ГОСТ Р
22.3.03-94
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ЗАЩИТА
НАСЕЛЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН
Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской
обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) МЧС России, доработан с участием
рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71
"Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных
ситуаций"
ВНЕСЕН
Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона,
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22
декабря 1994 г. № 329
3. ВВЕДЕН
ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область
применения
2. Общие положения
3.
Основные мероприятия защиты населения в ЧС и условия их применения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в
чрезвычайных ситуациях
ЗАЩИТА
НАСЕЛЕНИЯ
Основные положения
Safety
in emergencies.
Protection of population.
Basic principles.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт
устанавливает основные положения и требования к организации и проведению работ
по защите жизни и здоровья населения в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС),
вызванных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями и
катастрофами, и является основой для разработки и практического применения
уполномоченными на то научно-исследовательскими учреждениями, органами и
звеньями представительной и исполнительной власти РФ нормативной документации и
выполнения соответствующих мероприятий по конкретным направлениям и разделам
общей программы обеспечения безопасности людей в ЧС.
Положения стандарта
применяются органами государственного управления и регулирования,
министерствами и ведомствами Российской Федерации и входящими в ее состав
субъектами Федерации, государственными, кооперативными, общественными,
акционерными и частными предприятиями, объединениями, организациями и
учреждениями Российской Федерации и гражданами, обязанными обеспечивать
безопасность персонала и населения на местности, участвовать в решении задач
планирования, регулирования, координации, руководства и осуществления комплекса
работ по обеспечению защиты населения при ЧС, обусловленных природными
стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, нарушающими
нормальные условия жизни и деятельности на объекте или на определенной
территории (акватории) и могущих привести к людским потерям.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
2.1. Обеспечение
безопасности людей в ЧС, обусловленных природными стихийными бедствиями,
техногенными авариями и катастрофами, а также применением современного оружия
(военные ЧС) является общегосударственной задачей, обязательной для решения
всеми территориальными, ведомственными и функциональными органами управления и
регулирования, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в
Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
2.2. Безопасность людей в ЧС
должна обеспечиваться:
- снижением вероятности
возникновения и уменьшением возможных масштабов источников природных,
техногенных и военных ЧС;
- локализацией,
блокированием, подавлением, сокращением времени существования, масштабов и
ослабления действия поражающих факторов и источников ЧС;
снижением опасности
поражения людей в ЧС путем предъявления и реализации специальных требований к
расселению людей, рациональному размещению потенциально опасных и иных
производств, транспортных и прочих техногенно опасных и жизненно важных
объектов и коммуникаций, созданию объектов с внутренне присущей безопасностью и
средствами локализации и самоподавления аварий, а также путем рациональной
планировки и застройки городов и других населенных пунктов, строительства
специфически устойчивых в конкретных ЧС зданий и сооружений, принятия
соответствующих объемно-планировочных и конструктивных решений;
- повышением устойчивости
функционирования систем и объектов жизнеобеспечения и профилактикой нарушений
их работы, могущих создать угрозу для жизни и здоровья людей;
- организацией и проведением
защитных мероприятий в отношении населения и персонала аварийных и прочих
объектов при возникновении, развитии и распространении поражающих воздействий
источников ЧС, а также осуществлением аварийно-спасательных и других неотложных
работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей,
восстановлению жизнеобеспечения населения на территориях, подвергшихся
воздействию разрушительных и вредоносных сил природы и техногенных факторов;
- ликвидацией последствий и
реабилитацией населения, территорий и окружающей среды, подвергшихся
воздействию при ЧС.
2.3. Защита населения -
комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам
мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших
территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае
реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных
факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
Мероприятия по защите людей
от источников ЧС должны планироваться в объемах, гарантирующих непревышение
нормативного воздействия на них возможных поражающих факторов для расчетной ЧС.
В условиях возникновения ЧС
мероприятия по защите должны осуществляться в объемах, обеспечивающих
непревышение допустимого нормативного воздействия на людей реализовавшихся
поражающих факторов.
Если в силу складывающихся
обстоятельств установленные нормативы допустимых опасных воздействий могут быть
превышены, мероприятия по защите людей надлежит проводить по направлениям и в
масштабах, позволяющих максимально ослабить это воздействие.
2.4. Потенциальная угроза
жизни и здоровью населения в ЧС может реализоваться вследствие высвобождения в
природную среду обитания человека больших количеств сконцентрированной энергии,
опасных и вредных для жизни и здоровья людей веществ и агентов при:
- непосредственном
воздействии на людей стихийных сил природы, поражающих факторов техногенных
аварий и катастроф, а также применении современных средств вооруженной борьбы;
- высвобождении в природную
среду обитания человека больших количеств сконцентрированной энергии, опасных и
вредных для жизни и здоровья людей веществ и агентов;
- разрушении
энергонасыщенных и других потенциально опасных объектов, установок и
технических систем промышленного, экспериментально-производственного,
исследовательского и складского назначения;
- разрушении и критическом
нарушении работы систем или объектов жизнеобеспечения людей в местах
проживания.
2.5. Защите в ЧС подлежит все
население с учетом численности и особенностей составляющих его основных
категорий и групп облей на конкретных территориях: демографических (возраст,
пол), по состоянию здоровья) уровень общей сопротивляемости организма действию
экстремальных факторов и неблагоприятных условий жизни и быта, физическая и
психическая способность к коллективным и самостоятельным защитным действиям, к
пользованию средствами индивидуальной защиты) и т. д. Эти особенности подлежат
учету при выборе эффективных, социально обоснованных и экономически реальных
вариантов защиты, соответствующих специфике защищаемых контингентов, при
разработке планов защиты населения в ЧС на подконтрольных территориях, а также
при организации и проведении всесторонней подготовки к выполнению намеченного
комплекса защитных мероприятий.
2.6. Мероприятия по подготовке
к действиям по защите населения в ЧС следует планировать и осуществлять
дифференцированно по видам и степеням возможной опасности на конкретных
территориях и с учетом насыщенности этих территорий объектами промышленного
назначения, гидросооружениями, объектами и системами производственной и
социальной инфраструктуры; наличия, номенклатуры, мощности и размещения
потенциально опасных объектов; характеристик, в том числе по стоимости и
защитным свойствам в условиях ЧС, имеющихся зданий и сооружений и их
строительных конструкций; особенностей расселения жителей; климатических и
других местных условий.
2.7. Систему защиты
населения в ЧС следует формировать на основе разбивки подконтрольной территории
на зоны вероятных ЧС по результатам:
- анализа вероятности
возникновения на данной территории и на отдельных ее элементах ЧС;
- прогнозирования характера,
масштабов и времени существования вероятных ЧС;
- оценки возможных факторов
риска, интенсивности формирования и проявления поражающих факторов и
воздействий источников ЧС;
- оценки особенностей
техносферы и населения подконтрольной территории и ее элементов по показателям
и характеристикам согласно 2.5 и 2.6.
Для выделенных зон опасности
и согласно совокупным характеристикам относящихся к ним территорий, объектов
техносферы и населения, необходимо разрабатывать типовые варианты защиты
населения и проводить мероприятия по заблаговременной подготовке к действиям в
экстремальной обстановке. Типовые варианты защиты должны служить основой для
выбора рабочего плана действий на данной территории при конкретной ЧС.
При необходимости принятый в
качестве рабочего план следует корректировать в соответствии со складывающейся
обстановкой.
2.8. Объемы и сроки
проведения мероприятий по заблаговременной подготовке системы защиты населения
определяют исходя из принципа разумной достаточности в обеспечении безопасности
населения в условиях ЧС мирного времени.
Достаточный уровень
заблаговременной подготовки системы защиты населения для военного времени
определяют исходя из условия равной безопасности населения нашей страны и стран
возможного противника.
Мероприятия по защите населения
в ЧС следует планировать и проводить при рациональном расходовании материальных
и финансовых ресурсов, максимальном использовании существующих, дооснащаемых и
вновь создаваемых производств, зданий и сооружений и объектов инфраструктуры,
технических защитных и спасательных средств, приспособлений, специальной
оснастки, профилактических и лечебных препаратов и прочего имущества.
3. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ В ЧС
И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
3.1. Для защиты жизни и
здоровья населения в ЧС следует применять следующие основные мероприятия
гражданской обороны, являющиеся составной частью мероприятий РСЧС:
- укрытие людей в
приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных,
общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;
- эвакуацию населения из зон
ЧС;
- использование средств
индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;
- проведение мероприятий
медицинской защиты;
- проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.
3.2. Укрытие населения в
приспособленных помещениях и в специальных защитных сооружениях следует
проводить по месту постоянного проживания или временного нахождения людей
непосредственно во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также
при угрозе их возникновения.
3.3. Эвакуация
населения из зон ЧС
3.3.1. Эвакуацию следует
проводить в случае угрозы возникновения или появления реальной опасности
формирования в этих зонах под влиянием разрушительных и вредоносных сил
природы, техногенных факторов и применения современного оружия критических
условий для безопасного нахождения людей, а также при невозможности
удовлетворить в отношении жителей пострадавших территорий минимально
необходимые требования и нормативы жизнеобеспечения.
3.3.2. Эвакуацию следует осуществлять
путем организованного вывода и (или) вывоза населения в близлежащие безопасные
места, заранее подготовленные по планам экономического и социального развития
соответствующих регионов, городов и населенных пунктов и оборудованные в
соответствии с требованиями и нормативами временного размещения, обеспечения
жизни и быта людей.
3.4. Использование
средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов
3.4.1. Средства
индивидуальной защиты органов дыхания и кожи (СИЗ) в системе защитных мероприятий
в зонах ЧС должны предотвращать сверхнормативные воздействия на людей опасных и
вредных аэрозолей, газов и паров, попавших в окружающую среду при разрушении
оборудования и коммуникаций соответствующих объектов, а также снижать
нежелательные эффекты действия на человека светового, теплового и ионизирующего
излучений.
3.4.2. В качестве средств
индивидуальной защиты органов дыхания следует использовать общевойсковые,
гражданские и промышленные противогазы, выпускаемые промышленностью респираторы
(в том числе выпускаемые для производственных целей), простейшие и подручные
средства (противопыльные тканевые маски и повязки).
В качестве средств
индивидуальной защиты кожи надлежит использовать общевойсковые защитные
комплекты, различные защитные костюмы промышленного изготовления и простейшие
средства защиты кожи (производственная и повседневная одежда, при необходимости
пропитанная специальными растворами).
3.4.3. Выпускаемые
промышленностью СИЗ должны быть направлены преимущественно для обеспечения личного
состава формирований, подготавливаемых для проведения спасательных и других
неотложных работ в очагах поражения. Остальное население должно использовать
простейшие и подручные средства.
3.5. Проведение
мероприятий медицинской защиты
3.5.1. Мероприятия
медицинской защиты населения при ЧС следует проводить с целью предотвращения
или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей под
воздействием опасных и вредных факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф,
а также для обеспечения эпидемического благополучия в районах ЧС и в местах
дислокации эвакуированных. Эти цели должны достигаться применением
профилактических медицинских препаратов-антидотов, протекторов, стимуляторов
резистентности, своевременным оказанием квалифицированной медицинской помощи
пораженным и их специализированным стационарным лечением до определившегося
исхода, иммунопрофилактикой среди категорий лиц повышенного риска инфицирования
и проведением других противоэпидемических мероприятий.
3.5.2. Мероприятия
медицинской защиты в природных и техногенных ЧС следует планировать и
осуществлять с использованием наличных сил и средств министерств и ведомств
Российской Федерации, непосредственно решающих задачи защиты жизни и здоровья
людей, а также специализированных функциональных подсистем РСЧС: экстренной
медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического надзора, защиты и
жизнеобеспечения населения в ЧС, экологической безопасности и других, с их
наращиванием путем создания и развертывания необходимого количества медицинских
формирований и учреждений.
3.5.3. Первую медицинскую
помощь пострадавшим до их эвакуации в лечебные учреждения оказывают
непосредственно в очагах поражения в ходе спасательных и других неотложных
работ. Оказание этой помощи следует осуществлять с участием заранее формируемых
для такой цели из самого населения санитарных постов и санитарных дружин, в
состав которых надлежит включать лиц, специально обученных общим приемам
оказания само- и взаимопомощи и способных организовать практическое выполнение
населением этих приемов в экстремальных условиях.
3.5.4. В рамках подготовки к
выполнению мероприятий медицинской защиты населения в ЧС следует
заблаговременно создавать также специальные медицинские формирования и
учреждения; вести подготовку медицинского персонала; накапливать медицинские
средства защиты, медицинского и специального имущества и техники для оснащения
медицинских формирований и учреждений; проводить профилактические мероприятия и
прививки населению; подготавливать к развертыванию дополнительную коечную сеть;
разрабатывать режимы поведения и действия населения в ЧС.
3.6. Проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС
3.6.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах ЧС
следует проводить с целью срочного оказания помощи населению, которое
подверглось непосредственного или косвенному воздействию разрушительных и
вредоносных сил природы, техногенных аварий и катастроф, а также для
ограничения масштабов, локализации или ликвидации возникших при этом ЧС.
3.6.2. Комплексом
аварийно-спасательных работ необходимо обеспечить поиск и удаление людей за
пределы зон действия опасных и вредных для их жизни и здоровья факторов,
оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим и их эвакуацию в лечебные
учреждения, создание для спасенных необходимых условий физиологически
нормального существования человеческого организма.
3.6.3. Неотложные работы
должны обеспечивать блокирование, локализацию или нейтрализацию источников
опасности, снижение интенсивности, ограничение распространения и устранение
действия на людей поражающих факторов в зоне бедствия, аварии или катастрофы до
уровней, позволяющих эффективно применить другие мероприятия защиты.
3.6.4. Аварийно-спасательные
и другие неотложные работы следует планировать и осуществлять с использованием
сил и средств министерств и ведомств, межотраслевых государственных
консорциумов, корпораций, концернов и ассоциаций РФ, а также территориальных,
функциональных и ведомственных подсистем РСЧС по принадлежности подконтрольных
им территорий и объектов, располагающих необходимыми специалистами
(здравоохранения, охраны правопорядка, материально-технического снабжения,
социального обеспечения и др.) и техническими средствами, которые пригодны для
использования в очагах поражения в целях перевозки людей, в ом числе с травмами
и повреждениями, производства демонтажных, монтажных, дорожных,
погрузочно-разгрузочных и земляных работ, проведение дегазации, дезактивации,
дезинфекции и прочих специальных работ.
3.6.5. В зонах поражения
необходимо организовать жизнеобеспечение населения и личного состава
формирований, привлекаемых к участию в спасательных и других неотложных
работах.
3.7. Заблаговременная
подготовка и ввод в действие планов защиты населения в ЧС, обусловленных
природными стихийными бедствиями, техногенными авариями, катастрофами, а также
применением современного оружия, должны предусматривать проведение
согласованных по времени, целям и средствам работ по планированию и
осуществлению комплекса организационных, инженерно-технических и специальных
мероприятий гражданской обороны, а также по формированию необходимых для этого
сил и средств.
3.8. Планирование,
организация исполнения и непосредственное руководство проведением мероприятий
по защите населения в ЧС находятся в компетенции органов исполнительной власти
на местах, постоянно действующих территориальных комиссий по чрезвычайным
ситуациям, соответствующих территориальных, функциональных и ведомственных
звеньев РСЧС, специализированных органов управления, сил и формирований ГО,
диспетчерских (дежурных) служб предприятий и других объектов.
При необходимости к
проведению указанных работ могут привлекаться союзы, ассоциации спасательных
формирований, добровольные общества спасателей и другие объединения. В
исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью экстренного
проведения спасательных и других неотложных работ, допустима мобилизация
трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения
указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.
3.9. Применение комплекса
мероприятий по защите населения в ЧС в рамках РСЧС должно обеспечиваться:
- организацией и
осуществлением непрерывного наблюдения, контроля и прогнозирования состояния
природной Среды, возникновения и развития опасных для населения природных явлений,
техногенных аварий и катастроф с учетом особенностей подконтрольных
территорий;
- своевременным оповещением
инстанций, органов руководства и управления, а также должностных лиц об угрозе
возникновения ЧС и их развитии, а также доведением до населения установленных
сигналов и порядка действий в конкретно складывающейся обстановке;
- обучением населения
действиям в ЧС и его психологической подготовкой;
- разработкой и
осуществлением мер по жизнеобеспечению населения на случай природных и
техногенных ЧС.
Порядок, силы и средства
осуществления указанных обеспечивающих мероприятий, их согласованность в
различных звеньях управления и исполнения при решении задач достижения
безопасности населения в ЧС должны регламентироваться самостоятельными
нормативными документами.
Ключевые слова: безопасность, защита, чрезвычайная ситуация,
мероприятия, эвакуация, укрытие, средства индивидуальной защиты, медицинская
защита, аварийно-спасательные работы