АНАЛИЗ ПРИЧИН АВАРИЙ НЕФТЯНЫХ ВЫШЕК В РЕСПУБЛИКЕ
ТАТАРСТАН1
И.Л.
КУЗНЕЦОВ, проф., д-р техн. наук, Р.А. ГАЛИМШИН, А.З. МАНАПОВ, кандидаты техн.
наук (Казанский государственный архитектурно-строительный университет)
В
Республике Татарстан за последние годы произошли две аварии нефтяных вышек:
первая авария вышки Б91.01.00.000 буровой установки (БУ) 2900/175 ЭП-2
случилась 28 июня 2002 г. в 21 ч 40 мин при безветренной погоде, температуре
воздуха 18°С, атмосферном давлении 750 мм рт. ст., видимости 10 км. Осмотр
места аварии выполнен и запротоколирован комиссией, назначенной приказом по
Управлению Приволжского округа Госгортехнадзора России от 01.07.02 № 64.
1 в порядке
обсуждения
Из
данных, приведенных в протоколе осмотра места аварии, видно, что вышка после
падения лежит с правой стороны буровой установки, согнута под углом более 90°
(изгиб произошел ниже полатей буровой вышки), талевый канат диаметром 28 мм не
порван; задний левый якорь ветровой оттяжки вышки выдернут из земли и находится
в 3 м от места его установки, три остальных якоря лежат на месте, оттяжки не
порваны. Проушина под опорой правой ноги нижней секции вышки разрушена; на
секциях левой и правой ног вышки имеются нарушения целостности главных ног и
шпренгеля со следами ударов и вмятин; разрушены полати буровой вышки, маршевые
лестницы, швеллер рамы под кронблоком.
Установлены
следующие повреждения конструкционных элементов вышки после обрушения: разрывы
сварных швов в узлах соединений раскосов с поясами; деформации раскосов и
поясов (выгиб со стрелкой до 70 мм), вмятины, разрывы поясов по основному
металлу; отсутствуют показания приборов и устройств контроля и безопасности.
В
момент аварии выполнялись работы по бурению скважины на нефть. Разрушение вышки
происходило постепенно, на первой стадии была отмечена потеря устойчивости со
значительными деформациями вышки, на второй - полное ее обрушение. При
расследовании причин аварии были рассмотрены материалы, необходимые для
экспертизы: чертежно-техническая документация на изготовление вышки
Б91.01.00.000; ее техническая характеристика; прочностные расчеты вышки буровой
установки БУ2900/175 ЭП-2; технические условия на буровую установку и на
изготовление деталей и сборочных единиц нефтепромыслового оборудования; акты и
протоколы испытаний вышки; заключение независимых экспертов о прочности вышки
буровой установки.
Качество
конструкционных материалов и сварных соединений было проверено в инженерном
центре «Энергопрогресс» ОАО «Татэнерго». По результатам стилоскопического и
химического анализов, визуального и измерительного контроля, механических
испытаний и измерения твердости, металлографического анализа сделаны следующие
выводы:
1.
Химический состав трубы правой ноги, трубы левой ноги и шпренгеля правой ноги
разрушенной буровой установки БУ2900/175 ЭП-2 (скважина № 11320 Альме-тьевского
управления буровых работ структурного подразделения ООО «Татнефть-Бурение»)
соответствует стали 09Г2С, раскосов - Ст 20 (ТУ 14-3-1128-82).
2.
Химический состав наплавленного металла сварных соединений разрушенной буровой
установки не соответствует СВ-08Г2С согласно ГОСТ 2246-70 по
содержанию марганца.
3.
В результате визуального и измерительного контроля установлены отклонения по
толщине стенки труб раскосов и от требований ГОСТ
14771-76, ГОСТ
23518-79 по подготовке кромок свариваемых элементов, размеров сварных швов,
проплавления металла; большинство разрушенных сварных соединений приварки
раскосов и поясов к основным тубам и шпрен-гелям буровой вышки имеют разрыв по
сварному шву.
4.
Механические свойства металла (основных ног, раскосов) разрушенной буровой
вышки соответствуют требованиям ТУ 14-3-1128-82.
5.
Микроструктура металла раскосов, основных ног и шпренгелей буровой вышки вне
разрушения - нормальная для данной марки стали.
6.
Сварные соединения вышки имеют поры в наплавленном металле, непровары и
трещины.
По
результатам обследования конструкций вышки Б91.01.00.000 после аварии, анализа
качества конструкционных материалов и сварных соединений, выполнения
дополнительных проверочных расчетов конструкций специалистами КГАСУ было
отмечено следующее:
1.
В момент аварии на буровой установке велись работы по бурению скважины на
нефть, технический персонал установки находился вне опасной зоны возможного
падения вышки.
2.
В предаварийной ситуации и перед падением вышки контрольные приборы и
устройства безопасности не сработали. На диаграмме часового механизма
гидравлического индикатора веса (ГИБ-6) с 21 до 24 ч нет записи, рабочая
стрелка электроконтактного манометра (ЭКМ) находится на цифре 3, на цифре 8
нанесена красная черта, стрелка ограничителя нагрузки на крюке установлена на
цифре 8, провода и трубки высокого давления ЭКМ оборваны, пломба на
трансформаторе веса ГИБ-6 нарушена (оборвана проволока).
3.
Качество изготовления несущих конструкций вышки Б91.01.00.000 оценивалось по
вышке (заводской № 97), находящейся на точке бурения в ожидании первичного
монтажа.
В
несущих конструкциях вышки, аналогичной обрушившейся, имеются нарушения
геометрии и дефекты сварных швов: отклонение фактических размеров сварных швов
от проектных в сторону уменьшения; наложение швов; наплывы металла;
несплавление с основным металлом трубы; неправильная подгонка раскосов в узле;
прожог.
4.
При обрушении вышки произошли многочисленные разрывы по сварным швам в узлах
соединений раскосов и поясов. В разрушенных сварных швах соединений раскосов и поясов
выявлены несплавление металла шва с основным металлом, занижение размера
катетов швов до 2 мм, прерывистость очагов сплавлений. Характер и скорость
развития деформаций при обрушении вышки Б91.01.00.000 свидетельствуют, что
наиболее вероятная причина обрушения - потеря устойчивости опорной ноги вышки.
5.
Пространственная стержневая конструкция вышки на стадии проектирования
рассчитана по программе «Парус», которая предусматривает расчет стержневых
конструкций методом конечных элементов в варианте метода перемещений. Расчеты
проведены в предположении упругих деформаций стали по недеформированной схеме.
6.
Казанским государственным архитектурно-строительным университетом выполнены
расчеты несущих конструкций вышки Б91.01.00.000 с использованием программы
«Сумрак».
Согласно СНиП II-23-81* «Стальные конструкции» расчетное
сопротивление по пределу текучести для Ст 20 по ГОСТ
8731-74* и ГОСТ 8731-87 составляет Rу
=230 МПа (2300 кгс/см2). По данным РД 22-16-96, нормативное
сопротивление Ст 20 по ТУ 14-3-816 составляет Rуп
= 249,5 МПа, по ТУ 14-3-611 - Rуп
= 269 МПа, по ГОСТ 10705 - Rуп
= 220 МПа. Рекомендуемый коэффициент надежности по материалу 1,05. В
соответствии с результатами расчетов максимальные напряжения зафиксированы в
элементе № 65 в шпренгеле верхней секции левой ноги. При нагрузке на крюке 210
т в указанном элементе конструкции напряжения составляют: 269,1 МПа
при расчетах по системе «Парус», 270 МПа (2700 кгс/см2) - при
линейном и 303 МПа (3030 кгс/см2) - при нелинейном расчетах по
программе «Сумрак».
Программа
расчета
|
Несущая способность
конструкций вышки (т) при использовании Ст 20 согласно
|
ГОСТ
8731-74*, ГОСТ 8331-87
|
ТУ 14-3-816
|
ТУ 14-3-611
|
ГОСТ
10705
|
«Парус»
|
179,5
|
185,2
|
199,8
|
163,9
|
«Сумрак»,
линейный
|
178,9
|
184,6
|
199,1
|
163,3
|
«Сумрак»,
нелинейный
|
159,4
|
164,5
|
177,4
|
145,5
|
С учетом значений расчетного сопротивления и
максимальных напряжений рассчитана несущая способность конструкции вышки для
нагрузки на крюке по формуле . Результаты расчета приведены в таблице.
При
использовании стали 09Г2С по ТУ 14-3-611 с расчетным сопротивлением по пределу
текучести, равным 325 МПа при расчете несущей способности вышки, следует
учитывать снижение коэффициента продольного изгиба ф при увеличении расчетного
сопротивления стали в среднем в 1,25 раза. В этом случае несущая способность
вышки имеет следующие значения:
при
расчетах по программе «Парус»:
т;
при
линейном расчете по программе «Сумрак»:
т;
при
нелинейном расчете по программе «Сумрак»
т.
Полученные
результаты свидетельствуют, что несущая способность вышки недостаточна.
7. Испытания
показали несоответствие несущих конструкций вышки условиям ее эксплуатации.
Основное отличие заключается в том, что в рабочем состоянии общие перемещения
конструкции будут иметь большие значения за счет податливости контактов
«земля-платформа», «крюк-обсадные трубы». В этом случае дополнительные
перемещения будут способствовать более быстрому достижению критических
перемещений потери устойчивости.
8.
В известных случаях аварий вышки Б91.01.00.000 обрушение начиналось с потери
устойчивости левой опорной ноги (не оборудованной лестницей) на уровне полатей
и чуть ниже. Характер и скорость развития деформаций при обрушении вышки
Б91.01.00.000 (заводской № 96) свидетельствуют, что наиболее вероятная причина
обрушения - потеря устойчивости опорной ноги вышки вследствие неэффективной
работы раскосов решетки и шпренгеля в зоне полатей. Результаты расчетов по
программам «Парус» и «Сумрак» также подтверждают, что наиболее напряженный
элемент - шпренгель верхней секции левой ноги в зоне полатей.
Вторая
авария буровой установки БУ2000/125 ЭВМ произошла 4 июля 2005 г. в 8 ч 45 мин.
Установка введена в эксплуатацию 31 мая 2005 г на скважине-точке № 20245.
Авария буровой установки выразилась в виде значительных деформаций верхней
секции вышки М11.01.00.000 (см. рисунок).
Погодные
условия на момент аварии, по данным Управления по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды Республики Татарстан, следующие: скорость ветра 3
м/с при юго-западном направлении; температура воздуха 12-16°С.
Осмотр места
аварии выполнен и запротоколирован комиссией, назначенной приказом по
Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по
Республике Татарстан. По данным протокола осмотра места аварии следует, что
буровая установка БУ2000/125 ЭВМ размещена на аппорели. В качестве фундамента
использованы железобетонные дорожные плиты. Правый винт домкрата основания вышки
приподнят на 1 см, согнут в сторону устья скважины от посадочного седла
аппорели и смещен в сторону устья на 4 см, левый винт домкрата сорван с
посадочного седла аппорели и находится в опущенном состоянии ниже седла на 1
см, согнут в сторону устья скважины на 6-7 см. На площадке силового агрегата
левый регулировочный винт опорной фермы вышки погнут с изгибом вниз, а правый
оборван, и на месте обрыва имеются старые следы трещин.
На
левой силовой оттяжке вышки свободный конец каната заделан четырьмя зажимами
заводского исполнения. Три зажима свободного конца каната собраны вместе, а
четвертый находится на расстоянии 10 см от третьего зажима. Выскальзывание
конца каната из-под зажимов составляет 50 см. Зажимы крепления верхних силовых
оттяжек вышки собраны вместе на концах заделки свободных концов каната. Концы
канатов силовых оттяжек верхней секции вышки выдернуты из мест креплений к
натяжным винтам.
Два
якоря ветровых оттяжек верхней секции вышки со стороны силового агрегата
выдернуты из земли на 60 см. Натяжные винты и якоря полати верхового рабочего
полностью выдернуты из земли.
В
результате повторного осмотра сделаны следующие дополнения:
1.
Вышка разрушилась вследствие потери устойчивости поясов верхней секции второй
панели в месте ее крепления к нижней секции. При этом свободные пояса секции
потеряли устойчивость из плоскости, а внутренние пояса - в своей плоскости.
2.
Свободные пояса башни по длине имеют выгиб со стрелкой до 50 мм: правый - из
плоскости, левый - в плоскости, вовнутрь.
3.
В месте стыка верхней и нижней секций пояс верхней секции в зажимах между
рычагами сдвинут до 20 мм.
4.
По нижней плоскости опорной фермы вырезан участок внутренней грани нижнего
пояса и отсутствует раскос. Данная реконструкция вызвана установкой
технологического агрегата на заводе-изготовителе.
5.
Концы тросов после сдвижки и срыва сжимов не имеют следов перегиба (деформаций)
по месту их проектной установки.
6.
Расстояние между элементами сжимов 44-46 мм, т.е. коэффициент степени затяжки
находится в пределах 0,86-0,90.
Конструктивная
схема вышки включает следующие элементы: верхнюю и нижнюю секции,
телескопически укладываемые при транспортировании друг в друга. Вышку
устанавливают под углом 3,33° на опорную ферму и винтовыми домкратами ставят на
основание, дополнительно раскрепляют двумя подкосами. От опрокидывания в
обратную сторону внешний пояс соединяется откидными болтами с опорной фермой. В
рабочем положении вышка удерживается силовыми парными оттяжками, расположенными
в два яруса. Сечение секции вышки выполнено с применением бесшовных труб и
прокатных профилей в виде швеллеров и двутавров. Элементы вышки, по данным
сертификатов качества, изготовлены из стали 09Г2С.
По
результатам обследования конструкций вышки М11.01.00.000 после аварии и дополнительных
проверочных расчетов конструкций сделаны следующие выводы:
1.
Разрушение вышки М11.01.00.000 буровой установки БУ2000/125 ЭВМ произошло при
нагрузке на крюке 109,6-74,35 т, что меньше расчетной, равной 125 т.
2.
Основные оттяжки вышки не обеспечивают достаточной несущей способности.
Фактический коэффициент степени затяжки сжимов составляет 0,86-0,90 при
нормированной степени затяжки, равной 0,6.
3.
В руководстве по эксплуатации вышки М11.01.00.000 отсутствуют рекомендации по
приборному контролю уровня натяжения оттяжек и указания по контролю степени и
периодичности затяжки сжимов.
4.
Узлы крепления верхней и нижней секций вышки выполнены с эксцентриситетами в
двух плоскостях соответственно 120 и 140 мм, а в опорных элементах, роликах и рычагах
имеются зазоры до 15 мм. Кроме того, передача горизонтальных усилий в местах
опирания на ролики и рычаги осуществлена не в узлах верхней секции, а в пролете
панелей на расстоянии до 250 мм от узлов.
5.
В опорной ферме вышки по нижней грани отсутствуют панель внутреннего пояса и
раскос, что не обеспечивает пространственную жесткость опорной фермы.
Журнал
"Безопасность труда в промышленности", № 5/2006 г.