ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
52606-
2006
|
Технические средства организации
дорожного движения
КЛАССИФИКАЦИЯ
ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ
|
Москва
Стандартинформ
2007
|
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской
Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»,
а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН
Федеральным государственным унитарным предприятием ФГУП «РОСДОРНИИ»
2 ВНЕСЕН
Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного
движения»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. №
296-ст
4 ВВЕДЕН
ВПЕРВЫЕ
Информация
об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок
- в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В
случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном
сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет
Содержание
ГОСТ Р 52606-2006
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Технические
средства организации дорожного движения
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ
Traffic control devices.
Classification
of barriers
Дата введения -
2008-01-01
Настоящий стандарт устанавливает классификационные признаки для
разделения конструкций дорожных ограждений на классы, группы, типы и виды.
Настоящий стандарт предназначен для использования при разработке
нормативных и методических документов в области безопасности дорожного движения
с целью обеспечения единого понимания определений, названий и характеристик
устройств, относящихся к техническим средствам организации дорожного движения.
ГОСТ
Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила
применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и
направляющих устройств
ГОСТ
26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические
условия
Примечание - При пользовании
настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в
информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно
издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который
опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим
ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим
стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если
ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на
него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими
определениями:
3.1 дорожные
ограждения: Устройства, относящиеся к техническим средствам
организации дорожного движения в соответствии с ГОСТ
Р 52289.
3.2 дорожные удерживающие ограждения:
Устройства по 3.1, предназначенные для предотвращения съезда транспортного
средства с земляного полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода,
эстакады и т. п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со
встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения,
расположенные на разделительной полосе, обочине и в полосе отвода дороги
(удерживание автомобиля), а также устройства, предназначенные для
предотвращения падения пешеходов с мостового сооружения и земляного полотна
дороги (удерживание пешехода).
Примечание - Расположение дорожных
удерживающих ограждений приведено на рисунке 1.
1 - обочина; 2 -
боковое одностороннее ограждение; 3 - проезжая часть; 4 - направление потока; 5 - боковое двустороннее ограждение; 6 -
фронтальное одностороннее ограждение; 7 - фронтальное двустороннее ограждение
Рисунок 1 -
Расположение односторонних и двусторонних удерживающих ограждений (боковых и
фронтальных) для автомобилей
3.3 дорожные
ограничивающие ограждения: Устройства по 3.1, предназначенные для упорядочения движения пешеходов
(ограничивающее ограждение для пешеходов) и предотвращения выхода животных на
проезжую часть или в полосу отвода дороги (ограничивающее ограждение для
животных).
3.4 классификация (ограждений):
Система соподчиненных понятий в области дорожных ограждений, используемая для
установления связей между этими понятиями.
4.1 Основным классификационным признаком, позволяющим относить дорожные
ограждения к тому или иному классу (подклассу), является назначение ограждений.
Кроме того, используют признаки:
- расположение ограждения (определяет группы и подгруппы);
- принцип работы ограждения (определяет тип конструкции дорожного
ограждения);
- разновидности по конструктивному исполнению (определяют виды
конструкций).
Настоящим стандартом нормируют разделение конструкций по классам
(подклассам) и группам (подгруппам). Классификационная таблица приведена в приложении А.
4.2 По назначению дорожные ограждения подразделяют на два класса -
удерживающие (для автомобилей и пешеходов) и ограничивающие (для пешеходов и
животных).
4.3 Дорожные удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на два
подкласса по назначению - боковые и фронтальные.
Боковые ограждения удерживают автомобиль и корректируют его траекторию
движения при боковом ударе под острым углом к оси ограждения.
Фронтальные ограждения удерживают автомобиль и гасят энергию движения
автомобиля при ударе как сбоку, так и в торец ограждения под углом, близким к
90°.
4.4 По условиям расположения дорожные ограждения подразделяют на группы
(подгруппы). Боковые удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на
две группы по условиям их расположения - дорожные и мостовые, каждая из которых
состоит из подгрупп:
- одностороннее ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об
ограждение может быть с одной стороны, устанавливают по боковым сторонам дороги
или разделительной полосы;
- двустороннее ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об
ограждение может быть с двух сторон, устанавливают по оси разделительной
полосы.
4.5 Фронтальные удерживающие ограждения для автомобилей также
подразделяют на две группы по условиям их расположения - дорожные и мостовые,
каждая из которых состоит из подгрупп:
- одностороннее ограждение, удерживающее автомобили, двигающиеся перед
ударом по полосам одного направления движения, устанавливают при разделении
потока автомобилей;
- двусторонние ограждения, удерживающие автомобили, двигающиеся перед
ударом по полосам различного направления движения, устанавливают в начале и
конце разделительной полосы.
4.6 Дорожные удерживающие ограждения для пешеходов подразделяют на две
группы по условиям их расположения:
- дорожные, устанавливаемые на краю обочины;
- мостовые, устанавливаемые на краю тротуаров мостовых сооружений.
Ограждения для пешеходов должны удерживать пешехода от падения в
ограждаемую зону и быть рассчитаны на воздействие, установленное ГОСТ
Р 52289
4.7 Дорожные ограничивающие ограждения для пешеходов подразделяют по
условиям их расположения на четыре группы:
- группа 1 - располагаемые вдоль тротуаров и боковой разделительной
полосы;
- группа 2 - располагаемые у надземных или подземных переходов;
- группа 3 - располагаемые на газонах и других площадках, которые
необходимо защитить от повреждений пешеходами;
- группа 4 - располагаемые у опор путепроводов, опор
информационно-указательных знаков, а также у опор линий электропередач с целью
исключения попадания человека в опасную зону.
4.8 Дорожные ограничивающие ограждения для животных подразделяют по
условиям их расположения на две группы:
- группа 1 - ограждения, располагаемые по границе полосы отвода вдоль
дороги;
- группа 2 - ограждения, располагаемые перед проходами и в специальных
проходах для животных под дорогами (скотопрогонах).
4.9 По принципу работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на
типы:
- для боковых ограждений для автомобилей:
барьерные (энергия удара гасится за счет упругопластической деформации
материала элементов - стоек балок, консолей и др.),
бордюрные (энергия удара гасится за счет сопротивления колес и подвески
автомобиля, обеспечивающего коррекцию траектории движения),
парапетные (энергия удара гасится за счет подъема колес, уменьшающего
опрокидывающий момент, и трения частей автомобиля об ограждение),
тросовые (энергия удара гасится за счет натяжения и прогиба тросов),
комбинированные конструкции, принцип гашения энергии которыми является
комбинацией принципов, упомянутых выше,
- иные типы конструкций с иными принципами гашения энергии;
- фронтальные ограждения для автомобилей:
телескопические (энергия удара гасится, в основном, за счет трения при
вхождении одних элементов конструкций в другие),
упругопластические (энергия удара гасится, в основном, за счет упругих,
эластических и упругопластических деформаций материала),
наливные (энергия удара гасится за счет сопротивления емкостей с водой
или другим жидким либо вязким веществом),
комбинированные конструкции, являющиеся комбинацией типов, упомянутых
выше,
иные типы конструкции;
- удерживающие ограждения для пешеходов:
парапетные перила (недеформируемые конструкции),
барьерные перила (внешнее расчетное воздействие вызывает упругие
деформации элементов конструкции - стоек, поручня, заполнения и др.),
стоечные перила (внешнее расчетное воздействие вызывает, в основном,
упругие деформации стоек),
комбинированные конструкции,
иные типы конструкций.
4.10 По принципу работы дорожные ограничивающие ограждения подразделяют
на типы:
- ограничивающие ограждения для пешеходов:
направляющие, указывающие направление движения пешеходов,
защитные, защищающие территорию от повреждения пешеходами,
предупреждающие пешеходов об опасности;
- ограничивающие ограждения для животных:
отпугивающего действия (световые, звуковые),
являющиеся препятствием и представляющие механический способ защиты от
животных (стенки, заборы и другие преграды).
4.11 классификация дорожных удерживающих ограждений по конструктивному
исполнению (виду конструкций) может быть приведена в иных документах [1] - [3]
либо в нормативных документах, разработанных для конкретного изделия, типа или
группы изделий. Например, некоторые из разновидностей конструкций барьерного
типа (удерживающие ограждения для автомобилей) приведены в ГОСТ
26804.
Ограничивающие конструкции чаще всего выполняют в виде щитов, сеток,
барьеров и т.д.
Приложение
А
(справочное)
[1] СНиП
2.05.03-84 Мосты и трубы
[2] СНиП
2.05.02-85 Автомобильные дороги
[3] СНиП
2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских
поселений
Ключевые
слова: дорожные ограждения, классификация,
расположение, принцип работы, конструктивное исполнение, назначение