ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО
ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
52452-
2005
|
Автомобильные
транспортные средства
ТРУБКИ
И ШЛАНГИ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО
И ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ПРИВОДОВ
ТОРМОЗОВ
Технические
требования и методы испытаний
|
Москва
Стандартинформ
2006
|
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации
установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным
государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного
Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП
«НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК
56 «Дорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
29 декабря 2005 г. № 467-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях
к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном
указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно
издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра
(замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также
в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
Содержание
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Автомобильные
транспортные средства
|
ТРУБКИ
И ШЛАНГИ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО И ПНЕВМАТИЧЕСКОГО
ПРИВОДОВ ТОРМОЗОВ
|
Технические требования и методы испытаний
|
Vehicles. Pipes
and hoses of hydraulic and pneumatic transmissions of brakes.
Technical
requirements and test methods
|
Дата введения - 2006-07-01
|
Настоящий стандарт распространяется на трубки и шланги
(рукава гибкие) с наконечниками в сборе [далее - трубки и шланги
гидравлического и пневматического приводов тормозов автотранспортных средств
(АТС)] и устанавливает технические требования и методы их испытаний.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на
следующие стандарты:
ГОСТ Р
8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация
испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ
Р 41.13-99 (Правила ЕЭКООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении
торможения
ГОСТ
Р 41.13-Н-99 (Правила ЕЭК ООН № 13-Н) Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения
ГОСТ
4364-81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств.
Общие технические требования
ГОСТ
23181-78 Приводы тормозные гидравлические автотранспортных средств. Общие
технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом
целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе
общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской
Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому
информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по
состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым
информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный
документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует
руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ
отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в
части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Трубки и шланги должны
соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ
4364, ГОСТ
23181 и технической документации (ТД), утвержденной в установленном
порядке.
3.2 Металлические и пластиковые
трубки и резиновые рукава без наконечников, предназначенные для использования в
гидравлических и пневматических тормозных приводах, должны иметь
соответствующие сертификаты.
3.3 Трубки и шланги должны обладать герметичностью и
прочностью при давлении:
- для гидравлического тормозного
привода - по ГОСТ
23181 (пункт 1.4), но не менее 20 МПа (200 кгс/см2);
- для пневматического привода -
не менее 3Рmах,
где Р max -
максимальное давление в приводе, определяемое регулятором давления по ГОСТ
Р 41.13 и ГОСТ
Р 41.13-Н.
3.4 Трубки и шланги должны
соответствовать требованиям 3.3 после проведения испытаний в условиях их
циклического нагружения в объеме не менее 150000 циклов при максимальном
давлении не менее 10 МПа (100 кгс/см2) - для гидравлического привода
и не менее 1,0 МПа (10,0 кгс/см2) - для пневматического привода.
4.1.1 Испытания проводят на
оборудовании, аттестованном в соответствии с ГОСТ Р
8.568.
4.1.2 Испытания проводят по
методикам, разработанным предприятиями в соответствии с требованиями настоящего
стандарта и прошедшим в установленном порядке метрологическую экспертизу.
4.1.3 Трубки и шланги испытывают
по следующим параметрам:
- герметичность;
- прочность:
- долговечность в условиях
циклического нагружения.
4.1.4 Погрешность измерения
давления - не более 3,0 %.
4.2.1 Испытания на герметичность
и прочность трубок и шлангов проводят на испытательном оборудовании,
позволяющем создать регулируемое давление рабочей жидкости не менее 30 МПа (300
кгс/см2) - для трубок и шлангов гидравлического тормозного привода и
не менее 5,0 МПа (50 кгс/см2) - для трубок и шлангов пневматического
тормозного привода.
Схема установки для проведения испытаний приведена на рисунке
А. 1 (приложение А).
4.2.2 При проведении испытаний
давление жидкости Ри должно быть доведено до значения,
указанного в 3.3,
и выдержано на этом уровне в течение 2 мин ± 5 с.
4.2.3 Признаками потери
герметичности и (или) разрушения являются:
- прекращение повышения давления
в процессе работы насоса;
- появление течи жидкости,
вздутия, трещин, перемещения рукавов в наконечниках.
4.2.4 После завершения испытаний
по 4.3 испытания по 4.2.2 должны быть повторены.
4.3 Испытания по оценке долговечности в
условиях циклического нагружения
4.3.1 Испытания по оценке
долговечности трубок и шлангов в условиях циклического нагружения проводят:
- для трубок и шлангов
гидравлического привода - давлением жидкости на стендовой установке, схема
которой приведена на рисунке
А.2 (приложение А);
- для трубок и шлангов
пневматического привода - давлением сжатого воздуха на стендовой установке,
схема которой приведена на рисунке
А.3 (приложение А).
4.3.2 Стендовая установка должна
обеспечивать возможность создания следующих условий испытаний:
4.3.2.1 Максимальное давление:
- для гидравлического привода -
10 МПа (100 кгс/см2) с возможностью регулирования;
- для пневматического привода -
1,0 МПа (10,0 кгс/см2) с возможностью регулирования.
4.3.2.2 Частота циклов пульсации
давления - в диапазоне от 0 до 3 Гц с возможностью регулирования и погрешностью
измерения не более 5,0 %.
4.3.3 После подключения объекта
испытаний система управления должна быть отрегулирована таким образом, чтобы:
- в гидравлической магистрали
стендовой установки для испытаний трубок и шлангов гидравлического привода при
максимальном давлении 10 МПа (100 кгс/см2) частота пульсации
давления составляла(1,5 ± 1,0)Гц;
- в пневматической магистрали
стендовой установки для испытаний трубок и шлангов пневматического привода при
максимальном давлении 1,0 МПа (10,0 кгс/см2) частота пульсации
давления составляла (1,5 ± 1,0) Гц.
4.3.4 Общее число циклов
нагружения должно быть не менее 150000.
5.1 По результатам испытаний
оформляют протокол, в котором приводят идентификационные сведения об объекте
испытаний, значения измеренных параметров и данные, характеризующие поведение
объекта в процессе испытаний.
5.2 Форма протокола испытаний
приведена в приложении
Б.
1 - объекты
испытаний; 2 - контрольный манометр; 3 - сливной кран; 4
- клапан прокачки;
Р - давление на
входе
Рисунок
А.1 - Схема установки для испытаний трубок и шлангов гидравлического и
пневматического привода
на
герметичность и прочность
1 - компрессор; 2
- пневматическая магистраль; 3 - электропневмоклапан; 4 - регулятор
давления; 5 - манометр; 6 - пневматическая камера; 7 -
главный тормозной цилиндр; 8 - гидравлические манометры; 9 -
объекты испытаний; 10 - блок питания; 11 - генератор импульсов; 12
- счетчик импульсов
Рисунок
А.2 – Схема установки для испытаний трубок и шлангов гидравлического привода
на долговечность при циклическом нагружении
1 - компрессор; 2
- пневматическая магистраль; 3 - электропневмоклапан; 4 - регулятор
давления; 5 - манометр; 6 - объекты испытаний; 7 - блок
питания; 8 - генератор импульсов; 9 - счетчик импульсов
Рисунок
А.3 - Схема установки для испытаний трубок и шлангов
пневматического привода при циклическом нагружении
УТВЕРЖДАЮ
|
|
|
Руководитель испытательного
подразделения
|
|
|
|
|
|
|
личная подпись
|
расшифровка
подписи
|
|
|
|
|
«
|
|
»
|
|
200
|
г.
|
|
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ №
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Идентификационные данные об объекте испытаний____________________________
2 Цель испытаний
Определение
соответствия трубок и шлангов требованиям нормативных документов (ГОСТ Р
________, ГОСТ
4364, ГОСТ
23181) и КД
3 Методика испытаний
Методика испытаний разработана в соответствии с требованиями
ГОСТ Р___________
4 Результаты испытаний
Наименование
параметра
|
Требования
|
Результат
испытаний
|
Соответствие
геометрических параметров тормозных шлангов требованиям КД
|
По КД
|
|
Испытания на
герметичность
|
Давление Ри
= ____ МПа в течение 2 мин ± 5 с
|
|
Испытания на
прочность
|
Давление Ри
= ____ МПа в течение 2 мин ± 5 с
|
|
Испытания
на долговечность при циклическом нагружении
|
150 000 циклов при максимальном давлении ____ МПа
и частоте нагружения (1,5 ± 0,5) Гц
|
|
5 Заключение
Представленный
объект испытаний соответствует / не соответствует требованиям КД и нормативных
документов (ГОСТ Р ______, ГОСТ
4364,
ГОСТ
23181)
|
Испытания
провел
|
|
|
|
|
|
|
личная подпись
|
|
расшифровка
подписи
|
|
|
|
«
|
|
»
|
|
200
|
|
г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключевые слова: автомобильные
транспортные средства, трубки и шланги гидравлического тормозного привода,
трубки и шланги пневматического тормозного привода, наконечники в сборе,
герметичность и прочность, долговечность, циклическое нагружение.