Постановление
Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177
Об организации и осуществлении
государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического
мониторинга)
В
целях реализации Федерального
закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской
Федерации постановляет:
1.
Утвердить прилагаемое Положение
об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды
(государственного экологического мониторинга).
2.
Признать утратившим силу постановление Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 1229 "О создании Единой
государственной системы экологического мониторинга" (Собрание актов
Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 48, ст. 4661).
Председатель
Правительства Российской Федерации М.
Касьянов
Москва
31
марта 2003 г.
N
177
Положение
об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды
(государственного экологического мониторинга)
1.
Под государственным мониторингом окружающей среды (государственным
экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за
состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей
среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее
именуется - экологический мониторинг).
Экологический
мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов,
водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы
озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр,
исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод
и территориального моря Российской Федерации.
2.
Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах
своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации специально уполномоченные
федеральные органы исполнительной власти - Министерство природных ресурсов
Российской Федерации, Федеральная служба России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России,
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Государственный комитет
Российской Федерации по рыболовству и другие органы исполнительной власти.
3.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации и другие федеральные
органы исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции
экологического мониторинга:
формируют
государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и
обеспечивают функционирование этой системы;
взаимодействуют
с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам
организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и
обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием
окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;
осуществляют
с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сбор,
хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных
ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.
4.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации:
координирует
деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и
осуществлению экологического мониторинга;
согласовывает
методические и нормативно-технические документы федеральных органов
исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического
мониторинга;
обеспечивает
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместимость
информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также
создает условия для формирования и защиты государственных информационных
ресурсов в этой сфере.
5.
Экологический мониторинг осуществляется в целях:
наблюдения
за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в
районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих
источников на окружающую среду;
оценки
и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и
антропогенных факторов;
обеспечения
потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации
о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и
(или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.
6.
Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга,
используется при:
разработке
прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих
решений;
разработке
федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации,
целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской
Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей
среды;
осуществлении
контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и
проведении экологической экспертизы;
прогнозировании
чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;
подготовке
данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране
окружающей среды.
7.
При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:
организация
и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их
совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за
состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного
воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
оценка
состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития
негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка
рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;
информационное
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления,
юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;
формирование
государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
обеспечение
участия Российской Федерации в международных системах экологического
мониторинга.
8. Министерство
природных ресурсов Российской Федерации и другие федеральные органы
исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции
экологического мониторинга взаимодействуют:
с
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в рамках единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
с
Министерством здравоохранения Российской Федерации - в рамках ведения
социально-гигиенического мониторинга;
с
Российским авиационно-космическим агентством - при предоставлении и
использовании методов и средств дистанционного зондирования Земли в интересах
обеспечения экологического мониторинга.