Полное меню
Приложение В5
|
Дата окончания ремонта или реконструкции. |
Организация, выполнявшая ремонт или реконструкцию |
Замечания комиссии о качестве выполненного ремонта или реконструкции |
|
|
|
* Заполняется при наличии замечаний к технологии и качеству выполненных ремонтов и (или) реконструкций.
Справку составил |
|
|
|
(подпись, Ф.И.О., должность, дата) |
Вид остаточной деформации |
Графическое представление деформации |
Предельно допустимая величина остаточной деформации |
Отрицательный остаточный прогиб каждой из главных балок (тележка без груза у тупикового упора или над опорой козлового крана) |
|
а) f1 ≤ 0,0022Lк эксплуатация крана допускается до следующего очередного обследования; б) 0,0022Lк< f1 ≤ 0,0035Lк эксплуатация крана допускается на срок не более 1 года или до достижения металлоконструкцией прогиба предельной величины, при условии выполнения контрольных замеров f1 не реже 1 раза в 4 мес.; в) f2 ≤ 0,0035Lконсоли эксплуатация крана должна быть прекращена, а его металлоконструкция - подвергнута реконструкции; |
Изогнутость главных балок в плане |
|
д) fГ ≤ 0,002Lк эксплуатация крана допускается до следующего обследования, если кривизна балок не сопровождается нарушением допуска на сужение / уширение колеи рельсового пути грузовой тележки |
скручивание главных балок |
|
е) fсд ≤ 0,001Lк эксплуатация однобалочного крана (с ездой тележки, электротали по верхнему поясу главной балки) допускается до следующего обследования; ж) fск≤ 0,002Lк эксплуатация однобалочного крана (с ездой тележки, электротали по нижнему поясу) или двухбалочного крана с коробчатым или ферменным сечением главных балок допускается до следующего обследования |
Разность диагоналей поперечного сечения фермы |
з) mod (d1-d2) ≤ 0,001В эксплуатация фермы, имеющей указанную деформацию в разъемном стыке, возможна до следующего очередного обследования; и) mod (d1-d2) ≤ 0,004В эксплуатация фермы, имеющей указанную деформацию в сечении (кроме разъемного стыка), возможна следующего очередного обследования |
В таблице установлены две граничные величины остаточной деформации: нижняя (в числителе), при которой возможно продление срока службы несущих элементов металлоконструкции до следующего обследования без дальнейших расчетных обоснований, и верхняя (в знаменателе), которая не может быть превзойдена вне зависимости от результатов расчета и является запрещением дальнейшей эксплуатации (без проведения ремонта).
Возможность продления срока эксплуатации металлоконструкции, элементы которой имеют остаточные деформации, находящиеся в диапазоне между верхней и нижней граничными величинами, должна быть подтверждена расчетом на прочность, а в необходимых случаях - на устойчивость и усталостную прочность. При этом следует учитывать уменьшение размеров элементов вследствие коррозии (согласно приложению И5).
В необходимых случаях расчеты рекомендуется выполнять с использованием фактических характеристик материала.
Исходное напряженное состояние элемента |
Тип сечения |
Графическое представление деформации |
Исходное напряженное состояние элемента |
||
Сжатие |
Растяжение |
Теоретически не нагружен (поддерживающий элемент) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Изогнутость (погибь) стержня фермы - fр или fп |
Все типы |
|
1/500 1/200, но не более 0,25nп или 0,25nр |
1/250 1/100, но не более 0,5nп или 0,5nр |
1/200 |
«Местные вмятины D/f (D-диаметр трубы) |
Труба |
|
|
|
|
Местные вмятины f (t- толщина полки) |
Полка уголка, швеллера, двутавра |
|
|
|
|
Местные вмятины f (t- толщина полки) |
Свес пояса |
|
|
|
Нет |
Отклонение от плоскостности (вогнутость или выпуклость листа балки) - / Измеряется на участке между главными (большими) диафрагмами, но на длине < 2000 мм |
Пояс коробчатой балки |
|
|
|
Нет |
Отклонение от плоскостности (вогнутость или выпуклость листа балки) f. Измеряется на участке между главными (большими) диафрагмами |
|
|
;5tc |
|
Нет |
Примечание. В случае затруднений в оценке исходного напряженного состояния элемента следует выбирать наиболее «жесткий» допуск из строки, соответствующей данному виду элемента и характеру остаточной деформации.
Место вероятного расположения дефекта, вид дефекта |
Места, подвергаемые внешнему осмотру при проведении обследования металлоконструкции (показаны стрелками) |
Места крепления буксовых узлов концевых балок мостовых кранов, трещины в сварных швах и основном металле |
|
Узел примыкания главной балки к концевой мостовых кранов, трещины в сварных швах и основном металле |
|
Зона примыкания кронштейнов проходной галереи к стенке главной балки мостовых кранов, трещины в сварных швах и основном металле |
|
Зона соединения элементов пояса фермы, трещины в сварных швах и основном металле |
|
1. Степени агрессивного воздействия сред на металлические конструкции приведены:
атмосферы воздуха - в табл. 1 и 2;
жидких неорганических сред - в табл. 3;
жидких органических сред - в табл. 4.
2. При определении по табл. 1 и 2 степени агрессивного воздействия среды на части конструкций, находящихся внутри отапливаемых зданий, следует принимать характеристики влажностного режима помещений, а для частей конструкций, находящихся внутри неотапливаемых зданий, под навесами и на открытом воздухе, - зоны влажности. Для конструкций отапливаемых зданий с влажным или мокрым режимом помещений степень агрессивного воздействия среды следует устанавливать как для неотапливаемых зданий для влажной зоны. Загрязнение воздуха, в том числе внутри зданий, солями, пылью или аэрозолями следует учитывать при их средней годовой концентрации не ниже 0,3 мг/(м2·сут).
Влажностный режим помещений |
Группы газов по табл.5 |
Степень агрессивного воздействия среды на металлические конструкции |
||
Зона влажности (по СHиП II-3-79) |
внутри отапливаемых зданий |
внутри неотапливаемых зданий или под навесом |
на открытом воздухе |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сухой |
А |
Неагрессивная |
Неагрессивная |
Слабоагрессивная |
В |
Неагрессивная |
Слабоагрессивная |
Слабоагрессивная |
|
Сухая |
С |
Слабоагрессивная |
Среднеагрессивная |
Среднеагрессивная |
D |
Среднеагрессивная |
Среднеагрессивная |
Сильноагрессивная |
|
Нормальный |
А |
Неагрессивная |
Слабоагрессивная |
Слабоагрессивная |
В |
Слабоагрессивная |
Среднеагрессивная |
Среднеагрессивная |
|
Нормальная |
С |
Среднеагрессивная |
Среднеагрессивная |
Среднеагрессивная |
D |
Среднеагрессивная |
Сильноагрессивная |
Сильноагрессивная |
|
Влажный или мокрый |
А |
Слабоагрессивная |
Среднеагрессивная |
Среднеагрессивная |
В |
Среднеагрессивная |
Среднеагрессивная |
Среднеагрессивная |
|
С |
Среднеагрессивная |
Сильноагрессивная |
Сильноагрессивная |
|
D |
Среднеагрессивная |
Сильноагрессивная |
Сильноагрессивная |
Примечание. При оценке степени агрессивного воздействия среды не следует учитывать влияние углекислого газа.
Влажностный режим |
Характеристика солей, аэрозолей и пыли |
Степень агрессивного воздействия среды на металлические конструкции |
|||
Зона влажности (по СНиП II-3-79) |
Внутри отапливаемых зданий |
Внутри неотапливаемых зданий или под навесами |
на открытом воздухе |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Сухой |
Малорастворимые Хорошо растворимые, малогигроскопичные Хорошо растворимые, гигроскопичные |
Неагрессивная |
Неагрессивная |
Слабоагрессивная |
|
Неагрессивная |
Слабоагрессивная |
Слабоагрессивная |
|||
Сухая |
|||||
Слабоагрессивная |
Слабоагрессивная |
Среднеагрессивная |
|||
|
Малорастворимые |
Неагрессивная |
Слабоагрессивная |
Слабоагрессивная |
|
Нормальный |
Хорошо растворимые малогигроскопичные |
Слабоагрессивная |
Среднеагрессивная |
Среднеагрессивная |
|
Нормальная |
|||||
|
Хорошо растворимые, гигроскопичные |
Среднеагрессивная |
Среднеагрессивная |
Среднеагрессивная |
|
Влажный или мокрый |
Малорастворимые |
Неагрессивная |
Слабоагрессивная |
Слабоагрессивная |
|
Хорошо растворимые, малогигроскопичные |
Слабоагрессивная |
Среднеагрессивная |
Среднеагрессивная |
||
Хорошо растворимые, гигроскопичные |
Среднеагрессивная |
Среднеагрессивная |
Сильноагрессивная |
Примечание. Для частей ограждающих конструкций, находящихся внутри зданий, степень агрессивного воздействия среды следует учитывать как для помещений с влажным или мокрым режимом.
Неорганические жидкие среды |
Водородный показатель рН |
Суммарная концентрация сульфатов и хлоридов, г/л |
Степень агрессивного воздействия сред на металлические конструкции при свободном доступе кислорода в интервале t° от 0 до 50°С и скорости движения до 1 м/с |
Пресные природные воды |
Св. 3 до 11 |
До 5 |
Среднеагрессивная |
То же |
Св.5 |
Сильноагрессивная |
|
До 3 |
Любая |
Сильноагрессивная |
|
Морская вода |
Св. 6 до 8,5 |
Св. 20 до 50 |
Среднеагрессивная |
Производственные оборотные и сточные воды 6ез очистки |
Св. 3 до 11 |
До 5 |
Среднеагрессивная |
Св. 5 |
Сильноагрессивная |
||
Сточные жидкости животноводческих зданий |
Св. 3 |
До 5 |
Среднеагрессивная |
Растворы неорганических кислот |
Св. 5 до 9 |
Любая |
Сильноагрессивная |
Растворы щелочей |
Св. 11 |
Любая |
Сильноагрессивная |
Растворы солей концентрацией св. 50 г/л |
Св. 3 до 11 |
Любая |
Сильноагрессивная |
Примечания: 1. При насыщении воды хлором или сероводородом следует принимать степень агрессивного воздействия среды на одну ступень выше.
2. При удалении кислорода из воды и растворов солей (деаэрация) следует принимать степень агрессивного воздействия среды на одну ступень ниже.
Органические жидкие среды |
Степень агрессивного воздействия среды на металлические конструкции |
Масла (минеральные, растительные, животные) |
Неагрессивная |
Нефть и нефтепродукты |
Слабоагрессивная |
Растворители (бензол, ацетон) |
Сильноагрессивная |
Растворы органических кислот |
Сильноагрессивная |
Таблица 5
Группы агрессивных газов в зависимости от их вида и концентрации
Наименование |
Концентрация, мг/м3 для групп газов |
|||
А |
В |
С |
D |
|
Углекислый газ |
До 2000 |
Св. 2000 |
- |
- |
Аммиак |
До 0,2 |
Св. 0,2 до 20 |
Св.20 |
- |
Сернистый ангидрид |
До 0,5 |
Св. 0,5 до 10 |
Св. 10 |
Св. 200 |
до 200 |
до 1000 |
|||
Фтористый водород |
До 0,05 |
Св. 0,05 до 5 |
Св. 5 до 10 |
Св.10 |
до 100 |
||||
Сероводород |
До 0,01 |
Св. 0,01 до 5 |
Св. 5 до 100 |
Св. 100 |
Оксиды азота (растворяющиеся в воде с образованием растворов кислот) |
До 0,1 |
Св. 0,1 до 5 |
Со. 5 до 25 |
Св.25 |
до 100 |
||||
Хлор |
До 0,1 |
Св. 0,1 до 1 |
Св. 1 до 5 |
Св. 5 до 10 |
Хлористый водород |
До 0,05 |
Св. 0,05 до 5 |
Св. 5 до 10 |
Св. 10 |
до 100 |
Примечание. При наличии в среде нескольких газов принимается более агрессивная (от А к D) группа, которой соответствует концентрация одного или более газов.
Характеристика твердых сред (солей, аэрозолей и пыли
Растворимость твердых сред в воде и их гигроскопичность |
Наиболее распространенные соли, аэрозоли, пыли |
Малорастворимые |
Силикаты, фосфаты (вторичные и третичные) и карбонаты магния, кальция, бария, свинца; сульфаты бария, свинца; оксиды и гидроксиды железа, хрома, алюминия, кремния |
Хорошо растворимые, малогигроскопичные |
Хлориды и сульфаты натрия, калия, аммония; нитраты калия, бария, свинца, магния; карбонаты щелочных металлов |
Хорошо растворимые, гигроскопичные |
Хлориды кальция, магния, алюминия, цинка, железа; сульфаты магния, марганца, цинка, железа; нитраты и нитриты натрия, калия, аммония; все первичные фосфаты; вторичный фосфат натрия; оксиды и гидроксиды натрия, кадия |
Примечание. К малорастворимым относятся соли с растворимостью менее 2 г/л, к хорошо растворимым - свыше 2 г/л. К малогигроскопичным относятся соли, имеющие равновесную относительную влажность при температуре 20°С 60 % и более, а к гигроскопичным - менее 60 %.
1. Проверку несущих элементов металлической конструкции крана на сопротивление усталости выполняют в том случае, если группа классификации (режима) крана достигла граничных значений, указанных в табл. 1 настоящего приложения, а также при наличии усталостных повреждений на расчетных элементах металлоконструкции (основных расчетных сечениях главных и концевых балок мостовых кранов, пролетного строения и опор козловых кранов и перегружателей, определения которых даны в разд. 2 настоящего РД).
Таблица 1
Граничные значения групп классификации (режима) по ГОСТ 25546*/ ИСО 4301/1, при которых необходима проверка на сопротивление усталости
Группа классификации |
Примечание |
||
Паспортная |
Фактическая расчетная (граничное значение) |
||
по классификации Правил Госгортехнадзора СССР 1969 г. |
по ГОСТ 25546* ИСО4301/1 |
||
Л |
1К,2К/А1,А2 |
3К/А3 |
При фактической группе 7К/А7 и выше (при отсутствии усталостных повреждений)срок службы крана может быть продлен на 1 год |
C* |
3К/А3 |
5К/А5 |
То же |
C |
4К, 5К/А4, А5 |
7К/А7 |
Тоже, при 8К/А8 |
T |
6К, 7К/А6, А7 |
8К/А8 |
» |
ВТ |
8К/А8 |
- |
Проверка не требуется |
*(Выделенная строка таблицы.) Справедливо только для кранов, на которых в качестве механизма подъема использована электрическая таль, передвигающаяся по монорельсу.
2. Проверку на сопротивление усталости следует проводить в соответствии с СТО 24.09-5821-01-93 «Краны грузоподъемные промышленного назначения. Нормы и методы расчета элементов стальных конструкций». Использование других методов допускается по согласованию с головной организацией по краностроению.
3. Проверке подлежат наиболее нагруженные элементы несущей металлической конструкции крана: пояса листовых пролетных балок, пояса и элементы решетки ферменных балок, верхние участки стоек опор козловых кранов, монтажные соединения поясов пролетных балок и т. п.
4. Не подлежат проверке элементы и участки конструкций, для которых характерны разрушения, являющиеся следствием конструктивных и технологических дефектов, а также выявленных из-за существенных нарушений правил эксплуатации крана, например стенки пролетных балок в местах примыкания кронштейнов площадок, надбуксовые узлы концевых балок, узлы примыкания пролетных балок к концевым и т.п.
5. Вне зависимости от используемого метода расчета при проверке сопротивления усталости следует учитывать:
наличие двухчастотного нагружения, обусловленного колебаниями конструкции вследствие воздействия динамических нагрузок, возникающих при работе механизмов крана;
выявленные коррозионные повреждения элементов металлических конструкций (как уменьшение размеров сечений, так и возникновение дополнительных концентраторов напряжений).
6. При числе циклов действия нагрузки свыше 5·105 и значениях коэффициента нагружения К ≤ 0,063 рекомендуется учитывать эффект снижения сопротивления металла усталостному разрушению.
7. После проведения расчета на сопротивление усталости, если окажется, что кран выработал ресурс, но при этом во время обследования не выявлено усталостных повреждений расчетных элементов металлоконструкции, комиссия принимает одно из следующих решений:
ограничить основные характеристики нагружения крана (например, грузоподъемность). При этом вновь назначенные характеристики должны быть подтверждены расчетом;
сократить (до одного года) срок до проведения следующего очередного повторного обследования.
1. Уменьшение площади сечения элемента вследствие коррозии допускается не более 10 % по отношению к номинальной величине площади сечения, указанной в сортаменте соответствующего профиля. При этом никаких дополнительных расчетов не требуется и срок, назначаемый до следующего очередного обследования, принимается в соответствии с рекомендациями табл. 1, п. 3.1.3 настоящего РД.
2. При уменьшении площади сечения в результате коррозии более 10 % прочность элементов металлоконструкции должна быть проверена расчетом.
3. В случае уменьшения площади сечения элемента на 15 % и более в расчете следует учитывать фактические изменения моментов инерции и сопротивления сечения.
4. Для элементов металлоконструкций, работающих в условиях агрессивной среды, имеющих исходную (или в результате коррозии) толщину 5 мм и менее, а также в случаях, когда относительное уменьшение площади сечения любого иного расчетного элемента превышает 25 %, следует дополнительно учитывать снижение расчетного сопротивления материала, умножая его на коэффициент степени агрессивного воздействия среды γd принимаемый по табл. 1 настоящего приложения.
Таблица 1
Степень агрессивного воздействия среды по СНиП 2.03.11-85 |
γd |
Слабоагрессивная |
0,95 |
Среднеагрессивная |
0,90 |
Сильноагрессивная |
0,85 |
5. При расчете сопротивления усталости группу элементов по степени концентрации устанавливают в зависимости от вида и степени коррозионного повреждения элемента согласно табл. 2 настоящего приложения.
Таблица 2
Вид и степень повреждения |
Группа элемента |
Равномерный слой коррозии не менее 0,5 мм |
2 |
Язвенная коррозия с глубиной дефекта, мм: |
|
до 0,5 включительно |
2 |
св. 0,5 до 0,8 включительно |
3 |
св. 0,8 до 1,2 включительно |
4 |
св. 1,2 |
5 |
Примечание. Наличие коррозии не изменяет группы концентрации, к которой был отнесен элемент металлоконструкции первоначально по конструктивному признаку.
1. Пробу металла для химического анализа берут из основных несущих элементов металлоконструкций крана в количестве одной пробы из несущего элемента. Пробы берут:
из верхнего и нижнего поясов главных балок коробчатого сечения мостовых (козловых) кранов и из нейтральной зоны, расположенной на половине высоты стенок (подробнее см. схему отбора проб на мостовых кранах с балками коробчатой конструкции, включенную в данное приложение);
из верхнего, нижнего поясов главной фермы, опорных и двух средних раскосов ферменных конструкций мостовых кранов. [В случае если главная ферма имеет раскосы, установленные при ремонте металлоконструкции, из них (при отсутствии данных на примененный металл) также выполняется взятие проб.]
Для кранов, имеющих неоднократные обрывы нижнего пояса вспомогательной фермы, выполняют взятие пробы и из него.
2. Пробу на химический состав берут в количестве не менее 30 г. Место отбора пробы должно быть отмечено на эскизе или чертеже общего вида крана. Поверхность в месте отбора пробы должна быть тщательно очищена от краски, ржавчины, окалины, масла и влаги (до металлического блеска), а затем обезжирена.
3. Стружка для анализа может быть получена пневмозубилом с кромки элемента либо сверлением отверстия.
4. В случае если стружку берут зубилом, место взятия пробы обрабатывают шлифмашинкой, обеспечивая плавную линию кромки.
5. Сверление отверстия производят на всю толщину детали. По окончании сверления и взятия стружки отверстие не заваривают. При необходимости образованное отверстие может быть использовано для обеспечения дренажа.
6. Для клепаных конструкций диаметр сверла следует выбирать в пределах 0,8 диаметра заклепки. Сверла менее 0,5 и более 0,8 диаметра заклепки применять запрещено.
7. Для сварных ферм и балок коробчатого сечения диаметр сверла берут в пределах 8 - 10 мм.
8. Проба должна быть упакована и замаркирована. На отобранные пробы составляют ведомость с указанием крана, элемента и места взятия пробы.
9. Отобранная проба должна удовлетворять ГОСТ 7565-81* «Чугун. Сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава». Химический анализ стали выполняют на содержание углерода, кремния, марганца, серы, и фосфора по ГОСТ 22536.1-88, ГОСТ 22536.2-87*, ГОСТ 22536.3-88, ГОСТ 22536.4-88 и ГОСТ 22536.5-87*.
10. Отбор проб для определения механических свойств сталей несущих элементов ферменных металлоконструкций (учитывая значительные габариты образцов и возможные повреждения, которые могут быть нанесены при этом металлоконструкции) выполняются по согласованию с головной организацией по краностроению или изготовителем крана.
Схема отбора проб на мостовых кранах с балками коробчатой конструкции
1 - места приварки косынок, соединяющие пролетные и концевые балки; 2 - стыковые, угловые швы пролетных и концевых балок; 3 - швы приварки компенсаторов
Вывод. Максимальные вертикальные остаточные прогибы балки № 1 |
|
мм и балки № 2 |
||||||||||
|
мм. |
|||||||||||
Максимальное уширение/сужение колеи рельсового пути тележки |
|
/ |
|
мм. |
||||||||
Максимальное отклонение от прямолинейности 1 - го рельса |
|
мм и 2-го рельса |
||||||||||
|
мм. |
|||||||||||
Замеры выполнил |
|
(Ф.И.О., подпись) |
||||||||||
Наименование измеряемого или расчетного параметра |
№ сечения вдоль пролета |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Размер |
|
|
|
|
|
Размер |
|
|
|
|
|
Размер |
|
|
|
|
|
Размер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Величина максимального скручивания пролетной балки № 1:
Величина максимального скручивания пролетной балки № 2:
Замеры выполнил |
|
(Ф.И.О., подпись) |
Разность двух замеров (за вычетом толщины пластины), выполненных по указанным схемам, является величиной горизонтального износа головки рельса. |
|
Разность двух замеров, выполненных по указанным схемам, является величиной вертикального износа головки рельса. |
Примечания: 1. Вместо проведения первого из замеров при определении горизонтального или вертикального износа головки разрешается использовать размеры неизношенного профиля из соответствующего ГОСТ.
2. Схема проведения замера вертикального износа справедлива при отсутствии износа подошвы рельса.
|
|
||
Узел крепления опоры к ходовой тележке козлового крана КДКК-10. |
|
|
Узел крепления опоры к ходовой тележке козлового крана ККС-10. |
1. Выполнение измерений начинают согласно схеме, приведенной ниже. Результаты изменений заносят в таблицы.
|
Таблица 1 |
||||||
Нижний пояс главной балки 2 |
|||||||
Точка 1 |
Точка 2 |
Точка 3 |
Точка 4 |
Точка 5 |
|||
Фактическая толщина пояса, мм |
|||||||
|
|
|
|
|
|||
Таблица 2 |
|||||||
Нижний пояс главной балки 2 |
|||||||
Точка 1 |
Точка 2 |
Точка 3 |
Точка 4 |
Точка 5 |
|||
Фактическая толщина пояса, мм |
|||||||
|
|
|
|
|
|||
|
|||||||
|
При толщине пояса согласно паспорту крана |
|
мм |
||||
2. При получении (хотя бы в одном из замеров) фактической толщины пояса менее 90 % первоначальной измерения продолжают не менее чем в 4 точках, отстоящих от точки первоначального замера ≈ на 100 мм. Аналогичные замеры продолжают до тех пор, пока не будет обнаружена фактическая граница зоны нижнего пояса, пораженного коррозией.
3. По результатам проведенных замеров вычерчивают схему (по произвольной форме, но с указанием размеров распространения и степени поражения) зоны нижнего пояса, пораженного коррозией, которую прикладывают к ведомости дефектов.
4. Аналогично выполняют измерения для вспомогательных мостов, рам тележек и концевых банок, кранов.
Сборочная единица (узел) крана и проверяемые параметры |
Вид дефекта, при котором дальнейшая эксплуатация элемента не допускается |
Вид контроля, необходимые средства для выполнения контроля |
1. Крюковая подвеска: |
|
|
а) профиль желоба блоков |
Износ ручья блока более 40 % первоначального радиуса |
Шаблон |
б) поверхность желоба и реборд блоков |
Трещины желоба и реборд. Наружные сколы реборд на длине более 50 % dканата |
Внешний осмотр, лупа |
в) вращение блоков |
Затруднение вращения. Наличие проскальзывания каната относительно блока при подъеме и опускании подвески |
Внешний осмотр |
г) наличие торцевых шайб на оси, траверсе и их креплений |
Отсутствие шайб или ослабление их креплений |
Внешний осмотр |
д) наличие кожухов (ограждений) и их креплений |
Отсутствие кожухов и ослабление их креплений |
Внешний осмотр, ключи необходимых размеров |
е) зазор между ограждением и блоком |
Зазор более 20 % диаметра каната |
Линейка измерительная |
ж) износ однорогого крюка |
Износ более 10 % первоначальной высоты вертикального сечения зева крюка |
Штангенциркуль |
з) износ двурогого крюка |
Износ более 10 % первоначальной высоты вертикального сечения зева крюка или более 10 % сечения под углом 45° к вертикали |
Штангенциркуль |
и) целостность крюка |
Наличие трещин, волосовин, закатов |
Внешний осмотр, лупа |
к) вращение крюка |
Отсутствие свободного вращения |
Свободный поворот от руки |
л) наличие стопорной планки и ее крепления |
Отсутствие стопорной планки или ослабление ее крепления |
Внешний осмотр и ключи необходимых размеров |
м) состояние предохранительного замка |
Невозврат замка в исходное положение под действием собственного веса или пружины |
Внешний осмотр и отвод замка рукой |
н) наличие смазки |
Наличие скрипа, отсутствие смазки |
Внешний осмотр, прослушивание |
о) состояние шек траверсы и сварных соединений |
Трещины в щеках, траверсе или сварных швах |
Внешний осмотр, лупа |
2. Верхний и уравнительный блоки: |
|
|
а) наличие верхних накладных деталей и их креплений |
Отсутствие деталей и ослабление их креплений |
Внешний осмотр и ключи необходимых размеров |
б) состояние опорных деталей и сварных швов |
Наличие трещин или вмятин |
Внешний осмотр, лупа |
в) поверхность желоба и реборд блоков |
Трещины желоба и реборд. Наружные сколы реборд на длине более 50 % d каната |
Внешний осмотр, лупа |
|
Износ ручья блока более 40 % первоначального радиуса ручья |
Шаблон |
г) вращение блоков |
Затруднение вращения. Наличие проскальзывания каната относительно блока при подъеме и опускании подвески |
Внешний осмотр |
3. Канатный барабан: |
|
|
а) износ ручья барабана |
Наличие износа ручья барабана по профилю более 2 мм |
Внешний осмотр, шаблон |
б) износ выступов ручья под канат |
Уменьшение высоты выступов более 50 % первоначальной |
Линейка, штангенциркуль |
в) состояние поверхности ручья под канат |
Наличие выбоин и трещин |
Внешний осмотр, лупа |
г) крепление каната |
Отсутствие накладок или ослабление их креплений, отсутствие запасных витков каната |
Внешний осмотр, ключи необходимых размеров |
д) состояние подшипников качения |
Ослабление креплений корпусов, крышек, отсутствие смазки, наличие трещин, ослабление посадок |
Внешний осмотр |
е) наличие и обильность смазки зубчатой ступицы |
Наличие течи смазки, отсутствие обильной смазки на зубьях ступицы |
Внешний осмотр |
ж) крепление зубчатой ступицы |
Отсутствие отдельных крепежных изделий или ослабление их затяжки |
Внешний осмотр, ключи необходимых размеров |
4. Тормоз: |
|
|
а) состояние пружины |
Наличие поломок |
Внешний осмотр |
б) наличие смазки в шарнирных соединениях |
Отсутствие выступания смазки на выходе шарниров |
Внешний осмотр |
в) тормозная обкладка |
Износ более 50 % первоначальной толщины. Наличие трещин |
Штангенциркуль, линейка измерительная |
г) длина хода штока |
Больше установленной паспортной предельной величины |
Штангенциркуль, линейка измерительная |
д) крепление тормоза |
Отсутствие отдельных крепежных изделий или ослабление их затяжки |
Внешний осмотр и ключи необходимых размеров |
с) состояние гидротолкателя или электромагнита |
Отсутствие жидкости, течь жидкости через уплотнения в корпусе гидротолкателя. Заедания при срабатывании. Наличие обрыва фазы |
Внешний осмотр, ключи необходимых размеров, универсальный электроизмерительный прибор |
5. Редуктор: |
|
|
а) уровень масла |
Уровень масла не находится между контрольными рисками маслоуказателя |
Внешний осмотр |
б) крепление редуктора |
Отсутствие отдельных крепежных изделий или ослабление их затяжки |
Внешний осмотр, ключи необходимых размеров |
в) состояние поверхности зубьев колес |
Площадь, занимаемая мелкими углублениями и (или) порами более 20 % поверхности зуба. Наличие следов усталости на поверхности зубьев |
Внешний осмотр, лупа |
г) толщина зубьев колес |
Износ зубьев колес для редукторов подъема более 15 % и редукторов передвижения - 20 % первоначальной толщины |
Штангензубомер или необходимый шаблон |
д) подшипники качения |
Наличие трещин и разрывов в кольцах и сепараторах, блестящий накат на дорожках качения, большой радиальный зазор, ослабление посадок колец сильный нагрев при эксплуатации |
Внешний осмотр измерения (при необходимости) |
е) надежность посадок зубчатых колес на валах |
Наличие ослабления посадок зубчатых колес |
Внешний осмотр |
ж) отсутствие течи масла через разъем корпуса редуктора |
Нарушение герметичности разъема корпуса и наличие течи масла |
Внешний осмотр |
6. Ходовые колеса: |
|
|
а) состояние колеса |
Наличие трещин и закатов. Наличие вмятин и выбоин |
Внешний осмотр, лупа |
б) состояние поверхности катания колеса и реборд |
Уменьшение диаметра вследствие износа более чем на 2 % первоначального (или 0,5 % для кранов с центральным приводом) |
Внешний осмотр и замеры. Калибр, штангенциркуль, измерительная линейка |
в) крепление буксы и ее крышек |
Отсутствие отдельных крепежных изделий или ослабление их затяжки |
Внешний осмотр и ключи необходимых размеров |
г) состояние подшипников качения |
Наличие трещин и разрывов в кольцах и сепараторах, блестящий накат на дорожках качения, большой радиальный зазор, ослабление посадок колец, сильный нагрев во время эксплуатации |
Внешний осмотр |
7. Муфта зубчатая: |
|
|
а) крепление полумуфты и кольца уплотнения |
Отсутствие отдельных крепежных изделий или ослабление их затяжки |
Внешний осмотр и ключи необходимых размеров |
б) осевой ход приводного вала |
Наличие осевого хода приводного вала, отличного от заданного, равного 2 - 4 мм |
Линейка измерительная |
в) толщина зубьев втулки и обоймы |
Уменьшение толщины зуба вследствие износа более 15 % первоначальной |
Тангенциальный штангензубомер |
г) надежность посадок зубчатых втулок, полумуфт и тормозных шкивов; |
Наличие ослабления посадок |
Внешний осмотр и универсальные приспособления |
д) наличие смазки |
Отсутствие достаточного количества смазки в зубчатой полости |
Внешний осмотр через заливное отверстие |
е) состояние поверхности тормозного шкива |
Наличие выбоин, царапин и смазки на поверхности. Поверхностный износ шкива более 25 % первоначальной толщины |
Внешний осмотр, замеры, штангенциркуль или калибр |
ж) крепление полумуфты и тормозного шкива |
Отсутствие отдельных крепежных изделий или ослабление их затяжки |
Внешний осмотр и ключи необходимых размеров |
8. Устройство буферное и буфер: |
|
|
а) наличие буферов и их работоспособность |
Отсутствие или некомплектность упругих элементов буферов |
Внешний осмотр |
б) крепление буферов |
Отсутствие отдельных крепежных изделий или ослабление их затяжки |
Внешний осмотр и ключи необходимых размеров |
9. Кабина: |
|
|
а) крепление кабины |
Отсутствие отдельных крепежных изделий и ослабление их затяжки. |
Внешний осмотр и ключи необходимых размеров |
б) состояние деталей подвески и сварных швов |
Наличие трещин, вмятин в деталях подвески кабины, а также трещин в сварных швах |
Внешний осмотр, лупа |
10. Кабина для обслуживания троллеев (при наличии): |
|
|
крепление кабины |
Отсутствие отдельных крепежных изделий или ослабление их затяжки, наличие трещин в сварных швах |
Внешний осмотр, лупа, ключи необходимых размеров |
11. Канаты: |
|
|
а) состояние смазки каната |
Наличие загрязнения и пересыхания смазки |
Внешний осмотр, лупа, штангенциркуль |
б) состояние каната |
Наличие браковочных признаков каната, указанных в инструкции по эксплуатации крана. При отсутствии использовать приложение 10 Правил Госгортехнадзора СССР или стандарт ИСО 4309 |
|
12. Металлоконструкция моста крана и тележки: |
|
|
а) состояние окраски, степень коррозии |
Наличие шелушения краски (с данным дефектом кран может эксплуатироваться до очередного ремонта) |
Внешний осмотр |
|
Наличие многочисленных участков коррозии, превышающей величины, указанные в наст. РД |
Внешний осмотр, применение УЗД толщиномера (согласно наст. РД) |
б) состояние несущих элементов металлоконструкций |
Наличие усталостных трещин в основном металле и (или) сварных швах |
Внешний осмотр, применение приборов неразрушающего контроля (согласно наст. РД) |
в) прогиб моста |
Наличие остаточного прогиба моста выше указанного в настоящем РД по обследованию кранов данного типа |
Струна, отвес, линейка измерительная (согласно наст. РД) |
г) состояние стенок пролетных балок |
Появление выпучиваний в стенках пролетных балок |
Внешний осмотр |
13. Концевые выключатели, щитки, линейка конечных выключателей: |
|
|
а) наличие паспортного комплекта оборудования |
Отсутствие отдельных деталей комплекта |
Внешний осмотр |
б) состояние креплений |
Отсутствие отдельных крепежных изделий и ослабление их затяжки |
Внешний осмотр и ключи необходимых размеров |
в) состояние и работоспособность конечных выключателей |
Наличие открытых неиспользованных отверстий, грязи и пыли, ослабление контактных соединений и заземления |
Внешний осмотр, ключи необходимых размеров, отвертка |
14. Защитная панель |
Нарушение регулировки контактора и групповых реле, ослабление контактных соединений аппаратов и заземления, наличие смазки в трущихся парах «металл-пластмасса» |
Внешний осмотр, ключи необходимых размеров, отвертка |
15. Кулачковые контроллеры и командоконтроллеры |
Наличие заеданий, значительных усилий при вращении вала, оплавление контактов, ослабление контактных соединений и заземления, неисправность гибких соединений. Наличие износа контактов более 50 % первоначальной толщины |
Внешний осмотр, ключи необходимых размеров, отвертка, штангенциркуль |
16. Электродвигатели с фазным ротором |
Наличие металлической и угольной пыли в камерах контактных колец, износ щеток, подгорание контактных колец, ослабление контактных соединений и заземления, повышенный нагрев подшипников, снижение сопротивления изоляции ниже 0,5 МОм |
Внешний осмотр, мегомметр, ключи необходимых размеров, отвертка |
17. Электродвигатели короткозамкнутые |
Повышенный нагрев подшипников, снижение сопротивления изоляции статора ниже 0,5 МОм |
Внешний осмотр, мегомметр, ключи необходимых размеров, отвертка |
18. Магнитные пускатели |
Наличие грязи, пыли, подгорания контактов. отсутствие воздушного зазора, заедание подвижных частей, наличие трещин на короткозамкнутых витках или отсутствие витков. |
Внешний осмотр, линейка измерительная, щуп, надфиль, напильник, ключи необходимых размеров и отвертка |
|
Нарушение регулировки механической блокировки реверсивных пускателей, ослабление контактных соединений и заземления. Наличие «провала» менее 2 мм. Отсутствие требуемого зазора (не менее 2 - 2,5 мм) между подвижными контактами при регулировке механической блокировки |
Внешний осмотр, линейка измерительная, щуп, надфиль, напильник, ключи необходимых размеров и отвертка размеров и отвертка |
19. Магнитные контроллеры и реверсоры |
Наличие грязи, пыли, задеваний контактов за камеры и подвижных магнитных систем за каркас катушки. Заедание подвижных частей контроллеров и реверсоров, наличие трещин в короткозамкнутых витках неподвижной части магнитной системы. Чрезмерный нагрев катушки, подгорание контактов, ослабление контактных соединений |
Внешний осмотр, ключи необходимых размеров, отвертка |
20. Резисторы типов НФ и НК |
Наличие грязи, пыли, неисправностей и расколов изоляторов, ослабление контактных соединений и заземления |
Внешний осмотр, ключи необходимых размеров, отвертка |
21. Кабельный токоподвод: |
|
|
а) монорельс |
Наличие вмятин, изгибов, а также выступов в стыках |
Внешний осмотр |
б) скольжение кареток по монорельсу |
Заедания и значительные усилия при скольжении кареток |
Внешний осмотр, проверка перемещения вручную |
22. Схема блокировок |
Несрабатывание зашиты при открывании двери, люка и т.д. |
Внешний осмотр и проверка срабатывания |
|
«УТВЕРЖДАЮ» |
|||
|
Главный инженер АО «Сервис» |
|||
|
(руководитель организации, проводившей обследование крана) |
|||
|
|
Петров И.И. |
||
|
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
||
|
|
|||
|
|
«16» августа 1997 г. |
||
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Общие сведения по крану
Тип крана |
Мостовой |
Завод-изготовитель |
ПО «Кран» |
Заводской номер |
1158 |
Регистрационный номер |
147 |
Город (село и т. п.), где установлен кран |
г. Истра, Московская обл. |
Объект, где установлен кран |
Склад |
Организация - владелец крана |
АО «Деталь» |
2. Сведения об организации, проводившей обследование
Наименование организации, проводившей обследование |
АО «Сервис» |
Номер лицензии Госгортехнадзора России |
12 О-ХХ/ХХХ |
Дата выдачи лицензии, срок действия |
24.05.95 г. - 3 года |
№ приказа на проведение данного обследования |
22 |
комиссия провела (указать первичное или повторное) обследование |
Второе повторное |
Обследование проведено в соответствии с требованиями |
РД 10-112-5-97, РД 10-112-96, ч.1,РД РосЭК-001 |
Номера учтенных экземпляров РД, указанных в предыдущей строке |
64, 17, 14 |
3. Паспортные данные по крану
Грузовой момент, т·м, или грузоподъемность, т (ненужное зачеркнуть) |
20 |
Дата изготовления крана |
1964 г., март |
Группа классификации (режима работы) |
А5 |
Климатическое исполнение по ГОСТ 15150 |
УI |
Может быть установлен в ветровом районе по ГОСТ 1451 или в помещении |
I-III |
Нижний и верхний пределы по температуре рабочего состояния |
-40°С; + 40°С |
Допустимая сейсмичность района установки |
До 6 баллов |
Возможность установки в пожароопасной среде категории |
Не предусмотрена |
Возможность установки во взрывоопасной среде категории |
Не предусмотрена |
Проводился ли капитальный ремонт |
Нет |
4. Соответствие фактических условий использования крана паспортным данным
Соответствие по виду выполняемых работ |
Соответствует |
Соответствие по группе классификации (режиму работы) |
Соответствует |
По нижнему и верхнему пределам температур места установки |
Соответствует |
По ветровому району места установки |
Соответствует |
По сейсмичности зоны установки |
Соответствует |
По характеристике среды (пожароопасная, взрывоопасная, агрессивная и т.п.) |
Соответствует |
По состоянию эксплуатационной документации |
Отсутствует приложение 2 ИЭ |
По состоянию кранового пути |
Не соответствует |
По функционированию системы ТО и Р |
Нет графика ТО и Р |
5. Результаты обследования
Общее состояние крана (исправное, неисправное, работоспособное или неработоспособное) |
Работоспособное |
|
Достижение предела по установленной группе классификации |
Предел не перейден |
|
Необходимость выполнения оценки остаточного ресурса («да» или «нет») |
Нет |
|
Общее число дефектов (по ведомости дефектов) |
|
|
в том числе |
Устранены при проведении данного обследования |
3 |
Требуют устранения до начала дальнейшей эксплуатации |
- |
|
Должны быть устранены за срок, указанный в Ведомости дефектов |
2 |
|
Должны быть устранены при очередном ТО и Р |
3 |
|
Масса груза при проведении статических испытаний, т |
25,0 |
|
Масса груза при проведении динамических испытаний, т |
22,0 |
|
Дефекты по результатам испытаний |
Не обнаружены |
6. Заключение комиссии
Кран допущен к дальнейшей эксплуатации на срок до (указать срок до следующего обследования) |
Апрель 1999 |
Кран подлежит ремонту (поставить «+» или «-») |
- |
Кран подлежит списанию (поставить «+» или «-») |
- |
7. Рекомендации по изменению паспортных данных и (или) уточнению условий использования
Ограничение зоны обслуживания |
До выполнения работ по замене участка изношенного кранового рельса над 7 - й колонной, ограничить зону использования крана участком между 1 - й и 6 - й колоннами |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вниманию владельца крана!
1. За невыполнение рекомендаций настоящего акта и неустранение замечаний, отмеченных в ведомости дефектов, комиссия, проводившая обследование, ответственности не несет.
2. Данный акт является неотъемлемой частью паспорта крана.
Приложения:
1. Ведомость дефектов (передается владельцу крана и во ВНИИПТМАШ).
2. Справка о характере работ, выполняемых краном.
3. Выписка из паспорта об основных параметрах крана.
4. Копия приказа владельца крана о проведении обследования.
5. Акт о проведении статических и динамических испытаний.
6. Результаты проверки химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлоконструкций (если проводились).
7. Заключение по результатам неразрушающего контроля (если проводился) с указанием вида контроля и мест, где это выполнялось.
8. Заключение о состоянии кранового пути.
Примечания: 1. Приложения 2 - 8 хранятся в архиве организации, проводившей обследование, и передаются владельцу крана, если это было предусмотрено договором.
2. При выполнении по результатам обследования оценки остаточного ресурса копия отчета и расчеты должны быть направлены во ВНИИПТМАШ.
Председатель комиссии: |
|
Иванов Ю.И. |
|
(подпись) |
|
|
|
Петров С.И |
Члены комиссии: |
(подпись) |
|
|
|
Сухой Ю.С. |
|
(подпись) |
|
а) Подготовка к испытаниям
1. К испытаниям предъявляется кран, находящийся в работоспособном состоянии, укомплектованный в соответствии с технической и эксплуатационной документацией.
2. Испытательная площадка должна быть освобождена от постороннего оборудования, затрудняющего проведение испытаний.
3. Для проведения статических и динамических испытаний крана заказчик подготавливает грузы массой 1,0Qном, 1,1Qном и 1,25Qном, где Qном - номинальная грузоподъемность крана согласно паспорту.
4. Крановый путь под краном должен соответствовать Правилам и иметь документы согласно РД 10-138-97.
Протяженность рельсового пути должна обеспечивать разгон крана до номинальной скорости, движение его с номинальной скоростью на длине пути не менее 3 баз крана и последующее торможение до полной остановки.
б) Последовательность проведения статических испытаний
1. Тележку устанавливают в середине пролета (или в крайнем рабочем вылете консоли - при проведении испытания на консоли козлового крана).
2. Выполняют проверку внешнего состояния металлоконструкции, механизмов и грузозахватных органов на отсутствие трещин, видимых остаточных деформаций и других подобных дефектов.
3. К верхнему поясу пролетной балки в середине моста (или в крайнем рабочем вылете консоли козлового крана) прикрепляют стальную струну с грузиком, который обеспечивает ее натяжение. Для отсчета величины деформации на полу здания (или на земле) рядом с грузиком в вертикальном направлении закрепляют линейку таким образом, чтобы перемещения подвешенного грузика можно было отсчитывать по ее шкале.
4. Отсчитывают по шкале линейки и фиксируют начальное положение подвешенного грузика.
5. Испытательный груз, равный 1,25 Qном, поднимают на 100 - 200 мм от поверхности пола (земли) и выдерживают в таком положении в течение 10 мин.
Сразу после подъема испытательного груза фиксируют относительно линейки новое положение подвешенного на стальной струне грузика, контролирующего прогиб металлоконструкции под нагрузкой, и результат записывают в протокол испытаний.
Внимание! Если после подъема испытательного груза будет зафиксировав но постепенное или внезапное опускание грузика, подвешенного на стальной струне, испытательный груз немедленно опускают и испытания прекращают до выяснения причин обнаруженного явления.
6. По окончании 10 мин испытательный груз опускают на поверхность пола (земли) и по шкале линейки выполняют повторную фиксацию положения грузика, подвешенного на стальной струне, а результат записывают в протокол испытаний.
Результаты статических испытаний считаются удовлетворительными, если статический прогиб моста (консоли) во время испытаний не превысил расчетную (для металлоконструкции данного крана) величину, не обнаружено нарастание прогиба после подъема или остаточного прогиба после опускания испытательного груза.
Примечания: 1. Допускается стальную струну с грузиком прикреплять непосредственно к строительным конструкциям, расположенным над центром пролета крана. В этом случае линейку закрепляют непосредственно на главной балке крана и отсчет последующего перемещения линейки ведут относительно неподвижного положения грузика.
2. Для кранов редкого использования, расположенных в научно-исследовательских центрах, объектах энергетики и т. п., по согласованию с головной организацией по краностроению и госгортехнадзором разрешается проводить статические испытания с использованием нагрузочных приспособлений.
3. В сомнительных случаях при проведении статических испытаний козловых кранов рекомендуется одновременно замерять и перемещения колес от просадки кранового пути.
в) Последовательность проведения динамических испытаний*
1. Динамические испытания проводят в целях проверки работоспособности механизмов крана и действия тормозов при повышенных нагрузках.
Кран считают выдержавшим динамические испытания, если будет установлено, что при 3 - 4 рабочих циклах подъема, перемещения и опускания груза механизмы крана полностью сохраняют проектную работоспособность и после окончания испытаний в результате последующего осмотра не обнаружено повреждений, ослабления соединений и перегрева отдельных элементов механизмов.
Управление краном во время испытаний должно осуществляться согласно правилам, приведенным в технической документации.
2. Динамические испытания крана следует проводить при совместной работе механизмов, разрешенных паспортом крана, которые создают максимальные испытательные нагрузки.
Испытания должны включать повторный пуск и останов, в том числе и из промежуточных положений с поднятым испытательным грузом, при этом не должно происходить возвратного движения испытательного груза.
3. Масса испытательного груза во время испытаний должна быть равна 1,1Qном, если иное не оговорено в эксплуатационной документации на кран.
4. По окончании проведения испытаний проводится внешний осмотр всех механизмов крана, и при наличии внешних признаков перегрева (появления постороннего запаха, дыма и т.п.) выполняется замер температуры обмоток электродвигателей и (или) тормозных обкладок.
* Для кранов, спроектированных и изготовленных с учетом стандарта ИСО 4310, динамические испытания следует проводить согласно указанному стандарту.
При наличии доступа измерение температуры выполняется с помощью контактного термометра.
Температуру обмоток электродвигателей можно измерять косвенным методом через изменение их сопротивления в результате нагрева с использованием измерительного моста постоянного тока.
Расположен в: |
---|
Источник информации: https://internet-law.ru/stroyka/text/47692
На эту страницу сайта можно сделать ссылку:
На правах рекламы:
© Антон Серго, 1998-2024.
|
Разработка сайта |
|