Федеральная служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И
ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
|
Утверждены
постановлением
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 26 декабря 2005 г.
№ 19
|
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
НП-030-05
Введены
в действие
с 1 мая 2006 г.
Москва 2005
Настоящие федеральные нормы и правила
устанавливают требования к государственному учету и контролю ядерных материалов
при их производстве, использовании, переработке, хранении и транспортировании.
При разработке нормативного документа
использованы Концепция системы государственного учета и контроля ядерных
материалов, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 14
октября 1996г. № 1205; Правила организации системы государственного учета и
контроля ядерных материалов, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 10 июля 1998г. №746; Положение о государственном учете
и контроле ядерных материалов, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 декабря 2000г. № 962; Гарантии МАГАТЭ. Руководящие
принципы государственных систем учета и контроля ядерных материалов; Свод
федеральных правил Комиссии по ядерному регулированию США. Раздел 10. Часть 74.
Контроль и учет ядерных материалов, а также другие отечественные и зарубежные
документы1.
Настоящие федеральные нормы и правила учитывают
изменения, внесенные в ранее действующий документ "Основные правила учета
и контроля ядерных материалов" (НП-030-01).
Выпускаются взамен документа "Основные правила учета и контроля ядерных
материалов" (НП-030-01).
Нормативный
документ прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от
03.03.2006 г. № 01/1608-ЕЗ
_____________
Нормативный документ подготовлен к утверждению в
Научно-техническом центре по ядерной и радиационной безопасности при участии
Н.Ф. Андрюшина, В.С. Кирсанова, О.В. Сопова, Л.В. Качана.
Содержание
ВОУ - высокообогащенный уран
ЗБМ - зона баланса материалов
ИР - инвентаризационная разница
КТИ - ключевая точка измерений
МБО - материально-балансовый отчет
МБП - межбалансовый период
ОИК - отчет об изменении инвентарного
количества
СКД - средство контроля доступа
СНК - список наличного количества ядерных
материалов
СО - специальный отчет
СФНК - список фактически наличного количества
ядерных материалов
УИВ - устройство индикации вмешательства
В целях настоящего документа используются
следующие термины и определения.
Аномалия в учете и контроле
ядерных материалов
- недостача (излишек) ядерных материалов, ошибки в учетных и отчетных
документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным материалам,
нарушения порядка производства, использования, передач ядерных материалов.
Атрибуты - характеристики предметов (например,
идентификатор предмета, местоположение предмета, состояние устройства индикации
вмешательства, которым снабжен предмет, геометрические размеры, нетто- и
брутто-масса предмета и т.п.), допускающие проверку их наличия средствами
визуального и инструментального контроля.
Атрибутивные признаки - признаки, однозначно подтверждающие
наличие или отсутствие какого-либо атрибута предмета.
Баланс ядерных материалов - сравнительный итог зарегистрированного
и имеющегося в наличии количества ядерных материалов.
Вид ядерных материалов - ядерные материалы, различающиеся по
изотопному составу и количеству.
Высокообогащенный уран - уран с обогащением не менее 20% по
изотопу урана-235.
Зона баланса материалов - территориально и административно
установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных
материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании
измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении
в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период
времени.
Инвентаризационная разница - разница между фактически наличным и
документально зарегистрированным количеством ядерного материала.
Ключевая точка измерений - место, где ядерные материалы могут быть
измерены для определения их потока или наличного количества.
Контроль ядерных материалов - контроль за наличием и перемещением
ядерных материалов, включающий контроль доступа к ядерным материалам,
оборудованию и информации, наблюдение за ядерными материалами, проверку
санкционированного размещения и перемещения ядерных материалов.
Межбалансовый период - период времени между двумя
последовательными физическими инвентаризациями.
Партия материала (партия) - некоторое количество материала,
количественный или качественный состав которого определен на основании единого
набора данных и результатов измерений, зарегистрированных в учетных документах.
Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых
используются для подтверждения всех или некоторых количественных характеристик
и (или) атрибутивных признаков ядерных материалов, учетных единиц, продуктов.
Продукты - вещества в виде соединений, сплавов и
изделий, содержащие ядерные материалы.
Система измерения ядерных
материалов
- совокупность средств измерений ядерных материалов и организационных
мероприятий, позволяющих получать на основе выполняемых измерений данные: о
количестве, элементном и изотопном составах ядерных материалов, находящихся и
производимых в ЗБМ, получаемых в ЗБМ или отправляемых из ЗБМ; о фактическом
наличии ядерных материалов в ЗБМ при проведении физических инвентаризаций; о
погрешностях значений каждой измеряемой величины ядерного материала в ЗБМ.
Специальные неядерные материалы - материалы, не содержащие или не
способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в
устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения
внутриядерной энергии (ядерного взрыва).
Средства контроля доступа - технические средства, предназначенные
для обнаружения несанкционированных изъятия, использования, перемещения ядерных
материалов, проникновения в зону ограниченного доступа. Подразделяются на
системы наблюдения и УИВ.
Устройство индикации
вмешательства
- техническое устройство, имеющее индивидуальный номер или другой
идентификатор, защищенное от возможности снятия и повторного использования без
нарушения его целостности или изменения одного (нескольких) поддающихся
регистрации параметров и предназначенное для обнаружения несанкционированного
доступа к ядерным материалам.
Учет ядерных материалов - определение количества ядерных
материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов.
Учетная единица - поддающийся идентификации предмет,
содержащий ядерные материалы, (имеющий индивидуальный номер или другой
идентификатор), целостность которого остается неизменной в течение
установленного периода времени.
Учетные данные - характеристики ядерных материалов,
используемые в учетных документах.
Учетные измерения - измерения количественных характеристик
ядерных материалов, продуктов, результаты которых вносятся в учетные документы.
Фактически наличное количество
ядерного материала
- измеренная или иначе определенная в соответствии с установленными процедурами
масса ядерного материала, фактически имеющегося в наличии в данное время.
Физическая инвентаризация - определение фактического количества
ядерных материалов, имеющихся в наличии в ЗБМ.
1.1. Основные правила учета и контроля ядерных
материалов (далее - Правила) устанавливают основные требования к
государственному учету и контролю ядерных материалов и специальных неядерных
материалов (далее - ядерные материалы), находящихся в любых химических
соединениях и физических формах, а также критерии их учета и контроля.
1.2. Настоящие Правила распространяются на
деятельность, связанную с производством, использованием, переработкой,
хранением и транспортированием ядерных материалов.
1.3. Настоящие Правила не распространяются на
ядерные материалы, находящиеся в составе ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и
их составных частей,
1.4. Настоящие Правила не применяются для учета
и контроля ядерных материалов в случаях, указанных в п. 3.1.2.1 Правил.
Государственный учет и контроль ядерных
материалов должен осуществляться:
- в ЗБМ;
- организациями, осуществляющими обращение с
ядерными материалами, эксплуатирующими организациями (далее - организации);
- органами управления использованием атомной
энергии, осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на ведомственном и
федеральном уровне.
2.2.1. Ядерные материалы должны подлежать
государственному учету и контролю, начиная с минимального количества,
установленного настоящими Правилами.
2.2.2. Ядерные материалы должны
классифицироваться по категориям в целях обеспечения дифференцированного
подхода к определению процедур и методов учета и контроля.
2.2.3. Эксплуатирующие организации должны
устанавливать ЗБМ в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных
материалов.
2.2.4. В каждой ЗБМ должны быть определены КТИ
ядерных материалов.
2.2.5. К ядерным материалам применяются СКД,
подтверждающие достоверность предыдущих измерений количественных характеристик
и атрибутивных признаков ядерных материалов.
2.2.6. Учет ядерных материалов должен
основываться на результатах измерений количественных характеристик ядерных
материалов.
Допускается:
- использование результатов предыдущих измерений
количественных характеристик ядерных материалов, если их достоверность подтверждена
надлежащим состоянием примененных СКД, соответствующими подтверждающими
измерениями;
- применение расчетных методов (методик),
основанных на результатах предварительных измерений, экспериментальных
исследований.
2.2.7. Массы ядерных материалов в продуктах,
находящихся в ядерном реакторе, в целях учета принимаются неизменными с момента
загрузки в реактор до момента выгрузки облученных продуктов из реактора.
2.2.8. Для определения фактически наличного
количества ядерных материалов в ЗБМ должны проводиться физические
инвентаризации. В процессе физических инвентаризаций ядерных материалов
выполняются проверки данных учета, атрибутивных признаков, измерения
количественных характеристик ядерных материалов. По завершении физической
инвентаризации должен подводиться баланс ядерных материалов, определяться ИР и
их погрешности в ЗБМ для каждого ядерного материала.
2.2.9. Выводы о недостаче (излишке) ядерных
материалов, об отсутствии аномалий в учете и контроле ядерных материалов должны
делаться на основании результатов определения фактически наличного количества
ядерных материалов, а также путем сравнения полученной величины ИР с ее
допустимой величиной для каждой ЗБМ.
2.2.10. Устанавливается единая система
отчетности для всех уровней государственного учета и контроля ядерных
материалов.
2.2.11. Исправление учетных данных допускается
только путем внесения новой записи в учетные документы с сохранением ошибочно
сделанной записи.
2.2.12. Исправление отчетных данных допускается
только путем представления новых отчетных документов.
3.1.1. Государственному учету и контролю должны
подлежать следующие ядерные и специальные неядерные материалы:
ядерные материалы:
- плутоний;
- уран;
- уран-233;
- уран-235;
- торий;
- нептуний-237;
- америций-241;
- америций- 243;
- калифорний-252;
специальные неядерные материалы:
- литий-6;
- тритий, за исключением трития, содержащегося в
тяжелой воде;
- дейтерий, за исключением дейтерия,
содержащегося в тяжелой воде, применяемой в качестве замедлителя в ядерных
реакторах.
3.1.2. Постановка на государственный учет и
снятие с государственного учета ядерных материалов.
3.1.2.1. Государственному учету и контролю
должны подлежать ядерные материалы, содержащиеся во всех продуктах, за
исключением:
- урана, содержащегося в руде, а также в
промежуточных продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических
предприятиях *;
- тория, содержащегося в руде, а также в
промежуточных продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических
предприятиях **;
- ядерных материалов, содержащихся в закрытых
источниках ионизирующего излучения;
- обедненного урана, содержащегося в защитных
контейнерах транспортных упаковочных комплектов, радиационных головках
гамма-дефектоскопов, облучательных головках гамма-терапевтических аппаратов,
транспортно-перезарядных контейнерах и других подобных им специфических
изделиях, используемых для радиационной защиты при транспортировании и хранении
радиоактивных веществ;
- нептуния-237, америция-241, америция-243,
калифорния-252 в облученных продуктах, а также америция-241 в плутоний
содержащих продуктах***;
- лития-6, если его содержание в литии не
превышает 7,5 атом. %;
- дейтерия, содержащегося в водородсодержащих
материалах, если относительное изотопное содержание дейтерия не превышает 10
атом. %;
- ядерных
материалов, содержащихся в радиоактивных отходах, находящихся в хранилищах
радиоактивных отходов.
_____________
* Учету на этих предприятиях подлежит уран,
содержащийся в готовом продукте - оксиде или соли урана.
** Учету на этих предприятиях подлежит торий,
содержащийся в готовом продукте - оксиде или соли тория.
*** Указанные ядерные материалы подлежат учету
после их выделения.
3.1.2.2. Снятию с государственного учета должны подлежать:
- ядерные материалы, использованные для
изготовления компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных
частей, с момента постановки таких ядерных материалов на учет в системе
государственного учета и контроля ядерных материалов, предназначенных для
оборонных целей;
- ядерные материалы, использованные для
изготовления закрытых источников ионизирующего излучения с момента их отправки
из ЗБМ организации-потребителю;
- обедненный уран, использованный для
изготовления защитных контейнеров транспортных упаковочных комплектов,
радиационных головок гамма-дефектоскопов, облучательных головок
гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнеров и других
подобных им специфических изделий, используемых для радиационной защиты при
транспортировании и хранении с момента их отправки из ЗБМ
организации-потребителю в виде готовых изделий;
- ядерные материалы, содержащиеся в
радиоактивных отходах, с момента отправки радиоактивных отходов из ЗБМ в
хранилища радиоактивных отходов.
3.1.2.3. Ядерные материалы должны быть
поставлены на учет в ЗБМ после их производства или поступления из другой ЗБМ
той же организации или ЗБМ другой организации.
3.1.2.4. Плутоний, образовавшийся в продуктах,
облученных в ядерных реакторах, должен ставиться на государственный учет после
выгрузки продуктов из ядерного реактора. С этого же момента уран и уран-235,
выгоревшие в реакторе, должны сниматься с учета.
3.1.2.5. Ядерные материалы должны быть сняты с
учета в ЗБМ после их отправления в другую ЗБМ той же организации или в ЗБМ
другой организации.
3.1.2.6. Ядерные материалы, содержащиеся в
продуктах, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных
зарядов и их составных частей, должны быть поставлены на учет с момента
передачи этих продуктов для использования в мирных целях.
3.1.3. Количественные критерии постановки на
государственный учет ядерных материалов
3.1.3.1. Ядерные материалы, находящиеся в
пользовании организации, на ядерной установке, в пункте хранения ядерных
материалов, получаемые или отправляемые организацией должны подлежать
государственному учету и контролю, если значения их масс в течение любого
12-месячного периода времени равны или превышают минимальное количество,
указанное в приложении
1.
Если в организации находится совокупность
ядерных материалов, продукты, содержащие смесь ядерных материалов, то настоящие
Правила распространяются на них в случае превышения хотя бы одного минимального
количества ядерных материалов, приведенного в приложении
1.
3.1.3.2. В отчетных документах значения масс
ядерных материалов должны быть приведены с последними значащими цифрами,
указанными для каждого ядерного материала в приложении
1.
3.2.1. Категории ядерных материалов в ЗБМ должны
устанавливаться в соответствии с приложениями 2-5 *.
3.2.2. Если в
ЗБМ находятся различные ядерные материалы, различные продукты, то при
определении категории ядерных материалов следует исходить из суммарной массы
ядерных материалов во всех продуктах и указанных в приложениях 2-5
количественных пределов масс ядерных материалов тех продуктов, которые попадают
в категорию с меньшим номером.
_____________
* Приложения 2-5 относятся к Pu с содержанием Pu-238
не более 80% (за исключением п. г) приложения 5).
3.3.1. ЗБМ следует организовывать с учетом
следующих требований:
- масса ядерного материала, поступающего в ЗБМ и
отправляемого из ЗБМ, должна определяться на основе измеренных характеристик
ядерных материалов (кроме случаев, когда допускается применение расчетных
методик), результатов полного пересчета и идентификации учетных единиц, тары, в
которой находится ядерный материал, по данным сопроводительной документации,
паспортным данным ядерных материалов;
- структурные подразделения организации, такие
как заводские лаборатории, зоны перевалки и склады, а также участки с ядерными
материалами, требующие специальной защиты информации, должны быть выделены в
отдельные ЗБМ.
3.3.2. В ЗБМ должны устанавливаться КТИ, в
которых с помощью методик и средств должны измеряться содержание, масса,
изотопный состав, другие количественные характеристики ядерных материалов или
проверяться атрибутивные признаки ядерных материалов.
Выбор КТИ в ЗБМ должен осуществляться таким образом,
чтобы обеспечить измерение потока и фактически наличного количества ядерного
материала в ЗБМ.
3.4.1. Учет и контроль ядерных материалов должен
поддерживаться принятием мер по сохранению и (или) подтверждению имеющейся
информации о ядерных материалах. Эти меры должны включать организационные,
технические мероприятия, СКД, а также их комбинации и обеспечивать непрерывный
контроль доступа к ядерным материалам.
3.4.2. Устройства индикации вмешательства
3.4.2.1. УИВ устанавливаются в местах доступа в
помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются
ядерные материалы, и на учетные единицы.
3.4.2.2. Работоспособность и состояние УИВ
должны проверяться периодически с частотой большей, чем частота физической
инвентаризации. Результаты таких проверок должны регистрироваться
документально.
3.4.2.3. В промежутках между инвентаризациями
необходимо выполнять выборочную проверку УИВ в ЗБМ. При определении объема
случайной выборки необходимо исходить из требования подтверждения с
доверительной вероятностью, равной 0,95, нахождения в надлежащем состоянии не
менее 95% УИВ.
3.4.2.4. Применение УИВ и обращение с УИВ в
организации (получение/приемка, хранение, установка/снятие, проверка
подлинности и уничтожение снятых или недоброкачественных УИВ) должно
осуществляться в соответствии с установленными эксплуатирующей организацией
процедурами (программой).
3.4.3. Системы наблюдения за ядерными материалами
Системы наблюдения за ядерными материалами
включают:
- автоматизированные технические системы,
устройства (мониторы для контроля за перемещением ядерных материалов, доступом
работников (персонала) в помещения, датчики контроля за несанкционированным
вскрытием дверей, люков, аварийные сигнализаторы и т.п.);
- технические системы, устройства для теле- или
фотонаблюдения с фиксацией происходящих событий.
4.1. Для каждой ЗБМ должна быть разработана
программа измерений, включающая в себя перечень КТИ, методик выполнения
измерений, технических средств, процедур пробоотбора, сведения о периодичности
проведения измерений, требуемой точности измерений, сроках и форме
представления результатов измерений. Программа должна утверждаться
руководителем организации, в составе которой находится ЗБМ. Программа должна
пересматриваться не реже одного раза в пять лет.
4.2. Методики выполнения измерений необходимо
оформлять в виде отдельных нормативных документов, которые должны быть составлены
в соответствии с требованиями метрологических стандартов.
4.3. Методики выполнения измерений должны быть
метрологически аттестованы в соответствии с требованиями документов в области
стандартизации. Показатели точности методик выполнения измерений в системе
измерения ядерных материалов должны быть максимально приближены к
рекомендованным международным целевым значениям.
4.4. Образцы для градуировки средств измерений и
проверки правильности результатов измерений должны быть метрологически
аттестованы в соответствии с требованиями метрологических стандартов, и иметь
свидетельство об аттестации с указанием их наименования, типа, аттестуемой
величины и ее погрешности.
4.5. Перечень средств измерений, используемых в
системе измерения ядерных материалов, должен содержать наименование средства,
его тип, заводской номер.
4.6. Средства измерений должны поверяться в
соответствии с действующими нормативными документами.
4.7. В каждой организации должна быть
разработана и внедрена программа контроля качества измерений в рамках системы
измерения ядерных материалов.
5.1.1. Передача ядерных материалов должна
сопровождаться оформлением:
- предварительных уведомлений, подписанных
руководителем организации-отправителя;
- приходно-расходной и сопроводительной
документации.
5.1.2. В сопроводительных документах должны
указываться данные о контейнерах с ядерными материалами (типы и идентификаторы
печатей (пломб), брутто-массы контейнеров и другие необходимые данные).
Сведения о характеристиках перемещаемых ядерных материалов (паспортные данные)
должны приводиться в документах, отправляемых специальной почтой или вместе с
грузом.
5.1.3. При передачах ядерных материалов должны
быть выполнены следующие процедуры:
- внешний осмотр и проверка количества учетных
единиц (контейнеров), проверка УИВ, примененных к транспортному средству и
(или) контейнерам с ядерными материалами (включающая проверку контейнеров,
печатей (пломб), соответствие идентификаторов контейнеров, печатей (пломб) и
мест размещения данным сопроводительных документов);
- подтверждающие измерения брутто-массы
контейнеров с ядерными материалами, параметров ядерных материалов.
5.1.4. Вид и объем подтверждающих измерений
должны определяться документацией организации, выполняющей эти измерения,
исходя из:
- вида передачи (между ЗБМ одной организации,
между организациями, экспорт - импорт);
- видов ядерных материалов;
- количества ядерных материалов;
- видов продуктов;
- типа тары и УИВ;
- погрешностей измерений.
5.1.5. Данные, полученные в результате измерений
в процессе входного (выходного) контроля, должны оформляться документально.
Должны приводиться сведения о средствах и методах измерений, результаты
измерений, погрешности измерений, КТИ, в которой выполнялись измерения, типы и
идентификаторы УИВ, дата выполнения измерений и фамилии лиц, выполнявших
измерения.
5.2.1. При получении ядерных материалов
организацией-получателем в течение трех рабочих дней должны быть проверены
атрибутивные признаки тары с ядерными материалами и выполнены подтверждающие
измерения. При отсутствии замечаний должна быть произведена предварительная
приемка и постановка на учет ядерных материалов.
Окончательная приемка и постановка на учет
ядерных материалов должна быть произведена не позднее 10 суток после получения
ядерных материалов и паспортов (формуляров, сертификатов) на них.
5.2.2. При отправлении ядерных материалов
организация-отправитель производит снятие их с учета после получения от
организации-получателя оформленного в установленном порядке акта приемки
ядерных материалов или подтвержденной доверенностью организации-получателя
подписи уполномоченного представителя в накладной.
5.2.3. Данные о полученных ядерных материалах
должны быть внесены организацией-получателем в учетные документы. Данные об
отправленных ядерных материалах должны быть внесены в учетные документы
организации-отправителя.
Расхождения данных организации-отправителя и
организации-получателя о массе ядерных материалов при их передачах должны
определяться как разница между значениями масс, указанных
организацией-отправителем (паспортных данных) и полученных путем измерений
организацией-получателем. Если результаты согласуются (расхождение данных
организации-отправителя и организации-получателя находится в интервале,
соответствующем доверительной вероятности 0,99* с учетом погрешностей измерений
организации-отправителя и организации-получателя), то ядерные материалы должны
быть поставлены на учет организацией-получателем по данным
организации-отправителя.
______________
*Здесь и далее доверительные вероятности
задаются для двусторонних доверительных интервалов.
5.4.1. При обнаружении статистически значимого
расхождения, исходя из доверительной вероятности 0,99 в данных
организации-отправителя и организации-получателя, организацией-получателем должны
быть приняты меры по выявлению причин расхождения.
5.4.2. Если наличие статистически значимого
расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя
подтвердилось, то организация-получатель обязана составить специальный отчет и
направить его в орган управления использованием атомной энергии, осуществляющий
учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, в орган управления
использованием атомной энергии, осуществляющий учет и контроль ядерных
материалов на федеральном уровне, и в орган государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии.
6.1.1. Физические инвентаризации должны проводиться
в целях:
- определения фактически наличного количества
ядерных материалов в ЗБМ;
- установления соответствия фактических
параметров учетных единиц существующим учетным данным;
- подведения баланса ядерных материалов,
определения ИР и ее погрешности;
- установления недостатков и нарушений в учете и
контроле ядерных материалов.
6.1.2. Процедуры физических инвентаризаций
должны осуществляться в соответствии с методиками и инструкциями, действующими
в эксплуатирующей организации.
6.1.3. Процедуры физических инвентаризаций
должны основываться на:
- подготовке к физической инвентаризации в ЗБМ;
- составлении СНК и СФНК и проверке учетных
документов;
- проверке соответствия СНК учетным данным;
- проверке состояния СКД;
- учетных и подтверждающих измерениях фактически
наличного количества ядерных материалов с учетом погрешностей измерений;
- оценке величины неизмеренных потерь и ее
погрешности;
- определении ИР и ее погрешности для каждого
ядерного материала.
6.1.4. Количество ядерных материалов, находящихся
в каждой ЗБМ, должно определяться путем измерения количества и состава ядерных
материалов в КТИ, контролироваться путем оперативно-технического учета и
контрольных проверок наличия ядерных материалов в форме учетных единиц по
атрибутивным признакам, периодических сверок учетных и отчетных документов и
проверяться путем проведения физической инвентаризации. Оперативно-технический
учет должен включать процедуры, осуществляемые в процессе выполнения
технологических операций, обеспечивающие учет и контроль ядерных материалов.
Физическая инвентаризация должна завершаться подведением баланса для каждого
ядерного материала в ЗБМ за МБП, определением ИР и ее погрешности с последующим
статистическим анализом значимости ИР в соответствии с требованиями, установленными
в пп. 6.4.1 и 6.4.2 настоящих Правил.
Инвентаризационная разница данного ядерного
материала в ЗБМ определяется с помощью уравнения:
ИР = КК - ДК =
КК - УВ + УМ - НК,
где КК - фактически наличное количество ядерного
материала в ЗБМ, определенное в результате данной физической инвентаризации;
ДК - документально зарегистрированное количество
ядерного материала в ЗБМ на начало инвентаризации;
УВ - определенное и документально
зарегистрированное увеличение количества ядерного материала в ЗБМ за данный
межбалансовый период (далее - МБП) в результате всех поступлений, наработок и
т.д.;
УМ - определенное и документально
зарегистрированное уменьшение количества ядерного материала в ЗБМ за данный МБП
в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь и т.д.;
НК - наличное количество ядерного материала в
ЗБМ, определенное и документально зарегистрированное на начало данного МБП.
6.1.5. Должна быть определена масса каждого
ядерного материала. Значение массы ядерного материала, а также значения
погрешности измерения для доверительной вероятности, равной 0,95,
регистрируются документально.
6.1.6. Ранее определенные значения массы ядерных
материалов могут использоваться при выполнении учетных процедур (физических
инвентаризаций, передач ядерных материалов и т.д.) только в тех случаях, когда
их достоверность с момента их определения до момента использования может быть
подтверждена надлежащим состоянием примененных СКД и (или) подтверждена в
процессе выполнения учетной процедуры измерениями количественных параметров
ядерных материалов и (или) атрибутивных признаков ядерных материалов.
6.1.7. Объем применения подтверждающих измерений
должен определяться в зависимости от объема применения и результатов проверки
СКД, исходя из вероятностей обнаружения недостачи (излишка) порогового
количества для каждого ядерного материала, приведенного в п. 6.4.3 настоящих Правил. Статистически значимая разница
между результатами учетных и подтверждающих измерений количественных параметров
ядерных материалов, учетных единиц, продуктов должна устанавливаться на
основании доверительной вероятности 0,99.
6.1.8. В случае установления статистически
значимой разницы между результатами учетных и подтверждающих измерений об этом
должно быть сообщено руководству эксплуатирующей организации, а также выяснены
причины возникновения разницы. При необходимости должны быть выполнены новые
учетные измерения и внесены изменения в учетные документы.
6.2.1. Физические инвентаризации для каждой ЗБМ
должны выполняться периодически, а МБП устанавливаться в зависимости от
категории ядерных материалов в ЗБМ, технологических и других особенностей
организации.
Физические инвентаризации в ЗБМ должны быть
спланированы, организованы и проведены не реже следующих временных пределов:
- для ЗБМ с ядерными материалами категории 1 -
один календарный месяц;
- для ЗБМ с ядерными материалами категории 2 -
три календарных месяца;
- для ЗБМ с ядерными материалами категории 3 -
шесть календарных месяцев;
- для ЗБМ с ядерными материалами категории 4 -
12 календарных месяцев;
- по всем ЗБМ эксплуатирующей организации,
организации - 12 календарных месяцев.
6.2.2. Частота физических инвентаризаций в ЗБМ
может быть уменьшена по совместному решению органа управления использованием
атомной энергии, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов на
федеральном уровне, и органа государственного регулирования безопасности при
использовании атомной энергии, осуществляющего надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов, на основании
представленного эксплуатирующей организацией обоснования с обязательным
условием принятия дополнительных мер контроля доступа к ядерным материалам.
6.3.1. Для проведения физической инвентаризации
распорядительным документом руководителя организации должны быть назначены
инвентаризационная комиссия, ответственный за ее проведение, определены сроки
подготовки и проведения инвентаризации, а также время, после которого
запрещаются любые перемещения ядерных материалов (кроме участков разделительных
и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки
ядерных материалов) на период физической инвентаризации без разрешения
председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение
ядерных материалов.
6.3.2. По завершении физической инвентаризации
должен быть составлен акт инвентаризационной комиссии и подведен баланс ядерных
материалов в ЗБМ, определена и проанализирована ИР, оформлены учетные
документы, составлены и утверждены МБО и СФНК.
6.3.3. Если в результате анализа баланса
ядерного материала не установлена аномалия в учете и контроле ядерного
материала на основании п. 6.4 настоящих Правил, то документально
зарегистрированное в СНК количество ядерного материала в ЗБМ должно
использоваться в качестве наличного количества ядерного материала в ЗБМ на
начало следующего МБП.
6.3.4. Если в результате инвентаризации
установлена аномалия в учете и контроле ядерного материала, то ответственный за
проведение инвентаризации в данной ЗБМ должен немедленно уведомить об этом
председателя инвентаризационной комиссии. Для выяснения причин аномалии должны
быть выполнены специальные исследования, определено и документально
зарегистрировано значение наличного количества ядерных материалов в ЗБМ.
6.4.1. Недостача (излишек) учетной единицы
является критерием обнаружения аномалий в учете и контроле ядерных материалов.
6.4.2. Если в течение МБП, предшествующего
данной инвентаризации, выполнялись учетные измерения данного ядерного материала
при его производстве, получении, переработке, отправлении или таковые
производились в процессе инвентаризации, то критерием обнаружения аномалий в
учете и контроле этого ядерного материала должно являться превышение модулем
инвентаризационной разницы либо ее утроенной среднеквадратической погрешности,
либо значений любой из следующих величин при доверительной вероятности 0,95:
- 2% от суммы зарегистрированного количества
данного ядерного материала и всех увеличений его количества за МБП - для
промышленных ядерных установок;
- 3 % от такой же величины - для
исследовательских ядерных установок;
- 3 кг - по плутонию, урану-233 для ЗБМ,
содержащих ядерные материалы категорий 1, 2;
- 8 кг - по урану-235 для ЗБМ, содержащих
ядерные материалы категорий 1, 2 и 3;
- 70 кг - по урану-235 для урана с обогащением
менее 20%.
6.4.3. Если в течение МБП и в процессе
проведения инвентаризации учетные измерения данного ядерного материала не
выполнялись, а достоверность результатов предыдущих учетных измерений была
обеспечена применением СКД, то выводы об отсутствии аномалий в учете и контроле
ядерных материалов должны быть сделаны на основе результатов выборочных
подтверждающих измерений, объем которых определяется по специальной методике,
исходя из значений двух параметров - порогового количества ядерных материалов
для обнаружения недостачи (излишка) ядерных материалов и величины вероятности
обнаружения недостачи (излишка) этого порогового количества.
Для ядерных материалов категорий 1, 2 и 3
пороговое количество составляет:
- 3 кг - для плутония, урана-233;
- 8 кг - для урана-235.
Для урана с обогащением менее 20% (категория 4)
пороговое количество составляет 70 кг по урану-235.
Вероятность обнаружения недостачи (излишка)
порогового количества ядерных материалов для расчета объема выборки
подтверждающих измерений приведена в приложении
6.
7.1.1. Учетные документы должны вестись для
каждой ЗБМ и содержать данные о каждом виде ядерного материала, включая:
- количество ядерных материалов в ЗБМ;
- изменения количества ядерных материалов в ЗБМ.
7.1.2. В учетных документах должны быть отражены
все изменения количества ядерных материалов для каждой партии, характеристики
партии и исходные данные для формирования партии, указаны даты изменения
количества ядерных материалов, ЗБМ организации-отправителя и ЗБМ
организации-получателя.
7.1.3. Данные, используемые для определения
количественных и качественных изменений ядерных материалов в ЗБМ, включая
результаты калибровки, проверки и поверки всех средств измерений, данные об
отборе проб и результатах их анализа, результаты контроля качества измерений,
случайные и систематические погрешности измерений должны быть отражены в
соответствующих документах.
7.2.1. В каждой организации должны быть созданы,
и действовать основанные на учетных документах следующие отчетные документы:
- отчет об изменении инвентарного количества;
- материально-балансовый отчет;
- список наличного количества;
- список фактически наличного количества;
- специальный отчет.
7.2.2. Отчетные документы организации
направляются на регулярной, заранее согласованной, основе в эксплуатирующую
организацию, в орган управления использованием атомной энергии по подчиненности
организации, а также в орган управления использованием атомной энергии,
осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне.
7.2.3. ОИК, СНК, СФНК должны составляться по ЗБМ
и по организации. Эти отчеты должны содержать информацию о наличном количестве
ядерных материалов и их перемещениях между ЗБМ или между организациями.
7.2.4. ОИК по ЗБМ должны направляться в службу,
осуществляющую на регулярной основе учет ядерных материалов в организации,
непосредственно после события, связанного с каждым изменением количества
ядерных материалов, или ежемесячно по имевшимся в этот период изменениям
количества ядерных материалов, но не позднее чем через 15 дней после последнего
дня месяца, в котором произошли указанные изменения.
7.2.5. ОИК организации должны направляться
ежеквартально и содержать данные об имевшихся в этот период изменениях
инвентарного количества ядерных материалов.
7.2.6. За отчетные периоды, в течение которых не
было изменений инвентарного количества ядерных материалов по ЗБМ организации,
организация должна направлять отчет, заполненный по форме в установленном порядке,
с указанием, что за отчетный период инвентарное количество ядерных материалов
не изменилось.
7.2.7. По результатам физической инвентаризации
в ЗБМ должен быть подготовлен МБО.
7.2.8. В МБО ЗБМ в виде отдельных записей по
каждому ядерному материалу должны быть отражены:
- начальное зарегистрированное количество
ядерных материалов;
- увеличение и (или) уменьшение количества
ядерных материалов за отчетный МБП;
- конечное фактически наличное количество ядерных
материалов, установленное по результатам физической инвентаризации;
- значение ИР и погрешности ее определения.
7.2.9. В МБО организации должен быть показан
баланс ядерных материалов, основанный на фактически наличном количестве ядерных
материалов, определенном в ходе физической инвентаризации.
7.2.10. В МБО организации в виде отдельных
записей по каждому виду ядерного материала должны быть отражены:
- начальное зарегистрированное количество
ядерных материалов;
- конечное зарегистрированное и фактически
наличное количество ядерных материалов, установленное по результатам физической
инвентаризации.
7.2.11. Если при сравнении фактически наличного
количества ядерного материала с конечным зарегистрированным в СНК наличным
количеством была выявлена аномалия, то к МБО должны быть приложены необходимые
документы, подтверждающие обоснованность принятия наличного количества ядерного
материала в качестве начального для следующего МБП.
7.2.12. Одновременно с МБО должен быть составлен
СФНК на конец МБП.
7.2.13. СФНК ЗБМ должен быть составлен на дату
физической инвентаризации в виде последовательных записей для каждого вида и
партии материала с указанием идентификационных и других характеристик для
каждой партии и вида ядерного материала отдельно.
7.2.14. МБО и СФНК ЗБМ должны быть направлены
ответственным за учет и контроль в ЗБМ в службу учета ядерных материалов
организации в срок не более 15 дней после определения наличного количества
ядерных материалов.
7.2.15. СО должен быть составлен эксплуатирующей
организацией, организацией в случае выявления утраты, хищения,
несанкционированного использования, при обнаружении недостачи (излишка) ядерных
материалов, а также в случае превышения установленного предела для значения ИР
или статистически значимых расхождений данных организации-отправителя и
организации-получателя.
СО должен предоставляться в соответствующие
органы управления использованием атомной энергии и в орган государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии в течение 24 ч с
момента установления вышеуказанных фактов.
7.2.16. СО должен содержать:
- описание обстоятельств, события и (или) серии
событий, связанных с ядерными материалами, в отношении которых имело место
несанкционированное действие;
- идентификацию и определение вида ядерного
материала;
- исходные данные для определения количественных
характеристик ядерных материалов;
- принятые меры и программу последующих действий
для решения возникших проблем.
7.2.17. Отчетные документы организации по ЗБМ
предоставляются организацией органу государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии, осуществляющему надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов (или его территориальному
органу) по запросу.
7.3.1. При передаче ядерных материалов между
организациями организация-отправитель не менее чем за 10 дней до предполагаемой
даты отправления ядерных материалов должна направить предварительное уведомление
об отправлении ядерных материалов организации-получателю, в орган управления
использованием атомной энергии, осуществляющий учет и контроль ядерных
материалов на федеральном уровне, и в структурное подразделение органа
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии,
осуществляющее надзор за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов в организации-отправителе.
7.3.2. В случае внеплановых отправлений по
специальному распоряжению соответствующих органов исполнительной власти
предварительные уведомления должны быть направлены не позднее трех дней после
определения сроков отправления.
7.3.3. После получения и постановки на учет
ядерного материала в случаях, указанных в пп. 7.3.1 и 7.3.2 настоящих Правил,
организация-получатель должна направить подтверждение факта его получения в
организацию-отправитель, в орган управления использованием атомной энергии,
осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, и в
структурное подразделение органа государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии, осуществляющее надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов в организации-получателе.
8.1. Учет и контроль ядерных материалов в
организациях должен включать измерения количества ядерных материалов, ведение
учетных и отчетных документов, административный контроль за их наличием и
перемещением.
8.2. Руководителем организации должно быть разработано
и утверждено положение (инструкция) об учете и контроле ядерных материалов, в
котором должны быть определены:
- организация работ по учету и контролю ядерных
материалов в организации и в ЗБМ, структура и состав работников (персонала),
занятых учетом и контролем ядерных материалов. Права и обязанности этих
работников (персонала) определяются положениями о подразделениях, должностными
и рабочими инструкциями;
- применяемые в организации нормативные и
технические документы для учета и контроля ядерных материалов;
- количество ЗБМ, их границы и структура;
- применяемые организации методики и средства
измерений для учета и контроля ядерных материалов;
- СКД к ядерным материалам;
- перечень и формы учетных и отчетных
документов;
- порядок контроля состояния учета и контроля
ядерных материалов в ЗБМ;
- порядок расследования аномалий в учете и
контроле ядерных материалов;
- порядок подготовки и допуска работников
(персонала) к работам по учету и контролю ядерных материалов;
- сроки составления СНК в ЗБМ и в целом в
организации;
- порядок проведения физических инвентаризаций.
8.3. Достоверность представления в системе учета
и контроля ядерных материалов в ЗБМ данных об идентификаторах учетных единиц,
идентификаторах УИВ и местоположении учетных единиц должна быть не менее 99%.
8.4. Для каждой ЗБМ должны быть разработаны и
утверждены руководителем организации инструкции по учету и контролю ядерных
материалов, в которых должны быть определены:
- КТИ, а также применяемые в них методики и
средства измерений;
- СКД к ядерным материалам;
- процедуры учета и контроля ядерных материалов,
применяемые в данной ЗБМ;
- процедуры оценки потерь ядерных материалов.
8.5. Любые потери ядерных материалов должны быть
определены с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах
предварительных измерений или экспериментальных исследований. Максимальные
допустимые величины потерь ядерных материалов должны быть согласованы с органом
управления использованием атомной энергии.
8.6. Для каждой ЗБМ должны назначаться лица,
ответственные за ядерные материалы, находящиеся в данной ЗБМ.
8.7. Передача ядерных материалов от материально
ответственного лица другим лицам должна быть оформлена документально.
8.8. Передача ядерных материалов, находящихся в
технологическом процессе, с одной технологической операции на другую или между
сменами должна быть оформлена документально.
9.1. Порядок осуществления ведомственного
контроля за государственным учетом и контролем ядерных материалов,
взаимоотношения представителей ведомств и организаций с ответственными лицами и
работниками (персоналом), порядок проведения инспекционных проверок должны
устанавливаться ведомственным положением об учете и контроле ядерных
материалов. После каждой проверки должен быть составлен акт о ее результатах.
9.2. Частота проверок организации на
ведомственном уровне должна быть не реже одного раза в пять лет.
9.3. При необходимости орган управления
использованием атомной энергии должен проводить внеплановые проверки состояния
учета и контроля в организации, находящейся в его ведении, поставив в
известность руководителя организации не позднее чем за пять суток до начала
проверки.
9.4. Деятельность по ведомственному контролю должна
включать:
- контроль ведения учетных и отчетных
документов;
- проверку соблюдения требований к учету и
контролю ядерных материалов в ЗБМ, организациях;
- сверку данных учетных и отчетных документов;
- проверку порядка проведения физической
инвентаризации и подведения баланса ядерных материалов;
- проверку порядка использования СКД;
- проверку наличия ядерных материалов в местах
их нахождения;
- проверку наличия и качества методик и средств
измерений, применяемых для учета и контроля ядерных материалов, в том числе
путем выполнения дополнительных измерений параметров ядерных материалов
работниками (персоналом) организаций;
- проверку процедур оценки потерь ядерных
материалов;
- контроль проведения исследований организациями
причин и обстоятельств аномалий в учете и контроле ядерных материалов, принятия
соответствующих мер.
10.1. Работники (персонал), осуществляющие учет
и контроль ядерных материалов, должны проходить обучение по выполнению
соответствующих процедур на специализированных курсах, организуемых в рамках
системы государственного учета и контроля ядерных материалов, а также
периодическую проверку знаний согласно установленному в организации порядку.
10.2. Периодичность проведения проверок знаний
процедур учета и контроля ядерных материалов для различных категорий работников
(персонала) должна быть установлена руководителем организации. Проверки должны
проводиться не реже одного раза в три года.
Приложение
1
№ п/п
|
Ядерный материал
|
Минимальное количество ядерного материала
|
Последние значащие цифры в значении массы ядерного материала
в отчетных документах
|
1
|
Плутоний
|
15
г
|
1
г
|
2
|
Уран-233
|
15
г
|
1
г
|
3
|
Уран
с обогащением по изотопу U-235
более 0,72%
|
15г
по изотопу U-235
|
1
г
|
4
|
Нептуний-237
|
15г
|
1
г
|
5
|
Совокупность
ядерных материалов, перечисленных в пп. 1-4 таблицы
|
15
г по сумме масс Pu,
U-233,
U-235
и Np-237
|
1
г
|
6
|
Америций-241
|
1
г
|
0,1
г
|
7
|
Америций-243
|
1
г
|
0,1
г
|
8
|
Калифорний-252
|
0,001
г
|
0,000001
г
|
9
|
Уран
с содержанием изотопа U-235
не более 0,72 %
|
500
кг
|
1
кг
|
10
|
Торий
|
500
кг
|
1
кг
|
11
|
Литий
- 6
|
1
кг
|
0,1
кг
|
12
|
Тритий,
за исключением трития, содержащегося в тяжелой воде
|
0,2
г
|
0,01
г
|
13
|
Дейтерий,
за исключением дейтерия, содержащегося в тяжелой воде, применяемой в качестве
замедлителя в ядерных реакторах
|
2г
|
0,1
г
|
Приложение
2
Продукты
|
Ядерный материал
|
Масса ядерного материала, кг, не менее
|
Металлические продукты:
|
|
2
|
металлические
изделия, заготовки; слитки, крупка, их сплавы и смеси;
|
Pu,
U-233
|
по
сумме масс Pu
и U-233
|
топливные
элементы и сборки, содержащие металлическое и
|
ВОУ
|
5
по изотопу U-235
|
интерметаллидное
топливо;
|
Смесь,
совокупность
|
2
|
бракованные
изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения
|
Pu,
U-233,
ВОУ и других ядерных материалов
|
по
сумме масс Pu,
U-233,
U-235,
Np-237,
Am,
Cf
|
Продукты с высоким содержанием ядерных материалов:
|
|
6
по сумме масс Pu
и U-233
|
карбиды,
оксиды, хлориды, нитриды,
|
Pu,
U-233
|
|
фториды,
их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие топливо из
|
ВОУ
|
20
по изотопу U-235
|
вышеупомянутых
соединений,
|
Смесь,
совокупность
|
6
|
а
также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не
менее 25 г/л (25 г/кг)
|
Pu,
U-233,
ВОУ и других ядерных материалов
|
по
сумме масс Pu,
U-233,
U-235,
Np-237,
Am,
Cf
|
Продукты
|
Ядерный материал
|
Масса ядерного материала, кг
|
Металлические продукты:
|
|
≥
0,5, но < 2
|
металлические
изделия, заготовки, слитки, крупка, их сплавы и смеси;
|
Pu,
U-233
|
по
сумме масс Pu
и U-233
|
топливные
элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо;
|
ВОУ
|
≥
1, но < 5 по изотопу U-235
|
бракованные
изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения
|
Смесь,
совокупность Pu,
U-233,
ВОУ и других ядерных материалов
|
≥
0,5, но < 2 по сумме масс Pu,
U-233,
U-235,
Np-237,
Am,
Cf
|
Продукты с высоким содержанием ядерных материалов:
|
|
≥
2, но < 6
|
карбиды,
оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки,
|
Pu,
U-233
|
по
сумме масс Pu
и U-233
|
содержащие
топливо из вышеупомянутых соединений, а также другие продукты с концентрацией
(содержанием)
|
ВОУ
|
≥
6, но < 20 по изотопу U-235
|
ядерных
материалов не менее 25 г/л (25 г/кг)
|
Смесь,
совокупность Pu,
U-233,
ВОУ и других ядерных материалов
|
≥
2, но < 6 по сумме масс Pu,
U-233,
U-235,
Np-237,
Am,
Cf
|
Продукты с низким содержанием ядерных материалов:
|
Pu,
U-233
|
≥
16 по сумме масс
|
продукты,
требующие сложной
|
|
Pu
и U-233
|
обработки;
продукты с концентрацией (содержанием)
|
ВОУ
|
≥
50 по изотопу U-235
|
ядерных
материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг)
|
Смесь,
совокупность Pu,
U-233,
ВОУ и других ядерных материалов
|
≥
16 по сумме масс Pu,
U-233,
U-235,
Np-237,
Am,
Cf
|
Продукты
|
Ядерный материал
|
Масса ядерного материала, кг
|
Металлические продукты:
|
|
≥
0,2,
|
металлические
изделия, заготовки, слитки, крупка, их сплавы и смеси;
|
Pu,
U-233
|
но
< 0,5 по сумме масс Pu и U-233
|
топливные
элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо;
|
ВОУ
|
≥
0,5, но < 1 по изотопу U-235
|
бракованные
изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения
|
Смесь,
совокупность Pu,
U-233,
ВОУ и других ядерных материалов
|
≥
0,2, но < 0,5 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf
|
Продукты
с высоким содержанием
|
|
≥
0,5,
|
ядерных материалов:
карбиды,
оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы
|
Pu,
U-233
|
но <2 по
сумме масс Pu и U-233
|
и смеси;
топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений,
|
ВОУ
|
≥ 2, но
5 6 по изотопу U-235
|
а также другие
продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее 25 г/л (25
г/кг)
|
Смесь,
совокупность Pu,
U-233,
ВОУ и других ядерных материалов
|
≥ 0,5,
но < 2 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf
|
Продукты
с низким содержанием
|
|
≥
3,
|
ядерных материалов:
продукты,
требующие сложной
|
Pu,
U-233
|
но < 16 по
сумме масс Pu и U-233
|
обработки;
продукты с
концентрацией (содержанием)
|
ВОУ
|
≥ 8, но
< 50 по изотопу U-235
|
ядерных
материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг)
|
Смесь,
совокупность Pu,
U-233,
ВОУ и других ядерных материалов
|
≥ 3, но < 16 по сумме масс Pu,
U-233,
U-235,
Np-237,
Am,
Cf
|
Приложение
5
Продукты
|
Ядерный материал
|
Масса ядерного материала, кг, не более
|
Металлические продукты:
|
|
0,2
|
металлические
изделия, заготовки, слитки, крупка, их сплавы и смеси;
|
Pu,
U-233
|
по
сумме масс Pu
и U-233
|
топливные
элементы и сборки, содержащие металлическое и
|
ВОУ
|
0,5
по изотопу U-235
|
интерметаллидное
топливо;
|
Смесь,
совокупность
|
0,2
|
бракованные
изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения
|
Pu,
U-233,
ВОУ и других ядерных материалов
|
по
сумме масс Pu,
U-233,
U-235,
Np-237,
Am,
Cf
|
Продукты с высоким содержанием ядерных материалов:
карбиды,
оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы
|
Pu,
U-233
|
0,5
по сумме масс Pu
и U-233
|
и
смеси; топливные элементы и сборки, содержащие топливо
|
ВОУ
|
2
по изотопу U-235
|
из
вышеупомянутых соединений, а также другие продукты с
|
Смесь,
совокупность
|
0,5
по сумме масс Pu,
U-233,
U-235,
Np-237,
Am,
Cf
|
концентрацией
(содержанием) ядерных материалов не менее 25 г/л (25 г/кг)
|
Pu,
U-233,
ВОУ и других ядерных материалов
|
Продукты с низким содержанием ядерных материалов:
|
Pu,
U-233
|
3
по сумме масс Pu
и U-233
|
продукты,
требующие сложной обработки;
|
ВОУ
|
8
по изотопу U-235
|
продукты
с концентрацией (содержанием) ядерных материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25
г/кг)
|
Смесь,
совокупность Pu,
U-233,
ВОУ и других ядерных материалов
|
3
по сумме масс Pu,
U-233,
U-235,
Np-237,
Am,
Cf
|
Все другие продукты, включая:
а) продукты,
содержащие Pu,
U-233,
ВОУ с концентрацией (содержанием) менее 1 г/л (1 г/кг);
б) любые
соединения урана с содержанием U-235 в уране менее 20 %;
в) любые продукты
с мощностью поглощенной дозы на расстоянии 1 м без защиты не менее 1 Гр/ч
=100 рад/ч;
г) любые
соединения:
плутония с
содержанием изотопа плутония-238 более 80 %; тория; нептуния-237;
америция-241; америция-243 и калифорния-252;
д) специальные
неядерные материалы и любые их соединения
|
Суммарная
масса всех ядерных материалов не менее минимальных количеств, приведенных в
табл. Приложения
1
|
Приложение
6
Объем применения СКД к ядерному
материалу
|
Вероятность обнаружения, %, не менее
|
Для категорий 1, 2, 3
|
для категории 4
|
Только УИВ
|
50
|
30
|
Только система наблюдения
|
50
|
30
|
Одновременно два вида разнообразных СКД
|
25
|
9
|
Одновременно n видов разнообразных СКД
|
100
(0,5)n
|
100
(0,3)n
|
Если ядерные
материалы представлены в форме учетных единиц, целостность которых при
нахождении в ЗБМ в МБП обеспечена их конструкцией (например, неразборные тепловыделяющие
сборки или диски, блочки, изделия с ядерными материалами, покрытые оболочками,
в результате ядерные материалы не могут быть извлечены из них без нарушения
целостности оболочек) и может быть подтверждена (например, визуальным осмотром,
сравнением образов гамма- или ультразвукового сканирования швов сварки), то для
этих ядерных материалов при расчете объема выборки для подтверждающих измерений
применяются параметры обнаружения, аналогичные применяющимся к ядерным
материалам с УИВ.