Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 октября 2006 г. N 713
Об утверждении принципов создания единой
информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС)
В
соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции использования
информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной
власти до 2010 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской
Федерации от 27 сентября 2004 года N 1244-р и с целью координации работ
приказываю:
1.
Утвердить прилагаемые принципы
создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального
развития (ЕИС) (далее - принципы).
2.
Рекомендовать руководителям федеральных служб, федеральных агентств,
находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, государственных внебюджетных
фондов, деятельность которых координирует Минздравсоцразвития России,
использовать принципы при создании, развитии и применении информационных
систем, ресурсов и технологий.
Министр М. Зурабов
Принципы создания единой информационной системы в сфере
здравоохранения и социального развития (ЕИС)
Настоящий
документ разработан с целью определения принципов создания единой
информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития и
координации работ по информатизации, проводимых Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации.
Единая
информационная система в сфере здравоохранения и социального развития (далее
ЕИС) - это
автоматизированная система, направленная на информационную поддержку реализации
функций Минздравсоцразвития России, федеральных служб, федеральных агентств
находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, государственных внебюджетных
фондов, деятельность которых координирует Минздравсоцразвития России.
ЕИС
обеспечивает функции сбора, хранения, обработки, передачи и использования
информации в сферах здравоохранения, социального развития, труда и занятости в
Российской Федерации и предназначена для решения следующих задач:
-
информационное обеспечение принятия управленческих решений в обеспечение
эффективной деятельности Минздравсоцразвития России, подведомственных ему
агентств, служб, координируемых государственных внебюджетных фондов, а также
предприятий различных форм собственности и общественных объединений,
действующих в сфере здравоохранения и социального развития;
-
повышение эффективности обслуживания граждан и организаций;
-
обеспечение информационной открытости деятельности Минздравсоцразвития России и
подведомственных ему организаций;
-
повышение эффективности межведомственного взаимодействия.
Документ
определяет цели, задачи, принципы построения и развития ЕИС.
В
настоящее время в Российской Федерации проводится широкий комплекс социально
значимых реформ. Активно осуществляются административная реформа, реформы
образования, здравоохранения и др. Особое значение придается вопросам развития
в Российской Федерации информационных технологий - информатизации органов
государственной власти и созданию в Российской Федерации основ "электронного
правительства".
В
целях развития информационных технологий в стране принята и реализуется
Федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002 - 2010 годы".
Программа призвана создать условия, которые позволят Российской Федерации
достичь высокого уровня проникновения информационных и коммуникационнных
технологий во все области жизни, включая государственное управление и
общественную деятельность. Выполнение заложенных в Программе мер
предусматривает повышение эффективности государственного управления, увеличение
конкурентоспособности экономики и уровня развития общества.
Активно
идет работа по внедрению инфокоммуникационных технологий и принципов
информационного взаимодействия в практику органов государственной власти. С
этой целью Правительством Российской Федерации принята "Концепция
использования информационных технологий в деятельности федеральных органов
государственной власти до 2010 года".
Все
это требует повышенного внимания органов государственного управления к
проблемам создания и развития информационного обеспечения, эксплуатации и
поддержки информационных ресурсов по вопросам, относящимся к их сферам
деятельности, организации информационного межведомственного взаимодействия,
предоставления гражданам и организациям государственных услуг, совершенствования
и развития использующихся в органах государственной власти информационных
систем, организации их взаимодействия и создания новых.
В
настоящее время в сфере деятельности Минздравсоцразвития России используются
различные информационные системы и базы данных, содержащие значительные объемы
информации по вопросам здравоохранения, социального развития, труда, занятости,
сбор которой осуществляется организациями, подведомственными Минздравсоцразвития
России. Накоплен значительный опыт внедрения и поддержки этих систем. Наличие
различий в информационных системах обусловлено различием в подходах к их
созданию и сопровождению.
Созданные
ранее информационные системы носят преимущественно узконаправленный характер,
ориентированный на обеспечение конкретных функций и задач. Их развитие в
процессе эксплуатации дало не только ощутимые результаты, но и породило
серьезные проблемы. Построенные по принципу снизу-вверх, путем непрерывного
наращивания и увязки старых и новых технологий, существующие информационные
системы скорее представляют собой комплекс автоматизированных рабочих мест, чем
единую информационную среду. Организационно-технологические решения,
реализуемые программными средствами, жестко привязаны к существовавшей на
момент создания систем организационной структуре Министерства и
подведомственных организаций.
В
частности, следует отметить следующие проблемы:
-
существующие информационные системы частично перекрывают друг друга по
реализуемым функциям, слабо связаны структурно, поддерживают разные форматы
данных и не могут быть интегрированы в одну систему без существенных
переработок;
-
отсутствует единая инфраструктура сбора, хранения, обработки, передачи и
использования информации в сфере здравоохранения, социального развития, труда,
занятости;
-
существующие информационные системы не рассчитаны на работу в едином
информационном пространстве, а используемые технологии передачи данных не
способны обеспечить актуализацию данных в необходимом масштабе времени;
-
отсутствуют единые информационные ресурсы, содержащие взаимоувязанные сведения
об объектах и субъектах учета в сферах здравоохранения, социального развития,
труда, занятости;
-
отсутствует возможность соотнесения, сопоставления и анализа данных из
различных информационных систем для получения полной, достоверной и актуальной
информации о состоянии сферы здравоохранения, социального развития, труда,
занятости;
-
существует высокий уровень дублирования информации вследствие недоступности данных
из различных информационных систем друг для друга;
-
ряд систем устарели морально и физически как с точки зрения программного
обеспечения, так и аппаратных средств;
-
отсутствует единая нормативно-правововая, организационная и методическая база
функционирования и использования информационных систем.
Устранение
этих недостатков не может быть осуществлено простой корректировкой существующих
информационных систем и (или) обеспечением их взаимодействия между собой.
Единая
информационная система Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации должна стать системой нового поколения, позволяющей
организовать обеспечение полной, достоверной и актуальной информацией о
состоянии дел в области здравоохранения и социального развития, и предоставить
возможности для оперативной обработки и анализа указанной информации, а также
ее эффективного использования для выполнения возложенных на Министерство
функций и задач.
Мировой
опыт создания и развития информационных систем в органах государственной власти
подтверждает необходимость создания комплексных информационных систем,
содержащих полную, достоверную и актуальную информацию о социальном и
экономическом развитии государства, для эффективного выполнения органами власти
возложенных на них функций и задач. В ходе создания и развития подобных систем
особенно важной становится задача накопления и эффективного использования
данных в интересах граждан и организаций путем оказания услуг населению и
организациям на базе сервисно-ориентированной интегрированной информационной
системы.
Единая
информационная система Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации создается в целях:
-
повышения эффективности деятельности Минздравсоцразвития России в части
реализации Министерством и подведомственными организациями функций и задач в их
сферах ответственности, улучшения качества подготовки и принятия решений;
-
совершенствования процессов взаимодействия и координации Минздравсоцразвития
России, подведомственных ему организаций, а также органов государственной
власти;
-
создания условий для стабильного устойчивого развития в сферах здравоохранения,
социального развития, труда, занятости, на основе полной, достоверной и
актуальной информации о состоянии дел и динамике изменения показателей
деятельности Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций;
-
создания и развития механизмов мониторинга и прогнозирования изменений
показателей в сферах здравоохранения, социального развития, труда, занятости;
-
создания основы для повышения эффективности социальной помощи, ее адресности,
снижения количества необоснованных выплат, улучшения обслуживания граждан в
области занятости и социальной защиты населения;
-
совершенствования процессов лицензирования видов деятельности в соответствии с
компетенцией подведомственных Минздравсоцразвития России органов исполнительной
власти;
-
повышения эффективности выполнения Министерством здравоохранения и социального
развития России и подведомственными ему органами исполнительной власти
правоустанавливающих, правоприменительных и контрольно-надзорных функций;
-
создания условий повышения качества, полноты и эффективности оказания услуг
населению и организациям.
Для
достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-
проанализировать и обобщить российский и мировой опыт создания информационных
систем в органах государственной власти и разработать концепцию,
предусматривающую интеграцию ЕИС в общегосударственную систему информационного
взаимодействия органов государственной власти;
-
разработать и осуществить комплекс организационных, нормативных, методических и
технических мер по созданию, поддержке, эксплуатации, сопровождению и развитию
ЕИС в полном соответствии с функциями и задачами, возложенными на Министерство;
-
разработать и внедрить комплекс стандартов и средств взаимодействия ЕИС для
обеспечения межведомственного взаимодействия с другими информационными
системами, в соответствии с установленными регламентами и процедурами;
-
разработать нормативно-правовое, регламентное и методическое обеспечение по
созданию, эксплуатации, сопровождению и развитию ЕИС;
-
создать необходимую инфраструктуру для обеспечения функционирования ЕИС.
Создание
ЕИС Минздравсоцразвития России осуществляется в соответствии со следующими
основными группами принципов:
-
функциональными;
-
нормативно-методологическими;
-
организационными;
-
технологическими.
Создание
и использование ЕИС должно быть подчинено решению задач:
-
по поддержке реализации функций Министерства и подведомственных организаций как
единой организационной структуры, обеспечивая концептуальное единство ее частей
и компонентов, включающих в себя информационные ресурсы систем и баз данных, на
основе единых методических, технологических принципов и общей нормативной
правовой базы;
-
по использованию существующих информационных систем в качестве информационных
ресурсов ЕИС, при условии соответствия уровня сервиса, полноты, актуальности и
оперативности существующих систем и баз данных требованиям качества поддержки
реализации функций Министерства и подведомственных организаций как единой
организационной структуры;
-
по обеспечению взаимодействия ЕИС с другими информационными системами, в рамках
межведомственного и международного информационного взаимодействия на основе
соответствующих нормативных правовых актов и регламентов;
-
по развитию сервисов и информационных ресурсов ЕИС на основе оценки
социально-экономического эффекта от их создания и внедрения.
Функционирование
ЕИС должно быть основано на едином комплексе мер нормативного,
организационного, методического, регламентного и технологического характера.
Организация
взаимодействия и информационного обмена внутри ЕИС и с другими информационными
системами должно обеспечивается на базе единых методических, технологических
принципов и стандартов.
Создание
ЕИС должно быть основано на существующей в настоящее время нормативной правовой
и методологической базе в области построения и использования информационных
систем органов государственной власти Российской Федерации.
Создание
и развитие ЕИС должно осуществляется с учетом сохранения в максимально
возможной степени сделанных финансовых затрат в существующие информационные
системы и базы данных.
Владельцы
информационных ресурсов, объединяемые в ЕИС, несут ответственность за
достоверность, полноту и актуальность предоставленных в этих информационных
системах сведений.
Организация
процессов наполнения и актуализации сведений в информационных системах
осуществляется на основе существующих и разрабатываемых методических указаний и
регламентов.
Координация
работ по созданию и развитию ЕИС осуществляется Минздравсоцразвития России, а
руководство созданием и развитием компонентов ЕИС, касающихся отдельных
информационных ресурсов осуществляется владельцами информационных ресурсов.
Руководство
эксплуатацией, сопровождением, формированием информационных ресурсов, их
регулярным информационным наполнением и актуализацией в рамках ЕИС,
осуществляется владельцами информационных ресурсов в соответствии с
установленными регламентами.
Для
организации работ по созданию, эксплуатации, сопровождению и развитию ЕИС
должен быть создан единый центр управления в Минздравсоцразвитии России, в
котором будет производится согласование всех возникающих технических вопросов,
проводится обучение специалистов, оказывается техническая и организационная
поддержка, вырабатываются единые алгоритмы устранения неисправностей.
Полномочия,
права, обязанности и ответственность владельцев информационных ресурсов при
создании, эксплуатации, сопровождении и развитии ЕИС определяются существующими
и, при необходимости, разрабатываемыми нормативными правовыми актами.
Состав
пользователей ЕИС и соответствующие регламенты доступа к информационным
ресурсам ЕИС, а также порядок предоставления информационных услуг на их основе,
определяются соответствующими нормативными правовыми актами.
ЕИС
должна создается# как территориально распределенная трехуровневая
информационная система, функционирующая на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях.
ЕИС
по своим функциональным задачам и принципам построения должна являться аналогом
корпоративных систем в применении к функциям государственного управления и
соответствовать текущим и перспективным целям и функциональным задачам
Министерства.
ЕИС
должна строиться в виде компонентной структуры, что обеспечит относительно
простое, без коренных структурных изменений, развитие и создание новых
информационных ресурсов ЕИС в соответствии с функциями и задачами Министерства.
ЕИС
должна обеспечивать технологические возможности информационного взаимодействия
ЕИС с информационными системами других органов государственной власти в
Российской Федерации и при необходимости с международными информационными
системами.
ЕИС
должна обеспечивать защиту информации в рамках ЕИС в соответствии с положениями
нормативной правовой базы и требованиями к обеспечению информационной
безопасности.
Создание
и развитие ЕИС должно быть основано на использовании комплекса государственных,
международных и стандартов де-факто в области информационных технологий.
В
рамках ЕИС должно проводиться формирование стандартов и типовых решений по
созданию новых информационных ресурсов Министерства.
ЕИС
должна предоставлять возможность доступа к информационным ресурсам для всех
потенциальных групп пользователей в соответствии с потребностями, задачами и
полномочиями этих групп пользователей.
ЕИС
должна обеспечивать исключение дублирования, противоречивости и невозможности
сопоставления сведений всех информационных ресурсов, включенных в ЕИС.
ЕИС
должна строиться с учетом содержания и направленности информационных потоков
Министерства.
При
создании ЕИС должны использоваться единые справочники и классификаторы,
согласованные со всеми заинтересованными организациями, при этом обновление
справочников и классификаторов должно производиться централизованно.
Для
создания, эксплуатации, сопровождения и развития ЕИС необходимо сформировать
комплекс мероприятий по разработке нормативных, концептуальных,
организационных, регламентных, технологических решений и мер, направленных на
обеспечение реализации функций Минздравсоцразвития России, подведомственных ему
агентств, служб, организаций, территориальных органов, фондов, а также
общественных объединений.
В
соответствии с целями, задачами и принципами создания и развития ЕИС
Минздравсоцразвития России выделены следующие основные комплексы мероприятий:
-
нормативного правового обеспечения;
-
концептуального создания и развития ЕИС;
-
по повышению эффективности деятельности Министерства;
-
по повышению эффективности обслуживания граждан и организаций;
-
по повышению информационной открытости;
-
по повышению информационной безопасности;
-
по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Создание
ЕИС должно основываться на следующих нормативно-правовых актах:
-
Федеральный закон от 19 декабря 2005 года N 160 "О ратификации конвенции
совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке
персональных данных".
-
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой
подписи".
-
Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ "Об участии в международном
информационном обмене".
-
Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации,
информатизации и защите информации".
-
Закон от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".
-
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2004 года N 611 "О мерах по
обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере
международного информационного обмена".
-
Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994 года N 170 "Об
основах государственной политики в сфере информатизации".
-
Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 1994 года N 361 "О
совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной
власти Российской Федерации".
-
Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и
соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренная решением
Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 года, N Пр-1694.
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 года N 98
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства
Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти".
Основанием
для разработки ЕИС являются также другие федеральные законы и иные нормативные
акты, регламентирующие создание, развитие и взаимодействие информационных
систем в органах государственной власти.
При
создании ЕИС необходимо совершенствование нормативной правовой базы связанной:
-
с составом, статусом и функционированием баз данных, существующих в сфере деятельности
Минздравсоцразвития России;
-
с полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью владельцев
информационных ресурсов в рамках создания, эксплуатации, сопровождения и
развития ЕИС;
-
с объемом полномочий, обязанностей и ответственности пользователей ЕИС;
-
защитой данных, представленных в ЕИС;
-
сбором, хранением, обработкой, передачей и использованием информации
представленной в ЕИС.
Создание
и развитие ЕИС потребует принятия комплекса стандартов информационного
взаимодействия в рамках ЕИС. Объектами стандартизации должны стать:
-
средства телекоммуникации;
-
информационные ресурсы;
-
процедуры и технологии взаимодействия;
-
средства и технологии протоколирования и контроля информационного
взаимодействия.
В
основе комплекса стандартов должны быть государственные стандарты и нормативные
документы, направленные на унификацию методологических, процедурных,
общесистемных требований, регламентирующих общие требования надежности,
безопасности, совместимости информационных систем отечественного и иностранного
производства. Кроме того, при разработке указанных стандартов необходимо
учитывать существующую в Российской Федерации нормативно-правовую базу, в
частности, в области международного информационного взаимодействия.
Социально-экономический
эффект от создания системы найдет свое отражение:
-
в снижении социальной напряженности в обществе за счет более полного
информирования граждан и общественных объединений о состоянии сфер здравоохранения,
социального развития, труда, занятости, повышения эффективности деятельности
Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций;
-
в обеспечении существенного повышения качества, оперативности и обоснованности
принятия решений в рамках Минздравсоцразвития России;
-
в повышении качества управления государственной собственностью в сферах
здравоохранения и социального развития, труда, занятости;
-
в повышении эффективности расходов бюджетных средств на реализацию программ
реформирования и развития в сферах здравоохранения, социального развития,
труда, занятости за счет увеличения координирующей деятельности
Минздравсоцразвития России;
-
в сокращении потерь бюджетных средств в результате необоснованных выплат за
счет повышения обоснованности и адресности выплат в рамках социальной поддержки
граждан;
-
в повышении качества социального обслуживания, работы органов социальной защиты
и увеличении охвата всеми видами социального обслуживания нуждающихся категорий
граждан;
-
в повышении эффективности контроля и надзора в сферах труда, занятости,
здравоохранения и социального развития;
-
в совершенствовании процедур и механизмов организации альтернативной
гражданской службы;
-
в обеспечении эффективной системы реализации услуг в сфере содействия занятости
населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования
коллективных трудовых споров;
-
в повышении эффективности мер в области санитарно-эпидемиологического контроля;
В
целом, ЕИС должна создать нормативную, методологическую, информационно-аналитическую
и управленческую основу для повышения качества социально-экономических и
политических решений, реализуемых Министерством здравоохранения и социального
развития Российской Федерации.