ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
АВТОГРЕЙДЕРЫ И ИХ СОСТАВНЫЕ
ЧАСТИ, СДАВАЕМЫЕ В КАПИТАЛЬНЫЙ
РЕМОНТ И ВЫДАВАЕМЫЕ
ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ 26679-85
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по делам строительства
ИСПОЛНИТЕЛИ
М.Д. Полосин, канд. техн. наук; Н.И. Чинский; В.В. Бреусов; М.М. Якунцев, канд. техн. наук; В.П. Кушнер; А.Г. Шамардин; А.С. Розенсон; В.И. Кириллов; В.М. Файнштейн; А.А. Захаров; П.Ф. Турко; В.И. Пулин; А.Г. Исупов; С.А. Грушевская
ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по делам строительства
Начальник Отдела механизации и автоматизации строительства П.И. Моисеев
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12 декабря 1985 г. № 3954
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Система технического обслуживания и ремонта строительных машин
АВТОГРЕЙДЕРЫ И ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, СДАВАЕМЫЕ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И ВЫДАВАЕМЫЕ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
Технические требования
Maintenance and repair system of building machinery.
Motor graders and their components being passed to and received from general
overhaul. Technical requirements
|
ГОСТ
26679-85
|
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12 декабря 1985 г. № 3954 срок действия установлен
с 01.07.87
до 01.07.92
Настоящий
стандарт распространяется на автогрейдеры отечественного производства легкого,
среднего и тяжелого типов и их составные части.
Стандарт
не распространяется на автогрейдеры многодвигательные, четырехосные, с
активными органами и специального назначения.
Стандарт
устанавливает технические требования к автогрейдерам и их составным частям,
сдаваемым в капитальный ремонт (далее - ремонт) и выдаваемым из ремонта.
1.1. Сдача в ремонт автогрейдеров, их
составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с
требованиями ГОСТ 24408-80
и настоящего стандарта.
1.2. Автогрейдеры, сдаваемые в ремонт и
выдаваемые из ремонта, должны быть укомплектованы сборочными единицами и
деталями, предусмотренными конструкторской документацией (рабочими чертежами),
за исключением комплекта ЗИП, запасного колеса (шины с камерой и флепом - для
автогрейдеров тяжелого типа) и запасного комплекта ножей отвала.
Допускается
сдавать в ремонт автогрейдер без кирковщика и дополнительных рабочих органов.
1.3. Комплектность сдаваемых в ремонт и
выдаваемых из ремонта составных частей автогрейдеров должна соответствовать
требованиям технической документации по агрегатному методу ремонта машин,
действующей на ремонтном предприятии.
1.4. Требования к хранению автогрейдеров в
период ожидания ремонта и до ввода в эксплуатацию после ремонта - по ГОСТ 24408-80
и ГОСТ 9420-79.
2.1. Автогрейдеры и их составные части подлежат
ремонту, если они достигли предельного состояния, критерии которого указаны в
эксплуатационных документах по ГОСТ
2.601-68 и ГОСТ 2.609-79.
2.2. Автогрейдеры, снятые с производства до
1 июля 1987 г., для которых критерии предельного состояния в эксплуатационных
документах не указаны, следует направлять в ремонт, если они выработали
указанный в нормативно-технической документации ресурс и достигли предельного
состояния.
Ресурс
автогрейдеров до первого ремонта указан в их формуляре (паспорте), ресурс до
последующего ремонта - с учетом требований настоящего стандарта.
Предельное
состояние автогрейдера считают достигнутым, если его достигла каждая составная
часть, входящая в одно из их сочетаний, указанных в табл. 1.
Таблица 1
Сочетания
основных составных частей, предельное состояние которых определяет
необходимость ремонта автогрейдера
Наименование
составных частей
|
Сочетания составных частей, достигших
предельного состояния
|
1. Основной
двигатель
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
2. Ведущий
мост в сборе с балансирами
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
3. Коробка
передач
|
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
4.
Гидросистема
|
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
5. Неведущий
мост
|
|
и три любые составные части, указанные в пп. 5 - 8
|
+
|
+
|
6. Основная
рама
|
|
|
|
7. Тяговая
рама с отвалом и поворотным кругом
|
|
+
|
+
|
8. Редуктор
промежуточный или раздаточный
|
|
+
|
+
|
9. Редукторы
(любые, кроме указанных в п. 8)
|
и одна любая составная часть, указанная в пп. 9 - 11
|
10. Муфта
сцепления
|
11. Кабина
|
Примечания:
1. Знак «+» означает, что данная составная часть
входит в одно из их сочетаний, по которым определяют предельное состояние
автогрейдера.
2. Предельное состояние любой составной части
(кроме гидросистемы) достигнуто, если она имеет один из признаков, указанных в
рекомендуемом приложении.
3. Предельное состояние гидросистемы считают
достигнутым, если 50 % и более общего количества ее гидроцилиндров,
гидромоторов, гидронасосов и гидрораспределителей имеют хотя бы по одному из
признаков, указанных в рекомендуемом приложении.
Кроме
того, автогрейдеры тяжелого типа следует направлять в ремонт, если предельного
состояния достигли два ведущих моста в сборе с балансирами, и одна и более
составных частей, указанных в пп. 1, 3 - 8 табл. 1, или не менее двух составных
частей, указанных в пп. 9 - 11 табл. 1.
2.3. Составные части автогрейдеров следует
направлять в ремонт при наличии у них хотя бы одного из признаков предельного
состояния, перечисленных в рекомендуемом приложении.
2.4. У сдаваемых в ремонт автогрейдеров не
должно быть ни одного неустранимого дефекта базовых деталей основного
двигателя, коробки передач или ведущего моста, либо трех и более следующих
составных частей (если эти базовые детали не поставляют централизовано в качестве
запасных частей на капитальный ремонт автогрейдеров): один из редукторов,
балансир, муфта сцепления, тормоз, гидравлический руль (гидроусилитель
механизма рулевого управления). Неустранимые дефекты составных частей
перечислены в табл. 2.
Составные
части автогрейдеров, сдаваемые в ремонт отдельно, не должны иметь дефектов,
указанных в табл. 2.
Автогрейдеры,
имеющие указанные дефекты, могут быть приняты в ремонт в соответствии с ГОСТ
24408-80 по соглашению между заказчиком и ремонтным предприятием.
Таблица 2
Дефекты,
при которых составные части автогрейдеров в ремонт не принимают
Наименование
составных частей
|
Краткое описание дефектов базовых деталей
|
Двигатель
основной
|
Пробоины на стенках водяной рубашки или на
картере блока цилиндров (кроме поддона) более 200 см2;
трещины или обломы, проходящие через гнезда
под втулки распределительного вала, ребра жесткости, или выходящие из
плоскости разъемов;
обломы стенок гнезда вкладышей коренных
подшипников, захватывающие более 0,25 поверхности гнезда
|
Коробка
передач
|
Трещина, выходящая на посадочные отверстия,
плоскости разъема или на ребра жесткости корпуса или крышки;
обломы, проходящие через отверстия крепления
корпуса или крышки, более допустимого ремонтными документами количества;
трещина корпуса или крышки в местах,
недоступных ремонту методами, указанными в ремонтных документах;
износ одного из посадочных отверстий корпуса
или крышки более допустимого ремонтными документами размера *
|
Ведущий мост
|
Трещина оси (траверсы), выходящая на
посадочные отверстия или на плоскости разъема;
трещина картера в местах, недоступных ремонту
методами, указанными в ремонтных документах
|
Основная рама,
тяговая рама
|
Изгиб или скручивание рам, нарушившие взаимное
расположение установленных на них сборочных единиц, и неустранимые методами,
предусмотренными ремонтными документами, или требующие замены более двух
несущих элементов конструции;
сквозная трещина, захватывающая более 50 %
поперечного сечения несущих элементов конструкции;
более двух сквозных трещин, каждая из которых
захватывает менее 50 % поперечного сечения несущих элементов конструкций;
более трех трещин, проходящих через
усиливающие накладки на несущих элементах конструкций, отремонтированных
ранее приваркой накладок;
коррозионный износ несущих элементов
конструкций, превышающий 15 % первоначального сечения;
по одной поперечной трещине, расположенных
друг против друга в средней части одновременно левого и правого лонжеронов
основной рамы и захватывающих более 50 % поперечного сечения их профиля*
|
Неведущий мост
|
Трещина оси (балки), выходящая на посадочные
поверхности;
деформации оси (балки), неустранимые методами,
предусмотренными ремонтными документами
|
Редуктор,
балансир, муфта сцепления, тормоз, гидравлический руль (гидроусилитель
механизма рулевого управления)
|
Трещины, выходящие на посадочные отверстия,
плоскости разъема или на ребра жесткости литых корпусов;
обломы, проходящие через отверстия крепления
корпусов, более допустимого ремонтными документами количества;
трещины корпусов в местах недоступных ремонту
методами, указанными в ремонтных документах; трещина (любого размера и
расположения) корпуса гидроусилителя;
износ отверстия картера муфты сцепления под
втулку более допустимого ремонтными документами размера*
|
Гидронасос,
гидромотор, насос шестеренный
|
Трещина корпуса, выходящая на посадочное
отверстие под подшипники
|
Гидрораспределитель
|
Трещина корпуса (любого размера и
расположения);
износ или продольные риски на поверхности
трения корпуса более допустимого ремонтными документами размера **;
излом фланца крепления
|
Гидроцилиндр
|
Толщина гидроцилиндра, кроме трещин по сварным
швам;
износ или продольные риски на поверхности
трения более допустимого ремонтными документами размера
|
* Только для автогрейдеров конкретных марок,
в ремонтных документах которых указанный дефект определен как неустранимый.
** Только для гидрораспределителей,
выпускаемых предприятиями Минстройдормаша.
|
3.1. Техническое состояние каждого
автогрейдера (составной части), выдаваемого из ремонта, должно соответствовать
требованиям ремонтных документов по ГОСТ
2.602-68.
3.2. Каждый отремонтированный автогрейдер
(составная часть) должен быть подвергнут приемо-сдаточным испытаниям и текущей
оценке его качества в соответствии с ГОСТ 24826-81 и иметь только положительные
результаты этих испытаний и оценки.
Программа
приемо-сдаточных испытаний должна учитывать соответствующие требования
технических условий на ремонт автогрейдеров конкретных марок.
3.3. Номенклатура показателей качества
отремонтированного автогрейдера (составной части), методы и порядок их
определения - в соответствии с требованиями ГОСТ 24826-81.
3.4. Значения показателей назначения,
эргономики, технологичности, надежности (кроме ресурса и наработки на отказ),
безопасности и транспортабельности отремонтированных автогрейдеров должны
соответствовать ГОСТ 9420-79 и техническим условиям на изготовление
автогрейдеров конкретных марок.
Для
автогрейдеров, изготовленных до 1 января 1980 г., указанные показатели
устанавливаются техническими условиями на ремонт автогрейдеров конкретных
марок.
3.5. Наработка на отказ и ресурс
отремонтированных автогрейдеров должны быть не менее 80 % соответствующих
показателей, регламентированных в нормативно-технической документации на
автогрейдеры конкретных марок до первого ремонта.
3.6. Ресурс отремонтированных составных
частей автогрейдеров, выдаваемых из ремонта отдельно, должен быть не менее 80 %
ресурса, указанного в нормативно-технической документации.
3.7. Ремонтное предприятие гарантирует
соответствие отремонтированного автогрейдера (составной части) требованиям
настоящего стандарта при условии соблюдения требований ГОСТ 25646-83.
Гарантийный срок эксплуатации автогрейдеров - 12 мес со дня ввода их в
эксплуатацию при гарантийной наработке не менее 1600 ч.
Для
составных частей автогрейдеров, используемых для текущего ремонта, гарантийный
срок эксплуатации - 9 мес со дня ввода их в эксплуатацию при гарантийной
наработке не менее 1000 ч.
Рекомендуемое
ПРИЗНАКИ ПРЕДЕЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ АВТОГРЕЙДЕРОВ
Наименование
составных частей
|
Признаки предельного состояния, при наличии
которых составную часть направляют в ремонт
|
Основной
двигатель
|
Снижение мощности более 15 % от номинального
значения;
любые трещины и пробоины блока цилиндров,
кроме указанных в табл. 2 настоящего стандарта
|
Коробка
передач, редукторы, муфта сцепления, тормоз, балансиры, ведущие мосты
|
Повреждения и износ корпуса (картера),
устранимые в соответствии с ремонтными документами и требующие демонтажа и
полной разборки составной части;
предельный износ посадочных мест или шлицев,
изгиб или наличие трещин одного из валов;
предельный износ по толщине зубьев, трещина,
скол, выкрашивание одного зуба любой из шестерен постоянного зацепления;
предельный износ или разрушение ведущего диска
(кроме среднего) муфты сцепления
|
Неведущий мост
|
Предельный износ одной из следующих
поверхностей оси (балки): под подшипники оси колес (поворотной цапфы); под
механизм поворота (рулевую трапецию); центрального отверстия
|
Гидравлический
руль (механизм рулевого управления)
|
Увеличение свободного хода рулевого колеса
сверх допустимого эксплуатационными документами, неустранимое регулировкой и
заменой шарниров
|
Основная рама,
тяговая рама
|
Дефекты (кроме неустранимых трещин и
деформаций, указанных в табл. 2 настоящего
стандарта), исправление которых требует отсоединения рам от автогрейдера с
демонтажем установленных на них узлов и агрегатов
|
Кабина
(металлоконструкция)
|
Трещины пола кабины вокруг 25 % и более закрепленных
к нему составных частей;
повреждение мест крепления двери к
вертикальным стойкам кабины, (если дверь невозможно закрыть)
|
Гидронасос,
гидромотор, шестеренный насос
|
Снижение объемного коэффициента подачи на 15 %
(для шестеренных насосов - на 25 %) и более от номинального значения;
любая трещина корпуса, кроме выходящей на
посадочное отверстие под подшипник;
предельный износ посадочного отверстия корпуса
под подшипник;
предельный износ шлицев, скручивание, поломка
выходного вала;
обрыв шатуна или разрушение поршня качающего
узла
|
Гидрораспределители
(выпускаемые предприятиями Минстройдормаша)
|
Внутренние перетечки рабочей жидкости при
нейтральном положении золотника 0,45 % и более номинального потока для
рабочих секций с перепускными и предохранительными клапанами и 0,15 % и более
для остальных секций
|
Гидрораспределители
(выпускаемые предприятиями Минсельхозмаша)
|
Внутренние перетечки рабочей жидкости при
нейтральном положении золотника более 0,07 % номинального потока;
объемный коэффициент подачи менее 0,8
(замерять при положении золотников в рабочих позициях и номинальном давлении)
|
Гидроцилиндры
|
Значения наружных утечек превышают
установленные в нормативно-технической документации для гидроцилиндров
конкретного типоразмера;
скорость перемещения штока (отсоединенного от
рабочего органа, если гидроцилиндр не снят с автогрейдера) во время подачи
рабочей жидкости в штоковую полость (при заполненной и перекрытой безштоковой
полости) превышает установленные в нормативно-технической документации
значения;
любая трещина одной из проушин гидроцилиндра;
предельный изгиб или местное отслоение
упрочненного слоя штока;
предельный износ, задиры рабочей поверхности
гидроцилиндра или штока;
поломки деталей цилиндра, требующие его
разборки и замены этих деталей
|
Компрессор,
аккумуляторная батарея, генератор, стартер
|
По ГОСТ 24406-80
|
Примечание. Конкретные
значения признаков предельного состояния составных частей в соответствующих
единицах измерения физических величин, не указанные в рекомендуемом
приложении, должны проводиться в технических условиях на сдаваемые в ремонт и
выдаваемые из ремонта автогрейдеры конкретных марок.
СОДЕРЖАНИЕ