Основные функции
и специальные полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору Российской Федерации
Федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по разработке и принятию
нормативных правовых актов, а также контроля и надзора в сфере:
- охраны окружающей среды
в части ограничения негативного техногенного воздействия;
- безопасности при
использовании атомной энергии;
- безопасного ведения
горных работ и охраны недр;
- промышленной
безопасности;
- безопасности электрических
и тепловых установок и сетей;
- безопасности
гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики;
- безопасности оборота
взрывчатых материалов промышленного назначения.
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору является:
- органом государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
- специально
уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
- органом государственного
горного надзора;
- органом государственного
энергетического надзора;
- специально
уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы;
- специально
уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Основные полномочия
Службы
В соответствии с
Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору Служба вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных
законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение
Правительством Российской Федерации вопросов, относящихся к сфере ведения
Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели
деятельности Службы.
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору на основании и во
исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие
нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
- федеральные нормы и
правила в области использования атомной энергии в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
- порядок выдачи
разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии
работникам объектов использования атомной энергии в соответствии с перечнем
должностей, утвержденным Правительством Российской Федерации;
- требования к составу и
содержанию документов, касающихся обеспечения безопасности ядерных установок,
радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ, хранилищ радиоактивных отходов и/или осуществляемой деятельности в
области использования атомной энергии, необходимых для лицензирования
деятельности в этой области, а также порядок проведения экспертизы указанных
документов;
- порядок организации и
осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов;
- требования к регистрации
объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к
ведению этого реестра;
- порядок оформления
декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и
перечень включаемых в нее сведений;
- порядок проведения
технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты
взрывчатых материалов промышленного назначения;
- порядок осуществления
экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения
данной экспертизы;
- требования к составу и
содержанию документов, касающихся оценки техногенного воздействия на окружающую
среду;
- перечни (кадастры)
объектов, в отношении которых должны определяться технические нормативы
выбросов;
- порядок выдачи и форма
разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ;
- расчетные инструкции по
определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых
в атмосферный воздух;
- методические указания по
разработке проектов нормативов образования отходов;
- правила инвентаризации
объектов размещения отходов и правила учета в области обращения с отходами;
- нормативные правовые
акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением
вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами,
федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации.
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль и
надзор:
- за соблюдением норм и
правил в области использования атомной энергии, а также за условиями действия
разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной
энергии;
- за ядерной,
радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования
атомной энергии);
- за физической защитой
ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ, а также за системами единого государственного учета и
контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;
- за выполнением
международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения
безопасности при использовании атомной энергии;
- за соблюдением
требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве,
эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, при
изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств,
применяемых на опасных производственных объектах, при транспортировании опасных
веществ на опасных производственных объектах;
- за соблюдением в
пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике
(технический контроль и надзор в электроэнергетике);
- за безопасным ведением
работ, связанных с пользованием недрами, в целях обеспечения соблюдения всеми
пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в
установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр (в пределах
своей компетенции), по безопасному ведению работ, а также в целях
предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окружающую среду,
здания и сооружения;
- за соблюдением
требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных
работ;
- за соблюдением
собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями
норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах
промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических сооружений,
полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного
самоуправления;
- за соблюдением в
пределах своей компетенции требований, законодательства Российской Федерации в
области охраны, окружающей среды (государственный экологический контроль);
- за соблюдением в
пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в
области охраны атмосферного воздуха;
- за соблюдением в
пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в
области обращения с отходами;
- за своевременным
возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их
переработки в государство-поставщик, с которым Российская Федерация заключила
международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных
тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в целях временного технологического
хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах
своей компетенции);
- за горноспасательными
работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений
военизированных горноспасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых
предприятиях.
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет лицензирование
деятельности:
- по размещению,
сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок,
радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ, хранилищ радиоактивных отходов; по обращению с ядерными материалами и
радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при
производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных
материалов и радиоактивных веществ;
- по обращению с
радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и
захоронении;
по использованию ядерных
материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- по проектированию и
конструированию ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; по
конструированию и изготовлению оборудования для ядерных установок, радиационных
источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ,
хранилищ радиоактивных отходов;
- по проведению экспертизы
проектной, конструкторской и технологической документации, а также документов,
обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных
установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и
радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, обеспечение деятельности
по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными
отходами;
- по эксплуатации
химически опасных производственных объектов;
- по эксплуатации
взрывоопасных производственных объектов;
- по эксплуатации
пожароопасных производственных объектов в части, касающейся деятельности по
эксплуатации объектов, на которых ведутся подземные и открытые горные работы по
добыче и переработке полезных ископаемых, склонных к самовозгоранию, а также
работы на других горных объектах, технология которых предусматривает ведение
пожароопасных работ, в том числе не связанных с добычей полезных ископаемых; по
эксплуатации нефтегазодобывающих производств;
- по эксплуатации
магистрального трубопроводного транспорта;
- по эксплуатации газовых
сетей; по проведению экспертизы промышленной безопасности;
- по производству маркшейдерских
работ; по производству взрывчатых материалов промышленного назначения в части,
касающейся деятельности по производству взрывчатых материалов,
- используемых при ведении
взрывных работ в местах их применения;
- по хранению взрывчатых
материалов промышленного назначения в части, касающейся деятельности по
хранению, осуществляемой организациями, производящими взрывчатые материалы на
стационарных пунктах изготовления и в местах применения, ведущими взрывные
работы, а также использующими взрывчатые материалы в научно-исследовательских,
учебных и экспериментальных целях;
- по применению взрывчатых
материалов промышленного назначения в части, касающейся деятельности по
применению взрывчатых материалов организациями, ведущими взрывные работы на
гражданских объектах;
- по распространению
взрывчатых материалов промышленного назначения, изготавливаемых в местах их
применения и используемых при ведении взрывных работ;
- по эксплуатации
электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется
для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального
предпринимателя);
- по эксплуатации тепловых
сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для
обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального
предпринимателя);
- по переработке нефти,
газа и продуктов их переработки;
- по хранению нефти, газа
и продуктов их переработки;
- по транспортировке по
магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки; - по
обращению с опасными отходами.
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешения:
- на право ведения работ в
области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной
энергии;
- на применение конкретных
видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах;
- на застройку площадей
залегания полезных ископаемых в пределах горного отвода; на эксплуатацию
поднадзорных гидротехнических сооружений;
- на выбросы и сбросы
загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на
атмосферный воздух; на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих
веществ и содержащей их продукции;
- на ввоз в Российскую
Федерацию и вывоз из Российской Федерации ядовитых веществ; на применение
взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными
материалами.
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору:
- устанавливает лимиты на
размещение отходов; регистрирует опасные производственные объекты и ведет
государственный реестр таких объектов;
- ведет государственный
учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное
воздействие на атмосферный воздух;
- ведет государственный
кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также
проводит работу по паспортизации опасных отходов;
- проводит проверки
(инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований
законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и
правил в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору согласовывает:
- квалификационные
справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются
квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право
ведения работ в области использования атомной энергии;
- перечни радиоизотопной
продукции, ввоз и вывоз которой не требует лицензий;
- условия лицензий,
технические проекты на пользование недрами, на разработку месторождений
полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и
первичной переработке.
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору организует и проводит в
порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, государственную
экологическую экспертизу:
- проектов правовых актов,
международных договоров Российской Федерации, реализация которых может привести
к негативным воздействиям на окружающую среду, а также нормативно-технических и
инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную
деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду (за
исключением экспертизы объектов в сфере природопользования), утверждаемых органами
государственной власти Российской Федерации;
- материалов, подлежащих
утверждению органами государственной власти Российской Федерации и
предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил
на территории Российской Федерации, в том числе:
1) проектов комплексных и
целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных
программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую
среду;
2) проектов схем развития
отраслей народного хозяйства Российской Федерации;
3) проектов
межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская
Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
4) технико-экономических
обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического
перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов
хозяйственной деятельности Российской Федерации, осуществление которых может
оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе на окружающую среду
сопредельных государств;
5) материалов по созданию
организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности,
предусматривающих использование природных ресурсов;
6) материалов,
обосновывающих безопасность лицензируемой деятельности, способной оказывать
техногенное воздействие на окружающую среду;
7) проектов технической
документации на новые технологии и технику;
- иных видов документации,
касающейся хозяйственной и другой деятельности, которая способна оказывать
прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (за исключением
экспертизы объектов в сфере природопользования).
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору:
- организует и
обеспечивает функционирование системы контроля за объектами использования
атомной энергии при возникновении чрезвычайных ситуаций (аварийное
реагирование);
- создает, развивает и
поддерживает функционирование автоматизированной системы
информационно-аналитической службы, в том числе для целей единой государственной
автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории
Российской Федерации;
- руководит в составе
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными
и взрывоопасными объектами, а также за ядерно- и радиационно-опасными
объектами;
- осуществляет иные
полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия
предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Федеральным законом от
26 декабря 2005 года № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» на
Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору
возложены также функции администратора платежей за негативное воздействие на
окружающую среду в бюджеты Российской Федерации в 2006 году.
Правительством Российской
Федерации принят ряд постановлений, возлагающих на Службу дополнительные
полномочия, в том числе по осуществлению контроля за системой
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и аттестации лиц,
осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с
оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике (Постановление
Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №
854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике»), а также по осуществлению полномочий главного распорядителя
средств федерального бюджета по строительству ряда природоохранных объектов,
финансируемых за счет государственных капитальных вложений.
Материал
получен из открытых источников
Ростехнадзора
РФ
(журнал
«ЭНЕРГОНАДЗОР-ИНФОРМ» №1(27) 2006 г.)