Л.С. Экслер
гл. специалист ОАО
"ЦНС"
ПОЛОЖЕНИЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ
РЕФОРМИРОВАНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ
СТРОИТЕЛЬСТВА
По решению
заседания Межгосударственной научно технической комиссии по стандартизации,
техническому нормированию и сертификации в строительстве, состоявшегося в г.
Москве в ноябре-декабре 2004 г. осуществляется подготовка к реформированию
межгосударственной системы нормативных документов в строительстве. Основные
направления реформирования были одобрены на XXII заседании
Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности
стран СНГ (октябрь 2005 г., г. Душанбе).
Непосредственным поводом для реформирования системы
явилось изменение в большинстве стран СНГ общей ситуации в области стандартизации
и технического нормирования в связи с введением в действие новых законов в этой
области.
После распада СССР в каждой из стран СНГ начали
создаваться национальные системы нормативных документов в области
строительства, но основой их оставались утвержденные Госстроем СССР, а затем и
Госстроем России строительные нормы и правила и стандарты. Образованный в 1994
г. Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности
стран СНГ стал выполнять фактически роль региональной организации по
стандартизации. Организация и координация соответствующих работ была возложена
на Межгосударственную научно-техническую комиссию по стандартизации,
техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС), которая
подготовила введенный в действие в 1996 г. основополагающий документ
"Система межгосударственных нормативных документов в строительстве.
Основные положения" (МСН 1.01-01-96). В этом документе, согласованном
всеми странами СНГ, кроме Грузии и Республики Туркменистан, были установлены цели
и принципы межгосударственной системы нормативных документов, виды нормативных
документов, входящих в Системы, а также порядок их разработки и принятия.
После 2001 г. во многих странах СНГ, в связи с вступлением или
стремлением отдельных стран вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО),
были приняты новые законы (см. таблицу) в области стандартизации и технического
нормирования (технического регулирования). Эти законы основываются на
положениях Соглашения по техническим барьерам в торговле, принятого ВТО.
Поэтому в них имеются общие для большинства стран положения, но и существенные
различия в части принципов и форм технического регулирования. В результате
сложилась новая ситуация, потребовавшая корректировки принятых ранее принципов
системы межгосударственных нормативных документов. Новая ситуация
характеризуется следующим:
1) Необходимость учета требований Соглашения по техническим барьерам в
торговле, согласно которому предусматривается разделение нормативных правовых
актов, устанавливающих требования к товарам, на две группы:
технические регламенты -
документы, в которых устанавливаются характеристики товара или связанные с ними
процессы и методы производства, включая применимые административные положения,
соблюдение которых является обязательным.
стандарты - документы,
утвержденные компетентным органом, которые содержат предназначенные для общего
и многократного использования правила, руководства или характеристики
применительно к товарам или связанным с ними процессами и методами производства,
применение которых не обязательно (документы для добровольного применения).
2) Необходимость учета
требований ВТО по гармонизации стандартов и других нормативных документов,
устанавливающих требования к товарам, с международными и региональными стандартами.
3) Приостановление активной
деятельности в области технического нормирования в строительстве Российской
Федерации, в прежние годы бывшей основным разработчиком межгосударственных
строительных норм и сводов правил по проектированию и строительству. Это
произошло в связи с введением в действие в 2003 г. Федерального закона "О техническом
регулировании" и структурной перестройкой государственного управления
технической политикой в области строительства.
В то же время в большинстве
стран СНГ пришли к выводу о необходимости сохранения основных особенностей
действовавшей ранее системы нормативных документов в области строительства. В
законах о стандартизации этих стран предусматривается, наряду с техническими
регламентами и национальными стандартами, разработка нормативных документов
(строительных норм, кодексов установившейся практики), в которых общие
требования технических регламентов конкретизируются применительно к зданиям и
сооружениям определенного назначения, строящимся в определенных климатических и
иных условиях. Наличие таких нормативных документов неизбежно для строительства
в силу особенностей строительной продукции как объекта технического
регулирования. Одновременно в большинстве стран СНГ пришли к выводу о
целесообразности сохранения системы межгосударственных нормативных документов в
строительстве с учетом новых условий. На XXII заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в
строительной деятельности стран СНГ принято в частности следующее решение:
"Считать одной из важнейших
задач сохранение и развитие системы межгосударственных нормативных документов в
строительстве как основы для эффективного межгосударственного технического и
экономического сотрудничества, осуществляемого с учетом интересов каждого
государства и его населения".
При этом предусмотрен пересмотр
основных положений упомянутой системы с учетом новых условий.
Цели системы и объекты технического
нормирования и стандартизации в строительстве
При формулировании целей системы межгосударственных нормативных
документов учитываются:
- цели, провозглашенные в "новых законах о стандартизации",
основанные на требованиях ВТО;
- цели, традиционно относящиеся к стандартизации и техническому нормированию
в строительстве, охватывающие более широкий круг вопросов, чем те, которые
основаны на требованиях ВТО.
Такой подход является следствием особенностей объектов стандартизации и
технического нормирования в строительстве, к которым относятся:
- планировка и застройка городских и сельских поселений;
- здания, сооружения и прилегающие территории;
- строительные материалы и изделия (промышленная продукция).
Требования ВТО относятся в основном к товарам, т.е. к промышленной и
сельскохозяйственной продукции (в том числе к строительным материалам и
изделиям) и не могут быть непосредственно предъявлены к планировке и застройке
городских и сельских поселений (которая вообще не может рассматриваться как
продукция) и к объектам недвижимости, каковыми являются здания, сооружения и
прилегающие территории (участки).
Планировка и застройка городских и сельских поселений относится к
компетенции центральной и местных властей в каждом государстве и целиком
основывается на действующих в них законах.
Здания и сооружения, прилегающие к ним территории (объекты недвижимости)
являются непосредственно объектом строительства и могут рассматриваться как
продукция (т.е. результат целенаправленной производственной деятельности),
имеющая разные стадии жизненного цикла: инженерные изыскания и проектирование,
возведение и благоустройство, эксплуатация и снос. Однако каждый объект
недвижимости, возводимый на месте использования и технической эксплуатации,
т.е. в конкретных условиях, является уникальным, и к нему не применимы процедуры
постановки на производство, изготовления и испытания опытных образцов, оценки и
подтверждения соответствия требованиям технических регламентов на стадии
обращения, применяемые к промышленной продукции в соответствии с требованиями
ВТО. В связи с этим проектная документация на здания и сооружения является
объектом государственной экспертизы и согласования различных органов надзора.
Проектная документация разрабатывается на основе соответствующих
нормативных документов, которые, являются доказательной базой соблюдения
обязательных требований технических регламентов, но сами, если они не
утверждаются в качестве технических регламентов, в соответствии с требованиями
ВТО не являются обязательными и могут иметь характер документов для
добровольного применения.
Сказанное выше относится также к нормам, используемым при возведении
зданий и сооружений и при их эксплуатации. Для подтверждения соответствия
возведенных или эксплуатируемых строительных объектов требованиям технических
регламентов неизбежно использование прошедшей экспертизу проектной документации
и технологических норм, разработанных в развитие требований технических
регламентов в форме строительных и эксплуатационных норм и правил.
Необходимо также подчеркнуть, что перечень обязательных требований к
продукции, который в большинстве государств СНГ включает, в соответствии с
установками ВТО, требования безопасности, охраны здоровья, имущества и
окружающей среды, далеко не исчерпывает нормируемые традиционно характеристики
зданий и сооружений. Учитывая длительные сроки службы зданий и сооружений, к
числу нормируемых необходимо относить также характеристики, обеспечивающие
надежность и эксплуатационную пригодность в течение всего срока эксплуатации
строительного объекта. Не входя в число обязательных требований, перечень
которых установлен законами о стандартизации, такие характеристики должны
включаться в строительные нормы или кодексы установившейся практики и
соответственно в межгосударственные строительные нормы.
Таким образом, к общим целям системы межгосударственных нормативных
документов в строительстве следует относить:
нормативное обеспечение безопасности, охраны здоровья, имущества и
окружающей среды при производстве и использовании строительных материалов и
изделий и при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
нормативное обеспечение эксплуатационной пригодности зданий и сооружений
на всех стадиях их жизненного цикла.
Для выполнения этой цели требуется:
выработка единого для стран СНГ подхода к определению перечня
обязательных требований технических регламентов по вопросам безопасности
строительной продукции, принимаемых в разных странах в соответствии с
действующим в них законодательством;
разработка межгосударственных строительных норм, которые должны служить
основой строительных норм или кодексов установившейся практики, принимаемых
органами государственного управления строительством в разных странах.
При этом в полном объеме должна продолжаться разработка новых и
обновление действующих межгосударственных стандартов на строительные материалы
и изделия и на методы контроля и испытаний различных видов строительной
продукции.
Мероприятия по реформированию системы межгосударственных
нормативных документов в области строительства
а) Технические
регламенты
На упомянутом выше XXII
заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной
деятельности, учитывая различия в законодательстве разных стран, принято
решение о нецелесообразности разработки межгосударственных технических
регламентов. В то же время, задачу обеспечения координации между требованиями
технических регламентов разных стран как основы для разработки единых методов
оценки соответствия строительной продукции предъявляемым к ним обязательным
требованиям, предусмотрено решать путем разработки модельных технических регламентов,
содержащих перечни характеристик объектов технического регулирования для
включения в технические регламенты на строительную продукцию отдельных стран.
Учитывая опыт Европейской комиссии по стандартизации (СЕН), целесообразно
требования к защите жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды при
строительстве, использовании, технической эксплуатации и сносе зданий и
сооружений включить в один общий технический регламент "О безопасности
зданий, сооружений и прилегающих территорий". Перечень требований,
подлежащих включению в такой технический регламент в разных странах СНГ, должен
быть установлен в соответствующем модельном техническом регламенте.
Разработчики и сроки разработки этого документа, а также порядок его
согласования со всеми членами МНТКС должны быть установлены на этой комиссии.
При необходимости в разных странах могут дополнительно разрабатываться
специальные технические регламенты по вопросам безопасности отдельных видов
строительных сооружений. Вопрос о целесообразности разработки модельных
технических регламентов по соответствующим темам может быть обсужден и решен
только после принятия в большинстве стран общих технических регламентов с
учетом упомянутого модельного технического регламента.
б) Межгосударственные
нормативные документы по строительству
Целесообразно сохранить установленный МСН 1.01-01-96 порядок разработки,
одобрения и применения межгосударственных строительных норм и
межгосударственных сводов правил по проектированию и строительству. В то же
время после введения в действие технических регламентов должен быть изменен
подход к формированию содержания и определению перечня подлежащих разработке и
переработке этих документов, поскольку часть содержания ныне действующих
строительных норм несомненно будет включена в технические регламенты. Кроме
того, нормируемые требования к безопасности конкретных видов объектов
нормирования должны формулироваться таким образом, чтобы включающие их нормы
могли рассматриваться в качестве доказательной базы соответствия объектов требованиям
технических регламентов.
Особо следует подчеркнуть, что
создание и развитие системы межгосударственных нормативных документов в области
строительства не должно противоречить интересам каждой из стран СНГ, а также создавать
препятствия стремлению отдельных стран к гармонизации национальной нормативной
базы с нормативными документами Европейского Союза и других региональных
организаций, а для государств - членов ВТО - выполнению обязательств,
налагаемых этой организацией.