МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
|
Федеральное государственное
унитарное предприятие
«Информационный центр по
автомобильным дорогам»
|
АВТОМОБИЛЬНЫЕ
ДОРОГИ
СОВРЕМЕННЫЕ
СПОСОБЫ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕМОНТА И РЕКОНСТРУКЦИИ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ
Ретроспективный указатель
Москва 2005
СНиП 2.05.03-84. Мосты
и трубы. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.1986. - М.: Госстрой России, ГП ЦПП, 2001. -
213 с.
Настоящие нормы
распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих
постоянных мостов (в том числе путепроводов, виадуков, эстакад и пешеходных
мостов) и труб под насыпями на железных дорогах (колеи 1520 мм), линиях
метрополитена и трамвая, на автомобильных дорогах (включая внутрихозяйственные
дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и
организациях, дороги промышленных предприятий), на улицах и дорогах городов,
поселков и сельских населенных пунктов.
СНиП 3.06.04-91. Мосты
и трубы. - Изд. офиц.: Введ. 01.07.92 - М.: Госстрой России ГУП ЦПП, 2000. -
168 с.
Требования настоящих
норм и правил необходимо соблюдать при выполнении и приемке работ по сооружению
новых и реконструкции существующих постоянных мостов (в том числе путепроводов,
виадуков, эстакад, пешеходных мостов) и труб под насыпями железных дорог,
линиями метрополитена и трамвая, автомобильными дорогами (включая
внутрихозяйственные дороги сельскохозяйственных предприятий и организаций и
дороги промышленных предприятий), на улицах и дорогах городов, поселков и
сельских населенных пунктов, если иные не предусмотрены проектом.
СНиП 3.06.07-86
Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. - Изд. офиц.; Введ.
01.07.1987. - М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 1999. - 40 с.
Настоящие нормы и
правила распространяются на обследования, статические и динамические испытания
и обкатку мостов (путепроводов, виадуков, эстакад) и труб под насыпями,
запроектированных под подвижные временные нагрузки и расположенных на железных
дорогах, линиях метрополитена и трамвая, автомобильных дорогах (включая дороги
промышленных предприятий, а также внутрихозяйственные дороги в колхозах,
совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях), на улицах
и дорогах городов, поселков и сельских населенных пунктов. Нормы и правила
распространяются на обследования и испытания, выполняемые после завершения строительства
(при приемке сооружений в постоянную или временную эксплуатацию), после
реконструкции (усиления) и могут использоваться при обследованиях и испытаниях
сооружений, находящихся в эксплуатации, а также при обследованиях мостов,
запроектированных под особые виды нагрузок (от трубопроводов, каналов и др.).
Нормы и правила не
распространяются:
на неполные
обследования, проводимые проектными, научно-исследовательскими и другими
организациями для получения ограниченных данных;
на исследовательские
испытания, проводимые до разрушения конструкций;
на контрольные
обследования и испытания конструкций, узлов и деталей, выполняемые при их
изготовлении и монтаже.
СНиП 52-01-2003.
Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. - Изд. офиц.; Введ.
01.03.2004;Взамен СНиП 2.03.01-84. - М., 2004.
- 24 с.
Настоящие нормы и
правила распространяются на все типы бетонных и железобетонных конструкций,
применяемых в промышленном, транспортном, гидротехническом и других областях
строительства, изготовляемых из всех видов бетона и арматуры и подвергаемых
любым видам воздействия.
Инструкция по проведению осмотров мостов и труб па автомобильных
дорогах: ВСН
4-81 / М-во автомоб. дорог РСФСР. - М., 1990. - 36 с.
Настоящая инструкция
содержит правила и порядок проведения работ по осмотрам мостов и водопропускных
труб на автомобильных дорогах.
Цель текущих и
периодических осмотров: наблюдение за общим состоянием мостов и труб с
выявлением дефектов, требующих устранения; определение объемов ремонтных работ;
контроль выполненных работ по содержанию и ремонту, установление порядка
дальнейшего надзора за сооружением.
Временные указания по антисептированию элементов деревянных мостов
методом глубокой местной пропитки под давлением: ВСН 9-72 / Минавтодор РСФСР. -
М: Транспорт, 1973. - 16 с.
Временные указания
распространяются на содержание деревянных мостов всех систем и конструкций,
кроме мостов, построенных из клееных и клеефанерных элементов, и являются
дополнением к «Техническим правилам содержания и ремонта автомобильных дорог».
Временные указания
предусматривают использование водорастворимого антисептика ХМ-5 для защиты
деревянных мостов от загнивания методом местной глубокой пропитки под
давлением.
Местную глубокую
пропитку элементов моста целесообразнее совмещать с проведением текущего,
среднего и капитального ремонтов.
Метод местной
глубокой пропитки древесины допускается применять при постройке мостов в тех
случаях, когда при сооружении простейших балочных мостов в сжатые сроки
используется сырая древесина.
Указания по определению грузоподъемности дорожных мостов с учетом
их технического состояния: ВСН
12-73. -М.: Транспорт, 1974. - 78 с.
В Указаниях изложены
рекомендации по обследованию деревянных мостов, определению их грузоподъемности
с учетом технического состояния, упрощенным испытаниям, пропуску единичных
тяжелых нагрузок и временном усилении.
Инструкция по определению грузоподъемности железобетонных балочных
пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов: ВСН
32-89. - М.: Транспорт, 1991. - 166 с.
Настоящая инструкция
содержит методику определения грузоподъемности железобетонных балочных
пролетных строений мостов, имеющих дефекты в несущих элементах конструкций, а
также конструкций без дефектов, грузоподъемность которых неизвестна.
В пункте
1.15 представлен Перечень основных дефектов, влияющих на расчетную схему,
геометрические характеристики элементов, прочностные и деформативные
характеристики материала; несущую способность сечения и распределения усилий
между элементами.
Инструкция по уширению автодорожных мостов и путепроводов: ВСН 51-88
/ Минавтодор РСФСР, М-во стр-ва дорог УССР, М-во стр-ва дорог БССР. - М:
Транспорт, 1990. 128 с.
Инструкция
предназначена для работников проектно-изыскательских, строительных и
эксплуатационных организаций, занимающихся проектированием и реконструкцией
(уширением и усилением) мостов и путепроводов на автомобильных дорогах.
ОДН 218.0.032-2003. Временное руководство по определению
грузоподъемности мостовых сооружений на автомобильных дорогах. - Отр. дор.
нормы. - М., 2003.
Настоящее временное
руководство распространяется на железобетонные, сталежелезобетонные,
металлические и деревянные мостовые сооружения, эксплуатируемые на федеральных
автомобильных дорогах, и рекомендуется для применения на всей территории
Российской Федерации мостовыми подразделениями органов управления
автомобильными дорогами, а также мостоиспытательными станциями, мостовыми
проектными и научно-исследовательскими организациями при обследовании и
диагностике мостовых сооружений.
Предметом
нормирования настоящих ОДН является система назначения классов грузоподъемности
мостовых сооружений и методика определения грузоподъёмности сооружений с учетом
элементов конструкций.
Размещено на сайте www.rosavtodor.ru.
ОДН
218.012-99. Общие технические средства к ограждающим устройствам на
мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах.
Изд. офиц. Отрасл. дор. нормы. - М., 1999. - 13 с.
1. Область
применения
Настоящие отраслевые
дорожные нормы (ОДН) распространяются на конструкции ограждений
недеформируемого и деформируемого типа, устанавливаемые на мостовых сооружениях
автомагистралей Российской Федерации, в том числе на автомобильных дорогах
международного класса. Нормы применяются на всей территории Российской Федерации.
Предметом
нормирования настоящих ОДН являются требования к мостовым ограждениям, на
основании которых осуществляется выбор (из числа сертифицированных конструкций)
и разработка новых конструкций ограждений для мостов, а также определение
области применения разработанных ранее конструкций. Нормы являются
обязательными для применения органами государственного управления
автомобильными дорогами, органами надзора, проектными и
научно-исследовательскими организациями, предприятиями и организациями дорожного
хозяйства России независимо от ведомственной подчиненности и форм
собственности.
ОДН
218.017-2003. Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния
мостовых конструкций /М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор.
хоз-ва (Росавтодор): Изд. офиц. - Отрасл. дор. нормы. - М, 2004. - 48 с
Настоящие Нормы
распространяются на мостовые сооружения, расположенные на общей сети автомобильных
дорог Российской Федерации. Предназначены для использования в качестве
руководства при выполнении диагностики, обследования или других видов осмотров
мостовых сооружений, а также при принятии решения о видах и объемах ремонтных
работ.
ОДН
218.1.021-2003. Проектирование автодорожных мостов в сейсмических районах.
- Изд. офиц. - Отрасл. дор. нормы. - М: /М-во трансп. Российской Федерации,
Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор), 2003. - 24 с
Настоящие Нормы
следует соблюдать при разработке проектной документации на строительство и
реконструкцию постоянных и временных автодорожных мостовых сооружений: мостов
через водные преграды, эстакад, путепроводов, виадуков, возводимых на
автомобильных дорогах I-V категорий
в районах с сейсмичностью 7,8,9 баллов по шкале MSK - 64.
Нормы не
распространяются на проектирование в сейсмических районах регулярных и защитных
сооружений мостовых переходов.
МДС
21-1.2004. Методические рекомендации по сейсмическому микрорайонированию
участков строительства транспортных сооружений / МИИТ. - М.: ФГУП ЦПП, 2004. -
48 с.
Даны рекомендации
для проведения работ по сейсмическому микрорайонированию участков нового
строительства, капитального ремонта, реконструкции и восстановления
транспортных объектов, в том числе объектов особой ответственности.
Приведены примеры
сейсмического микрорайонирования для сооружений с малыми, средними и большими
пролетами (для лавинозащитных галерей).
МДС 53-2.2004. Диагностика
стальных конструкций. - М.:«ДИМЕНСтест», ФГУП КТБ ЖБ, ФГУП ЦПП, 2005. - 19 с.
Диагностирование
стальных конструкций неразрушающим методом на основе явления
магнитомеханической анизотропии металла применяется при изготовлении, монтаже,
обследовании и эксплуатации стальных конструкций, в том числе со сварными
соединениями.
СТО
02494680-0032-2004. Стандарт организации. Сталежелезобетонные пролетные
строения автодорожных мостов. Реконструкция и ремонт. - Введ. 15.04.2004; Введ.
впервые. - М.: ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», 2004. - 63 с.
Настоящий стандарт
организации устанавливает требования, необходимые для принятия решений по
реконструкции и ремонту сталежелезобетонных пролетных строений капитальных
мостов на автомобильных дорогах, в том числе:
- специфические
требования обследований и испытаний;
- критерии
расстройств и повреждений конструкций;
- оценка качества
материалов конструкций;
- проверка
хладостойкости стальных конструкций;
- определение
грузоподъемности;
-
конструктивно-технологические решения по реконструкции и ремонту.
СТО
02494680-0034-2004. Стандарт организации. Система защиты металлических
конструкций от коррозии. Покрытия защитные термодиффузионные цинковые на элементах
металлических конструкций и крепежных изделиях. - М: ЗАО «ЦНИИПСК им.
Мельникова», 2004. - 23 с
Основной целью
стандарта является установление общих требований к технологическому процессу
нанесения покрытия и общих требований к самому термодиффузионному цинковому
покрытию.
СТП 012-2000.
Заводское изготовление стальных конструкций мостов / Корпорация «Трансстрой». -
Введ. 01.07.2003; Взамен СТП 012-2000. - М.: Корпорация «Трансстрой», 2003. -
177 с.
Настоящий стандарт
необходимо соблюдать при проектировании, изготовлении и приемке стальных
конструкций железнодорожных, автодорожных, городских, совмещенных и пешеходных
мостов (включая путепроводы, виадуки, эстакады), предназначенных для
эксплуатации в любых климатических условиях, а также в районах с расчетной
сейсмичностью до 9 баллов включительно.
СТП
015-2001. Технология устройства упоров в виде круглых стержней с головкой
из импортных материалов в конструкциях мостов / Корпорация «Трансстрой». -
Введ. 27.03.2000; Введ. впервые. - М.: Корпорация «Трансстрой», 2000. - 84 с.
Настоящий стандарт
регламентирует процесс выполнения сварных соединений гибких упоров в виде
круглых стержней с головкой в конструкциях сталежелезобетонных пролетных
строений мостов.
Стандарт
распространяется на сварные соединения гибких упоров в виде круглых стержней с
головкой, выполненные контактно-дуговой сваркой специализированным сварочным
оборудованием с применением защитных огнеупорных керамических колец.
СТП 016-2002. Технология устройства упоров в виде круглых стержней
с головкой из отечественных материалов в конструкциях мостов /Корпорация
«Трансстрой». - Введ. 15.12.2002; Введен впервые. - М.: Корпорация
«Трансстрой», 2002. - 56 с.
Стандарт предприятия
регламентирует процесс выполнения сварных соединений гибких упоров в виде
круглых стержней с головкой в конструкциях сталежелезобетонных пролетных
строений мостов.
Стандарт предприятия
распространяется на сварные соединения упоров, выполненные контактно-дуговой
сваркой специализированным сварочным оборудованием с применением защитных
огнеупорных керамических колец.
СТП
017-2004. Защита бетонных и железобетонных конструкций транспортных
сооружений от коррозии/ Корпорация «Трансстрой». - Введ. 11.06.2004; Введен
впервые. - М.: Корпорация «Трансстрой», 2004. - 44 с.
Настоящий стандарт предприятия
распространяется на защиту от коррозии строительных конструкций (бетонные,
железобетонные, а также элементы стальных конструкций) транспортных зданий и
сооружений: виадуков, путепроводов, эстакад, тоннелей под железными,
автомобильными и городскими дорогами.
СП 53-102-2004.
Общие правила проектирования стальных конструкций. - Изд. офиц.; Введ.
01.01.2005. - М.: ГУП ЦПП, 2005. - 132 с.
Настоящий Свод
правил распространяется на проектирование стальных конструкций зданий и
сооружений различного назначения. Свод правил не распространяется на
проектирование стальных конструкций мостов, тоннелей и труб под насыпями.
Временная инструкция по диагностике мостовых сооружений на
автомобильных дорогах / М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор.
хоз-ва (Росавтодор), 2003.
Введена в действие Распоряжением Министерства
транспорта Российской Федерации № ОС-467-р от 23.05.2003 г. Составлена взамен
«Инструкции по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах» /
Федеральный дорожный департамент Минтранса России, ГП Росдорнии, М., 1996 г.
Настоящая Инструкция
устанавливает порядок проведения диагностики мостового сооружения с
составлением паспорта сооружения.
Размещена на сайте www.rosavtodor.ru
Временные
рекомендации по применению фибробетона при ремонте и содержании искусственных
сооружений на автомобильных дорогах/М-во трансп. Российской Федерации, Гос.
служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2002. - 12 с.
Приведена технология
приготовления и укладки фибробетонной смеси при ремонте аварийных автодорожных
мостов, расположенных вдалеке от бетонных заводов и производственных баз, с
использованием отходов кордных волокон в качестве дисперсной арматуры.
Методика
определения содержания хлоридов в железобетонных конструкциях мостовых
сооружений. - Изд. офиц. - Отрасл. дор. метод, док. - М.:/М-во трансп.
Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор), 2002. - 20 с.
Методика
предназначена для специалистов организаций, занимающихся обследованием
железнодорожных автодорожных мостов, контролем качества бетонных работ, а также
для исследовательских организаций.
Методика основана на
определении содержания хлорид-иона в водной вытяжке из бетонного порошка
методом прямой потенциометрии с помощью комбинированного ионоселективного
электрода.
Методика расчетного прогнозирования срока службы железобетонных
мостов/М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор).
- М., 2002. - 140 с.
Настоящая методика позволяет определять сроки
службы железобетонных пролетных строений на ранних этапах их функционирования.
Методические
рекомендации по вибродиагностике автодорожных мостов /Гос. служба дор. хоз-ва
М-ва трансп. Российской Федерации. - М., 2001. - 24 с.
Представлены основные характеристики
технических и программных средств, применяемых при полевых исследованиях и
расчетах несущей способности мостовых конструкций. Рекомендации разработаны с
учетом требований основных нормативных документов, приведены основы методик
всех технологических процедур, выполняемых при вибродиагностике автодорожных
мостов.
Методические
рекомендации по применению габионных конструкций в дорожно-мостовом
строительстве / ООО «Организатор», ФГУП «Союздорпроект». - М., 2001. - 267 с.
Предусматривают применение габионных
конструкций при проектировании нового строительства, реконструкции и защите
автомобильных дорог и переходов через водотоки от опасных природно-техногенных
процессов гидрометеорологического и геологического происхождения.
Методические
рекомендации по применению конструкций температурно-неразрезных пролетных
строений. - Изд. офиц. - Отрасл. дор. метод, док. - М.: М-во трансп. Российской
Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор), 2003. - 60 с.
Настоящие Рекомендации разработаны в развитие
требований главы СНиП «Мосты и трубы» в части повышения эксплуатационной надежности
пролетных строений мостовых сооружений, обеспечения комфортных условий движения
транспортных средств без снижения скорости, уменьшения затрат на ремонт
мостового полотна, а также повышения долговечности мостового сооружения в
целом.
Методические
рекомендации по применению металлических гофрированных труб. - Изд. офиц. -
Отрасл. дор. метод, док. /М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор.
хоз-ва (Росавтодор). - М., 2002. - 99 с.
Методические
рекомендации распространяются на проектирование и постройку металлических
гофрированных одно- и многоочковых водопропускных труб диаметром до 3 м и
водопропускных сооружений из гофрированных структур комплексной отечественной и
импортной поставки отверстием до 8 м на федеральной автомобильной дороге Чита -
Хабаровск, включая примыкающие к ней автомобильные и железные дороги промышленных
и сельскохозяйственных предприятий, а также на дорогах и улицах городов и
поселков, через которые проходит трасса.
Методические
рекомендации по применению металлических труб большого диаметра в условиях
наледеобразования и многолетнемерзлых грунтов (для опытно-экспериментального
строительства). - Изд. офиц. - Отрасл. дор. метод, док. /М-во трансп.
Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2003. - 84 с.
Методические
рекомендации распространяются на проектирование и постройку металлических
гофрированных водопропускных труб и водопропускных сооружений из гофрированных
структур комплектной отечественной и импортной поставки отверстием до 8 мм на
автомобильных дорогах в районах вечной мерзлоты и наледеобразования.
Методические
рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах /
Росавтодор. - М., 1999. - 86 с.
В настоящих
«Методических рекомендациях» представлена классификация работ по содержанию мостовых
сооружений и даны предложения по формированию службы их содержания с перечнем
работ, возлагаемых на эту службу, показаны порядок взаимоотношений между
Заказчиком и Подрядчиком и основные правила контроля качества выполняемых
работ, изложены требования к качеству нормативных требований.
Методические
рекомендации по устройству рулонно-мастичной гидроизоляции «ПОЛИКРОВ» на
автодорожных мостах. - Изд. офиц. - Отрасл. дор. метод, док. /М-во трансп.
Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2002. - 40с.
Приведены
технические характеристики новых материалов системы гидроизоляции «ПОЛИКРОВ» и
даны указания по технологии устройства ее на металлической ортотропной и
железобетонной плитах проезжей части автодорожных мостов.
Рекомендации по гидроизоляции мостовых сооружений рулонными
наплавляемыми материалами производства завода «ИЗОФЛЕКС» / ФГУП «Союздорнии». -
Кириши, 2001. - 24 с.
Настоящее
Руководство касается выполнения гидроизоляции на пролетных строениях мостовых
сооружений с железобетонной плитой проезжей части с использованием рулонных
битумно-полимерных наплавляемых гидроизоляционных материалов производства
Киришского завода «Изофлекс».
Рекомендации
по использованию эффективных композиционных материалов при обустройстве
мостовых сооружений. - Изд. офиц.; Введ. 15.09.2003. - М, 2003. - 16 с.
Настоящие
рекомендации предназначены для технологического обеспечения изготовления и
установки перильных ограждений из полимерных композиционных материалов на
мостовых сооружениях автомобильных дорог.
Рекомендации
по применению ограждающих устройств на мостовых сооружениях автомобильных
дорог. /Гос. служба дор. хоз-ва Минтранса России, ГИБДД МВД России. - М., 2001.
- 80 с.
Определены области
применения стандартных, разработанных на базе стандартных и типовых конструкций
ограждений, а также выявлены возможности реализации этими конструкциями
требований, предъявляемых к ограждениям, устанавливаемым на мостовых
сооружениях.
Рекомендации могут
быть использованы при выборе конструкций для мостовых сооружений не только на
общей сети автомобильных дорог, но и в городах.
Руководство
по защите металлоконструкций от коррозии и ремонту лакокрасочных покрытий
металлических пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов. - Изд.
офиц. - Отрасл. дор. метод, док. /М-во трансп. Российской Федерации, Гос.
служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2003. - 120 с.
Настоящее
Руководство распространяется на полное или частичное восстановление защитных
покрытий металлических конструкций эксплуатируемых автодорожных мостов на
автомобильных дорогах общего пользования и предназначается для использования
специализированными подрядными организациями и дорожно-эксплуатационными
службами Федеральной дорожной службы Министерства транспорта Российской
Федерации при организации, производстве и контроле качества работ по текущему
содержанию и капитальному ремонту.
В Руководстве
изложены требования к выбору систем защитных покрытий, к подготовке поверхности
перед окрашиванием, к лакокрасочным материалам и технологии их нанесения, к
безопасному ведению работ и экологической безопасности. Положения, изложенные в
руководстве, должны соблюдаться при текущем содержании,
планово-предупредительных, капитальных ремонтах и реконструкции эксплуатируемых
автодорожных мостовых сооружений.
Руководство
по применению гидроизоляционного материала «Техноэластомост» для гидроизоляции
железобетонной плиты проезжей части мостовых сооружений. - Изд. офиц. - Отрасл.
дор. метод, док. /М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва
(Росавтодор). - М., 2002. - 24 с.
Содержит сведения о
применении гидроизоляционного материала «Техноэластомост» для гидроизоляции
железобетонной плиты проезжей части мостовых сооружений, характеристики
материала, требования к гидроизолируемой поверхности и оборудованию, требования
к контролю качества работ и по технике безопасности.
Справочное
пособие дорожному (мостовому) мастеру по содержанию мостовых сооружений на
автомобильных дорогах / Росавтодор. - М., 1999. - 242 с
Настоящее пособие
составлено на основании накопленного опыта в дорожных организациях России по
ремонту и содержанию автодорожных мостов и предназначено для работников
линейной службы эксплуатации - дорожного (мостового) мастера - как руководство
по организации работ по содержанию мостов.
Абрамов Д.А. Пособие по расчету сечений балочных деревянных мостов
с разбросанными прогонами. - М.: Союздорнии, 1998. - 125 с.
Извлечение
Анализ парка
мостовых сооружений на автомобильных дорогах и в населенных пунктах России
свидетельствует о том, что деревянные мосты находят применение в практике
строительства. Их доля с 60-х годов остается практически без изменения и
составляет по протяженности около 80% общей протяженности мостов в России.
Объясняется это тем, что железобетонные и стальные мосты возводят
преимущественно на вновь строящихся и реконструируемых дорогах. На дорогах
местного значения деревянные мосты заменяют, как правило, деревянными. Это
объясняется наличием большого количества лесов в России, сравнительной
простотой и доступностью получения в лесных районах строительного материала, а
также отсутствием или удаленностью для ряда регионов страны заводов,
производящих железобетонные и стальные мостовые конструкции, отсутствием у
местных строительных организаций кранового оборудования и целым рядом причин
экономического и социального характера.
Деревянные мосты
являются непременно возводимыми конструкциями в условиях военного времени и
чрезвычайных обстоятельств.
При строительстве
деревянных мостов традиционно применяют простейшие балочные конструкции.
Деревянные мосты
недолговечны, поэтому служба эксплуатации вынуждена заменять отдельные элементы
для восстановления требуемой грузоподъемности моста, а также решать вопросы
пропуска той или иной нагрузки по мосту.
Настоящее Пособие
позволяет строить (подбирать сечения элементов моста), определять
грузоподъемность и производить усиление деревянных мостов со сближенными
прогонами без использования проекта и расчетов.
Васильев А.И., Хазанов МЛ. Мониторинг физического и
напряженно-деформированного состояния строящихся и эксплуатируемых мостов
/Дороги и мосты. Сборник тр. / ГП РОСДОРНИИ. - М., Фирма ВЕРСТКА. - 2004. - С.
32-41.
Статья содержит
информацию о работах по мониторингу строящихся крупных мостовых сооружений,
проводимых в порядке научно-технического сопровождения для реализации сложных
конструктивно-технологических решений, а также некоторых эксплуатируемых мостов
с проявлениями опасных повреждений конструкций. Представлена краткая информация
о компьютерно-измерительной системе.
Владимирский С.Р. Механизация строительства мостов: Учебн. пособие.
- 2-е изд., перераб. - С.-Петербург: Изд-во ДНК, 2005. - 152 с.
Представлены
классификация мостостроительных машин и принцип комплексной механизации
строительства.
Гадаев Н.Р. Опыт сооружения мостов из монолитного железобетона
методом продольной надвижки. - М, 2002. - 76 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн.
информ. / Гос. служба дор. хоз-ва М-ва трансп. Российской Федерации,
Информавтодор; Вып. 1).
Рассматриваются
научно обоснованные технологические и технические решения по строительству
мостов из монолитного железобетона. Отражены особенности конструктивно-технологических
решений по сооружению монолитных железобетонных пролетных строений методом
цикличной продольной подвижки (метод ЦПН), а также представлены результаты
некоторых перспективных разработок в области конструктивно-технологических
систем с использованием методов системотехники.
Гадаев Н.Р. Особенности технологического оборудования при
циклической продольной надвижке монолитных железобетонных пролетных строений
мостовых сооружений //Автомоб. дороги: Науч.-техн. информ. сб. /Информавтодор.
- М, 2002. - Вып. 5. - С. 18-25.
Рассматривается новая
конструктивно-технологическая система возведения путепроводов с использованием
метода циклической продольной надвижки пролетных строений.
Глазман Ф.Б. Защита стальных конструкций мостов от коррозии //
Трансп. стр-во. - 2000. - № 3. - С. 23-24.
Сообщается о
применении лакокрасочных материалов для защиты мостовых металлоконструкций от
коррозии.
Гончаров-Андреев Н.В. Методы ремонта и реконструкции автодорожных
мостов, разработанные и апробированные на практике специалистами отдела
диагностики мостов ГП Росдорнии //Автомоб. дороги: Информ. сб. /Информавтодор.
- 1999. - Вып. 9. - С. 29-38.
Представлены инженерные решения, предлагаемые
и применяемые ГП Росдорнии в практике диагностики, проектировании ремонта и
реконструкции мостов.
Горелышева Л.A.
Нежесткие дорожные покрытия на металлических мостах. - М., 2004. - 80 с. -
(Автомоб. дороги: Обзорн. информ. / Информавтодор; Вып. 4).
Рассматривается проблема устройства и эксплуатации
нежестких дорожных одежд на металлических мостах с ортотропной плитой, а также
условия их работы. Приведен опыт применения материалов, устройства дорожных одежд, дорожных
конструкций для них, наиболее эффективно функционирующих в условиях металлических
мостов. Дается анализ возникновения основных дефектов асфальтобетонных покрытий
на основе опыта и теоретических разработок отечественных и зарубежных
специалистов. Проводится сравнительный анализ различных материалов и типов
дорожных конструкций с точки зрения критерия усталостной долговечности.
Еремеев В.П., Бурыкин О.М. Сталежелезобетонные балки пролетных
строений стендового изготовления // Автомоб. дороги: Науч.-техн. информ. сб. /
Информавтодор. - М., 2002. - Вып. 4. - С. 31-35.
Изложена проблема и рассмотрены
пути решения совместимости реконструируемых пролетов с приставными балками
уширения.
Еремеев В.П. Из опыта ремонта мостов ЛИРМ Казанской
архитектурно-строительной академии //Автомоб. дороги: Информ. сб. /
Информавтодор. - 2000. - Вып. 3. - С. 25-31.
Сообщается о
20-летней научно-производственной деятельности лаборатории испытаний и
реконструкции мостов при содействии Волжской автомобильной дороги (ныне Упрдор
«Волга») по разработке и реализации новых конструкций и технологий ремонта
мостов.
Еремеев В.П. Реконструкция автодорожного моста с предварительно
напряженными железобетонными балками пролетных строений // Автомоб. дороги:
Науч.-техн. информ. сб. / Информавтодор. - М., 2001. - Вып. 1. - С 26-30.
Приведен опыт
использования остаточного ресурса сооружений мостовых переходов при
реконструкции автодорожного моста на автомобильной дороге Чебоксары-Саранск.
Ефимов П.П. Архитектура мостов / М-во транспорта Российской
Федерации. Гос. служба дор. хоз-ва. ФГУП Информавтодор. - М., 2003. - 286 с.
В книге рассмотрена
методология развития архитектурно-конструктивных форм мостов, проведен анализ
взаимного влияния архитектуры мостов и материалов, из которых выполнены несущие
мостовые конструкции, освещены характерные особенности восприятия архитектуры
мостов, приведены обширные сведения по архитектуре мостов различных систем,
показаны основные приемы дизайна мостов и решения задач мостовой композиции.
Книга представляет
интерес для специалистов, занимающихся решением проблем архитектуры
транспортных сооружений, но не менее интересна любому читателю.
Иванова О.В., Терентьева И.Е. Мост и его паспорт // Трансп. стр-во.
- 2000. - № 3. - С. 22-23.
Специалистами
лаборатории испытания мостов НИЦ «Мост» проанализированы некоторые недостатки
«Инструкции по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах» (1996
г.) и даны рекомендации по их устранению.
Иосилевский Л.И., Леонов П.В. Совершенствование конструктивных форм
и методов сооружения неразрезных железобетонных пролетных строений мостов //
Новости в дор. деле: Науч.-техн. информ. сб. /Информавтодор. - М., 2004. - Вып.
1. - С. 40-52.
Рассматриваются
технологические особенности сооружения сборных железобетонных неразрезных
пролетных строений мостов.
Картопольцев ВМ., Боровиков А.Г. Основные требования к технической
диагностике транспортных сооружений на автомобильных дорогах // Техника и
технологии дор. хоз-ва - 2000. - М 1. - С. 66-69.
Содержит
рекомендации по оценке технического состояния, грузоподъемности, служебного и
остаточного ресурсов с целью определения возможности пропуска современных
нагрузок и разработки технических решений по безаварийной эксплуатации или
реконструкции транспортных сооружений.
Каталог «Техника, технологии и материалы в дорожном хозяйстве»/М-во
трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2003.
- 172 с
В разделе I представлены
прогрессивные материалы и технологии при ремонте, содержании и строительстве
дорог и искусственных сооружений.
Каталог
типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог /
Федеральн. дор. служба России. - М., 1998.
Т. I: Дефекты весенне-летне-осеннего
периода.
Т. 2: Дефекты
зимнего периода.
Каталог предназначен
для распознания и выявления типичных дефектов содержания конструктивных
элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Клейнман А.А., Савин СВ. Конструкция деформационного шва при
ремонте автодорожных мостов // Новости в дор. деле: Науч.-техн. информ. сб. /
Информавтодор. - М., 2003. - Вып. 4. - С. 1-5.
Рассматривается универсальная конструкция
деформационного шва, позволяющего длительное время избежать появления традиционных для швов
дефектов, вызывающих снижение комфортности движения, герметичности и надежности
в процессе эксплуатации.
Клейнман А.А., Савин СВ. Опыт работ по замене опорных частей при
ремонте мостов // Новости в дор. деле: Науч.-техн. информ. сб./Информавтодор. -
М., 2003. - Вып. 3. - С 20-23.
Приведена технология
по замене опорных частей при ремонте мостов, разработанная Волгоградским
центром ГП «Росдорнии».
Концепция
улучшения состояния мостовых сооружений на федеральной сети автомобильных дорог
России (на период 2002-2010 гг.) / М-во трансп. Российской Федерации, Гос.
служба дор. хоз-ва (Росавтодор). - М., 2003. - 68 с.
Концепция содержит
краткие результаты научного анализа, идеологию эксплуатации мостовых
сооружений, концептуальные положения отраслевой политики в области эксплуатации
мостовых сооружений и основные задачи на современном этапе.
Крамер Е.Л. Проблема регулирования напряженного состояния мостов с
большими пролетами // Труды ГП Росдорнии. - М., 2000. - С. 42-50. - (Сб. науч.
тр. / ГП Росдорнии; Вып. 10).
Проанализированы
проблемы расчета, сооружения и эксплуатации висячих и вантовых мостов с
пролетами 1000 м и более с позиций повышения их долговечности и
эксплуатационной надежности. Отмечена возможность эффективного решения проблемы
только посредством применения систем с автоматическим управлением напряженного
состояния - САУ.
Дан пример
построения вантовой системы с пролетами 500 м + 1000 м + 5000 м с
использованием САУ.
Кущ Н.Н. Опыт организации работ по отбору кернов бетона из
конструкций мостов // Трансп. стр-во. - 2000, - № 2. - С. 17-19.
Сообщается об опыте
работы Научно-исследовательской лаборатории мостов Белорусской государственной
политехнической академии по отбору кернов из конструкций мостов через р.
Западную Двину в г. Витебске и р. Березину в г. Бобруйске с целью определения,
кроме прочности, водонепроницаемости, пористости, трещиноватости, степени карбонизации
бетона, а также горной породы щебня, входящего в состав бетона.
Лисюнин В.В. К вопросу об эксплуатационной надежности сборных
железобетонных пролетных строений автодорожных мостов с плоскими клееными
стыками: Дороги и мосты. Сборник тр. /ГП Росдорнии. - М.: Фирма Верстка. - 2004.
- С. 153-162.
В статье отражено
состояние железобетонных пролетных строений мостов с плоскими клееными стыками.
Подробно изложены результаты исследований пролетного строения моста через р.
Сухону в г. Великом Устюге. Приведены выводы об эксплуатационной надежности
сооружений с подобными пролетными строениями.
Минин А.В. Повышение долговечности мостов в агрессивных средах за
счет использования эффективных химических и эмульсионно-минеральных материалов:
Автореф. дис....канд. техн. наук. - М., 2002. - 22 с.
В представленной
работе рассмотрены способы повышения долговечности и коррозионной стойкости
защитных и выравнивающих слоев из бетона и железобетона в условиях воздействия
агрессивных сред путем применения пропиточной изоляции на основе водных
композиций неорганических солей и эмульсий органических веществ; повышения
работоспособности гидроизоляции посредством применения битумополимерных
мембран; совершенствования технологии ремонта мостового полотна путем
использования материалов на основе битумных эмульсий.
Насонов Д.Н. Опыт уширения и усиления мостов на автомобильных
дорогах Новгородской области // Автомоб. дороги: Науч.-техн. информ. сб. /
Информавтодор. - М., 2001. - Вып. 4. - С 10-24.
Представлен опыт
устранения несоответствия габарита проезжей части и грузоподъемности мостов на
автомобильных дорогах Новгородской области требованиям действующих норм.
Овчинников И.Г., Распоров О.Н., Макаров В.Н. Устройство дорожной
одежды на новом автодорожном мосту через р. Волгу у г. Саратова // Трансп. cmp-во. - 2000. - № 8. - С.
14-16.
Представлена схема
устройства проезжей части по ортотропной плите с использованием финской
технологии.
Перевозников Б.Ф., Селиверстов В.А. Дорожно-мостовые габионные
конструкции и сооружения. - М., 2001. - 95 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн.
информ. /Информавтодор; Вып. 2),
В обзорной
информации обобщен обширный и малоизвестный многолетний опыт Союздорпроекта,
Гипротрансмоста и других отечественных и зарубежных организаций по применению
габионных конструкций и сооружений в дорожно-мостовом строительстве.
Эти конструкции и
сооружения универсальны и имеют широкую область применения, в частности, при
укреплении откосов, склонов, подмостовых конусов и русл; при устройстве
удерживающих, подпорных, стабилизирующих, водоотводных, водопропускных и
локальных дорожно-мостовых очистных сооружений.
Обзорная информация
является первой наиболее полной работой по данной теме. В ее основу положены
результаты обобщения отечественного и зарубежного опыта устройства габионных конструкций
и сооружений, а также научно-методических разработок, выполненных авторами по
обоснованию и сопровождению проектно-строительных решений с применением этих
конструкций и сооружений.
Переводчиков Б.Ф., Селиверстов В.А. Защита опор мостов от размывов.
- М, 1998. - 72 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн. информ. /Информавтодор; Вып. 6).
В обзорной
информации рассмотрено состояние проблемы защиты опор мостов от опасных
проявлений и воздействий паводочных и сопряженных с ними процессов
природно-техногенного генезиса, обобщен многолетний опыт проектирования,
строительства и эксплуатации мостовых опор. Отражены особенности конструктивных
решений по устройству опор мостов, их заложения и условий расположения в
подмостовом пространстве; характер и причины возникновения опасных размывов,
деформаций и разрушений опор существующих мостов; методы защиты и повышения
надежности условий функционирования мостовых опор в условиях паводочных
воздействий и обусловленных ими русловых деформаций.
Перевозчиков Б.Ф., Селиверстов В.А. Наплавные мосты. - М., 2003.
-64 с. - (Автомоб. дороги и мосты: Обзорн. информ. / Информавтодор; Вып. 6).
В данном выпуске
обзорной информации даны типы и конструкции наплавных мостов, приведены примеры
из отечественного и зарубежного опыта.
Рассмотрены основные
правила и методы проектирования наплавных мостов, главное внимание уделено
гидрологическим аспектам проектирования как наименее исследованной области,
имеющей пробел в нормативной базе. Приведены основные принципы учета
особенностей организации строительства и эксплуатации этого самого древнего
типа мостов.
Пименова Г.И., Волкова В.И. Экономичность реконструктивных решений
пролетных строений автодорожных мостов // Трансп. стр-во. - 2001. - № 1. - С.
6-10.
Приведено
технико-экономическое обоснование повторного использования конструктивных
элементов бывших в эксплуатации конструкций на примере технического состояния
железобетонных балок пролетного строения моста через р. Екушаншор автодороги
Усинск - Харьяга в Республике Коми. Описаны характерные дефекты железобетонных
балок после демонтажа и метод восстановления цельности железобетонных элементов
в местах скола бетона - торкретирование.
Радченко И.П. О некоторых проблемах эксплуатации мостов // Автомоб.
дороги: Информ. сб. / Информавтодор. - 2000. - Вып. 3. - С. 31-36.
Для обеспечения
достоверной картины технического состояния существующих мостов на
территориальных дорогах необходимо провести их диагностику и паспортизацию.
Диагностика должна проводиться специализированными центрами, имеющими опыт
проектирования, строительства, эксплуатации и необходимую научную и
производственную оснащенность.
Ронин В.З. Мостостроение в Интернете // Трансп. стр-во. - 2000. - М
3. - С. 22-24.
Дан обзор серверов в
сети Интернет, посвященных вопросам проектирования и строительства мостовых
сооружений.
Содержится
информация о представительствах частных лиц, высказывается необходимость
создания общероссийских информационных ресурсов, посвященных обобщению
достижений отечественного мостостроения, и общероссийского сервера для
профессионального общения мостостроителей.
Саканский Ю.Н., Семенов СВ., Попков И.С. Новые способы усиления и
уширения железобетонных пролетных строений при ремонте и реконструкции мостовых
сооружений: Науч. исследования и разработки Союздорнии. Тр. Союздорнии.
Юбилейный вып. / ФГУП Союздорнии. - М., 2001. - С. 259-265.
Специалистами
Союздорнии разработано большое число проектов усиления и уширения
эксплуатируемых мостовых сооружений с пролетами от 11,36 до 22,16 м.
По результатам
внедрения можно сделать следующие выводы:
разработаны
эффективные способы усиления и уширения железобетонных пролетных строений
эксплуатируемых мостов, которые успешно применены при ремонте мостовых
сооружений в различных регионах России;
технология
изготовления и натяжения пучков из канатов класса К-7 в 3-4 раза эффективнее,
чем пучков из высокопрочной проволоки диаметром 5 мм;
для сверления
отверстий в ребрах железобетонных балок предпочтительнее применять импортное
оборудование;
для обеспечения
работы сверлильного оборудования достаточно на объекте иметь переносную
электростанцию мощностью 3,5-4 кВт;
новые механизмы для
натяжения одиночных арматурных канатов класса К-7 и анкеры для закрепления
концов натянутых канатов надежны в работе и обеспечивают высокую
производительность труда;
при уширении
пролетных строений элементы уширения предпочтительно устраивать из монолитного
бетона;
при изготовлении
пучков необходимо строго соблюдать разработанную Союздорнии технологию защиты
их от коррозии и механических повреждений; предпочтительнее пучки готовить на
базе, а затем доставлять на объект, устанавливать на балки и натягивать;
технология усиления
и уширения пролетных строений проста и легко может быть освоена строителями;
способы
следует широко применять при ремонте и реконструкции эксплуатируемых
сооружений;
в России
имеются материалы и оборудование, необходимые для реализации разработанных
способов;
в процессе
эксплуатации усиленных и уширенных сооружений не зафиксировано дефектов и
повреждений, которые свидетельствовали бы об уменьшении их грузоподъемности и
эксплуатационной надежности;
по данным
организаций, внедривших новые способы, они минимум в 2-4 раза эффективнее
традиционных способов.
Селиверстов В.А. Методы
повышения устойчивости временных и вспомогательных мостовых сооружений
от гидрологических воздействий: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. - М., 2004.
- 24 с.
Целью
данной диссертационной работы является разработка методов,
позволяющих повысить устойчивость временных и вспомогательных сооружений от опасных
гидрологических воздействий при строительстве или реконструкции дорожно-мостовых
объектов.
Система управления и контроля качества ремонта, реконструкции и
строительства магистральных автомобильных дорог и мостов /А.В.Линцер,
В.И.Мястовский, В.Б.Салтыков, Е.Н.Грысь, В.Г.Чурарь,
В.И.Левдиков, А.В.Черкасов. - М., 2001. - 64 с. - (Автомоб. дороги: Обзорн.
информ. / Информавтодор; Вып. 6).
В обзорной
информации приведены анализ и обобщение отечественных и зарубежных систем
управления и контроля качества ремонта, реконструкции и строительства
магистральных автомобильных дорог и мостов.
На основании опыта
ГП «Росдорнии», Союздорнии, Росавтодора и ДП ФГУП «Союздорнии» «Смоленский
Союздорнии» по проведению технического контроля практически на всех главных
магистралях Центрального региона России выстроена 3-уровневая система
технического контроля и управления качеством с элементами научного
сопровождения. В системе учтен мировой опыт, а также приведены
экспериментальные сравнительные данные по улучшению качественных показателей за
последние 3-4 года как слоев дорожной одежды, так и реконструируемых дорог в
целом.
Даны нормативные
акты системы контроля, приказы Росавтодора, закрепляющие функционирование
системы, а также практические рекомендации по ее внедрению на территориях в
увязке с федеральной системой и системы ИСО-9000 и ГОСТ Р.
Совершенствование конструкций деформационных швов закрытого типа в
пролетных строениях железнодорожных мостов / Шестериков В.И., Козлов Г.Н.,
Веренько В.A, Хохлов
М.В. // Новости в дор. деле: Науч.-техн. информ. сб. / Информавтодор. - М,
2003. - Вып. 1. - С. 12-21.
Рассматривается опыт
устройства деформационных швов закрытого типа. На опыте работы АО
«Ирмаст-Холдинг» показаны некоторые способы исправления возникающих в процессе
эксплуатации дефектов.
Современные технологии строительства, реконструкции, ремонта и
содержания искусственных сооружений на автомобильных дорогах: Тр. науч.-техн.
конф. / М-во трансп. Российской Федерации, Гос. служба дор. хоз-ва
(Росавтодор). - М., 2002. - 175 с.
Рассмотрены ключевые
вопросы, связанные с проектированием, строительством и ремонтом металлических,
сталежелезобетонных и бетонных пролетных строений; изменения в отечественной
металлургии, связанные с выпуском новых марок сталей и применение импортных
арматурных высокопрочных проволок и канатов, а также оборудование и
технологические приемы ведения работ по ремонту и реконструкции существующих
сооружений.
Чаруйский Ю.А., Нестругин Н.А. Материалы и технологии для ремонта
мостов // Наука и техника в дор. отрасли. - 2000. - М 3. - С. 19-21.
Сообщается о
применении ГП «Росдорнии» совместно с фирмой «Parsons» (США) при ремонте мостов и
путепроводов новых технических решений: деформационных швов типа «Торма Джойнт»,
объединения пролетных строений в температурно-неразрезные, технологии
«вакуумирования», материалов на основе композиций «ЦМИД», установки переходных
плит на всю ширину моста между открылками и др.
Шестериков В.И. Каменные мосты России (федеральная сеть
автомобильных дорог). - М., 2004. - 90 с. - (Автомоб. дороги и мосты: Обзорн.
информ. / Информавтодор; Вып. 7).
Рассматривается опыт
строительства и эксплуатации известнейших каменных мостов Европы, а также
отечественный опыт проектирования и содержания каменных мостов.
Шестериков В.И. Расчетное прогнозирование срока службы
сталежелезобетонных пролетных строений: Дороги и мосты. Сборник тр. / ГП
Росдорнии. - М.: Фирма Верстка. -2004. - С. 111-133.
В статье
представлены результаты исследований второго этапа изучения проблемы
прогнозирования срока службы мостовых конструкций, касающегося
сталежелезобетонных пролетных строений.
Изложены некоторые
результаты исследований, выполненных в рамках этого контракта, в частности,
отражена тенденция накопления повреждений в эксплуатируемых конструкциях, дан
анализ напряженного состояния при различных повреждениях пролетных строений
разных лет проектирования, а также прогноз продолжительности их
работоспособности. В работе использованы модели деградации конструкций и
материалов, установленные экспериментальным и расчетным путем, и приведены
результаты расчетов прочности сечения стальной балки.
Шестериков В.И. Ремонт конструкций деформационных швов с
металлическим окаймлением. - М., 2001. - 68 с. -(Автомоб. дороги: Обзорн.
информ. / Гос. служба дор. хоз-ва М-ва трансп. Российской Федерации,
Информавтодор; Вып. 7).
Рассмотрен вопрос о
восстановлении наиболее распространенных конструкций деформационных швов в
пролетных строениях мостовых сооружений средней и большой длины (более 25 м), в
том числе с металлическим окаймлением.
Приводится описание
новых технологий и материалов, даются основные положения методики
прогнозирования сроков службы конструкций швов.