ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ "ОРГТРАНССТРОЙ"
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
УСТРОЙСТВО СТРУНОБЕТОННЫХ
ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СБОРНЫХ АНКЕРНЫХ ПЛИТ
Технологическая карта разработана на основе применения методов
научной организации труда и предназначена для использования при разработке
проекта производства работ и организации работ и труда на объекте.
Технологической картой предусмотрено:
- устройство струнобетонного дорожного покрытия шириной 7 м,
толщиной 14 см на цементогрунтовом основании;
- продольное армирование 57 струнами из высокопрочной
проволоки периодического профиля диаметром 4 мм с пределом прочности 16000
кгс/см2;
- поперечное армирование ненапряженной арматурой
периодического профиля диаметром 12 мм;
- длина захватки 650 м;
- расстояние между швами сжатия 25 м, между швами расширения
- 50 м.
При применении технологической карты необходима привязка ее
к местным условиям производства работ с учетом конструкции струнобетонного покрытия
и длины захватки.
Содержание
Процесс устройства струнобетонного покрытия состоит из
следующих видов работ /рис. 1.
Подготовительные работы:
- изготовление анкерных плит, подкладок и конструкций швов;
- устройство анкеров;
- установка рельс-форм типа "СоюздорНИИ";
- устройство песчаного выравнивающего слоя;
- расстилка водостойкой бумаги, установка деревянных
прокладок в местах швов-расширения, установка бетонных подкладок, поперечной
арматуры и каркасов в местах устройства швов.
Основные работы:
- установка вертушек и укладка на них бухт проволоки;
- размотка и раскладки, проволоки (струн) на всю длину
захватки;
- натяжение струн;
- укладка цементобетонной смеси, уплотнение ее и отделка
бетонной поверхности;
- нарезка швов в свежеуложенном бетоне;
- уход за бетоном.
Заключительные работы:
- нарезка швов расширения в затвердевшем бетоне с разрезкой
струн и заливкой швов битумной мастикой;
- бетонирование технологических разрывов.
Подготовительные работы
На строительном дворе изготовляют железобетонные
анкерные плиты размером 3,5×1,5×0,22 м, бетонные подкладки
10×10×3,5 см под поперечную арматуру, деревянные прокладки и штыри
для устройства поперечных швов. В железобетонных анкерных плитах сверху
устраивают специальные пазы для крепления в них металлических анкерных
захватов.
До начала работ по устройству струнобетонного
покрытия на трассе должно быть подготовлено цементогрунтовое основание. Через
650 м в основании устраивают разрывы длиной 5-5,5 м, в которых устраивают
анкерные упоры /рис. 2/.
Рис. 2. Схема конструкции
анкерного упора:
1 - анкерный захват; 2 - струнобетонное покрытие; 3 -
анкерная плита; 4 - монолитный бетонный упор; 5 - цементогрунтовое основание; 6
- натянутые струны
Для этого бульдозером в местах разрывов отрывают котлован на
глубину, равную высоте анкерной плиты, выравнивают дно котлована, а затем
автокранов K-51 устанавливают по 4 плиты заподлицо с цементогрунтовым
основанием с каждой стороны захватки.
Для равномерного распределения усилий струн после их
натяжения на основание, между плитами и цементогрунтовым основанием устраивают
бетонные упоры шириной и глубиной 0,5 м. Просветы между плитами также заполняют
бетонной смесью, свежеуложенный бетон укрывают влажной мешковиной с последующей
засыпкой песком.
Анкерные плиты нужно укладывать так, чтобы продольная ось
каждой плиты была параллельна оси покрытия; торец цементогрунтового основания
должен быть вертикальным и очищенным от слабых кусков цементогрунта.
После устройства анкеров устанавливают рельс-формы типа
"СоюздорНИИ" высотой 14 см и длиной 6 м. По размеченной теодолитом
кромке покрытия через каждые 6 м в местах стыков рельс-форм с помощью нивелира
устанавливают деревянные опорные подкладки.
По высотным отметкам деревянных подкладок основание под
рельс-формы выравнивают грунтом. Автокраном K-51 устанавливают рельс-формы на
подкладки, а затем вручную выравнивают их в плане и по высоте, соединяет в
стыках замками и прикрепляют к основанию штырями.
Уложенные рельс-формы обкатывают, профилировщиком основания
Д-345, а затем подштопывают и рихтуют.
На рельс-формах краской обозначают места расположения
поперечной арматуры через 1,4 м и места швов расширения и сжатия.
На подготовленную полосу, ограниченную рельс-формами,
завозят песок для выравнивающего слоя толщиной 3-5 см с учетом коэффициента
уплотнения 1,1. Песок разравнивают предварительно автогрейдером Д-144,
окончательно профилируют и уплотняют профилировщиком основания Д-345 с
увлажнением /при необходимости/ поливомоечной машиной ПМ-8.
После устройства выравнивающего слоя расстилают пергамин с
перекрытием полос на 10 см по длине и ширине, смазывая стыки горячим битумом.
Поперечную арматуру устанавливают на бетонные подкладки по
обозначенным краской меткам. Одновременно устанавливают перпендикулярно оси
дороги через 50 м деревянные прокладки для швов расширения с прорезями для
распределения струи и закрепляют их штырями. По обе стороны от деревянной
прокладки устанавливают каркасы из трех стержней № 12. Между швами расширения
/через 25 м/ устанавливают каркасы для швов сжатия.
Основные работы
В начале захватки устанавливают вертушки /для принятой
технологии - 15 штук/, располагая их так, чтобы было обеспечено
беспрепятственное сматывание проволоки.
На вертушки с помощью автокрана устанавливают мотки
проволоки так, чтобы конец проволоки, заплетенный обычно за несколько витков,
был сверху.
Чтобы конец проволоки был расплетен правильно, последние
10-15 витков поднимают, а затем каждый из них, начиная с нижнего, по одному
укладывают обратно на моток. Без такой проверки раскладка струн запрещается.
Струны раскладывают бульдозером, на котором монтируют
раскладочную траверсу, входящую в комплект технологического оборудования.
Расплетенные концы проволок по 3 штуки пропускают через
конусные втулки в захватах начального анкера, расположенные на расстоянии от
конечного положения захвата равном расчетному удлинению струн, которое определяют
по формуле:
м, где:
L - длина захватки, м.
Для условий, принятых в карте, λ = 3,95 м.
Струны закрепляют в конусных втулках концевого
анкера /которые предварительно крепят на раскладочной траверсе бульдозера/ с
помощью конусных пальцев. При этом каждая из трех струн должна попасть в паз на
пальце. Конусные втулки и пальцы должны быть чистыми.
За один проход бульдозера с раскладочной траверсой
раскладывается 15 струн. Во время раскладки один рабочий из кабины бульдозера
следит за сигналами, подаваемыми с места установки вертушек. В случае задержек,
запутывания, обрыва струн или других неполадок - бульдозер должен быть
немедленно остановлен. Оборвавшиеся струны сращивают на специальном переносном
станке. Запрещается раскладывать проволоку, имеющую перегибы; место перегиба
должно быть вырублено, а концы сращены.
Скорость движения бульдозера при раскладке не должна
превышать 1 км/ч.
После окончания раскладки каждой партии струн, о чем
подается сигнал, в соответствующих втулках в начале захватки струны закрепляют
конусными пальцами и обрубают.
Когда струны разложены и закреплены, приступают к их
натяжению бульдозером, на отвале которого установлена специальная оснастка. К
оснастке присоединяют тягу, которую пропускают под бульдозером и соединяют с
анкерным захватов.
Натяжение производят при поднятом отвале бульдозера,
передвигающегося со скоростью 3 км/ч. Когда анкерный захват перейдет на 10-15
см за пазы анкерной плиты, бульдозер останавливают и опускают отвал. Затем бульдозер
медленно перемещают назад так, чтобы выступы анкерного захвата плавно зашли в
пазы анкерной плиты.
Во избежание перетягивания струн впереди бульдозера
укладывают шпалу.
Натяжение контролируют прогибомером.
Покрытие бетонируют бетоноукладочными машинами Д-375, Д-376,
как указано в технологической карте "Устройство цементобетонных покрытий
автомобильных дорог", Оргтрансстрой, 1966.
При укладке бетонной смеси необходимо следить за тем, чтобы
поперечная арматура не смещалась. Кроме того в местах устройства швов сжатия
струны на длине 20 см смазывают разжиженным битумом.
Продольный шов и поперечные швы сжатия нарезают в
свежеуложенном бетоне машиной ДНШС-60 в соответствии с технологической картой
"Устройство швов с эластичными прокладками нарезчиком НШС",
Оргтрансстрой, 1965.
На поверхность свежеуложенного бетона машиной М-28-60
наносят лак-этиноль или битумную эмульсию. Сразу после образования пленки
бетонную поверхность засыпают песком слоем толщиной 5 см; при температуре
воздуха выше 25 °С песок поливают водой.
Заключительные работы
После того, как бетон достигнет прочности на сжатие 280-300
кгс/см2 нарезают швы расширения нарезчиком Д-432, а пазы швов
заполняют битумной мастикой.
Технологические разрывы следует бетонировать через 12-14
суток.
До начала бетонирования анкерные захваты должны быть сняты и
перенесены для использования на последующих захватках.
Но очищенной и смоченной поверхности анкерных плит
распределяют цементобетонную смесь, уплотняют ее глубинными и поверхностными
вибраторами, а затем тщательно отделывают бетонную поверхность и укрывают
влажной мешковиной с последующей засыпкой песком слоем, не менее 5 см и
поливкой водой.
При производстве струнобетонных работ следует
руководствоваться следующей технической литературой:
1. Технические указания на проектирование и строительство
дорожных покрытий из струнобетона, ВСН 112-65, СоюздорНИИ, М., 1965.
2. Правила организации строительства и производства работ.
Приемка в эксплуатацию СНиП III-Д.5-62,
М.,1963 /часть III, раздел Д, п. 10/.
3. Правила безопасности при работе на дорожных машинах.
Автотрансиздат, 1958.
До начала работ на участок должно быть доставлено все
необходимое технологическое оборудование для раскладки и натяжения струн
/сборные железобетонные анкерные плиты, конусные втулки, конусные пальцы,
оснастка для натяжения струн, вертушки, раскладочная траверса, анкерные
захваты/, а также материалы /водостойкая бумага, бетонные подкладки, поперечная
арматура, мотки проволоки продольной арматуры, деревянные прокладки для швов
расширения, битумная эмульсия/.
Комплект оборудования должен включать 2600 м рельс-форм
каждой нитки. Должно быть полностью подготовлено цементогрунтовое основание, а
также подъездные пути для доставки смеси.
Рабочие должны быть обеспечены всеми необходимыми
инструментами, а также нормальными бытовыми условиями.
Весь комплекс работ по устройству струнобетонного покрытия
выполняет бригада, состоящая из следующих звеньев:
- звено по устройству анкерных упоров;
- звено по перестановке рельс-форм;
- звено по устройству песчаного выравнивающего слоя;
- звено по расстилке водостойкой бумаги, установке
поперечной арматуры и прокладок для швов расширения;
- звено по раскладке и натяжению струн;
- звено по устройству бетонного покрытия с нарезкой швов
машиной ДНШС-60;
- звено по нарезке швов расширения машиной Д-432 и заливке
их мастикой;
- звено по бетонированию технологических разрывов.
Машинист каждой машины обязан: в начале смены проверить готовность
машины к работе, устранить мелкие неисправности, заправить машину горючим и
водой, в процессе работы управлять машиной, а в конце смены очистить машину и,
в случае необходимости, сообщить механику о неисправности машины.
Работа организуется в две смены, за исключением звена по
устройству анкерных упоров, которое работает в одну смену.
Звено по устройству анкерных упоров
Машинист автокрана K-51
|
5 разр. - 1
|
Машинист электростанции ПЭС-15
|
5
" - 1
|
Дорожный рабочий
|
4
" - 1
|
Такелажник
|
3
" - 1
|
Бетонщики
|
4
" - 1
|
|
3
" - 1
|
Это звено работает в одну
смену. Автокран используется во вторую смену на захватке по раскладке и
натяжению струн для установки вертушек и бухт, а также уборки их по окончании
работ.
Дорожный рабочий по указанию мастера или бригадира в начале
смены производит разбивочные работы, а затем вместе с машинистом автокрана и
такелажником устанавливает анкерные плиты.
Бетонщики 4 и 3 разр. подрубают торцы цементогрунтового
основания, отрывают траншею для упора, устанавливают деревянную опалубку,
укладывают и уплотняют бетонную смесь, выравнивают поверхность и осуществляют
уход за свежеуложенным бетоном.
Звено по перестановке рельс-форм
Машинисты автокранов K-51
|
5 разр. - 2
|
Машинист трактора
|
5
" - 1
|
Такелажники
|
3
" - 2
|
Дорожные рабочие
|
4
" - 2
|
|
3
" - 2
|
|
2
" - 1
|
Такелажник 3 разр. и
дорожный рабочий 2 разр. совместно с машинистами автокрана и трактора извлекают
штыри, закрепляющие рельс-формы к основанию с помощью лапчатого лома, отделяют
рельс-формы от бетона, стропуют и грузят рельс-формы на тракторный прицеп.
Во время перевозки рельс-форм эти же рабочие освобождают
следующие рельс-формы и засыпают грани бетонного покрытия. Дорожные рабочие 4 и
3 разр., работая по два на каждой нитке рельс-форм, выполняют разбивочные
работы /совместно с мастером/, готовят основание под рельс-формы, устанавливают
деревянные подкладки под стыки рельс-форм, устанавливают рельс-формы, рихтуют
их в плане и по высоте и крепят к основанию с помощью штырей.
Машинист автокрана и такелажник 3 разр. подают рельс-формы к
месту установки.
Звено по устройству песчаного выравнивающего слоя
Машинист профилировщика Д-345
|
6 разр. - 1
|
Дорожные рабочие
|
2 " - 2
|
Дорожные рабочие 2 разр.
по обе стороны профилирующего отвала следят за непрерывностью песчаного валика
по всей длине отвала и, при необходимости, подбрасывают недостающее количество
песка или удаляют его излишки.
Звено по расстилке водостойкой бумаги и установке поперечной
арматуры
Дорожные рабочие
|
4 разр.-1
|
|
3 " - 2
|
|
2 " - 1
|
Двое дорожных рабочих 3 и
2 разр. расстилают водостойкую бумагу, намечают место расположения деревянных прокладок
швов расширения и производят их установку.
Дорожные рабочие 4 и 3 разр. устанавливают бетонные
подкладни и поперечную арматуру, каркасы в местах швов расширения и сжатия, а после
выполнения этих на всей захватке помогают звену по раскладке и натяжению струн.
Звено по раскладке и натяжению струн
Арматурщики
|
5 разр.-1
|
|
4
" - 1
|
|
3
" - 1
|
Такелажник
|
3
" - 1
|
|
|
Машинист автокрана и такелажник
устанавливают вертушки и мотки проволоки.
Арматурщик 3 разр. распутывает проволоку и находит ее концы
в мотках.
Машинист бульдозера и дорожные рабочие 4 и 3 разр. из
предыдущего звена монтируют раскладочную траверсу на бульдозере, снимают ее по окончании
работ, устанавливают оснастку для натяжения струн. При раскладке струн дорожный
рабочий 4 разр. находится в кабине бульдозера и следит за сигналами,
подаваемыми от вертушек, а дорожный рабочий 3 разр. и арматурщик 3 разр. идут
за бульдозером, заправляя струны в прорези деревянных прокладок-гребенок.
Арматурщики 5 и 4 разр. производят демонтаж и установку
анкерных захватов, заправку струн в конусные втулки и закрепление пучков струн
на траверсе бульдозера. При раскладке струн они следят за правильным вращение
вертушек, в случав неполадок, подают сигнал на бульдозер, по которому он
немедленно останавливается. После раскладки струн они помогают машинисту
бульдозера устанавливать оснастку для натяжения струн и после натяжения струн
замеряют силы натяжения прогибомером.
Звено по бетонированию покрытия
Состав звена
|
|
Машинист бункерного распределителя
цементобетонной смеси Д-375
|
6
разр. - 1
|
Машинист бетоноотделочной машины
|
6
" - 1
|
Помощник машиниста машины Д-376
|
5
" - 1
|
Машинист нарезчика швов ДНШС-60
|
5
разр. - 1
|
Машинист машины М-28-60
|
5
" - 1
|
Машинист электростанции ЖЭС-З0С
|
5
" - 1
|
Слесарь строительный
|
4
" - 1
|
Бетонщики
|
4
" - 2
|
|
3
" - 3
|
|
2
" - 4
|
Дорожные рабочие
|
2
" - 2
|
Один бетонщик 2 разр.
постоянно находится на мостике бункерного распределителя, он очищает кузова
самосвалов от остатков бетонной смеси штыковой лопатой с удлиненной ручкой.
Двое бетонщиков 2 разр. в начале смены смазывают разжиженным
битумом внутренние грани рельс-форм и струны у швов расширения, а затем
переходят к машине Д-376, где подбрасывают бетонную смесь к лопастному валу и
очищают рельс-формы от остатков смеси.
После прохода распределителя Д-375 один бетонщик 2 разр.
уплотняет смесь глубинным вибратором вдоль рельс-форм.
Вслед за бетоноотделочной машиной Д-376 два бетонщика /4 и 3
разр./ с обеих сторон устраняют мелкие дефекты /раковины, впадины/ на
поверхности покрытия гладилками, удаляют цементное молоко капроновыми щетками,
проверяют ровность покрытия 4- метровой рейкой.
Один бетонщик 3 разр., постоянно находящийся на мостике
нарезчика ДНШС-60, отделывает поверхность покрытия в зоне шва, а также помогает
машинисту нарезчика устанавливать бухты изола, крепить ленту в начале шва,
извлекать ленту из прорези сошника.
Два бетонщика /4 и 3 разр./ отделывают кромки покрытия,
закругляя их специальными гладилками и, при необходимости, помогают бетонщикам
по отделке поверхности покрытия.
Дорожные рабочие засыпают поверхность покрытия песком.
Звено по нарезке швов в затвердевшем бетоне
Машинист электростанции ЖЭС-30С
|
5 разр. - 1
|
Машинист нарезчика Д-432
|
5
" - 1
|
Дорожные рабочие
|
3
" - 1
|
|
2
" - 1
|
Дорожный рабочий 2 разр.
очищает полосу от песка, помогает машинисту нарезчика перемещать рельс, шланги,
кабели.
Дорожный рабочий 3 разр. приготавливает битумную мастику и
заливает ею швы.
Звено по бетонированию технологических разрывов
Машинист электростанции ПЭС-15
|
5 разр. - 1
|
Бетонщики
|
3 " - 2
|
Бетонщики 3 разр. очищают
и смачивают поверхность анкерных плит, укладывают и уплотняют бетонную смесь,
отделывают поверхность и осуществляют уход за свежеуложенным бетоном.
Рис 1. Технологическая схема
устройства струнобетонного покрытия:
1 - бульдозер на тракторе С-100; 2 - автокран K-51; 3 - электростанция
ПЭС-15; 4- автокран K-51; 5 - трактор ДТ-54; 6 - автогрейдер Д-144; 7 -
профилировщик основания Д-345; 8 - бульдозер на тракторе С-100; 9 - автомобиль-самосвал;
10 - распределитель цементобетонной смеси Д-375; 11 - бетоноотделочная машина
Д-376; 12 - нарезчик швов ДНШС-60; 13 - машина для розлива битумной эмульсии
М-28-60; 14 - поливомоечная машина ПМ-8; 15 - электростанция ЖС-300; 16 -
емкость для воды; 17 - нарезчик швов Д-432А /Д-432/; 18 - котел для битумной
мастики; 19 - вагончик для отдыха рабочих; 20 - передвижной туалет