ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ "ОРГТРАНССТРОЙ"
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
УСТРОЙСТВО
АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Технологическая карта составлена на основе применения научной
организации труда и предназначена для использования при разработке проекта
производства работ и организации работ и труда на объекте.
В технологическую карту включены: подготовка основания,
укладка асфальтобетонной или битумоминеральной смеси асфальтоукладчиком и
уплотнение уложенной смеси катками.
Работы по поверхностной обработке покрытия в технологическую
карту не включены, так как эти работы следует выполнять в летних условиях.
В технологической карте предусмотрено устройство покрытий из
горячих и теплых асфальтобетонных из битумоминеральных смесей, составленных по
типу асфальтобетонных, а также обязательное соблюдение следующих условий
организации труда. Непрерывное обеспечение работ асфальтобетонной смесью;
подготовка асфальтобетонного завода /АБЗ/ и автомобилей-самосвалов для работы в
зимних условиях; увязка графиков работы АБЗ и укладки асфальтобетонного
покрытия; специальная подготовка основания к устройству асфальтобетонных
покрытий в зимнее время по способам, изложенным в "Технических указаниях
по строительству автомобильных дорог в зимних условиях" , Оргтрансстрой, 1966.
Технологическая карта "Устройство асфальтобетонных
дорожных покрытий в зимних условиях" издается как проект для применения и
проверки в производственных условиях. В связи с этим институт
"Оргтрансстрой" просит строительные и нормативно-исследовательские
организации, которые будут применять данную технологическую карту, направлять
свои замечания и предложения по адресу: Москва, Б-66, Ольховская ул., 25.
Главный инженер института "Оргтрансстрой"
/В. Максимович/
Во всех случаях применения технологической карты необходима
привязка ее к местным условиям работы.
Содержание
Подготовка основания состоит в очистке его от снега. Для
удаления оставшейся наледи по основанию рассыпают поваренную соль /0,5-2 кг/м2/,
а затем, после оттаивания наледи, очищают основание автомобильной щеткой за 2-3
прохода по одному месту.
Непосредственно перед укладкой асфальтобетонной смеси
основание должно быть просушено и подогрето асфальторазогревателями.
Режим работы разогревателей устанавливают на месте работ
так, чтобы основание перед укладкой асфальтобетонной смеси имело температуру не
ниже + 15 °С.
После прохода разогревателя основание должно быть очищено от
пыли капроновой щеткой, а затем обработано горячим жидким
Технологическая схема
устройства асфальтобетонного покрытия в зимнее время:
1 - асфальторазогреватель; 2 - передвижной битумный котел; 3 -
автосамосвал с асфальтобетонной смесью; 4 - асфальтоукладчик; 5 - моторные
катки; 6 - упорные брусья.
битумом марки A-1, A-2 с помощью ручного распределителя при
норме розлива 0,6 л/м2.
Расстояние между разогревателем и асфальтоукладчиком должно
быть минимальным, но достаточным для заезда автомобилей-самосвалов,
доставляющих асфальтобетонную смесь /15-20 м/.
Укладка асфальтобетонной смеси начинается с установки по
бокам укладываемой полосы упорных брусьев.
Места сопряжений с другой полосой обрубают, прогревают
асфальтобетонной смесью и смазывают горячим битумом.
Неровности на основании заделывают асфальтобетонной
смесью.
Асфальтобетонную смесь к месту укладки доставляют в
автомобилях-самосвалах, имеющих утепленные кузова.
Доставленные к месту укладки смеси должны иметь минимальную
температуру в зависимости от температуры воздуха /табл. 1 и 2/.
Таблица 1
Минимальная температура горячих смесей в °С
Температура воздуха в период укладки смеси в °С
|
Вяжущее вещество
|
от
|
до
|
БНД-2
|
Разжиженный битум Б-6
|
Битум БНД-2 и БНД-1 с поверхностно-активными добавками
|
БНД-1
|
10
|
5
|
140
|
110
|
115
|
120
|
5
|
0
|
150
|
120
|
125
|
130
|
0
|
-5
|
не применяется
|
130
|
не применяется
|
140
|
Минимальная температура теплых смесей в °С
Температура воздуха в период укладки смеси в °С
|
Вяжущее вещество
|
от
|
до
|
А-6
|
Б-6
|
БНД-0
|
10
|
5
|
60
|
60
|
80
|
5
|
0
|
70
|
70
|
90
|
0
|
-5
|
80
|
80
|
100
|
-5
|
-10
|
не применяется
|
90
|
110
|
Асфальтобетонную смесь
укладывают асфальтоукладчиком Д-150 Б при соблюдении следующих условий.
Длина укладываемой полосы должна быть не более 20-25 м;
выглаживающую плиту укладчика нужно периодически подогревать
форсункой;
асфальтоукладчик работает с включенным вибробрусом;
выглаживающая плита асфальтоукладчика должна быть
установлена в такое положение, чтобы толщина укладываемого слоя была на 15-20%
больше проектной толщины.
При кратком перерыве в доставке смеси машинист оставляет в
бункере немного смеси до подхода следующего самосвала.
После прохода асфальтоукладчика раковины и задиры на
поверхности уложенного слоя заделывают вручную.
Толщину слоя периодически измеряют и регулируют
выглаживающей плитой.
В местах сопряжений с другой полосой, а также у упорных
брусьев пустоты заполняют горячей смесью, а поверхность тщательно затирают
райбовкой, места сопряжений и края полосы немедленно уплотняют тяжелом катком
/10-12 т/ за 2-3 прохода по одному следу.
После проходов катка в местах сопряжений наплывы смеси
срезают горячей лопатой, швы затирают райбовкой и заглаживают горячим утюгом.
Места, недоступные укатке /у бортовых камней, вокруг люков
смотровых колодцев/, трамбуют вручную горячей трамбовкой.
В процессе работы совковые лопаты, грабли, трамбовки и утюги
нагревают на жаровнях.
Нижний слой покрытия, который на зиму не накрывают верхним слоем,
устраивают из плотных смесей.
Уплотнение уложенной смеси выполняют тяжелые вальцовые катки
массой 10-12 т, подготовленные к работе в зимних условиях. Вальцы катков перед
укаткой должны быть заполнены горячими водой или маслом и оборудованы автоматическими
смазчиками.
Уложенную асфальтобетонную смесь сразу уплотняют тяжелыми
моторными катками за 20-25 продольных проходов по одному месту.
Укатку ведут сразу ко всей ширине уложенной полосы, для
этого катки располагают в шахматном порядке.
Первыми двумя проходами катков по одному месту на первой
передаче уплотняют края полосы и среднюю часть.
На прикатанной полосе проверяют ровность покрытия
четырехметровой рейкой, а поперечный уклон - шаблоном, и исправляют дефектные
места /укатка в это время не прекращается/.
Последующая укатка до окончательного уплотнения ведется на
максимальной скорости /4-7 км/ч/ одновременно по всей полосе с перекрытием
следов на 20-30 см.
Укатку нужно вести в
высоком темпе с тем, чтобы температура смеси к концу укатки была не ниже:
80-75 °С для горячих смесей
|
50-35 °С для теплых смесей на битуме марки БНД-0
|
35-25 °С -"- Б-6, А-6
|
В процессе укатки вальцы
катков нужно смачивать мыльной или соленой водой /1 кг соли на одно ведро
воды/.
Дефектные места после первых проходов катка исправляют
следующим образом.
Места, где имеются раковины и задиры, заделывают горячей
смесью и затирают райбовкой;
в местах с избытком смеси поверхность слоя разрыхляют
железными граблями, лишнюю смесь снимают совковой лопатой, поверхность затирают
райбовкой;
в пониженных местах поверхность слоя разрыхляют железными
граблями, добавляют горячую смесь под каток;
в местах с пережженной, плохо перемешанной или
"жирной" смесью границы дефектного участка очерчивают прямыми
линиями, бракованную смесь удаляют, на ее место укладывают доброкачественную
смесь и сейчас же уплотняют катком. Швы сопряжений должны быть затерты
райбовкой и заглажены горячим утюгом.
Если после укатки поверхности обнаруживают раковины, то
такие же места следует обработать горячей смесью или горячим жидким битумом
/0,3-0,4 л/м2/. Битум растирают по поверхности покрытия деревянным
движком, обитым резиной, а затем это место посыпают минеральной смесью,
состоящей из песка /70%/, и минерального порошка /30%/.
Число проходов катка по одному месту, необходимое
для полного уплотнения смеси, устанавливает на месте работ лаборант.
Перед последними проходами катков места сопряжений /швы/
повторно заглаживают горячим утюгом и укатывают катком.
Требования по качеству работ и указания по уходу за покрытием
После уплотнения уложенного слоя катками упорные брусья
снимают и переносят к следующему месту укладки. Кромки слоя обрубают по шнуру.
Обочины отсыпают на толщину уложенного слоя и уплотняют катками.
На однослойном покрытии или верхнем слое двухслойного
покрытия с наступлением лета должна быть проведена поверхностная обработка.
Зазор под трехметровой рейкой не должен превышать 5 мм;
допустимые отклонения от проекта составляют: по толщине слоя - 10 %, по
поперечному уклону - 5 °/оо; на поверхности покрытия не должно быть
заметных следов от проходов катков и швов в местах сопряжений.
Асфальтобетонные смеси, укладываемые в горячем состоянии при
пониженных температурах, должны удовлетворять требования ГОСТ 9128-59, а битумоминеральные
и теплые смеси требованиям ВСН 93-63.
При приготовлении асфальтобетонных и битумоминеральных
смесей на асфальтобетонных заводах и доставки смесей к месту укладки следует
руководствоваться "Техническими указаниями по строительству автомобильных
дорог в зимних условиях" ВСН 120-65.
Работы по устройству асфальтобетонных покрытий организуют в
две смены.
В каждую смену работы выполняет комплексная бригада из двух
звеньев /по подготовке основания и звена по укладке и уплотнению смеси/.
Звено по подготовке основания
Машинисты разогревателей
|
5 разр. -2
|
Машинист распределителя битума
|
4 " -1
|
Дорожный рабочий
|
2 " -1
|
В состав звена не включен водитель
автощетки, который выполняет работу по мере необходимости.
Звено очищает основание автощеткой, просушивает и нагревает
его разогревателей, а затем обрабатывает горячим битумом. Распределение
обязанностей машинистов вытекает из назначения машин, обслуживаемых ими.
Дорожный рабочий подметает основание капроновой щеткой и помогает машинисту
ручного распределители битума.
Звено по укладке и уплотнению смеси
Машинист асфальтоукладчика
|
6 разр.-1
|
Машинисты моторных катков
|
5 " -3
|
Асфальтобетонщики:
|
5 " -1
|
|
5 " -1
|
|
4 " -1
|
|
3 " -4
|
|
2 " -1
|
Два асфальтобетонщика /3 и
2 разр./ производят впереди асфальтоукладчика разбивку створа и установку
упорных брусьев, снимают брусья и переносят их к новому месту укладки, обрубают
асфальтобетон в местах сопряжений и смазывают места сопряжений горячим битумом,
заделывают неровности основания горячей смесью.
Один асфальтобетонщик 3 разр. работает у приемного бункера
асфальтоукладчика: он подает сигналы на разгрузку и отход автомашин со смесью,
открывает их задний борт и очищает кузов; он наблюдает также за качеством
асфальтобетонной смеси, приостанавливает выгрузку недоброкачественной смеси и
предупреждает об этом асфальтобетонщика 5 разр.
За асфальтоукладчиком следуют асфальтобетонщик 5 разр. и два
асфальтобетонщика 3 разр.
Асфальтобетонщик 5 разр. проверяет правильность подготовки
основания и установки упорных брусьев;
контролирует температуру и качество укладываемой смеси, а
также толщину слоя уложенной смеси и при необходимости регулирует положение
выглаживающей плиты асфальтоукладчика;
дает указание асфальтобетонщикам на исправление дефектных
мест и машинистам катков о начале и порядке укатки;
совместно с асфальтобетонщиком 4 разр. окончательно
проверяет ровность и поперечный уклон уложенного слоя, дает указание на
исправление дефектных мест и заделку сопряжений;
после укатки смеси моторными катками осматривает готовое
покрытие, выявляет места, подлежащие вырубке или исправлению, и дает указание
асфальтобетонщикам на исправление этих дефектов.
Асфальтобетонщик 5 разр. также участвует в работе по
окончательной отделке сопряжений.
Асфальтобетонщики 3 разр., следуя за укладчиком по обеим
сторонам уложенной полосы, заделывают задиры и раковины, исправляют дефектные
места и заделывают швы в местах сопряжений с другой полосой, обрабатывают
кромки упорных брусьев.
Асфальтобетонщик 4 разр. следует за асфальтобетонщиками 3
разр. Он провернет ровность покрытия и поперечный уклон, выявляет дефектные
места и исправляет их, выполняет окончательно заделку сопряжений после прохода
катков, по указанию асфальтобетонщика 5 разр. вырубают и заделывают дефектные
места после укатки покрытия моторными катками.
Машинисты моторных катков уплотняют смесь.
В течение рабочей смены работы по укладке смеси ведут
непрерывно. Перерывы для приема пищи и отдыха рабочие делают поочередно с
разрешения бригадира.
На участок работы в часы заправки механизмов должны
доставляться горячая вода, горюче-смазочные материалы и подогретое машинное
масло.
При производстве работ в полевых условиях на участке работ
для рабочих должны быть оборудованы отапливаемые вагончики для приема пищи,
обогрева и кратковременного отдыха, душевая /вагон-баня/, теплые туалеты.