Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ
от 3 июля 2006 г. N 13
Об обеспечении безопасных условий труда
работников транспорта Российской Федерации
Я,
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, проанализировав
результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями
труда на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, установил.
Риски
для здоровья работников транспорта обусловлены особыми условиями осуществления
транспортного процесса, сосредоточением на объектах транспорта большого
количества сооружений и устройств, пассажиров и грузов, а также применением
различных технологий по их обслуживанию. На сегодняшний день специфические
риски усугубляются изношенностью береговой и наземной инфраструктуры, частой
сменой номенклатуры перегружаемых грузов и уходом от специализации
производственно-перегрузочных комплексов, а также длительным сроком
эксплуатации транспортных средств.
Гигиенические
параметры обитаемости транспортных средств и состояния объектов, обслуживающих
транспорт, не отвечают уровню санитарно-эпидемиологической безопасности,
несмотря на проводимые мероприятия по устранению и предупреждению воздействия
вредных и опасных факторов, по улучшению организации труда, быта и отдыха
работников.
По
данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по
железнодорожному транспорту в 2005 году удельный вес неудовлетворительных
результатов исследований физических факторов рабочих мест на объектах
транспорта и транспортной инфраструктуры составил от 75 до 100% (г. Санкт-Петербург,
Свердловская область, Брянская область, Кировская область, Нижегородская
область, Краснодарский край, Республика Дагестан, Красноярский край)
На
объектах железнодорожного транспорта и связанной с ним инфраструктуры ОАО
"Российские железные дороги" удельный вес неудовлетворительных
результатов исследований физических факторов на рабочих местах по сети железных
дорог составил от 17% до 34,4%: Северная железная дорога - 34,4%, Забайкальская
железная дорога - 18,6%, Свердловская железная дорога - 18,0%, Северо-Кавказская
железная дорога - 17,3%, Западно-Сибирская железная дорога - 17,0%.
Анализ
состояния здоровья работающих на транспорте за последние годы свидетельствует о
его значительном ухудшении.
В
2005 году зарегистрировано 792 случая профессиональных заболеваний на
транспорте (в 2004 г. - 528), в том числе на авиационном транспорте - 372 (в
2004 г. - 304), автомобильном - 131 (в 2004 г. - 97), морском - 91 (в 2004 г. -
62), речном - 52 (в 2004 г. - 35), железнодорожном - 146 (в 2004 г. - 132).
Имеют
место факты сокрытия заболеваемости с целью продолжения работы лицами, имеющими
целый ряд заболеваний, что является причиной низкой выявляемости
профессиональной патологии на предприятиях транспортного комплекса.
Отмечаются
систематические нарушения законодательства в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения на предприятиях малого и
среднего бизнеса, предоставляющими услуги по перевозке грузов и пассажиров
автомобильным транспортом: не отлажена система по организации и проведению
предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров,
не организовано проведение предрейсовых медицинских осмотров, не соблюдаются
режимы труда и отдыха водителей, недостаточное обеспечение санитарно-бытовыми
помещениями, не проводится производственный контроль за условиями труда.
В
целях улучшения условий труда, а также осуществления мероприятий, направленных
на сохранение и укрепление здоровья работников транспорта и на основании статьи
51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482) постановляю:
1.
Рекомендовать руководителям организаций транспортного комплекса Российской
Федерации, независимо от организационно-правовых форм:
1.1.
Принять меры по обеспечению безопасных условий труда работников транспорта в
соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2.
Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации:
2.1.
Рассмотреть вопросы, связанные с обеспечением безопасных условий труда и
отдыха, а также состоянием здоровья работников транспорта;
2.2.
Разработать комплекс мер по снижению уровня профессиональной и профессионально
обусловленной заболеваемости среди работников транспорта.
2.3.
Разработать программу по обеспечению оптимизации режимов труда и отдыха.
3.
Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации обеспечить организацию и качественное проведение
предварительных, периодических и предрейсовых медицинских осмотров работников
транспорта с целью раннего выявления профессиональных и профессионально
обусловленных заболеваний.
4.
Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и
по железнодорожному транспорту:
4.1.
Усилить контроль за организацией условий труда и отдыха работников транспорта.
4.2.
Усилить контроль за организацией и качественным проведением предварительных,
периодических и предрейсовых медицинских осмотров работников транспорта.
4.4.
Доложить о проделанной работе до 01.11.2006.
5.
Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя руководителя
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека Л.П. Гульченко.
Главный
санитарный врач Российской Федерации Г.Г.
Онищенко