Постановление Минтруда РФ от 28 июля 2003 г. N 59
"О внесении дополнений в Классификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и других служащих"
В связи с уточнением
характера выполняемых работ по отдельным должностям служащих Министерство труда
и социального развития Российской Федерации постановляет:
Внести дополнения в
раздел 1 "Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей
работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях"
Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других
служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N
37, согласно приложению.
Министр труда и социального развития
Российской Федерации А. Починок
Приложение
от 28 июля 2003 г. N 59
Дополнения
в раздел 1 "Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей
работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях"
Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других
служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N
37
1. Подраздел 1
"Должности руководителей" дополнить:
а) после
квалификационной характеристики должности "Заместитель директора по
коммерческим вопросам" квалификационной характеристикой должности
"Заместитель директора по связям с общественностью", изложив ее в
следующей редакции:
"Заместитель директора по связям с общественностью"
Должностные обязанности. Осуществляет
руководство формированием, реализацией и развитием политики организации в
области связей с общественностью. Определяет основные направления деятельности
организации в области связей с общественностью. Утверждает концепцию внешней и
внутренней политики организации в области связей с общественностью. Участвует в
подготовке комплексных программ, составлении перспективных и текущих планов
деятельности организации. Выполняет представительские функции при
взаимодействии со средствами массовой информации, общественными и коммерческими
организациями, а также физическими лицами; комментирует и разъясняет действия и
аспекты деятельности организации. Принимает решение о проведении комплексных
исследований общественного мнения с целью корректировки существующих планов,
программ и концепции внешней и внутренней политики организации в области связей
с общественностью; вносит предложения по повышению эффективности деятельности
организации на основе результатов изучения общественного мнения. Осуществляет
контроль эффективности деятельности организации в области связей с
общественностью; обеспечивает своевременное устранение недостатков в
деятельности организации, оказывающих негативное влияние на репутацию
организации. Обеспечивает оперативное информирование вышестоящего руководства,
а также руководителей структурных подразделений организации по всем вопросам,
связанным с деятельностью организации в сфере связей с общественностью,
информационно-рекламной политикой, долгосрочными программами по продвижению
новых видов продукции организации, информационному сопровождению новых
направлений деятельности. Осуществляет контроль за соблюдением норм российского
законодательства и международных принципов профессионального поведения в
области связей с общественностью в деятельности организации. Обеспечивает
постоянное совершенствование деятельности организации на основе внедрения
передовых технологий в области связей с общественностью. Руководит и
координирует работу структурных подразделений организации, обеспечивающих
реализацию политики организации в области рекламы и связей с общественностью.
Должен знать: законы и иные
нормативные правовые акты, относящиеся к вопросам регулирования сферы связей с
общественностью; законодательство о средствах массовой информации и рекламе;
международные и российские кодексы профессиональных и этических принципов в
области связей с общественностью; международные стандарты качества в области
связей с общественностью; цели, стратегию развития и бизнес-план организации;
профиль, специализацию, технологию производства и особенности структуры
организации; перспективы и направления развития информационных технологий и
средств массовой коммуникации; методы анализа, планирования и прогнозирования
информационных процессов и сферы массовых коммуникаций; методы оценки
эффективности и стимулирования деятельности в области связей с общественностью;
передовые технологии, отечественный и зарубежный опыт в области связей с
общественностью; основы риторики и технику публичных выступлений; этику
делового общения; основы политологии, социологии, психологии, маркетинга и
менеджмента; основы законодательства о труде; правила по охране труда.
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование по специальности "Связи с
общественностью" и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет
или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области
связей с общественностью и стаж работы на руководящих должностях не менее 5
лет.";
б) после
квалификационной характеристики должности "Менеджер по рекламе" квалификационной
характеристикой должности "Менеджер по связям с общественностью",
изложив ее в следующей редакции:
"Менеджер по связям с общественностью"
Должностные обязанности. Осуществляет
руководство одним из направлений деятельности организации в области связей с
общественностью. Разрабатывает перспективные и текущие программы и планы,
отдельные мероприятия или их комплекс в рамках данного направления, их
информационное сопровождение, схему финансового и организационного обеспечения.
Участвует в формировании информационно-рекламной стратегии отдельного
направления деятельности организации в области связей с общественностью в
соответствии с общими приоритетами политики организации и перспективами ее
развития. Осуществляет выбор форм и методов взаимодействия с общественностью,
организациями, средствами массовой информации. Определяет характер, содержание
и носители информационных сообщений, исходящих от организации. Обеспечивает
двустороннюю связь с потребителями, партнерами и другими группами
общественности. Организует и поддерживает постоянные контакты со средствами
массовой информации, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами,
агентствами по связям с общественностью, издательствами, другими предприятиями
и организациями, государственными и общественными структурами. Организует сбор
информации, в том числе с применением социологических исследований; непрерывный
мониторинг информационных источников. Анализирует состояние и прогнозирует
изменения информационного рынка и сферы общественных коммуникаций; предлагает
меры по корректировке политики организации в области связей с общественностью.
Осуществляет контроль за подготовкой и исполнением договоров и контрактов по
информационному, рекламному, организационному и финансовому обеспечению
программ и мероприятий в рамках отдельного направления деятельности организации
в области связей с общественностью. Обеспечивает взаимодействие внутренних
структурных подразделений организации при совместной деятельности. Привлекает к
решению поставленных задач независимых внешних консультантов и экспертов в
области связей с общественностью. Осуществляет руководство подчиненными
сотрудниками.
Должен знать: законы и иные
нормативные правовые акты, относящиеся к вопросам регулирования области связей
с общественностью; законодательство о средствах массовой информации и рекламе;
международные и российские кодексы профессиональных и этических принципов в
области связей с общественностью; основы экономики, предпринимательства и
менеджмента; стратегию развития организации; конъюнктуру информационного рынка;
технологию проведения социологических исследований; методы работы в кризисных
ситуациях; методы планирования и организации рекламных и информационных
кампаний; порядок составления и заключения договоров (контрактов) об
информационном обеспечении программ и мероприятий; основы политологии,
социологии, психологии и маркетинга; этику делового общения; передовой
отечественный и зарубежный опыт в области связей с общественностью; основы
делопроизводства; методы сбора и обработки информации с применением современных
технических средств связи и компьютерных технологий; основы законодательства о
труде; правила по охране труда.
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование по специальности "Связи с
общественностью" и стаж работы по специальности не менее 2 лет или высшее
профессиональное образование и дополнительная подготовка в области связей с
общественностью и стаж работы по специальности не менее 2 лет.";
в) после
квалификационной характеристики должности "Начальник отдела (лаборатории,
сектора) по защите информации" квалификационной характеристикой должности
"Начальник отдела по связям с общественностью", изложив ее в
следующей редакции:
"Начальник отдела по связям с общественностью"
Должностные обязанности. Организует
разработку концепции внешней и внутренней политики организации в области связей
с общественностью. Руководит работой по созданию и реализации перспективных и
текущих программ, направленных на осуществление политики организации в области
связей с общественностью. Координирует деятельность по сбору и анализу экономической,
общественно-политической и социологической информации, касающейся деятельности
организации. Организует регулярную подготовку аналитических материалов для
корректировки текущих планов деятельности организации в области связей с
общественностью. Обеспечивает постоянную и эффективную двустороннюю связь
руководства организации с организациями, различными группами общественности,
средствами массовой информации. Руководит подготовкой и проведением
мероприятий, направленных на реализацию внешней и внутренней политики
организации в области связей с общественностью. Обеспечивает распространение
информационно-рекламных материалов о деятельности организации. Руководит
проведением исследований общественного мнения по основным факторам, влияющим на
репутацию организации, с целью корректировки существующих программ и концепции
политики организации в сфере связей с общественностью. Утверждает концепцию
корпоративного издания, официального WEB-ресурса организации и других
информационных материалов, выпускаемых организацией. Разрабатывает смету
расходов на осуществление политики организации в области связей с
общественностью и организует проведение необходимого финансового учета.
Руководит работой сотрудников отдела и менеджеров по связям с общественностью.
Руководит работой штатных социологов и координирует деятельность независимых
внешних специализированных организаций, предоставляющих соответствующие услуги.
Участвует совместно с другими структурными подразделениями: в разработке и
планировании стратегии рекламной политики организации и проведении отдельных
мероприятий, направленных на ее реализацию; в решении задач маркетинга и
обеспечении информационно-рекламной поддержки при разработке и реализации
концепции продвижения на рынок товаров и услуг; в работе по защите информации и
создании оптимальных информационных связей между подразделениями организации;
формировании благоприятного социально-психологического климата внутри
организации.
Должен знать: законы и иные
нормативные правовые акты, относящиеся к вопросам регулирования сферы связей с
общественностью; законодательство о средствах массовой информации и рекламе;
международные и российские кодексы профессиональных и этических принципов в
области связей с общественностью; международные стандарты качества в области связей
с общественностью; стратегию развития и бизнес-план организации;
научно-методические материалы по связям с общественностью; перспективы и
направления развития технологий в области связей с общественностью; методы
анализа, планирования и прогнозирования развития информационных процессов и
сферы массовых коммуникаций; основы политологии, социологии, психологии,
маркетинга и менеджмента; технологию проведения и методы оценки качественных и
количественных социологических исследований; методы расчета финансово-экономических
параметров информационно-рекламной деятельности организации; конъюнктуру
информационного рынка; основы технологии производства полиграфической
продукции; основы делопроизводства; методы и средства формирования и
использования собственной базы данных организации; основы законодательства о
труде; правила по охране труда.
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование по специальности "Связи с
общественностью" и стаж работы по специальности не менее 3 лет или высшее
профессиональное образование и дополнительная подготовка в области связей с
общественностью и стаж работы по специальности не менее 3 лет.".
2.
Подраздел 2 "Должности специалистов" дополнить после квалификационной
характеристики должности "Специалист по маркетингу" квалификационной
характеристикой должности "Специалист по связям с общественностью",
изложив ее в следующей редакции:
"Специалист по связям с общественностью"
Должностные обязанности. Выполняет
работу по реализации политики организации в области связей с общественностью и
отдельных ее этапов. Участвует в разработке конкретных планов внутренней и
внешней политики организации в области связей с общественностью. Осуществляет
постоянное взаимодействие и поддерживает контакты с представителями средств
массовой информации и общественности, знакомит их с официальными решениями и
приказами руководства организации, подготавливает ответы на официальные
запросы, следит за своевременным распространением информационных материалов о
деятельности организации. Участвует в подготовке и проведении брифингов,
пресс-конференций, других мероприятий и акций информационно-рекламного
характера, проводимых с участием представителей средств массовой информации и
общественности, обеспечивает их комплексное информационное и организационное
сопровождение. Готовит пресс-релизы и другие информационные материалы для
представителей средств массовой информации, проводит мониторинг электронных и
печатных средств массовой информации, участвует в подготовке
информационно-аналитических материалов для внутреннего пользования.
Разрабатывает информационно-рекламные материалы, готовит тексты для
корпоративного издания, официального WEB-ресурса организации. Участвует в
подготовке заданий для социологических исследований и составлении итоговых
отчетов по результатам проведения мероприятий информационно-рекламного
характера. Выполняет работу по сбору, хранению, использованию и распространению
информационных материалов, подготовке документов для сдачи в архив.
Обеспечивает исполнение решений руководства, своевременно информирует его о
текущем ходе работ и их результатах.
Должен знать: постановления,
распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся
к вопросам организации связей с общественностью; основы законодательства о
средствах массовой информации и рекламе; международные и российские кодексы
профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью;
специализацию, особенности деятельности и перспективы развития организации;
основы политологии, социологии, психологии; основные методы проведения
качественных и количественных социологических исследований; методику ведения
мониторинга средств массовой информации; законы композиции и стиля рекламных
сообщений, статей, обращений, публичных выступлений; методы анализа
статистической информации; основы делопроизводства; методы и средства
формирования и использования собственной базы данных организации; методы сбора
и обработки информации с применением современных технических средств и
компьютерных технологий; основы законодательства о труде; правила по охране
труда.
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование по специальности "Связи с
общественностью" без предъявления требований к стажу работы или высшее
образование и дополнительная подготовка по специальности связи с
общественностью без предъявления требований к стажу работы.".