ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ „ОРГТРАНССТРОЙ"
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Технологическая
карта
|
|
УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТНОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
НА ТРАНСПОРТНЫХ РАЗВЯЗКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ
Содержание:
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая
карта разработана на основе применения методов научной организации труда и
предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации
работ и труда на объекте.
Цементно-бетонное
покрытие развязок имеет толщину 22 см и
ширину 4,5м на
цементно-грунтовом основании и укладывается по песчаному выравнивающему слою
толщиной 5 см.
Карта
может применяться также при строительстве цементно-бетонных покрытий автобусных
остановок, съездов, расширений проезжей части дорог.
Во
всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным
условьям производства работ с учетом конструктивных особенностей покрытия, типа
основания, способа нарезки швов и ухода за бетоном.
II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Требования к
готовности предшествующих работ
До
начала работ по устройству цементно-бетонного покрытия должно быть подготовлено
цементно-грунтовое основание и устроен продольный и поперечный водоотвод.
На
основание должен быть вывезен и распланирован песок выравнивающего слоя и
произведена геодезическая разбивка.
Для
конструкции швов расширения заготовляют доски из ели, сосны или липы (I и II сорта), которые
перед установкой: погружают в воду на 24ч.
Штыри
длиной 40-70см изготовляют из
арматурной стали диаметром 20-40мм.
Технология
производства работ (см. рисунок) Установка опалубки
Доски
опалубки толщиной не менее 40 мм устанавливают
по кромке покрытия, отмеченной колышками геодезической разбивки. Перед
установкой опалубка должна быть очищена.
По
кромке покрытия, в местах стыков опалубки в песок заглубляют деревянные
подкладки так, чтобы их верх лежал на отметке подошвы покрытия. Песок между
подкладками планируют и уплотняют, а затем устанавливают на подкладки доски
опалубки, рихтуют их в плане и по высоте и закрепляют стальными костылями или
деревянными колышками.
Для
создания надежного упора с внешней стороны опалубки отсыпают и утрамбовывают
валик грунта шириной не менее 20 см.
Чтобы
верхние грани опалубки имели проектные отметки покрытия, высота досок должна
строго соответствовать толщине покрытия.
Верхние
грани опалубки должны быть ровными и гладкими. Головки костылей, закрепляющих
доски, должны быть посажены ниже верхних граней опалубки так, чтобы они не мешали
продвижению шаблона и виброрейки. На стыках досок опалубки разница в отметках
не должна быть более 2 мм.
После
окончательной установки опалубки должно быть проведено контрольное
нивелирование.
Планировка и
уплотнение песчаного выравнивающего слоя
Песчаный
выравнивающий слой по цементно-грунтовому основанию устраивают при помощи
шаблона, передвигаемого вручную по опалубке.
Перед
шаблоном песок разглаживают гладилками, а затем окончательно выравнивают
шаблоном. При планировке выравнивающего слоя рабочие должны следить за тем,
чтобы перед шаблоном по всей его длине был валик песка высотой 3-5см. После планировки выравнивающий
слой уплотняют поверхностным вибратором.
Песок
для устройства выравнивающего слоя должен быть влажным. Если цементно-грунтовое
основание при его устройстве засыпали песком, его можно использовать для
устройства выравнивающего слоя.
Технологическая схема устройства цементно-бетонного покрытия па
транспортной развязке средствами малой механизации:
1 - опалубка; 2 - шаблон; 3 - поверхностные вибраторы; 4 - электростанция; 5 - глубинный вибратор; 6 - виброрейка; 7 - переносной
мостик; 8 - переносной тент; 9
- емкость для воды; 10
-передвижной туалет; 11 - прицепной вагончик для ПТР и кладовая; 12 - прицепной вагончик для рабочих
Устройство
цементно-бетонного покрытия, нарезка швов и заполнение их мастикой
До
начала бетонирования внутренние грани опалубки смазывают глиняно-известковым
раствором и собирают конструкции швов расширения.
Конструкции
швов расширения устанавливают непосредственно перед раскладкой
цементно-бетонной смеси так, чтобы они не мешали проезду автомобилей,
доставляющих смесь.
Расстояния
между швами расширения назначают в соответствии с указаниями «Инструкции по
устройству цементно-бетонных покрытии автомобильных дорог» ВСН
139-68/Минтрансстрой.
Доску
конструкции шва расширения закрепляют с обеих сторон штырями, а затем в
процессе бетонирования с обеих сторон доски укладывают цементно-бетонную смесь
и прорабатывают глубинными вибраторами.
Цементно-бетонная
смесь должна удовлетворять требованиям ГОСТ 8423-63 «Бетон дорожный» и иметь
осадку конуса в пределах 2-3см. Для
повышения удобоукладываемости смеси в нее при приготовлении должны быть введены
воздухововлекающие и пластифицирующие добавки (абиетиновая смола,
сульфитно-спиртовая барда).
Цементно-бетонную
смесь доставляют в автомобилях-самосвалах с задней разгрузкой и выгружают
непосредственно на выравнивающий слой. К месту выгрузки автомобили подают задним
ходом. При возможности организации движения по обочине применяют
автомобили-самосвалы с боковой разгрузкой.
Место
выгрузки цементно-бетонной смеси назначают по расчету. При ширине покрытия 4,5 м и толщине 22 см ориентировочно следует выгружать 2
автомобиля типа ЗИЛ - ММЗ-555 на каждые 3,5 м покрытия (из расчета, что один автомобиль доставляет 1,7 -1,8 м3 смеси).
Повреждения
выравнивающего слоя, сделанные проходом автомобиля, рабочие заглаживают
гладилками. Бетонную смесь распределяют по основанию лопатами без перекидки.
Уложенную
вровень с верхними гранями опалубки цементно-бетонную смесь уплотняют
глубинными, а затем поверхностными вибраторами. Около опалубки и у швов
расширения бетонную смесь прорабатывают глубинным вибратором особенно
тщательно. Для предохранения булавы вибратора от поломки на ней должен быть
поставлен ограничитель, не допускающий погружения булавы до цементно-грунтового
основания.
В
местах расположения швов сжатия в бетонную смесь погружают штыри из гладкой
арматурной стали диаметром 18 мм и
длиной 50 см.
Для
точного расположения штырей применяют шаблон и вибропогружатель.
Поверхность
бетонного покрытия отделывают виброрейкой, профиль которой должен
соответствовать проектному профилю покрытия.
Верхние
грани опалубки очищают от бетонной смеси. Виброрейку перемещают по поверхности
бетона со скоростью 0,5-0,8 м/мин, при
этом края виброрейки должны скользить по верхним граням опалубки. Впереди
виброрейки рабочие лопатами добавляют недостающую бетонную смесь или удаляют ее
излишки.
Если
после прохода виброрейки на поверхности покрытия получаются вмятины и раковины,
в эти места добавляют бетонную смесь и поверхность покрытия повторно обрабатывают
виброрейкой.
При
обработке поверхности бетона у прокладки шва виброрейку подводят к шву
вплотную, а затем переносят на другую сторону шва и продолжают обработку
поверхности бетона. Окончательно поверхность покрытия у закладной доски заглаживают
теркой, а затем капроновой щеткой. После начала схватывания бетона закладную
доску осторожно извлекают и производят обработку и заливку шва в такой же последовательности,
как и шва сжатия.
После
обработки бетона виброрейкой раковины заделывают теркой, удаляют капроновой
щеткой цементное молоко и выглаживают покрытие гладилкой на длинной ручке.
Ровность
покрытия проверяют рейкой длиной 3 м, которую
устанавливают на покрытие параллельно продольной оси покрытия в нескольких
местах. В местах, где: просветы под рейкой превышают 5 мм, добавляют цементно-бетонную смесь и повторяют обработку
виброрейкой и гладилками.
Отделанную
поверхность бетона обрабатывают движением капроновой щетки от осевого шва к
кромке. При работе гладилками и капроновыми щетками их следует систематически очищать
и промывать в воде.
Кромкам
покрытия придают овальную форму, обрабатывая их специальной теркой.
При
обработке поверхности бетона, кромок покрытия и швов категорически запрещается
смачивать бетон.
Для
удобства работ по обработке поверхности бетона и швов рабочие используют
переносные деревянные мостики.
Швы
сжатия устраивают в свежеуложенном бетоне. Для этого в местах расположения
поперечных швов сжатия, размеченных ранее на опалубке, натягивают шнур или
устанавливают направляющую рейку и по ней погружают в бетон в вертикальном положении на глубину 5-6 см закладные доски толщиной 8 мм. Верх закладных досок должен
возвышаться над поверхностью бетона на 4-5 см. С обеих сторон закладных досок поверхность бетона
обрабатывают и затирают теркой так, чтобы края будущего шва были на одном
уровне.
После
начала схватывания бетона закладные доски осторожно извлекают, швы обрабатывают
теркой и заполняют горячей битумной мастикой из лейки.
Окончательно
отделанную поверхность бетона укрывают передвижным тентом или после
исчезновения водной пленки влажной мешковиной. Через 3-4 ч мешковину снимают и бетон укрывают
песком слоем 6 см, который
постоянно увлажняют в течение 20 суток.
Готовый
участок покрытия на время твердения бетона и ухода за ним ограждают шлагбаумами
и предупредительными знаками.
Опалубку
снимают через 8-24 ч в
зависимости от температуры воздуха. Сначала следует извлечь штыри, а затем ломиком
осторожно отделить опалубку от бетона. Доски опалубки снимают, очищают и
перевозят к новому месту установки, а боковые грани покрытия засыпают влажным
песком.
После
окончания срока твердения бетона поверхность покрытия очищают от песка, срезают
излишки битумной мастики на швах специальной лопаточкой и, при необходимости, доливают
в швы битумную мастику.
Основные
требования к качеству
Готовое
цементно-бетонное покрытие должно удовлетворять следующим требованиям:
Поверхность
бетона должна быть ровной, без раковин, а кромки покрытия и грани швов иметь
овальную форму. Бетон должен быть хорошо проработан, на боковых гранях покрытия
не должно быть раковин.
Допустимые отклонения от проектных размеров составляют:
по ширине
покрытия ......................................... ±5
см
по толщине.......................................................... ±10
%
по поперечному уклону...................................... ±0,5
%
Указания по
технике безопасности
Рабочие,
работающие с вибраторами и виброрейками, должны пройти курс обучения работе с
электрифицированным инструментом, и ознакомлены с правилами техники безопасности.
Все
кабели электропроводки, соединяющие понижающие трансформаторы с ПЭС и
электровибраторами, должны быть изолированы. При оголении или обрыве
электрокабеля, порче вибраторов рабочие должны немедленно заявить об этом электромонтеру
(машинисту ПЭС).
На
участках производства работ должны быть выставлены предупреждающие и
ограждающие знаки, обеспечивающие безопасность работ.
В вечернюю смену рабочая площадка должна быть хорошо освещена.
Рекомендуемая
техническая литература
При строительстве цементно-бетонных покрытий необходимо
выполнять требования следующих нормативных документов:
1. Строительные нормы и правила, часть III, раздел
Д, глава 5. Автомобильные дороги. Правила организации и производства работ.
Приемка в эксплуатацию. СНиП Ш-Д.5-62. Госстройиздат. Ли, 1963.
2. Инструкция по устройству цементно-бетонных
покрытий автомобильных дорог, ВСН 139-68/Минтрансстрой, Транспорт, М., 1968.
Минтрансстрои
3. Правила техники безопасности при строительстве,
ремонте и содержании автомобильных дорог, Транспорт, М., 1969.
III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Для
выполнения комплекса работ по устройству цементно-бетонного покрытия на
транспортной развязке намечают сменные захватки, на которых выполняют следующие
работы:
а) установка опалубки и планировка выравнивающего слоя;
б) уплотнение песка выравнивающего слоя, устройство цементно-бетонного
покрытия и уход за ним;
в) снятие опалубки и засыпка граней покрытия влажным песком.
На
участке работ сосредотачивают необходимые подсобные материалы и приспособления:
доски опалубки и штыри для их закрепления, материалы для смазки опалубки, конструкции
швов расширения и доски для устройства рабочих швов; вставные рейки и мастику
для заливки швов и песок для укрытия бетона, передвижной мостик, тент для
укрытия бетона, а также набор инструментов и средств малой механизации
(виброрейка, вибраторы, шаблоны и др.).
Вблизи
участка работ располагают вагончики для отдыха рабочих и укрытия от ненастной
погоды, ларь для хранения инструментов, емкость с водой для технической цели,
бачки с питьевой водой, аптечку с набором медикаментов первой необходимости.
Работу
по устройству цементно-бетонных покрытий выполняет комплексная бригада,
состоящая из трех звеньев.
Установку
опалубки и планировку выравнивающего слоя под шаблон выполняет звено рабочих в
составе:
Бетонщик 3 разр. - 1
Бетонщики
2 разр. - 2
Один бетонщик 3 разр. и один 2 разр. устанавливают
опалубку, а второй бетонщик 2 разр. планирует песок под шаблон.
В
процессе работы звено выделяет одного бетонщика. 2 разр. для снятия опалубки на
участках затвердевшего бетона и засыпки кромок покрытия песком.
Уплотнение
песка выравнивающего слоя, устройство бетонного покрытия и нарезку швов
производит звено рабочих в составе:
Бетонщики 4 разр. - 2
Бетонщики 3 разр. - 4
Бетонщики
2 разр. - 3
Дорожные рабочие 1 разр. - 2
Машинист
электростанции
4 разр. - 1
Бетонщик 3 разр. уплотняет песчаный выравнивающий слой
поверхностным вибратором, выравнивает его после проходов автомобилей,
доставляющих цементно-бетонную смесь и распределяет цементно-бетонную смесь.
Три
бетонщика 2 разр. принимают и распределяют цементно-бетонную смесь.
Бетонщик
3 разр. уплотняет цементно-бетонную смесь глубинным вибратором.
Два
бетонщика 3 разр. (по одному с каждой стороны покрытия) отделывают поверхность
бетона виброрейкой.
Два
бетонщика 4 разр. выполняют окончательную отделку поверхности бетона,
устройство швов и отделку кромок покрытия.
Уход
за бетоном выполняет звено рабочих в составе двух дорожных рабочих 1 разр. В их
обязанности входит укрытие бетона тентом или влажной мешковиной, снятие
мешковины и засыпка бетона песком.
Машинист
электростанции 4 разр. обслуживает передвижную электростанцию и вибраторы.
IV. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ ЦЕМЕНТНО-БЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ ШИРИНОЙ 4,5 м, ТОЛЩИНОЙ 22 см СРЕДСТВАМИ
МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ