ГОСТ Р 1.2-92
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная система
стандартизации
Российской Федерации
Порядок разработки
государственных стандартов
ГОССТАНДАРТ
РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским
институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с
участием рабочей группы специалистов отраслей народного хозяйства
ВНЕСЕН Главным управлением технической
политики в области стандартизации Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Госстандарта России от 1 июля 1992 г. № 7
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4 ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1999 г.)
с Изменением № 1, принятым Постановлением Госстандарта России от 15 декабря
1993 г. № 21
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 1.2-92
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная система
стандартизации Российской Федерации
Порядок разработки государственных стандартов
State
System for Standardization of Russian Federation.
Procedure for developing state standards
Дата введения 1993-01-01
Настоящий стандарт
устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию, государственной
регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных
стандартов Российской Федерации (далее - стандарты).
Положения настоящего
стандарта подлежат применению техническими комитетами по стандартизации,
государственными органами управления, предприятиями, предпринимателями,
научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными
объединениями.
В настоящем стандарте
использована ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ
Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие
требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов
3.1.1 Разработку государственных
стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по
стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в
соответствии с заданиями
планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ (планов)
работ ТК и договоров на разработку стандартов или в инициативном порядке.
3.1.2
При разработке стандартов следует руководствоваться законодательством
Российской Федерации, государственными стандартами государственной системы
стандартизации Российской Федерации и другими нормативными документами по
стандартизации.
При разработке стандартов
используют научно-технические результаты научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты
патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и
рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других
стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной
науки, техники и технологии.
3.1.3 В целях обеспечения
организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к
применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок
разработки стандарта:
1-я стадия - организация
разработки стандарта;
2-я стадия - разработка
проекта стандарта (первая редакция);
3-я стадия - разработка
проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия;
4-я стадия - принятие и
государственная регистрация стандарта;
5-я стадия - издание
стандарта.
Примечание - Допускается совмещение стадий разработки
стандарта, что отражают в договоре на его разработку.
3.1.4 Построение, изложение,
оформление, содержание и обозначение стандартов - по ГОСТ
Р 1.5.
3.2.1 Разработке стандартов
предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку
стандартов в ТК по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке
приводят обоснование необходимости разработки стандарта.
К заявке может быть приложен
в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем.
Заявки могут представлять
ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения,
государственные органы управления Российской Федерации, предприятия и
предприниматели.
Подготовку и рассмотрение
заявок, формирование годового плана государственной стандартизации Российской
Федерации, заключение договора на разработку стандарта осуществляют в порядке,
установленном Госстандартом России (Госстроем России).
При этом может быть
разработано как приложение к договору на разработку стандарта или в качестве
самостоятельного документа техническое задание, в котором, например,
устанавливают:
- стадии разработки и сроки
их выполнения;
- разделы стандарта и
примерную номенклатуру основных требований, устанавливаемых стандартом;
- перечень документов,
представляемых со стандартом;
- перечень государственных органов
управления и (или) предприятий, которым проект стандарта должен быть разослан
на рассмотрение или согласование;
- дополнительные требования
заказчика.
3.2.2 ТК организует
разработку проекта стандарта:
- определяет подкомитет
(ПК), в котором будут разрабатывать стандарт;
- определяет рабочую группу
или предприятие для разработки проекта стандарта;
- устанавливает сроки
выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками,
установленными договором.
ТК направляет информацию о
начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) для опубликования в
специализированном издании Госстандарта России (Госстроя России) для получения
от заинтересованных предприятий заявок на направление им на отзыв
проекта стандарта (первой редакции).
3.3.1
Рабочая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснительную записку к
нему.
В наименовании пояснительной
записки приводят наименование проекта стандарта и наименование стадии
разработки стандарта.
В пояснительной записке к
проекту стандарта в общем случае приводят:
- основание для разработки
стандарта с указанием соответствующего документа;
- краткую характеристику
объекта стандартизации;
- сведения о соответствии
проекта стандарта законодательству Российской Федерации, международным,
региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации (их
проектам), а также прогрессивным национальным стандартам других стран;
- сведения о патентной
чистоте проекта стандарта;
- сведения о взаимосвязи
проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и
предложения по их пересмотру, изменению или отмене;
- сведения о рассылке на
отзыв и опубликовании аннотации о проекте стандарта, а также краткую обобщенную
характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной
редакции);
- сведения о согласовании,
если оно проводилось;
- источники информации.
3.3.2 ТК (ПК) проверяет
проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта,
требованиям законодательства и стандартов государственной системы
стандартизации Российской Федерации и направляет его с пояснительной запиской
членам ТК (ПК).
3.3.3 Члены ТК (ПК)
рассматривают проект стандарта (на заседании, путем переписки, переговоров) и
подготавливают свои предложения по нему в порядке, определяемом ТК (ПК).
3.3.4 ТК (ПК) с учетом
полученных предложений подготавливает проект стандарта в качестве первой
редакции.
Примечание - Номенклатуру и уровень требований,
включаемых в проекты стандартов, ТК (ПК) определяет в соответствии с 3.1.2.
3.3.5 ТК (ПК) направляет
проект стандарта (первую редакцию) с пояснительной запиской заказчику
разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию
Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК (далее -
научно-исследовательская организация).
ТК (ПК) с учетом полученных
заявок на проект стандарта рассылает его на отзыв.
3.3.6 После получения проекта
стандарта на отзыв заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы
на проект стандарта и направляют их ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее чем
через 2 месяца со дня получения проекта стандарта.
Замечания и предложения по
проекту стандарта излагают в последовательности:
- по проекту в целом;
- по разделам, подразделам,
пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта.
Предложения по введению
новых, исключению или изменению требований, предусмотренных в проекте
стандарта, должны быть обоснованы.
3.4.1 ТК (ПК) с учетом
поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта.
3.4.2 Проект стандарта
(окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК (ПК) направляет:
- членам ТК (ПК);
- органам государственного
контроля и надзора, если они не являются членами ТК (ПК), и если это
необходимо;
- в научно-исследовательскую
организацию (в двух экземплярах).
Члены ТК (ПК) рассматривают
проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК (ПК).
Органы государственного
контроля и надзора, которые не являются членами ТК (ПК), в месячный срок со дня
получения проекта стандарта согласовывают этот проект или дают по нему
заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта,
относящимся к их компетенции.
Научно-исследовательская
организация готовит заключение на проект стандарта, обеспечивает его
издательское редактирование, направляет в ТК (ПК) заключение и экземпляр
проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование, в срок, не
превышающий месяца со дня получения проекта.
3.4.3 ТК (ПК) с учетом
предложений членов ТК (ПК), согласования с органами государственного контроля и
надзора, заключения научно-исследовательской организации и результатов
издательского редактирования дорабатывает проект стандарта.
При наличии разногласий по
проекту стандарта ТК (ПК) организует рассмотрение и снятие этих разногласий.
3.4.4
ТК (ПК) на заседании рассматривает проект стандарта и проводит по нему
голосование.
Решение заседания оформляют
протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого
предприятия (организации) - члена ТК (ПК).
Допускается подтверждение
согласия с проектом стандарта предприятий (организаций) - членов ТК (ПК)
письмом, телеграммой, телефаксом, телетайпограммой, подписанной руководителем
(заместителем руководителя) предприятия (организации) - члена ТК (ПК), или
подписью руководителя (заместителя руководителя) предприятия (организации) на
проекте стандарта, если постоянный полномочный представитель предприятия
(организации) - члена ТК (ПК) не имел возможности присутствовать на заседании.
При получении согласия всех
членов ТК (ПК) с проектом стандарта допускается не проводить заседание ТК (ПК).
Запись «Согласовано с
замечаниями» не допускается.
3.4.5 ТК (ПК) одобряет
проект стандарта, рекомендует его для принятия Госстандартом России (Госстроем
России) и направляет в Госстандарт России (Госстрой России), если с этим
проектом согласны не менее двух третей предприятий (организаций) - членов ТК
(ПК).
При этом проект стандарта не
может быть направлен для принятия в следующих случаях:
- если за него не
проголосовали члены ТК (ПК), являющиеся полномочными представителями органов
государственного контроля и надзора;
- если его не согласовали
органы государственного контроля и надзора, не являющиеся членами ТК (ПК).
3.4.6 ТК направляет для
принятия в Госстандарт России (Госстрой России) проект стандарта (окончательную
редакцию) в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с
сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, и следующей
документацией в одном экземпляре:
- пояснительной запиской к
проекту стандарта (в соответствии с 3.3.1);
- протоколом заседания ТК
(ПК) по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта;
- подлинными документами,
подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта, если оно
проводилось;
- экземпляром проекта стандарта,
прошедшего издательское редактирование.
Одновременно проект
стандарта (окончательную редакцию) с приложением пояснительной записки и
протокола заседания ТК (ПК) или документов, подтверждающих согласование проекта
стандарта с членами ТК (ПК), направляют заказчику стандарта.
3.4.7 В случае разработки
стандарта вне рамок ТК предприятия, общественные объединения разрабатывают
проект стандарта с учетом порядка, предусмотренного подразделами 3.2-3.4.
При наличии ТК по данному
объекту стандартизации предприятие (организация)-разработчик направляет ему
проект стандарта на отзыв, а по решению Госстандарта России (Госстроя России) и
на согласование.
Примечание - Согласование проекта стандарта в ТК (ПК)
осуществляется в соответствии с 3.4.4.
3.5.1 Госстандарт России
(Госстрой России) рассматривает проект стандарта, принимает его и вводит в
действие Постановлением Госстандарта России (Госстроя России).
Перед принятием стандарта
Госстандарт России (Госстрой России) проводит его проверку на соответствие
законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов,
метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам
построения, изложения и оформления стандартов.
При принятии стандарта
устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых
для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не
устанавливают.
3.5.2 Государственную
регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт России в установленном им
порядке.
3.6.1 Госстандарт России
публикует информацию о принятых стандартах в ежемесячном информационном
указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».
Госстандарт России и
Госстрой России издают и распространяют стандарты в установленном ими порядке.
4.1.1 Обновление стандарта
проводят для поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и
обороноспособности страны.
ТК (ПК) анализирует и
обобщает предложения по обновлению стандарта, поступившие от предприятий -
членов ТК, других предприятий, предпринимателей, научно-технических, инженерных
обществ и других общественных объединений, государственных органов управления,
в том числе от органов государственного контроля и надзора.
В качестве предложения может
быть представлен проект изменения или проект пересмотренного стандарта.
4.1.2 С учетом поступивших
предложений ТК разрабатывает и направляет в Госстандарт России (Госстрой
России) проект изменения к стандарту (предложения по пересмотру стандарта) или
предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Госстандарт
России (Госстрой России).
4.1.3 Госстандарт России
(Госстрой России) принимает решение об отмене стандарта:
- в связи с прекращением
выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по
данному стандарту;
- при разработке взамен
данного стандарта другого нормативного документа;
- в других обоснованных
случаях.
4.2.1 Изменение к стандарту
разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных требований
стандарта.
Изменение к стандарту на
продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных
требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и
совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему
стандарту.
Изменение к стандарту только
редакционного и (или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа
не разрабатывают. Такого характера изменение включают в изменение,
обусловленное заменой (добавлением, исключением) требований к качеству
продукции (услуг), а также в изменение, связанное с применением международных
(региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации или
прогрессивных национальных стандартов других стран.
4.2.2 Разработку изменения к
стандарту проводят в порядке, установленном в разделе 3 для стандартов, и с учетом
требований настоящего раздела.
4.2.3 При разработке
изменения к стандарту одновременно осуществляют подготовку предложений по изменению
взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.
4.2.4 Проект изменения к
стандарту допускается не согласовывать с органами государственного контроля и
надзора, которые не являются членами ТК (ПК), если изменение не затрагивает
требований, относящихся к их компетенции.
4.2.5 Проект изменения к
стандарту направляют для принятия в Госстандарт России (Госстрой России), как
правило, не позднее чем за 9 месяцев до предполагаемой даты введения изменения
в действие.
4.2.6 Каждому вносимому в
стандарт изменению Госстандарт России (Госстрой России) присваивает порядковый
номер и устанавливает дату введения изменения в действие (как правило, не менее
чем через 6 месяцев со дня принятия изменения).
4.2.7 Информация об
изменении к стандарту и текст этого изменения публикуются в информационном
указателе «Государственные стандарты Российской Федерации», ежемесячно
выпускаемом Госстандартом России.
Опубликование в
информационном указателе информации о замене (отмене) стандарта является
официальным основанием для замены ссылки на него в нормативных документах по
стандартизации.
4.3.1 При пересмотре
стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом
действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого
стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого
стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.
Пересмотр стандарта на
продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований,
если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией,
изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей
качества продукции.
4.3.2 При пересмотре
стандарта на конкретную продукцию (невзаимозаменяемую по новому и действующему
стандартам) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять
ремонт ранее выпущенных изделий, находящихся в эксплуатации, действующий
стандарт не отменяют. В этом случае разработчик подготавливает проект изменения
к действующему стандарту, в котором уточняет область его применения:
«Настоящий стандарт
применять только для изготовления запасных частей и ремонта изделий,
находящихся в эксплуатации».
При этом сохраняют
регистрационный номер стандарта, к которому разработано такое изменение.
4.3.3 При пересмотре
стандарта одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или
отмене взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.
4.4.1 При согласии с
предложением об отмене стандарта ТК направляет в Госстандарт России (Госстрой
России) с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, следующую
документацию в одном экземпляре:
- протокол заседания ТК
(ПК), содержащий предложение об отмене стандарта, а также информацию о том,
какой документ будет действовать взамен, или информацию об отмене стандарта без
замены;
- подлинные документы,
подтверждающие согласование возможности отмены стандарта с органами
государственного контроля и надзора, ранее согласовавшими стандарт, если они не
являются членами ТК (ПК).
4.4.2 Госстандарт России регистрирует документ об отмене стандарта и
публикует эту информацию в информационном указателе государственных стандартов
Российской Федерации, как правило, не позднее чем за 3 месяца до даты отмены
стандарта.
Ключевые слова: стандарты государственные Российской
Федерации; порядок разработки, согласования, принятия, государственной
регистрации, обновления, отмены