МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УКЛАДКЕ И УПЛОТНЕНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ
СМЕСЕЙ
РАЗЛИЧНОГО ТИПА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ
АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКОВ И КАТКОВ
Утверждены директором
Союздорнии
канд. техн. наук Э.М. Добровым
Одобрены
Главным техническим управлением
Минтрансстроя
(решение ГТУ № 379-4Д от 10.05.83)
Москва 1984
СОДЕРЖАНИЕ
Даны рекомендации по режимам работы
высокопроизводительных широкозахватных асфальтоукладчиков, обеспечивающих
максимальное уплотнение конструктивных слоев из асфальтобетонных смесей
различного типа гранулометрии. В зависимости от степени уплотнения слоя
рабочими органами асфальтоукладчика приведена технология уплотнения слоев
катками, даны рекомендации по составу отрядов катков и режимам их работы.
Асфальтобетонные смеси
различного типа гранулометрии рекомендуется приготавливать на асфальтобетонных
заводах общей производительностью не менее 200 т/ч, транспортировать только
большегрузными автомобилями-самосвалами.
Внедрение технологии
строительства покрытий широкозахватными высокопроизводительными
асфальтоукладчиками и катками позволяет повысить темпы строительства, снизить
трудозатраты и одновременно повысить качество работ.
Табл. 2.
В последние годы в
практике дорожного строительства наметилась четкая тенденция к устройству
асфальтобетонных покрытий высокими темпами с перенесением основного удельного
веса уплотнения смесей на рабочие органы асфальтоукладчика - трамбующий брус и
виброплиту.
Повышение степени
предварительного уплотнения смеси и увеличение ширины укладки
асфальтоукладчиком приводят к уменьшению или ликвидации продольных швов, что
позволяет значительно повысить продольную и поперечную ровность покрытия.
В настоящих
"Методических рекомендациях по укладке и уплотнению асфальтобетонных
смесей различного типа при использовании высокопроизводительных
асфальтоукладчиков и катков" изложены особенности технологии укладки и
уплотнения асфальтобетонных смесей различного типа гранулометрии
широкозахватными высокопроизводительными асфальтоукладчиками и катками, даны
рекомендации по выбору соответствующего отряда машин при устройстве
конструктивных слоев из асфальтобетона и методика определения степени
предварительного уплотнения смесей рабочими органами асфальтоукладчика.
"Методические
рекомендации" составлены на основе научно-исследовательских и
опытно-экспериментальных работ, выполненных Союздорнии в 1979 - 1982 гг.
"Методические
рекомендации" разработали кандидаты технических наук Б.С. Барышев, Б.М.
Слепая, М.А. Либерман, инженеры Л.М. Кириллова, Э.Б. Островский.
1.1. Технология
строительства асфальтобетонных покрытий широкозахватными высокопроизводительными
асфальтоукладчиками с активными уплотняющими рабочими органами является
наиболее прогрессивной и позволяет одновременно со снижением трудозатрат
улучшить основные транспортно-эксплуатационные параметры асфальтобетонного
покрытия (ровность, однородность, прочность покрытия).
1.2. Работы, связанные с
приготовлением, транспортированием и укладкой асфальтобетонных смесей в
покрытие и основание дорожной одежды, следует проводить в соответствии со СНиП III-40-79 и
"Руководством по строительству асфальтобетонных покрытий" (М.,
Транспорт, 1978), с учетом особенностей скоростного строительства покрытий.
1.3. Для обеспечения
эффективной работы асфальтоукладчиков производительность асфальтобетонного
завода должна соответствовать сменному темпу укладки и составлять не менее 200
т/ч; целесообразно применять асфальтосмесители с накопительными бункерами,
объемом не менее часовой производительности выпуска продукции АБЗ.
1.4. Транспортирование
смесей с АБЗ к асфальтоукладчику следует осуществлять большегрузными автомобилями-самосвалами
грузоподъемностью 7 - 12 т (МАЗ-503А, КамАЗ-5510, КрАЗ-256Б).
1.5. При высоких темпах
устройства асфальтобетонных покрытий и верхнего слоя основания дорожной одежды,
если позволяют технические возможности асфальтоукладчика, смеси следует
укладывать на всю ширину полосы (II и III
категории автомобильных дорог). При укладке смеси сопряженными полосами двумя
укладчиками технологический разрыв между ними должен составлять 30 м.
1.6. Отряды катков
следует комплектовать в зависимости от типа гранулометрии укладываемой
асфальтобетонной смеси, степени уплотнения смеси рабочими органами
асфальтоукладчика и с учетом имеющегося состава парка катков.
1.7. На завершающей
стадии уплотнения конструктивных слоев покрытия, уложенных из асфальтобетонных
смесей всех типов гранулометрии, следует применять трехосный гладковальцовый
каток массой 11 - 18 т (ДУ-48А, ДУ-48Б).
2.1. При устройстве
верхнего слоя основания дорожной одежды и нижнего слоя покрытия из
крупнозернистых асфальтобетонных смесей скорость перемещения асфальтоукладчика
должна составлять 2 - 3 м/мин; уплотняющие рабочие органы асфальтоукладчика
должны иметь следующие режимы работ: частоту вращения валов трамбующего бруса
1000 - 1500 об/мин. и вибраторов виброплиты - 2500-3000 об/мин.
2.2. Состав отряда катков
следует подбирать исходя из существующего на данном объекте парка машин,
руководствуясь табл. 1 настоящих "Методических рекомендаций".
2.3. Для производства
работ в условиях пониженных температур воздуха целесообразно укладывать смеси
при скорости перемещения асфальтоукладчика 1 м/мин. При этом можно достичь
уплотнения слоя до значения 0,98, что позволит исключить процесс
уплотнения катками.
Таблица 1
Коэффициент уплотнения смеси рабочими органами
асфальтоукладчика
|
Тип катка
|
Режим работы катка
|
Скорость км/ч
|
Число проходов по одному следу
|
0,97-0,95
|
Самоходный на пневматических шинах массой 18 т (ДУ-31А)
|
10
|
2-3
|
и
гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
5
|
2-4
|
Гладковальцовый
трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
5
|
4-6
|
0,95-0,98
|
Самоходный
на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А5)
|
10
|
3-4
|
и
гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
5
|
3-4
|
Гладковальцовый
трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
5
|
8-10
|
0,93.-0,9
|
Самоходный
на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)
|
10
|
4-6
|
и
гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
5
|
4-6
|
Гладковальцовый
массой 9-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А, ДУ48Б)
|
4-5
|
4-6
|
и
гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
5
|
4-6
|
Гладковальцовый.
трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
5
|
10-12
|
2.4. При
укатке смеси рабочими органами асфальтоукладчика до коэффициента уплотнения 0,9
и более в состав отряда вводятся катки двух типоразмеров: средний
гладковальцовый массой 9 - 13 и (или самоходный на пневматических шинах) и
гладковальцовый тяжелый массой 11 - 18 т (марки ДУ-49А).
Допускается уплотнять
смеси одним тяжелым гладковальцовым катком при увеличенном числе проходов в
соответствии с требованиями табл. 1.
3.1. Для устройства
верхнего слоя дорожных покрытий применяют асфальтобетонные смеси всех типов,
предусмотренных ГОСТ
9128-84.
3.2. Смеси всех типов,
установленных ГОСТ
9128-84, укладывают при следующем режиме работы рабочих органов
асфальтоукладчика: частота вращения вала трамбующего бруса 1000 - 1400 об/мин,
вала вибраторов виброплиты - 2500 - 3000 об/мин.
3.3. Смеси типов А и Б с
содержанием щебня не менее 40 % следует укладывать при скорости перемещения
асфальтоукладчика не более 2 - 3 м/мин; при этом следует соблюдать следующие
режимы работы рабочих органов: частота вращения вала, трамбующего бруса 1000 -
1400 об/мин, частота вращения вала вибраторов виброплиты 2500 - 3000 об/мин.
3.4. Асфальтобетонные
смеси типов А и Б с содержанием щебня не менее 40 %, уложенные при скорости
перемещения асфальтоукладчика 1 м/мин и частоте вращения валов трамбующего
бруса и вибраторов виброплиты; соответственно 1200 - 1500 и 3000
об/мин, могут иметь коэффициент уплотнения до 0,99 и не требуют уплотнения
катками.
Таблица 2
Коэффициент уплотнения смеси рабочими органами
асфальтоукладчика
|
Тип катка
|
Режим работы катка
|
Число проходов по одному следу
|
Скорость, км/ч
|
Асфальтобетонная смесь типов А, Б (40-50 % щебня)
|
0,97-0,96
|
Гладковальцовый
массой 11-18 т (ДУ-47А)
|
8-10
|
5
|
0,96-0,94
|
Вибрационный
массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)
|
3-4
|
До 3
|
и
гладко вальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
2-4
|
5
|
На
пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)
|
4
|
До 10
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
2
|
5
|
0,94-0,92
|
Вибрационный
массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)
|
4-5
|
3
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т
|
4
|
5
|
На
пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)
|
4-6
|
До 10
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
2-4
|
5
|
Гладковальцовый
массой 10-13 т (ДУ-813, ДУ-48А, ДУ-48Б)
|
4-6
|
4-5
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т
|
6-8
|
5
|
0,92-0,89
|
Вибрационный
массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)
|
5-6
|
3
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
4
|
5
|
На
пневматических шинах массой, 13 т (ДУ-31)
|
6
|
10
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
4
|
5
|
Гладковальцовый
массой 10-13 т (ДУ-48А, ДУ-48Б, ДУ-8В)
|
6
|
4
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
6
|
5
|
Асфальтобетонная смесь типа Б (35-40 % щебня) и
типа В
|
0,92-0,87
|
Вибрационный
массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б)
|
4-6
|
До 2
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
4
|
5
|
На
пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)
|
6-8
|
10
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
4
|
5
|
Гладковальцовый
массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А)
|
6-8
|
4
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
6 (4)
|
5
|
0,83-0,87
|
Гладковальцовый
массой 6-8 т (ДУ-50)
|
2-3
|
3
|
гладковальцовый
массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А)
|
8-10
|
4-5
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
6 (4)
|
5
|
Гладковальцовый
массой 6-8 т (ДУ-50)
|
2-3
|
5
|
На
пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)
|
4-6
|
10
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
2-4
|
5
|
Асфальтобетонная смесь типов Г и Д
|
0,82-0,84
|
Гладковальцовый
массой 6-8 т (ДУ-50)
|
2-3
|
3
|
На
пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)
|
6-8
|
10
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
4
|
5
|
Гладковальцовый
массой 6-8 т (ДУ-50)
|
2-3
|
3-4
|
гладковальцовый
массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А)
|
10
|
4-5
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
4-6
|
5
|
0,82-0,80
|
Гладковальцовый
массой 6-8 т (ДУ-50)
|
2-3
|
3-4
|
на
пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А)
|
8-10
|
5
|
и
гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А)
|
4-6
|
5
|
3.5. Смеси
типов В и Б с содержанием щебня до 40 % допускается укладывать при скорости
перемещения асфальтоукладчика до 4 м/мин. Если коэффициент уплотнения смеси
после прохода асфальтоукладчика не превышает 0,85, скорость перемещения укладчика
следует уменьшить до 2 - 3 м/мин.
3.6. Смеси типов Г и Д
допускается укладывать при скорости перемещения асфальтоукладчика до 5 м/мин.
3.7. При укатке смесей,
имеющих коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика не ниже 0,87, в отряд
катков не включают легкий каток массой 6 - 8 т.
3.8. При уплотнении
смесей, имеющих коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика ниже
0,87, при наличии в парке вибрационных катков массой 6 - 8 т уплотнение следует
начинать катком с выключенными вибраторами (вместо применения статического
легкого катка).
3.9. Для уплотнения
верхнего слоя покрытия из асфальтобетонных смесей типов А, Б, В, имеющих
коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика 0,9 - 0,94, следует в
отряд катков включать вибрационные катки массой 6 - 8 т, либо катки на
пневматических шинах массой 16 т, либо гладковальцовые катки массой 10 - 13 т.
Во всех случаях обязательно наличие в отряде катка гладковальцового трехосного
массой 11 - 18 т.
3.10. Уплотнение песчаных
асфальтобетонных смесей типов Г, Д и малощебенистых типа В с коэффициентом
уплотнения после прохода асфальтоукладчика менее 0,9 следует начинать
гладковальцовым катком массой 6 - 8 т, при этом рабочая скорость движения катка
в начале укатки должна составлять 3 км/ч.
3.11. Для уплотнения
смесей типов А, Б и В ведущим катком в отряд целесообразно включать каток
двухвальцовый вибрационный массой 6 - 8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б). При отсутствии
такого катка его можно заменить катком на пневматических шинах массой 16 т
(ДУ-31А) или катками статическими гладковальцовыми массой 9 - 13 т (ДУ-8В,
ДУ-48А, ДУ-48Б).
3.12. Уплотнение смесей
типов Г, Д и В при коэффициенте их уплотнения рабочими органами
асфальтоукладчика менее 0,87 следует начинать катком вибрационным массой 6 - 8
т (ДУ-47А, ДУ-47Б) с выключенным вибратором либо гладковальцовым статическим
массой 6-8 т (ДУ-50).
3.13. Состав отрядов
катков в зависимости от типа уплотняемой смеси и коэффициента уплотнения после
прохода асфальтоукладчика, а также режимы их работы следует назначать согласно
табл. 2.
4.1. Контроль качества
работ следует осуществлять в соответствии с требованиями п. 6.7
"Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий"
(М.: Транспорт, 1978) и настоящих "Методических рекомендаций".
4.2. Перед началом работ
по устройству покрытия и основания дорожной одежды из асфальтобетонных смесей
следует проверить режимы работ широкозахватных высокопроизводительных машин и
установить требуемые скорости, укладки и частоты колебания трамбующего бруса
асфальтоукладчика.
4.3. В процессе работы
асфальтоукладчика в заданном режиме следует определить коэффициент уплотнения
слоя для уточнения состава отряда катков и режимов работы асфальтоукладчика и
катков.
4.4. Степень уплотнения
асфальтобетонных смесей рабочими органами асфальтоукладчика определяют по
результатам испытаний образцов, отобранных из укладываемого слоя
непосредственно после укладки его асфальтоукладчиком, работающим в заданном
режиме. Для этого перед проходом асфальтоукладчика на нижний слой уложенного
покрытия (или основания дорожной одежды) укладывают металлическую пластинку
площадью 200×150 мм и толщиной 1,5 мм. Место расположения пластины
фиксируют металлической проволокой, прикрепленной к краю пластины. После прохода
асфальтоукладчика пластину со смесью извлекают. Образец снимают с пластины не
ранее чем через 2 ч, затем стандартным методом определяют коэффициент
уплотнения.
4.5. Для рационального
подбора состава отряда катков следует определять степень предварительного уплотнения
смеси рабочими органами асфальтоукладчика в соответствии с методикой,
изложенной в п. 4.4 настоящих "Методических рекомендаций".
При строительстве
покрытий и оснований дорожной одежды из асфальтобетонных смесей комплектом высокопроизводительных
широкозахватных асфальтоукладчиков и катков следует руководствоваться
"Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании
автомобильных дорог" (М.: Транспорт, 1978), р.8 "Руководства по
строительству дорожных асфальтобетонных покрытий" (М.: Транспорт, 1978) и СНиП III-4-80.