ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ,
ТРАКТОРОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ,
СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГОСТ 25044-81
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО
СТАНДАРТАМ
Москва
РАЗРАБОТАН
Государственным
комитетом СССР по стандартам
Государственным комитетом СССР по
производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства
Министерством
автомобильной промышленности
Министерством тракторного и
сельскохозяйственного машиностроения
Министерством
строительного, дорожного и коммунального машиностроения
Министерством
автомобильного транспорта РСФСР
ИСПОЛНИТЕЛИ
И. В. Негребецкий; В, А. Назаров; канд. техн. наук; В. М. Михлин, д-р техн. наук; А. Н. Харазов, канд. техн. наук; А. И. Зелик, канд. техн. наук; П. Ш. Петросян, канд. техн. наук; А. Т. Остапко, канд. техн. наук; Б. П. Багин, канд. техн. наук; А. П. Дунаев, канд. техн. наук (руководители темы); Н.
Н. Котылева; Б.
И. Транцев, канд. техн. наук; Н.
М. Старовойтов, канд. техн. наук; В.
В. Крупнов; М.
М. Манзон, канд. техн. наук; К.
Ю. Скибневский, канд. техн. наук; В.
Н. Власенко, канд. техн. наук; Л.
А. Колычев
ВНЕСЕН
Государственным комитетом СССР по стандартам
Член Госстандарта В. Н. Шахурин
УТВЕРЖДЕН
И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам
от 16 декабря 1981 г. № 5440
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Техническая
диагностика
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ
АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН
Основные положения
Technical diagnostics. Diagnosis of motor vehicles,
tractors, agricultural, construction and road machinery.
Basic principles.
|
ГОСТ
25044-81
|
Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 16 декабря 1981 г. № 5440 срок
введения установлен
с
01.01 1983 г.*
* Внедрение стандарта должно осуществляться в
соответствии с планом мероприятий согласно обязательному приложению 1.
Несоблюдение стандарта преследуется по
закону
Настоящий стандарт
распространяется на автомобили, тракторы, строительные и дорожные машины,
монтируемые на их базе, самоходные сельскохозяйственные машины, многоосные
шасси и силовые агрегаты к ним (далее - машины) и устанавливает основные
положения по обеспечению диагностирования на стадии проектирования вновь
разрабатываемых и модернизируемых машин, организации диагностирования машин в
эксплуатации и ремонте, а также общие требования к документам на
диагностирование.
1.1. Техническое
диагностирование проводится:
при вводе машин в
эксплуатацию;
при техническом обслуживании
(ТО);
при текущем (капитальном)
ремонте машины.
1.2. Устанавливают следующие
задачи диагностирования:
проверка исправности и
работоспособности машины в целом и (или) ее составных частей с установленной
вероятностью правильности диагностирования;
поиск дефектов, нарушивших
исправность и (или) работоспособность машины;
сбор исходных данных для
прогнозирования остаточного ресурса или вероятности безотказности работы машины
в межконтрольный период.
1.3. Ответственным за
обеспечение объекта диагностированием является предприятие (организация) -
разработчик, за организацию диагностирования при эксплуатации - предприятия -
потребители машин, при ремонте - ремонтные предприятия.
2.1. Порядок разработки
системы диагностирования, требования, предъявляемые к машине и средствам
диагностирования, значения параметров диагностирования устанавливают на стадии
разработки технического задания на машину в соответствии с ГОСТ 20417-75, ГОСТ
23564-79 и заносят в «Техническое задание» в подраздел «Условия эксплуатации
(использования), требования к эксплуатации и ремонту» или в «Дополнительные
требования» по ГОСТ 15.001-73.
2.2.
Для каждой машины на стадии разработки устанавливают:
вид, периодичность и объем
диагностирования в зависимости от условий и специфики эксплуатации;
правила и последовательность
диагностирования;
номенклатуру диагностических
параметров и качественных признаков, характеризующих техническое состояние
машины и обеспечивающих поиск возможных дефектов;
номинальные, допускаемые,
предельные значения структурных диагностических параметров и зависимости
значений параметров от наработки машины;
требования к точности
измерения параметров;
номенклатуру средств
диагностирования и режимы работы машины и ее составных частей при проведении
диагностирования;
требования к
контролепригодности машины по ГОСТ 23563-79, ГОСТ 24029-80 и ГОСТ 24925-81;
требования по технике
безопасности труда при диагностировании.
2.3.
Требования и исходные данные по организации технического диагностирования при
эксплуатации и ремонте машин, перечисленные в п. 2.2, указывают: в «Технических
условиях», «Инструкции по эксплуатации» или «Инструкции по техническому
обслуживанию» по ГОСТ 2.601-68-для автомобилей и машин, монтируемых на их базе;
в «Технических условиях», «Техническом описании и инструкции по эксплуатации»
по ГОСТ 2.607-72- для тракторов, машин, монтируемых на их базе, и
сельскохозяйственных машин.
3.1. Предприятие
(организация), осуществляющее эксплуатацию машины, организует и проводит
диагностирование машины перед вводом в эксплуатацию, в процессе эксплуатации в
соответствии с требованиями, указанными в документах, перечисленных в п. 2.3.
3.2. Результаты каждого
диагностирования машины заносят в диагностическую и накопительную карты.
3.3. По результатам
диагностирования принимают решение о возможности дальнейшей эксплуатации машины
с назначенным ресурсом после проведения ТО или о необходимости проведения
текущего (капитального) ремонта.
3.4. Объем работ, подлежащих
выполнению при ТО и текущем (капитальном) ремонте машины, устанавливают на
основе диагностирования.
3.5. Ремонтное предприятие
организует и проводит диагностирование машин: поступивших в ремонт с целью
определения объемов работ при капитальном ремонте; прошедших капитальный ремонт
с целью получения исходных данных для оценки качества ремонта и установления
послеремонтного ресурса.
3.6. Значения
диагностических параметров, полученные после выполнения капитального ремонта,
заносят в паспорт (ПС) или формуляр (ФО) и подтверждают подписью и штампом
отдела технического контроля ремонтной организации.
4.1. Основным
документом по организации технического диагностирования при эксплуатации и
ремонте машины являются: «Инструкция по эксплуатации» или «Инструкция по
техническому обслуживанию» - для автомобилей и машин, монтируемых на их базе,
«Техническое описание и инструкция по эксплуатации - для тракторов, машин,
монтируемых на их базе, и сельскохозяйственных машин.
4.2. Министерство
(ведомство), осуществляющее эксплуатацию и ремонт машин в соответствии с
требованиями документа, указанного в п. 4.1, организует разработку:
раздела карты типового
технологического процесса (КТТП) по организации и проведению диагностирования
при выполнении работ по ТО, ТР и капитальному ремонту;
диагностической карты;
накопительной карты;
комплекта учетно-отчетных
документов по диагностированию, накоплению и обработке информации об
эффективности проведения работ по диагностированию.
4.3. Предприятие
(организация), осуществляющее эксплуатацию и (или) ремонт машин в соответствии
с требованиями документов, указанных в п. 4.1 или в разделе карты по
организации и проведению диагностирования КТТП, разрабатывает раздел карты
технологического процесса (КТП) по организации и проведению диагностирования
при выполнении работ по ТО, ТР или капитальному ремонту.
4.4. Диагностическая карта
(см. рекомендуемое приложение 2) служит для регистрации результатов
диагностирования во всех случаях проведения диагностирования и принятия решения
о необходимых работах при ТО и ремонте машины.
Диагностическая карта
является исходным документом при выполнении накопительной карты во всех случаях
проведения диагностирования.
4.5. Накопительная карта
предназначена для накопления информации об изменениях диагностических
параметров в процессе эксплуатации машины, сбору исходных данных для
прогнозирования остаточного ресурса и вероятности безотказной работы в пределах
межконтрольного периода.
4.6. Накопительная карта
(см. рекомендуемое приложение 3) ведется на каждую машину в течение всего
срока ее эксплуатации. При передаче машины в другую организацию накопительную
карту передают вместе с машиной.
4.7. По требованию предприятия (организации) - разработчика
предприятия, эксплуатирующие машины, обязаны передать ей дубликаты
накопительных карт.
Данные накопительной карты
могут быть использованы для статистического анализа надежности машины в целом и
ее составных частей.
Обязательное
ПЛАН
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ГОСТ 25044-81
Наименование мероприятий
|
Организация, ответственная за
выполнение
|
Срок выполнения
|
Составление
заявок для обеспечения отраслей необходимым числом экземпляров стандарта.
|
Министерства
отраслей народного хозяйства
|
В
течение двух месяцев с момента; утверждения стандарта
|
Представление
заявок Государственному комитету СССР по стандартам для централизованного
обеспечения
|
Министерства
отраслей народного хозяйства
|
В
течение двух месяцев с момента утверждения стандарта
|
Составление
и согласование с Госстандартом плана внедрения стандарта
|
То
же
|
В
течение двух месяцев с момента регистрации стандарта
|
Обеспечение
предприятий отрасли необходимыми средствами диагностирования
|
|
По
плану министерств
|
Обеспечение
предприятий отрасли необходимой документацией, предусмотренной стандартом
|
|
То
же
|
Внедрение
стандарта в отрасли народного хозяйства
|
|
По
плану министерств, согласованному с Госстандартом
|
Разработка
форм диагностической и накопительной карт с учетом обработки их данных на
ЭВМ:
|
|
|
для
автомобилей и монтируемых на их базе машин;
|
Минавтотранс
РСФСР
|
1-й
кв. 1982 г.
|
для
тракторов и монтируемых на их базе машин;
для строительных и дорожных машин
|
Госкомсельхозтехника
СССР, строительные и монтажные министерства (при необходимости)
|
1-й
кв. 1982 г.
|
Рекомендуемое
Оборотная сторона диагностической карты
Наименование диагностического
параметра
|
Заключение
|
Угол
поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов
прерывателя, град
|
|
Начальный
угол опережения зажигания, град
|
|
Угол
опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, град
|
|
Суммарный
угол опережения зажигания при 1000 об/мин, град
|
|
Напряжение
аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В
|
|
Вторичное
электрическое напряжение, кВ
|
|
Давление
топлива после насоса, кПа
|
|
Минимально
устойчивая частота вращения коленчатого вала, с-1
|
|
Содержание
окиси углерода в отработавших газах, %:
|
|
на холостом ходу
|
|
при большой частоте вращения
|
|
Суммарный
угловой люфт коробки передач, град:
|
|
на второй передаче
|
|
на прямой передаче
|
|
Удельный
расход топлива, кг/с:
|
|
на холостом ходу
|
|
при скорости 100 км/ч
|
|
Суммарный
угловой люфт карданной передачи, град
|
|
Биение
карданного вала, мм
|
|
Суммарный
угловой люфт главной передачи, град
|
|
Мощность
на прокручивание ведущих колес, кВт (л. с.) (или выбег 50-30 км/ч), м
|
|
Мощность
на ведущих колесах автомобиля, кВт (л. с.)
|
|
Радиальный
люфт в шкворневых соединениях, мм:
|
|
слева
|
|
справа
|
|
Осeвой люфт в шкворневых соединениях, мм:
|
|
слева
|
|
справа
|
|
Асинхронизм
искрообразования, град
|
|
Зазор между втулкой и валиком распределителя
высокого напряжения, мм
|
|
19____г.
НАКОПИТЕЛЬНАЯ КАРТА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ Д2
(форма 2)
Модель автомобиля
____________Год выпуска ______Государственный № ______
Гаражный № ________
|
Наименование диагностического параметра
|
Значения параметра
|
Показания спидометра
|
Предельные
|
Номинальные
|
Дата______
км
|
Дата_____
км
|
и т.д.
|
Значения параметров при
диагностировании
|
Угол
поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов
прерывателя, град
|
|
|
|
|
|
Начальный
угол опережения зажигания, град
|
|
|
|
|
|
Угол
опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, град
|
|
|
|
|
|
Суммарный
угол опережения зажигания при 1000 об/мин, град
|
|
|
|
|
|
Напряжение
аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В
|
|
|
|
|
|
Вторичное
электрическое напряжение, кВ
|
|
|
|
|
|
Давление
топлива после насоса, кПа
|
|
|
|
|
|
Минимально
устойчивая частота вращения коленчатого вала, с-1
|
|
|
|
|
|
Содержание
окиси углерода в отработавших газах, %:
|
|
|
|
|
|
на холостом ходу
|
|
|
|
|
|
при большой частоте вращения
|
|
|
|
|
|
Суммарный
угловой люфт коробки передач, град:
|
|
|
|
|
|
на второй передаче
|
|
|
|
|
|
на прямой передаче
|
|
|
|
|
|
Удельный
расход топлива, кг/с:
|
|
|
|
|
|
на холостом ходу
|
|
|
|
|
|
при скорости 100 км/ч
|
|
|
|
|
|
Суммарный
угловой люфт карданной передачи, град
|
|
|
|
|
|
Биение
карданного вала, мм
|
|
|
|
|
|
Суммарный
угловой люфт главной передачи, град
|
|
|
|
|
|
Мощность
на прокручивание ведущих колес, кВт (л. с.) (или выбег 50-30 км/ч), м
|
|
|
|
|
|
Мощность
на ведущих колесах автомобиля, кВт (л. с.)
|
|
|
|
|
|
Радиальный
люфт в шкворневых соединениях, мм:
|
|
|
|
|
|
слева
|
|
|
|
|
|
справа
|
|
|
|
|
|
Осевой
люфт в шкворневых соединениях, мм:
|
|
|
|
|
|
слева
|
|
|
|
|
|
справа
|
|
|
|
|
|
Асинхронизм
искрообразования, град
|
|
|
|
|
|
Зазор
между втулкой и валиком распределителя высокого напряжения, мм
|
|
|
|
|
|
Условия
эксплуатации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ