ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ "ОРГТРАНССТРОЙ"
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
СООРУЖЕНИЕ
ВОДОПРОПУСКНОЙ ТРУБЫ ИЗ ГОФРИРОВАННОЙ СТАЛИ
Содержание
Технологическая карта
разработана с учетом прогрессивных методов организации строительства и
производства работ, а также методов научной организации труда и предназначена
для использования при разработке проекта производства и организации работ и
труда на объектах железных и автомобильных дорог.
В технологической карте предусмотрено сооружение трубы
диаметром 1,5, длиной 26,5 м под железные и автомобильные дороги.
Конструкция трубы принята в соответствии с альбомом
Ленгипротрансмоста «Рабочие чертежи опытных водопропускных труб из
гофрированного металла отверстием 1-3 м для железных и автомобильных дорог»,
издание 2-е, 1973 г.
Трубу монтируют из секций длиной до 10 м, которые собирают
из элементов заводского изготовления размером 975×1760×1,5 мм, с
противокоррозионным покрытием из слоя грунтовки и одного слоя мастики МБР-65.
Основание под трубу устраивают из песка, песчано-гравийной или песчано-щебеночной
смеси с крупностью частиц до 50 мм. Под крайними секциями трубы устраивают
противофильтрационные экраны из грунтоцементной смеси.
Водопропускные трубы возводят до отсыпки земляного полотна и
укладки пути. Укрепление русла у входного и выходного отверстий трубы в
технологической карте не предусмотрено.
Во всех случаях применения технологической карты необходима
привязка ее к местным условиям производства работ.
Подготовка строительной площадки
Площадку в зоне строительства трубы очищают от растительного
грунта и планируют бульдозером с приданием уклонов, обеспечивающих сток воды от
трубы. Естественное русло со стороны выходного оголовка расчищают, а у входного
оголовка на расстоянии не менее 1,5 м от контура котлована перекрывают грунтом
и устраивают обводную канаву или обвалование строительной площадки. Эти меры
должны обеспечивать полный отвод поверхностных вод от котлована.
Для завоза оборудования, материалов и конструкций
бульдозером расчищают и планируют подъездные дороги.
Разбивочные работы
Проектная организация должна закрепить в натуре и сдать по
акту производителям работ точку пересечения оси дороги с продольной осью трубы,
продольную ось трубы, закрепленную высотными кольями (рис. 1, а), а также
репер.
При разбивке расстояние между закрепляющими столбами не
менее двух раз промеряют стальной лентой или рулеткой, а теодолитом - угол
между осями. Контур котлована под основанием и противофильтрационные экраны
обозначают колышками. На расстоянии 1 м от границ котлована устраивают обноску
из досок и брусьев (рис. 1, б) и обозначают на ней ось трубы. Обноску
желательно заглублять в землю для предохранения от повреждения бульдозером.
Рис. 1.
Схема разбивки котлована трубы:
1 - выносные столбы: 2 -
точка и сторожок с надписью «ось», «пикет», «плюс»; 3 - обноска из брусьев или
досок; 4 - котлован; 5 - гвоздь; 6 - свая обноски диаметром 8-10 см
Размещение оборудования, конструкций и материалов на
строительной площадке
Конструкции трубы в полном комплекте (пакеты гофрированных
элементов, окаймляющие уголки, болты, гайки и шайбы, а также монтажные болты)
сгружают и размещают на одной половине строительной площадки, а другую половину
используют для размещения вспомогательного оборудования и стоянки строительных
машин.
Порядок размещения элементов должен быть увязан с
технологической последовательностью монтажа трубы. При разгрузке пакетов
гофрированных элементов должна быть обеспечена их сохранность. Пакеты стропят обычным
тросом с прокладкой из брезента или другого материала, исключающего возможность
повреждения цинкового покрытия элементов. Секции трубы укладывают на деревянные
подкладки размером 25×8 см, длиной 2 м. Пакеты гофрированных элементов
укладывают на ребро на деревянные подкладки.
Устройство котлована и основания
Котлован отрывают продольными проходами бульдозера от
выходного оголовка с отсыпкой грунта за пределами входного оголовка. До
проектной отметки котлован дорабатывают вручную под рейку с учетом продольного
уклона и строительного подъема трубы.
По спланированному и зачищенному дну котлована устраивают
основание из песка или песчано-гравийной смеси толщиной 0,4 м, шириной 2,5 м
(рис. 2).
Рис. 2.
Устройство песчаного основания под трубу:
1
- песчаное основание; 2 - грунт (песок) подбивки; 3 - тело трубы
Песок, доставляемый автомобилями-самосвалами, разгружают в
котлован, разравнивают бульдозером и уплотняют слоями по 20 см прицепным
виброкатком или гружеными автомобилями-самосвалами. В процессе отсыпки и
уплотнения основания устраивают строительный подъем лотка трубы.
После устройства основания приступают к устройству
противофильтрационных экранов шириной 2,5, длиной 2,8, толщиной 0,4 м.
Основание под крайними звеньями разрыхляют вручную, добавляют в грунт цемент,
тщательно перемешивают и уплотняют вручную трамбовками. Затем окончательно
планируют основание и, пользуясь обноской, натягивают по оси трубы шнур.
Сборка секций
Предварительную сборку секций делают либо на
централизованной сборочной базе, либо на месте строительства трубы.
Исходя из проектной длины трубы и возможностей перевозки их
имеющимися транспортными средствами, длину секций трубы назначают от 3,8 до 10
м. В технологической карте принимаем для удобства монтажа длины секций: 6,4 м -
две секции и 5,5 м - две секции.
Перед началом работ по сборке секций проверяют маркировку,
снимают упаковку с пакетов гофрированных элементов, окаймляющих уголков,
вскрывают ящики с крепежными элементами, отбраковывают и выправляют погнутые
места деревянным молотком. Болты, гайки, шайбы отбраковывают, сортируют и
поднося г к месту сборки секций.
На спланированной площадке из элементов собирают звенья, а
затем из звеньев-секции.
При сборке звена два элемента соединяют внахлестку на 3-4
болта в середине продольных стыков, при этом гайки навертывают вручную.
Центровку отверстий в элементах для постановки болтов осуществляют ломиками,
вставляя их в отверстия, расположенные рядом. Затем берут третий элемент и
также внахлестку соединяют с двумя предыдущими элементами с постановкой в
стыках по 3-4 болта. Каждый элемент укладывают так, чтобы один его короткий
торец находился на наружной поверхности звена, а другой - на внутренней.
Собранные звенья последовательно поднимают и устанавливают в
горизонтальное положение так, чтобы продольные стыки в них были на одном
уровне, а расположение нахлеста было строго одинаково и на одном уровне.
Звенья объединяют в секции соединительными элементами (рис.
3).
Соединительный элемент коротким торцом вводят на величину
одного - четырех шагов а отверстий поперечных стыков в зазор между элементами
звеньев и фиксируют болтами поперечного стыка. Таким образом, продольные стыки
в звеньях располагаются с взаимной сдвижкой на величину а. Величину сдвижки
принимают постоянной для каждой трубы. При установке соединительных элементов
3-4 болта наживляют вначале в средних частях продольных и поперечных стыков,
затем устанавливают остальные болты, причем в крайних звеньях секций ставят
примерно 40 % общего количества болтов и не затягивают их, что облегчает
последующую центровку болтовых отверстий при объединении секций. Последними
ставят болты в местах соединения трех гофрированных элементов.
Рис. 3.
Последовательность сборки секций трубы из отдельных звеньев:
1 - собранные звенья; 2 -
соединительные элементы; а - величина сдвижки продольных стыков (римскими
цифрами показан порядок установки элементов при сборке звеньев)
Болты затягивают электрическими (ИЭ-3101) или
пневматическими (ИП-3103) гайковертами (приложение 2).
После соединения двух звеньев получается секция длиной 2,7
м. Готовые секции складируют на площадке, укладывая их на деревянные подкладки
длиной 2 м, располагаемые поперек трубы.
Монтаж трубы из секций
Перед монтажными работами все сборные элементы трубы осматривают,
раскладывают вдоль оси трубы ящики с болтами и соединительные элементы.
Секции монтируют автомобильным краном, устанавливаемым на
расстоянии 2,5 м от края котлована на аутригеры.
Монтаж трубы начинают с выходного оголовка. Секции трубы
стропят обычным тросом с прокладкой из брезента в местах обхвата трубы. Стропы
размещают на расстоянии четверти длины секций от их торцов.
Секции трубы устанавливают на спрофилированное основание на
деревянные подкладки так, чтобы продольные швы соединяемых торцов секций имели
одинаковый нахлест и были расположены на одном уровне. Расстояние между торцами
секций (центрами отверстий поперечных стыков) должно быть равно полезной ширине
элемента-910 мм. Затем приступают к стыковке секций труб стандартными соединительными
элементами. Стыки выполняют внахлестку так же, как при объединении звеньев.
Каждый соединительный элемент укладывают так, чтобы один его
торец находился на наружной поверхности секций, а другой - на внутренней. Для
этого первый соединительный элемент коротким торцом вводят в зазоры продольных
стыков соединяемых секций на величину а (рис. 4). Элемент закрепляют
постановкой двух болтов в середине каждой его длинной стороны. Точно так же
устанавливают и закрепляют последующие два элемента. Затем ставят по 3-4 болта
в средних частях продольных стыков соединительных элементов.
Рис. 4.
Схема соединения двух секции стандартными элементами:
а - величина сдвижки
продольных стыков; 1 - продольный стык; 2 - поперечный стык. Римскими цифрами показан
порядок установки звеньев при сборке звеньев
После этого устанавливают все болты в продольном и
поперечном швах от середины шва к его концам и затягивают электрическими или
пневматическими гайковертами.
В такой же последовательности стыкуют следующие секции труб.
Для придания жесткости с обоих концов трубы окаймляющие
уголки размером 40×40×4 мм, длиной 4,7 м прикрепляют болтами. Болты
затягивают гайковертами.
Устройство дополнительного защитного покрытия
Дополнительное защитное покрытие состоит из грунтовки и
битумно-резиновой мастики. Толщина слоя мастики должна быть не менее 2 мм.
Дополнительное защитное покрытие, как правило, наносят на
строительной площадке после окончания сборки трубы, но его можно наносить также
на сборочной базе.
В этом случае на торцах секций оставляют участки (примерно
0,3-0,5 м), не покрытые мастикой. Тогда на строительной площадке покрывают
грунтовкой и мастикой только соединительные элементы и незащищенные участки
секций, а также дефектные места, появляющиеся в покрытии при транспортировке
секций.
При транспортировке секций
труб с защитным покрытием на опорные брусья следует укладывать войлочные
прокладки, покрытые разделительными прослойками парафинированной или
битуминированной бумаги. В жаркое время (при температуре воздуха свыше + 30 °С)
во избежание оползания битумного защитного покрытия секции при
транспортировании следует укрывать инвентарными покрывалами из смоченного водой
брезента.
На собранную трубу сначала наносят грунтовку следующего
состава:
Битум БН-4 (по ГОСТ 6617-56)
|
25-36 %
|
Масло индустриальное селективной
очистки марки ИС-45 (по ГОСТ 8675-62)
|
5 %
|
Автомобильный бензин
(неэтилированный) (по ГОСТ 2084-67)
|
60-70
%
|
Грунтовку приготовляют в емкости объемом 30-50 л. В
расплавленный, обезвоженный и охлажденный до температуры 110-120 °С битум
добавляют индустриальное масло, затем тонкой струей смесь вливают в емкость с
бензином при непрерывном перемешивании. Приготовленная битумная грунтовка
должна иметь вязкость 10-15 сек при температуре + 20 °C. Перед нанесением
грунтовки трубу очищают стальными щетками и ветошью, смоченной в бензине.
Грунтовку наносят краскораспылителями С-562 или С-562А
(приложение 2) сразу после очистки трубы на сухую поверхность, избегая
образования сгустков, подтеков, пузырей.
Затем наносят слой битумной мастики МРБ-65 следующего
состава:
Битум БН-4 (по ГОСТ 6617-56)
|
88 %
|
Наполнитель (резиновая крошка) (по
ТУ 51-408-83-68)
|
5 %
|
Пластификатор - зеленое масло (по
ГОСТ 2985-64)
|
7 %
|
Для приготовления мастики используют открытые
битумно-плавильные котлы с механическим перемешиванием компонентов.
Битум дробят и загружают в варочный котел. В расплавленный
обезвоженный битум добавляют подогретый до 110-120 °С наполнитель - резиновую
крошку. Составляющие компоненты непрерывно перемешивают при температуре 180-200
°С в течение 2-3 ч. Перед окончанием варки мастики вводят пластификатор
(зеленое масло), тщательно перемешивая всю массу до однородного состояния.
Мастику изоляционного покрытия наносят на загрунтованную
поверхность трубы не позднее чем через сутки.
В процессе нанесения на трубу защитных покрытий при
температуре воздуха ниже + 30 °C рабочая температура разогретой битумной
мастики должна быть в пределах 160-180 °С, а при температуре воздуха выше
30-150 °С. На гофрированную поверхность трубы битумно-резиновую мастику МРБ-65
наносят послойно при помощи передвижной битумной установки ПКБ
Главстроймеханизации (приложение 2). Для получения равномерного слоя толщиной 2
мм расстояние форсунки от поверхности должно быть в пределах 0,5-1,5 м.
Засыпка трубы
Трубу засыпают после окончания монтажа и устройства
защитного покрытия. Для защиты от возможного повреждения во время осадков трубу
обсыпают грунтом на высоту, превышающую диаметр трубы на 0,5 м.
Расстояние от бровки отсыпки до стенки трубы должно быть
порядка двух диаметров, но не менее 4 м (рис. 5).
Для засыпки труб применяют щебенистые и гравелистые грунты с
крупностью частиц до 50 мм, пески (за исключением пылеватых), а также
непылеватые глинистые грунты оптимальной влажности.
Рис. 5.
Схема засыпки трубы:
1
- песчаное основание; 2 - зона уплотнения грунта ручным механизированным
инструментом; 3 - грунт засыпки, уплотненный автомобилями-самосвалами; l=2D, но не менее 4 м; в - не менее 0,3 м
Запрещается применять для засыпки труб торф, ил, мелкий
песок с примесью ила, илистые суглинки, меловые, тальковые и трепельные грунты,
а также жирные глины.
Засыпку водопропускной трубы ведут с тщательным уплотнением
горизонтальными слоями толщиной 15-20 см по всей ширине насыпи. Отсыпают грунт
автомобилями-самосвалами или экскаватором, разравнивают - бульдозером. Грунт
отсыпают одновременно с обеих сторон трубы, не допуская разницы в уровнях
засыпки более 20 см.
Послойное уплотнение призм грунта, исключая область в
непосредственной близости от конструкции, производят гружеными
автомобилями-самосвалами МАЗ-205 или МАЗ-503.
Для уплотнения грунта засыпки труб можно использовать машину
для уплотнения грунта в стесненных условиях на базе бульдозера Д-535 (приложение
2).
После отсыпки и планировки каждого слоя грунта толщиной не
более 20 см груженый автомобиль-самосвал медленно (до 10 км/ч) перемещается
вдоль трубы вперед-назад (рис. 6),
Рис. 6. Схема уплотнения грунта засыпки груженым автосамосвалом:
1
- тело трубы; 2 - грунт засыпки после уплотнения; 3 - грунт засыпки до
уплотнения; 4 - схема перемещения колес автомобиля-самосвала; в - не
менее 0,3 м
удаляясь от трубы на половину ширины колеса. После укатки
грунта по всей площади уплотняемого слоя операцию повторяют с тем, чтобы колесо
по одному следу прошло 3-4 раза. В непосредственной близости от трубы грунт
уплотняют электротрамбовками ИЭ-4501 и ИЭ-4503 (приложение 2).
Плотность грунта засыпки должна быть не менее 95 %
максимальной.
Указания по технике безопасности
Погрузочно-разгрузочными монтажными работами должен
руководить мастер или прораб.
Во избежание перегрузки крана запрещается поднимать
элементы, засыпанные землей или сметам, а также примерзшие к земле. Во всех
случаях подъема элементов грузовой полиспаст должен занимать вертикальное
положение.
Во время подъема элемента запрещается нахождение под стрелой
крана и не ближе 5 м к зоне его действия.
При разработке котлованов и монтаже труб запрещается
движение строительных машин и транспортных средств, а также размещение грузов в
пределах призмы обрушения.
При варке битумной мастики в котле заполнение котлов не
должно превышать 3/4 их геометрической емкости. Запрещается загружать в котел
влажные материалы.
При возгорании битума в котле следует плотно закрыть
горловину крышкой и заглушить топку. Запрещается заливать горящий битум водой,
его следует тушить только сухим песком.
При ожоге битумом нужно смыть его с кожи соляровым маслом, а
затем сделать примочку из 95 %-ного этилового спирта.
При монтаже секций труб элементы следует устанавливать
специальными крюками. Монтируемый элемент можно освобождать от крюков только
после фиксации его положения в конструкции монтажными ломиками.
Запрещается находиться внутри трубы непосредственно под
монтируемым элементом, а также устанавливать соединительные болты до тех пор,
пока положение этого элемента не зафиксировано монтажными ломиками не менее чем
в двух точках.
При перекатке смонтированной трубы или ее секций следует
находиться позади конструкции (по направлению перекатки).
Подъем секций пли полностью смонтированной конструкции
краном допускается только после затяжки всех болтов, кроме болтов в крайних
звеньях секций.
Рабочие, занятые приготовлением и применением битумных мастик,
должны быть обеспечены спецодеждой, а также защитными очками, респираторами.
При устройстве асфальтобетонного лотка в трубе устраивают
приточно-вытяжную вентиляцию и обеспечивают электроосвещение места работ с
использованием взрывобезопасной арматуры на напряжение 12 в.
При сооружении трубы следует
руководствоваться следующей технической литературой:
1. Строительные нормы и правила, часть III, раздел Д, глава
2 «Мосты и трубы. Правила организации производства работ, приемка в
эксплуатацию» (СНиП III-Д.2-62).
Госстрой, М., 1964 г.
2. «Технические указания по проектированию, изготовлению и
постройке металлических гофрированных водопропускных труб» (для опытного
применения) , М., Оргтрансстрой, 1972 г.
3. «Рекомендации по технологии постройки металлических
гофрированных водопропускных труб на железных и автомобильных дорогах», ЦНИИС,
М., 1974 г.
4. «Правила техники безопасности и производственной
санитарии при сооружении мостов и труб», Оргтрансстрой, М., 1968 г.
5. СНиП III-А.11-70
«Техника безопасности в строительстве», Госстрой, М., 1970 г.
6. Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и
содержании автомобильных дорог», Транспорт, М., 1969 г.
Работы по строительству трубы ведут как правило, поточным
методом.
Для выполнения работ организуют бригаду следующего
состава:
Звено подготовительного
цикла (№ 1)
|
Монтажники конструкций
|
4 разр.-1
|
|
2 » -1
|
Землекоп
|
2 » -1
|
Звено монтажников (№ 2)
|
Монтажники конструкций
|
4 разр.-2
|
|
3 » - 2
|
|
2 » -1
|
Звено изолировщиков (№ 3)
|
Машинист распылительного агрегата
|
4 рззр.-1
|
Дорожные рабочие
|
3 » -2
|
Звено подготовительного цикла выполняет разбивочные
работы и устройство обноски, прием и размещение оборудования, прием и
складирование пакетов элементов, ящиков с болтами, гайками, шайбами,
окончательную планировку и зачистку дна котлована после его отрывки
бульдозером, устройство песчаного основания в котловане.
Монтажники выполняют разбивочные работы, принимают и
складируют элементы трубы. Они же помогают землекопу выравнивать дно котлована.
После освидетельствования и приемки котлована мастером все трое устраивают
песчаное основание. Для временной работы звену придают бульдозер и автокран.
Звено монтажников занимается сборкой секций. Монтажники 4 и
3 разр. разбиваются на две группы и независимо друг от друга собирают
одновременно две секции. Монтажник конструкций 2 разр. подносит на площадку
сборки гайки, болты, шайбы. Собрав нужное количество секций, монтажники
приступают к монтажу трубы, укладывают на основание деревянные лаги, стропуют
секции трубы, при помощи крана устанавливают их в проектное положение на
основание и стыкуют соединительными элементами. Звену придают для работы
автокран.
Звено гидроизолировщиков очищает поверхность трубы и при
помощи битумной установки ПКБ Главстроймеханизации наносит на поверхность трубы
грунтовку и битумную мастику.
Закончив гидроизоляционные работы, дорожные рабочие убирают
лаги, подбивают песок под тело трубы, уплотняют грунт непосредственно у трубы
электрической трамбовкой. Звену придают бульдозер Д-271, который надвигает
грунт для засыпки трубы, и экскаватор Э-302, оборудованный грейферным ковшом.
Машинисты машин обязаны в начале смены (или в начале работы
при малом объеме работ) проверить готовность машин к работе, устранить мелкие
неисправности, заправить машину горючим и водой, в процессе работы управлять
машиной, а в конце смены (или работы) очистить машину и сообщить механику о
замеченных неисправностях. Машинист крана до начала работ обязан проверить и
опробовать такелаж и монтажное оборудование.