Министерство
транспортного строительства СССР
Государственный всесоюзный дорожный
научно-исследовательский институт
(СОЮЗДОРНИИ)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ С РАЗМЕЛЬЧЕНИЕМ ИХ С ПОМОЩЬЮ
ДОБАВОК ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИЗВЕСТИ
Балашиха
Московской области 1970
Для
улучшения размельчения тяжелых суглинков и глин грунтосмесителем Д-391 и фрезой
Д-530 рекомендовано вводить при укреплении грунтов цементом или жидким битумом
добавки ПАВ (ССБ и ОП-7 или ОП-10) и извести.
Применение указанных
добавок обеспечивает повышение однородности смеси и за счет этого увеличение
водо- и морозостойкости укрепленного грунта, увеличение производительности за
счет интенсификации процесса размельчения.
Указана область
применения добавок ПАВ и извести и требования к ним. Изложены технология
проведения работ, техника безопасности при работе с химическими добавками и
лабораторные методы определения расхода химической добавки.
Табл.-2.
Содержание
Предисловие
При
укреплении тяжелых глинистых грунтов современными методами (цементом, битумом и
комплексными способами) не всегда удается получить на производстве материал, по
физико-механическим свойствам близкий к тому, который получают в лаборатории
или на стенде.
Проведенные за последние
годы исследования Союздорнии показали, что требуемые физико-механические
свойства укрепленных грунтов в значительной степени зависят от качества
размельчения тяжелых суглинков и глин современными машинами (особенно фрезой
Д-630). Размельченный таким образом грунт содержит большое количество крупных
комков (агрегатов), что обусловливает неоднородность смеси по распределению
вяжущего и является причиной пониженной водо- и морозостойкости укрепленного
грунта.
Для улучшения
размельчения тяжелых грунтов в процессе работы фрезы Д-530 и грунтосмесителя
Д-391 было предложено вводить в грунт поверхностно-активные вещества
неиногенного типа (ПАВ) и известь.
Результаты исследований и
опытных работ на грунтах различных генетических типов показали целесообразность
предлагаемых методов размельчения и легли в основу «Предложений по укреплению
глинистых грунтов с размельчением их с помощью добавок ПАВ и извести».
Настоящие «Предложения»
составлены для широкого производственного применения рекомендуемой технологии.
Предложения разработали
канд. геол. - минерал, наук Л.Н. Ястребова и инж. Е.И. Путилин.
Замечания и пожелания по
«Предложениям» просьба направлять по адресу: Московская область, Балашиха-6 ,
Союздорнии.
Зам. директора Союздорнии
по научной работе кандидат технических наук Ю. Мотылев
Общие
положения
1. Настоящие
«Предложения» являются развитием и дополнением «Указаний по применению в
дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами»
(СН 25-64) и «Технических указаний по комплексным методам укрепления грунтов
цементом с применением добавок химических веществ при устройстве дорожных и
аэродромных оснований и покрытий» (ВСН
158-69) в части методов и технологии размельчения глинистых грунтов при
укреплении их вяжущими материалами (цементом и жидким битумом).
2. Добавки химических
веществ в соответствии с требованиями СН 25-64 и ВСН
158-69 вводят при укреплении тяжелых суглинков и глин вяжущими материалами.
При использовании в качестве вяжущего цемента применяют добавки извести,
каустической соды или легкорастворимых солей. При укреплении этих грунтов
жидким битумом улучшают их гранулометрический состав скелетной добавкой
(песком) и применяют добавку извести.
3. Эффективность этих
методов (соответствие физико-механических свойств производственных смесей
требуемым нормативам и обеспечение долговечности конструктивного слоя)
достигается в том случае, если при строительстве оснований и покрытий грунты
размельчены согласно требованиям СН 25-64.
4. Требования к степени
размельчения глинистых грунтов при использовании линейных грунтосмесительных
машин Д-391 и Д-530 с применением для укрепления рекомендуемых добавок не обеспечиваются
в следующих случаях:
- при укреплении тяжелых
суглинков и глин в сухую и жаркую погоду в III, IV и V дорожно-климатических зонах, когда естественная
влажность грунтов менее оптимальной для размельчения, с использованием фрезы
Д-530 и грунтосмесителя Д-391;
- при укреплении глин
различных разновидностей с влажностью оптимальной для размельчения, с
использованием фрезы Д-530 и грунтосмесителя Д-391;
- при укреплении тяжелых
суглинков с влажностью оптимальной для размельчения, с использованием Фрезы
Д-530.
5. «Предложения по
укреплению глинистых грунтов с размельчением их с помощью добавок ПАВ и
извести» разработаны для районов строительства дорог, где основным типом
местных грунтов являются тяжелые суглинки и глины, а карьеры песчаных и
супесчаных грунтов находятся от места строительства на расстоянии более 5
км.
6. Применение добавок ПАВ
и извести в процессе размельчения глинистых грунтов обеспечивает:
а) повышение однородности
смеси и за счет этого увеличение водо- и морозостойкости укрепленного грунта;
б) увеличение
производительности труда за счет интенсифицирования процесса размельчения
грунтов.
7. Правильный выбор
добавок ПАВ и извести обеспечивает при использовании грунтосмесителя Д-391 и
фрезы Д-530 требуемую степень размельчения различных разновидностей тяжелых
суглинков и глин с числом пластичности до 23:
- с влажностью
оптимальной и менее оптимальной;
- с влажностью более
оптимальной.
8. Устройство дорожных
оснований и покрытий из местных глинистых грунтов, укрепленных вяжущими
материалами и размельченных с добавками ПАВ, взамен оснований и покрытий из
привозных супесчаных или песчаных грунтов, укрепленных вяжущими, дает экономию
(в зависимости от стоимости ПАВ и дальности возки супесчаного или песчаного
грунта) 1,3-1,7 тыс. руб. на 1
км. При использовании в качестве добавки извести экономия
составляет 1,0-3,8 тыс. руб. на 1
км.
Область
применения и требования к добавкам ПАВ и извести
9. При устройстве
дорожных и аэродромных оснований и покрытий из тяжелых суглинков и глин,
укрепленных цементом или жидким битумом, во II, III, IV и V
дорожно-климатических зонах применяют для размельчения следующие добавки,
которые должны удовлетворять требованиям ГОСТ:
- известь негашеная
(молотая кипелка) или гашеная ГОСТ 9179-59;
- сульфитно-спиртовая
барда - ССБ(бардяной концентрат) - ГОСТ 8518-57;
- смачиватель ОП-7 или
ОП-10 - ГОСТ 8433-57.
10. Степень размельчения
грунтов зависит не только от числа пластичности грунтов и их естественной
влажности, но и в значительной степени от генетического типа грунтов:
содержания гумуса, карбонатов, полуторных окислов, легкорастворимых солей и
поглощенного натрия, а также типа грунтосмесительной машины.
11. Ввиду неодинаковой
эффективности рекомендуемых добавок для размельчения грунтов в зависимости от
указанных факторов при выборе добавки следует учитывать как свойства
укрепляемых грунтов (табл. 1), так и тип машины, который будет использован на
строительном объекте для размельчения грунтов и смешения с вяжущим.
12. При влажности
грунтов, превышающей оптимальную для размельчения не более чем на 12 %
(согласно ВСН
158-69), применяют добавку извести. При влажности грунтов, близкой к
оптимальной, добавку извести следует применять в основном в условиях II и III дорожно-климатических
зон.
Таблица 1
Область применения добавок ПАВ и извести
Виды
глинистых грунтов
|
Естественная
влажность грунтов
|
более
оптимальной2) для размельчения
(более
0,3-0,4 F )
|
оптимальная
для размельчения
(0,3-0,4
F
)
|
менее
оптимальной для размельчения
(менее
0,3-0,4 F )
|
Суглинки
тяжелые и тяжелые пылеватые: лессы, лессовидные и покровные (с числом
пластичности 12-17)
|
Известь
|
ССБ3),
ОП-7, ОИ-10
|
ССБ4),
ОП-7, ОП-10
|
Суглинки
тяжелые и тяжелые пылеватые гумусированные (с числом пластичности 12-17)
|
«
|
Известь,
ОП-7, ОП-10
|
ОП-7,
ОП-10
|
Суглинки
тяжелые и тяжелые пылеватые: моренные, засоленные, солонцеватые) (с числом
пластичности 12-17)
|
«
|
Известь,
ССБ, ОП-7, ОП-10
|
ССБ4),
ОП-7, ОП-10
|
Глины
песчанистые и глины пылеватые: лессы, лессовидные и покровные (с числом
пластичности 17-23)
|
«
|
Известь,
ССБ, ОП-7, ОП-10
|
ССБ4),
ОП-7, ОП-10
|
Глины
песчанистые и глины пылеватые гумусированные (с числом пластичности 17-23)
|
«
|
Известь,
ОП-7, ОП-10
|
ОП-7,
ОП-10
|
Глины
песчанистые и глины пылеватые: моренные, засоленные, солонцеватые1)
(с числом пластичности 17-23)
|
«
|
Известь,
ССБ, ОП-7, ОП-10
|
ССБ4),
ОП-7, ОП-10
|
13. Из рекомендуемых
добавок ПАВ для размельчения глинистых грунтов любых генетических типов
наиболее эффективны ОП-7 или ОП-10.
14. Добавку ОП-7 (ОП-10)
ввиду высокой стоимости в настоящее время экономически целесообразно применять
в районах, где дальность возки супесчаных или песчаных грунтов, которыми можно
заменить глинистые грунты, не превышает 15
км.
15. Добавку ССБ
используют при дальности возки супесчаных или песчаных грунтов более 5
км для размельчения тяжелых суглинков и глин, за
исключением их гумусированных разновидностей. При размельчении тяжелых
суглинков засоленных и солонцеватых, а также глин всех разновидностей с
добавкой ССБ рекомендуется использовать смеситель Д-391.
16. Добавки ССБ и ОП-7
(ОП-10) рекомендуются для укрепления грунтов в IV и V
дорожно-климатических зонах в жаркий период года, когда естественная влажность
грунтов менее оптимальной для размельчения.
17. Ориентировочную норму
добавок для размельчения различных грунтов (табл. 2) рекомендуется учитывать
при подсчете потребного количества в процессе составления проектных заданий на
строительство дорог с основаниями или покрытиями из грунтов, укрепленных
вяжущими. Большее количество добавки ССБ или ОП-7 (ОП-10) следует
предусматривать при строительстве дорог в IV и V дорожно-климатических
зонах, меньшее - во II и III зонах.
18. Грунты с добавками
ССБ и ОП-7 (ОП-10), укрепленные оптимальной дозировкой цемента, должны по
физико-механическим свойствам соответствовать требованиям СН 25-64. Если
физико-механические свойства грунта, укрепленного цементом, с добавкой ССБ или
ОП-7 (ОП-10), не отвечают указанным требованиям, то в грунтовую смесь добавляют
каустическую соду или соли (см. ВСН
158-69).
Таблица 2
Расход добавок ПАВ и извести
Виды
глинистых грунтов
|
Ориентировочное
количество добавок
|
Известь
|
ССБ
|
ОП-7
|
Суглинки
тяжелые и тяжелые пылеватые: лессы , лессовидные и покровные (с числом
пластичности 12-17)
|
2-3
40-60
|
0,1-0,2
2-4
|
0,05-0,2
1-4
|
Суглинки
тяжелые и тяжелые пылеватые гумусированные, (с числом пластичности 12-17)
|
2-3
40-60
|
-
|
0,05-0,2
1-4
|
Суглинки
тяжелые и тяжелые пылеватые: моренные, засоленные, солонцеватые (с числом
пластичности 12-17)
|
2-3
40-60
|
0,2-0,5
4-10
|
0,1-0,5
2-10
|
Глины
песчанистые и глины пылеватые: лессы, лессовидные и покровные (с числом
пластичности 17-23)
|
3-5
60-100
|
0,2-0,5
2-10
|
0,1-0,5
2-10
|
Глины
песчанистые и глины пылеватые: гумусированные (с числом пластичности 17-23)
|
3-5
60-100
|
-
|
0,1-0,5
2-10
|
Глины
песчанистые и глины пылеватые: моренные, засоленные, солонцеватые (с числом пластичности
17-23)
|
3-6
60-120
|
0,3-0,7
6-14
|
0,2-0,5
4-10
|
19. При укреплении
тяжелых суглинков и глин жидким битумом с добавкой ССБ или ОП-7 (ОП-10) вводят
добавку песка до 25%. Физико-механические свойства таких смесей должны
удовлетворять требованиям СН 25-64.
20. При устройстве
дорожных оснований и покрытий из глинистых грунтов, укрепленных цементом или
жидким битумом, с применением для размельчения грунтов добавок ПАВ и извести,
технология работ принимается в соответствии с СН 25-64.
21. Земляное полотно перед вывозом грунта,
предназначенного для укрепления, должно быть подготовлено в соответствии с СНиП
II-Д.5-62.
22. Работы по укреплению
глинистых грунтов цементом с применением добавок ПАВ и извести выполняют
согласно технологическим схемам № 1 и 2. (Приложение).
23. В случае
необходимости введения в укрепляемую цементом глину двойных добавок: ОП-7 или
ССБ - в процессе размельчения грунта, а также легкорастворимых солей или
каустической соды при увлажнении цементогрунтовой смеси до оптимальной
влажности, первую операцию выполняют в соответствии с рекомендуемыми
технологическими схемами № 1 и 2, а вторую - в соответствии с технологическими
схемами № 1 и 3 ВСН
158-69.
24. Размельчение грунта с
добавкой извести и укрепление его цементом производят по технологическим
схемам, приведенным в ВСН
158-69.
25. Технология
размельчения грунта с добавками ОП-7 или ССБ при проведении работ с ведущей
машиной Д-530 должна быть следующая:
а) на подготовленное земляное
полотно вывозят грунт, необходимый для укрепления, за одну или две смены до
начала работ и распределяют автогрейдером на заданную ширину;
б) по слою грунта
распределяют водный раствор добавки ОП-7 или ССБ в необходимом количестве и перемешивают
с грунтом фрезой Д-530 за один проход по одному следу.
При производстве работ в
жаркую погоду раствор добавки рекомендуется распределять в конце рабочего дня.
Раствор добавки вводят
через дозировочное устройство фрезы Д-530;
в) слой грунта с добавкой
уплотняют 1-2 проходами катком на пневмошинах до плотности не более 0,85 от
максимальной стандартной плотности;
г) для равномерного
распределения водного раствора добавки грунт размельчают за один проход фрезы
по одному следу не ранее чем через 8 час и не позднее одних суток после
смешения грунта с добавкой ПАВ;
д) затем фреза Д-530 с
распределителем цемента выполняют все технологические операции по дозированию
цемента и перемешиванию его с грунтом и уплотнению смеси согласно примерной
технологической схеме № 1.
26. При проведении работ
с ведущей машиной Д-391 в отряде должна быть фреза Д-530, которая выполняет
работы по дозированию и перемешиванию с грунтом добавки ПАВ согласно п. 25 (б).
Перемешанный с добавкой и уплотненный слой грунта размельчают за один проход
грунтосмесителя Д-391. Дозирование цемента, увлажнение смеси до оптимальной
влажности и перемешивание выполняют по технологической схеме № 2.
27. При укреплении
грунтов жидким битумом размельчение их с помощью добавок ОП-7 и ССБ производят
по такой же технологии, как и при укреплении цементом.
28. Смешение с битумом и
уплотнение слоя выполняют согласно примерной технологической схеме №3 СН 25-64.
При использовании в качестве ведущей машины смесителя Д-391 размельчают грунт,
дозируют битум и перемешивают его с грунтом за один проход машины.
Работы по укреплению
глинистых грунтов жидким битумом с применением добавок ОП-7 или ССБ и добавок
песка проводят в соответствии с технологической схемой № 3.
29. При производстве
работ по размельчению грунтов с применением добавок необходимо соблюдать общие
правила техники безопасности, принятые на дорожных работах (СНиП III-А.11-62), а также специальные меры техники
безопасности при применении химических веществ (ВСН
158-69).
30. Из ПАВ, рекомендуемых
для применения, сульфитно-спиртовая барда и смачиватель ОП-7 (ОП-10) не
являются ядовитыми, огнеопасными или взрывоопасными веществами, и поэтому при
работе с ними специальных мер предосторожности не требуется.
31. Известь, особенно
негашеная, может вызвать ожоги и язвы на коже, она раздражает слизистые
оболочки, вызывает хроническое раздражение кожи, ломкость ногтей. Особенно
сильно известь действует на глаза. Поэтому рабочие, страдающие кожными
заболеваниями или заболеваниями дыхательных путей, к работе с известью не
допускаются.
Если у лиц, занятых на
этих работах, обнаружено значительное раздражение кожи или дыхательных путей,
их нужно немедленно перевести на другую работу.
32. Работающие с известью
обеспечиваются необходимой спецодеждой, нарукавниками, рукавицами,
респираторами и очками. Перед работой с известью открытые части тела следует
смазывать вазелином. При попадании извести на руки ее можно нейтрализовать
раствором уксуса, маслом, а затем смыть теплой водой.
33. Погрузка и разгрузка
извести должна быть механизирована. Известь транспортируют в цементовозах и
грузят в баки распределительных машин пневматическим способом (через
специальные рукава) с герметизацией горловин, предупреждающих распыливание.
34. Распределительные
устройства машин должны быть герметизированы; все механизмы, через которые
проходят сыпучие материалы в распределительных устройствах, особенно гибкие
шарниры, должны быть покрыты брезентовыми кожухами.
35. Перемешивание добавок
извести, а также водных растворов ПАВ (ССБ и ОП-7) с грунтом должны выполнять
машины, снабженные хорошо подогнанными кожухами на рабочих органах. Снимать и
поднимать кожухи во время работы запрещается.
36. При приготовлении
водных растворов ПАВ необходимо учитывать следующее:
а) растворы должны
приготавливать в емкостях, оборудованных механическими мешалками, загрузочными
приспособлениями и насосами для перекачки растворов;
б) емкости для
приготовления растворов должны иметь ограждения (решетки, заборы), исключающие
возможность несчастных случаев.
Добавки извести назначают
в соответствии с табл. 2. Расход добавок ОП-7 (или ОП-10) и ССБ,
рекомендованный табл. 2, уточняют путем определения прочности при сжатии
образцов грунта в зависимости от количества добавок этих веществ. Оптимальное
количество добавки - это то количество, при котором прочность грунта с добавкой
наименьшая.
Для определения
оптимального количества добавки ПАВ из размельченного грунта (частицы мельче 2
мм), высушенного до воздушносухого состояния,
приготавливают 5-6 смесей с разным количеством добавки.
Добавки вводят в
количестве 0,05; 0,1; 0,25; 0,5; 0,75; 1,0 % от веса грунта.
Влажность грунта с
добавкой ПАВ перед приготовлением образцов должна соответствовать оптимальной
для уплотнения грунта (0,5-0,6 от влажности, соответствующей границе текучести
грунта F).
Смесь грунта с ПАВ
готовят следующим образом: определяют количество воды, которое необходимо
добавить в грунт для достижения им оптимальной влажности. В мензурки или
стаканы (по числу смесей) с этим количеством воды добавляют различное
количество ПАВ из расчета, рекомендованного выше. ПАВ должно полностью
раствориться в воде. Для этого растворы рекомендуется приготавливать за сутки
до смешения с грунтом и подогревать воду до температуры не выше 60-80°С. После
получения однородного раствора его перемешивают с грунтом.
Из приготовленной смеси
сразу же формуют 4-5 параллельных образцов уплотнением на прессе при нагрузке
150 кГ/см2 или в приборе стандартного уплотнения 30 ударами гири.
Рекомендуемые размеры форм и методика приготовления образцов приведены в СН
25-64.
Прочность при сжатии
образцов определяют на следующий день после их изготовления. Образцы хранят до
испытания в камере влажного хранения или эксикаторе для сохранения оптимальной влажности.
При размельчении грунтов
на дороге с влажностью менее оптимальной для размельчения (0,15-0,25 от F), количество добавки, установленное по методике,
изложенной выше, следует увеличить на 25 %.
Для определения
соответствия физико-механических свойств грунтов, укрепленных цементом с
добавкой ПАВ, требованиям СН 25-64 смесь приготавливают из грунтов с
оптимальными количествами добавок ПАВ и цемента и испытывают образцы по
методике, изложенной в СН 25-64. При несоответствии этих свойств указанным требованиям
в смесь вводят добавку NaOH или Na2SO4 или CaCl2 и
снова проводят испытания.
Соответствие
физико-механических свойств грунтов, укрепленных жидким битумом с добавками
ПАВ, устанавливают при добавке в грунт песка в количестве не более 25 % от веса
грунта.
Приложение
Устройство однослойного
дорожного основания или покрытия толщиной 16
см из тяжелого суглинистого грунта, укрепленного цементом
с добавками ПАВ для улучшения размельчения с помощью фрезы Д-530 на тракторе
С-100
№ технологических операций
|
№
захваток
|
Технологическая
последовательность рабочих процессов
|
Единица
измерения
|
Количество
на 1 км
|
Принятая
производительность
в смену
|
1
|
1
|
Разработка
грунта II группы в притрассовом резерве скрепером Д-458,
работающим в сцепе с трактором ДТ-54, с подвозкой грунта на земляное полотно
на среднее расстояние 200 м
|
|
|
|
|
|
Потребность
грунта на 1 км: 1000×8,00×0,16×1,1×1,03 = 1450
м3
|
м3
|
1450
|
200
|
2
|
1
|
Распределение
грунта автогрейдером Д-598 по всей ширине основания за 6 круговых проходов
при скорости движения 3 км/час и длине участка 150
м
|
км
|
1
|
0,83
|
3
|
1
|
Подвозка
раствора ПАВ поливомоечными машинами ПМ-130 на среднее расстояние 2
км из расчета 3 % от веса грунта
1000×8×0,16×2,00×0,03 = 77 т
ПАВ
требуется (из расчета 0,25 % от веса грунта)
1000×8×0,16×2,00×0,0025 = 6,4 т
|
т
|
77
|
42,3
|
4
|
1
|
Введение
раствора ПАВ в грунт через распределительную систему фрезы Д-530 при
перемешивании раствора с грунтом за один проход по одному следу или за 4
прохода по ширине основания на второй скорости.
|
км
|
1
|
0,35
|
5
|
1
|
Прикатка
грунта самоходным катком Д-627 за 1-2 прохода по одному следу или за 48
проходов по ширине основания до плотности не выше 0,85 от максимальной
|
км
|
1
|
2,98
|
6
|
2
|
Размельчение
грунта фрезой Д-530 на тракторе С-100 за 1 проход по одному следу и за 4 прохода
по ширине основания на второй скорости
|
км
|
1
|
0,35
|
7
|
2
|
Введение
цемента в грунт распределителем цемента Д-343Б с трактором ДТ-54 за 4 прохода
по ширине основания при дозировке цемента 37,5 кг/см2
|
т
|
300
|
77
|
7а
|
2
|
Подвозка
цемента цементовозами С-853 на среднее расстояние 20 км из расчета добавки
цемента 12 % по весу смеси
Потребность
цемента на 1 км: 8,0×1000×0,16×2,00×0,12 = 300 т
|
т
|
300
|
37
|
8
|
2
|
Перемешивание
цемента с грунтом за 1 проход фрезы Д-530 по одному следу на второй скорости
с последующим увлажнением смеси через распределительную систему фрезы и
перемешивание увлажненной смеси еще за 2 прохода по одному месту на второй,
третьей скорости
|
км
|
1
|
0,15
|
8а
|
2
|
Подвозка
воды для увлажнения грунта до
оптимальной влажности поливо-моечными машинами ПМ-130 из расчета увлажнения грунта на 3 % на среднее расстояние
10 км
8,0×1000×0,16×2,00×0,03
= 75 т
|
т
|
75
|
26
|
9
|
2
|
Разравнивание
и профилирование смеси автогрейдером Д-598 за 8 круговых проходов по ширине
основания при скорости движения 3 км/час и длине участка 150м
|
км
|
1
|
0,62
|
10
|
2
|
Уплотнение
слоя укрепленного грунта катком Д-627 за 18 проходов по одному следу или за
72 прохода по ширине основания. При выполнении первых двух проходов на первой
скорости, средних - на второй и последних трех - на третьей
|
км
|
1
|
0,47
|
11
|
2
|
Розлив битумной эмульсии по готовому слою в количестве
0,9-1 л/м2 автогудронатором Д-640. Потребность битумной эмульсии
на 1 км
составляет 7,2-8,0 тыс.л
|
тыс.
л
|
7,2-8,0
|
15
|
Потребность в машино-сменах на 1
км
Дорожная фреза Д-530…………………………...………
Автоцементовоз С-853..............………………………….
Поливо-моечная машина ПМ-130......................………..
Распределитель цемента Д-343Б........................………...
Автогрейдер Д-598............................................………….
Самоходный пневмокаток Д-627.......................………...
Скрепер Д-458……………………………..……………..
Автогудронатор Д-640.......................................…………
|
12,3
8,1
4,7
3,9
2,8
3,0
7,2
0,5
|
Устройство однослойного
дорожного основания или покрытия толщиной 16
см из тяжелого суглинистого грунта, укрепленного
цементом, с добавками ПАВ для улучшения размельчения с помощью грунтосмесителя
Д-391
№
технологических опeраций
|
№
захваток
|
Технологическая
последовательность рабочих процессов
|
Единица
измерения
|
Количество
на 1
км
|
Принятая
производительность
в
смену
|
1
|
1
|
Разработка
грунта II группы
в притрассовом резерве скрепером Д-458, работающим в сцепе с трактором ДТ-54,
с подвозкой грунта на земляное полотно на среднее расстояние 200
м
Потребность
грунта на 1 км: 1000×8,0×0,16×1,1×1,03 = 1450
м3
|
м3
|
1450
|
200
|
2
|
1
|
Распределение
грунта автогрейдером Д-598 по всей ширине основания за 6 круговых проходов
при скорости движения 3 км/час и длине участка 200
м
|
км
|
1
|
0,93
|
3
|
1
|
Подвозка
раствора ПАВ поливомоечными машинами ПМ-130 на среднее расстояние 2
км из расчета 3% от веса грунта:
1000×8,0×0,16×2,0×0,03
= 77 т ПАВ требуется из расчета 0,25% от веса грунта
1000×8×0,16×2,00×0,0025 = 6,4 т
|
т
|
77
|
42,3
|
4
|
1
|
Введение
раствора ПАВ в грунт через распределительную систему фрезы Д-53и при
перемешивании раствора с грунтом за один проход по одному следу или за четыре
прохода по" ширине основания на второй скорости
|
км
|
1
|
0,35
|
5
|
1
|
Прикатка
грунта самоходным катком Д-627 за один-два прохода по одному следу или за
четыре-восемь проходов по ширине основания до плотности не выше 0,85 от
максимальной стандартной плотности
|
км-
|
1
|
2,98
|
6
|
1
|
Профилирование
смеси автогрейдером Д-598 за пять-шесть круговых проходов по ширине основания
|
км
|
1
|
0,93
|
7
|
2
|
Подвозка
цемента цементовозами С-853 на среднее расстояние 20
км из расчета добавки цемента 12% по весу смеси.
Потребность цемента на 1 км: 1000×8,0×0,16×2,00×0,12
= 300 т
|
т
|
300
|
27
|
8
|
2
|
Подвозка
воды для увлажнения грунта до оптимальной влажности поливомоечными машинами
ПМ-130 из расчета увлажнения грунта на 2% при транспортировании на среднее
расстояние 10 км
и заполнением водой бака грунтосмесителя: потребность воды на 1 км:
1000×8,0×0,16×2,0×0,02 = 51 т
|
т
|
51
|
26
|
9
|
2
|
Размельчение
грунта, дозирование цемента, доувлажнение смеси до оптимальной влажности,
перемешивание смеси грунтосмесительной машиной Д-391 за четыре прохода по ширине
основания на второй скорости
|
км
|
1
|
0,32
|
10
|
2
|
Разравнивание
и профилирование смеси автогрейдером П-598 за восемь круговых проходов по
ширине основания при скорости движения 3 км/час и длине участка 200
м
|
км
|
1
|
0,70
|
11
|
2
|
Уплотнение
слоя укрепленного грунта катком Д-627 за 18 проходов по одному следу или за
72 прохода по ширине основания. При выполнении первых 2 проходов на первой
скорости, средних - на второй и последних 3 - на третьей
|
км
|
1
|
0,34
|
12
|
2
|
Розлив битумной эмульсии по готовому слою в количестве
0,9-1,0 л/м2 автогудронатором Д-640. Потребность эмульсии на 1
км составляет 7,2-8,0 тыс. л
|
тыс.
л
|
7,2-8,0
|
15
|
Потребность в машино-сменах на 1
км
Грунтосмесительная машина Д-391..............……….
|
3,1
|
Дорожная фреза Д-530.................................…………
|
2,9
|
Автоцементовоз С-853.................................…………
|
11,1
|
Поливо-моечная машина ПМ-130................………..
|
3,7
|
Автогрейдер Д-426.......................................…………
|
2,54
|
Самоходный пневмокаток Д-627..................………..
|
4,0
|
Скрепер Д-458.............................................………….
|
7,2
|
Автогудронатор Д-40...................................…………
|
0,5
|
Устройство
однослойного дорожного основания или покрытия толщиной 16
см из суглинистого грунта, укрепленного битумом с добавкой
25 % песка и добавками ПАВ, с помощью фрезы Д-530
№
технологических операций
|
№
захваток
|
Технологическая
последовательность рабочих процессов
|
Единица
измерения
|
Количество
на 1 км
|
Принятая
производительность
в
смену
|
1
|
1
|
Разработка
песка в карьере экскаватором, подвозка его на среднее расстояние 10
км самосвалами ЗИЛ-555.
Потребность
песка 25 % от веса грунта.
1000×8,0×0,16×1,1×1,03×0,25 = 3617
м3
|
м3
|
360
|
10,6
|
2
|
1
|
Распределение
песка автогрейдером Д-598 по всей ширине основания за четыре круговых прохода
при скорости движения 3 км/час и длине участка 125
м
|
км
|
1
|
0,9
|
3
|
1
|
Разработка
грунта II группы в притрассовом резерве скрепером Д-458,
работающим в сцепе с трактором ДТ-54, с подвозкой грунта на земляное полотно
на среднее расстояние 200 м.
Потребность грунта на 1 км:
1000×8,0×0,16×1,1×1,03×0,75 = 1090
м3
|
м3
|
1090
|
200
|
4
|
1
|
Распределение
грунта автогрейдером Ц-598 по всей ширине основания за 6 круговых проходов
при скорости движения 3 км/час и длине участка 125
м
|
км
|
1
|
0,83
|
5
|
1
|
Подвозка
раствора ПАВ поливомоечной машиной ПМ-130 на среднее расстояние 2
км из расчета 3% от веса грунта и потребности ПАВ -
0,25 % от веса грунта. Раствора:
1000×8,0×0,16×2,00×0,03 = 78 т
|
т
|
|
|
|
|
ПАВ:
1000×8,0×0,16×2,00×0,0025 = 6,4 т
|
т
|
78
|
42,3
|
6
|
1
|
Перемешивание
грунта с раствором ПАВ и с песком фрезой Д-530 за один проход по одному следу
на второй скорости
|
км
|
1
|
0,19
|
7
|
1
|
Прикатка
смеси грунта с песком самоходным пневмокатком Д-627 за один-два прохода по одному
следу до плотности не выше 0,85 от максимальной стандартной
|
км
|
1
|
1,04
|
8
|
2
|
Размельчение
грунта с дополнительным перемешиванием его с песком фрезой Д-530 за один
проход по одному следу на второй, третьей скорости
|
км
|
1
|
0,19
|
9
|
2
|
Подвозка
битума битумовозом на среднее расстояние 10
км из расчета 6 % от веса смеси. Потребность битума на
1 км: 1000×8,0×0,16×2,00×0,06 = 154 т
|
т
|
154
|
25,5
|
10
|
2
|
Введение
битума в грунт через распределительную систему фрезы Д-530 за один проход по
одному следу на первой скорости
|
км
|
1
|
0,14
|
И
|
2
|
Перемешивание
грунта с битумом за один проход по одному следу фрезы Д-530 на первой
скорости
|
км
|
1
|
0,14
|
12
|
2
|
Разравнивание
и профилирование смеси автогрейдером Д-598 за восемь круговых проходов по
ширине основания при скорости движения 3 км/час и длине участка 125
м
|
км
|
1
|
0,62
|
13
|
2
|
Уплотнение
слоя укрепленного грунта катком Д-627 за 18 проходов по одному следу или за
72 прохода по ширине основания, при выполнении первых двух проходов на первой
скорости, средних - на второй и последних трех - на третьей
|
км
|
1
|
0,47
|
14
|
2
|
Розлив битумной эмульсии по готовому слою в количестве
0,9-1 л/м2 автогудронатором Д-640. Потребность битумной эмульсии
на 1 км
составляет 7,2-8,0 тыс. л
|
тыс.
л
|
7,2-8,0
|
0 15
|
Потребность в машино-сменах на 1
км
Дорожная фреза Д-530...................................………...
Битумовозы...................................................………….
Поливо-моечная машина ПМ-130 .................……….
Автогрейдер Д-698.........................................………...
Самоходный пневмокаток Д-827.....................………
Скрепер Д-458................................................………...
Экскаватор Э-205..........................................…………
Автомобили-самосвалы ЗИЛ-555...................……….
Автогудронатор Д-640....................................………..
|
24,8
6,1
1,9
3,9
3,1
5,5
1,2
34,0
0,5
|