Полное меню
ВВЕДЕНИЕЦентры социальной помощи семье и детям (далее ЦСПСиД) являются учреждениями социального обслуживания, предназначенными для оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального, а также психологического статуса. 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.1.1. Настоящие Рекомендации разработаны для города Москвы в дополнение к действующим на ее территории нормативным документам по проектированию и строительству и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих ЦСПСиД. 1.2. Настоящие Рекомендации устанавливают основные положения по размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию ЦСПСиД. 1.3. Проектирование ЦСПСД должно вестись в соответствии с положениями настоящих Рекомендаций, а также требованиями нормативно-методических документов в строительстве, действующих на территории города Москвы (Раздел 2 настоящих Рекомендаций). 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.В настоящих Рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативно-методические документы: СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»; СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»; СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»; СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»; СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению в жилых и общественных зданиях»; СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества»; СН 441-72 «Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений»; МГСН 4.12-97 «Лечебно-профилактические учреждения»; МГСН 4.05-95 «Школы-интернаты для детей-инвалидов»; МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы»; МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях»; МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»; «Рекомендации по проектированию комплексных центров социального обслуживания», М., 2005 г.; «Рекомендации по проектированию социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних», М., 2004 г.; «Рекомендации по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», М., 2000 г.; «Рекомендации по проектированию кризисных центров для женщин», М.,2003 г.; «Пособие по проектированию учреждений здравоохранения к СНиП 2.08.02-89*»; «Пособие по проектированию окружающей среды для людей с физическими ограничениями», М., 1997 г., Выпуск 2; «Проектирование бассейнов». Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89*, М., Стройиздат, 1991 г; «Проектирование клубов». Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89*. 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.В настоящих Рекомендациях употребляются следующие понятия: государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров; социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, представляющие социальные услуги; клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги; социальные услуги - действия по оказанию клиенту социальной помощи, предусмотренной законодательством; трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно; социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие объективных причин лишено на время опеки родителей или законных представителей и нуждающееся в социальной помощи и (или) психологической реабилитации; семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; состояние социально-психологической дезадаптации (девиантность) - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и (или) нравственным нормам; школьная дезадаптация - конфликтная ситуация в школе (например: отказ ребенка от посещения школы, полный разрыв с детским коллективом); профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.4.1. Основной задачей ЦСПСиД является проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий, направленных на социальную поддержку семей, детей и отдельных граждан. 4.2. Для выполнения этой задачи ЦСПСиД осуществляет следующие функции: - выявление семей и детей, нуждающихся в социальной защите, причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи; - проведение дифференцированного учета семей, детей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной поддержке; - определение нуждаемости семей и детей в конкретных видах и формах социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических, медико-социальных, юридических и иных социальных услугах; - оказание помощи семьям в решении вопросов по преодолению сложных жизненных ситуаций; - осуществление социального патронажа семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; - оказание социальной поддержки и проведение мероприятий по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сиротских учреждений в возрасте до 23 лет; - осуществление социальной реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями; - проведение работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав, проведение мероприятий по предупреждению алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних; - проведение анализа уровня социального обслуживания семей с детьми, прогнозирование их потребности в социальной помощи и развитию сферы социальных услуг; - оказание социальных услуг в объеме территориального перечня гарантированных государством социальных услуг. 4.3. Деятельность ЦСПСиД определяется следующим основным принципом - возможность оперативной корректировки содержания, форм в методов социальной помощи семьям, детям и отдельным гражданам в соответствии с изменением контингента обслуживаемых и их потребности в различных видах социальных услуг. 4.4. Контингент обслуживаемых ЦСПСиД составляют: 1. Семьи: - многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, разводящиеся, молодые, несовершеннолетних родителей, малообеспеченные; - с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми. 2. Дети и подростки до 18 лет: - оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; - безнадзорные; - осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в устройстве в связи с отменой или признанием недействительным усыновления, опеки; - допускающие асоциальное поведение, испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, вымогательство, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность); - переживающие острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми; - проживающие с родителями, оформляющими развод или находящимися в состоянии развода, временно не способными заботиться о детях в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения к судебной ответственности или пренебрегающими своими родительскими обязанностями, ведущими аморальный и паразитический образ жизни, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками. 3. Взрослые граждане: - пенсионеры, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей; - пенсионеры-опекуны над несовершеннолетними детьми. 4. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускники детских домов и школ-интернатов, нуждающиеся в социальной поддержке до 23 лет. 4.5. Для осуществления функций в ЦСПСиД, как правило, создаются следующие структурные подразделения: - приема граждан, обработки информации, анализа и прогнозирования; - консультативной помощи; - срочного социального обслуживания; - профилактики безнадзорности несовершеннолетних; - реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями; - психолого-педагогической помощи; - дневного пребывания несовершеннолетних; - социальная гостиница (временный приют) для детей, подростков, а также отдельных категорий граждан с детьми; - помощи женщинам, подвергшимся насилию; - бытового обслуживания. Рекомендуется группировать помещения перечисленных выше отделений в три самостоятельных функциональных блока: - 1 блок - отделения приема граждан, обработки информации, анализа и прогнозирования; консультативное отделение; срочного социального обслуживания; бытового обслуживания населения; профилактики безнадзорности несовершеннолетних; - 2 блок - отделения дневного пребывания несовершеннолетних; психолого-педагогической помощи; реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями; - 3 блок - отделение экстренной психологической помощи по телефону; социальная гостиница для детей, подростков, а также отдельных категорий граждан с детьми; кризисное отделение для женщин, подвергшихся насилию. Состав помещений ЦСПСиД в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование в соответствии с контингентом, потребностями обслуживаемой территории, наличием на данной территории уже существующих учреждений социальной помощи населению и т.п. 4.6. Пропускная способность ЦСПСиД определяется заданием на проектирование в каждом конкретном случае в зависимости от потребности населения обслуживаемой территории и наличия тех или иных структурных подразделений в составе центра. 4.7. Состав и площади помещений структурных подразделений ЦСПСиД определяются в каждом конкретном случае заданием на проектирование с учетом положений Раздела 6 настоящих Рекомендаций. 5. ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ.5.1. ЦСПСиД следует размещать порайонно, в селитебной зоне, в доступности от остановок общественного транспорта до 10-ти минут. 5.2. ЦСПСиД следует располагать, как правило, в отдельно стоящем здании. В отдельных случаях при затесненной застройке возможна организация учреждения во встроенно-пристроенных помещениях. В том случае, если в состав центра входят только отделения, составляющие первый и третий функциональные блоки (см. п.4.5. настоящих Рекомендаций), ЦСПСиД возможно организовывать на первых этажах жилых домов. При наличии в составе ЦСПСиД отделений, составляющих второй блок, учреждение должно иметь обособленный земельный участок. В этом случае здание должно располагаться так, чтобы иметь возможность организовать основные входы непосредственно с улицы. 5.3. Участок следует рассчитывать на использование всеми посетителями второго функционального блока. Площадь участка ЦСПСиД принимается из расчета 100-120 м2 на 1 место в отделениях дневного пребывания несовершеннолетних и психолого-педагогической помощи (в соответствии с положениями «Рекомендаций по проектированию социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних») и из расчета 140-160 м2 на 1 место в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями (в соответствии с положениями МГСН 4.05-95). 5.4. В составе территории участка ЦСПСиД предусматриваются следующие зоны: - физкультурно-оздоровительная; - хозяйственная. 5.5. Размеры и составы зон участков в зависимости от объемно-планировочного решения уточняются в процессе проектирования с учетом положений настоящего раздела. 5.6. В физкультурно-оздоровительной зоне для детей и подростков, посещающих отделение дневного пребывания, рекомендуется предусматривать игровые и спортивные площадки. Площадь игровых площадок следует принимать 6-8 м2 на 1 ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянистый или песчаный покров. Теневые навесы - 2 м на 1 место - должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения занятий с детьми на воздухе. Теневые навесы должны иметь дощатый пол и ветрозащитные стенки с двух-трех сторон. На игровых площадках для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется предусматривать следующее оборудование: качели, качалки, грибки, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столы для игр с песком, а также оборудование для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, перелезания). Для детей среднего и старшего школьного возраста рекомендуется предусматривать: комбинированную площадку для спортивных игр 60×40 м; гимнастическую площадку 15×16 м. Для несовершеннолетних с ограниченными возможностями рекомендуется предусматривать игровую площадку двигательной коррекции, набор оборудования которой уточняется заданием на проектирование в соответствии с физическими дефектами. В обоснованных случаях допускается заменять спортивные площадки на легкоатлетическое спортядро с круговой беговой дорожкой длиной 250 м. Состав и количество игровых и физкультурных площадок в каждом конкретном случае уточняются заданием на проектирование. 5.7. Площадь озеленения должна составлять не менее 35% от общей площади участка. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны. 5.8. На территории хозяйственной зоны допускается размещать гараж служебных машин, навесы для инвентаря и оборудования, мусоросборники и т.п. Гараж рекомендуется проектировать на 2 машины (1 - легковая, 1 - грузовая типа «газель»). 5.9. Земельный участок должен иметь ограждение высотой не менее 1,5-2 м с проходной для охраны в соответствии с требованиями СН 441-72*. 5.10. На участок ЦСПСиД должен быть предусмотрен один основной въезд (хозяйственный), размещаемый со стороны производственных помещений кухни, и второй - эвакуационный (пожарный). 5.11. Участок ЦСПСиД должен быть освещен в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95*. 5.13. Планировка участка должна обеспечивать подъезды с твердым покрытием к хозяйственной зоне, подъезды пожарных машин ко всем зданиям и блокам, а также объезды вокруг них в соответствии с положениями СНиП 21-01-97*. 5.14. Для автомашин сотрудников ЦСПСиД следует предусматривать открытую стоянку в соответствии с требованиями МГСН 1.01-99. 6. ПОЛОЖЕНИЯ ПО АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ.Общие положения.6.1. В состав ЦСПСиД входят следующие функциональные группы помещений: - вестибюльная; - отделения приема граждан, обработки информации, анализа и прогнозирования; - консультативного отделения; - отделения срочного социального обслуживания; - отделения бытового обслуживания населения; - отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних; - отделения дневного пребывания несовершеннолетних; - отделения психолого-педагогической помощи; - отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями; - отделения экстренной психологической помощи по телефону; - социальной гостиницы для детей и подростков, а также отдельных категорий граждан с детьми; - кризисного отделения для женщин, подвергшихся насилию; - административно-хозяйственная. Архитектурно-планировочные решения ЦСПСиД должны учитывать требования функционального зонирования помещений с учетом осуществляемой в них деятельности. 6.2. Основными функциональными требованиями к планировочной организации здания ЦСПСиД являются требования обособления, изоляции и, одновременно, удобных технологических и коммуникационных связей между отдельными группами помещений. Функциональные блоки, входящие в состав ЦСПСиД (см. п. 4.5. настоящих Рекомендаций), следует проектировать непроходными для посетителей. Общая функционально-планировочная схема ЦСПСиД представлена на Рис. 1. 6.3. При проектировании ЦСПСиД рекомендуется пользоваться планировочными схемами отдельных помещений, приведенными в Приложении к настоящим Рекомендациям. Рекомендуемые площади отдельных помещений в зависимости от конкретных планировочных и конструктивных решений допускается изменять (уменьшать или увеличивать) не более чем на 15%, в пределах суммарной расчетной площади по ЦСПСиД в целом. 6.4. В случае организации ЦСПСиД в отдельно стоящем здании, учреждение следует проектировать, как правило, высотой 2-3 этажа. Для затесненных участков застройки допускается увеличивать высоту до 4 этажей. В случае организации ЦСПСиД на первом этаже жилого дома, следует предусмотреть отдельный вход в учреждение с улицы
Рис. 1. Функционально-планировочная схема ЦСПСиД. I - 1-ый функциональный блок: 1. Главный вестибюль. 2. Отделение приема граждан, обработки информации, анализа и прогнозирования. 3. Консультативное отделение. 4. Отделение срочного социального обслуживания. 5. Отделение бытового обслуживания. 6. Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних. II - 2-ой функциональный блок: 7. Вестибюль №2. 8. Отделение дневного пребывания несовершеннолетних. 9. Отделение психолого-педагогической помощи. 10. Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями. Ш - 3-й функциональный блок: 11. Вестибюль №3. 12. Отделение экстренной психологической помощи по телефону. 13. Социальная гостиница для несовершеннолетних, а также отдельных категорий граждан с детьми: а) для несовершеннолетних, б) для отдельных категорий граждан с детьми. 14. Кризисное отделение для женщин, подвергшихся насилию. IV - Помещения административно-хозяйственного обслуживания. Условные обозначения Функциональные связи групп помещений: - - - - - - - - Для обслуживания контингента ..............… - Служебные
6.5. В случае организации ЦСПСиД в отдельно стоящем здании, функциональные группы помещений могут размещаться в корпусах или блоках, непосредственно примыкающих друг к другу или соединенных отапливаемыми переходами. В случае непосредственного примыкания корпусов (блоков) должны предусматриваться пожарные отсеки площадью не более 5000 м2, разделяемые противопожарными стенами 1-го типа (в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97*), а из каждого пожарного отсека должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов, один из выходов допускается предусматривать в соседний блок. 6.6. Объемно-планировочная структура здания должна обеспечивать оптимальные условия осуществления протекающих в нем функциональных процессов, отражать специфику учреждения и обеспечивать соответствующие условия эксплуатации и необходимую связь с участком. 6.7. Эргономические параметры здания ЦСПСиД (входы в здание, лифты, ширина проходов, дверных проемов, лестниц, пандусов, необходимые размеры разворотов, поворотов, отсутствие порогов и т.п.), необходимые для жизнеобеспечения инвалидов, принимаются в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 и «Пособия по проектированию окружающей среды для людей с физическими ограничениями». Ширина лестничных маршей должна быть не менее 1,35 м. Лестничные марши должны быть оборудованы поручнями на разной высоте (0,9 м и 0,7-0,75 м). Ширину дверей основных помещений следует принимать не менее 1 м. Ширину коридоров в группах помещений административно-хозяйственного назначения следует принимать не менее 1,4 м; а во всех группах помещений, рассчитанных на работу с посетителями - не менее 2,2 м. 6.8. Высота наземных этажей здания ЦСПСиД должна быть не менее 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа). Высота зрительного зала принимается по технологическим требованиям. Высота бассейна принимается 6 м (до низа несущих конструкций). 6.9. Внутренняя отделка помещений ЦСПСиД должна быть выполнена из материалов, разрешенных для применения органами государственного санитарного надзора, допускающих влажную уборку, а также применение дезинфицирующих средств. 6.10. Помещения, в которых сосредоточены материальные ценности, должны иметь металлические двери и решетки на окнах. 6.11. Все помещения групп дневного пребывания и реабилитации несовершеннолетних, рассчитанные на пребывание детей, должны быть оборудованы умывальниками. 6.12. В холлах рекомендуется организовывать уголки релаксации с зелеными насаждениями, фонтанчиками, аквариумами и т.д. 6.13. Естественное, искусственное и совмещенное освещение в помещениях следует проектировать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. 6.14. Для организации мобильных форм ведения занятий в помещениях дневного пребывания, реабилитации и психолого-педагогической помощи, рассчитанных на пребывание детей, необходимо предусматривать равномерное освещение по всей рабочей плоскости в помещении за счет дополнительного верхнего света или дополнительного искусственного освещения в глубине помещения. 6.15. Допускается не предусматривать естественного освещения: - в коммуникациях и коридорах, не являющихся рекреационными помещениями; - в санитарных узлах для посетителей первого блока; - в умывальных, душевых и уборных при тренажерных и гимнастических залах, санитарных узлах для персонала, комнатах личной гигиены женщин; - в буфете для персонала; - в кладовых инвентаря, комнатах хранения уборочного инвентаря; - в помещениях технических служб. В зависимости от архитектурно-планировочного решения допускается проектировать с искусственным освещением санитарные узлы для проживающих в социальной гостинице и в кризисном отделении для женщин, подвергшихся насилию (при соблюдении необходимой кратности обмена воздуха). 6.16. Санитарные узлы в ЦСПСиД проектируются с учетом специфики работы каждого подразделения в соответствии с действующими нормативными документами: СанПиН 2.4.2.1178-02, МГСН 4.12-97, «Рекомендациями по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», «Пособия по проектированию окружающей среды для людей с физическими ограничениями». Санитарные узлы для персонала следует размещать поэтажно. В состав оборудования санитарных узлов следует включать: унитаз и умывальник. Кабины личной гигиены для женщин (для персонала) рекомендуется размещать в административно-хозяйственной группе помещений. В состав оборудования кабин входят: унитаз, умывальник, биде. 6.17. Специальные устройства и приспособления для обеспечения инвалидам возможности пользования санитарными приборами и оборудованием рекомендуется проектировать в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 и «Пособия по проектированию окружающей среды для людей с физическими ограничениями». 6.18. В комнатах хранения уборочного инвентаря следует предусматривать умывальник и слив. Данные помещения следует размещать поэтажно, кроме случаев оговоренных особо в настоящих Рекомендациях. 6.19. Инсоляцию помещений с длительным пребыванием посетителей ЦСПСиД следует предусматривать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. 6.20. Отопление и вентиляцию зданий следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 41-01-2003 и МГСН 2.01-99. 6.21. Энергоснабжение, электрооборудование, электрическое освещение здания и наружное освещение территории следует предусматривать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, МГСН 2.06-99, МГСН 2.01-99. 6.22. Проектирование зданий должно осуществляться с учетом принципов максимального энергосбережения в соответствии с требованиями МГСН 2.01-99. 6.23. Здание следует проектировать не менее II степени огнестойкости в соответствии с СНиП 21-01-97*. 6.24. В здании должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация в соответствии с требованиями НПБ 88-2001.Сигнал о срабатывании системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) выводится в помещение с круглосуточным пребыванием персонала. 6.25. На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение, проектируемое в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97* и СНиП 23-05-95*. Вестибюльная группа помещений.6.26. Состав и площади помещений вестибюльной группы ЦСПСиД определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 6.1. 6.27. Главный вестибюль рекомендуется проектировать с входом непосредственно с улицы. Главный вестибюль предназначен для пользования посетителями отделений, составляющих первый функциональный блок, а также персоналом. 6.28. Гардероб для верхней одежды персонала рекомендуется предусматривать в отдельном помещении при вестибюле. 6.29. В состав помещений главного вестибюля рекомендуется включать помещение справочной службы («одного окна»). 6.30. Вестибюль №2, предназначенный для пользования посетителями второго функционального блока, рекомендуется проектировать с двумя входами: непосредственно с улицы и с участка. 6.31. При помещении вестибюля №2 следует предусматривать гардероб для детской одежды, оборудованный вешалками консольного типа. Гардероб рекомендуется оборудовать сушильными шкафами для одежды и обуви с подогревом и вытяжкой. 6.32. Вестибюль №3, предназначенный для пользования посетителями третьего функционального блока, рекомендуется проектировать с входом непосредственно с улицы. В составе помещений вестибюля рекомендуется предусматривать гардероб для верхней одежды посетителей с вешалками консольного типа. 6.33. При главном вестибюле, вестибюлях №2 и №3 следует предусматривать посты дежурных администраторов. В состав помещений главного вестибюля следует включать помещение для отдыха дежурных администраторов. 6.34. Входы в вестибюли и служебные входы в здание следует оборудовать тамбурами. 6.35. Входы в здание следует оборудовать пандусами с продольным уклоном не более 1:10 при ширине не менее 1,8 м в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001. Таблица 6.1.Рекомендуемые состав и площади помещений вестибюльной группы.
Отделение приема граждан, обработки информации, анализа и прогнозирования.6.36. Состав и площади помещений отделения приема граждан, обработки информации, анализа и прогнозирования определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 6.2. 6.37. Данное отделение предназначено для выявления потребности граждан, семей и детей на обслуживаемой территории в конкретных видах социальных услуг, информирования граждан об услугах, предоставляемых ЦСПСиД, анализа реальной и перспективной потребности в них. 6.38. Основными направлениями деятельности отделения являются: - прием граждан в ЦСПСиД, выявление имеющихся у них потребностей в социальных услугах и направление их в соответствующие функциональные отделения (по принципу «одного окна»); - участие в разработке мероприятий по организации социального обслуживания семей, детей и отдельных граждан; - информационная работа; - содействие в решении вопросов занятости населения; - разработка и внедрение новых форм и видов социального обслуживания с учетом социально-экономических условий обслуживаемой территории; - рекламно-пропагандистская, аналитико-пропагандистская и методическая работа. 6.39. Группу помещений отделения приема граждан, обработки информации, анализа и прогнозирования следует размещать в непосредственной близости от группы помещений главного вестибюля. 6.40. Данную группу помещений составляют кабинеты специалистов двух типов: - не предназначенные для работы с посетителями; - в которых непосредственно осуществляется первичный прием посетителей. Количество кабинетов в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование в зависимости от числа обслуживаемого населения. 6.41. Рекомендуемый состав оборудования кабинетов того или другого назначения: столы специалистов, компьютерные столы, компьютеры, стеллажи, стулья. Таблица 6.2.Рекомендуемые состав и площади группы помещений отделения приема граждан, обработки информации, анализа и прогнозирования.
Консультативное отделение.6.42. Состав и площади помещений консультативного отделения определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 6.3. 6.43. Основное назначение отделения - защита прав и интересов граждан, их адаптация в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов. 6.44. Отделение осуществляет: - консультирование по социально-правовым вопросам; - содействие в решении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения; - предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства. 6.45. Все кабинеты специалистов данного отделения рассчитаны на работу с посетителями. Количество кабинетов в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование в зависимости от числа обслуживаемого населения. 6.46. Рекомендуемый состав оборудования кабинетов: столы специалистов, компьютерные столы, компьютеры, стеллажи, стулья. Таблица 6.3.Рекомендуемые состав и площади помещений консультативного отделения.
Отделение срочного социального обслуживания.6.47. Состав и площади помещений отделения срочного социального обслуживания определяются заданием на проектирование Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 6.4. 6.48. Отделение предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера. 6.49. Основными направлениями деятельности отделения являются: - содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, алиментов, оформлении жилищных субсидий; - оказание юридической помощи; - организация работы по предоставлению социально-бытовых услуг; - организация комплексного социального патронажа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - социально-экономическая поддержка семей, детей и отдельных граждан. 6.50. Помещения отделения следует размещать в непосредственной близости от группы помещений главного вестибюля. 6.51. Данную группу помещений составляют: - кабинеты специалистов, рассчитанные на работу с посетителями; - помещения для хранения и выдачи товаров. 6.52. Рекомендуемый состав оборудования кабинетов специалистов: столы специалистов, компьютерные столы, компьютеры, стеллажи, стулья. Количество специалистов в кабинете не должно превышать 2 чел. 6.53. В помещениях для хранения и выдачи товаров следует предусматривать стол специалиста и стеллажи для размещения товаров. В составе оборудования помещений для хранения и выдачи промышленных товаров следует предусмотреть примерочную и кронштейн для вывешивания образцов. В помещениях для хранения и выдачи промышленных товаров, а также товаров бывших в употреблении следует дополнительно предусмотреть принудительную вентиляцию. Таблица 6.4.Рекомендуемые состав и площади помещений отделения срочного социального обслуживания.
Отделение бытового обслуживания населения.6.54. Состав и площади помещений отделения бытового обслуживания малообеспеченных граждан определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 6.5. 6.55. Основная цель организации данного отделения - обеспечение нуждающихся граждан бесплатными бытовыми услугами. 6.56. В состав отделения следует включать кабинет социального работника для выдачи талонов на бытовое обслуживание. В состав оборудования помещения следует включать стол специалиста, компьютерный стол, стеллаж, стулья. Таблица 6.5.Рекомендуемые состав и площади помещений отделения бытового обслуживания граждан.
Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних.6.57. Состав и площади помещений отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 6.6. 6.58. Отделение предназначено для: - профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних; - индивидуальной работы с детьми и подростками «группы риска»; - социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. 6.59. Основными направлениями деятельности отделения являются: - участие в работе по выявлению и анализу факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних, форм и степени дезадаптации, особенностей личностного развития и поведения детей и подростков; - разработка индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации; - осуществление социального патронажа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников сиротских учреждений до 23-х лет; - оказание помощи родителям в воспитании детей и подростков и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми и подростками, семейных конфликтов; - содействие подросткам в профессиональной ориентации, получении специальности и образования; - включение детей и подростков в разнообразные виды деятельности в ЦСПСиД и за его пределами; - оказание совместно с другими подразделениями ЦСПСиД комплексной психолого-педагогической помощи; - оказание помощи несовершеннолетним в устройстве, при необходимости, на временное проживание в учреждения образования или социальной защиты. 6.60. Все кабинеты специалистов данного отделения рассчитаны на работу с посетителями. Рекомендуемый состав оборудования кабинетов: стол специалиста, компьютерный стол, стеллаж, стулья. 6.61. Кабинет психолога следует рассчитывать на работу с «детско-родительской» группой. В состав оборудования кабинета рекомендуется включать: стол специалиста, компьютерный стол, стеллаж, журнальный столик, мягкую мебель (Приложение, Рис. П.1.). 6.62. В состав отделения следует включать лекционную аудиторию на 15 чел., основное назначение которой - проведение лекций для несовершеннолетних и их родителей. В состав оборудования данного помещения следует включать стол специалиста, кресла с откидными столиками для слушателей. Расстановка кресел может быть произвольной. Таблица 6.6.Рекомендуемые состав и площади помещений отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Отделение дневного пребывания несовершеннолетних.6.63. Состав и площади помещений отделения дневного пребывания несовершеннолетних определяется заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 6.7. Помещения отделения рассчитаны на пользование посетителями других отделений, составляющих второй функциональный блок. 6.64. Основная задача отделения - реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних в полустационарных условиях. Данная группа помещений предусматривается для проведения мероприятий, направленных на: - социально-средовую адаптацию несовершеннолетних; - социально-бытовую адаптацию несовершеннолетних; - формирование у детей и подростков потребности в групповом и межличностном общении; - раскрытие врожденных склонностей ребенка, формирование круга его культурных интересов; - физическое развитие, предоставление позитивной возможности для выхода энергии; - организацию питания несовершеннолетних. 6.65. В состав данного отделения входят следующие функциональные группы помещений: - досуговая; - физкультурно-оздоровительная; 6.67. Для работы с несовершеннолетними рекомендуется создавать реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних по возрастному принципу. Количество несовершеннолетних в группе устанавливается согласно положениям «Рекомендаций по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» - 9 человек. Все помещения, составляющие данное отделение рассчитаны на работу с данной группой. 6.68. Интерьеры помещений отделения, рассчитанных на работу с детьми, должны быть привлекательны и вызывать интерес детей и подростков, оказывать положительное эмоциональное и эстетическое воздействие. Интерьеры не должны выглядеть казенно, их оформление не должно быть вызывающим. К оформлению рекомендуется привлекать несовершеннолетних и использовать элементы их самодеятельного творчества. Досуговые помещения.6.69. Для формирования культурных интересов воспитанников в состав данной группы помещений следует включать кружковые помещения, состав профиль и количество которых в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование, при этом номенклатура их зависит от состава воспитанников в данный момент. При организации кружковых помещений следует предусмотреть возможность их перепрофилирования с учетом требований изменяющегося контингента воспитанников. Состав помещений должен обеспечивать возможность индивидуального подбора несовершеннолетним типов занятий, соответствующих их склонностям и позволяющий сориентировать их в будущей трудовой и профессиональной деятельности. Рекомендуемое количество кружковых помещений - не менее 3. 6.70. Учитывая вероятность наличия в контингенте воспитанников детей с девиантным поведением, планировка кружковых помещений для занятий, проведение которых связано с использованием ценного оборудования, должна обеспечивать выделение двух зон доступности: - зону занятий с руководителем; - зону ограниченной доступности (хранения ценного оборудования, сырья, изделий). 6.71. В состав помещений данной группы следует включать кружок творческого труда, предназначенный для развития бытовых навыков самообслуживания: шитья, починки одежды, глажения и т.п. В состав оборудования помещения следует включать стол (не менее 3 м длиной), регулируемые табуреты по количеству занимающихся, шкаф для хранения материалов, поделок и т.п., гладильную доску, кронштейны для вывешивания выполняемой продукции, зеркало, умывальник, мусоросборник (Приложение, Рис. П.2.). 6.72. Технический кружок предназначен для развития бытовых навыков самообслуживания. В состав оборудования данного помещения следует включать верстак с тисками, слесарный станок с тисками, рабочие столы, стол для клея и смазочных материалов, шкафы для инструментов и рабочей одежды, умывальник, мусоросборник (Приложение, Рис. П.3.). 6.73. Кружок парикмахерского дела выполняет следующие задачи: получение начального профессионального образования несовершеннолетними; стрижка детей парикмахером. Помещение кружка следует проектировать на 1 рабочее место. 6.74. В состав помещений рекомендуется включать кружок кукольного театра, в состав оборудования которого входят: рабочий стол (длина не менее 3 м), регулируемые табуреты, шкаф для хранения кукол, ширма для представлений, шкаф для хранения материалов, умывальник, мусоросборник (Приложение, Рис. П.4.). 6.75. В состав оборудования помещения кружка «Компьютер» рекомендуется включать компьютерные столы и компьютеры по числу несовершеннолетних в группе, стол специалиста с компьютером и сервером, стеллаж (Приложение, Рис. П.5.). 6.76. В состав оборудования помещения кружка «Лего» рекомендуется включать столы на 1 ребенка, которые при необходимости могут быть составлены в один, стеллаж с пособиями, стулья. 6.77. В состав оборудования кружка рисунка следует включать: мольберты, помост для моделей, стенд для рисунков, регулируемые табуреты, стеллаж, умывальник. (Приложение, Рис. П.6.). 6.78. В номенклатуру кружков рекомендуется включать кружки эстетического воспитания: театральный, танцевальный, музыкальный и хорового искусства, которые следует организовывать на базе актового зала (см. п.6.82. настоящих Рекомендаций). 6.79. В состав помещений данной группы следует включать игровую комнату для детей младшего школьного возраста, в состав оборудования которой входят: ковер с мягкими модулями, горка для скатывания, игровой домик, стеллаж с игрушками и играми, стул для руководителя. (Приложение, Рис. П.7.). 6.80. В состав помещений данной группы следует включать комнату тихого отдыха, в оборудование которой входят: столик для телевизора с видеомагнитофоном, мягкая мебель, журнальные столики, шкаф для настольных игр и кассет с видеофильмами. (Приложение, Рис. П.8.). 6.81. В состав данной группы помещений следует включать библиотеку-читальный зал. В состав оборудования данного помещения входят: стеллажи для хранения книг, одноместные столы для посетителей, стол специалиста, стул. В библиотеке следует организовывать свободный доступ к книгам. 6.82. Назначение актового зала - организация массовых мероприятий для всех групп контингента, обслуживаемых вторым функциональным блоком, их родителей и гостей, а также проведения собраний персонала. Вместимость актового зала определяется заданием на проектирование в каждом конкретном случае с учетом численности групп посетителей, пользующихся залом. В актовом зале должны быть предусмотрены места для людей, использующих кресла-коляски, из расчета 5% от вместимости. Места в зале рекомендуется предусматривать съемными, секционными со складированием по периметру зала. Освобождаемая в этом случае площадь может быть использована для проведения игр, танцев и т.п. 6.83. При вместимости актового зала более 100 мест рекомендуется предусматривать фойе, которое используется как холл для игр, выставочный зал и т.п. Физкультурно-оздоровительные помещения. 6.84. В состав помещений данной группы следует включать тренажерный зал и зал гимнастических занятий. Площади залов гимнастических занятий (5,5 м2 на 1 чел.) и тренажерного (4 м2 на 1 тренажер) определяются в соответствии с положениями справочного пособия «Проектирование клубов» к СНиП 2.08.02-89*. 6.85. Зал гимнастических занятий при необходимости может использоваться для проведения занятий борьбой и тяжелой атлетикой. 6.86. При гимнастическом и тренажерном залах следует организовывать раздевальные на 9 чел. каждая, обслуживающие оба зала, со скамьями для переодевания и санитарными узлами, в состав оборудования которых входят: по две душевые сетки, одному унитазу и умывальнику. 6.87. Для оздоровления и физического развития несовершеннолетних при обосновании по заданию на проектирование допускается предусматривать бассейн, организацию которого следует осуществлять в соответствии с положениями справочного пособия «Проектирование бассейнов» к СНиП 2.08.02-89* и СанПиН 2.1.2.1188-03. Рекомендуемый размер ванны бассейна для обучения плаванию и оздоровления 6×10 м, глубина допускается 0,6 м - в мелкой части и 1,25 м - в глубокой. Расчетная единовременная загрузка бассейна - 9 чел. Бассейн следует оборудовать пандусом и подъемным устройством для опускания в воду. 6.88. Между душевой и бассейном предусматривается ножная ванна глубиной 15 см. Размер ножной ванны 1,8 м по направлению движения от душевой к чаше бассейна и на ширину прохода. 6.89. При бассейне следует проектировать 2 раздевальные на 5 чел. каждая. Площадь раздевальной следует рассчитывать, исходя из нормы 1,2 м2 на 1 несовершеннолетнего. В раздевальной для девочек следует предусмотреть установку для сушки волос. 6.90. В отделении размещение санитарных приборов рекомендуется осуществлять только в общих санитарных узлах в открытых кабинах. Рекомендуемый состав оборудования санитарных узлов: четыре унитаза, огороженных экранами высотой не более 1 м, четыре умывальника, два писсуара (в санузле для мальчиков), биде в отдельной открытой кабине (в санузле для девочек). Помещения питания.6.91. Питание для посетителей дневного отделения организуется в одну смену в общей столовой. 6.92. Площадь обеденного зала принимается из расчета 1,1 м2 на 1 посадочное место. Вместимость обеденного зала определяется заданием на проектирование в каждом конкретном случае с учетом численности групп посетителей, пользующихся залом, т.к. на площади обеденного зала осуществляется также проведение праздничных чаепитий с приглашением всех несовершеннолетних посетителей второго функционального блока. 6.93. При обеденном зале следует предусматривать умывальную из расчета 3 м2 (1 умывальник) на каждые 20 мест. 6.94. В производственные помещения кухни должен предусматриваться отдельный вход. 6.95. Состав, площади и оборудование производственных помещений кухни определяются, исходя из условия только подогрева пищи при наличии базового предприятия столовой-заготовочной в муниципальном районе. Работа технологического оборудования кухни предусматривается на электричестве. 6.96. Кроме питания посетителей, помещения кухни должны обеспечивать питание проживающих в социальной гостинице для несовершеннолетних и персонала. 6.97. Для обслуживания обеденных залов отделения дневного пребывания несовершеннолетних и социальной гостиницы для несовершеннолетних при помещениях кухни следует предусмотреть две раздаточные с удобным доступом к внутренним коммуникационным связям (коридорам, лестницам). 6.98. Для питания персонала предусматривается обеденный зал самообслуживания (или буфет) из расчета 1,1 м2 на 1 посадочное место. Его следует располагать в составе помещений кухни или администрации. Количество мест определяется заданием на проектирование, исходя из количества питающихся в учреждении, продолжительности обеденного времени и количества смен. При зале предусматривается подсобное помещение площадью 8 м2, предназначенное для раздачи пищи, хранения и мойки посуды. Общие помещения.6.99. В состав данной группы помещений следует включать кабинет специалистов по социальной работе, не рассчитанный на работу с посетителями. Рекомендуемое количество сотрудников в кабинете - 4 человека. Рекомендуемый состав оборудования кабинета: столы специалистов, компьютерный стол, стеллаж, стулья. 6.100. Кабинет медицинской сестры следует оборудовать медицинской кушеткой, медицинским столом, столом медицинской сестры, стульями, медицинским шкафом. Таблица 6.7.Рекомендуемые состав и площади помещений отделения дневного пребывания несовершеннолетних.
Отделение психолого-педагогической помощи.6.101. Состав и площади помещений отделения психолого-педагогической помощи определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 6.8. Помещения отделения рассчитаны на пользование посетителями других отделений, составляющих второй функциональный блок. 6.102. Основное назначение данного отделения: - повышение психологической устойчивости и формирование психологической культуры граждан, в первую очередь, в сферах межличностного, семейного и родительского общения; - помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата; - предотвращение возможного эмоционального и психического кризиса у граждан; - оказание помощи родителям в воспитании детей и подростков, преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций в процессе воспитания несовершеннолетних; - содействие гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных отношений. 6.103. Основными направлениями деятельности отделения являются: - помощь гражданам в воспитании детей, успешном разрешении семейных конфликтов, обучение детей и родителей здоровому образу жизни; - патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические или социально-педагогические условия; - индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми и подростками; - диагностика психофизического и эмоционального развития несовершеннолетнего, изучение его склонностей и способностей; - психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи; - психологические тренинги по снятию состояния тревожности, нервно-психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения и т.п.; - консультирование по психолого-педагогическим вопросам; - психологическая коррекция нарушений и искажений в психическом развитии ребенка, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками; - организация деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработка и проведение циклов бесед и т.п. 6.104. Кабинеты специалистов по социальной работе, входящие в данное отделение, не рассчитаны на прием посетителей. Помещения рекомендуется проектировать на 4 чел. В состав их оборудования следует включать: столы специалистов, компьютерный стол, стеллажи, стулья. Количество кабинетов в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование в зависимости от числа обслуживаемого населения. 6.105. В кабинете психолога проводится как индивидуальная работа, так и работа с «детско-родительской» группой. Помещение следует оборудовать столом специалиста, компьютерным столом, стеллажами, журнальным столиком с 4 креслами (Приложение, Рис. П.1.). 6.106. Кабинет групповой психотерапии предназначен для психолого-педагогической реабилитации как несовершеннолетних, так и взрослых граждан. В состав его оборудования рекомендуется включать кресла, журнальный столик. Данное помещение рассчитано на проведение занятий в группе из 9 чел. (Приложение, Рис. П.9.). 6.107. Кабинет психолого-эмоциональной коррекции рассчитан как для проведения индивидуальной психологической реабилитации, так и групповой (5 чел.). В рекомендуемый состав оборудования кабинета входят: воздушно-пузырьковые колонны; напольное фибро-оптическое волокно; настенное водяное панно, настенный комплекс акриловых зеркал; настенное колесо со спецэффектами «облако»; столик-этажерка с магнитофоном, проектором, прибором для аромотерапии; настенная ультрофиолетовая панель с нитями; напольное оптическое панно «млечный путь» (Приложение, Рис. П.10.). В помещении следует предусматривать ковер с мягким ворсом для проведения занятий на полу. 6.108. Основное назначение зала ситуационных игр - социально-средовая адаптация несовершеннолетних. В состав его оборудования следует включать стол, за которым проводятся занятия детей, стеллаж с пособиями, стулья, стол специалиста с компьютером, классная доска (Приложение, Рис. П.11.). Данное помещение рассчитано на проведение занятий в группе из 9 чел. 6.109. В состав помещений отделения входит лекционная аудитория, рассчитанная на проведение лекций как для несовершеннолетних, так и для взрослых граждан. Оптимальная вместимость аудитории составляет 30 чел. Оборудование ее составляют стол специалиста и кресла с откидными столиками для слушателей, расстановка которых может быть произвольной. 6.110. В состав отделения допускается включать «Клуб семейного общения». Основная цель его организации - создание условий для общения как членов одной семьи, так и разных семей. Состав оборудования клуба: мягкая мебель, журнальные столики. Помещение рассчитано на пребывание группы из 12 чел. (включая одного специалиста) (Приложение, Рис. П.12.). 6.111. Кабинет социального педагога рассчитан на проведение индивидуальных занятий с детьми. В состав его оборудования входят: стол специалиста, ученический стол, стеллаж, стулья. 6.112. Кабинет психолого-педагогической коррекции предназначен для преодоления школьной дезадаптации у несовершеннолетних. Он представляет собой классное помещение на 9 чел. Таблица 6.8.Рекомендуемые состав и площади помещений отделения психолого-педагогической помощи.
Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.6.113. Состав и площади помещений отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 6.9. 6.114. Основное назначение отделения - реабилитация (психолого-социальная, социально-педагогическая, социально-бытовая, социально-трудовая, социально-медицинская) несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также обучение родителей особенностям их воспитания. 6.115. Отделение осуществляет: - выявление семей, имеющих детей-инвалидов, и организацию их социального патронажа в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; - формирование банка данных о детях-инвалидах; - поэтапную реализацию индивидуальных программ реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения, образования, физической культуры и спорта; - подготовку родителей, имеющих детей-инвалидов, к реализации индивидуальных программ реабилитации; - содействие в налаживании быта, лечении, обучении, профессиональной подготовке детей-инвалидов, развитии их творческих способностей, организации досуга и общения; - оказание консультативной помощи семьям. 6.116. Оптимальная пропускная способность отделения - 10 чел. в день. 6.117. Для реабилитации несовершеннолетних следует формировать группы «малого контакта» численностью 5 чел. 6.118. Кабинет специалистов по социальной работе не рассчитан на прием посетителей. Помещение следует проектировать на 4 чел. В состав его оборудования следует включать: столы специалистов, компьютерный стол, стеллаж, стулья. 6.119. Кабинеты врачей-специалистов (врача-педиатра, невропатолога, логопеда-дефектолога, психолога) рассчитаны на индивидуальную работу с несовершеннолетними. В состав оборудования кабинетов следует включать: стол специалиста, стеллажи, стулья. В оборудование кабинетов врача-педиатра и невропатолога дополнительно следует включать кушетку; а логопеда-дефектолога - зеркало. 6.120. Зал ЛФК рассчитывается на проведение занятий в группе из 5 чел. (Приложение, Рис. П. 13.). 6.121. В состав отделения рекомендуется включать мастерскую трудотерапии, основное назначение которой - развитие различных видов малой моторики у несовершеннолетних и раскрытие их врожденных склонностей. Помещение рассчитано на занятия с группой. В состав помещения следует включать круглый стол для всех несовершеннолетних в группе, стулья, стеллаж для материалов и поделок. Состав оборудования позволяет осуществлять многопрофильные занятия: лепка, рисование, плетение, «лего» и т.п. (Приложение, Рис. П. 14.). 6.122. Кабинет развития моторики рассчитан на проведение занятий в группе. В состав его оборудования следует включать: ковер с малыми и большими (диаметром не менее 90 см) мячами, туннели разной высоты, следовую дорожку, горку-лесенку, сухой бассейн, скамью. (Приложение, Рис. П.15.). 6.123. Кабинет социально-бытовой адаптации, рассчитанный на проведение занятий в группе, представляет собой помещение, имитирующее абстрактную жилую квартиру и включающее зону приготовления пищи (кухню) и зону отдыха с обеденным столом (гостиную). В оборудование кухни рекомендуется включать разделочный стол, шкаф для хранения кухонной и чайной посуды, мойку, холодильник, плиту. В оборудование гостиной входят: обеденный стол со стульями, мягкая мебель (диван, два кресла), журнальный столик, стеллаж с игрушками и т.п. (Приложение, Рис. П.16.). 6.124. В состав отделения следует включать кабинет лечебного массажа на 1 место. Таблица 6.9.Рекомендуемые состав и площади помещений отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.
Отделение экстренной психологической помощи по телефону.6.125. Состав и площади помещений отделения экстренной психологической помощи по телефону определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 6.10. 6.126. Основная цель создания данного отделения - снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии у людей, формирования их психологической культуры и укрепление психического здоровья и атмосферы психологической защищенности населения, в том числе детей и подростков 6.127. Кабинет экстренной психологической помощи с «телефоном доверия» предусматривает круглосуточную работу специалиста. В составе оборудования кабинета рекомендуется предусматривать: письменный стол, компьютерный стол, компьютер, стеллаж, диван, кресло. При кабинете следует предусматривать санитарный узел, в состав оборудования которого входят: унитаз, умывальник, душ. Таблица 6.10.Рекомендуемые состав и площади помещений отделения экстренной психологической помощи по телефону.
Социальная гостиница для детей и подростков, а также отдельных категорий граждан с детьми.6.128. Состав и площади помещений отделения социальной гостиницы для детей и подростков, а также отдельных категорий граждан определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 6.11. 6.129. Социальная гостиница является центром экстренной помощи, основное назначение которой - временная изоляция несовершеннолетних и отдельных категорий граждан с детьми от обычного окружения до разрешения конфликтной ситуации, в которой эти люди оказались (конфликт в семье, безнадзорность и т.п.) в условиях приближенных к домашним. Социальная гостиница осуществляет оказание социальной поддержки несовершеннолетним и отдельным категориям гражданам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, организацию их временного проживания, правовой, медицинской и психологической помощи. Для граждан с детьми проживание в социальной гостинице построено на самообслуживании. 6.130. В состав социальной гостиницы следует включать два отделения: - социальную гостиницу для несовершеннолетних; - социальную гостиницу для отдельных категорий граждан с детьми. Социальная гостиница для несовершеннолетних. 6.131. Оптимальная рекомендуемая вместимость социальной гостиницы для несовершеннолетних - 10 чел. 6.132. Оптимальное рекомендуемое время проживания несовершеннолетних в социальной гостинице - не более 10 дней. 6.133. Спальные комнаты рекомендуется проектировать на 1 и 3 места, в состав оборудования которых следует включать кровати и стулья по числу проживающих (Приложение, Рис. П.17.). 6.134. В спальных комнатах должен быть предусмотрен остекленный проем в стене, смежной с коридором, для наблюдения за детьми. 6.135. В состав помещений входят 2 санитарных блока (для мальчиков и для девочек). Каждый санитарный блок должен состоять из изолированного санитарного узла (оборудование: унитаз, умывальник; в санитарном узле для мальчиков - писсуар; в санитарном узле для девочек - биде) и душевой (оборудование: 1 душевая сетка, полотенцесушитель, скамья для раздевания, вешалка для одежды). Санитарные приборы следует размещать в открытых кабинах, огороженных экранами. 6.136. В состав помещений следует включать комнату дневного пребывания, рассчитанную на одновременное присутствие всех проживающих несовершеннолетних. Данное помещение имеет две функциональные зоны: тихого отдыха (оборудование: мягкая мебель, журнальный столик, тумбочка для телевизора и видеомагнитофона); игровая (оборудование: стол для настольных игр, стулья, стеллаж с игрушками и настольными играми и т.п.) (Приложение, Рис. П. 18.). Помещение может быть использовано для проведения занятий по групповой психотерапии и проведения ситуационных игр, т.е. осуществление социально-средовой адаптации несовершеннолетних. 6.137. В кабинете психолога проводится индивидуальная работа с ребенком. 6.138. В состав помещений следует включать комнату дежурного воспитателя с санузлом. В состав оборудования комнаты входят: диван, кресло, стол, стул. В состав оборудования санузла входят: унитаз, умывальник, душ. 6.139. Питание несовершеннолетних осуществляется в столовой социальной гостиницы для несовершеннолетних. 6.140. В состав помещений столовой следует включать буфетную с моечной посуды, оборудованную шкафом для хранения столовой посуды, 2-гнездовой мойкой, столом, шкафом для сушки посуды. Социальная гостиница для отдельных категорий граждан с детьми. 6.141. Оптимальная рекомендуемая вместимость социальной гостиницы для отдельных категорий граждан с детьми - 15 чел. 6.142. Оптимальное рекомендуемое время проживания в социальной гостинице - не более 3 дней.6.143. Спальные комнаты рекомендуется проектировать на 5 мест, в состав оборудования которых следует включать кровати и стулья по числу проживающих (Приложение, Рис. П. 19.). 6.144. В состав помещений входят 2 санитарных блока (для мужчин и для женщин). Каждый санитарный блок должен состоять из изолированного санитарного узла (оборудование: 2 унитаза, 2 умывальника; в санитарном узле для мужчин - 2 писсуара; в санитарном узле для женщин - биде) и душевой (оборудование: 2 душевые сетки, полотенцесушитель, скамья для раздевания, вешалка для одежды). Санитарные приборы следует размещать в закрывающихся кабинах. 6.145. В состав оборудования комнаты тихого отдыха следует включать мягкую мебель, журнальные столики, тумбочку для телевизора. Данное помещение рассчитано на одновременное пребывание 15 чел. (Приложение, Рис. П.20). 6.146. Кабинеты социального работника и психолога следует рассчитывать на работу с «детско-родительской» группой. В состав оборудования кабинетов рекомендуется включать: стол специалиста с компьютером, стеллажи, журнальный столик с 4 креслами (Приложение, Рис. П.1.). 6.147. В состав оборудования кабинета групповой психотерапии рекомендуется включать кресла и журнальный столик. Данное помещение рассчитано на работу с группой из 10 чел. 6.148. В состав отделения следует включать кухню-столовую, рассчитанную на одновременное присутствие 5 чел. В состав оборудования данного помещения следует включать: плиту, холодильник, шкаф для хранения посуды, 2-гнездовую мойку, кухонный стол, шкаф для сушки посуды, обеденный стол, стулья (Приложение, Рис. П.21.). 6.149. В состав оборудования бытовой комнаты следует включать: умывальник, стеллаж для хранения тазиков для стирки белья, скамью для тазиков, гладильную доску, стеллаж для хранения моющих веществ. 6.150. Комнаты хранения грязного и чистого белья, а также кладовая могут располагаться в подвале. 6.151. Кабинет специалистов по социальной работе не рассчитан на прием посетителей. Помещение следует проектировать на 4 чел. В состав его оборудования следует включать: столы специалистов, компьютерный стол, стеллаж, стулья. Таблица 6.11.Рекомендуемые состав и площади помещений социальной гостиницы для детей и подростков, а также отдельных категорий граждан с детьми.
Кризисное отделение для женщин, подвергшихся насилию.6.152. Состав и площади помещений кризисного отделения для женщин, подвергшихся насилию, определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 6.12. 6.153. Основная цель организации данного отделения - оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и иных видов помощи женщинам, находящимся в состоянии, опасном для физического и душевного здоровья или подвергшимся психофизическому насилию. 6.154. Основными направлениями деятельности отделения являются: - социальный патронаж женщин, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; - проведение мероприятий по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры женщин, в первую очередь, в сфере межличностного, семейного и родительского общений; - оказание помощи женщинам в создании в семье взаимопонимания и уважения, благоприятного микроклимата, преодоление конфликтов и иных нарушений супружеских и внутрисемейных отношений; - оказание социально-психологической помощи женщинам в адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни. 6.155. Оказание помощи женщинам в данном отделении осуществляется в амбулаторных условиях и условиях стационара. 6.156. Кабинет врача рассчитан на индивидуальную работу с женщиной, подвергшейся насилию. Основное назначение его - медицинское освидетельствование. 6.157. Кабинеты специалистов (специалиста по социальной работе, сексопатолога, юриста и психолога) рассчитаны на работу как с самой женщиной, так и с ее семьей. Рекомендуемый состав оборудования: стол специалиста, компьютерный стол, стеллаж, журнальный столик с четырьмя креслами (Приложение, Рис. П.1.). 6.158. В состав помещений отделения следует включать кабинет групповой психотерапии, рассчитанный на проведение занятий в группе из 10 чел. 6.159. Основное назначение помещений стационара - временная изоляция женщин от конфликтной ситуации в семье на время до ее разрешения. 6.160. Вместимость стационара определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. Оптимальная рекомендуемая вместимость - не более 10 чел. 6.161. Оптимальное рекомендуемое время проживания в стационаре - не более 3 дней. Проживание построено на самообслуживании. 6.162. В составе помещений стационара следует предусматривать спальные комнаты на 5 чел., в состав оборудования которых входят: кровати и стулья по числу проживающих (Приложение, Рис. П.19.). 6.163. В состав оборудования комнаты тихого отдыха следует включать мягкую мебель, журнальные столики, тумбочку для телевизора. Данное помещение рассчитано на одновременное пребывание 10 чел. (Приложение, Рис. П.8.). 6.164. В состав стационара включается кухня-столовая, оборудованная холодильником, электроплитой, кухонным столом, шкафом для посуды, обеденным столом, стульями, рассчитанная на единовременное присутствие 5 чел. (Приложение, Рис. П.21.). 6.165. В состав оборудования бытовой комнаты следует включать: умывальник, стеллаж для хранения тазиков для стирки белья, скамью для тазиков, гладильную доску, стеллаж для хранения моющих веществ. 6.166. Санитарный узел и душевую рекомендуется проектировать общими для стационара. В состав оборудования санитарного узла следует включать: 2 унитаза и 1 биде - в закрывающихся кабинках, 2 умывальника - в шлюзе. В состав оборудования душевой входят: 2 душевые сетки, огороженные экранами, умывальник, скамья для раздевания, вешалка для одежды. Таблица 6.12.Рекомендуемые состав и площади помещений кризисного отделения для женщин, подвергшихся насилию.
Административно-хозяйственные помещения. 6.167. Состав и площади административно-хозяйственных помещений определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 6.13. 6.168. Кладовые и инвентарные рекомендуется располагать в подвальном помещении. Таблица 6.13.Рекомендуемые состав и площади помещений административно-хозяйственного обслуживания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
Расположен в: |
---|
Источник информации: https://internet-law.ru/stroyka/text/47355
На эту страницу сайта можно сделать ссылку:
На правах рекламы:
© Антон Серго, 1998-2024.
|
Разработка сайта |
|