Приказ
Росгидромета от 1 августа 2006 г. N 171
Об утверждении Положения о функциональной
подсистеме предупреждения о цунами единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В
целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от
30.12.2003 N
794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций" ("Собрание законодательства Российской Федерации",
12.01.2004, N 2, ст. 121) и постановления Правительства Российской Федерации от
27.05.2005 N 335 "О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N
794" ("Собрание законодательства Российской Федерации",
06.06.2005, N 23, ст. 2269) Федеральной службой по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды разработано Положение о функциональной подсистеме
предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В
связи с завершением согласования документа с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти и организациями, а также с администрациями
субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона, приказываю
1.
Утвердить и ввести в действие Положение о функциональной подсистеме
предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение).
2.
Государственным учреждениям Камчатское (М.И. Ишонин), Приморское (Б.В. Кубай) и
Сахалинское (В.А. Лепехов) управления по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды (далее - УГМС) Росгидромета совместно с территориальными
органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, Геофизической службы
Российской академии наук, Министерства информационных технологий и связи
Российской Федерации, подразделениями органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в Дальневосточном регионе, предназначенными для решения
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в
трехмесячный срок привести в соответствие с Положением инструкции и положения,
регламентирующие деятельность УГМС по предупреждению о цунами, с утверждением
их администрациями субъектов Российской Федерации.
3.
Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Руководителя
Росгидромета А.В. Фролова.
Руководитель
Росгидромета А.И.
Бедрицкий
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 15 сентября 2006 г.
Регистрационный
N 8291
Положение
о функциональной подсистеме предупреждения о цунами единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1.
Настоящее Положение определяет организацию, состав и порядок функционирования
функциональной подсистемы предупреждения о цунами единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ФП
РСЧС-ЦУНАМИ).
2.
ФП РСЧС-ЦУНАМИ предназначена для выполнения задач по предупреждению органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций и населения Дальневосточного региона об угрозе
цунами в целях обеспечения безопасности населения и хозяйственной деятельности
в прибрежных районах и уменьшения возможного ущерба от цунами.
3.
Основными задачами ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются:
непрерывное
наблюдение за сейсмической и гидрофизической обстановкой в Тихом океане и
Дальневосточных морях в целях обнаружения подводных землетрясений и регистрации
цунами;
расчет
характеристик цунами;
своевременное
предупреждение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
местного самоуправления, организаций (предприятий) и населения Дальневосточного
региона об угрозе цунами и оповещение об отмене угрозы цунами;
поддержание
необходимого уровня технического оснащения элементов подсистемы,
обеспечивающего своевременное получение достоверной информации о цунами, ее
обработку и передачу по каналам связи согласно установленным схемам;
цунамирайонирование
территорий и выдача рекомендаций по безопасной деятельности в прибрежной зоне
Дальнего Востока России;
обучение
и подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях, вызванных
цунами;
осуществление
взаимодействия с зарубежными службами предупреждения о цунами в Тихоокеанском
регионе.
4.
Порядок функционирования ФП РСЧС-ЦУНАМИ определяется Федеральным законом от
21.12.94 N
68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" ("Собрание законодательства
Российской Федерации", 1994, N 35, ст. 3648), Положением о единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2003 г. N
794 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от
27.05.2005 N 335), настоящим Положением, нормативными актами Федеральной службы
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Российской академии наук
(далее - РАН), Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, Министерства
информационных технологий и связи Российской Федерации, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе.
5.
Функционирование ФП РСЧС-ЦУНАМИ обеспечивается Росгидрометом совместно с
Геофизической службой РАН, МЧС России, Мининформсвязи России, администрациями
субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона.
6.
ФП РСЧС-ЦУНАМИ функционирует на региональном уровне.
7.
Координационными органами ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе,
обеспечивающие координацию деятельности территориальных органов Росгидромета,
Геофизической службы РАН, МЧС России, Мининформсвязи России, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций в Дальневосточном регионе при решении задач в
области предупреждения о цунами,
8.
Постоянно действующими органами управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются
территориальные органы Росгидромета, МЧС России, Геофизической службы РАН,
Мининформсвязи России и подразделения органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в Дальневосточном регионе, предназначенные для решения
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
9.
Органами повседневного управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются:
центры
предупреждения о цунами и дежурные смены территориальных управлений
Росгидромета;
центры
управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России в
Дальневосточном регионе;
информационные
центры, дежурные (дежурно-диспетчерские службы) территориальных органов
Геофизической службы РАН, МЧС России, Мининформсвязи России, администраций
субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе;
единые
дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
дежурно-диспетчерские
службы организаций (объектов).
10.
К силам и средствам ФП РСЧС-ЦУНАМИ относятся центры цунами, дежурные смены
территориальных управлений, морские гидрометеостанции и посты Росгидромета,
сейсмические станции Геофизической службы РАН, организации Мининформсвязи
России, центры управлений в кризисных ситуациях Дальневосточного регионального
центра МЧС России и главных управлений МЧС России по Сахалинской, Камчатской
областям и Приморскому краю, дежурно-диспетчерские службы администраций
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в Дальневосточном
регионе.
11.
Управление и информационное обеспечение в ФП РСЧС-ЦУНАМИ осуществляется с
использованием систем связи и оповещения, представляющих собой
организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей
вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи,
обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов
управления, сил ФП РСЧС - ЦУНАМИ и населения.
12.
Проведение мероприятий по предупреждению о цунами на региональном уровне ФП
РСЧС-ЦУНАМИ осуществляется на основе планов действий (инструкций), утвержденных
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном
регионе.
13.
При отсутствии угрозы возникновения цунами органы управления и силы ФП
РСЧС-ЦУНАМИ функционируют в режиме повседневной деятельности (круглосуточного
дежурства и наблюдения за сейсмической и гидрофизической обстановкой).
Решениями
руководителей органов управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ для органов управления и сил ФП
РСЧС-ЦУНАМИ может устанавливаться:
а)
режим повышенной готовности - при угрозе и возникновении цунамигенного
сейсмического явления;
б)
режим чрезвычайной ситуации - при угрозе и возникновении цунами.
14.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами ФП
РСЧС-ЦУНАМИ, являются:
а)
в режиме повседневной деятельности:
изучение
сейсмического и гидрофизического состояния Тихоокеанского бассейна;
сбор,
обработка, обмен и распространение в установленном порядке информации о
сейсмической и гидрофизической обстановке в Тихоокеанском регионе;
разработка
схем доведения сигналов предупреждения и оповещений о цунами, инструкций и
нормативов по их передаче;
разработка
и реализация целевых и научно-технических программ и мер в области
предупреждения о цунами, а также по совершенствованию ФП РСЧС-ЦУНАМИ;
планирование
действий органов управления и сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ, организация подготовки и
обеспечения их деятельности;
подготовка
сотрудников к действиям в чрезвычайных ситуациях, обусловленных цунами;
пропаганда
знаний в области защиты населения и территорий от цунами;
проведение
в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в
области защиты населения и территорий от цунами;
ведение
статистической отчетности о подводных землетрясениях и цунами;
б)
в режиме повышенной готовности:
усиление
контроля за сейсмической и гидрофизической обстановкой в бассейне Тихого
океана, в том числе по информации центров международной системы предупреждения
о цунами;
введение
при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц
органов управления и сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ на стационарных пунктах управления;
непрерывный
сбор, обработка и передача в установленном порядке информации соответствующим
постоянно действующим органам управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ о состоянии
сейсмической и гидрофизической обстановки в Тихоокеанском бассейне;
уточнение
планов действий, проверка и уточнение схем доведения сигналов предупреждения и
оповещений о цунами, инструкций и нормативов по их передаче и иных документов;
проведение
при необходимости эвакуационных мероприятий;
в)
в режиме чрезвычайной ситуации:
подготовка
и передача предупреждений о цунами согласно утвержденным схемам, определение
окончания угрожаемого периода и отмена предупреждения о цунами;
непрерывные
наблюдения за уровнем моря и сейсмической обстановкой в Тихоокеанском регионе;
наблюдение
за прохождением цунами по данным изменения уровня моря в пунктах наблюдений или
иными средствами;
расчет
распространения волн цунами и их характеристик, оценка степени опасности
цунами;
оповещение
руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций, а также населения о развитии сейсмической и
гидрофизической ситуации, тенденции ее изменения, интенсивности и
предполагаемых сроках окончания явления цунами;
организация
и поддержание непрерывного взаимодействия с заинтересованными органами и
организациями в Дальневосточном регионе по вопросам предупреждения о цунами.
15.
Функции федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих
совместную деятельность в рамках ФП РСЧС-ЦУНАМИ.
15.1.
Росгидромет обеспечивает:
разработку
предложений по реализации государственной политики в области предупреждения о
цунами;
информирование
Правительства Российской Федерации об угрозе возникновения, фактах, характеристиках
и проявлениях цунами на территориях;
общее
руководство деятельностью ФП РСЧС-ЦУНАМИ и осуществление контроля выполнения
задач по предупреждению о цунами;
организацию
непрерывных наблюдений за уровнем моря для обнаружения волн цунами;
наблюдение
за распространением цунами по данным непосредственной регистрации изменения
уровня моря и других гидрофизических параметров;
своевременное
предупреждение по данным сейсмических и гидрометеорологических станций России,
а также зарубежных служб предупреждения о цунами соответствующих органов
исполнительной власти Дальневосточного региона, предприятий, организаций и
учреждений в Сахалинской и Камчатской областях и Приморском крае о вероятном
возникновении цунами при подводных землетрясениях в дальней зоне, т.е. в
районах Тихого океана, расположенных на удалении свыше 1000 км от сейсмостанции
Петропавловска-Камчатского и свыше 3000 км от сейсмостанции Южно-Сахалинска;
выпуск
предупреждений об угрозе цунами в случаях обнаружения цунами по данным
наблюдений за уровнем моря;
расчет
распространения волн цунами и их характеристик, определение окончания
угрожаемого периода и отмену предупреждений о цунами, в том числе объявленных
Геофизической службой РАН;
оперативное
и научно-методическое взаимодействие со службами предупреждения о цунами
зарубежных стран в рамках участия России в Международной системе предупреждения
о цунами в Тихом океане, действующей под эгидой Межправительственной
океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО;
организацию
и деятельность центров предупреждения о цунами в Южно-Сахалинске,
Петропавловске-Камчатском и Владивостоке;
накопление,
анализ и обобщение информации о цунами;
проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с изучением
гидрофизических условий распространения цунами и созданием системы наблюдения
за распространением цунами в открытом океане и у побережья;
распространение
среди населения приморских районов Дальнего Востока знаний о цунами.
15.2.
Территориальные органы МЧС России:
участвуют
в пределах своей компетенции в информировании населения через средства массовой
информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных
ситуациях, вызванных цунами, по данным, полученным от организаций Росгидромета
и Геофизической службы РАН;
организуют
при необходимости совместно с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в Дальневосточном регионе мероприятия по эвакуации
населения, материальных и культурных ценностей и проведение других неотложных
работ, направленных на защиту населения и уменьшение ущерба от цунами;
организуют
и осуществляют работы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, вызываемых цунами;
организуют
методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения
в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
15.3
Геофизическая служба РАН обеспечивает:
наблюдение
за подводными землетрясениями в районах Тихого океана и своевременное
определение вероятности возникновения цунами в результате этих землетрясений;
представление
по заявкам органов власти и заинтересованных организаций расчетных данных о
вероятных, в том числе максимально возможных, зонах затопления на
Дальневосточном побережье России в результате цунами;
своевременное
предупреждение органов власти, а также предприятий, организаций и учреждений в
Сахалинской и Камчатской областях и Приморском крае о вероятном возникновении
цунами, по данным сейсмических станций, при подводных землетрясениях и других
сейсмических цунамигенных явлениях в Тихом океане в ближней зоне
непосредственно у берегов России в Японском, Охотском и Беринговом морях и
районах Тихого океана, расположенных в пределах до 1000 км от сейсмостанции
Петропавловска-Камчатского и до 3000 км от сейсмостанции Южно-Сахалинска;
передачу
органам Росгидромета информации о времени, месте и магнитуде подводного
землетрясения в любом районе Тихого океана не позднее 10 минут с момента
регистрации землетрясения в ближней зоне и 20 минут - в дальней зоне;
проведение
(совместно с учреждениями РАН) научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, направленных на изучение сейсмических процессов,
вызывающих цунами, процессов возбуждения цунами и трансформации их при
распространении, а также осуществление разработки и совершенствование
научно-методических основ прогноза цунами;
цунамирайонирование
территорий и выдача заинтересованным органам управления, предприятиям и
организациям рекомендаций о безопасной деятельности в прибрежной зоне на
цунамиопасных территориях (совместно с научными учреждениями Российской
академии наук и Росгидромета).
15.4.
Мининформсвязи России, Россвязь, операторы связи:
15.4.1.
Мининформсвязи России, Россвязь:
принимают
участие в разработке и согласовании общих схем оповещения о цунами, инструкций
и нормативов времени по передаче сигналов и сообщений об угрозе цунами;
контролируют
работу средств оповещения и связи, координируют работу по передаче сигналов и
сообщений ФП РСЧС-ЦУНАМИ абонентам;
15.4.2.
Операторы связи:
принимают
участие в разработке схем оповещения о цунами;
обеспечивают
своевременную передачу сигналов и сообщений ФП РСЧС-ЦУНАМИ абонентам, в
соответствии со схемами оповещения о цунами;
обеспечивают
на договорных условиях предоставление в аренду каналов связи для работы ФП
РСЧС-ЦУНАМИ (при наличии технической возможности);
осуществляют
поддержание в готовности средств оповещения и связи ФП РСЧС-ЦУНАМИ,
передаваемых им на эксплуатационно-техническое обслуживание;
обеспечивают
прием, передачу и доставку специальных телеграмм с информацией ФП РСЧС-ЦУНАМИ.
15.5.
Администрации субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе
обеспечивают:
разработку
схем доведения предупреждений об угрозе цунами до населения, предприятий,
учреждений и организаций;
разработку
и утверждение правил хозяйственной деятельности, застройки и заселения зон
побережья, которые могут быть подвержены воздействию цунами, систематический
контроль выполнения этих правил;
принятие
оперативных мер по эвакуации населения и ценного имущества из опасных зон
побережья при угрозе возникновения цунами;
своевременное
оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о
возникновении цунами;
подготовка
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
16.
Финансовое обеспечение функционирования ФП РСЧС-ЦУНАМИ и мероприятий по
предупреждению о цунами осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов
и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством
Российской Федерации.