МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ВСЕСОЮЗНЫЙ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, ИНСТИТУТ
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Технологическая карта
|
Всесоюзный
проектно-технологический
институт транспортного строительства
«ВПТИТРАНССТРОЙ», 1980
|
УСТРОЙСТВО
БЫСТРОТОКА ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ РАЗМЕРОМ 0,49×0,49×0,1 м С ВОДОБОЙНЫМ
УСТУПОМ
1980 г.
Содержание:
Технологическая карта разработана, на основе методов
научной организации труда и предназначена для использования при разработке
проектов производства работ и организации труда на строительных объектах.
Быстротоки устраивают при строительстве
автомобильных дорог с продольным уклоном более 30‰, а также на отдельных
сложных пересечениях, где это требуется для обеспечения быстрого отвода воды с
покрытия.
В
технологической карте предусмотрено устройство быстротока из бетонных плит
размером 0,49×0,49×0,1 м вдоль
земляного полотна в целях предохранения его от размыва. Для гашения скорости
водного потока в конце быстротока устраивают водобойный уступ и лоток, пройдя
который вода сбрасывается в водопропускную трубу или лог.
Расположение
быстротоков определяют по проекту, в составе которого должен быть план соответствующего
участка автомобильной дороги с нанесенной осью быстротока.
Конструкция
быстротока принята по типовому проекту «Дорожные одежды автомобильных дорог
общей сети Союза ССР. Проектирование конструкций водоотводных устройств и их
укрепления» № 819.
Во
всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к
конкретным условиям производства работ.
II.
УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
До
начала работ по устройству быстротока с водобойным уступом и лотком должны быть
закончены работы по устройству покрытия, досыпке присыпных обочин и планировке
откосов.
К
месту работы заблаговременно доставляют и раскладывают вдоль устраиваемого
быстротока плиты размером 0,49×0,49×0,1 м, завозят щебень
и выгружают его на обочине вырытого кювета под быстроток.
При производстве работ по устройству быстротока
выполняют следующие работы (см. рисунок):
разработку
кювета и котлована для
водобойного уступа и лотка;
устройство
щебеночного основания под бетонные плиты;
устройство
водобойного уступа и лотка;
укладку
бетонных плит на дно и откосы кювета;
заполнение
швов цементным раствором.
До
начала работ с помощью нивелира производят разбивку. Выносят и закрепляют ось
быстротока, обозначают колышками контуры котлована и кювета. Затем экскаватором
ЭО-1621 разрабатывают кювет и котлован. На дне котлована делают разбивку
положения блоков водобойного уступа и лотка. Траншеи под блоки разрабатывают на
15-20 см шире проектной ширины для возможности регулирования положения блоков в
плане. После этого зачищают дно и откосы вручную под рейку.
По
окончании земляных работ приступают к устройству щебеночного основания. Щебень
рассыпают слоем 5 см, выравнивают под рейку и уплотняют. Толщину щебеночного
слоя контролируют по вбитым в грунт контрольным колышкам и нивелиром. Ровность
щебеночного основания проверяют трехметровой рейкой. Закончив устройство
щебеночного основания, блоки водобойного уступа и лотка автокраном
устанавливают в подготовленную траншею. Пазухи засыпают щебнем и уплотняют
трамбовкой.
Для
укладки плит разбивают базис-опорную линию, натягивают шнур. Разбивку по высоте
не делают, но в ходе укладки проверяют нивелиром вертикальные отметки.
Укладку
плит выполняют автокраном СК-2562, начиная от водобойного уступа.
Первую
плиту ряда укладывают вплотную к шнуру, последующие - рядом с первой таким
образом, чтобы между плитами оставался зазор шириной 1 см.
Технологическая схема устройства быстротоков с водобойным уступом
1 - Экскаватор ЭО-1621 (Э-153A); 2 – автомобиль-самосвал 3
- щебень 4 - кювет 5 – пакеты плит 6 – уложенные плиты
7 – автомобиль-самосвал с цементным раствором 8 – ёмкость для цементного раствора; 9 – бетонный конус 10 – блок водобойного уступа 11 – блок лотка;
12 - автокран KC-2562. Цифры в кружках
– разряды рабочих.
При укладке необходимо соблюдать прямолинейность
укладываемых плит. Уложив 10-12 плит на дно кювета, приступают к укладке плит
на откосы.
Уложенные
плиты осаживают на щебеночное основание с помощью трамбовки.
Закончив
укладку плит, зазоры между ними заделывают цементным раствором, который
доставляют с растворного узла автомобилями-самосвалами и выгружают в расходную емкость, а затем к месту
работы подают в ведрах.
Заполнение швов цементным раствором осуществляется
в определенной последовательности.
Стенки
швов смачивают водой, по линии шва цементный раствор распределяют лопатами,
затем при помощи кельмы равномерно распределяют раствор в зазоре шва и
уплотняют его металлической шуровкой.
После
уплотнения цементного раствора поверхность шва отделывают заподлицо с
поверхностью плит при помощи кельмы. Излишки цементного раствора убирают с
поверхности плит лопатами и сметают метлами.
После
того, как цементный раствор потеряет подвижность, швы расшивают при помощи
шаблона и укрывают полиэтиленовой пленкой.
Требования к качеству работ
Готовый
быстроток должен иметь ровные поверхности дна и откосов.
Смещение
уложенных плит по отношению друг к другу не должно превышать 5 мм в плане и в
вертикальной плоскости.
При
производстве работ мастер должен руководствоваться картой операционного
контроля качества (см. раздел VIII настоящей
технологической карты).
При
производстве работ по устройству быстротока с водобойным уступом следует
руководствоваться следующей литературой:
СНиП
III-40-78 «Автомобильные дороги. Правила
производства и приемка работ. Приемка
в эксплуатацию». М., «Транспорт», 1978;
«Инструкцией
по оценке качества строительно-монтажных работ» СН 378-77. М., Стройиздат,
1977;
Типовым
проектом «Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза ССР.
Проектирование, конструкции водоотводных устройств и их укрепление».
Указания по технике безопасности
При
устройстве быстротоков с водобойным уступом плиты и блоки должны быть выгружены
из транспортных средств с помощью автокрана и уложены в установленные места
вдоль бровки кювета.
При
работе автокраном запрещается находиться под стрелой крана. Посторонним лицам
не разрешается находиться ближе 5м от радиуса действия стрелы автокрана.
При
укладке блоков и плит рабочие обязаны пользоваться инструментом,
предусмотренным инструкцией, и должны быть снабжены защитной спецодеждой.
При
производстве работ следует выполнять требования техники безопасности в
соответствии со СНиП III-А.11-70
«Техника безопасности в строительстве». М., Стройиздат, 1970 г., и «Правилами
техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных
дорог». М, «Транспорт», 1978.
III.
УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Работы по устройству быстротока c водобойным уступом (см. рисунок) выполняет бригада в следующем
составе:
Машинист автокрана
|
5 разр.
|
- 1
|
Монтажники конструкций
|
4 разр.
|
- 1
|
3 разр.
|
- 1
|
2 разр.
|
- 2
|
Дорожные рабочие
|
3 разр.
|
- 2
|
2 разр.
|
- 4
|
Для выполнения кратковременных работ привлекается машинист экскаватора
ЭО-1621 (Э-153А) 4 разр., который разрабатывает кювет под быстроток и котлован
под водобойный уступ и лоток.
Дорожный
рабочий (2 разр. - 1) принимает участие в планировке дна и откосов насыпи.
Дорожные
рабочие (3 разр. - 1 и 2 разр. - 1) производят окончательную планировку дна и
откосов кювета с выверкой по рейке, заполняют зазоры в швах между плитами
цементным раствором.
Дорожные рабочие
(3 разр. - 1 и 2 разр. - 2) набрасывают щебень на дно и откосы кювета толщиной
5 см, окончательно планируют щебеночное основание и уплотняют его.
Машинист
автокрана 5 разр. и монтажники конструкций (4, 3 и 2 разр. - 2) устанавливают
блоки водобойного уступа и лотка, укладывают и рихтуют железобетонные плиты.
В
начале смены бригада, после инструктажа мастера, получает инструменты и знаки
ограждения, которые по указанию мастера устанавливают в необходимых местах.
В
конце смены снимают знаки ограждения, очищают инструмент и сдают его в
кладовую.
На
участке работ необходимо иметь питьевую воду, воду для технических и бытовых
целей, аптечку.
Работу
рекомендуется проводить по методу бригадного подряда.
IV. ГРАФИК
ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА УСТРОЙСТВО 120м2 БЫСТРОТОКА
С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ
Итого:
|
на 120 м2
|
|
90,0
|
|
на 100 м2
|
|
75,0
|
|
|
|
(9,4 чел-дн)
|
Примечание: цифры
над линией - количество рабочих, занятых в операции, под линией -
продолжительность операции в минутах
V.
КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТРОЙСТВО БЫСТРОТОКА С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ (120м2)
Шифр норм и расценок
|
Описание работ
|
Состав звена
|
Единица измерения
|
Объем работ
|
Норма времени, чел-ч
|
Расценка, руб - коп.
|
Нормативное время на полный
объем работ, чел-ч
|
Стоимость затрат труда на
полный объем работ
руб. - коп.
|
ЕНиР,
§ 2-1 - 11,
табл. 2
№1,ж
|
Разработка котлована кювета и траншеи для водобойного
уступа
|
Машинист
экскаватора
4 разр.-1
|
100 м3
|
0,35
|
8,1
|
5-06
|
2,84
|
1-77
|
ТНиР,
§ Т16-10, табл. 3, № 1,б
|
Планировка дна кювета и откосов по рейке
|
Землекопы:
3 разр.-1
2 разр.-
I
|
1 м3
|
5
|
4
|
1-97
|
20,0
|
9-85
|
ЕНиР,
§ 2-1-31,
табл. 3,
№ 1, е
(применительно)
|
Выборка грунта под установку блоков водобойного уступа и
лотка
|
Землекоп
2 разр.-1
|
»
|
3,5
|
1,25
|
0-61,6
|
4,38
|
2-16
|
ЕНиР,
§ 17-25,
№ 1
|
Россыпь и разравнивание щебня слоем 5 см на откосах и дне
кювета
|
Дорожные рабочие:
2 разр. - 1
1 разр. - 1
|
100 м2
|
1,2
|
5,2
|
2-42
|
6,24
|
2-90
|
ЕНиР,
§ 4-1-1,
№ 1
|
Установка бетонных блоков водобойного уступа и лотка автокраном с выверкой правильности установки блоков
|
Монтажники конструкций:
|
1 установка
|
3
|
0,72
|
0-42,7
|
2,16
|
1-28
|
4 разр. - 1
|
3 разр. -1
|
2 разр. - 1
|
Машинист
5 разр.-1
|
ЕНиР,
§ 17-26,
№ 2, б
|
Окончательная планировка и отделка щебеночного основания
|
Дорожные
|
100.м2
|
1,2
|
1,6
|
0-82,2
|
1,92
|
0-98
|
рабочие:
|
3 разр. - 1
|
2 разр. - 2
|
ЕНиР,
§ 2-1-45,
табл. 3,
№ 2, а
|
Уплотнение щебеночного слоя
|
Землекоп
3 разр. - 1
|
»
|
1,2
|
1,95
|
1-08
|
2,34-
|
1-29
|
ТНиР,
§ Т1-40,
№ 3 (применительно)
|
Укладка железобетонных плит самоходным краном
|
Машинист крана
|
»
|
1,2
|
37
(7,4)
|
21-74
|
44,4
|
26-08
|
5 разр. - 1
|
Мостовщики
|
4 разр. - 2
|
Такелажники
|
2 разр. - 2
|
ЕНиР,
§ 4-4 - 98
|
Бетонирование дна гасителя
вручную
|
Бетонщики:
|
1 м3
|
0,3
|
3,1
|
1-79
|
0,93
|
0-54
|
4 разр. - 1
3 разр. - 2
|
ЕНиР,
§ 17-31,
№ 1
|
Уход за бетоном засыпкой песком
|
Дорожный
|
100 м2
|
0,06
|
4,2
|
1-84
|
0,25
|
0-11
|
рабочий
|
1 разр. - 1
|
ТНиР,
§ Т92-1 - 5,
№ 5
|
Заполнение швов между плитами цементным раствором
|
Дорожные
рабочие:
3 разр. - 2
2 разр. - 2
|
100 м
шва
|
5,4
|
4,6
|
2-41
|
24,84
|
13-01
|
|
Итого: на 120 м2
|
|
|
|
|
|
110,3
|
59-97
|
на 100 м2
|
-
|
|
|
|
|
91,9
(11,5 чел-дн)
|
49-97
|
VI.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Наименование
показателей
|
По
калькуляции А
|
По графику Б
|
На сколько процентов показатели
по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции
|
Трудоёмкость работ при устройстве 100м2
быстротока с водобойным уступом, чел.-дн.
|
11,5
|
9,4
|
-18,3
|
Средний разряд рабочих
|
2,8
|
2,8
|
-
|
Среднедневная заработная плата на одного рабочего,
руб.-коп.
|
4-34
|
5-31
|
+22,3
|
VII.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
А. Основные материалы
Наименование материалов
|
Количество
|
Бетонные
плиты размером 0,49×0,49×0,1м,
шт.
|
576
|
Щебень фракции 15-40 мм для
основания м3
|
7,2
|
Цементный
раствор м3
|
1,03
|
Песок для
ухода за бетоном, м3
|
0,5
|
Блок водобойного уступа, шт.
|
1
|
Блок лотка, шт.
|
2
|
B. Машины, оборудование, инструменты, инвентарь
Наименование
|
ГОСТ, марка
|
Количество
|
Экскаватор
|
ЭО-1621
(Э153А)
|
1
|
Автокран
|
КС-2562
|
1
|
Автомобиль-самосвал
|
МАЗ-503
|
По
расчету
|
Нивелир
|
ГОСТ 10528-76
|
1
|
Рейка нивелирная
|
ГОСТ
11158-76
|
2
|
Лопата
стальная строительная
|
ГОСТ 3620-76
|
5
|
Рулетка измерительная металлическая
|
ГОСТ 7502-69
|
1
|
Шуровка металлическая
|
-
|
2
|
Трамбовка электрическая
|
ГОСТ
20773-75
|
1
|
Кельма (мастерок) типа КБ
|
ГОСТ
9533-71
|
3
|
Лом
стальной строительный ЛМ-32
|
ГОСТ 1405-72
|
3
|
Колышки
|
Изготавливаются на месте
|
40
|
Уровень
строительный длиной 1м
|
ГОСТ 9416-76
|
1
|
Ведро железное
|
-
|
3
|
Кисть малярная
|
ГОСТ
10597-70
|
3
|
Метла
|
-
|
3
|
Шнур
|
ГОСТ
5107-70
|
2
|
VIII. КАРТА
ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТ ПРИ УСТРОЙСТВЕ БЫСТРОТОКА С ВОДОБОЙНЫМ
УСТУПОМ
Контролируемые параметры
|
Предельные отклонения
|
Схема быстротока с водобойным
уступом с указанием отклонений
1-щебеночное основание; 2-железобетонные
плиты
|
Крутизна откосов, %
|
Δ1=+10
|
Размеры кювета:
|
|
глубина (h), %
|
Δ2=±10h
|
ширина, см
|
Δ3=±5
|
Толщина слоя щебеночного
основания (Я), %
|
Δ4=±10H
|
Положение плит относительно друг
друга на стыках, мм
|
Δ5=±5
|
Ровность планировки откосов и
дна
кювета на участке длиной 3 м, см
|
Δ6=±5
|
Величина зазора между плитами, мм
|
Δ7=±5
|
I
|
Основные операции, подлежащие контролю
|
Устройство кювета
|
Устройство щебеночного основания
|
Укладка бетонных плит
|
II
|
Состав контроля
|
1. Глубина кювета.
2. Ширина кювета.
3. Ровность откосов и дна.
4. Крутизна откосов кювета
|
Ровность и толщина слоя основания
|
1. Положение плит относительно друг друга.
2. Величина зазора между плитами
|
III
|
Метод и средства контроля
|
Измерительный.
|
Измерительный.
|
Измерительный.
1. Шнур.
|
1. Нивелир, визирки.
|
2. Рулетка металлическая.
|
Нивелир, визирки, шаблон
|
2. Линейка, визирка
|
3. Шаблон, рейка.
|
4. Уклономер
|
IV
|
Режим и объем контроля
|
1. Через каждые 20 м нивелиром.
|
Через каждые 30 м
|
Постоянно
|
2. Через каждые 20 м.
|
3, 4. Промеры через 3 м и на концевых участках
|
|
|
V
|
Лицо, контролирующее операцию
|
Мастер, геодезист
|
Мастер
|
VI
|
Лицо, ответственное за организацию и осуществление
контроля
|
Прораб
|
VII
|
Привлекаемые подразделения для контроля
|
Геодезическая служба
|
-
|
VIII
|
Где регистрируются результаты контроля
|
Общий журнал работ, акт на скрытые работы
|
Общий журнал работ, акт приемки работ
|