Письмо Федерального
агентства по строительству и ЖКХ (Росстроя) от 12.12.2005 г. № АП-5159/02
Разъяснение существующих положений о порядке согласования и введения в
действие территориальных строительных норм (ТСН)
В соответствии с поручением Минрегиона России от 16.11.2005 № 22571-1
Росстрой рассмотрел обращение губернатора Ханты-Мансийского автономного округа
В.А. Филипенко с просьбой дать разъяснение существующих положений о порядке
согласования и введения в действие территориальных строительных норм (ТСН), а
также о возможных условиях рассмотрения Министерством в лице Росстроя проекта
ТСН «Нормы проектирования и строительства автомобильных дорог общего
пользования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и сообщает.
Территориальные строительные нормы, как вид нормативного технического
документа субъектов Российской Федерации, были введены в практику
проектирования и строительства при утверждении СНиП
10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные
положения». Затем ТСН нашли отражение в статье 52 Градостроительного кодекса
Российской Федерации от 07.05.1998 № 73-ФЗ в форме
территориальных градостроительных нормативов и правил. В соответствии с этими
документами ТСН после утверждения органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и регистрации в Госстрое России становились обязательными
для применения на соответствующей территории.
В связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» СНиП
10-01-94 был отменен в 2003 году. В январе 2005 года введен новый
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, который
отменил положения ранее действующего Кодекса о разработке и утверждении
органами власти субъектов Российской Федерации территориальных норм по
проектированию и строительству и, соответственно, об их регистрации в
федеральных органах власти. Отсутствуют ТСН и в Федеральном законе «О
техническом регулировании».
Таким образом, возможность разработки территориальных строительных норм
в действующем законодательстве не предусмотрена. Статьями 7 и 8 нового
Градостроительного кодекса Российской Федерации в числе полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области
градостроительной деятельности (к которой относятся также проектирование и
строительство дорог) и полномочий органов местного самоуправления установлено
лишь утверждение соответственно региональных и местных нормативов
градостроительного проектирования. Эти нормативы в соответствии с пунктом 4
статьи 24 Гражданского кодекса Российской Федерации должны содержать
минимальные расчетные показатели обеспечения территорий объектами, необходимыми
для создания благоприятных условий жизнедеятельности человека, но не
технические нормы по проектированию и строительству этих объектов.
Техническое регулирование в области градостроительной деятельности
Градостроительным кодексом Российской Федерации отнесено исключительно к
компетенции федеральных органов государственной власти (статья 6). В
соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» понятие
«технического регулирования» включает в себя установление как обязательных
требований, так и требований, предназначенных для добровольного применения
(рекомендательного характера). Обязательные требования устанавливаются в
технических регламентах, а требования, предназначенные для применения на
добровольной основе – в национальных стандартах, стандартах организаций, а
также актах рекомендательного характера, которые в соответствии с пунктом 3
статьи 4 Закона могут издаваться федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, органы власти субъектов Российской Федерации лишены права
утверждать территориальные нормы технического характера, и это один из вопросов
реализации Закона в сфере строительства, который требует принципиального
решения.
Вместе с тем в качестве временной меры Росстрой считает целесообразным
рассмотреть в Минрегионе России с юридической службой вопрос о возможности
разработки обязательных территориальных строительных норм по вопросам
безопасности до введения в действие соответствующих технических регламентов. По
мнению Росстроя, пункт 2 статьи 4 нового Градостроительного кодекса Российской
Федерации в сочетании с пунктом 1 статьи 3 дает возможность самостоятельной
разработки и утверждения ТСН в качестве нормативных правовых актов субъектов
Российской федерации по вопросам безопасности, не урегулированным действующими
законами и техническими регламентами.
Со своей стороны, Росстрой, в целях реализации государственной политики
и в порядке оказания услуг в соответствии с Положением о Росстрое готов
поручить одной из подведомственных организаций рассмотреть на договорной основе
проект ТСН «Нормы проектирования и строительства автомобильных дорог общего
пользования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» с подготовкой
соответствующего заключения до утверждения этого проекта правительством округа.
А.А. Попов