ГОСТ Р 22.3.01-94
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским
научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны к
чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС), доработан с участием рабочей группы
специалистов Технического комитета по стандартизация ТК 71 «Гражданская
оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
ВНЕСЕН Техническим комитетом
по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от
22 декабря 1994 г. № 328
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных
ситуациях
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Общие требования
Safety in emergencies.
Human life support in emergencies.
General requirements
Дата введения 1996-01-01
Настоящий стандарт
устанавливает общие требования к жизнеобеспечению населения, пострадавшего в
чрезвычайных ситуациях (ЧС), причиной возникновения которых являются стихийные
(природные) бедствия или техногенные аварии и катастрофы.
Положения, настоящего
стандарта применяются органами государственной власти и управления всех
уровней, организациями, учреждениями и предприятиями, независимо от формы
собственности, осуществляющими планирование, организацию и проведение мероприятий
Российской системы предупреждения и действий в ЧС по защите и жизнеобеспечению
населения в ЧС.
В настоящем стандарте
использована ссылка на ГОСТ
Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения
основных понятий.
В настоящем стандарте
применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 жизнеобеспечение
населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС): Совокупность согласованных и
взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени действий территориальных и
ведомственных органов управления, сил, средств и соответствующих служб,
направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и
поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах
отселения пострадавшего населения.
3.2 система жизнеобеспечения
населения в ЧС: Совокупность органов управления, организаций, учреждений и
предприятий с их связями, создающих и поддерживающих условия для сохранения
жизни и здоровья населения, пострадавшего в зоне ЧС, включающая
территориальные, функциональные и ведомственные звенья Российской системы
предупреждения и действий в ЧС на местном, региональном и государственном
(федеральном) уровнях.
3.3 первоочередные виды
жизнеобеспечения населения в ЧС: Жизненно важные материальные средства и
услуги, сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам,
используемые для удовлетворения минимально необходимых потребностей
пострадавшего в ЧС населения в воде, продуктах питания, жилье, предметах первой
необходимости, медицинском и санитарно-эпидемиологическом, информационном,
транспортном и коммунально-бытовом обеспечении.
3.4 период жизнеобеспечения
населения в ЧС: Время, ограниченное началом и окончанием удовлетворения
жизненно важными материальными средствами и услугами пострадавшего населения по
установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
3.5 первоочередные
потребности населения в ЧС: Объемы (количество) жизненно важных материальных
средств и услуг, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья
пострадавшего в ЧС населения в течение всего периода жизнеобеспечения по
установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
3.6 возможности системы
жизнеобеспечения населения в ЧС: Объемы (количества) жизненно важных
материальных средств и услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему в
ЧС населению системой жизнеобеспечения данного региона (отраслевого звена) в
течение всего периода ЖОН по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
3.7 чрезвычайная ситуация
(ЧС) - по ГОСТ 22.0.02.
3.8 российская система
предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) - по ГОСТ
Р 22.0.02.
4.1 Жизнеобеспечение
населения в ЧС осуществляют с целью сохранения жизни и здоровья людей,
пострадавших в зоне ЧС на маршрутах эвакуации и в местах их отселения.
4.2 Жизнеобеспечение
населения в условиях ЧС должно обеспечивать создание условий для выживания
пострадавшего в ЧС населения на основе удовлетворения его первоочередных
потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах
материальных средств и услуг.
4.3 При
создании и поддержании условий жизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения
должны соблюдаться следующие его основные принципы:
- приоритетность функции
государства в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по ЖОН ЧС;
- рациональное распределение
функций по ЖОН ЧС между центральными, региональными, местными и ведомственными
органами управления;
-
территориально-производственная (отраслевая) организация ЖОН ЧС;
- персональная
ответственность должностных лиц за выполнение законодательных, правовых и
нормативных актов по ЖОН ЧС,
- заблаговременность
подготовки страны (региона) к ЖОН ЧС;
- обеспечение социальной
защищенности и психологической поддержки всех граждан в зоне ЧС;
- обеспечение
физиологической и энергетической достаточности норм ЖОН в зонах ЧС;
- первоочередное
ориентирование системы ЖОН ЧС на местные ресурсы и возможности с последующим
(при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в
зависимости от типа и масштаба ЧС;
- открытость процесса ЖОН ЧС
за счет использования ресурсов от непострадавших регионов страны и зарубежной
помощи;
- способность к быстрому
восстановлению системы ЖОН ЧС после воздействия на нее дестабилизирующих
факторов природных и техногенных ЧС.
4.4 Удовлетворение
первоочередных потребностей населения в жизненно важных видах материальных
средств и услуг осуществляют:
- обеспечением водой,
продуктами питания, жильем, предметами первой необходимости;
- информационным, медицинским
и санитарно-эпидемиологическим, транспортным и коммунально-бытовым
обеспечением.
4.4.1 Обеспечение водой
населения в ЧС должно предусматривать удовлетворение:
- потребностей в воде
лечебно-медицинских мероприятий, санитарно-гигиенической обработки и
профилактики населения;
- хозяйственно-питьевых и
коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения и личного состава спасателей.
4.4.2 Обеспечение продуктами
питания пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение
потребностей в зерне, муке, хлебобулочных и макаронных изделиях, мясе и
мясопродуктах (консервах), молоке и детском питании, рыбе и рыбопродуктах
(консервах), картофеле и овощах, соли, сахаре и чае, а также фураже для
животноводства.
4.4.3 Обеспечение жильем
пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать развертывание и сооружение
при необходимости в зоне ЧС временных жилищ (палаток, юрт, землянок, сборных
или передвижных домов и т.п.), а также использование сохранившегося жилого
фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, пансионатов, военных городков,
детских лагерей и т.п.) для размещения пострадавшего населения в местах его
отселения и эвакуации.
4.4.4 Обеспечение предметами
первой необходимости пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать
удовлетворение его потребностей в верхней одежде, обуви, головных уборах,
постельных принадлежностях, простейшей бытовой посуде, минимуме предметов
галантереи и парфюмерии (нитки, иголки, мыло и т.п.) и прочих товарах (табачные
изделия, спички, примусы, керосин и т.п.).
4.4.5 Информационное
обеспечение населения в ЧС должно предусматривать своевременное оповещение его
и органов управления всех уровней о возможности и факте возникновения бедствия,
возможных его последствиях, правилах поведения в зоне ЧС.
4.4.6 Медицинское и санитарно-эпидемиологическое
обеспечение населения в ЧС должно предусматривать оказание первой помощи
пострадавшему в зоне ЧС населению, обеспечение его простейшими медикаментами и
медицинским имуществом, сортировку пораженных и оказание им квалифицированной и
элементов специализированной медицинской помощи подвижными формированиями
службы «Медицина катастроф» в зоне ЧС с последующей (при необходимости)
эвакуацией пострадавших в лечебные учреждения для стационарного лечения, а
также выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
4.4.7 Транспортное
обеспечение населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение
мероприятий по удовлетворению потребностей в транспортных средствах для решения
задач эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения и
подвоза материальных ресурсов ЖОН в зону ЧС.
4.4.8 Обеспечение
коммунально-бытовыми услугами населения, пострадавшего в ЧС, должно
предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению его минимально необходимых
нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном,
ритуальном обслуживании.
4.5 Создание и поддержание
условий для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в ЧС,
обеспечивают на основе устойчивого функционирования системы его
жизнеобеспечения с учетом необходимости снижения ее потребностей и повышения
возможностей.
4.5.1 Устойчивое
функционирование системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивают:
- соблюдением
основополагающих принципов ЖОН ЧС, указанных в п. 4.3;
- заблаговременным
планированием и проведением в установленном порядке мероприятий, обеспечивающих
защищенность и стойкость системы, подсистем и объектов ЖОН ЧС от воздействия дестабилизирующих
факторов природных бедствий и техногенных катастроф, характерных для данного
региона;
- способностью сохранять
свойства системы на заданном уровне в течение всего периода ЖОН ЧС;
- созданием защищенных
запасов ресурсов ЖОН ЧС в потенциально опасных зонах (регионах) с учетом
рациональных соотношений между объемами государственных, региональных и местных
фондов;
- созданием в регионах
защищенных запасов ресурсов для восстановления ослабленной бедствием системы
ЖОН ЧС, а также обеспечением способностей к восстановлению основной ее части за
время, не превышающее периода ЖОН ЧС;
- взаимодействием с силами
(органами), участвующими в проведении аварийно-спасательных и других неотложных
работ, а также с силами поддержания общественного порядка;
- подготовкой в
установленном порядке системы и объектов ЖОН ЧС в районах эвакуации к
функционированию в случае отселения и эвакуации населения из зоны ЧС;
- разработкой (наличием)
норм и нормативов решения задач ЖОН ЧС в зависимости от различных видов ЧС, природно-климатических,
социально-экономических и других условий в потенциально опасных зонах и
регионах;
- устойчивостью управления
системой ЖОН ЧС в регионе (зоне ЧС);
- подготовкой в
установленном порядке транспортных средств к работе в условиях ЧС;
- своевременностью и
полнотой информирования населения и органов управления о характере возможной
опасности, об угрозе возникновения ЧС, о правилах поведения и порядке действий
в зоне ЧС;
- соблюдением требований
законодательных, правовых и нормативных актов по ЖОН ЧС;
- созданием условий для
маневрирования внешними и внутренними ресурсами сил, средств и услуг.
4.5.2 Снижение потребностей
системы жизнеобеспечения населения в ресурсах обеспечивают:
- заблаговременной подготовкой региона РСЧС к возможным природным
и техногенным ЧС;
- повышением эффективности
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;
- отселением пострадавшего
населения в часть региона, не подвергшуюся воздействию ЧС;
- эвакуацией пострадавшего
населения в сопредельные непострадавшие регионы;
- заблаговременным
планированием мероприятий по восстановлению нарушенного в ЧС
сельскохозяйственного производства, защите, спасению, ветеринарному
обеспечению, обеспечению водой и фуражом сельскохозяйственных животных, по их
эвакуации (перегону), в случае необходимости, в безопасные районы.
4.5.3 Повышение возможностей
системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивают:
- формированием ресурсов ЖОН
ЧС (денежного и материально-вещевого фондов) путем государственного и целевого
страхования, налогообложения и взимания квоты с ведомств, отраслей экономики,
коммерческих структур и предприятий за риск возникновения ЧС, а также за счет
государственных резервов, региональных и местных резервов республик, краев и
областей, входящих в состав Российской Федерации;
- перераспределением
ресурсов ЖОН ЧС страны в пользу пострадавшего региона РСЧС;
- ввозом ресурсов ЖОН ЧС из
сопредельных регионов РСЧС.
Ключевые слова:
Безопасность, чрезвычайная ситуация, жизнеобеспечение населения, общие
требования, период жизнеобеспечения населения, пострадавшее население