Мbmax |
2,00 105 |
0,66 105 |
6,00 104 |
2,00 104 |
Минимальное число циклов нагружения при 50 % Мbmax |
1,80 106 |
0,69 106 |
6,00 105 |
2,30 105 |
Критерии оценки |
Динамические радиальные перемещения (биение) нагрузочного вала в конце испытаний не должны превышать перемещений вала, измеренных после примерно 10000 циклов, более чем на 10 % |
|||
Технические трещины не допускаются |
- |
|||
Допустимое ослабление момента затяжки, первоначально приложенного к элементам крепления 1) |
Максимум 30 % |
|||
1) Ослабление усилия затяжки следует проверять при подтяжке крепления, а не методом измерения усилия, необходимого для ослабления затяжки. |
Д.4 Схемы испытаний приведены на рисунках Д.1 и Д.2:
- поворотное устройство обеспечивает воздействие на неподвижное колесо постоянного изгибающего момента, как указано на рисунке Д.1;
- крутящий момент воздействует на подвижное колесо, как указано на рисунке Д.2.
Колеса одного типа (2.2), но с разными значениями вылета могут быть сгруппированы при испытаниях на изгиб с вращением по приводимой ниже схеме. Версии колес с увеличенным центральным отверстием должны быть включены в испытания. В случае поломки дополнительные образцы должны быть вновь подвергнуты испытаниям.
Необходимые испытания представлены в таблице Д.3.
Таблица Д.3 - Испытания на изгиб с вращением
Параметр |
Число колес, подвергаемых испытаниям на изгиб с вращением для испытаний |
|
краткосрочных |
длительных |
|
Минимальный диаметр расположения отверстий для крепления колес |
1 |
1 |
Максимальный диаметр расположения отверстий для крепления колес |
1 |
1 |
Для колес одного диаметра |
2 |
2 |
Вылет обода колеса до 2 мм |
- |
- |
Вылет обода колеса от 2 до 5 мм |
1 |
- |
Разброс значений вылета обода колеса более 5 мм |
1 |
1 |
Испытания, проводимые при увеличении максимальной нагрузки на колесо |
||
В случае, если итоговый изгибающий момент увеличивается не более чем на 10 % |
1 |
1 |
Краткосрочное испытание - это испытание на изгиб с вращением при изгибающем моменте 75 % максимального Мbmax (вычисленного по максимальной нагрузке на колесо).
Длительное испытание - это испытание на изгиб с вращением при изгибающем моменте 50 % максимального Mbmax (вычисленного по максимальной нагрузке на колесо).
В случае, если итоговый изгибающий момент возрастает более чем на 10 % при увеличении максимальной нагрузки на колесо, вся программа испытаний должна быть повторена.
1 - неподвижно закрепленное колесо; 2 - неподвижный установочный стол; 3 - груз, создающий дисбаланс
Рисунок Д.1 - Схема испытания на изгиб с вращением под воздействием постоянного изгибающего момента
1 - вращающийся диск; 2 - крепление; 3 - колесо; 4 - нагрузочная штанга; 5 - подшипниковая опора; 6 - груз
Схемы испытания приведены на рисунке Е.1.
Е.1 Описание процедуры испытаний
При испытании этого вида нагрузку на колесо транспортного средства, двигающегося прямолинейно, моделируют обкаткой колеса с шиной, прижатой нагружающим устройством к поверхности приводного вращающегося барабана. В случае наружной обкатки диаметр барабана должен быть не менее 1,7 м, в случае обкатки по внутренней поверхности барабана его минимальный внутренний диаметр должен быть равен динамическому радиусу шины, деленному на 0,4.
Е.2 Испытательную нагрузку для транспортных средств всех категорий Fp, Н, рассчитывают по формуле
Fp = sFv, (Е.1)
где Fv - максимальная вертикальная статическая нагрузка на колесо, Н;
s - коэффициент перегрузки.
Е.3 Критерии оценки испытаний
Параметры испытаний приведены в таблице Е.1
Таблица Е.1
Параметр |
Значение для транспортных средств категорий |
|
М1 и M1G |
О1 и О2 |
|
Направление качения |
Прямолинейное |
|
Коэффициент перегрузки s |
2,50 (2,25 для стальных колес) |
2,50 |
Шины |
Из обычной (серийной) продукции с наибольшей возможной номинальной шириной сечения в соответствии с рекомендациями производителя транспортного средства для данного колеса |
|
Скорость при испытаниях |
Максимальная допустимая для используемой шины в соответствии с установленной скоростной категорией |
|
Эквивалентный пробег, км |
2000 (1000 для стальных колес) |
2000 |
Давление в шине в начале испытаний (не проверяют и не поддерживают в процессе испытаний), бар |
Рекомендованное в эксплуатации/Давление для испытаний |
|
До 1,6 |
2,8 |
|
Критерии оценки |
Отсутствие технических трещины и/или утечки воздуха не допускается |
|
Допустимое ослабление первоначального момента затяжки болтов или гаек крепления 1) |
≤ 30 % |
|
1) Ослабление усилия затяжки следует проверять при подтяжке крепления, а не методом измерения усилия, необходимого для ослабления затяжки. |
1 - приводной вращающийся барабан; 2 - шина; 3 - колесо
Рисунок Е.1 - Схемы испытания для определения усталостной прочности при динамической радиальной нагрузке
Ж.1 Испытание проводят с целью оценки прочности колеса в зоне закраины обода и в других критических точках при ударе о препятствие. Положительные результаты испытаний с использованием метода, описанного в данном приложении, являются основанием для признания прочностных свойств колеса отвечающими требованиям настоящего стандарта. Для испытания используют стенд, представленный на рисунке Ж.1.
1 - колесо в сборе; 2 - дополнительный груз; 3 - рама; 4 - направляющая; 5 - основной груз; 6 - механизм быстрой разгрузки; 7 - упругий элемент с линейной характеристикой; 8 - диск; 9 - шина; 10 - опора; Н - высота расположения ударного элемента над верхней точкой пневматической шины; h - расстояние между основным и дополнительным грузами
Рисунок Ж.1
Испытательный стенд должен обеспечивать воздействие комплекта грузов, свободно падающих под действием силы тяжести, на пневматическую шину и колесо. Комплект должен состоять из основного и дополнительного грузов, между которыми помещают два предварительно сжатых упругих элемента с линейной характеристикой. Испытательную нагрузку на колесо и пневматическую шину передают через ударную поверхность дополнительного груза.
Технические характеристики комплекта грузов и упругого элемента с линейной характеристикой приведены в таблице Ж.1.
Таблица Ж.1 - Технические характеристики
Параметр |
Значение |
1 Масса груза, кг: |
|
- основная |
910 ± 18 |
- дополнительная |
100 ± 4,5 |
2 Упругий элемент с линейной характеристикой: |
|
- число |
2 |
- суммарная жесткость, кН/мм (кгс/мм) |
0,98 - 1,30 |
- предварительное сжатие, мм |
6 |
Ж.2 Высоту расположения ударного элемента над верхней точкой шины Н, мм, рассчитывают по формуле
H = KρFv, (Ж.1)
где Kρ - переходный коэффициент, равный 0,03 мм/Н (0,3 мм/кгс) для колес транспортных средств категорий М1, O1 и O2, и 0,04 мм/Н (0,4 мм/кгс) для колес транспортных средств других категорий;
Fv - максимальная вертикальная статическая нагрузка на колесо, Н.
Для колес транспортных средств категорий М1, O1 и O2 высоту H принимают равной 64 мм, если расчетное значение высоты Н ≤ 64 мм.
Для колес транспортных средств других категорий высоту Н принимают равной 127 мм, если расчетное значение Н ≤ 127 мм.
Ж.3 Результаты испытаний и критерии оценки для транспортных средств всех категорий приведены в таблице Ж.2.
Таблица Ж.2
Параметр |
Процедура испытаний и критерии оценки |
Давление в шине |
Рекомендованное производителем шины на основании индекса нагрузки и максимальной скорости транспортного средства, но не менее 2,0 бар |
Применяемые шины |
Из обычной (серийной) продукции с наименьшей возможной номинальной шириной сечения и минимальной длиной дорожки качения из шин всего ряда, рекомендуемого для данного колеса |
Критерии оценки |
Результаты испытаний считают положительными, если отсутствуют сквозные разрушения поверхности колеса и не происходит полной потери давления в шине, по крайней мере, в течение 1 мин. Повреждения и вмятины, вызванные непосредственным контактом падающего груза с колесом, допускаются. В случае составного колеса повреждения резьбовых соединений в зоне спиц или вентиляционных отверстий колеса не допускаются |
Число образцов для испытаний |
По одному на каждую ударную позицию |
Число ударов |
Один удар в место соединения спицы с ободом и еще один в место между двумя спицами в зоне расположения вентильного отверстия. Направление удара по возможности не должно совпадать с радиальной линией, проведенной через центр колеса и отверстие для крепления |
Ж.3.1 Условия испытаний
Ж.3.1.1 Для испытаний должны использоваться новые, прошедшие весь цикл изготовления колеса, репрезентативные колесам, предназначенным для транспортного средства, с установленными на них шинами.
Примечание - Шины и колеса, подвергавшиеся испытаниям, не должны впоследствии устанавливаться на транспортное средство.
Ж.3.1.2 Стенд для испытаний имеет свободно вертикально падающий под действием силы тяжести комплект грузов. Размеры ударной поверхности - не менее 152 × 380 мм. Острые кромки ударника должны быть притуплены фасками или галтелями.
Ж.3.1.3 Проведение испытаний
Ж.3.1.3.1 Закрепляют испытуемое колесо с шиной на стенде таким образом, чтобы ударная нагрузка приходилась на бортовую закраину обода колеса. Колесо должно быть установлено так, чтобы его ось была наклонена на угол 30° ± 1°, а наивысшая точка находилась на центральной оси ударника.
Колесо в сборе с радиальной бескамерной шиной с наименьшей шириной профиля для данного колеса должно быть закреплено на опоре стенда, имитирующей ступицу. Давление в шине должно соответствовать рекомендованному производителем транспортного средства или, при отсутствии таких рекомендаций, 2 бар.
Температура в течение всего периода испытаний должна находиться в пределах 10 °С - 30 °С.
Ж.3.1.3.2 Следует убедиться, что колесо закреплено на ступичной опоре элементами крепления, репрезентативными по размерам используемым на транспортном средстве. Вручную подтягивают элементы крепления колеса до значений усилия затяжки или с использованием метода, рекомендованных изготовителем колеса.
При сложной конструкции центральной части колеса для доказательства обеспечения целостности центральной части колеса испытания должны быть проведены в каждой критической точке окружности бортовой закраины обода. Для каждого испытания используют новое колесо.
При проведении испытаний в зоне спицы должна быть выбрана спица, ближайшая к крепежному отверстию.
Ж.3.1.4 Критерии оценки
Результаты испытания считают отрицательными в одном из следующих случаев:
а) наличие трещин;
б) отделение диска от обода;
в) полное падение давления в бескамерной шине в течение, по крайней мере, 1 мин.
Ж.4 Схема испытаний колес ряда типоразмеров при испытаниях на удар приведена в таблице Ж.3.
Таблица Ж.3
Параметр |
Число образцов для испытаний |
Минимальный диаметр расположения крепежных отверстий |
Один по каждой ударной позиции |
Максимальный диаметр расположения крепежных отверстий |
То же |
Вылет обода до 15 мм |
» |
Вылет обода св. 15 мм |
» |
И.1 Данное лабораторное испытание проводят с целью оценки прочности колеса, полностью или частично изготовленного из легких сплавов, при ударе под углом 13°. Положительные результаты испытаний с использованием данного метода являются основанием для признания прочностных свойств колеса отвечающими требованиям настоящего стандарта.
И.2 Общую массу падающего груза D, кг, вычисляет по формуле
D = 0,6Fv/g + 180, (И.1)
где Fv - максимальная вертикальная статическая нагрузка на колесо, Н;
g - ускорение свободного падения 9,81 м/с2.
И.3 Условия испытаний
И.3.1 Для испытаний должны использоваться новые, прошедшие весь цикл изготовления колеса, репрезентативные колесам, предназначенным для транспортного средства, с установленными на них шинами.
Примечание - Шины и колеса, подвергавшиеся испытаниям, не должны впоследствии устанавливаться на транспортное средство.
И.3.2 Стенд для испытаний (см. рисунок И.1) имеет вертикально падающий ударник с размерами ударной поверхности не менее 125 × 375 мм. Острые кромки ударника должны быть притуплены фасками или галтелями. Значение массы падающего груза D, кг, с учетом допуска ± 2 % определяют по формуле
D = 0,6Fv/g + 180, (И.2)
где Fv - максимальная вертикальная статическая нагрузка на колесо, Н;
g - ускорение свободного падения 9,81 м/с2. Калибровочная масса для стенда равна 1000 кг.
Рисунок И.1 - Стенд для определения сопротивления колеса удару под углом 13°
И.3.3 Калибровка
Посредством приложения статической вертикальной нагрузки от калибровочной массы 1000 кг к центру ступичной опоры для закрепления колеса на установочной плите через переходник с горизонтальной поверхностью (см. рисунок И.2) следует удостовериться в том, что прогиб опорной плиты по центру ступичной опоры составляет не более (7,50 ± 0,75) мм.
1 - стальной брус 200 × 25 мм; 2 - нагрузка для калибровки 1000 кг; 3 - переходник для калибровки; 4 - устройство, имитирующее ступицу колеса; 5 - четыре опоры из каучука или эквивалентного материала (твердость - 50 по Шору, диаметр - 51 мм, высота несжатой опоры - 27 мм)
Рисунок И.2 - Опора стенда, имитирующая ступицу
И.3.4 Процедура испытаний
И.3.4.1 Закрепляют испытуемое колесо с шиной на стенде таким образом, чтобы ударная нагрузка приходилась на фланец обода колеса. Колесо должно быть установлено так, чтобы его ось была наклонена на угол 13° ± 1 °, а наивысшая точка находилась на центральной оси ударника.
Колесо в сборе с радиальной бескамерной шиной с наименьшей шириной профиля для данного колеса должно быть закреплено на опоре стенда (см. рисунок 6), имитирующей ступицу. Давление в шине должно соответствовать рекомендованному изготовителем транспортного средства или, при отсутствии таких рекомендаций, 2 бар.
Температура в течение всего испытания должна находиться в пределах 10 °С - 30 °С.
И.3.4.2 Следует убедиться в том, что колесо закреплено на ступичной опоре элементами крепления, репрезентативными по размерам используемым на транспортном средстве. Вручную подтягивают элементы крепления колеса до значений усилия затяжки или с использованием метода, рекомендованных изготовителем колеса.
При сложной конструкции центральной части колеса для доказательства обеспечения целостности центральной части колеса испытания должны быть проведены в каждой критической точке ударной позиции колеса. Для каждого испытания используют новое колесо.
При проведении испытаний в зоне спицы должна быть выбрана спица, ближайшая к крепежному отверстию.
И.3.4.3 Следует убедиться в том, что ударник находится в положении над шиной и перекрывает бортовую закраину обода на (25 ± 1) мм. Поднимают ударник на высоту (230 ± 2) мм от наиболее высокой точки бортовой закраины и сбрасывают его.
И.3.5 Критерии оценки приведены в таблице И.1.
Результаты испытания считают отрицательными в одном из следующих случаев:
а) наличие трещин;
б) отделение диска от обода;
в) полное падение давления в бескамерной шине в течение не менее 1 мин.
Таблица И.1
Параметр |
Критерий оценки транспортных средств категорий М1, O1 и O2 |
Давление в шине |
Рекомендованное производителем шины на основании индекса нагрузки и максимальной скорости транспортного средства, но не менее 2,0 бар |
Параметр |
Критерий оценки транспортных средств категорий М1, O1 и O2 |
Применяемые шины |
Обычные (серийные) шины с наименьшей возможной номинальной шириной сечения и минимальной длиной дорожки качения из всего ряда шин, рекомендуемого для данного колеса |
Критерии оценки |
Результаты испытаний считают положительными, если отсутствуют сквозные разрушения поверхности колеса и не происходит полной потери давления в шине, по крайней мере, в течение 1 мин. Повреждения и вмятины, вызванные непосредственным контактом падающего груза с колесом, допускаются. В случае составного колеса повреждения резьбовых соединений в зоне спиц или вентиляционных отверстий колеса не допускаются |
Число образцов для испытаний |
Один на каждую ударную позицию |
Число ударных позиций |
Один удар в место соединения спицы с ободом и еще один в место между двумя спицами в зоне расположения вентильного отверстия. Направление удара по возможности не должно совпадать с радиальной линией, проведенной через центр колеса и отверстие для крепления |
И.4 Схема испытаний колес ряда типоразмеров при испытаниях на удар приведена в таблице И.2.
Таблица И.2
Параметр |
Число образцов для испытаний |
Минимальный диаметр расположения крепежных отверстий |
Один по каждой ударной позиции |
Максимальный диаметр расположения крепежных отверстий |
То же |
Вылет обода до 15 мм |
» |
Вылет обода св. 15 мм |
» |
[1] ИСО 9227:1990 Испытания на коррозию в искусственной атмосфере. Испытания в соляном тумане
Ключевые слова: колесо, обод, легкие сплавы, транспортные средства категории М1, М1G, O1 и O2, испытания
Расположен в: |
---|
Источник информации: https://internet-law.ru/stroyka/text/46530
На эту страницу сайта можно сделать ссылку:
На правах рекламы:
© Антон Серго, 1998-2024.
|
Разработка сайта |
|