Постановление Правительства РФ от 20
ноября 2006 г. № 702
"Об утверждении Правил установления федеральными
органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о
градостроительной деятельности"
На основании части 2 статьи 62 Градостроительного
кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила установления
федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о
градостроительной деятельности.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.
Фрадков
Правила
установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства
о градостроительной деятельности
(утв. постановлением Правительства
РФ от 20 ноября 2006 г. № 702)
1. Настоящие Правила определяют порядок
установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства
о градостроительной деятельности при создании объектов использования атомной
энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и
радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том
числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством
Российской Федерации, иных особо опасных, технически сложных и уникальных
объектов, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну,
объектов обороны и безопасности (далее - объекты капитального строительства).
Настоящие Правила применяются в
случаях, когда отношения, связанные с принятием мер по обеспечению безопасности
строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера и ликвидации их последствий при территориальном планировании, градостроительном
зонировании, планировке территорий, архитектурно-строительном проектировании (включая
инженерные изыскания), строительстве, реконструкции и капитальном ремонте
объектов капитального строительства, не урегулированы законодательством
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации
о безопасности гидротехнических сооружений и законодательством Российской Федерации
о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также техническими
регламентами.
2. Установление причин нарушения законодательства
о градостроительной деятельности осуществляется в случае причинения вреда жизни
или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц,
обнаруженного при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов
капитального строительства (далее - причинение вреда).
3. Причины нарушения законодательства
о градостроительной деятельности устанавливаются технической комиссией,
образуемой следующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными
на осуществление государственного строительного надзора (далее – орган государственного
строительного надзора):
Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору - в отношении объектов
использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов,
линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии
с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов,
сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных
и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры
Вооруженных Сил Российской Федерации;
Министерство обороны Российской
Федерации - в отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил
Российской Федерации.
4. Поводом для рассмотрения органом государственного
строительного надзора вопроса об образовании технической комиссии являются:
а) заявление физического и (или) юридического
лица либо их представителей о причинении вреда;
б) извещение лица, осуществляющего строительство,
о возникновении аварийной ситуации при строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте объекта капитального строительства, повлекшей за собой
причинение вреда;
в) документы государственных органов
и (или) органов местного самоуправления, содержащие сведения о нарушении законодательства
о градостроительной деятельности, повлекшем за собой причинение вреда;
г) сведения о нарушении законодательства
о градостроительной деятельности, повлекшем за собой причинение вреда,
полученные из других источников.
5. Орган государственного
строительного надзора проводит проверку информации, полученной в соответствии с
пунктом 4 настоящих Правил, и не позднее 10 дней с даты ее получения принимает решение
об образовании технической комиссии или отказе в ее образовании.
6. Отказ в образовании технической
комиссии допускается в следующих случаях:
а) отсутствие выполнения работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;
б) отсутствие вреда, причиненного
физическому (физическим) и (или) юридическому (юридическим) лицам;
в) незначительный размер вреда,
причиненного имуществу физического или юридического лица, возмещенного с
согласия этого лица до принятия решения об образовании технической комиссии.
7. Копия
решения об отказе в образовании технической комиссии в течение 10 дней направляется
(вручается) органом государственного строительного надзора лицу (органу),
указанному в подпунктах "а" - "в" пункта 4 настоящих
Правил.
8. Заинтересованные лица, а также
представители физических лиц и их объединений могут принимать участие в качестве
наблюдателей в работе технической комиссии при установлении причин нарушения
законодательства о градостроительной деятельности.
Заинтересованными лицами являются лица,
которые Градостроительным кодексом
Российской Федерации определяются как застройщик, заказчик, лицо,
выполняющее инженерные изыскания, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации,
лицо, осуществляющее строительство, либо их представители, а также представители
специализированной экспертной организации в области проектирования и
строительства.
Заинтересованные лица обязаны в сроки,
установленные технической комиссией, представить ей необходимую для
установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности
информацию, включая документы, справки, сведения, связанные с проведением инженерных
изысканий, выполнением работ по проектированию, строительству, реконструкции,
капитальному ремонту в отношении объекта капитального строительства, а также образцы
(пробы) применяемых строительных материалов (конструкций).
9. В целях установления причин нарушения
законодательства о градостроительной деятельности техническая комиссия решает следующие
задачи:
а) устанавливает факт нарушения
законодательства о градостроительной деятельности, определяет существо
нарушений, а также обстоятельства, их повлекшие; при отсутствии технических регламентов
проверяет соблюдение подлежащих обязательному исполнению при осуществлении градостроительной
деятельности строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования
атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других
нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных документов
федеральных органов исполнительной власти в части, соответствующей целям,
указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании";
б) устанавливает характер причиненного
вреда и определяет его размер;
в) устанавливает причинно-следственную
связь между нарушением законодательства о градостроительной деятельности и
возникновением вреда, а также обстоятельства, указывающие на виновность лиц;
г) определяет необходимые меры по восстановлению
благоприятных условий жизнедеятельности человека.
10. Для решения задач, указанных в пункте
9 настоящих Правил, техническая комиссия имеет право проводить следующие
мероприятия:
а) осмотр объекта капитального строительства,
а также имущества физических или юридических лиц, которым причинен вред, в том числе
с применением фото- и видеосъемки, и оформление акта осмотра с приложением необходимых
документов, включая схемы и чертежи;
б) истребование у заинтересованных
лиц материалов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки
территорий, архитектурно-строительного проектирования (включая инженерные изыскания)
объекта капитального строительства, общего и специального журналов, исполнительной
документации и иных документов, справок, сведений, письменных объяснений, их
изучение и оценка;
в) получение документов, справок,
сведений, а также разъяснений от физических и (или) юридических лиц, которым причинен
вред, иных представителей граждан и их объединений;
г) организация проведения необходимых
для выполнения задач, указанных в пункте 9 настоящих Правил, экспертиз, исследований,
лабораторных и иных испытаний, а также оценки размера причиненного вреда.
11. По результатам работы технической
комиссии составляется заключение, содержащее выводы по вопросам, указанным в
части 6 статьи 62 Градостроительного
кодекса Российской Федерации.
В случае если техническая комиссия
приходит к отрицательным выводам, в отношении вопросов, указанных в подпунктах
"а" и "в" пункта 9 настоящих Правил, составляется отрицательное
заключение, в котором могут отсутствовать выводы о характере и размере
причиненного вреда, а также предложения о мерах по восстановлению благоприятных
условий жизнедеятельности человека.
12. Заключение технической комиссии подлежит
утверждению органом государственного строительного надзора, который может
принять решение о возвращении представленных материалов для проведения дополнительной
проверки.
Одновременно с утверждением
заключения технической комиссии орган государственного строительного надзора принимает
решение о завершении работы технической комиссии. В случае если техническая
комиссия приходит к выводу о том, что причинение вреда физическим и (или)
юридическим лицам не связано с нарушением законодательства о градостроительной деятельности,
орган государственного строительного надзора определяет орган, которому надлежит
направить материалы для дальнейшего расследования.
Орган государственного строительного
надзора публикует утвержденное заключение технической комиссии на своем официальном
сайте в сети Интернет в течение 10 дней с даты его утверждения.
13. Копия заключения технической
комиссии в срок, указанный в пункте 12 настоящих Правил, направляется
(вручается):
а) физическому и (или) юридическому
лицу, которому причинен вред;
б) заинтересованным лицам, которые участвовали
в качестве наблюдателей при установлении причин нарушения законодательства о градостроительной
деятельности и (или) деятельности которых дана оценка в заключении технической
комиссии;
в) представителям граждан и их объединений
- по их письменным запросам.
14. Заинтересованные лица, а также представители
граждан и их объединений, указанные в пункте
7 настоящих Правил, в случае их несогласия с заключением технической комиссии
могут оспорить его в судебном порядке.
15. Срок установления причин нарушения
законодательства о градостроительной деятельности определяется органом государственного
строительного надзора при принятии решения об образовании технической комиссии,
но не должен превышать 5 месяцев с даты образования такой комиссии.
16. Порядок образования и работы технических
комиссий, а также требования к форме и содержанию документов, составляемых
этими комиссиями (за исключением содержания заключения), устанавливаются соответствующими
органами государственного строительного надзора.
17. Обращение со сведениями, составляющими
государственную тайну, при установлении причин нарушения законодательства о градостроительной
деятельности осуществляется с учетом требований законодательства Российской
Федерации о государственной тайне.
18. Установление причин нарушения законодательства
о градостроительной деятельности в отношении эксплуатируемых объектов капитального
строительства осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере обеспечения
безопасной эксплуатации указанных объектов.