Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2006 г. № 696
Об осуществлении
контроля в сфере правовой охраны и использования результатов
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета
(с изменениями от 21 апреля 2010 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение об
осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.
Фрадков
Положение
об осуществлении контроля в сфере правовой
охраны и использования результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения,
выполняемых за счет средств федерального бюджета
(утв. постановлением Правительства
РФ от 18 ноября 2006 г. № 696)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет
полномочия, функции и порядок деятельности по осуществлению контроля в сфере
правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения,
выполняемых за счет средств федерального бюджета (далее – результаты
научно-технической деятельности).
Настоящее Положение не
распространяется на контроль в области результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и
двойного назначения, а также результатов научно-технической деятельности в
агропромышленном комплексе, животноводстве и растениеводстве.
2. Контроль в сфере правовой охраны
и использования результатов научно-технической деятельности осуществляется в
целях реализации государственной политики в области создания и использования
результатов научно-технической деятельности в гражданском обороте и обеспечения
защиты прав Российской Федерации, российских физических и юридических лиц на
созданные результаты научно-технической деятельности.
3. Контроль в сфере правовой охраны
и использования результатов научно-технической деятельности осуществляется
Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным
знакам во взаимодействии с государственными заказчиками и академиями наук,
имеющими государственный статус.
К осуществлению контроля в сфере
правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности
привлекаются представители государственных заказчиков и академий наук, имеющих
государственный статус, а также могут привлекаться и иные специалисты в
указанной сфере.
4. При осуществлении контроля
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным
знакам руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и
науки Российской Федерации.
5. В соответствии с настоящим
Положением к числу контролируемых относятся:
а) организации, распоряжающиеся
правами Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности;
б) организации - исполнители государственного
контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для федеральных государственных нужд;
в) академии наук, имеющие
государственный статус, и федеральные государственные учреждения, выполняющие научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы для федеральных государственных
нужд, финансируемые за счет средств федерального бюджета по смете доходов и
расходов.
6. Объектом контроля является
деятельность организаций, указанных в пункте 5 настоящего Положения, в части,
касающейся:
а) обеспечения правовой охраны
результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств
федерального бюджета;
б) распределения и закрепления прав
на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств
федерального бюджета;
в) обеспечения прав и интересов
Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности, созданные в
рамках государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных
нужд, а также по смете доходов и расходов;
г) обеспечения учета результатов
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для
федеральных государственных нужд в рамках государственного учета результатов
научно-технической деятельности, а также в рамках внутреннего управленческого
учета организации-правообладателя и организации - исполнителя работ;
д) организации использования прав на
результаты научно-технической деятельности.
7. При осуществлении контроля за
деятельностью организаций, указанных в пункте 5 настоящего Положения,
используются следующие показатели:
а) наличие в государственном
контракте и иных договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ для федеральных государственных нужд положений о
распределении прав на результаты научно-технической деятельности и обязанностей
в отношении прав интеллектуальной собственности;
б) обеспечение правовой охраны
созданных охраноспособных результатов научно-технической деятельности;
в) соответствие объема правовой
охраны результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для федеральных государственных нужд условиям контракта
на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для федеральных государственных нужд;
г) исполнение условий
государственного контракта на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных
нужд в части распределения, закрепления и правовой охраны полученных
результатов научно-технической деятельности;
д) исполнение условий
государственного контракта на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных
нужд в части использования полученных результатов научно-технической
деятельности;
е) ведение государственного учета
результатов научно-технической деятельности, а также внутреннего
управленческого учета организации-правообладателя и организации-исполнителя;
ж) использование результатов
научно-технической деятельности, в том числе объектов интеллектуальной
собственности, в собственном производстве организации-правообладателя либо в
рамках лицензионных договоров и договоров уступки прав.
II. Организация осуществления контроля
Постановлением
Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N
268 в пункт 8 настоящего Положения внесены изменения
8. Контроль за деятельностью
организаций, указанных в пункте 5 настоящего Положения, в сфере правовой охраны
и использования результатов научно-технической деятельности, вовлекаемых в
гражданский оборот и созданных за счет средств федерального бюджета,
осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
План проведения проверок
составляется в соответствии с планом работ Федеральной службы по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Основанием для
проведения проверки является приказ руководителя Федеральной службы по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Включение организаций в план
проведения проверок производится с учетом данных, содержащихся в едином реестре
результатов научно-технической деятельности (далее - реестр) и государственных
реестрах объектов интеллектуальной собственности Федеральной службы по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Выписка из указанного
плана, уведомляющая о проведении проверки, направляется соответствующему
федеральному органу исполнительной власти, в ведомственном подчинении которого
находится проверяемая организация, не менее чем за 30 дней до даты проведения
проверки.
Продолжительность проверки,
осуществляемой непосредственно в контролируемой организации, не должна
превышать 2 недели. В исключительных случаях, связанных со значительным объемом
работ, на основании мотивированного предложения должностного лица,
осуществляющего руководство проведением проверки, руководителем Федеральной
службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам может быть
продлен срок проведения проверки не более чем на 2 недели. Плановая проверка в
отношении одной контролируемой организации может быть осуществлена не более чем
1 раз в 3 года.
9. Плановая проверка включает
осуществление комплекса работ в соответствии с утвержденными приказом вопросами
проверки, контрольными показателями и ее программой, которая утверждается
руководителем Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и
товарным знакам и которой устанавливается вид (способ) проверки, этапы ее
осуществления и содержание.
Внеплановая проверка осуществляется
с целью контроля исполнения предписаний Федеральной службы по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам об устранении выявленных нарушений и
в иных случаях, установленных федеральными законами, актами Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
На основании приказа об
осуществлении проверки в адрес проверяемой организации направляется уведомление
о предстоящем осуществлении проверки с указанием вопросов проверки и сроков ее
осуществления, а также программа проверки.
10. Исходными данными для
осуществления контроля за использованием результатов научно-технической
деятельности в гражданском обороте являются следующие сведения:
а) заключенные государственные
контракты (договоры) на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских работ для федеральных государственных нужд, стоимость
работ по полученным результатам научно-технической деятельности и распределение
прав на них, условия и порядок использования прав на эти результаты в целях
обеспечения федеральных государственных нужд и в гражданском обороте, а также
иные договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для федеральных государственных нужд, финансирование
которых осуществляется по сметам доходов и расходов;
б) факт учета созданных результатов
научно-технической деятельности в базе данных заказчиков;
в) факт регистрации учтенных в базах
данных заказчиков результатов научно-технической деятельности и прав на них в
реестре;
г) использование прав на результаты
научно-технической деятельности, в том числе стоимостная оценка этих прав и
включение их в имущественный комплекс организаций;
д) использование в ходе выполнения
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для
федеральных государственных нужд ранее полученных результатов научно-технической
деятельности и права на них;
е) лицензионные договоры на
использование результатов научно-технической деятельности в Российской
Федерации и за рубежом.
11. В целях получения исходных
данных для осуществления контроля в сфере правовой охраны и использования
результатов научно-технической деятельности Федеральная служба по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам имеет право:
а) использовать данные
государственных реестров объектов интеллектуальной собственности Федеральной службы
по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
б) требовать от организаций,
указанных в пункте 5 настоящего Положения, предоставления сведений, указанных в
пункте 12 настоящего Положения;
в) использовать данные реестра и баз
данных заказчиков научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для федеральных государственных нужд.
12. Проверке при осуществлении
контроля подлежат следующие документы:
а) государственные контракты, в том
числе прилагаемая документация (например, техническое задание, соглашение о
правах на результаты научно-технической деятельности, соглашение об
использовании полученных результатов и др.);
б) материалы заявок на выдачу
патентов, свидетельств;
в) официально опубликованные заявки
и патенты (описания к патентам);
г) отчеты о проведении патентных
исследований;
д) отчеты о
научно-исследовательских, опытно-конструкторских работах для федеральных
государственных нужд;
е) лицензионные договоры;
ж) договоры уступки прав;
з) договоры о международном
научно-техническом сотрудничестве;
и) инвентаризационные описи,
ведомости и акты инвентаризации;
к) акты использования;
л) акты сдачи-приемки;
м) документы бухгалтерского учета;
н) формы статистического наблюдения;
о) документы, свидетельствующие об
отнесении информации о проверяемых результатах научно-технической деятельности
к коммерческой тайне;
п) отчеты или акты об оценке
стоимости прав на проверяемые результаты научно-технической деятельности, на
объекты интеллектуальной собственности или секреты производства (ноу-хау) и др.
13. Организации, указанные в пункте
5 настоящего Положения, обязаны предоставлять документы, указанные в пункте 12
настоящего Положения, по запросам Федеральной службы по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам при осуществлении ею контроля.
Федеральная служба по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществляет
контроль в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации о
государственной тайне и о коммерческой тайне.
III. Результаты проверки
14. Федеральная служба по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по итогам проверки
составляет акт о ее результатах. В акте в случае выявленных нарушений
указываются:
а) нарушения нормативных правовых
актов;
б) нарушения положений заключенных
государственных контрактов и иных договоров;
в) факты нарушения прав Российской
Федерации, российских юридических и физических лиц при закреплении и
распределении прав на результаты научно-технической деятельности и др.
15. Для устранения выявленных
Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным
знакам отклонений и нарушений в адрес проверяемой организации направляется
соответствующее предписание, а также может быть направлено уведомление о
выявленном нарушении, отклонении в деятельности проверяемой организации
соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в ведомственном
подчинении которого находится проверяемая организация.
16. В случае невыполнения
предписаний Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и
товарным знакам в установленные сроки проверяемые организации и их должностные
лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством
Российской Федерации.