О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
М. М.
Соловьев,
начальник
отдела нормативно-правового обеспечения
ТЭК
Минпромэнерго РФ
С принятием Федерального
закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 года № 35-ФЗ начались процессы активного
реформирования электроэнергетического комплекса. В России данный комплекс
теснейшим образом связан с централизованным теплоснабжением, т. к. до 1/3 всего
объема производства электрической энергии в стране приходится на тепловые
электростанции в комбинированном цикле.
В то же время в
Федеральном законе № 35-ФЗ вопросы правового регулирования теплоснабжения
отражены практически единственной ст.45 закона «Правовое регулирование
теплоснабжения в Российской Федерации».
В ст.45 указано, что
отношения, связанные с теплоснабжением потребителей, регулируются федеральными
законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее
субъектов с учетом установленных Федеральным законом № 35-ФЗ особенностей оперативно-диспетчерского
управления работой теплоэлектростанций в режиме комбинированной выработки
электрической и тепловой энергии, особенностей участия субъектов оптового
рынка, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме
комбинированной выработки, а также устанавливаемых Правительством РФ
особенностей государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и
тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки.
Однако сфера
теплоснабжения в России не может ограничиваться только комбинированным
производством энергии на ТЭЦ. В стране функционирует более 70 тыс. котельных
различной мощности и форм собственности, а их суммарная мощность составляет
около 700 тыс. Гкал/ч.
Поэтому, учитывая суровые
климатические условия России, в новых экономических условиях стала все больше
проявляться необходимость нормативно-правового регулирования теплоснабжения,
соответствующего проводимым в стране реформам. В свое время это нашло отражение
в деятельности Совета Федерации, по инициативе которого была начата разработка
Федерального закона «О теплоснабжении в Российской Федерации». К настоящему
времени создана рабочая группа под руководством министра промышленности и
энергетики В. Б. Христенко, которая должна подготовить проект закона для
вынесения его на рассмотрение в Государственную Думу РФ.
Необходимо отметить, что
проблемы теплоснабжения имеют в основном региональный характер. В то же время
теплоснабжение технологически тесно связано с энергетическим сектором: с Единой
газоснабжающей системой России (через РАО «Газпром») и Единой
электроэнергетической системой России (через РАО «ЕЭС России»). Поэтому на
федеральном уровне необходимо координировать действия предприятий и организаций
энергетического комплекса с промышленностью и жилищно-коммунальным комплексом
страны. При этом следует учитывать высокую социальную значимость сектора ЖКХ,
реформирование которого ведется под руководством Федерального агентства по
строительству и ЖКХ (Рострой) в составе Минрегиона России.
Другим важнейшим
направлением работы Департамента ТЭК является деятельность в рамках Программы
по техническому регулированию.
Выписка из Программы
разработки технических регламентов
Таблица 1
№
|
Наименование
технического регламента
|
Срок
представления проекта технического регламента в Правительство РФ
|
Федеральные
органы исполнительной власти, участвующие в организации разработки
технического регламента
|
77
|
О
безопасности теплоснабжения
|
апрель
2007 года
|
Минрегион
России, Минпромэнерго России, Ростехнадзор, МЧС России
|
78
|
О
безопасности технических систем электрических станций
|
август
2007 года
|
Минпромэнерго
России, Ростехнадзор, МЧС России
|
79
|
О
безопасности технических систем диспетчерского управления энергосистемами
|
март
2007 года
|
Минпромэнерго
России, Ростехнадзор, МЧС России
|
80
|
О
безопасности систем электроснабжения
|
август
2007 года
|
Минпромэнерго
России, Ростехнадзор, МЧС России
|
83
|
О
безопасности оперативно-диспетчерского управления энергосистемами
|
апрель
2007 года
|
Минпромэнерго
России, Ростехнадзор
|
84
|
Об
организации безопасной эксплуатации электрических станций и сетей
|
сентябрь
2007 года
|
Минпромэнерго
России, Ростехнадзор
|
Технические регламенты,
конкурсы на которые запланированы на 2006 год после их утверждения
Правительством РФ
Таблица 2
№
|
Наименование
технического регламента
|
Срок
представления проекта технического регламента в Правительство РФ
|
Федеральные
органы исполнительной власти, участвующие в организации разработки
технического регламента
|
105
|
О
безопасности при нарушении электроснабжения
|
июнь
2007 года
|
Минпромэнерго
России, Минрегион России, МЧС России, Ростехнадзор, Мининформсвязи России,
Росатом
|
106
|
О
безопасной эксплуатации тепломеханического оборудования электрических станций
и сетей
|
июнь
2007 года
|
Минпромэнерго
России, Ростехнадзор, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Росатом
|
Перечень
организаций-победителей конкурса на право заключения в 2005 году
государственных контрактов на разработку технических регламентов (выписка)
Таблица 3
Шифр
темы, № по программе
|
Наименование
работы
|
Название
организации
|
РТР-024,
№ 28
|
О
безопасности производственных процессов и систем газоснабжения
|
ОАО
«Гипрониигаз», г. Саратов
|
РТР-060,
№ 77
|
О
безопасности теплоснабжения
|
ООО
«Крикунов и партнеры», Москва
|
РТР-061,
№ 78
|
О
безопасности технических систем электрических станций
|
АНО
«Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства»,
Москва
|
РТР-062,
№ 79
|
О
безопасности технических систем диспетчерского управления энергосистемами
|
АНО
«Информационно-консультационный центр "Бизнес-Тезаурус"», Москва
|
РТР-063,
№ 80
|
О
безопасности систем электроснабжения
|
ООО
«Крикунов и партнеры», Москва
|
РТР-066,
№ 83
|
О
безопасности оперативно-диспетчерского управления энергосистемами
|
ООО
«Крикунов и партнеры», Москва
|
РТР-067,
№ 84
|
Об
организации безопасной эксплуатации электрических станций и сетей
|
ООО
«Крикунов и партнеры», Москва
|
Несколько слов о Правилах
коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителей. Проект Правил
разрабатывался в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, законов
РФ «Об
обеспечении единства измерений», «Об
энергосбережении», «О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию», Жилищного
кодекса и других нормативных актов Российской Федерации, действующих в
области энергоснабжения.
Правила определяют порядок
организации и ведения коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителей на
источниках и у потребителей тепловой энергии, а также порядок контроля качества
тепловой энергии и режимов потребления тепловой энергии и теплоносителей.
Под коммерческим учетом
тепловой энергии и теплоносителей понимается процедура определения количества,
качества и режимов потребления тепловой энергии и теплоносителей для
коммерческих расчетов между поставщиками и потребителями тепловой энергии и
теплоносителей, основанная на результатах измерений, выполненных в соответствии
с установленными законодательством требованиями, а также на результатах
расчетов, выполненных в соответствии с методами, установленными настоящими
Правилами, в случаях выхода из строя или при отсутствии средств измерений,
необходимых для измерения указанных величин.
Правила определяют общие
положения по организации коммерческого учета отпуска и потребления тепловой
энергии и теплоносителей (сетевой воды, пара, конденсата), контроля качества
отпускаемой тепловой энергии и теплоносителей, режимов их потребления, а также
общие технические требования к средствам измерений и узлам учета тепловой
энергии и теплоносителей в целом, включая требования к организации их
эксплуатации.
Определение количества
тепловой энергии, количества (массы) теплоносителя, а также расходов,
температур и давлений теплоносителей должно осуществляться на основании
измерений, выполняемых в соответствии с требованиями закона РФ «Об обеспечении
единства измерений». При этом измерению подлежат все физические величины,
которые используются в договорах теплоснабжения, а также в договорах
купли-продажи тепловой энергии и теплоносителей и договорах на оказание услуг
по передаче тепловой энергии (мощности) и теплоносителей (договор
теплоснабжения) и позволяют определить количество, качество и режим потребления
тепловой энергии и теплоносителей в соответствии с действующим
законодательством (Гражданским кодексом РФ).
(журнал
««ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» № 2, 2006 г.)